Научная статья на тему 'Взаимодействие государства и гражданского общества в целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений в России'

Взаимодействие государства и гражданского общества в целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
873
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / STATE / CIVIL SOCIETY / MORAL CAPITAL / ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нифаева О. В.

В статье обоснована необходимость укрепления морально-нравственных основ экономических отношений на основе взаимодействия государства и гражданского общества в России. Описаны принципы, функции и направления такого взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between the state and the civil society for the purposes of strengthening the moral foundations of Russian economic relations (Russia, Briansk)

The article stresses the importance of strengthening the moral foundations of economic relations on the basis of interaction between the state and the civil society in Russia. The author describes the principles, functions, and directions of such interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства и гражданского общества в целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений в России»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ отношений В РОССИИ

О.В. Нифаева,

доцент кафедры экономики и менеджмента Брянского государственного технического университета,

кандидат экономических наук olganifaeva@yandex.ru

В статье обоснована необходимость укрепления морально-нравственных основ экономических отношений на основе взаимодействия государства и гражданского общества в России. Описаны принципы, функции и направления такого взаимодействия.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, морально-нравственный капитал, экономические отношения.

УДК 334.021 ББК 65.01

1. Постановка проблемы

В последнее время проблемам взаимодействия государства и гражданского общества уделяется в нашей стране особое внимание. Некоммерческие организации, бизнес, учреждения образования и культуры, средства массовой информации все чаще привлекаются к решению тех или иных социальноэкономических проблем. Чрезвычайно важное значение имеет государственно-частное партнерство в области строительства объектов социальной сферы, оказания социальной помощи населению. Многочисленные исследования подтверждают, что распространение демократических институтов, неправительственных организаций и объединений граждан способствует повышению уровня социального капитала общества, нивелированию «провалов» государства и рынка [1, 2].

Указанные обстоятельства отчасти связаны с постепенным осознанием того, что в погоне за экономическим ростом, модернизацией и информатизацией экономики катастрофически мало внимания уделялось морально-нравственным аспектам экономических отношений. В результате совокупного влияния коммерческой рекламы, кино, телевидения и других средств социальных коммуникаций были утрачены многие общечеловеческие ценности, произошло резкое снижение моральнонравственного капитала экономических субъектов. Практика же показала, что экономические реформы невозможны без реформы общественного сознания или хотя бы его корректировки, то есть без учета морально-нравственных аспектов экономических отношений. Любые экономические преобразования должны сопровождаться соответствующими изменениями стереотипов поведения и мышления людей, иначе они могут иметь крайне негативные последствия.

Тем не менее, взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в настоящее время не носит системного характера. Единичные социальные акции с привлечением некоммерческих организаций или частного бизнеса не могут оказать существенное влияние на характер экономических отношений. В связи с этим в данной статье на основе системного и партисипативного подходов предложен механизм взаимодействия государства и гражданского общества, его функции и направления приложения совместных усилий органов государственной власти и общества.

В роли ключевых субъектов взаимодействия государства и институтов гражданского общества выступают как органы государственной власти, так и некоммерческие организации, учреждения науки, образования и культуры, религиозные организации, частный бизнес, профсоюзы, средства массовой информации, исследовательские организации, широкая общественность.

Особая роль в укреплении морально-нравственных основ экономических отношений в России принадлежит таким институтам гражданского общества, как профессиональные союзы и научное сообщество. В современной России деградация морально-нравственных ценностей особенно пагубно сказалась именно на них. Профсоюзы превратились в соглашателей, не способных отстаивать интересы работников. И это неудивитель-

но, ведь члены профсоюза — такие же работники предприятия, желающие сохранить свое рабочее место и полномочия по распределению членских взносов. Не секрет, что в профсоюзные лидеры нередко назначаются лояльные руководству предприятия люди и даже родственники. В этих условиях эффективность деятельности профсоюзов снижается. В связи с этим необходимо включение поправок в Трудовой кодекс и принятие своеобразного Кодекса этики членов профсоюзов (подобные кодексы уже есть во многих сферах деятельности в России и за рубежом), касающихся повышения независимости и объективности деятельности профсоюзов. Так, в аудиторской практике принцип независимости означает невозможность проведения аудиторской проверки, если аудитор и аудируемое лицо находятся в родственных или деловых связях. Подобную практику можно было бы распространить и на деятельность профсоюзов. Возможно также внедрение практики ежегодного переизбрания всех членов профсоюза, невозможности занимать пост председателя профсоюза более двух раз за время работы в организации.

В ХХ1 веке ключевое значение приобретает повышение престижа и востребованности российской науки, которая могла бы выполнить чрезвычайно важную миссию по разработке различных альтернативных вариантов социально-экономического развития страны и их широкому общественному обсуждению.

2. Принципы взаимодействия государства и гражданского общества

Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в России может базироваться на следующих принципах :

1. Принцип научной обоснованности. Разработка и проведение совместных мероприятий государства и институтов гражданского общества должны быть основаны на последних достижениях теории и методологии таких областей знания, как теория социальных коммуникаций, психология, социология, медицина, демография, не говоря уже об экономике. Активное привлечение научной общественности позволит повысить эффективность расходования средств бюджета и частных лиц путем их направления на решение наиболее острых социально-экономических проблем.

2. Принцип системности и непрерывности. В основе взаимодействия государства и институтов гражданского общества должно лежать системное, всестороннее исследование ключевых социально-экономических проблем. На смену единичным, не связанным между собой и потому малоэффективным социальным акциям отдельных организаций или министерств должны прийти комплексные, ориентированные на долгосрочную перспективу мероприятия, охватывающие наиболее актуальные направления и условия гуманизации экономических отношений в России.

3. Принцип гибкости, адаптивности (ситуационный подход). Механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества должен отвечать требованиям времени и своевременно корректироваться при изменении социально-

1 08

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

Д

экономических, политических и других условий. Для этого на государственном уровне должен быть усовершенствован механизм прогнозирования социально-экономического положения страны на основе активизации взаимных усилий (на условиях госзаказа) исследовательских организаций, органов государственной власти, вузов, научных учреждений, занимающихся социально-экономическим прогнозированием.

4. Принцип массовости, обратной связи (партисипативный, проактивный подход). Механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества должен быть ориентирован на привлечение как можно большего числа организаций, объединений граждан и отдельных лиц с тем, чтобы учесть мнение и интересы большинства населения. Тем самым взаимодействие государства и гражданского общества позволит на практике реализовать требование социальной справедливости. Чем больше людей будет вовлечено в процесс взаимодействия государства и гражданского общества, тем лучше будут учтены интересы различных социальных групп, тем эффективнее будут совместные усилия государства и общества. Невозможно решать проблемы, не привлекая к этому тех, кто эти проблемы испытывает. В процессе взаимодействия государства и институтов гражданского общества необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения, в которых граждане посредством общественных слушаний, предварительных обсуждений, социологических опросов участвуют в решении социально-экономических проблем.

5. Принцип экономической целесообразности. Рыночный механизм диктует, чтобы взаимодействие государства и институтов гражданского общества осуществлялось на взаимовыгодной основе. Бизнес, государство, широкая общественность должны понимать выгоды и быть заинтересованы в гуманизации экономических отношений в России, повышении человеческого и социального капитала, а следовательно, в достижении целей большинства экономических субъектов.

6. Принцип иерархичности (приоритетности). Наличие иерархии в национальных социально-экономических приоритетах — жизненно важная необходимость. Ни одно государство не обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы одновременно решать все возникающие в обществе проблемы, именно поэтому необходима расстановка приоритетов. В свою очередь правильный выбор ключевых направлений взаимодействия государства и гражданского общества, основанный на статистических данных и результатах социологических опросов, обеспечит мультипликативный эффект, вскрывая и позволяя решать (или предотвращать) другие, менее насущные в данный момент социально-экономические проблемы с учетом региональной специфики.

3. Функции механизма взаимодействия государства и гражданского общества

В целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества призван выполнять следующие функции:

1. Функция экономической социализации. С экономической точки зрения социализация означает результат экономических отношений, процесс интеграции субъекта в экономическую среду, в ходе которой происходит его приспособление, усвоение индивидом экономических ролей и стереотипов поведения. Большую роль в процессе экономической социализации играют система образования, семья, средства массовой информации, современная культура и реклама. В связи с этим усилия государства и институтов гражданского общества должны быть направлены на воспитание нравственных, этических стандартов и ценностей экономических отношений.

2. Образовательная (воспитательная, информационная) функция. Совместные действия государства и институтов гражданского общества, направленные на укрепление моральнонравственных основ экономических отношений, могут быть связаны с информированием граждан о существовании тех или иных проблем в стране и в мире и способах их решения, то есть повышением индивидуального человеческого и соци-

ального капитала. В частности необходимо более активное распространение информации о том, как бороться с вредными привычками, вести здоровый образ жизни, соблюдать те или иные правила, помогать другим людям, сохранять окружающую среду, что в конечном итоге позитивно скажется на качестве жизни населения.

3. Функция инструмента цивилизованной массовой культуры. В условиях распространения массовой культуры и развития информационных технологий, средств массовых коммуникаций и, прежде всего, телевидения, влияние традиционных институтов гражданского общества (семьи, системы образования, культуры, науки, церкви) снижается. Товаропроизводители и рекламодатели с целью повышения собственных доходов навязывают экономическим субъектам не всегда позитивные морально-нравственные стереотипы поведения, культивируют отношения потребительства. Распространение западной массовой культуры приводит к формированию комплекса национальной неполноценности, утрате традиционных для России ценностей коллективизма, сострадания и милосердия, служения общенациональным интересам [3, с. 17].

В результате распространения массовой культуры процесс индивидуализации и самоидентификации экономического субъекта сменяется процессом охлотизации, когда «быть как все» гораздо безопаснее, комфортнее, престижнее, чем быть индивидуальностью. Кроме того, идеалы и ценности массовой культуры «утрачивают нравственное измерение». В этих условиях произведения искусства и культуры становятся товарами и, чтобы привлечь пресыщенного потребителя, отказываются от нормативных ограничений, распространяют терпимость ко всякого рода девиациям. И наконец, под воздействием средств массовых коммуникаций экономический субъект утрачивает способность критически мыслить, становится пассивным и безвольным [4, с. 3].

Поэтому взаимодействие государства и институтов гражданского общества должно быть направлено на распространение ценностей и норм, отличных от стереотипов потребительской и циничной массовой культуры и характерных для экономических отношений цивилизованного типа. Чрезвычайно сложно, но необходимо, чтобы «быть как все» означало быть трудолюбивым, ответственным и честным как все, вести здоровый образ жизни, уважать других людей и в целом следовать фундаментальным общечеловеческим морально-нравственным ценностям как все, потому что это модно, престижно, правильно, справедливо (новая цивилизованная массовая культура).

4. Превентивная (инструментальная) функция — одна из самых важных, ведь в России традиционно сложилось так, что решение проблемы начинается тогда, когда она уже приобрела практически необратимый характер. Хотя профилактика социально-экономических проблем, сдерживание деградации морально-нравственного капитала, предотвращение появления новых форм безнравственного поведения экономических субъектов — гораздо более эффективные меры, чем борьба с последствиями.

5. Гуманистическая (аксиологическая) функция. Влияние массовой культуры и глобализации на экономические отношения во многом деструктивно, так как приводит к «релятивизации ценностно-нормативной сферы», то есть в современном обществе само понятие нормы или ценности становится относительным, стирается грань между тем, что раньше считалось допустимым и недопустимым, моральным и аморальным [4, с. 3]. В связи с этим и государство, и институты гражданского общества заинтересованы в том, чтобы экономические отношения строились на позитивных морально-нравственных качествах экономических субъектов, что ведет к повышению человеческого и социального капитала.

6. Политико-идеологическая (интеграционная) функция взаимодействия государства и институтов гражданского общества проявляется в следующем: 1) отражение интересов государства и общества; 2) формирование новой национальной идеи, представленной национальной символикой, информацией о событиях, имеющих важное значение для экономики страны и ее положения на мировой арене, освещения планов

109

а

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

государства относительно реформ, в том числе непопулярных, мер государства по поддержке различных категорий граждан, предприятий, организаций; 3) укрепление национальной российской идентичности; 4) воспитание гордости и уважения к своей стране, к ее истории и традициям; 5) развитие социальной, межэтнической и кросскультурной толерантности.

4. Направления взаимодействия государства и институтов гражданского общества: системный подход

Что касается потенциальных направлений взаимодействия государства и институтов гражданского общества, то о них можно судить по результатам социологических опросов. Так, Исследовательский холдинг «Ромир» в сентябре 2013 года выяснил, что наибольшее беспокойство у россиян вызывают, прежде всего, бедность, инфляция и коррупция [5]. За восемь лет с момента проведения предыдущего опроса более актуальными для россиян стали проблемы, связанные с коррупцией и жилищно-коммунальным комплексом. Резкий рост показала обеспокоенность проблемами мигрантов и межэтнических конфликтов внутри страны, особенно среди молодых респондентов в возрасте 18-24 лет.

Опросы населения подтверждают важность укрепления морально-нравственных основ экономических отношений, обеспокоенность общества нарушением этических принципов в поведение экономических субъектов, проблемами социальной несправедливости, необходимостю решения ключевых социально-экономических проблем, напрямую связанных с низким уровнем человеческого и социального капитала и выживанием нации. Однако системный подход к определению направлений взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на федеральном, региональном и местном уровнях в России отсутствует. В связи с этим многочисленные, актуальные и требующие скорейшего решения проблемы, связанные с деградацией морально-нравственных основ экономических отношений, могут быть объединены по двум ключевым направлениям взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества:

1. Повышение человеческого и социального капитала экономических субъектов: отрицание вредных привычек; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваний; гуманизация экономических отношений; нивелирование культа потребления; защита окружающей среды; воспитание гуманистических ценностей у детей и молодежи; укрепление семейных ценностей и гендерное равенство; национальное самоопределение.

2. Совершенствование экономических отношений и обеспечение социально-экономической стабильности: создание институциональной среды для эффективного функционирования рыночных механизмов; налаживание цивилизованных отношений между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, предпринимателями и работниками; достижение богатства честным путем; обеспечение социального мира.

Комплексный подход к укреплению морально-нравственных основ экономических отношений в России предполагает активное, целенаправленное и взаимовыгодное сотрудничество государства, бизнеса, профсоюзов, некоммерческих организаций, средств массовой информации, религиозных объединений, учреждений науки, образования и культуры и общества в целом для решения наиболее актуальных социально-экономических проблем.

Активизация взаимодействия государства и гражданского общества возможна при соблюдении ряда условий:

- законодательное оформление на федеральном и региональном уровнях механизма взаимодействия государства и гражданского общества в целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений;

- ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение морально-нравственных норм экономических отношений (в том числе за преступления в сфере экономики, коррупцию, неэтичное поведение по отношению к другим экономическим субъектам);

- ограничение демонстрации асоциального, аморального, преступного экономического поведения в СМИ, кино, рекламе, Интернете;

- обязательное распространение социальной рекламы, содержащей идеи о роли позитивных морально-нравственных ценностей в экономических отношениях, средствами массовой информации в объеме не менее 5% общего объема распространяемой в течение года рекламы;

- партисипативный подход к принятию большинства нормативных правовых актов, контролю расходования бюджетных средств; разъяснение и общественное обсуждение социальноэкономических реформ, непосредственное участие граждан в этом процессе;

- совершенствование государственного мониторинга социально-экономических проблем как направлений взаимодействия государства и гражданского общества.

5. Условия возрастания человеческого капитала как следствия взаимодействия государства и институтов гражданского общества

В целях модернизации экономики страны на основе повышения человеческого капитала экономических субъектов взаимодействие государства и гражданского общества может быть связано с реализацией следующих мер:

1. Вовлечение всех уровней системы образования, использование потенциала социальной рекламы в деле формирования морально-нравственных основ экономических отношений путем воспитания таких качеств экономических субъектов, как трудолюбие, образованность, профессионализм, честность и патриотизм. Также важна пропаганда здорового образа жизни, распространение в рамках учебного процесса, на телевидении, в Интернете, молодежных периодических изданиях информации о российских предпринимателях и общественных деятелях, ученых, чьи морально-нравственные принципы и качества (инициативность, самоотверженность, смелость, образованность, патриотизм) позволили оставить их имена в истории России.

2. Введение курса деловой этики в учебные планы вузов по всем направлениям подготовки. В. Фальцман предполагает, что курс «предпринимательской морали» на основе отечественного и зарубежного опыта способствовал бы формированию у потенциальных предпринимателей и других экономических субъектов чувства самоограничения и ответственности перед обществом [6, с. 50]. Учебные планы также должны быть дополнены дисциплинами, касающимися вопросов хозяйственного права и налогообложения, так как все мы налогоплательщики, а правильность и своевременность уплаты налогов и исполнение договорных обязательств — неотъемлемые принципы деятельности экономического субъекта. В цивилизованных экономических отношениях, основанных на согласовании интересов, и, следовательно, ответственности экономических субъектов, от качества выполнения каждым индивидом своих обязательств, в том числе налоговых, зависит уровень благосостояния всех и каждого.

3. Общение предпринимателей со студентами вузов как обязательный, законодательно закрепленный элемент бизнес-образования. Один из основных недостатков российского экономического образования — его оторванность от практики бизнеса. Теоретически подкованные выпускники вузов могут оказаться невостребованными, так как обучались у препода-вателей-теоретиков, не имели опыта общения с предпринимателями, прохождение производственной практики носило формальный характер. Поэтому проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, выезды на предприятия, конкурсы профессионального мастерства, премии и награды студентам с возможностью последующего трудоустройства и другие мероприятия должны стать обыденной практикой экономического образования во всех вузах страны, а не только столичных учебных заведениях или бизнес-школах. Эти меры позволили бы объединить знания и практический опыт предпринимателей и творческий потенциал, здоровые амбиции молодежи в реализации бизнес-проектов, в том числе социально значимых. В реализации подобных мер заинтересованы, прежде всего,

1 1 0

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

Д

сами предприниматели, жалующиеся на низкий уровень подготовки выпускников вузов и необходимость их «доучивания» на рабочем месте.

4. Рост доступности образования, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры посредством повышения государственных расходов, в том числе увеличения числа бюджетных мест, поскольку сокращение доли бесплатного образования противоречит национальным интересам; частичный возврат к специалитету в системе высшего образования путем расширения перечня стратегических направлений подготовки специалистов. Последний финансово-экономический кризис наглядно показал: будущее есть только у фирм и государств, которые в основу своего экономического роста положили инновационную политику, что «потребует массированных бюджетных ассигнований на науку и образование» [7, с. 30].

5. Возрождение ценности русского языка и образа России как одной из самых читающих наций в мире. Чтение позволяет развить навыки устной и письменной речи, межличностных коммуникаций, заставляет мыслить критически, дает возможность найти общий язык с другими людьми, придает уверенность в общении в любой обстановке. Косноязычный человек, речь которого изобилует междометиями и словами-паразитами, скорее всего, читает очень мало. В то же время величайшая и известная во всем мире русская литература сегодня пользуется все меньшей популярностью среди молодежи. Компьютерные игры и интернет-общение не оставляют ни желания, ни времени на чтение книг. Качество самих издаваемых в России книг резко снизилось за последние двадцать лет. В детской и даже учебной литературе нередко встречаются орфографические и пунктуационные ошибки. Сложно говорить о повышении интеллектуального капитала нации в условиях, когда передача самого капитала осуществляется надрывно, жаргонно, не всегда грамотно. В связи с этим целесообразными представляются следующие меры: 1) воспитание у молодого поколения любви к чтению с раннего возраста; информирование молодежи об отсроченных негативных последствиях чтения исключительно интернет-текстов (снижение уровня грамотности, ухудшение физиологического и психического здоровья и коммуникативных навыков); 2) введение обязательной корректуры всей издаваемой и ввозимой в Россию литературы, по крайней мере, детской и учебной; 3) законодательное закрепление административной ответственности издательств, допускающих систематические и грубые нарушения правил грамматики и стилистики русского языка в выпускаемых ими книгах.

Необходимость укрепления морально-нравственных основ экономических отношений с позиции повышения социального капитала экономических субъектов обусловливает целесообразность принятия следующих совместных мер государства и гражданского общества:

1. Распространение принципов этического консьюмеризма, широко известного в развитых странах и предполагающего предпочтение товаров и услуг компаний, соблюдающих права работников и потребителей, требования охраны окружающей среды, законы и этические нормы [8]. Так компании, нарушающие этические принципы, будут отчасти поставлены в условия, когда их деятельность окажется не совместимой с имиджем успешной компании. Общество само «вынудит» предпринимателей стать более цивилизованными, то есть учитывать интересы других людей, а не действовать только из соображений прибыльности.

2. Объединение усилий государства и церкви в области повышения морально-нравственного капитала экономических субъектов. Важную роль в возрождении морально-нравственного капитала российских предпринимателей и всего общества, сдерживании негативных проявлений человеческой природы могла бы сыграть Русская православная церковь и другие религиозные конфессии. А. Маршалл назвал религию наряду с экономикой «двумя великими силами, формировавшими мировую историю» [9, с. 56]. Л. Абалкин указывал на важную духовную миссию православной церкви как на одно из ключевых условий успешного обновления российского общества [10, с. 154]. В «Своде нравственных принципов и правил в хозяйство-

вании», принятом VIII Всемирным русским народным собором в 2004 году сказано: «Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу» [11].

Как когда-то протестантская этика из религиозной превратилась в светскую, проникла в плоть и кровь европейцев, так и сегодня ряд ценностей православия можно было бы использовать как рефлекторные, «встроенные стабилизаторы», деловую религию. Распространение православных идеалов воздержания, негативного отношения к нечестно добытому богатству могло бы в значительной степени способствовать духовному возрождению российских экономических субъектов.

3. Повышение роли честности, доверия, ответственности и социальной справедливости в экономических отношениях. Экономические субъекты (предприниматели, государственные служащие, граждане страны в целом) должны осознать следующее: следование морально-нравственным нормам в экономических отношениях приносит гораздо бульшую выгоду, чем рациональное индивидуальное максимизаторство, формирует положительный опыт взаимоотношения экономических субъектов, способствует слаженной успешной совместной работе, росту конкурентоспособности, принятию важных эффективных решений, удовлетворяющих интересы большинства, и их поддержке.

4. Всестороннее повышение прозрачности и информативности деятельности бизнеса и чиновников посредством публичности финансовой и статистической отчетности всех хозяйствующих субъектов, развития системы рейтингов, реальной подотчетности исполнительной и законодательной власти гражданам страны, установление оплаты труда чиновников по результатам деятельности или рейтинговой оценки экономики региона, города.

5. Усиление социальной направленности реформ для повышения уровня доверия граждан к экономическим преобразованиям, поскольку по сравнению с советским временем и некоторыми развитыми странами с социальной рыночной экономикой российское государство сняло с себя многие социальные обязательства. Государственная прямая и косвенная поддержка направлена в основном на развитие финансового сектора, действующая система налогообложения приносит реальные выгоды крупному бизнесу, аффилированному с госструктурами, в то время как меры по поддержке малого бизнеса носят декларативный характер.

6. Внедрение механизмов саморегулирования с учетом уже имеющейся положительной и отрицательной практики их применения в различных отраслях экономики России. Механизмы саморегулирования достаточно эффективно работают за рубежом, так как в их основе лежит контроль членов профессионального сообщества не со стороны государства, а и со стороны других членов группы. Дело в том, что принятие в члены саморегулируемой организации также осуществляется при выполнении определенных не только законодательных, но и этических требований, например, исключение из профессионального сообщества и лишение права заниматься определенным видом предпринимательской деятельности за нарушение требований профессиональной этики. Внедрение механизмов саморегулирования ни в коем случае не означает отмену или ослабление государственного контроля.

7. Повышение уровня патриотизма экономических субъектов, в частности с помощью инструментов государственной социально-экономической политики в области массовых коммуникаций, образования, внутреннего туризма.

6. Выводы

Сегодня российское общество переживает «ценностный кризис». Это препятствует дальнейшим модернизационным преобразованиям. Сложно надеяться на то, что «невидимая рука рынка» наведет порядок в умах и совести предпринимателей и других экономических субъектов, поэтому необходимо внедрение в повседневную и деловую жизнь морально-нравс-

1 1 1

а

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

твенных принципов экономических отношений. В процессе корректировки ценностных ориентаций важно не упустить момент, воспользоваться так называемым «окном возможностей». Задача России уже сегодня — активизация морально-нравственного капитала общества, пока смена поколений окончательно не произошла, пока утилитарные ценности еще не превалируют в нашем сознании, пока живы те, кто разделяют высшие ду-

ховные идеалы любого уважающего себя народа: трудолюбие, честность, справедливость, ответственность, патриотизм. Совместными усилиями органов государственной власти и институтов гражданского общества необходимо воспитать грамотного, интеллектуально и культурно развитого гражданина России, в жизни которого Дом, Семья, Родина, Долг, Ответственность, Национальная безопасность занимают главное место.

Литература

1. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С. 4-17.

2. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. — 2005. — № 5. — С. 28-49.

3. Беспаленко П. Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: автореф. дис...докт. полит. наук. — Ростов-н/Д., 2009. — 60 с.

4. Хагуров Т. А. Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях массовой потребительской культуры (проблемы девиантологического анализа): автореф. дис...докт. социолог. наук. — М., 2007. — 42 с.

5. Беспокойство общественными проблемами растет. http://romir.ru/studies/513_1382472000.

6. Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. — 2008. — № 8. —

С. 45-53.

7. Иванова Н., Данилин И. Антикризисные программы в инновационной сфере // Мировая экономика и международные отношения. 2010. — № 1. — С. 26-37.

8. Костров Я. О. Этический консьюмеризм // Реклама. Теория и практика. — 2006. — № 05. — С. 340-346.

9. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Прогресс, 1993. — 594 с.

10. Летенко А. Абалкин Л. И. Россия: осмысление судьбы // Вопросы экономики. — 2012. — № 8. — С. 153-158.

11. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. http://www.wco.ru/biblio/books/money2/H06-T.htm

РЫНОК ТРУДА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Н.Ю. Гарифуллина,

старший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета,

кандидат экономических наук garifullina@psu.karelia.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.А. Мазаева,

младший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета

kirasol@petrsu.ru

В статье дана комплексная оценка ситуации, сложившейся на региональном рынке труда рабочих профессий. Выявлены наиболее востребованные профессии производственных рабочих. Проведен сравнительный анализ данных о вакансиях, зарегистрированных в центрах занятости населения города Москвы, а также данных специализированных кадровых порталов и печатных средств массовой информации, в том числе данных о требованиях к соискателям рабочих профессий и заработной плате. Предложены меры по популяризации рабочих профессий и привлечению молодежи на рабочие профессии в регионах Российской Федерации, учитывающие международные тенденции на рынке труда рабочих кадров.

Ключевые слова: рынок труда России, промышленность, потребность в трудовых ресурсах, рабочие, мировой рынок труда

УДК 331.5.024.54 ББК 65.240

1. Потребность в рабочих специальностях: постановка проблемы

В современном мире конкурентоспособность экономики страны и уровень ее развития во многом определяются образовательным и профессиональным потенциалом населения. В период бурного прогресса науки, техники, высоких технологий и компьютеризации большое внимание уделяется той роли, которую играют в инновационной экономике инженерно-технические и управленческие кадры. В течение последних десятилетий в нашем обществе сложилось устойчивое мнение, что успешная карьера человека возможна только при наличии у него высшего образования. В 2012 году в Российской Федерации удельный вес населения с высшим образованием составлял 55%, в то время как в странах Европы значение этого показателя не превышает 45% [1]. Однако далеко не все работники, получившие высшее образование, используют его в своей дальнейшей деятельности. В таких случаях трудоустройство человека не по полученной учебной специальности является свидетельством 1 1 2

того, что государство вхолостую тратит бюджетные средства на подготовку высококвалифицированных кадров.

А вот рабочие профессии в России пока популярностью не пользуются, тогда как потребность в них на рынке труда велика. Так, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова утверждает, что самыми востребованными в 2014 году на рынке труда будут квалифицированные рабочие: «Здесь речь идет, в первую очередь, о сварщиках, токарях, мастерах по ремонту и электромонтажниках. Высокий спрос на эти специальности, да и на все рабочие профессии в целом, держится последние два года и не падает» [2].

Сразу необходимо отметить, что при использовании термина «рабочие профессии» мы понимаем под ними вид трудовой деятельности работника, связанный как с изготовлением продукции, для выпуска и реализации которой предназначено предприятие, так и с обслуживанием производства. В рамках исследования были выделены две группы рабочих профессий: профессии основных производственных рабочих (ОПР), то есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.