ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Д-р филос. наук Е. Ю. Новикова
ЦЕННОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рассматривается роль ценностей в мировоззрении и деятельности. Особое внимание уделяется анализу религиозных ценностей, их взаимосвязи с экономическим мышлением, а также положению о системности процессов в обществе, включенности экономики в системное взаимодействие с различными аспектами духовной жизни.
Ценностный аспект деятельности традиционно исследуется в социально-экономических науках. Актуальность исследования определяется спектром важнейших проблем современности. Это проблемы менталитета и его роли в общественном развитии, активности сознания по отношению к бытию, проблемы исторического творчества, социального взаимодействия и снижения конфликтности в обществе, а также более приземленные проблемы стимуляции работника, повышения производительности труда и др.
Взаимосвязь ценностей и деятельности носит многоаспектный характер. Во-первых, ценности входят в структуру мотивации. Мотив - предмет, отвечающий потребности. Он непосредственно побуждает деятельность. Другие виды побуждений - сами потребности, желания, интересы - связаны с деятельностью через систему более сложных ментальных взаимосвязей. Ценностная сторона мотивации проявляется при этом в императивности. Ценности субъективно окрашивают объекты реальности, создавая пристрастное отношение к ним человека.
С ценностями, включенными в структуру мотивации, связана функция направленности деятельности, благодаря чему деятельность протекает в определенном русле. Сохранение направленности деятельности важно и для индивида, и для общества в целом. Историческое развитие потенциально всегда многовариантно, однако исторические законы и тенденции в развитии проявляются в устойчивой форме. Реализация однонаправленности развития в значительной степени обусловлена ценностями общества, выполняющими селективную функцию, в результате чего из множества альтернатив развития общество выбирает одну или несколько линий.
Ценности, включенные в структуру мотивации, выполняют и смыслооб-разующую функцию. Побуждение и направленность на предмет деятельности требуют определения смысла, ради которого деятельность совершается.
Во-вторых, ценности и оценки являются необходимым компонентом сознания. С этим связана их мировоззренческая функция. Все формы общественного и индивидуального сознания содержат оценочные элементы, благодаря которым сознание отражает объект в его «человеческом измерении». Мир объективных процессов и явлений представлен в сознании через призму моральных, эстетических, религиозных, социокультурных, политических и других ценностей. Воздействие того или иного экономического фактора невозможно предсказать без анализа его отражения в системе ценностей общества
или индивида. Так, объективные противоречия в способе производства могут не приводить к развитию общества и его сфер при аномии, при ценностном вакууме.
В-третьих, ценности выполняют праксеологическую функцию. Ценности, включенные в сознание, активно влияют на постановку целей, на выбор средств для их достижения, на отношение к предмету и продукту деятельности и на саму деятельность. Этот аспект ценностей приобретает особую важность в период творчества, в частности, в период социально-экономических реформ.
Анализу религиозных ценностей и их влиянию на экономику посвящены работы многих авторов. Актуальность исследования религиозных ценностей вызвана тем, что во многих странах они тесно связаны с культурой и играют большую роль в процессе экономических реформ.
Рыночные реформы в мусульманских странах первоначально столкнулись с религиозно-традиционным неприятием нововведений и антизападными тенденциями. Потребовалась дополнительная работа по истолкованию исламских норм. Рыночные преобразования связывались с ценностями, которые поддерживаются в Коране. К ним относятся честность, справедливость, осуждение воровства, причинения вреда. При истолковании положений Корана особое внимание уделялось тем ценностям, которые были связаны с принципами личностного саморазвития, достижения личного успеха. При этом акцентировались активность, воля и энергия, здравый смысл в противовес догме. Предприимчивость и труд на благо своей семьи рассматривались в аспекте высших нравственных ценностей. В образе пророка Мухаммеда подчеркивались черты, необходимые для развития рыночных отношений: усердие в труде, в торговой деятельности, забота о достатке. Рыночные реформы потребовали преодоления традиционного для мусульман предубеждения к ссудному проценту. «Греховный» ростовщический ссудный процент отделялся от дозволенного банковского.
Процесс накопления капитала в реформируемых мусульманских странах также был связан с ценностями религии. В традиционном истолковании прибыль, как и ссудный процент, рассматривалась как запретная «лихва», но в процессе реформ утвердился принцип законности собственности у человека, выполняющего предписания Корана. Принцип законности накопления капитала сочетался с принципом религиозного налога в пользу неимущих мусульман.
В исламской экономической мысли подчеркивается роль человеческого фактора, необходимость инвестиций в человека, потребность изучения движущих сил его поведения, а также разрабатываются рекомендации для поведения мусульманина как производителя, потребителя, предпринимателя, наемного работника. Поведение потребителя регламентируется нормами шариата. Ценностными основаниями являются провозглашенные в Коране принципы общественного блага и добра. В соответствии с принципами Корана человечеству нужно воздерживаться и от чрезмерного производства, и от избыточного потребления. Рыночные отношения должны строиться на принципах справедливости, нравственной чистоты, умеренности и благотворительности.
Ценности ислама выступают основаниями для регуляции отношений между работниками и работодателями. Труд рассматривается как нравственная ценность, а его мотивами провозглашаются служение добру и благочестие, в то время как алчность и эгоизм осуждаются. В ценностном аспекте подчеркивается важность профессионализма работника, усердия и трудолюбия для достижения максимальных результатов. Внешний контроль не имеет значения, поскольку работник всегда находится на виду у Аллаха. Договор между работником и работодателем рассматривается как нерушимый, освященный Кораном. Его нарушение трактуется как тяжкий грех. Договор регламентирует обязательства сторон, ответственность, условия и оплату труда. При этом особая ответственность возлагается на работодателя.
Исламская деловая практика одобряет партнерство, кооперацию, взаимную поддержку, а также участие рабочих в прибылях предприятия. Предусматривается создание фондов отчислений из прибыли для поддержки рабочих в период спада производства. При этом ссылаются на слова Магомеда о том, что «пастух отвечает за стадо».
Права на забастовку, должностные обязанности, право занимать ту или иную должность рассматриваются на основе ценностей шариата. Занятие должности менеджера допустимо только для мусульманина.
В работах многих авторов рассматриваются ценности православия и их преломление через хозяйственную деятельность [2; 5; 7].
Исследователи отмечают роль «Домостроя», в котором не только определялось содержание православных ценностей, но и давались практические рекомендации по их воплощению в хозяйственной деятельности, в частности, применительно к семейной экономике. Ценности православия связаны с формированием потребностей и установок по отношению к хозяйственной деятельности. Осуждается как гедонизм, так и чрезмерный аскетизм. Православные установки по отношению к распределению богатства осуждают чрезмерное материальное расслоение в обществе, при котором роскошь у одних слоев населения сочетается с нищетой у других. Хозяйственный механизм должен предоставлять возможности для получения работы и достойной заработной платы всех граждан. При этом само богатство не осуждается, но грехом считается его неправедное приобретение. Принцип презрения к «сребролюбию» означает не отказ от денег, а то, что их приобретение должно находить выражение в деятельности на благо своего народа, отечества. С этих позиций осуждается хозяйственная деятельность «новых русских», которые вывозят капиталы из страны и не инвестируют российскую экономику.
С одной стороны, православие нацеливает верующих на оптимизм даже в трудноразрешимых ситуациях, в частности, в условиях бедности. Но с другой стороны, удовлетворение необходимых потребностей - также необходимый принцип, который должен лежать в основе социально-экономических стратегий. Принцип приоритета удовлетворения насущных потребностей населения должен лежать и в основе государственной политики, особенно при выборе направления развития производства, переходе на новые технологии и развитии сферы услуг.
С позиции православия осуждается господство монетаристских ценностей. О внеэкономических ценностях хозяйственной деятельности писали еще русские православные философы прошлых веков: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, П. Б. Струве и др. Принцип максимизации прибыли не может быть единственным ориентиром при управлении социально-экономическими процессами. Получение прибыли любым путем осуждается в православии. Православные принципы ведения хозяйства требуют уважения и доверия к партнеру, верности данному слову даже в ущерб собственной выгоде, уважения прав конкурентов, предоставления кредитов и ссуд на льготных условиях, благотворительности.
В основе хозяйственной деятельности также может лежать православный принцип соборности. Соборность не означает уравниловки, но требует уважения к личности каждого человека, ориентации на духовное единство и общезначимые цели хозяйственной деятельности: рост благосостояния народа, укрепление могущества страны, улучшение здоровья и т. п. Соборность означает сотрудничество и взаимную поддержку в трудовых отношениях, доброжелательность и милосердие по отношению к людям.
В настоящее время в России появились православные социально-экономические объединения экономистов, врачей, педагогов. На основе нравственно-духовных ценностей возник Славянский экономический союз. Считается, что православие не отвергает, а поддерживает рыночные отношения на принципах социальной справедливости, ограничения конкурентной борьбы моральными нормами, этичности бизнеса.
С позиции православной этики экономические отношения в обществе должны строиться на принципах взаимной поддержки, спонсорства и меценатства. Экономика должна выступать не как самоцель, а как средство развития человека, и прежде всего его духовного совершенствования. Хозяйство и экономическая деятельность всегда связываются с нравственно-религиозными ценностями. Основные понятия - собственность, богатство, хозяйственный процесс, прибыль - оцениваются с позиции их праведности или неправедности, их соответствия принципам морали, совести. Православие поддерживает общинные формы хозяйствования. Труд представляет собой обязательную и богоугодную деятельность. Важным принципом является стремление к достижению общественной полезности экономической деятельности. При этом осуждаются непроизводительное использование богатства, ориентация только на личное потребление, эгоизм.
Экономическая деятельность рассматривается в товарно-денежной форме, хотя допускается и натуральное хозяйство в соответствии с законами как простого, так и расширенного воспроизводства. Нельзя сказать, что православие претендует на открытие новых форм хозяйствования. Главным критерием в православии является состояние субъекта экономической деятельности - его веры, морали, праведности. Православные ценности не противоречат рыночным принципам хозяйствования, но они могут быть основой духовного единства, сплочения людей на пути продвижения рыночных реформ. При этом развитие производства рассматривается как достижение свободы человеком и как возможность для духовного развития. Как отмечал С. Н. Булгаков, «про-
гресс внешней человеческой свободы и наука о народном богатстве, или политическая экономия, в этом смысле есть наука, изучающая условия освобождения человека от рабства природы. И так как христиане и христианское человечество призваны быть свободными, ибо только свободный... от принудительной власти природы человек может осуществить свое историческое призвание, то общая задача политической экономии должна быть признана соответствующей требованиям христианского прогресса» [2. С. 4].
В западной экономике актуальны ценности протестантской религии [1; 4]. Классической в этом направлении является работа М. Вебера, в которой показано значение протестантской этики для развития капитализма. Вместе с тем ценности протестантской религии имеют значение и для современности. Они рассматриваются в работах таких авторов, как В. Ойкен, В. Репке, А. Рюстов, Ф. Карренберг. Хозяйственная этика протестантизма ориентирована на решение практических, актуальных проблем. Задача этики - усиление социальной ответственности участников хозяйственной деятельности. Гуманистические идеи протестантской этики были использованы в теории и практике социальной рыночной экономики. Идея ответственности христиан была реализована в жизни. На ее основе выдвигались социальные приоритеты, преодолевалось противостояние различных социальных групп, политических блоков, профсоюзов и предпринимателей. При этом обращалось внимание на религиозное осуждение крайней поляризации в распределении богатства в обществе, обосновывались принципы государственного регулирования экономики и движения по «третьему пути». Протестантская этика поддерживала принципы субсидиарности, социального партнерства, социальной защиты. На основе принципов протестантской морали формируются нормы и установки в социально-экономической сфере. Из христианства выводится идея широкого распределения собственности, поддержки среднего класса, экономической демократии и гуманизации труда.
В концепциях «третьего пути», основанных на христианской этике, преобладает рациональная, реформаторская трактовка человека, а также системный подход к его индивидуальным и общественным качествам. Человек не безграничен в своих возможностях, поэтому он нуждается в поддержке общества, которая рассматривается как необходимая и справедливая, а не как опека для лодырей и иждивенцев. Однако у каждого человека есть и зона личной ответственности, которую необходимо определить в производственном процессе. Отсюда выводится идея поддержки малого бизнеса, социоэкономиче-ской демократии, соучастия трудящихся в управлении, необходимости создания посреднических общественных организаций работников, профсоюзов, союзов предпринимателей.
С позиции протестантской морали духовное развитие человека должно подкрепляться практикой социальной работы как основы социальной рыночной экономики. Отношение человека к Богу проявляется как отношение человека к человеку, в том числе и в экономических отношениях. Управление предприятием рассматривается как сфера взаимодействия, компромиссов и социальной справедливости, как взаимное сотрудничество, как результат активности различных групп работников, отношения между которыми построе-
ны на принципах взаимного свободного договора. Критика - это процесс позитивного взаимодействия. Конфликты должны сменяться гармонией.
Среди сторонников «третьего пути», основанного на протестантской этике, можно назвать Й. Хюбнера, К. Шмита, М. Вебера, Т. Эшенбурга, О. фон дер Габленца, К. Кордеса и др. На основе работ этих авторов в Германии сложилась концепция коммуникативной хозяйственной этики. Экономическая рациональность должна подкрепляться коммуникативным разумом, объединяющим и рабочих, и владельцев предприятий. Его основу составляет готовность к диалогу, компромиссу, экономической демократии, сотрудничеству. Применительно к управлению предприятием на первый план выдвигаются вопросы этики и культуры управления, решения трудовых конфликтов, социальной справедливости, формирования у работника адекватных политических, духовных, трудовых установок. Важным вопросом является соотношение систем управления предприятием и государственного управления в условиях рынка. По мнению Й. Хюбнера, координация интересов различных групп - важнейшая проблема в управлении. Она не решается институционально. Здесь решающую роль должна играть этика, нравственные начала в управлении.
В современных теориях и стратегиях реформ используется аксиология цивилизационного подхода, при котором большое значение имеют этнокультурные ценности. Ценности, лежащие в основе экономики, соответствуют этническому сознанию, национальному характеру. В них дается характеристика высшего нравственного начала, а также отражаются ход и условия истории народа [8. С. 25].
Диалог «Восток - Запад», «Россия - Европа», имеющий многовековую историю, - яркий пример функционирования этнических, социокультурных ценностей в экономическом поведении. В сфере управления социокультурные ценности проявляются в различных моделях менеджмента: японской, американской, китайской и др. В качестве направления исследования роли ценностей в экономике необходимо отметить этику предпринимательства и деловых отношений.
На экономическую деятельность влияют ценности различного уровня. Применительно к ценностям культуры это могут быть ценности и всего общества, и отдельных субкультур [8. С. 37]. Социокультурные установки и ценности обеспечивают системное воздействие на инвестиционный процесс. Исследование личностных ценностей и установок руководителей предприятий выявило, что ориентация на получение инвестиций связана у них с решением преимущественно текущих, сиюминутных проблем, а не масштабных задач развития производства на длительный период. Социокультурные ценности и установки персонала по поводу условий труда, соблюдения дисциплины, хищений на предприятии способны влиять на стоимость инвестиционного проекта. Ценностные установки граждан могут влиять и на финансовую эффективность инвестиционного процесса. Наибольшую социальную эффективность имеют капиталовложения, сделанные в промышленность, в сельское хозяйство. Именно они дают эффект в масштабах всей страны, обеспечивая рабочие места, экономическую безопасность и т. п. Но эти отрасли требуют
долгосрочных кредитов. В обществе же господствуют ценности недоверия, в результате чего вкладчики не оставляют свои средства в банках на долгий период, поэтому длительные кредиты имеют в России высокий ссудный процент, а «короткие» кредиты могут быть использованы только в ограниченных сферах хозяйства.
Ценности недоверия могут быть и в основе ряда противоречий в экономике, в частности, неудовлетворенного спроса при наличии предложения и при высокой платежеспособности населения. Так, многие семьи остро нуждаются в улучшении жилищных условий, но не прибегают к ипотеке, так как не доверяют частным компаниям. Многим жильцам нужна охрана квартир, но они не доверяют милиции. Многих людей не устраивает качество услуг в районной поликлинике, но они не доверяют и коммерческой медицине.
В основе ряда явлений в России лежат ценности, характерные для стран с догоняющим экономическим развитием. Их специфика состоит в ориентации населения на стандарты образа жизни экономически развитых стран, независимо от объективных возможностей их достижения внутри реформируемой страны. Это порождает разрыв между потребностями и возможностями, трансформации и перекосы в развитии отдельных отраслей, секторов экономики. Возможность лишь частичного удовлетворения потребностей, ориентированных на стандарты западных стран, служит ценностным основанием для поддержки иллюзий массового сознания при отражении и осмыслении экономических и политических реалий.
Ценности влияют и на управление собственностью. В странах с развитой рыночной экономикой высокая концентрация собственности повышает эффективность ее использования. А в России наблюдается противоположная тенденция: наиболее эффективны предприятия, имеющие несколько субъектов собственности (инвестор, администрация, трудовой коллектив, банки и т. п.). На наш взгляд, это связано с ценностными установками. В трактовке М. Вебера западный капиталист-протестант - это патриот, нацеленный на продуктивный труд, бережливость, инвестирование производства, создание новых рабочих мест. В России же появились собственники-временщики, цель которых - быстрое получение прибыли любой ценой и отъезд из страны. Появилось выражение «доить завод». В результате такой деятельности от предприятия остаются одни стены, инвестиции в производство отсутствуют, новые рабочие места не создаются.
Исследование ценностей может иметь значение для прогноза многих экономических явлений: состояния рынка труда, качества рабочей силы, трудовых отношений и др. В настоящее время отмечается изменение традиционных ценностей, входящих в общественное сознание. В процессе реформ сознание россиян менялось по нескольким направлениям. У части населения ценности успеха стали доминирующими по принципу «цель оправдывает средства». У других доминирующими стали мотивы отсутствия материальных и властных ориентаций, безынициативность, боязнь риска, увольнения, нежелание любых перемен. Изменялись и личностно-смысловые структуры, например, приватизация рассматривалась одними как законный доступ к собственности, а другими - как разграбление. Москвичи поддерживают индивидуа-
листические ценности, близкие западному менталитету. Они рассчитывают на собственные силы, ценят свободу, отрицают жесткую авторитарную власть, толерантно относятся к рыночным реформам. Жители Центральночерноземного района ориентированы на уравнительные тенденции, на общество равных доходов, на личную свободу и сильную власть в государстве, но толерантно относятся к людям, разбогатевшим в годы реформ [6. С. 99].
Доминирующие ценности выживания характерны для многих людей. Небезопасность и неопределенность поддерживаются новым типом индивидуальности, разрывают связь времен и поколений, создают «общество риска». В общении большую значимость приобрела практика активного воздействия на сознание других людей с целью уговорить, обыграть, сманипулировать, обмануть. Получили импульс к развитию презентационные ценности. Скромность как нравственное качество обесценилась. Декларируемые при этом открытость, честность нередко являются средством достижения целей. Сложился приоритет целерациональных моральных ориентаций над ценностно-рациональными.
В то же время за последние годы повысилась ценность спокойной совести (94% приверженцев), 2/3 населения отдают приоритет свободе, а 1/3 -выше ценит в жизни материальное благополучие. Возросла значимость равенства возможностей, интересной работы, яркой индивидуальности и отчасти политических прав и свобод. Удельный вес индивидуалистической модели отношений снизился до 20-22%, коллективистской - возрос до 45-47% [6. С. 99].
На экономические процессы в настоящее время могут оказывать значительное влияние ценности этнического характера, которые обусловлены миграционными процессами.
Список литературы
1. Антропов В. В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. -М. : Экономика, 2003.
2. Булгаков С. Н. Краткий очерк политической экономии. - М., 1906.
3. Виттевин Х. И. Бизнес и духовность: суфизм в действии. - М. : Гаят-ри, 2007.
4. Коттингем Т. Бог в бизнесе. - СПб. : Глобал Бизнес Успех, 2002.
5. Православное отношение к деньгам: кто спасется - бедный или богатый? / редактор-составитель Т. Н. Терещенко. - М. : Дарь, 2006.
6. Рассадина Т. А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. - 2006. - № 9.
7. Симонов В. В. Церковь - общество - хозяйство. - М. : Наука, 2005.
8. Хозяйственная этика и гуманитарные проблемы экономики : тезисы докладов / отв. ред. А. Г. Зарубин. - Ростов н/Д. : РГЭУ, 2003.
9. Karim A. Islam: Philosophy of Life and Economic Principles. Karachi : Shahid print. Services, 2004.