Взаимодействие дошкольной образовательной организации с организациями
социальной сферы как фактор развития дополнительных образовательных услуг
Письменская Ирина Александровна, Таймасукова Сафият Хотовна
МБДОУ № 162, г. Краснодар
Ключевые слова:
дополнительные образовательные услуги, организации социальной сферы
Аннотация: Целью статьи является раскрытие модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы и семьями воспитанников, ориентированной на потребности общества и семьи, предоставляющей разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Целью проекта является развитие дополнительных образовательных услуг, повышение педагогической компетентности педагогов ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников с помощью сетевого взаимодействия.
В современном детском саду деятельность дошкольников должна быть максимально разнообразной, нацеленной на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. В связи с этим наряду с основным спектром образовательных услуг огромное значение приобретают дополнительные образовательные услуги. Повышаются социальные запросы родителей воспитанников, которые многим семьям трудно реализовать за пределами детского сада из-за целого ряда объективных факторов.
Проанализировав результаты анкетирования, мы почувствовали необходимость удовлетворения потребности родителей воспитанников в предоставлении дополнительных образовательных услуг на базе детского сада, таким образом компенсируя недостаток объёма образовательных ресурсов в семье.
Проведя предварительные исследования совместно со специалистами Краснодарского научно-методического центра, мы пришли к выводу, что успешность развития дополнительного образования дошкольников состоит в создании модели социального партнерства, построенной на постановке и достижении общих целей и признании ответственности сторон за результат.
Цель проекта: обеспечить разнообразие дополнительных образовательных услуг, отвечающих социальному запросу родителей.
Для достижения этой цели необходимо решить одну из важных задач - объединить образовательную, культурную и духовную сферы в мероприятиях, проводимых на базе детского сада, вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс для того, чтобы они стали его непосредственными участниками. Таким образом необходимо сформировать модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы и семьями воспитанников.
Основные идеи инновации состоят в способах и методах реализации проекта:
- сетевое взаимодействие с помощью соответствующего программного обеспечения;
- применение информационно-коммуникационных технологий;
- применение игровых педагогических технологий;
- наблюдение, сравнение;
- моделирование;
- метод массового сбора информации;
- статистический метод обработки информации.
Длительность реализации проекта 3 года. Этапы реализации проекта.
1 этап: Организационно-аналитический:
1. Изучение социального запроса с помощью метода массового сбора информации.
2. Разработка соответствующего запросу методического сопровождения для реализации дополнительных образовательных услуг.
3. Оформление пакета документов для их реализации. Заключение договоров о сотрудничестве с организациями социальной сферы.
4. Формирование предварительных расчётов по кадровому, экономическому, материально-техническому обеспечению деятельности организации.
2 этап: Реализация программы проекта Первый год реализации проекта:
На этом этапе мы внедрили авторскую программу обучения дошкольников английскому языку «Welcome to the Fairy Land» И.А.Письменской.
Многие родители проявляют большую заинтересованность в результатах обучения своих детей английскому языку. Для того чтобы родители могли лучше узнать о том, какие цели в обучении иностранному языку могут быть реализованы в старшем дошкольном возрасте, два раза в месяц издается журнал для родителей «Занимательный английский». Журнал является помощником для родителей при проведении дома артикуляционной гимнастики и повторении ранее изученного лексического материала.
Внедрение модифицированной программы развития вокально-хореографических способностей дошкольников «Русский хоровод», И.А.Дейнега, основывается на взаимодействии с семьей и общественными организациями.
Раздел программы «Русский хоровод» «Нотки православия в детском саду» реализуется при сотрудничестве с представителями Православного храма Рождества Христова.
Сотрудники «Центра культуры и досуга» посёлка Лорис принимают активное участие в совместных выступлениях, знакомят детей с кубанскими и русскими народными песнями и музыкальными инструментами.
Реализация модифицированной программы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Радуга в ладошке», Л.А.Письменной, предполагает внедрение в практику дошкольного художественного образования методы развития детской одаренности путем реализации регионального компонента. Результаты деятельности воспитанников отображаются с помощью организации выставок: тематических, персональных, коллективных, виртуальных, интерактивных. Динамика развития техники рисования прослеживается в портфолио «Юный художник».
Использование сетевого взаимодействия, сегодня становится современной инновационной технологией, которая позволяет образовательной организации динамично развиваться.
Календарь Google - один из самых интересных сервисов Google, который позволяет планировать совместную деятельность и успешно выполнять намеченное.
Творческой группой педагогов ДОО широко используются следующие формы деятельности: виртуальная конференция, семейные проекты, опросы, обсуждение вопросов воспитания и
обучения в чате, виртуальная переписка, фотогалерея.
Программное обеспечение - программа «Зкуре» позволяет совершать передачу информации через Интернет в режиме видеосвязи, её использование позволяет приглашать для проведения консультаций воспитателей семейных групп, родителей воспитанников в любое удобное для них время.
В 2015 году дошкольная образовательная организация приняла участие в семинаре-практикуме "Роль сетевого взаимодействия: сельская местность - город - край", представив материалы из опыта работы, отражающие успешность развития дополнительных образовательных услуг на базе детского сада, расположенного в сельской местности. Были освещены вопросы создания модели социального партнерства.
Второй год реализации проекта предполагает:
1. Расширение спектра услуг и вовлечение специалистов организаций социальной сферы в процесс реализации дополнительных образовательных услуг на базе ДОО.
2. Использование дистанционных образовательных технологий.
3. Создание сетевой службы методической поддержки с помощью программы <^куре». Третий год реализации проекта предполагает:
1. Внедрение программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей не посещающих ДОО (дистанционное обучение, гувернерская служба).
2. Расширение социокультурного пространства при взаимодействии с организациями социальной сферы (проведение окружных фестивалей «Юный художник», «Голоса Кубани»).
3 этап - обобщающий:
Проведение статистической обработки полученных данных и соотнесение результата проекта с поставленной целью.
Подведя первые итоги работы, мы установили: охват воспитанников дополнительными образовательными услугами повысился на 23%, что составило 55% воспитанников дошкольного возраста.
Представители организаций социальной сферы и родители воспитанников заинтересованы в дальнейшем взаимодействии.
Дополнительные образовательные услуги способствуют формированию смыслового социокультурного стержня подрастающей личности, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, исследовательскую активность.
Список литературы:
• Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагоги. - Чита, 2011.
• Бутенко Н.В. Педагогические принципы художественно-эстетического развития детей в период детства, отражающие идеи дошкольного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 16-19.
• Трубайчук Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста. Текст: методическое пособие. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - С. 71.
• Якушкина М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. - М., 2007, № 2.