Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема'

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова З. М., Эркенова А. В.

В статье авторы рассматривают вопросы взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Авторы делают вывод о том, что чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова З. М., Эркенова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with issues of interaction of preschool educational institution with the family. For many years, since the establishment of the system of public pre-school education was created, pedagogical science and practice looked for various forms and methods of work of the kindergarten and parents. Parents recognize the priority of preschool institutions in addressing educational issues, but do not consider the necessity of participation in the pedagogical process. Teachers underestimate the role of the family and not strive to unite with parents' efforts for the development and education of children. The authors conclude that the sooner parents and teachers realize that rapprochement between the two social spheres is, first and foremost, spiritual integration and cross-fertilization of cultures and mentalities, of the respective societies, their cultural, educational, moral values, the faster the level of spiritual understanding, convergence happens.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй как педагогическая проблема»

УДК 372

Urusova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Professional Education, Karachai-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: urusovazur@mail.ru Erkenova A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Karachai-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: urusovazur@mail.ru

THE INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM.

The article deals with issues of interaction of preschool educational institution with the family. For many years, since the establishment of the system of public pre-school education was created, pedagogical science and practice looked for various forms and methods of work of the kindergarten and parents. Parents recognize the priority of preschool institutions in addressing educational issues, but do not consider the necessity of participation in the pedagogical process. Teachers underestimate the role of the family and not strive to unite with parents' efforts for the development and education of children. The authors conclude that the sooner parents and teachers realize that rapprochement between the two social spheres is, first and foremost, spiritual integration and cross-fertilization of cultures and mentalities, of the respective societies, their cultural, educational, moral values, the faster the level of spiritual understanding, convergence happens.

Key words: cooperation, family, preschool educational institution.

З.М. Урусова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: urusovazur@mail.ru А.В. Эркенова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: urusovazur@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье авторы рассматривают вопросы взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Авторы делают вывод о том, что чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения.

Ключевые слова: взаимодействие, семья, дошкольное образовательное учреждение.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.П. Усова, Д.Б. Эль-конин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач и подготовку ребёнка к школе. Очевидно, что родители и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка-дошкольника. С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада и родителей. В работах Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Я.И Ковальчук, О.Н. Урбанской и др. было разработано содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с родителями. К ним относятся: посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда, деловые игры, семинары-практикумы. Как показало специальное изучение (Ч.М. Ерминова, В.А. Караковский, И.А. Хоменко), эти формы работы с семьей не в полной мере оправдывают себя. Родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Воспитатели недооценивают роль семьи и не стремятся объединять с родителями усилия для развития и воспитания детей. Поэтому не налаживается надлежащая обратная связь, не используются в полной мере влияние семьи [1].

Большой интерес для нас представляет педагогическая теория Я.А. Коменского. Высказанные им идеи о семейном воспитании не потеряли своей актуальности и в наши дни. «Дома дети должны предаваться трем упражнениям: 1) Вера в благочестие; 2) Добрые нравы; 3) Знание языков и наук. Никто не должен думать, что без усиленного труда может быть воспитано благочестие, добродетели, наука. Родителям необходимо показывать

хороший пример, ко всему этому присоединить своевременные и разумные наставления» [2, с. 229]. Важнейшим условием воспитания он считал поддержание радостного настроя души ребёнка. По теории Я.А. Коменского, на детей нельзя «давить», нельзя их торопить; следует создавать условия для разностороннего развития и предлагать игровые стимулы к обучению [2, с. 229 - 237].

Значительно позже вопросы взаимодействия педагогов и родителей были широко представлены в трудах отечественных и зарубежных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. А.С. Макаренко говорит о семье как о естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребёнка. Советует родителям разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри её бурь. [3, с. 261].

Воспитание в семье В.А. Сухомлинский сравнивал с благородной и сложной работой, единой для всех и в то же время своеобразной и неповторимой в каждой семье, - это по его словам творение человека, называя это счастьем. Настоятельно рекомендовал обучать будущих отцов и матерей в специальных родительских школах - родительской педагогике. Публикации и монографии изучению семьи как школы душевного здоровья посвятили свои исследования отечественные и зарубежные философы И.А. Ильин, М. Монтень, Гегель, Э. Кант, Э. Фромм и др. Дискуссии концентрировались вокруг семьи, как источника духовности.

Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов семьи и дошкольного образовательного учреждения объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребёнка. Педагогическую систему, функционирующую в дошкольных образовательных учреждениях, можно охарактеризовать как недостаточно духовно насыщенную. Совершенно очевидно, что при этом родители не получают необходимой духовно-нравственной информации.

Изменение позиций родителей на вопросы ценностных ориентации современного образования, по нашему убеждению, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. Особое внимание при этом уделялось вопросам самовоспитания (саморазвития) под которым они понимали рост самосознания, стремление к совершенствованию своей личности. При этом широкое понимание термина «воспитание родителей» включало все сферы семейной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребёнка и его развития в целом, а также отношения семьи к обществу и культуре. Важнейшим результатом содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения педагогов и родителей, должна стать активная позиция родителей в воспитании ребёнка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых ребёнку». В исследованиях В.А. Петровского, И.А. Карпенко, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, М.Б. Зацепиной прослеживается определенное отношение к общению в психолого-педагогическом плане, характеризуются этапы общения. Наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие этапы:

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребёнка. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов». Благодаря этому с самого начала между педагогами и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап - трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребёнка со сверстниками, его успехи в учебной деятельности и т. п.).

Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская «общение на равных».

Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребёнка. Девизом данного этапа общения может быть «давайте узнавать вместе».

Таким образом, активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника.

Одним из перспективных направлений семейного и общественного воспитания является использование выразительных средств искусства, в повышении уровня духовности подрастающего поколения, а в последующем этноса. Особое место при этом отводится развитию гармонической социально-адаптированной, духовно-развитой личности средствами народного и классического изобразительного искусства.

Также мы считаем, что взаимодействие детей и родителей, в игровой деятельности, поможет ребёнку освоить общечеловеческий, творческий потенциал и произойдет невидимый процесс «врастания» ребёнка в культуру, в её глубинные пласты. Это и есть процесс подлинного культуроосвоения, включающий в себя элемент культуротворчества. Важнейшей частью семьи является тип её духовной культуры, каждая семья создаёт как бы свой фонд духовной культуры, который передается от предков супругов к родителям и затем в свернутом виде предается детям. Первоосновой этого фонда, по мнению В.В. Зеньковского, является

Библиографический список

семейная мифология (рассказ о дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках, дядях и других родственниках). Семейный эпос - легендарная история семьи, рассказы о деятелях семьи.

Семейный эпос формирует у детей и у самих рассказчиков чувство причастности к своему роду и народу, к местам обитания, дает примеры решения жизненных ситуаций в прошлом, то есть то, что называют «малой родиной» [4, с. 195].

Основа любого взаимодействия - реализация потребностей его участников. Основные интересы семьи и дошкольного учреждения по развитию личности ребёнка объективно совпадают. Другое дело, что сложности и противоречия реальной жизни, а также сложившиеся традиции, как правило, разводят эти важнейшие для становления личности ребёнка социальные институты по разные от него стороны. Именно поэтому актуальным для нашего исследования является поиск новых форм, методов взаимодействия, способствующих сближению семьи и дошкольного учреждения в интересах развития личности ребёнка.

Одной из основных социально-образовательных проблем является проблема отчуждения родителей от дошкольного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка. Анализ исследований современной психолого-педагогической науки наглядно свидетельствует, что усвоение социальной традиции наряду с развитием телесных и духовных сил, составляющее основное содержание детской жизни происходит в игре, игра, поэтому является очень существенным фактором в социальном созревании ребёнка. Играя, ребёнок легко и просто усваивает различные социальные «позы», различные отношения. Одушевляя всю природу, даже мертвые вещи (мебель, игрушки и т. д.) ребёнок бесконечно расширить свои социальные горизонты.

Таким образом, одним из важнейших условий постижения традиций - социальной наследственности, является игра. Изучению игры как важнейшего средства развития личности ребёнка посвятили свои исследования выдающиеся психологи Д.Б. Эльконин и Н.Н. Поддъяков. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения необходимо строить с учётом взаимного понимания, что само детство дано для того, чтобы дети играли. Социальная Среда является необходимым фактором игры, психического просмотра, психической свободы, индивидуального самосознания. Личность образуется при невидимом сплетении индивидуального и социального в ней. Ребёнок должен не только приспосабливаться, повиноваться, исполнять чужие желания; он по выражению В.В. Зеньковского нуждается и в том, чтобы жить «для себя», давать простор своим желаниям, осуществлять свой замысел через игру [4].

Таким образом, изменение позиции родителей на вопросы ценностных ориентации современного образования, является одним из педагогических условий повышения их личностной культуры. При этом широкое понимание термина «воспитание взрослых» включает все сферы семейной и общественной жизни, куда входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребёнка и его развития в целом. Чем быстрее родители и педагоги осознают, что сближение двух социальных сфер состоит, прежде всего, в духовной интеграции и взаимообогащении менталитетов, соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, тем быстрее повысится уровень духовного взаимопонимания, взаимопроникновения. Решить эту задачу во всей ее полноте крайне трудно, но последовательно приближаться к искомому результату необходимо.

1. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва, 1989.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1955.

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Москва, 1985; Т. 5.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. Москва, 1995.

References

1. Vinogradova N.F. Vospitatelyu o rabote s sem'ej. Moskva, 1989.

2. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1955.

3. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1985; T. 5.

4. Zen'kovskij V.V. Psihologiya detstva. Moskva, 1995.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.