вой деятельности обучающихся, а также формирование у них мотивации к улучшению качества звучащей речи. Основная цель культуры речи - интеграция речемыслительного, интеллектуального и духовного развития студентов.
А. П. Чехов писал: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры... «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-ни-
Библиографический список
будь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным» [5, с. 266].
1. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. Под редакцией Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. Москва, 2003.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Available at: http://fgosvo.ru/news/5/1078
3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Москва: Просвещение, 1975: 310.
4. Тумашова Г.А. Прямое воздействие на речевой слух (методы воспитание речевого слуха). Художественное слово: автор, рассказчик, слушатель: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный театральный институт, 2015: 62 - 76.
5. Чехов А.П. Хорошая новость. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Москва: Наука, 1979; Т. 16: 266 - 267.
References
1. Kul'tura russkoj rechi. 'Enciklopedicheskij slovar'-spravochnik. Pod redakciej L.Yu. Ivanova, A.P. Skovorodnikova, E.N. Shiryaeva i dr. Moskva, 2003.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.05 «Rezhissura teatralizovannyh predstavlenij iprazdnikov». Available at: http://fgosvo.ru/news/5/1078
3. Shanskij N.M., Ivanov V.V., Shanskaya T.V. Kratkij 'etimologicheskijslovar'russkogo yazyka. Moskva: Prosveschenie, 1975: 310.
4. Tumashova G.A. Pryamoe vozdejstvie na rechevoj sluh (metody vospitanie rechevogo sluha). Hudozhestvennoe slovo: avtor, rasskazchik, slushatel': Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2015: 62 - 76.
5. Chehov A.P. Horoshaya novost'. Polnoe sobranie sochinenijipisem: V 30 t. Moskva: Nauka, 1979; T. 16: 266 - 267.
Статья поступила в редакцию 08.08.18
УДК 373. 2
Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria),
E-mail: Skitskaja@mail.ru
Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia),
E-mail: drpmgopu@bk.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CHILD IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A METHOD OF INTERACTION WITH FAMILY. The article deals with a problem of psychological and pedagogical support of the child in conditions of preschool educational organization of the Pridnestrovian Moldavian Republic in connection with the introduction of state educational standards of preschool education. The author focuses on the resolution of the contradiction between the need for psychological and pedagogical support of preschool children and the low need of parents to become full participants in this process. The article presents the data of diagnostics carried out among teachers and parents to identify their level of knowledge and skills of psychological and pedagogical support of the child in a preschool educational organization. The author presents a "Cooperation" mini-program approved in the preschool educational organizations of the Pridnestrovian Moldavian Republic, which allows to increase the level of knowledge and skills of both teachers and parents in the field of psychological and pedagogical support of the child in the conditions of each pre-school educational organization of Pridnestrovie.
Key words: psychological and pedagogical support, State educational standard, preschool education, teachers, parents, preschool children, preschool educational organization.
Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента,
Приднестровский государственный университет, г. Тирасполь, E-mail: Skitskaja@mail.ru
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» г. Москва,
E-mail: drpmgopu@bk.ru
психолого-пеДагогическое сопровождение ребёнка
в дошкольной образовательной организации
как метод взаимодействия с семьёй
В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации Приднестровской Молдавской Республики в связи с введением Государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Основное внимание в работе автор уделяет разрешению противоречия между необходимостью психолого-педагогического сопровождения дошкольников и низкой потребностью родителей стать полноправными участниками этого процесса. В статье приводятся данные диагностики, проведённой среди педагогов и родителей по выявлению у них уровня знаний и навыков психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации. Автором представлена апробированная в дошкольных образовательных организациях Приднестровской Молдавской Республики мини программа «Сотрудничество», позволяющая повысить уровень знаний и навыков, как педагогов, так и родителей в области психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях каждой дошкольной образовательной организации Приднестровья.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, Государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, педагоги, родители, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.
Построение воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях Приднестровской Молдавской Республики осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который был введён в действие в 2014 году. Одним из требований при реализации данного стандарта является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. В связи с этим одним их приоритетных направлений работы специалистов дошкольных образовательных организаций Приднестровья является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и вовлечение родителей в данное направление деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение определяется Е.К. Исаковой, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченковой как вид помощи ребёнку в решении актуальных задач развития, позволяет увидеть динамику развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, являясь не просто суммой разнообразных методов педагогической, психологической работы, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решение задач развития дошкольника [1, с. 23].
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [2, с. 23-27].
Известные исследователи Е.А. Бауэр, А.В. Малышев рассматривали психолого-педагогическое сопровождение как систему выстраивания реального взаимодействия в процессе обучения и воспитания между дошкольной образовательной организацией и семьей, с целью оказания ребёнку и его родителям педагогической и психологической помощи по развитию собственных сил для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера, то есть успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации [3, с. 36; 4, с. 31].
Мы согласны с позицией С.С. Столяровой, которая выделила следующие принципы психолого-педагогического сопровождения:
- принцип индивидуального подхода к ребёнку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
- принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребёнка, полное его принятие;
- принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности дошкольников;
- принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя логопеда, методистов по музыкальному образованию, методистов по физическому воспитанию, администрации и др.;
- принцип «на стороне ребёнка»: во главе угла ставятся интересы ребёнка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;
- принцип коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;
- принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов;
- принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и
обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы дошкольникам [5, с. 12].
Анализ научных исследований и педагогической практики дошкольных образовательных организаций Приднестровской Молдавской Республики позволили нам выявить противоречия между:
- необходимостью психолого-педагогического сопровождения дошкольников и низкой потребностью родителей стать полноправными участниками этого процесса;
- уровнем психолого-педагогического сопровождения детей и недостаточной разработанностью программно-методических материалов для специалистов, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения в условиях дошкольных образовательных организаций Приднестровья.
В ходе проведения диагностического обследования, целью которого было выявить уровень знаний (навыков) педагогов дошкольных образовательных организаций о психолого-педагогическом сопровождении нами были разработаны анкеты для воспитателей, учителя - логопеда и педагога - психолога. Анкеты включали перечень вопросов направленных на общие представления и цели работы каждого педагога в рамках психолого-педагогического сопровождения и на выявления осведомленности в осуществлении данной работы.
Анализируя полученные данные, можно отметить, что педагоги имеют общее представление о том, что предполагает психолого-педагогическое сопровождение. В соответствии с этим определяют следующие основные цели и задачи:
- формирование всесторонне гармонично - развитой личности;
- развитие основных видов деятельности ребёнка (игра, обучение, трудовая деятельность);
- создание условий для системного развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств, обогащение его социального опыта;
- развитие психических процессов мелкой и общей моторики, коррекция звукопроизношения.
При этом нами было отмечено, что взаимодействию с родителями отводится второстепенная роль, не все педагоги понимают важность данного направления деятельности в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка. Так, например, анализ анкет воспитателей показал, что взаимодействие с семьями детей в психолого-педагогическом сопровождении, они видят через проведение родительских собраний, консультаций, оформлении информационных папок и стендов, в индивидуальной беседе с целью информирования родителей по проблемам развития ребёнка. Ни один воспитатель не отметил необходимость всестороннего вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, необходимость их активного участия в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка, путём тесного взаимодействия со всеми специалистами дошкольной образовательной организации.
В процессе проведения опытно-экспериментального исследования нами была разработана и предложена анкета для родителей. В анкете содержался перечень основных вопросов, отражающих общую осведомлённость родителей и их непосредственное участие в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка.
Анализируя данные анкетирования, хотелось бы отметить, что большинство родителей ответили, что их полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы. При необходимости родители получают информацию по всем направлениям работы с ребёнком, рекомендации на родительских собраниях и при индивидуальных беседах воспитателей, работающих непосредственно с ребёнком, реже от учителя - логопеда и педагога - психолога, а рекомендации от других специалистов не получают.
На вопрос: «Имеете ли Вы представление о том, что такое психолого-педагогическое сопровождение» большинство анкетируемых отметили, что имеют общие представления. Но информация о том, что такое психолого-педагогическое сопровождение имеется не во всех группах, это даёт нам основание сделать вывод, что многие родители не имеют представления о содержании, целях, задачах, функциях психолого-педагогического сопровождения. У некоторых родителей отмечались затруднения при ответах на следующие вопросы: «Какие специалисты работают с Вашим ребёнком?», на данный вопрос родители отвечали, что работает только воспитатель. Это предполагает то, что
родители не в полной мере проинформированы о работе всех специалистов. На вопрос: «Устраивает ли Вас взаимоотношение с педагогами в группе и специалистами учреждения», 11% родителей воздержались ответить, 20% ответили, что не устраивает, 69% ответили, что полностью устраивает работа в дошкольном учреждении.
При этом по окончании заполнения анкеты от родителей поступили следующие предложения:
- приглашать родителей на открытые занятия;
- создавать кружки в учреждении с приглашением на занятия родителей;
- владеть всеми контактами для общения со специалистами в любое время.
Итоговый анализ диагностического обследования показал, что работа между педагогами прослеживается слабо, многие педагоги не уделяют должного внимания вопросу вовлечения родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Знания родителей по содержанию психолого-педагогического сопровождения находится на низком уровне, поэтому необходимо разнообразить формы работы с родителями, а также необходимо расширить знания родителей по сопровождению ребёнка в дошкольной образовательной организации.
Результаты диагностического обследования подвели нас к необходимости проведения специальной работы со специалистами дошкольных образовательных организаций Приднестровья и родителями детей по повышению уровня знаний и навыков в направлении психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Для проведения данной работы нами была разработана и апробирована мини программа «Сотрудничество» по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации.
Целью данной программы является - взаимосвязь в единстве требований педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (и/или лиц их заменяющих) к обучению, воспитанию и социализации детей.
Программа «Сотрудничество» включает в себя три взаимосвязанных и дополняемых друг друга направления.
Диагностическое направление осуществляется при помощи анкетирования, тестирования индивидуальных бесед с детьми, педагогами и родителями.
Психолого-педагогическое направление базируется на основе сведений диагностико - консультативного блока. На этом этапе проводится индивидуальная и групповая работа с педагогами учреждения, с ребёнком, его семьей, направленная на совершенствование психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации.
Информационно-просветительское и консультативное направление включает психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей. Информация педагогам и родителям предоставляется в виде бесед, консультаций, обучающих тренингов, круглых столов; наглядно - информационных памяток, буклетов, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса в данной дошкольной организации, его родителями, педагогическими работниками и другое.
На протяжении всей экспериментальной деятельности использованы были разнообразные формы и методы работы с педагогами учреждения и родителями воспитанников. Экспериментальная работа планировалась и проводилась с учетом возрастных, психофизиологических и познавательных возможностей детей и включала следующие блоки: организационный, базово - основной и заключительный.
Работу по реализации программы начали с ознакомления педагогов учреждения и родителей с программой. Для этого был проведен семинар с педагогами учреждения и родителями воспитанников. Цель семинара заключалась в том, чтобы познакомить с программой психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации, познакомить с мероприятиями, которые будут проводиться педагогами в рамках программы.
На протяжении всего семинара педагоги и родители активно принимали участие, высказывали свои предложения и пожелания. Не все педагоги изъявили желание принять участие, указывая на то, что программа нарушит режимные моменты учреждения, дети к этому не готовы. Со стороны родителей были пожелания посетить занятия всех специалистов, поучаствовать в образовательном процессе, чтобы уметь дома самостоятельно с ребёнком наладить взаимоотношения, уметь работать с ним.
На данном этапе реализации программы были подготовлены и розданы во все группы наглядные информационные буклеты «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации».
Также для подготовки педагогов учреждения к реализации программы был проведен тренинг, направленный на объединение и сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения педагогов улучшение эмоционального состояния педагогов, налаживания позитивных взаимоотношений, развитие взаимопонимания между педагогами.
Базово-основной блок программы психолого-педагогического сопровождения включал в себя рад мероприятий. Так, например, методист по музыкальной деятельности с участием педагогов и родителей провела мероприятие для детей «Праздник смеха и веселья». На данном празднике родители смогли не только понаблюдать за детьми на празднике, но и принимали активное участие в празднике, пробовали себя в роли артиста, «педагога», помогали организовать детей для прохождения эстафет, игр, собрании детей в хоровод.
В рамках реализации программы методист по изобразительной деятельности предложила родителям, принять участие в создании совместной выставки творчества ребёнка и семьи на тему «Весна - красна». В создании выставки приняли участие практически все семьи. Данное мероприятие носило творческий характер, родители совместно с детьми дома создавали рисунки, аппликации. На выставку совместных работ были приглашены педагоги художественной школы города Тирасполя.
Педагог-психолог провела для родителей практикум: «Песочная терапия - эффективное средство снятия психоэмоционального напряжения у детей». Цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы - помочь родителям устанавливать доверительные отношения с ребёнком, помочь родителям снизить чрезмерный уровень психофизического напряжения у ребёнка; проигрывание психотравмирующих ситуаций; помощь в выражении своего внутреннего состояния через спонтанную игру на песке; помощь в возникновении и поддержании положительных эмоций, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения. По окончании практикума родители делились своими впечатлениями, педагог - психолог каждому родителю раздала картотеку игр с песком.
В рамках программы была проведена «Неделя открытых дверей», цель которой заключалась в информировании родителей о работе педагогов дошкольной образовательной организации и привлечение родителей в жизнь ребёнка в детском саду. Вся неделя была насыщена разными интересными мероприятиями, родители могли пронаблюдать за работой каждого специалиста, увидеть специфику работы с детьми. Так, первый день был ознаменован как «Мир физкультуры». В ней приняли участие все группы. Родители смогли пронаблюдать, как дети выполняют утреннюю гимнастику. После сна, для детей методистом по физической культуре и воспитателями групп было проведено развлечение. На данном мероприятии были проведены различные подвижные игры с привлечением родителей. Форма героев развлечения вызвала как у детей, так и у родителей положительные эмоции. Родители смогли пронаблюдать взаимодействие в работе методиста по физической культуре и воспитателя.
Следующий день был ознаменован «В гостях у логопеда». В данном мероприятии приняли участие дети, находящиеся на логопункте. Учителем-логопедом в музыкальном зале было проведено открытое фронтальное (интегрированное) логопедическое занятие на тему «Весна». Посетили данное мероприятие не только родители, чьи дети зачислены на логопункт, но и те, кто пожелал. Посещение занятия учителя - логопеда позволило родителям увидеть особенности работы учителя - логопеда с детьми. После проведенного занятия, родители задавали вопросы учителю - логопеду по интересующим их вопросам, например, «Как часто проходят занятия и сколько они длятся?», «С какого возраста можно обратиться к логопеду?», «Что проверяет логопед во время обследования?» и др. Беседа с родителями проходила в спокойной доброжелательной обстановке.
Следующим днем в рамках программы был день «В гостях у воспитателя». На данном мероприятии родители смогли посетить групповые, фронтальные и индивидуальные занятия, пронаблюдать за работой воспитателя. Помимо этого, родители, которые пожелали, смогли самостоятельно, под руководством, воспитателя, провести групповое занятие.
Последний день открытых дверей был обозначен «В гостях у педагога - психолога». Родители смогли пронаблюдать подгруп-
повое занятие на тему: «От улыбки станет всем светлей». Цель данного занятия - развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения. Данное занятие помогло родителям увидеть, насколько трудно детям выражать злость и радость, и объяснить, когда бывает, то или иное состояние. По окончании занятия педагог - психолог подготовила для родителей рекомендации как научить ребёнка выражать свои чувства при гневе, и как помочь ему выйти из этого состояния.
На протяжении всего периода реализации мини программы «Сотрудничество» активно осуществлялось информационно -просветительское и консультативное направление в виде наглядной агитации родителей, индивидуальных бесед и консультаций по запросам родителей. Педагог - психолог подготовила памятку для родителей: «Секреты психологического здоровья», воспитателями была подготовлена наглядная информация: «Каждый ребёнок - индивидуальность». Была проведена групповая консультация одним из родителей на тему: «Развитие речи посредством развития мелкой моторики», где родитель поделилась своим опытом взаимодействия с ребёнком в данном направлении. Воспитателями был подготовлен тренинг: «В игры играем - речь развиваем», с разработкой игр для проведения родителями с детьми в домашних условиях.
На заключительном этапе апробации мини программы «Сотрудничество» был проведен вечер по обмену опытом, в котором приняли участие педагоги учреждения и родители. На данном мероприятии была представлена выставка совместных работ родителей и детей, организуемая методистом по изобразительной деятельности. Вечер по обмену опытом позволил родителям поделиться своими впечатлениями о проведенных мероприятиях. Родители выразили благодарность о приобретенных знаниях и умениях по взаимодействию со своими детьми. Некоторые из родителей высказали свое мнение о том, что данные мероприятия улучшили пси-
Библиографический список
хологическое состояние и их детей, удалось наладить тесный дружеский контакт между другими родителями и педагогами учреждения.
Педагоги, в свою очередь, высказали свое мнение о том, не смотря трудности в организации детей на занятии при родителях, им удалось показать тот уровень знаний, которые усвоили дети на протяжении учебного года. Проведенные мероприятия помогли наладить тесный контакт между педагогами и специалистами учреждения и между родителями воспитанников учреждения. Данные мероприятия благоприятно воздействуют на установление доверительного отношение родителей к педагогам, позволяют педагогам работать в тесном контакте между собой и с родителями.
С целью определения динами изменений после апробации мини программы «Сотрудничество», нами повторно были разработаны анкеты для педагогов и родителей. Анализ данных анкетирования показал, что 50% педагогов (в сравнении 16% педагогов до апробации мини программы) считают важным вовлечение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения их детей в условиях дошкольной образовательной организации, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители на вопрос «Устраивает ли Вас взаимоотношение с педагогами в группе и специалистами учреждения» ответили, что в полной мере 82% и только 4% ответили, что не устраивает (в сравнении 20% до апробации мини программы).
Таким образом, на основе полученных результатов мы можем сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной мини программе «Сотрудничество», направленной на повышение уровня знаний и навыков педагогов и родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях дошкольных образовательных организаций Приднестровской Молдавской Республики.
1. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение. Rusnauka.com. Available at: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
2. Рожков М.И. Экзистенциональный подход к с социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. 2, № 4: 23 - 27.
3. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2012.
4. Малышев А.В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.. Диссертация ... доктора психологических наук. Нижний Новгород, 2013.
5. Столярова С.С., Кисть Е.А., Назметдинова И.С. Психологическая устойчивость педагога как фактор обеспечения безопасной среды в образовательном учреждении. Психологические проблемы безопасности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том 1. Под редакцией И.А. Баевой, В.В. Рубцова. Москва: МГППУ, 2011: 12.
References
1. Isakova E.K., Lazarenko D.V. K opredeleniyu ponyatiya pedagogicheskoe soprovozhdenie. Rusnauka.com. Available at: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
2. Rozhkov M.I. 'Ekzistencional'nyj podhod k s social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; T. 2, № 4: 23 - 27.
3. Bau'er E.A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptaciipodrostkov-migrantov. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.
4. Malyshev A.V. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya processa razvitiya kul'tury lichnosti podrostka vsovremennom informacionnom prostranstve.. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.
5. Stolyarova S.S., Kist' E.A., Nazmetdinova I.S. Psihologicheskaya ustojchivost' pedagoga kak faktor obespecheniya bezopasnoj sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Psihologicheskie problemy bezopasnosti v obrazovanii: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tom 1. Pod redakciej I.A. Baevoj, V.V. Rubcova. Moskva: MGPPU, 2011: 12.
Статья поступила в редакцию 15.08.18
УДК 069:379.822(470-25+571.150-25)
Timofeeva A.L., MA student, senior teacher, Altai State Institute of Cultures (Barnaul, Russia), E-mail: rp.mel@ya.ru Odintsova O.V., senior teacher, Altai State Institute of Cultures (Barnaul, Russia), E-mail: poli1212@mail.ru Vakalova N.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai State Institute of Cultures (Barnaul, Russia), E-mail: vakalnat@rambler.ru
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MUSEUM THEATRE PROGRAMMES WHEN FORMING OF COMMUNICATIVE SKILL OF VISITORS. The authors consider forms of Museum programs from the point of view of their relevance to the educational activities of Russian museums on the example of activities implemented in the framework of the international action "Museum Night - 2017" on the basis of the State Art Museum of Altai Krai and the Altai State Institute of Culture in Barnaul, as well as the educational activities of the Kuzminki Manor, Museum of Russian Farmstead Culture in Kuzminki (Moscow). With reference to the approved theatrical museum programs, the authors define the ways of realization of educational opportunities of these projects, based on the form of the event: quest tour, interactive theatrical performance and museum lesson.
Key words: theatrical museum programs, museum pedagogy, quest-tour, museum lesson.