DOI: 10.15293/1813-4718.1901.05 УДК 316.3/.4+316.7
Шабанов Артем Геннадьевич
Доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-8478-5348, Новосибирск
ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Проблема и цель. В статье показана актуальность изучения проблем современного студенчества с целью проведения профилактических и социально-воспитательных мероприятий в студенческой среде. Цель статьи - определение основных проблем современного студенчества.
Методология. Теоретическими основаниями исследования стало определение сущностного содержания студенческих проблем и поиски возможных путей их выявления и профилактики. В основе исследования применены системный, личностно-ориентированный и средовой подходы, отраженные в работах Е. А. Левановой, А. В. Мудрика, Т. А. Ромм и др.
В заключении делается вывод, что проблемы студенчества делятся на шесть групп: материальные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные, социально-правовые.
Ключевые слова: студенчество, студенческая среда, проблемы студенчества, микроуровень, макроуровень, трудоустройство, выпускник.
Постановка задачи. Студенчество -это особая мобильная социальная группа, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее ценностные установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования [10].
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой спец-
ифическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами [5].
Студенческая среда определяется как среда формирования социально адаптированной личности студента, готовой к продуктивной учебной и профессиональной деятельности, к условиям учебного процесса и к социальным межличностным отношениям [7].
Студенческая среда делится на два уровня: макроуровень и микроуровень.
Макроуровень определяется политикой
государства в области образования и отражается в государственных и федеральных законах, нормативно-правовых документах, нормативно-правовых актах РФ и нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, локальных нормативных актах (устав учреждений).
Социальная среда оказывает социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента со стороны учебной группы, в которую он входит, а также со стороны других социальных групп, с которыми он непосредственно взаимодействует в процессе обучения и социализации.
Научная новизна, введение в проблему. Проблема межличностных отношений популярна не только в студенческой, но и в профессиональной среде. Современному обществу не хватает людей, умеющих создавать здоровую психологическую атмосферу, устанавливать контакты и формировать профессиональную направленность личности. Для решения выделенных профессиональных проблем необходимо рассмотреть отношения в студенческой среде, адаптацию студентов и способы решения конфликтных ситуаций как начальную стадию формирования будущего специалиста [4].
У студентов добавляются и проблемы адаптации к новой социальной среде (новое место обитания, новый город, новые люди, новые социокультурные условия жизни, необходимость самостоятельного хозяйствования). Это особенно сложно для первокурсников, которые имеют психологические проблемы с адаптацией к новой системе учебы, проживания в общежитии или на съемной квартире и работы, так как многие начинают активную трудовую деятельность в качестве подработок [3].
Очевидно, что выявление и разрешение межличностных конфликтов необходимо выполнять в период ранней адаптации студента на первом курсе, когда происходит формирование небольших групп, связанных общим интересом, подчинение сту-
дентов групповым нормам и правилам, выявление лидеров группы [1].
Исследовательская часть. Необходимо подчеркнуть, что студенты первого курса еще не адаптированы к той среде, в которой находятся, следовательно, каждый студент занимает защитную позицию в борьбе за лидирующее положение в группе, часто агрессивен по отношению к од-ногруппникам и даже преподавателям [6].
Сплочение группы происходит в период сессии, когда все участники учебной процесса действуют сообща, идет активная подготовка к написанию ответов на вопросы по дисциплинам зимней экзаменационной сессии.
Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций или разрешить уже возникшие конфликты, группой занимается социальный педагог, психолог-практик, преподаватель-куратор или заместитель декана (директора) по воспитательной работе структурного подразделения. Известно, что в общественных и учебных сферах юноши рассчитывают на помощь и поддержку опытного преподавателя, поэтому роль куратора, тьютора очень важна непосредственно в ходе сплочения коллектива. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов и оказывать благоприятное воздействие на их становление [2].
Но работы и опыта педагогов недостаточно для решения конфликтных ситуаций. Студенты взаимодействуют между собой не только на занятиях, но и в студенческих общежитиях. Конфликты, непонимание, столкновение характеров и темпераментов в бытовой сфере часто переносятся и на отношения студентов в учебной деятельности. И тогда нужно обратить внимание на необходимость работы психолога со студентами, активную работу заместителей деканов (директоров) по воспитательной работе [9].
Многие специалисты считают, что для предотвращения возникновения конфликт-
40
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2019
ных ситуаций среди первокурсников необходимо оказать квалифицированную психологическую помощь с первых дней пребывания студентов в вузе. Работа психолога заключается в проведении тренингов, бесед, дискуссий, в ходе которых выявляются проблемы психологической нестабильности студента. Психолог помогает раскрыться студенту, научиться контролировать себя и принимать верные решения [11].
Кроме ученической среды влияние на адаптацию и межличностные отношения оказывает среда, в которой проживает обучающийся, то есть общежитие. Главной задачей коллектива общежития является социально-воспитательная работа. Необходимо подчеркнуть, что в общежитии проживают студенты однородного возрастного состава, разница в возрасте не более пяти лет, что обуславливает возрастное сходство интересов и целей. Также стоит отметить, что разница в возрасте является положительным фактором. Общение со старшекурсниками позволяет первокурсникам быстрее адаптироваться, приобрести приятельские и дружеские отношения, повысить свою коммуникабельность и преодолеть страх начала самостоятельной жизни, приобрести опыт старшего поколения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенческая среда делится на два уровня: микроуровень и макроуровень. Макроуровень отражается в государственных законах, нормативно-локальных актах и т.д. Микроуровень отражается в более близком окружении студента, во взаимодействии с его референтной группой. На каждом уровне существуют свои особенности и ряд проблем, возникающих во время обучения.
Основные социальные проблемы студенчества разделяются на:
1) материальные;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) собственно социальные,
5) социокультурные;
6) социально-правовые.
Студенты менее зависимы от родителей, чем подростки, но эта зависимость все еще велика, особенно в материальном плане, и если семья относится к малообеспеченным или проживающим за чертой бедности (а такие семьи составляют сегодня около половины российских семей), то студенты вынуждены искать дополнительные источники существования (временную или постоянную работу, различные подработки).
Результаты исследования. Социологические исследования в среде студентов показывают, что материальные проблемы почти 50 % из них решают родители (затраты на питание, одежду, отдых, книги, аппаратуру). При этом 6 % совсем не имеют семейной поддержки, не более 2 % студентов свое положение считают обеспеченным. Сегодня материальное положение студентов стало выше, но и проблем стало больше. Так, около 50 % студентов поступают на платное обучение, стоимость которого быстро растет, ежегодно меняясь [8].
Стипендия, которую получают сегодня менее 35 % студентов, в среднем составляет четверть прожиточного минимума. Именно по этой причине студенты дневной формы обучения вынуждены обращаться к дополнительным заработкам (около 25 %) [9].
Основные цели занятости студентов:
1) необходимость заработать себе на жизнь и на образование;
2) забота о будущем трудоустройстве (реальный опыт, возможность оценить свои шансы, выбрать интересную и перспективную работу).
Трудоустройство выпускников после окончания вуза может соответствовать их ожиданиям в том случае, если студент выбрал специальность с учетом спроса на профессию и своих способностей, а также показал достойные результаты во время учебы. Социологические опросы показывают, что такая целеустремленность бывает, как правило, вознаграждена. Од-
нако ориентированность абитуриентов и студентов на ту или иную конкретную профессию пока не очень велика, часто молодежь идет учиться, не представляя четко -куда и зачем.
Социально-психологические проблемы студентов и учащихся можно разделить на три группы:
1) адаптация к новым условиям учебы и жизни;
2) психологический климат в учебном коллективе;
3) межличностные проблемы, в том числе проблемы, связанные с созданием семьи.
Эти проблемы недооценены, последствия их гораздо более значимы, чем в других возрастных группах. Во-первых, самые сложные проблемы - самоопределение, необходимость отстоять и защитить себя как личность. Во-вторых, это возраст, для которого характерно предубеждение, что просить о помощи постыдно, поскольку это проявление слабости, либо убеждение (часто основанное на собственном опыте), что все заняты лишь собой. В-третьих, сложные проблемы часто возникают, когда молодые люди не только не готовы к ним, но и лишены близких людей и друзей.
Социокультурные проблемы фиксируют разрыв в наследовании как общекуль-
турных, так и профессиональных норм и ценностей, что затрудняет и будущую профессиональную деятельность, и процессы социализации и формирование солидарного социума.
Социально-правовые проблемы отражают крайне нестабильное и зависимое положение студенчества: есть проблемы в защите интересов и прав студенчества, в их социальной защите, практически нет правовой защиты для работающих студентов. Даже те законы, которые действуют с советского периода (например, о предоставлении учебных отпусков), не во всех вузах соблюдаются, и студенты лишены возможности отстоять свои права.
Заключение. Проведен детальный анализ студенческой среды и основных проблем студенчества, которые можно разделить на шесть групп: материальные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные, социально-правовые.
Профсоюзная организация студентов НГПУ в рамках плана работы и программы деятельности максимально координирует свои усилия на решении этих проблем, приглашая студентов к участию в активной деятельности и поиску подходящих вариантов для удовлетворения потребностей и эффективной жизнедеятельности в социуме.
Библиографический список
1. Алтыникова Н. В., Чеснокова Г. С. Роль инновационной деятельности педагога в совершенствовании его профессионального опыта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. - 2016. - Т. 22, № 4. - С. 21-24.
2. Лаврентьева З. И. Социальное развитие личности: педагогический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2006. - Т. 12, № 2. -С. 35-41.
3. ЛевановаЕ. А., СерыхА.Б.,ПушкареваТ.В., Трегубова Л. В. Образовательная среда вуза // Глобальный научный потенциал. - 2012. -
№ 10 (19). - С. 212-213.
4. Леванова Е. А., Шубина И. В. Педагог-тьютор и его роль в образовательной среде вуза на основе деятельностного подхода // Право и образование. - 2017. - № 2. - С. 32-38.
5. Ромм Т. А., Ромм М. В., Скалабан И. А. Исторические очерки российской социальной работы. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. -134 с.
6. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. -2014. - № 1. - С. 57-65.
7. Черникова Ю. С., Винер Ю. В., Чеснокова Г. С. Формирование социальной активности
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2019
42
студента педагогического вуза: факторы и психолого-педагогические условия // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 96-99.
8. Шабанов А. Г. Социальная активность молодежи как социопедагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 2. - С. 384-393.
9. Шабанов А. Г. Организация социально-педагогической деятельности в молодежной среде // Сибирский педагогический журнал. -2018. - № 6. - С. 56-61.
10. Ruys K., Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. - April 2008. -Vol. 19. - P. 385-391.
11. Theorien und Konzepte der pädagogischen Anthropologie / hrsg. J. Petersen, G. B. Reinert. -Donauwörth, 1994. - 312 s.
Поступила в редакцию 25.11.2018
Shabanov Artyom Gennadievich
Assist. Prof. of the Department of Pedagogics and Psychology, Institute of History, Humanitarian and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-8478-5348, Novosibirsk
IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF TODAY'S STUDENTS BY MEANS OF PUBLIC ORGANIZATIONS
Abstract. Problem and goal. The article shows the relevance of studying the problems of modern students in order to carry out preventive and socio-educational activities in the student environment. The purpose of the article is to identify the main problems of modern students of higher educational institutions.
Methodology. The theoretical basis of the study was the determination of the essential content of student problems and the search for possible ways to identify and prevent them. The research is based on the system-based, personality-oriented, and the approaches reflected in the works of E. A. Levanova, A.V. Mudrik, T. Romm Et al.
In conclusion, it is concluded that the problems of students are divided into six groups: material, socio-medical, socio-psychological, social, socio-cultural, socio-legal.
Keywords: students, student environment, problems of students, micro level, macro level, employment, graduate.
References
1. Altynikova, N. V., Chesnokova, G. S., 2016. The Role of innovative activity of the teacher in improving his professional experience. Bulletin of the Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki, Vol. 22, № 4, pp. 21-24. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Lavrentieva, Z. I., 2006. Social development of personality: pedagogical aspect. N. Nekrasov Bulletin of Kostroma state University, Vol. 12, № 2, pp. 35-41. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Levanova, E.A., Grey,A. B., Pushkareva, T. V., Tregubova, L. V., 2012. Educational environment of the University. Global scientific potential, 10 (19), pp. 212-213. (In Russ.)
4. Levanova, E. A., Shubina, I. V., 2017. Teacher and his role in the educational environment of the University on the basis of the activity approach. Law and education, 2, pp. 32-38. (In Russ.)
5. Romm, T. A., Romm, M. V., Skalaban, I. A., 1999. Historical Essays on Russian Social Work. Novosibirsk: NSTU Publ.,134 p. (In Russ.)
6. Romm, T. A., 2014. The theory of education in a changing society. Questions of education, 1, pp. 57-65. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Chernikova, Y. C., Wiener, Yu., Chesnokova, G. S., 2013. Formation of social activity of students of pedagogical high school: factors and psycho-pedagogical conditions. Modern problems
of General and correctional pedagogy and psychology of childhood: proceedings of the IX all-Russian scientific-practical conference. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University Publ., pp. 96-99. (In Russ.)
8. Shabanov, A. G., 2010. Social activity of youth as a sociopathic phenomenon. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 384-393. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Shabanov, A. G., 2018. The Organization
of social and pedagogical activity in the youth environment. Siberian pedagogical journal, 6, pp. 56-61. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Ruys, K., Stapel, D., 2008. The Secret Life of Emotions. Psychological Science, Vol. 19, pp. 385-391. (In Eng.)
11. Petersen, J., Reinert, G. B., 1994, eds. Theories and draughts of the educational anthropology. Donauwoerth, 312 p. (In German)
Submitted 25.11.2018
44
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2019