Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
М.Н. Моховикова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» В УЗБЕКИСТАНЕ
В статье рассматривается политика властей Узбекистана по поддержке общественных организаций, взаимодействие государственного и некоммерческого секторов в сферах социального партнерства, кадровой политики, проведения экспертиз. Необходимость учета региональных особенностей общественных институтов и приоритет программ социального развития диктует выделение в обзоре ряда факторов, таких как: учет национальный традиций, ментальности и полиэтнич-ности общества; постепенность процесса перехода к новым общественным формам. Представлены формы управления в новом независимом государстве Центральной Азии, сочетающие уровень развития общества и преобразования в сфере гражданских инициатив.
Ключевые слова. Государственная поддержка; общественные организации Узбекистана; социальное партнерство, гражданское общество.
In this article reviewed state aid public organization in Uzbekistan, social partnership, interaction government and civil society in different spheres. Responsiveness of public opinion, national customs and character multinational society are factors have action upon review particular public institutions, social development programs and the course of process to new social form. Author referred to forms of government in new independent state union society evolution standard and civil society initiative transformations.
Key words. State aid, public (social) organizations in Uzbekistan, social partnership, civil society.
Сегодня в Узбекистане при обсуждении пути и моделей развития государства все чаще декларируется, что важнейшим приоритетом строительства открытого, интегрированного в мировое сообщество демократического правового социального го-
Моховикова Мария Николаевна — заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан, соискатель кафедры философии и политологии АТИСО (Академия труда и социальных отношений); е-тай: mm-rs@yandex.ru
сударства является укрепление и развитие негосударственных структур, неправительственные и общественных организаций, органов самоуправления граждан и децентрализация, передача властных полномочий из центра на места.
«Гражданские институты, негосударственные некоммерческие организации сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе»1.
Можем констатировать, что наряду с развитием институтов государственного управления в Узбекистане происходит постепенное становление структурных элементов гражданского общества, характер этого формирования в основном «сверху — вниз», хотя существуют и противоположные примеры. Одним из таких элементов является институт негосударственных некоммерческих организаций (ННО). За последние годы наблюдается процесс активного развития ННО. Считается, что наличие в обществе общественного и неправительственного сектора уже само по себе свидетельствует о принятии данным обществом демократических принципов управления, поэтому руководство Узбекистана уделяет особое внимание созданию благоприятных норм, направленных на поддержку гражданского общества, в том числе развитие ННО, пропаганду данной политики в СМИ.
Узбекистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) в 1995 г. и с момента присоединения к Пакту представил в Комитет ООН по правам человека два периодических доклада. По итогам рассмотрения докладов разработаны национальные последовательно реализуемые планы действий, в которых поставлена задача построения социального государства.
В настоящее время социальное государство, как форма исполнения государством социальных обязательств перед гражданами, часто понимается в трактовке, данной российским экономистом В.Н. Лексиным: «Социальным можно назвать любое государство, которое одновременно: (а) декларирует приверженность норме ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» и может открыто признать временную невозможность полной реализации
1 Доклад И. Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12.11.2010.
этой нормы и стремление к этой реализации в исторической перспективе, (б) законодательно формирует структуру социальных обязательств, совокупность которыгх позволяет судить о серьезности намерений реализовать вышеуказанные декларации, (в) создает институциональные условия для выполнения этих обязательств, (г) непосредственно участвует в финансировании выполнения своих социальных обязательств и создает условия для консолидации необходимых для этого финансовых ресурсов (общественных, частных и корпоративных), (д) адресно устанавливает, снижает или отменяет перечень и объем этих обязательств перед каждым гражданином в той мере, насколько этот гражданин может самостоятельно обеспечить стандарт благосо-стояния»2.
Необходимо отметить, что Республика Узбекистан присоединилась к настоящей Декларации в соответствии с Постановлением ВС РУз от 30 сентября 1991 г. № 366-Х11. Правовая основа для создания и деятельности негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане сформирована нормативно-правовыми актами, имеющими силу на территории Узбекистана: Конституцией Республики Узбекистан, Гражданским кодексом Республики Узбекистан, специальным законодательством о негосударственных некоммерческих организациях, другими законами Республики Узбекистан, указами Президента РУз, постановлениями Правительства РУз, нормативными актами органов исполнительной власти.
В Конституции Республики Узбекистан в ст. 34 записано, что «...граждане имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовыгх движениях». В ст. 57 — «запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам».
За последние 20 лет принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских инсти-
2 Лексин В.Н. Пространство власти и мир человека // Мир России. 2005. № 3. С. 41.
тутов и решение насущных социально-экономических проблем граждан: Законы «О гарантиях деятельности ННО», «Об общественных фондах», «О благотворительности», «Об органах самоуправления граждан», Постановление Президента РУз «О мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества», Совместное постановление Кенгашей обеих палат Олий Мажлиса «О мерах по усилению поддержки ННО, других институтов гражданского общества» и др., а также создание при высшем законодательном органе Общественного фонда и Парламентской комиссии.
Сферы взаимодействия государства
и организаций «третьего сектора»
Взаимодействие государства и ННО, государственна поддержка ННО, могут принимать различные формы — от консультаций, до совместной проектной работы и прямого финансирования, с учетом того, что в государстве признается такая форма участия граждан, как общественные объединения и ННО, в реализации госполитики в различных сферах общественных отношений.
ННО, согласно общепризнанным трактовкам данного понятия, является самоуправляемой организацией, созданной на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы между ее участниками (членами). ННО создается для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей, достижения социальных, культурных и образовательных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, осуществления благотворительной деятельности в общественно полезных целях.
В Узбекистане пропагандируется, что ННО призваны содействовать развитию институтов гражданского общества, распространению и укреплению их воздействия на население, укреплению многовековых духовно-моральных ценностей, идей компромисса и межрелигиозного согласия. Идет активная популяризация создания общественных организаций под началом курирующей Ассоциации (НАННОУз — Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана) или РИКЦ (Республиканский интернациональный культурный центр). К «третьему сектору» относят: органы самоуправления граждан (махалля), партии, движения, профессиональные союзы, общественные объединения, фонды.
В настоящее время в Узбекистане функционирует свыше 5100 ННО, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Число сходов граждан и органов самоуправления составляет более 10 тыс. Диапазон их деятельности достаточно широк. Помимо социального обслуживания ННО задействованы также в таких сферах как культура и спорт, проблемы женщин и детей, наука и образование, здравоохранение, защита прав человека, молодежь, окружающая среда, СМИ.
Распределение ННО Узбекистана по охвату сфер деятельности: культура и спорт — 12%, правовая защита — 7%, защита социально-экономических прав граждан — 37%, проблемы женщин и молодежи — 25%, здравоохранение, образование и экология — 19%3.
Образование в 2005 г. Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз) стало важным шагом в дальнейшем развитии ННО и координации их деятельности. Сегодня данная организация объединяет более 200 различных национальных ННО. Ассоциация активно сотрудничает с крупнейшими республиканскими ННО, партиями, государственными институтами занимающимися общественными проблемами, международными фондами и организациями. Примерами проектов, осуществляемыми в сотрудничестве с международными организациями, являются: проект «Финансовое образование для населения с низкими доходами и предпринимателей» совместно с Комиссией Европейского союза, Проект «Улучшение качества обучения детей с ограниченными возможностями» совместно с Республиканским центром социальной адаптации детей и Республиканским учебно-методическим молодежным комплексом «Биоэкосан»; Проект «Повышение роли и статуса женщин в обществе, усиление потенциала женских ННО Узбекистана» совместно с Женским ресурсным центром «Марта» (Латвия), Агентством торгово-промышленной, сельскохозяйственной и ремесленной палаты Милана (Италия); Проект «Повышение потенциала молодежных ННО» совместно с ННО «FAOL» и европейским НПО «European Perspectives»; Проект «Поддержка женщин-предпринимателей и молодых предпринимателей» совместно с Микрофинансовым центром (Польша)4.
Важнейшим аспектом поддержки государством «третьего сектора» является финансовая поддержка, особенно значимая для проектов, реализуемых в социальной сфере.
3 См.: Доклад члена Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования, культуры и спорта Е.М. Борисовой на Страновой конференции российских соотечественников в декабре 2011 г.
4 По материалам сайта НАННОУз www.ngo.uz
Как отмечают современные исследователи данного процесса во многих странах остро поставлен вопрос о наличии законодательной базы, предписывающей, какие из видов общественных организаций имеют право на прямую господдержку и какой должна быть эта поддержка. В отсутствие законодательных предписаний государство само решает и зачастую финансирует не на основе выполняемой общественной организацией функции, а на основе того, помогает ли деятельность данной организации в реализации государственной политики. С учетом этого государство определяет критерии господдержки.
Как правило, выделяют два основных типа государственного финансирования негосударственных некоммерческих организаций: прямое финансирование, когда средства выделяются из госбюджета непосредственно организации. Используются разные пути подобного финансирования: средства могут поступать непосредственно со счета Государственного казначейства на счет ННО, а могут, как чаще всего бывает, проходить через различные государственные инстанции (министерства, государственные и другие фонды). Данным вопросом занимается Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Помимо вышеуказанного фонда созданы и другие государственные и общественные структуры по поддержке институтов гражданского общества, такие как Фонд поддержки негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в составе Национальной Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз). Основными задачами Фонда называют: финансирование деятельности Национальной Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана; аккумулирование необходимых материальных ресурсов и финансовых средств, в том числе привлечение грантов местных, зарубежных, международных организаций и финансовых институтов, предназначенных для стимулирования развития институтов гражданского общества и, прежде всего, независимых негосударственных некоммерческих организаций, пользующихся поддержкой населения, самостоятельно решающих стоящие перед ними задачи по удовлетворению и защите интересов граждан республики; финансирование проектов и программ ННО, направленных на повышение общественно-политической активности граждан в решении важнейших гуманитарных, социально-экономических и других общественно
значимых проблем и задач, развитие институтов гражданского общества; оказание финансового содействия в реализации проектов и программ, связанных с укреплением материально-технической базы ННО, оказанием им правовой, консультативной, организационной, технической и иной помощи, проведением мероприятий (конференций, семинаров, тренингов и т.д.) по вопросам развития деятельности ННО, институтов гражданского общества5.
Традиционно считается, что механизм государственной поддержки ННО, в частности, выделение материальных средств из Государственного бюджета через Фонды, объявляющие гран-товые конкурсы, создает условия для адресного распределения средств. В Узбекистане для рассмотрения вопросов финансирования ННО создана межведомственная комиссия при Верхней палате Парламента: бюджетные средства выделяются организациям по специальным программам, а через внебюджетные фонды аккумулированные средства как бюджетные, так и поступающие из других источников (специальные налоги и сборы; ассигнования из центрального и местного бюджетов; специальные или добровольные займы) распределяются под строго целевое использование. Создание таких контролируемых внебюджетных социальных фондов позволяет четко закрепить доходные источники и строго следить за целевым использованием средств.
С 2008 по 2011 г. для реализации различных социально значимых проектов ННО и институтов гражданского общества было выделено более 15,4 млрд сум (около 9 млн долл.), в том числе в 2011 г. — 2,2 млрд сум (около 1,3 млн долл.). Было проведено 18 грантовых конкурсов, в которых приняли участие более 1200 ННО и других институтов гражданского общества с более чем 1500 различными социальными проектами. Был выдан 331 грант на общую сумму почти 3,8 млрд сум6.
В 2011 г. были объявлены конкурсы, направленные на выявление значимых проектов по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства на местах, а также на обеспечение активного участия ННО в решении государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, других социально значимых вопросов. Всего на участие в конкурсах поступило 392 социально и общественно значимых проекта ННО. Из них 218 проектов по первому и 174 по второму конкурсам. В числе самых активных участников были отмечены
5 См.: http://www.uza.uz/uz/
6 См.: Правительственный портал Республики Узбекистан http://www.gov.uz/ ru/press/society/12108 (около 2,1 млн долл — прим. автора).
общественные организации Самаркандской, Ташкентской, Ферганской, Наманганской, Андижанской областей и города Ташкента. По решению Парламентской комиссии были отобраны 80 социально значимыгх проектов ННО из всех регионов страны, на которые выделено 1,148 млрд сум. В частности, победителями по первому проекту стали 45, а по второму — 35 ННО7. Среди победителей — центры содействия трудоустройству молодежи, ассоциация деловых женщин, национальные ассоциации предпринимателей женщин-инвалидов, центры экологической направленности, консультационные центры. Акцент делается на создании рабочих мест в малом, надомном сегменте, в обеспечении юридической помощью начинающих предпринимателей.
В 2011 г. основными направлениями для грантовой помощи ННО от Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в сфере реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» стали:
• развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, стимулирование внедрения в производство инновационных технологий;
• развитие новой формы бизнеса — семейного, организация учебных и консультативных курсов для развития надомного труда;
• привлечение молодежи и женщин, людей с ограниченными физическими возможностями в сферу развития малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества и народных промыслов как важнейшего направления улучшения занятости населения и повышения его благосостояния;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации, правовой культуры субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
• содействие развитию кооперационных связей предприятий с субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства, семейного бизнеса;
• создание новых рабочих мест в сельской местности, совершенствование кооперационных связей между сельскими товаропроизводителями.
Принимались на рассмотрение проекты ННО и других институтов гражданского общества РУз, направленные на обеспечение активного участия ННО в решении государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, других социально значимыгх проблем, повышению эффективности взаи-
7 См.: http://www.uza.uz/uz/
модействия ННО и органов государственной власти и управления в этой сфере по следующим тематикам:
• развитие экотуризма, повышение экологической грамотности и культуры населения, предпринимателей, сохранение и устойчивое использование биоразнообразия;
• вовлечение ННО в общественный экологический контроль над деятельностью госучреждений и предприятий по соблюдению законодательства в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения;
• внедрение в стране системы непрерывного экологического образования через различные формы формального и неформального обучения;
• формирование здорового образа жизни среди различных социальных и возрастных групп населения;
• обеспечение населения чистой питьевой водой, улучшение мелиоративного состояния земель, снижение их засоленности, рациональное использование водных и земельных ресурсов;
• профилактика заболеваний, обусловленных неблагоприятными экологическими факторами;
• создание социальных экологических роликов;
• адаптация населения к изменению климата в экологически неблагоприятных регионах (Приаралье и др.)8.
Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2013 г. предусматривает сохранение тенденции увеличения расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения, в том числе и через общественные институты. В нем предусмотрено увеличение финансирования на образование, здравоохранение, повышение заработной платы и социальных выплат9.
В 2012 г. объем выделяемых государством средств для поддержки институтов гражданского общества составил 6 млрд сумов, из которых более 2,6 млрд будут направлены на финансирование социально значимых проектов. Запланировано проведение пяти грантовых конкурсов. Среди основных тем поддерживаемых данными грантами называю т региональные программы социально-экономического развития, в том числе правовая и социальная защита молодых семей, молодежи и женщин, оказание им содействия в организации частного предпринимательства и надомного труда, особенно в отдаленных сельских районах.
8 Информационное сообщение «О седьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» // Правда Востока. 2011. 6 декабря. № 235 (27181).
9 См.: Правительственный портал Республики Узбекистан http://www.gov.uz/ ru/press/society/12108
Другой темой, обозначенной для проводимых конкурсов, стало развитие независимые средств массовой информации, необходимое для обеспечения информационной поддержки проводимых государством программ, популяризации их среди населения.
Вместе с тем Парламентской комиссией разработано и утверждено «Положение о порядке мониторинга за целевым использованием денежных средств и определения эффективности реализации проектов, профинансированных Общественным фондом при Олий Мажлисе Республики Узбекистан». Согласно этому документу на местах создаются информационно-аналитические сводные группы, которые будут проводить мониторинг эффективности и целевой направленности профинансированных проектов, а также разрабатывать рекомендации и предложения по своевременному предотвращению финансовых и других нарушений ННО10.
По предложению этих групп в 2012 г. внесены изменения и дополнения в условия грантовыгх конкурсов. ННО победившие в конкурсах впервые, должны реализовывать проекты с участием собственного капитала (в виде материальных и нематериальных активов) в размере не менее 10% от суммы гранта. Для ННО, выигравших грант во второй раз, эта цифра составит не менее 30%, а для трехкратных победителей — не менее 50%11.
Вторым типом государственного финансирования общественных организаций служит косвенная поддержка. Это своего рода льгота, без прямого перечисления средств от государства организации, но позволяющая использовать высвобождающиеся средства на уставные цели. Данные льготы, предоставляемые «третьему сектору», в госбюджете формируют не расходную строку, а как бы «недополученный доход». Выделение таких льгот для организаций государством можно считать финансовой поддержкой. Так существуют Закон Республики Узбекистан «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 ноября 1999 г. № 502 «О порядке применения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленных благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам». Освобождаются от налоговые вычетов средства, полученные по грантам.
Специальными постановлениями Президента Республики освобождаются от налога на имущество общественные органи-
10 См.: Вечерний Ташкент. 2012. 02.05. № 87.
11 Налоговый кодекс Республики Узбекистан (введен в действие с 1 января 2008 г.). Ст. 265.
зации, задействованные в целевых программах. А также не являются плательщиками налога на имущество юридических лиц: некоммерческие организации12. Тогда как при осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации являются плательщиками налога на имущество юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством. От налога на имущество юридических лиц освобождаются: «юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда ветеранов "Нурони" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941—1945 гг., кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. При определении права на получение указанной льготы в общую численность работников включаются работники, состоящие в штате»13. Подобные примеры можно привести в каждой из множества задач решаемых ННО в социальной сфере.
Развитие социального взаимодействия:
партнерство и заказ
В Концепции «Дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества», выдвинутой главой государства, предусмотрены новые законодательные инициативы, которые призваны укрепить место и роль ННО. В частности, это разработка законов «О социальном партнерстве», «Об общественном контроле» и «Об экологическом контроле». В СМИ отмечается, что члены НАННОУз принимают участие в разработке и обсуждении законопроектов, эксперты разработали несколько десятков предложений и рекомендаций, усовершенствующих законопроекты. Если в понятие «социальное партнерство» вкладывать смысл взаимодействия между тремя сторонами, которые действуют на арене общественных отношений, а это — государственный и коммерческий сектора, некоммерческие организации, то принятие закона позволит ННО проводить социально значимые программы с другим уровнем поддержки. А коммерческие организации смогут получить льготы и преференции от государства от перечисления средств на социально значимые цели. За два последних десятилетия в Узбекистане, как и в других странах постсоветского пространства, произошли
12 Там же. Ст. 269.
13 См.: http://www.ut.uz/rus/strana/usilivaetsya_soialnoe_partnerstvo.mgr
изменения по законодательному и функциональному оформлению данных секторов: приняты законодательные акты, создана структура общественный объединений. Но взаимодействие ННО, бизнеса и государства для решения конкретный социальных задач должно иметь законодательное подкрепление. Пока же подобное трехстороннее взаимодействие имеет мало успешных примеров, основными причинами помимо отсутствия юридической основы, можно назвать слабость существующих элементов структуры ННО в большинстве регионов, незнание законодательства представителями всех трех секторов, неумение находить пути взаимодействия, несовпадение приоритетов и оценок социальных проблем.
К диалогу о социальном партнерстве и обсуждению проекта закона «О социальном партнерстве» в Узбекистане активно привлекаются профсоюзные движения. Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов и Торгово-промышленной палатой по социально-экономическим вопросам на 2011—2013 гг. содержит целый ряд положений, направленных на дальнейшее развитие и создание института социального партнерства. Считается, что документ станет правовой основой для налаживания связей между профсоюзами, исполнительной властью, государственными и общественными организациями. На него возлагаются задачи не только социальной защиты, но и духовного (идеологического) плана.
В экспертную группу по разработке законопроекта «О социальном партнерстве» входили депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, специалисты Министерства юстиции, Национальной ассоциации ННО Узбекистана, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, ученые Ташкентского государственного юридического института, проводился анализ состояния действующего законодательства, выявление пробелов, сдерживающих реализацию принципа социального партнерства, а также правоприменительной практики в сфере социального партнерства. При разработке закона представители общественных организаций смогли высказать свои предложения — «в республике проведен цикл "круглых столов" с участием представителей институтов гражданского общества, органов управления и исполнительной власти, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации. В них приняли участие свыше полутора тысяч человек, представителей ННО, действующих по более 50 направлениям, ... обсуждены такие вопросы, как выполнение прав и обязательств субъектов социального партнерства, исполь-
зование различных форм социального партнерства, взаимодействие в сфере труда, порядок решения конфликтные вопросов, участие органов местной власти.
Кроме этого, проведен социологический опрос среди негосударственных некоммерческих организаций во всех регионах республики. В результате обсуждений и социального опроса поступило более двухсот предложений по совершенствованию проекта закона»14.
Проводя социально ориентированную политику, государство должно учитывать, что в формирование гражданского общества основную лепту всегда вносила страта среднего класса, средний предприниматель. Роль и статус среднего класса, его развитие в государстве позволяет судить о состоянии и возможностях гражданского общества. В указанном проекте закона говорится: «Субъекты предпринимательской деятельности участвуют в разработке и осуществлении целевых программ социально-экономического развития... Субъекты предпринимательской деятельности поддерживают реализацию программ социально-экономического развития, в том числе посредством предоставления грантов и социальные заказов, а также благотворительных пожертвований».
Пока практика взаимодействия государства, частного бизнеса и общественных организаций находится в фазе формирования, помощь бизнес-структур институтам гражданского общества, общественным организациям, занимающимся социально значимыми вопросами, оказанием помощи малоимущим, людям с ограниченными физическими возможностями, социально уязвимым группам людей, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, носит характер не регулярный, а скорее разовый, под конкретно формируемый проект. Для развития этого взаимодействия на постоянной основе потребуются в первую очередь усиление роли класса малого и среднего предпринимательства, его развитие, определенные шаги по формированию общественного мнения с обязательным учетом национальных традиций.
Взаимодействие в сфере кадровой политики
Развитие социального партнерства государства, институтов гражданского общества и субъектов предпринимательства особенно значимо для государства с большим ежегодным приростом жителей (а Узбекистан именно такая страна) с точки зрения
14 Сайт ПРООН Узбекистан http://www.undp.uz/ru
содействия эффективному обеспечению занятости населения прежде всего социально уязвимых групп.
В апреле 2011 г. была начата работа по реализации совместного проекта Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан «Социальное партнерство в обеспечении занятости». Проект осуществляется в Самаркандской, Кашкадарьинской, Бухарской, Джизакской областях, а также в Риштанском районе Ферганской области и в городах Нукус и Ташкент. Проект является продолжением предыдущей инициативы ПРООН и Министерства в продвижении прав людей с инвалидностью «ACCESS», реализованной в 2008—2011 гг. в Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе.
В рамках проекта планируется создание Республиканского и Регионального Общественных Советов по занятости и социальной защите, развитие интернет портала службы занятости и разработка общего механизма эффективной совместной работы и общественных организаций. Среди основных целей называются содействие в решении гендерного вопроса занятости, мониторинг условий труда женщин, создание программ по развитию семейного, домашнего труда. «Содействие развитию услуг по содействию занятости, профессиональному обучению, а также других социальных услуг, представляемых ННО, будет осуществляться посредством повышения потенциала ННО в этой области и поддержки лучших инициатив. Планируется также проведение Национального конкурса среди государственных и неправительственных организаций на звание "Лучшая компания по предоставлению услуг" и "Лучший работодатель", также будет организована Национальная конференция на тему "Роль ИГО* в сфере трудоустройства"»15. Данный проект включает необходимую информационную и исследовательскую компоненту.
Повышение общественного контроля в вопросах занятости населения и обеспечения работой выпускников профессиональных колледжей государство относит к числу актуальных задач, которые ставит перед профсоюзами. В этом направлении осуществляются мероприятия по включению в коллективные соглашения и договоры соответствующих пунктов, обеспечивающих эффективную работу системы «наставник—ученик», внедрение льгот выпускникам колледжей, проведение конкурсов среди молодых работников. Обращается внимание профсоюз-
*См.: Профсоюзы и социальное партнерство // Правда Востока. 2011. 03.11. № 213.
15 Институт гражданского общества.
ных организаций и на усиление юридических служб в составе профсоюзов.
За 2011 г. Советом Федерации профсоюзов разработано около 30 нормативно-правовых актов, в той или иной степени направленные на защиту социалыно-экономических интересов трудящихся, идет активная работа по повсеместному обязателыному юридическому оформлению трудовых отношений. Сегодня действуют 85 отраслевые соглашений республиканского уровня, 14 территориалыных и 509 территориалыно-отраслевые на уровне регионов республики, а также районов и городов, более 115 тыс. коллективные договоров непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Коллективно-договорными отношениями охвачен 91% юридических лиц16.
Кадровые вопросы призваны решаты общественные молодежные организации («Камолот») и женские объединения (Комитет Женщин Республики Узбекистан, Женское Собрание). В настоящее время все женские неправителыственные организации республики создали алыянс под названием «Мехр» (Забота) и выступают одним голосом в международном женском движении.
Тем не менее еще остаются серыезные вопросы, препятствующие ведению бизнеса. Как считают авторы доклада Всемирного банка, в котором рассматриваются факторы, снижающие эффективносты работы предприятий, к ним относятся ограниченный доступ к финансированию, состояние общественной инфраструктуры и качество рабочей силы. Основой исследования стали данные опросов представителей частного сектора, которых просили проанализироваты состояние делового климата в регионе. По мнению респондентов, остаются сложности в доступе к финансированию. Недостаточно развитая инфраструктура энергоснабжения, транспорта и телекоммуникаций серыезно затрудняет предпринимателыство. Не последнюю ролы в решении этих проблем и как следствие в расширении и укреплении бизнеса играет потребносты в квалифицированной рабочей силе. В ситуации повышенной конкуренции за иностранные инвестиции от государства требуются меры улучшения деловой среды и поощрения создания рабочих мест. Для этого исполызо-вание программ социалыного партнерства создает ту необходимую среду, которая при создании новых рабочих мест регулирует отношения на рынке труда, и даже при положителыной динамике развития сможет дополниты инфраструктуру мерами, направленными на повышение эффективности управления.
'"Сайт ПРООН Узбекистан http://www.undp.uz/ru
Совместная экспертиза и исследования
Одной из форм поддержки государством общественных институтов может быть осуществление совместных проектов в виде исследований и экспертиз. В мировой практике подобное взаимодействие разделяют на два вида: в одном общественная организация и государство — партнеры, в другом действует схема заказчик—исполнитель. Финансирование может осуществляться за счет субсидий государства и совместным финансированием. В данном взаимодействии может принимать участие и третья сторона: международная организация или фонд, коммерческая структура. Примером может служить рассмотренная выше программа по развитию социального предпринимательства ПРООН, в которой предусматривается «исследование по созданию базы данных социальных предприятий, функционирующих в республике, их количеству, типам и целям, социально-экономической значимости их деятельности. Для выявления потенциала существующих социальных предприятий будет проведен конкурс на лучшее социальное предприятие, организован мониторинг»17. Планируется, что, получив итоги исследования, можно будет значительно повысить эффективность поддержки социальных предприятий, а также разработать предложения по усовершенствованию нормативно-законодательной базы данных организаций.
Важным аспектом совместной работы и успешности подобных проектов является открытость тендеров на государственные проекты и программы. Помимо прямой финансовой помощи со стороны государства, может быть использована и косвенная помощь экспертизам: предоставление площадей, техники, транспорта, льгот, административной поддержки. Такая поддержка общественным организациям, особенно в регионах, чрезвычайно важна. В свою очередь, территориальные общественные организации, максимально приближенные к населению, работая с обращениями граждан, с их гражданскими нуждами (здесь необходимо упомянуть общественный институт махалли, издавна существующий в Узбекистане и объединяющий людей по месту жительства), могут предоставлять власти так называемую «экспертизу снизу».
Исследованиями процессов в самом гражданском обществе, его состояния, настроений и тенденций развития невозможно заниматься без активного взаимодействия с самими общест-
17 См.: http://www.eco.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=1085& Itemid=53
венными организациями. Подобными исследованиями занимаются Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества, Республиканский интернациональный культурный центр и ряд других организаций. Республиканский интернациональный культурный центр координирует работу национальных культурных центров республики.
Большое внимание в Узбекистане уделяется участию общественных организаций в экологических исследованиях. Учитывая тот факт, что данный вид экспертизы является одним из механизмов реализации прав граждан на участие в принятии экологически значимые решений, государство поощряет инициативы негосударственных, некоммерческих организаций, отдельных (групп) граждан, научные организаций, органов самоуправления граждан в данной сфере.
Проводятся и целевые программы исследований под социально значимые программы в сфере образования (с фондом «Иж-тимоий фикр»), здравоохранения (фонд «Соглом Авлод Учун»), качества жизни, условий существования различных групп (Комитет женщин, Ассоциации ветеранов, инвалидов и др.).
На национальном, местном уровне могут иметь место консультации, особенно полезные при разработке законодательства в социальной сфере. Общественному обсуждению и экспертизе проектов законов последнее время придается особое значение. Национальная Ассоциация ННО проводит серии «круглых столов», семинаров, привлекая внимание не только специалистов, но и создавая благоприятное информационное поле для обсуждения и последующего принятия закона общественностью.
Информационное обеспечение деятельности ННО
Важным моментом для развития социального взаимодействия является создание благоприятной информационной среды в обществе, реклама проектов, повышение знаний населения в области законодательства; формирование позитивного общественного мнения относительно необходимости социального партнерства, проведение РЯ-компаний, тренинги и конкурсы для журналистов.
В Узбекистане действуют общественные организации получающие поддержку государства, деятельность которых направлена на взаимодействие со СМИ: Международный центр переподготовки журналистов, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана и др.
Эффективная деятельность «третьего сектора» и его активное участие в общественной жизни невозможно без активного взаимодействия с информационным полем, без информационной свободы, без свободного выражения в СМИ своих позиций, отношения к происходящему. Вместе с тем, в эпоху информационного общества зачастую СМИ становятся «оружием массового поражения». В Узбекистане не теряет актуальности вопрос: как сделать так, чтобы обеспечение свободы и прав граждан в информационной сфере, включающие в себя свободу и реализацию прав на получение, распространение информации не зависело от экономических механизмов управления СМИ. Естественным шагом в этом направлении стала разработка Закона «О гарантиях государственной поддержки СМИ», в котором будут определены правовые механизмы системной поддержки национальных массмедиа в условиях рынка. Планируется, что нормы разрабатываемого закона должны будут полностью соответствовать развитию гражданского общества, и вместе с тем отвечать международным правовым стандартам в информационной сфере.
Узбекское правительство утвердило 5 августа 2011 г. создание «Экспертного комитета по вопросам информации и массовой коммуникации» для мониторинга средств массовой информации страны. «Экспертный комитет» является дополнением к уже хорошо развитой системе правительства по взаимодействию со СМИ. Планируется, что комитет будет анализировать и интерпретировать данные, собранные Центром мониторинга средств массовой информации и предлагать новые проекты нормативных актов.
Решение правительства запустить свой собственный сайт социальной сети muloqot.uz с сентября 2011 г., узбекоязычную версию популярных «одноклассников» с апреля 2012 г., провести мониторинг среди пользователей Facebook (их в Узбекистане около 100 тыс. и это число постоянно увеличивается) свидетельствует о внимании в стране к виртуальным социальным ресурсам, об их значимости.
Постоянно проводятся конкурсы, направленные на поддержку начинающих журналистов и тех, кто публикует работы на социальные темы в рамках определенных государством целевых программ. Так конкурс экожурналистики в Узбекистане проводится с 2002 г. Экологическим движением Узбекистана совместно с Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств были проведены серии семинаров и информационных встреч с молодыми журналистами из всех областей страны. Обучение прошли
более сотни журналистов местный СМИ18. Получают освещение акции общественных организаций в сфере культуры, образования, медицины.
Привлекается внимание и к взаимодействию общественных организаций с информационными службами государственных ведомств, с целью создания открытого, благоприятного пространства для развития зарождающегося социального партнерства. Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, Международный центр переподготовки журналистов (МЦПЖ) совместно с ОБСЕ проводят серию обучающих семинаров с представителями информационных служб министерств и ведомств.
В специально принятом Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по развитию связей с общественностью органов государственного и хозяйственного управления» указывается следующее: «Важнейшим направлением демократического обновления и модернизации страны, построения открытого гражданского общества является обеспечение прозрачности в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, систематическое информирование широкой общественности и населения о ходе проводимых в Узбекистане политических, экономических и социальных реформ».
Общественный Фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств совместно с Международным центром по подготовке журналистов (МЦПЖ) создали проект: «Совершенствование потенциала информационных служб органов государственного управления и общественных организаций». С помощью данного проекта ставится цель содействовать развитию потенциала информационных служб органов государственного управления и институтов гражданского общества со СМИ.
Реализация данного проекта включает выполнение следующих задач: повышение профессионализма сотрудников и представителей информационных служб органов государственного управления и общественных организаций Узбекистана по трем направлениям — экономическом, социальном и общественном, развитие взаимодействия информационных служб министерств, ведомств и институтов гражданского общества со СМИ. Идет рассмотрение проекта закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
18 http://www.eco.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=1085& Itemid=53
Состоялись семинары и тренинги с представителями министерств и ведомств экономического блока, на очереди проведение аналогичные мероприятий с информационными службами правоохранительные органов и силовых структур.
Немалое значение в информированности населения играет качество подготавливаемых материалов журналистами. В этих целях МЦПЖ проводит большую работу по повышению квалификации самих журналистов. В частности, совместно с Министерством юстиции РУз ежегодно проводятся семинары и тренинги по повышению правовой грамотности журналистов с целью качественной подготовки материалов на правовые темы.
Развитие взаимодействия информационные служб со СМИ будет способствовать повышению авторитета органов власти, доверия к ним и, как следствие, к государству в целом.
Содействие формированию инфраструктуры ННО
на региональном уровне
Функционирование общественных организаций на региональном уровне представляет собой задачу, которую пытаются решить на сегодняшний день во многих странах; не стал исключением и Узбекистан. Для функционирования ННО в регионах необходим комплекс взаимосвязанных аспектов (инфраструктура), которые при поддержке со стороны государства при создании в дальнейшем могли бы взять на себя ряд задач социального характера. Создание такой инфраструктуры, способной обеспечить информационное, кадровое, финансовое перемещение внутри одной республиканской организации, способствует более динамичному развитию общественной формации, укрупнение элементов ведет к понятной и прозрачной для регулирующих органов схеме. И вместе с тем функционирование таких структур сопряжено с массой организационных вопросов, для решения, которые общественной организации зачастую необходима помощь как государственных, так и коммерческих структур. Региональное развитие общественных организаций является отражением многообразия социально-экономических условий. Создание новых форм объединений определяется факторами развития рышочные отношений, социальной активности населения, поддержкой власти. Количество республиканских организаций превышает четыре сотни, в областные центрах, а иногда и в районах, городах эти организации имеют свои отделения.
Принцип субсидиарности во взаимоотношениях государственных структур и ННО, особое значение, уделяемое сотрудничеству на местном уровне, в Узбекистане находится на данном
этапе на стадии развития. Данный принцип позволяет принимать решения на уровне наиболее близком к конкретному гражданину. На местном, областном (в хокимиятах19) и уже потом на республиканском уровнях существуют комиссии, отделы или просто сотрудники ответственные за взаимодействие с общественными организациями. Государство, осознавая необходимость развития региональной составляющей уже существующих организаций и создание новых, акцентирует внимание на работе с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Комитетом женщин, общественным движением молодежи «Камолот», республиканскими национальными культурными центрами и другими ведущими общественными организациями. Ассоциация (НАННОУз) организует территориальные конференции, предваряющие республиканскую, на которой принимается программа действий организации, избираются председатель и его заместители. Считается, что проведение территориальных конференций будет способствовать усилению внимания к проблемам ННО на местах и, как следствие, учету интересов различных слоев населения.
Особое внимание уделяется республиканским национальным культурным центрам. В стране с многонациональным населением, а в Узбекистане проживает около 130 этносов, деятельность диаспоральных организаций курирует специально созданный институт — Республиканский интернациональный культурный центр. Деятельность национальных культурных центров в основном направлена на возрождение и сохранение культурных обычаев и традиций своего этноса, на пропаганду традиций и обычаев, на оказание финансовой и материальной помощи соотечественникам, на развитие межэтнических культурных отношений.
Опираясь на национальные традиционные институты, государство поддерживает развитие органов самоуправления граждан. В стране, специфической особенностью которой всегда был общинный, семейный характер проживания и решения вопросов социального характера, фундаментом современного гражданского общества выбрана махалля.
Махалля, с одной стороны является своеобразным институтом самоуправления, с другой — используется государством как фактор влияния на формирование общественного мнения. Она с древних времен обеспечивает условия для воспитания молодежи, представляет собой базу для социальной организации, ибо основывается на традиционных семейных ценностях.
19 Областное, городское руководство.
В Узбекистане принимаются меры направленные на закрепление правовых основ деятельности данного органа самоуправления граждан, поддержки его в экономическом и информационном поле. Сегодня в стране действует около 10 тыс. сходов граждан. Они выполняют свыше 30 функций, которые ранее решали местные органы власти. Введена в практику система адресной социальной защиты населения через институт махал -ли. К работе в данных организациях привлекаются молодежь и женщины — наиболее социально уязвимые группы населения. Государство помогает махаллинским комитетам с площадями, поддерживает начинания, направленные на решение вопросов занятости, популяризирует роль данного института в сохранении национальных традиций и культуры, обеспечении стабильного развития общества. Члены органов самоуправления выдвигаются на выборной основе и принимают активное участие в выборах в представительные органы власти всех уровней. Регулярно, раз в два с половиной года, проводятся выборы председателей сходов граждан и их советников. В частности, на выборах в нынешнем году планируется избрать более 100 тыс. человек.
Таким образом, положительными особенностями, характеризующими рассматриваемый процесс формирования общественных институтов в Узбекистане являются: во-первых, сочетание учета национальных традиций, ментальности и полиэтничности общества, во-вторых, постепенность процесса перехода к новым общественным формам, в сочетании со стремлением к сохранению социальных наработок, в-третьих, осознанный учет соотношения уровня развития общества и преобразований в сфере его гражданских инициатив.
Список литературы
Вечерний Ташкент. 2012. 2 мая. № 87.
Доклад члена Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования, культуры и спорта Е.М. Борисовой на Страновой конференции российских соотечественников в декабре 2011 г.
Каримов И.А. «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» // Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 12.11.2010.
Лексин В.Н. Пространство власти и мир человека // Мир России. 2005. № 3.
Налоговый кодекс Республики Узбекистан (введен в действие с 1 января 2008 г.). Ст. 265.
Правда Востока. 2011. 29 апреля. № 84 (27030). Правда Востока. 2011. 6 декабря. № 235 (27181). Правда Востока. 2011. 3 ноября. № 213 (27159). http://www.eco.uz/index.php?option=com_content&view=article&id= 1085&Itemid=53 www.ngo.uz http://www.undp.uz /ги
http://www.ut.uz/rus/strana/usilivaetsya_soialnoe_partnerstvo.mgr
http://www.gov.uz/ru/press/society/12108
http://www.uza.uz /га/