УДК 37.018.26
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2016
Ступикова Любовь Геннадьевна, аспирант
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,
Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. Современные тенденции развития общества, а также системы образования вносят коррективы в процесс взаимодействия участников образовательного процесса. При этом поиск новых методов и форм работы с родителями детей, посещающих образовательные организации, становится актуальной проблемой на современном этапе развития педагогики. Разрабатывая стратегию взаимодействия семьи и образовательной организации сегодня необходимо учитывать особенности представителей современного общества. Справедливо это и для семей, чьи дети посещают дошкольные образовательные организации, причем на данной ступени системы образования вопрос организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) дошкольников стоит как никогда остро. В силу недостаточного опыта в вопросах образования детей такие родители нуждаются в активном взаимодействии с дошкольной образовательной организацией. В данной статье представлены результаты исследования информационной культуры родителей современных дошкольников. Учет этих данных может способствовать организации эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Автор статьи дает обоснование актуальности использования при этом технологий, основанных на использовании компьютерной техники, а также современных средств связи, способных активизировать процесс взаимодействия представителей современного общества в условиях информатизации.
Ключевые слова: взаимодействие участников образовательного процесса, информатизация, информационная культура, информационно-коммуникационные технологии.
STUDY OF THE INFORMATION CULTURE OF PARENTS OF PRESCHOOLERS RECEIVING EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
© 2016
Stupikova Liubov' Gennad'evna, postgraduate student
Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, Saint-Petersburg, Russia
Abstract. Modern trends of the society development as well as the education system introduce changes to the process of interaction of educational process participants. The search for new methods and forms of work with parents of children, who attend educational organizations, is a topical task at the present stage of the pedagogy development. Today it is necessary to consider the features of modern society members while developing strategies of relationships between families and educational organizations. This is also true for families in which children attend the preschool educational institutions. The question of the organization of effective interaction of teachers and parents (or legal guardians) of preschool children is very serious at this stage of the education system. These parents need active interaction with preschool educational institution due to insufficient experience in children's education. The results of the information culture research of modern parents of preschoolers have presented in this article. Consideration of these data may facilitate the organization of effective interaction of preschool educational institutions and family. The author gives the rationale of the use of technologies that are based on the computer technology and modern means of communication. They are able to intensify the interaction of modern society representatives in the conditions of informatization.
Keywords: interaction of participants of educational process, informatization, information culture, information and communication technology
Целевые ориентиры и ожидаемые результаты деятельности современной дошкольной образовательной организации (ДО) сегодня определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [1], вступление, в силу которого предопределило необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкольного возраста, реализации программ их развития и поддержки в условиях детского сада. Деятельность ДО осуществляется через активное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений, особую роль в нем несут родители.
Вопросы взаимодействия педагогов детского сада с семьями дошкольников интересовал отечественных исследователей как на этапе становления дошкольной педагогики (П.Ф. Каптерев [2], Н.К. Крупская [3] и др.), так и на последующих этапах ее развития, включая современность (Е.П. Арнаутова [4]; Т.Н. Доронова [5]; Кудрявцева Е.А. [6], Щекина О.А. [7] и др.).
Одной из основных задач, стоящих перед ДО на современном этапе ее развития, является поиск современных методов, форм работы с родителями, способных успешно дополнить традиционные и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
В условиях активно проникающей в жизнь и деятельность современного общества компьютеризации, а также повышения роли информации в жизни каждого человека, в подходы к развитию взаимодействия участни-
ков образовательного процесса вносятся значительные коррективы. Информационное пространство оказывает влияние на взаимодействие членов этого общества и удовлетворение их информационных потребностей.
Изучение процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьями их воспитанников в информационном обществе становится в настоящее время все более актуальным. Поэтому возникает необходимость в изучении теоретических основ информатизации образования (Э.Н. Ильясова [8], И.В. Роберт [9], А.Ю. Уваров [10] и др.).
Известный исследователь проблем образования Марк Пренски в 2001 году впервые употребил два термина: «цифровые аборигены» (digital natives - поколение, выросшее в эпоху цифровых технологий) и «цифровые иммигранты» (digital immigrants - люди, попавшие в цифровую среду, а не родившиеся в ней) [11]. Эти термины были введены для того, чтобы подчеркнуть разницу, существовавшую тогда между детьми цифровой эпохи и их педагогами или родителями.
В 2001 году речь шла об учениках, однако прошло уже 15 лет, и дети, сидевшие тогда за партой, уже превратились во взрослых. Именно они сегодня являются родителями, с которыми мы имеем дело в дошкольном образовательном учреждении. По мнению Марка Пренски, представители «цифровых аборигенов» - это поколение, выросшее вместе с новыми технологиями. Всю свою жизнь они проживают в окружении цифро-
вой техники, являясь пользователями компьютеров, электронной почты, интернета, мобильных телефонов и других инструментов цифрового века, которые являются неотъемлемой частью их жизни, естественной средой обитания. Автор при этом делает вывод о том, что и подходы к их обучению, к взаимодействию с ними должны меняться. Сегодня это справедливо в отношении семей, воспитывающих дошкольников, посещающих образовательные организации.
В 2015 году нами было проведено исследование, участие в котором приняли 326 родителей дошкольников, посещающих дошкольные образовательные организации города Санкт-Петербурга.
Целью исследования было получение общего представления об уровне информационной культуры родителей дошкольников для разработки стратегии более эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в работе персонала ДОО с семьями воспитанников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) мы рассматриваем как технологии, основанные на базе как компьютерной техники, а также современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле - и видеоконференции, блоги и т.д.) [12].
Нами был разработан опросник (анкета), включающая несколько блоков вопросов:
- опыт родителей дошкольников в использования ИКТ;
- опыт взаимодействия дошкольников с ИКТ дома;
- отношение родителей к внедрению ИКТ в работу ДОО, в том числе к использованию ИКТ в процессе взаимодействия с педагогами ДОО.
Анализ анкет родителей позволил определить:
- их активность в применении ИКТ в повседневной жизни, области применения ИКТ;
- активность ребенка и его предпочтения в использовании ИКТ дома;
- отношение родителей к использованию ребенком ИКТ в домашних условиях и в ДОО;
- осведомленность о работе ДОО и источники данной информации.
- отношение родителей к использованию ИКТ в целях взаимодействия с педагогами ДОО и возможные пути его реализации.
Возраст родителей дошкольников - участников данного эксперимента варьируется от 23 до 48 лет. Более половины опрошенных - это лица в возрасте от 30 до 40 лет (62%), 16% опрошенных не достигли 30 лет, 22% -старше 40 лет. У большинства родителей (83%) высшее образование, 17% - лица со средним специальным образованием.
Согласно данным опроса, не используют компьютер в повседневной деятельности (не учитывая рабочее время) 7% респондентов.
Цели использования компьютера родителями дошкольников отражены на рисунке 1.
1.11.
С$> О?» -}
У У / / / * «г / /■ /
^ с"®1
^ -я0
Рисунок 1 - Цели использования ИКТ в повседневной жизни родителями дошкольников
Наиболее популярной целью использования ком-
пьютера в повседневной жизни, как оказалось, является общение (89% опрошенных общаются с помощью компьютера). Среди тех, кто ежедневно общается с помощью компьютера, тратят на это: от 5 до 30 минут - 9% опрошенных, от 30 минут до 1 часа - 27% опрошенных, от 1 до 2 часов - 36% опрошенных, от 2 до 3 часов - 19% опрошенных, более 3 часов - 9% опрошенных.
При этом наиболее активной оказалась возрастная группа от 30 до 40 лет (среди них используют компьютер для общения 86% опрошенных), в возрастных группах до 30 и старше 40 лет - это 85% и 75% соответственно.
Интересным оказался и тот факт, что информацию, касающуюся вопросов воспитания ребенка, ищут в сети 69% опрошенных, что составляет значительную долю родителей, при этом 10% из них делают это ежедневно, 35% - не реже, чем раз в неделю, 29% - не реже, чем раз в месяц, 26% - менее 1 раза в месяц (в том случае, если возникают проблемы). Наиболее активной в этом плане является возрастная группа до 30 лет, из них 82% респондентов прибегают к помощи Интернета в вопросах воспитания и развития детей. Это можно связать не только с их активностью в использовании ИКТ, но и с недостаточным опытом в данных вопросах.
Занимаясь организацией просветительской работы с семьями дошкольников, педагоги ДОО обязаны учитывать эти факты и направлять активность родителей в поиске ответов на интересующие их вопросы. Исходя из полученных данных, можно предположить, что использование ИКТ в работе с семьями дошкольников может стать достаточно востребованным, учитывая активность родителей в использовании компьютерных технологий, а также их использование в качестве средства общения и помощника в поиске информации, касающейся развития и воспитания детей.
Одним из действенных путей взаимодействия с семьями воспитанников сегодня может выступать использование социальных сетей. Социальными сетями пользуются 92% родителей, 53% из них зарегистрированы в 1 социальной сети, 30% - в 2х, 14% - в 3х, 4% - в 4х.
Не пользуются социальными сетями лишь 8% опрошенных, причем среди них нет людей до 30 лет.
Посещают свою страницу в социальных сетях несколько раз или один раз в день - 77% опрошенных. Несколько раз в неделю - 13% опрошенных, реже 1 раза в неделю - 10%.
Посещение странички в социальной сети занимает от 5 до 30 минут - у 56% респондентов, от 30 минут до 1 часа - у 21%, от 1 часа до 3 часов - у 19%, более 3 часов - у 2% опрошенных.
Между тем, многие родители сегодня действительно нуждаются в более качественном взаимодействии с ДОО. Лишь 35% опрошенных отметили, что имеют полную осведомленность о работе дошкольной организации, которую посещает их ребенок. Более чем половина респондентов (65%) осведомлена в данном вопросе частично, а 8% родителей отметили, что не имеют информации вообще.
Источники получения информации о деятельности ДОО отражены на рисунке 2._
Сослов От На О] Другие Вообщене
других воспитателя собраниях заведующей источники получаю роди 1 елей и \ |форма ци и
Рисунок 2 - Источники получения информации о деятельности ДОО родителями дошкольников
Наиболее часто родители называли следующие источники информации: родительские собрания (84%), другие родители (79%), воспитатели (37%). 15% опрошенных назвали «другие источники» получения информации - это сайт дошкольной организации, группы в социальных сетях, сайт органов управления и т.п.
Возникает вопрос, почему же столь небольшая группа родителей ищет информацию на официальном сайте ДОО, тогда как его наличие сегодня является обязательным для всех дошкольных образовательных организаций.
Анализ результатов опроса родителей показал, что, в основном, родители посещают сайт ДОО для того, чтобы познакомиться с детским садом, с педагогами еще до того, как ребенок начал посещать дошкольное учреждение. Также сайт используется для ознакомления с образцами документов. В целом, большинство опрошенных посещают его не чаще, чем раз в полгода, в тех случаях, когда нужна сугубо официальная информация. Лишь 20% родителей дошкольников посещают сайт чаще, чем раз в месяц для того, чтобы узнать новости, информацию о мероприятиях, проводимых в детском саду, посмотреть фотографии, статьи, касающиеся развития и воспитания ребенка.
Для определения запросов родителей, касающихся информации, размещаемой на официальном сайте ДОО, мы включили в анкеты ряд вопросов, касающихся данной темы. Анализируя данные, полученные при этом, можно отметить, что большинство опрошенных указывали на то, что им не хватает конкретики в представленной на сайте информации. Например, расписания занятий, содержания ежедневной работы с детьми. Многие хотели бы, чтобы педагоги регулярно выкладывали «домашние задания», рекомендации. Родителям не хватает информации о повседневной жизни дошкольного учреждения, и исходя из данных проведенного исследования, такая форма предоставления информации будет востребована, если ее содержание будет отвечать запросам родителей.
Учитывая, что к структуре сайта образовательной организации, существуют определенные требования, а также правила размещения и обновления информации, утвержденные официальными документами, их контент должен включать значительное количество обязательной информации, носящей, в основном, сугубо официальный характер, которая требуется родителям достаточно редко. Однако, как показало исследование, творческая часть сайта развита в большинстве случаев недостаточно и не отвечает запросам родителей. Образовательным организациям следует более ответственно и творчески подходить к ее реализации.
Воспитатели, работающие на группе, все чаще сегодня идут по пути создания виртуальных групп в социальных сетях. Учитывая активность родителей в данной области, это, действительно, востребовано, и судя по отзывам, интересно. В виртуальной группе родителей привлекает возможность общаться друг с другом, возможность обмениваться информацией, фотографиями, мнениями. Однако в работе виртуальных групп, как правило, не могут участвовать специалисты (учитывая количество групп в саду), чье мнение по тем или иным вопросам тоже интересно родителям, и информация, размещаемая в группе, чаще сугубо организационного характера. Это не дает родителям целостной картины деятельности дошкольной образовательной организации, ее особенностей в сравнении с другими, приоритетных направлений развития. Создавая подобные группы, необходимо учитывать это и не просто множить их количество, а работать над организацией сетевого взаимодействия между виртуальными группами и официальном сайтом ДОО, создавая единое информационное пространство. Также следует направлять силы и творческий потенциал педагогов на развитие сайта дошкольной образовательной организации, который был бы способен отразить основные особенности детского
сада, дать официальную информацию и удовлетворить запросы родителей. Об актуальности дальнейшей разработки данного направлении взаимодействия с семьями дошкольников свидетельствуют результаты, полученные при ответе родителями на вопрос, имеют ли они возможность общаться с педагогами и другими родителями через сеть. Одна треть опрошенных (34% родителей) отметили, что это очень удобно, 28% родителей назвали это оптимальным путем взаимодействия с другими родителями, 7% респондентов отметили, что у них нет такой возможности, но они хотели бы ее иметь. Около одной трети родителей (31%) признались, что имеют такую возможность, но не используют: у 16% из них нет потребности в таком общении, остальная часть данной группы отметила, что невостребованность такого общения связана с объективными причинами, такими как нехватка времени, предпочтение личного общения и др. Любопытным оказался и тот факт, что 5% участников эксперимента назвали такое общение оптимальным путем взаимодействия с педагогами.
Анализируя данные, полученные в результате экспериментальной работы, можно попытаться описать среднестатистического родителя, приводящего сегодня ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Как правило, это энергичные, открытые для общения, активно пользующиеся техническими новинками люди. Они возлагают часть ответственности за воспитание и развитие собственного ребенка на дошкольное образовательное учреждение, выражая желание стать участником педагогического процесса, участвовать и влиять на работу детского сада, но не всегда проявляют активность в данном вопросе в силу ежедневной занятости. Однако, не смотря на занятость, значительная часть их времени ежедневно посвящается использованию средств ИКТ в целях общения, развлечения и т.д.
Осознавая важность государственного заказа на повышение эффективности взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников и актуальность работы в данном направлении, а также недостаточную осведомленность современных родителей о работе детского сада, необходимо разработать стратегию взаимодействия с семьями воспитанников, учитывая особенности представителей современного общества. Необходимо направить значительные усилия для модернизации официальных сайтов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей, использовать их активность в социальных сетях для активизации взаимодействия семей дошкольников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги должны уметь направить активность родителей. Это может стать новым путем взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа в данном направлении должна повысить заинтересованность семей дошкольников во взаимодействии с педагогами, что может стать эффективной мерой для повышения педагогической компетентности родителей, помогая получать необходимую информацию, консультации по интересующим вопросам, занимать активную позицию в отношении ДОО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Ресурс Интернет: Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. URL: http://bookskee-per.ru/knigi/obrazovanie/18653-entiklopediya-semeynogo-vospitaniya-i-obucheniya.html 15.03.2016.
3. Крупская Н.К., О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - Москва: Просвещение, 1967.
4. Ресурс Интернет: Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. URL: http://www. dou4sun.ru/files/File/biblioteka arnautova-family-kg.pdf
15.03.2016.
5. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / [Т.Н. Доронова и др.]. - Москва: Просвещение, 2005.
6. Кудрявцева Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитиии конструктивного взаимодействия с родителями. Автореф. канд. дис. Волгоград. 2010.
7. Щекина О.А. Формирование информационного пространства взаимодействия семьи и школы. Автореф. канд. дис. СПб., 2006.
8. Ильясова Э. Н., Развивающая информационная образовательная среда: от моделирования к проектированию : монография / Э.Н. Ильясова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой». - Стерлитамак : СГПА, 2012.
9. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты / И.В. Роберт. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
10. Уваров А. Ю., Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра / А.Ю. Уваров. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
11. Ресурс Интернет: Marc Prensky, Digital Natives, Digital Immigrants. From On the Horizon (MCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001. URL:http://marcpren-sky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20 Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf 15.03.2016
12. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. Текст. / C.B. Титова-М.: 2009.