АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
К 90-летию кафедры педагогики
А. П. Тряпицына,
профессор кафедры педагогики
С. А. Писарева,
заведующая кафедрой педагогики, профессор
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Известно, что кафедра — основное структурное подразделение любого университета, «единица» построения любого факультета. Кафедру педагогики в педагогическом университета вряд ли можно назвать просто подразделением, структурной единицей, поскольку назначение, миссия именно этой кафедры заключается в разработке и пропаганде прогрессивных идей содействия образованию человека на протяжении всего его жизненного пути.
Юбилей всегда значимое событие в жизни любой кафедры, еще один важный повод «остановится, оглянуться», попытаться честно проанализировать имеющиеся достижения, неудачи и проблемы. Кроме этого, юбилей особый повод ощутить себя членом большого и сплоченного коллектива. 90 лет — солидный возраст, когда уже накоплен немалый опыт, осмыслены сделанные ошибки и проанализированы достижения. Это возраст, когда с особым вниманием сосредотачиваешься на определении перспектив дальнейшего развития.
Современный мир — мир постоянных изменений. Эти изменения, необходимость нахождения ответов на все новые требовательные «вызовы времени» определяют наше развитие, заставляют задуматься над выбором новых приоритетов и ценностных ориентиров. В современном глобальном мере, несмотря на широко распространенные идеалы потребления, растущей имущественной и социальной дифферен-
циации, все чаще раздаются призывы к общественному благосостоянию на основе идей сохранения мира, экологической безопасности, разнообразия культур. В этих условиях основные направления развития человеческой цивилизации эксперты видят в инновациях на основе коммерционализа-ции знаний и идей справедливости, среди которых инновации, исследования, подготовка специалистов в сфере образования приобретают особую значимость.
Сегодня перед нами стоят новые задачи, связанные с изменением роли формальных институтов образования в жизни человека. Школа, вуз утратили монополию на образование и социализацию молодого поколения. В этих условиях возникает естественный вопрос: что может и может ли вообще что-то сделать сообщество преподавателей педагогики для решения актуальных задач развития образования?
На наш взгляд, положительный ответ на этот вопрос о возможностях педагогики, преподавателей педагогики в сегодняшних беспрецедентных условиях правомерен потому, что важнейшая функция и ценность педагогического знания состоит в том, что оно должно помогать открывать человеку новые миры, обнаруживать новые границы знания и незнания, помогать понимать себя и других.
У педагогики, на наш взгляд, есть два основных средства решения этой поисти-не исторической по своей масштабности и значимости задачи.
Первое средство — наши знания о построении педагогического процесса, условиях содействия становлению человека в образовании. Это знание, полученное многовековым опытом педагогики в ходе исследований прошлого и сегодняшнего дня, воплощается в учебных программах, пособиях, технологиях и формах организации педагогического взаимодействия.
История кафедры свидетельствует, что на новые вызовы кафедра всегда находила соответствующие не только государственным требованиям, но и гуманистическим идеалам педагогики ответы.
Начальный этап деятельности кафедры — 20-е гг. XX столетия. Государством поставлена задача ликвидации неграмотности, создания новой школы. И кафедра создает «Букварь крестьянина» и «Букварь рабочего» (автор Е. Я. Голант), выходит в свет учебник А. П. Пинкевича «Педагогика» и учебник «Основные вопросы советской дидактики» под редакцией Ш. И. Ганелина.
30-е гг. жизни кафедры Ангелина Константиновна Громцева характеризовала следующим образом: основным содержанием довоенной педагогической науки было изучение политики партии и правительства в области образования. Комментирование постановлений (они в 30-х гг. принимались ежегодно), идеологизация все педагогических категорий: целей, содержания, ступеней обучения — отрывали педагогическую науку от реального опыта, от школьной практики, за ней надолго закрепляется нелестное звание «бездетной» педагогики.
Правда, были и тогда отдельные педагогические исследования, нацеленные на изучение проблем создания новой школы, результаты которых легли в основу содержания учебных пособий для будущих учителей. Лучшей работой этого времени, по мнению современников, считался коллективный труд кафедры — учебное пособие «Педагогика» под редакцией П. Н. Грузде-
ва, выпущенное в 1940 г. В 1940 г. выходит в свет и учебник Ш. И. Ганелина и Е. Я. Го -ланта «История педагогики», работая над которым авторы ставили перед собой задачу «собрать, изучить и систематизировать ценный опыт лучшей части русского учительства, сделать достоянием будущих педагогов его поиски и находки»1. Позже фундаментальный труд Ш. И. Ганелина «Очерки истории средней школы в России во второй половине XIX века», опубликованный в 1950 г., был удостоен премии К. Д. Ушинского. Именно в это время проводятся исследования, ставшие для развития научной работы на кафедре чрезвычайно важными. В частности, Р Г. Лемберг изучает интересы и деятельность детей, роль образовательной работы школы в развитии ребенка, вопросы активности учения, инициативы и активности в учении.
Из истории нашей кафедры известно, что, начиная с конца 30-х гг., профессора кафедры Л. Е. Раскин и Е. Я. Голант активно занимались обобщением опыта школ. Л. Е. Раскин был неизменным организатором научно-педагогических конференций учителей Ленинграда и являлся редактором трудов Первой научно-педагогической конференции, в которых проанализирован и обобщен творческий опыт лучших учителей Ленинграда. Е. Я. Голант был редактором такого же сборника, обобщающего лучший опыт передового учительства Ленинградской области.
Работа со школами стала визитной карточкой кафедры. Так, в 1958 г. вышел в свет новый закон об укреплении связи школы с жизнью. В это время начинают появляться первые экспериментальные площадки, а в 1963 г. на кафедре создаются две лаборатории: Г. И. Щукиной по проблемам формирования познавательных интересов учащихся и Т. Е. Конниковой по проблемам нравственного воспитания. Экспериментальной базой лабораторий стали школы №№ 534, 210, 241, 309, школы-интернаты № 15 и № 42.
Совершенно очевидно, что такая масштабная работа привела к изменению программ подготовки будущих педагогов: усилилась практическая направленность педагогических курсов, была разработана система непрерывной педагогической практики студентов, организована работа студентов в пионерских лагерях.
В эти годы окончательно сложилась еще одна традиция кафедры — масштабная общественная работа. Так, Ш. И. Ганелин становится деканом созданного на общественных началах факультета повышения квалификации учителей и работников образования, К. П. Королев — председателем секции педагогического общества, Н. А. Лялин руководит городской школой пропагандистов, многие члены кафедры оказывают помощь легендарной Коммуне юных фрунзенцев — сводной пионерской дружине при Фрунзенском доме пионеров; Д. И. Сафонов возглавляет детскую воспитательную колонию, Л. П. Дунаева руководит студенческим отрядом при детской комнате милиции, В. Г. Куценко возглавляет Совет музея истории ЛГ11И им. А. И. Гер -цена, В. Н. Липник осуществляет руководство лагерем для трудных подростков от 13 до 16 лет, состоявших на учете в милиции, М. А. Верб становится ректором Института культуры, З. И. Васильева избирается депутатом Куйбышевского районного совета.
По словам Т. К. Ахаян, «60-е гг. — время признания общественно-педагогической
деятельности кафедры». Не случайно именно в 60—70-е гг. на кафедре подготовлены учебники и учебные пособия, получившие высокую оценку современников. В 1966 г. выходит коллективный труд кафедры — курс лекций «Педагогика», в 1974 г. учебник «Теория и методика коммунистического воспитания в школе», в 1977 г. издается широко известный учебник «Педагогика школы». Все эти три книги вышли под редакцией Г. И. Щукиной. Издается «Программа ориентир» для пионеров, разра-
ботанная в лаборатории Т. Е. Конниковой вместе с Л. И. Божович. В этих учебниках и пособиях отчетливо просматривается ориентация ленинградской школы подготовки педагогов на развитие самостоятельности студентов, интереса к педагогической деятельности и науке путем включения в преподавание результатов исследований и передового опыта школ.
Новый импульс развитию кафедры дает состоявшийся в 1978 г. Всесоюзный съезд учителей, на котором обсуждали партийное постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся и подготовке их к труду». З. И. Васильева, характеризуя эти годы, отмечала, что на кафедре не разделялась учебная и научная работа; взаимодействие преподавателей и студентов в разных формах организации педагогического процесса в вузе (лекции, семинары, практика, творческие работы и др.) располагало возможностями повышения наукоемкости процесса обучения, взаимного обмена профессиональной деятельностью.
Именно тогда впервые были введены в программу подготовки практикумы; впервые студенты на экзаменах стали защищать свои творческие разработки практических дел с учащимися. В помощь студентам была издана серия брошюр по работе над проблемой межпредметных связей (1976 г.), по организации жизни пионеров в лагере (1972, 1974, 1978 гг.), по индивидуальному подходу к трудному подростку в шефской работе (1978 г.) и многие другие.
Г. И. Щукина отмечала, что в это же время на кафедре складывался и новый подход к организации педагогической подготовки будущего учителя, который давал ответ на основной вопрос, постоянно стоящему перед преподавателями педагогических вузов: «Как преодолеть разрыв между систематическим обогащением фонда научных педагогических знаний и ограни-
ченными возможностями их раскрытия в рамках действующих учебных планов?» На кафедре начинают работать спецкурсы и спецсеминары. И эта практика развивается вплоть до конца 90-х гг., когда каждый защитивший докторскую диссертацию разрабатывал такой спецкурс.
В 1984 г была принята новая реформа школы (цель — поднять качество образования), согласно которой ставилась задача к 1990 г. «осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи». В рамках ее реализации предполагалось усилить профессионализацию общеобразовательной школы, развернуть систему педагогического всеобуча родителей, а также перейти на подготовку учителей и воспитателей только с высшим педагогическим образованием.
На основе сложившихся направлений научной работы, стрежнем которых являлась ориентация на личность в процессе обучения и воспитания, на кафедре велась активная работа над созданием учебных программ, пособий для студентов и преподавателей. Были разработаны альтернативные программы курса «Педагогика» (авторы И. С. Батракова, А. П. Тряпицына, И. А. Колесникова, 1990 г.), уникальная междисциплинарная программа «ТООМ — теоретичесие основы обучения математике» (авторы Н. Ф. Радио-нова, Л. А. Регуш, Н. Л. Стефанова), программа по методике воспитания (авторы Е. В. Титова, С. А. Расчетина), «Практикум по педагогике» (авторы З. И. Васильева и коллектив преподавателей, 1988 г.), методические рекомендации по истории педагогики (авторы З. И. Васильева и коллектив, 1986 г.), выпущен сборник научных трудов студентов «Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа» (авторы И. А. Колесникова, Г. Г. Федорова, А. Б. Кокин, 1990 г.), изданы «Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе» (авторы З. И. Васильева и ее ученики, 1991 г.).
90-е годы стали переломными не только в жизни кафедры, но и в жизни университета. 21 января 1991 г. — ЛГПИ им. А. И. Герцена аттестован в качестве университета — РГПУ им. А. И. Герцена. Изменение статуса вуза внесло большие изменения в жизнь всех его структурных подразделений. С 90-х гг. ХХ в. начинается новая страница в истории кафедры, которая продолжается и сегодня.
Огромную роль в развитии кафедры в 90-е годы сыграли ректор университета Г. А. Бордовский, первый проректор
В. А. Козырев, которые, не сомневаясь в потенциале кафедры, не боялись поручать ей решение многих новых, сложных задач, отстаивать в разнообразных дискуссиях найденные решения, критически оценивать свои достижения и прислушиваться к мнению коллег. Вера руководителей в возможности кафедры явилась мощным источником ее развития.
На рубеже веков кафедра влилась в состав вновь созданного психологопедагогического факультета, который возглавил В. В. Семикин. Годы на рубеже веков — это годы поиска кафедрой путей модернизации отечественного общего и высшего педагогического образования. И кафедра активно включилась в эту работу. Вот лишь некоторые результаты этой работы:
1) участие в федеральном эксперименте по модернизации общего образования и масштабная опытно-экспериментальная работа преподавателей кафедры в школах, в районных и городском экспертном советах; в частности, опыт петербургских школ (№№ 70, 74, 80, 89, 101, 207, Международной школы Герценовского университета), научное руководство в которых осуществляли преподаватели кафедры, был обобщен на федеральном уровне и рекомендован к распространению в регионах Российской Федерации;
2) публикация серии книг по модернизации образования; профильному
обучению, инновациям в школьном образовании — «Модернизация общего образования» под редакцией В. В. Лаптева и А. П. Тряпицыной, авторами которых стали преподаватели кафедры О. В. Акулова, Т. К. Александрова, Т. Б. Алексеева, О. Б. Даутова, О. Н. Крылова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, М. В. Степанова, А. П. Тряпицына, С. В. Христофоров; серия методических рекомендаций к курсам по выбору под редакцией А. П. Тряпицы-ной «Герценовский университет новой школе: профильное обучение». Модульные программы для подготовки учителей профильной школы в педагогическом вузе разработали: О. В. Акулова, Э. В. Балакирева, И. В. Гладкая, И. Ю. Гутник, О. Б. Даутова, Н. В. Добрецова, Т. В. Менг, С. П. Ильина, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, С. В. Рив-кина, А. С. Роботова, М. В. Степанова;
3) активное участие в пропаганде идей многоуровневого педагогического образования, разработке стандартов высшего профессионального педагогического образования, результатом которого стала разработка трех поколений учебных программ по педагогическим курсам. В 2001 г. вышел учебник «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России» под редакцией Зинаиды Ивановны Васильевой, выдержавший шесть переизданий. Затем в 2003 г. выходит из печати учебное пособие «Введение в педагогическую деятельность» под редакцией Алевтины Сергеевны Робо-товой, выдержавший четыре переиздания.
Уникальны опубликованные в 1996 г. «Педагогические очерки к построению курса “История образования”» Тамары Константновны Ахаян, которые предназначены для последующего построения учебного пособия нового курса для подготовки бакалавров образования. Эти очерки чрезвычайно интересны, они представляют собой аналитическое использование курсов истории педагогики, созданных ведущими российскими историками педагогики П. Ф. Каптеревым, М. И. Дем-
ковым, А. П. Пинкевичем, Н. Н. Иорданским, Е. Н. Медынским, Ш. И. Ганелиным, З. И. Равкиным, Э. Д. Днепровым. В книге представлены несколько вариантов программ курса: на основе анализа учебников по истории русской педагогики П. Ф. Капте-рева (с. 14—17); М. И. Демкова (с. 17—20); З. И. Равкина (с. 20—26); Н. Н. Иорданского (с. 26—28), А. П. Пинкевича (с. 26—30) и совсем молодой тогда аспирантки кафедры И. А. Бочкаревой.
Продолжая рассказ об уникальных изданиях, хотелось бы отметить, что в 2001 г в Москве прошла выставка-ярмарка «Современная образовательная среда», на которой УМК «История образования и педагогической мысли» был удостоен медали Всероссийского выставочного центра, а Т. К. Ахаян и И. А. Свиридова награждены медалями ВВЦ.
В 1992 г. на кафедре была открыта первая магистерская программа «Высшее образование», сегодня их —11.
Хотелось бы отметить и внимание к личностному научному росту, которое всегда было особой сферой заботы кафедры. Сегодня на кафедре выросло уже пятое поколение докторов наук. Это результат влияния особой научной среды, сложившейся на кафедре. Многие из них заслужено были выбраны в качестве руководителей различных подразделений университета: Н. Ф. Радионова — директор НИИ НПО; О. В. Акулова — начальник УМУ университета, Р. У. Богданова — начальник управления развитием воспитательной деятельности; С. А. Расчетина — заведующая кафедрой социальной педагогики, основу которой составили преподаватели кафедры педагогики. Е. И. Бражник в 2011 г. сменила С. А. Расчетину на посту заведующей кафедрой социальной педагогики.
Нельзя не сказать о нашем любимом детище — Герценовской педагогической олимпиаде. Ее возрождение в 90-е гг. — заслуга кафедры. Сегодня — это масштабный научно-образовательный проект, охватыва-
ющий школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и, в перспективе, молодых учителей.
Итак, изучая историю развития нашего первого педагогического средства, можно утверждать, что для кафедры всегда, на протяжении всей ее истории было характерно следующее:
• в центре исследований всегда личность ученика, студента;
• основа преподавания педагогики — научность и опора на отечественную культурно-образовательную традицию;
• ориентир в работе со студентами —
развитие самостоятельности, активности, интереса к педагогической науке и практике, творческие коллективные дела педагогической направленности. Таким образом, история кафедры свидетельствует, что к XXI в. мы подошли со сложившимися кафедральными традициями, которые отражают особенность ленинградской научно-педагогической
школы. Именно в характеристике петербургской научно-педагогической школы заключается наше второе средство, которым обладает сообщество преподавателей педагогики для решения актуальных задач развития образования — незаурядность личности тех, кто работал на кафедре, подтверждая вечно справедливое утверждение Константина Дмитриевича Ушинского: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Эта незаурядность была характерна не только для корифеев кафедры Ш. И. Ганелина, Е. Я. Голанта, Н. Н. Петухова, Р. Г. Лемберг, но и для всего предыдущего старшего поколения кафедры — Т. Е. Конниковой, Г. И. Щукиной, К. Д. Радиной, Т. К. Ахаян, это можно сказать и о наших современниках — З. И. Васильевой, А. С. Роботовой, М. А. Вербе и других. Будучи совершенно разными, они не противопоставляли себя друг другу, а наоборот, усиливали друг дру-
га, сохраняя атмосферу общения, которая благоприятствовала независимости мысли, исключала высокомерие и подобострастность; вместе со своеобразным ароматом свободного, порой забавного, а порой гротескного сочетания самых обыкновенных, а иногда и диковинных собеседников, терпеливых друг с другом. Это, пожалуй, наиболее отличительная особенность петербургской кафедральной научно-педагогической школы, определяющей ценности и смыслы, содержание и технологии (стратегии) подготовки будущего педагога.
Такая школа могла сложиться только в Петербурге, потому что Петербург — город общемировых культурных интересов, Петербург — это склонность к классике во всем — от архитектуры до научных исследований, Петербург — это обилие общественных и полуобщественных, полу-государственных объединений, в которых собиралась мыслящая часть общества — ученые, художники, артисты, музыканты и т. д. А еще это стремление к настоящему профессионализму: в науке, искусстве, в технических специальностях. Характерная деталь, определяющая петербургский профессионализм, — тесная связь наук и искусств с обучением.
Эти черты петербургской культуры были характерны для наших предшественников, работавших на кафедре. Знакомство с их жизнью, творчеством, сомнениями и успехами, поражениями и победами еще раз убеждает, что наше главное педагогическое средство — это личность педагога.
Перефразируя известное выражение Исаака Ньютона, скажем — если мы многого добились, то только потому, что стояли на плечах гигантов. Поэтому нельзя в год юбилея не вспомнить о людях — наших предшественниках, благодаря которым сегодня мы единое целое:
Альберт Петрович Пинкевич, чьи идеи о возможности воспитательного влияния методов обучения на учащихся, о превращении их в стимулы развития самостоя-
тельности и инициативы детей были поис-тине инновационными;
Николай Михайлович Соколов, фактически первый руководитель школьного комитета, пропагандист научного педагогического знания, тесно сочетавший преподавательскую деятельность с широкой общественной: как член Совета экспертов читал лекции учителям города и выезжал в другие города;
Александр Станиславович Гинтовт, руководитель школьной комиссии, а позднее проректор нашего института, основатель Музея народного образования в 1936 г., который, к сожалению, вскоре был закрыт в связи с репрессией многих педагогов-педологов, о которых рассказывалось в экспозиции Музея народного образования;
Генрих Ионович Левин, будучи заведующим кафедрой, — одновременно являлся членом коллегии Внешкольного отдела комиссариата по народному просвещению Союза Коммун Северных областей. Он много сил отдал изучению вопросов внешкольного образования, педагогического и профессионального образования;
Евгений Львович Брюнелли, о котором в своем отзыве Евгений Яковлевич Голант писал: «...Является научным руководителем 1-й опытной школы, добившейся значительных успехов в ликвидации коренного недостатка, в постановке воспитательной работы, в подведении работников школы к опытной работе. Заведует кафедрой педагогики, где добился значительного поворота в сторону связи с массовой школой»;
Евгений Яковлевич Голант, активный участник становления советской системы образования, истоки педагогической деятельности которого лежат в самом начале культурной революции в стране, в ее первых шагах, ликвидации безграмотности взрослого населения;
Раиса Григорьевна Лемберг, обогатившая дидактику новым подходом к обучению, обнаружив необходимость развивающегося обучения и особенностей учения
школьников разного возраста в характере их восприятия и осмысления учебного процесса. Галина Ивановна Щукина характеризовала Раису Григорьевну Лемберг как человека, обладавшего неиссякаемым стремлением реализовать возникшие идеи в ходе работы со студентами, учителями;
Павел Никодимович Груздев, который с самого детства мечтал о преобразованиях, о чем свидетельствует запись в его дневнике: «Мечта № 1. Покупать книги и давать жителям соседних улиц. Мечта № 2. Покрыть Россию кружками самообразования. Мечта № 3. Быть учителем гимназии в уездном городишке». И эти мечты сбылись. Но только Павел Никодимович работал не учителем гимназии в уездном городишке, а служил заведующим губоно, участвовал в создании Центральной научной библиотеки, Института народного образования, являлся редактором «Вестника просвещения Костромского края», деканом педагогического факультета Ярославского государственного университета вплоть до избрания его профессором Герценовского института;
Шолом Израилевич Ганелин, прошедший путь от лаборанта до профессора и заведующего кафедрой. Большую часть своего времени Шолом Израилевич отдавал работе с диссертантами, подготовке научной смены в области педагогики. Им подготовлено свыше 40 кандидатов педагогических наук. Но сфера его научного и личного влияния гораздо шире — это все студенты, обучавшиеся у него, и коллеги-друзья;
Галина Ивановна Щукина, «глав-мать», как ее называли аспиранты и коллеги. И этим все сказано.
Они были по-настоящему образованными людьми, к которым в полной мере относится определение Николая Гавриловича Черны-шевског: «Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
Какие же уроки мы можем извлечь из
истории нашей кафедры сегодня для того, чтобы оставаться востребованными и кон -курентоспособными? Их несколько.
Первый — постоянное самообразование и повышение квалификации. На кафедре такое самообразование стимулировалось постоянными семинарами и Герценовскими чтениями, в которых участвовали разные поколения кафедралов. На кафедре, по сути, отказались от приобретаемых знаний как личной собственности. Рассмотрение знания как собственности одного сознания приводит к тому, что люди начинают рассматривать себя как центр своих действий, как единственных, кто выбирает, ищет, находит знания в соответствии с задачей выживания и успеха. Однако ничто из того, что сказано или написано, не обладает врожденным значением; оно не несет само по себе однозначного смысла. Сами по себе занятия и книги не имеют значения, смысла до тех пор, пока не придать им эти значения и смыслы. Кроме того, ни занятия, ни книги не могут предопределить значение, которое будет присвоено им. Они только открывают ряд возможностей, из которых разные люди по-разному выбирают информацию. И в этом разнообразии — мощный источник новых идей и решений.
Сегодня эта традиция продолжается в рамках совместной работы над материалами дополнительной программы «Преподаватель высшей школы», в обсуждениях программ повышения квалификации в рамках работы университета как уполномоченного вуза, обсуждения выступлений на научной сессии кафедры, работы в редколлегии журнала «Письма в Эмиссия. Оффлайн» (The Emissia. Offline Letters).
Второй — участие в работе общественных организаций и ассоциаций. Распространение педагогического знания происходит не только через книги и непосредственное преподавание, но и через деятельность людей в самых широких слоях населения нашей страны. И эта тради-
ция продолжается. Мы сотрудничаем с Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, Гимназическим союзом России, работаем в Совете по образовательной политике Комитета по образованию, являемся членами редколлегий научных журналов «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», «Вестник РГПУ им. А. И. Герцена», «Альма-матер — Вестник высшей школы», «Вопросы образования», «Письма в Эмиссия. Оффлайн», мы принимали самое активное участие в общественных слушаниях стандарта школьного образования в Общественной плате Госу -дарственной думы и публичных обсуждениях проблем образования, организованных средствами массовой информации. А проведенная нами совместно с Фондом поддержки образования в преддверии юбилея конференция «Какого учителя ждет наша новая школа?» собрала сотни участников из 11 регионах нашей страны.
Третий — сплоченность коллектива как фактор развития карьеры каждого. Для кафедры всегда было характерно внимание к личностному росту каждого, с одной стороны, и участие каждого в коллективных научных исследованиях, научно-методических делах — с другой. Мы продолжаем и эту традицию. Только за последние 10 лет 13 доцентов нашей кафедры защитили докторские диссертации, а 16 ассистентов — кандидатские. А если организуется подготовка какого-то масштабного мероприятия, например, как наш юбилей, то никто не остается в стороне. Каждый вносит свою лепту в общее дело. Поддержка и стимулирование труда преподавателей кафедры, прежде всего, базируется на понимании управления, в котором ценности человека ставятся выше ценностей производства и продукции. В этом случае управление рассматривается не с позиции власти, а как своеобразный культурный феномен, определяющий особый тип поведения и отношений между людьми (А. Файоль).
Четвертый — ориентация на внешнюю оценку, стремление быть самокритичным
и объективным. Здесь ориентиром является рейтинг кафедр, который выстраивается в университете ежегодно, и востребованность научно-профессиональной компетенции наших коллег в системе образования за стенами университета.
И, наконец, пятый — быть готовым к решению новых задач и не бояться инноваций. Ведь важнейшим условием, обеспечивающим успешность любых реформ, является активное участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.
Правительство, ректорат, деканат предоставляют условия для осуществления изменений педагогического характера. Мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно и когда реформы планируются, и когда они находятся в стадии осуществления. Поэтому так важны наши встречи, на которых мы обсуждаем самые острые вопросы развития системы педагогического образования.
Будущее кафедры видится в том, чтобы кафедра педагогики стремилась продолжать традиции ленинградской, петербургской научнопедагогической школы. В этом заключается важнейшее условие развития потенциала кафедры, определяющее качество подготовки педагогических кадров, устойчивые формы деятельности научного сообщества, сохранение и преумножение его идеалов и норм. В «Очерках истории кафедры Герценовского университета», подготовленных к 85-летию кафедры, вошли воспоминания наших корифеев. А. К. Громцева написала: «... 90 лет! Это очень-очень много. Сейчас на склоне лет все чаще и чаще начинаешь думать о том, насколько прожитая тобою жизнь была счастлива, справедлива, удачна. И чем больше думаешь об этом, тем яснее осознаешь, что в моей жизни радость, счастье, значимость существования определялись в первую очередь работой».
Хочется верить, что и для всех нас кафедра также является, и будет являться мощным источником счастья и радостного мироощущения!
Примечание
1. Шкорина Н. Л., Кириллова Г. Д. Педагогическое наследие Шолома Израилевича Ганелина и его дидактическая система. СПб., 2009. С. 178.
Н. Ф. Радионова,
профессор кафедры педагогики
С. В. Ривкина,
доцент кафедры педагогики
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С НИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогики университета имеет прочные, длительные и постоянно развивающиеся связи с НИИ непрерывного педагогического образования. Можно выделить, по крайней мере, три группы вопросов, по которым эти связи реализуются весьма плодотворно.
Во-первых, сотрудники кафедры активно участвуют в научно-исследовательских проектах института. Так, с 2007 г. по настоящее время реализуется фундаментальное исследование в рамках ЕЗН «Исследование закономерностей развития инновационной сре-
ды высшего педагогического образования» (научный руководитель — доктор пед. наук, профессор Н. Ф. Радионова, ответственный исполнитель — доктор пед. наук, профессор Е. В. Пискунова; от кафедры педагогики — Т. В. Менг, В. С. Пусвацет, Ю. С. Матросова, А. А. Ахаян, О. В. Акулова, А. И. Синицына,
С. В. Ривкина).
В ходе этого исследования ученым удалось:
• выявить социокультурную обусловленность изменений образовательной сре-