DOI: 10.15293/1813-4718.1902.06 УДК 378.183
Киселева Елена Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, elena_mig@mail.ru, Новосибирск
Киселев Николай Николаевич
Кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, проректор по воспитательной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, nikolai_kiselev@mail.ru, Новосибирск
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ, ПОИСК РЕСУРСОВ*
Аннотация. В статье анализируются подходы к проблеме адаптации студентов к образовательной среде вуза, рассматриваются сложные характеристики этой ситуации. Представлены результаты исследования ведущего затруднения процесса адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Анализируется содержание дезадаптации студентов первого курса в вузе. Как ресурс адаптации студентов рассмотрена одна из эффективных технологий снижения дезадаптации студента первого курса в вузе - технологии адаптационного сбора. Рассмотрены факторы дезадаптации первокурсников в вузе. Проанализированы механизмы эффективной адаптации студентов. Исследование возможностей и ресурсов адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении опирается на методологию системного подхода, а именно на педагогическую интерпретацию системного подхода, а также на идеи социализации, адаптационного подхода.
Результаты исследования показывают ресурсные возможности адаптационных программ вуза для первокурсников на базе системной внеучебной деятельности. Определены условия, способствующие снижению дезадаптации студентов: развивающая, адаптивная среда; целенаправленная деятельность по преодолению социальных и личностных страхов у студентов; расширение спектра позитивных социальных ролей; эффективные личностные взаимоотношения; благоприятный психологический климат; возможности для формирования новой личностной стратегии взаимодействия с окружающим миром; расширенный спектр деятельности. Одной из ключевых эффективных технологий адаптации первокурсников может выступать адаптационный сбор.
Ключевые слова: адаптация студентов, вуз, затруднения, дезадаптация, адаптационные программы, сбор.
Постановка проблемы. Исследователи вузовского образования, в частности изучающие процессы вхождения студентов в образовательную среду вуза, определяют характеристики сложной ситуации, в которую попадают студенты-первокурсники в первые месяцы обучения и жизнедеятельности в вузе. Эта ситуация характеризуется следующим:
- другая система обучения в сравнении со школой. Например, большой объем знаний для самостоятельного освоения, нерегулярный внешний контроль, отсутствие достаточного уровня умений и навыков для адаптационного процесса;
- необходимость выстраивать новую систему отношений, возможно, совершенно отличную от привычных контактов
* Исследование подготовлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-06-00678а.
(столкновение с новыми социокультурными установками жителей большого города для абитуриентов из сельских школ, их принятие или отвержение);
- расстановка целей на предстоящие годы обучения;
- актуализация собственной системы ценностей, их ранжирование, поскольку вхождение в новые сообщества заставляет демонстрировать свои ценностные позиции;
- снижение ситуации внешнего контроля (со стороны родителей, например) обуславливает необходимость самоконтроля (первые месяцы учебы студентов-первокурсников проявляется некоторая эйфория от ощущения «новой» свободы) и т. п.
Цель статьи. В статье представлены результаты анализа одного из ведущих затруднений процесса адаптации студентов первого курса к условиям вуза - дезадаптации, и одной из эффективных технологий снижения дезадаптации студента первого курса в вузе - технологии адаптационного сбора. Как показывает практика, это, безусловно, значимый ресурс для адаптации студентов в первый год обучения в вузе.
Исследовательская часть. Проблемы дезадаптации молодежи, к сожалению, достаточно представлены в современный период, в связи с чем, поиск различных педагогических ресурсов, возможностей и условий снижения социальной дезадаптации молодежи весьма актуален. Понятие «социальная дезадаптация» включает в себя ряд характеристик. Социальная дезадаптация - это регрессия адаптированности личности к своей социальной среде, ведущая к серьезным нарушениям взаимодействия личности с социальной средой. Поскольку любое проявление нонконформизма имеет некоторый элемент социальной дезадаптации, то нельзя понимать этот термин излишне широко: только дезадаптация, ведущая к противозаконным действиям, психическим расстройствам или серьезным конфликтам, может быть объектом вмешательства социальных служб и педагогов.
Надо принимать во внимание возрастную и культурную относительность проявлений социальной дезадаптации: поведение, приемлемое для подростка, может быть истолковано как социальная дезадаптация в более зрелом возрасте. То, что нормально в одной культуре или субкультуре, выглядит ненормальным в другой. Нередко социальная дезадаптация молодого человека на поверку оказывается лишь адаптацией к субкультуре какой-либо группы. Социальная дезадаптация предполагает наличие у личности искаженного восприятия окружающей действительности и отсутствие адекватной системы отношений и общения, а также неумения изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями в обществе [9].
К типичным симптомам социальной дезадаптации человека относят проблемы в деятельности, трудности в общении, неадекватное поведение, агрессию, невротические реакции, нарушении норм морали и права, деструктивное восприятие окружающего. Вызывается социальная дезадаптация целой совокупностью факторов (социальный, психологический, психосоматический и т. п.), а порождается в первую очередь нарушением взаимодействия личности и среды. К сожалению, на практике наибольшее внимание уделяется дезадаптированной личности, и гораздо меньшего внимания удостаивается дезадаптирующая среда [9].
Крайне важно, что в итоге дезадаптации формирующаяся социальная депривация приводит к депривации основных потребностей молодого человека - потребностей в полноценном развитии и самореализации.
«Анализ ситуации в вузе показывает, что проблемы дезадаптации наиболее обостренно проявляются именно у студентов первых курсов, поскольку слишком много факторов создают возможность для появления дезадаптации. К таким фактором можно отнести:
- новую, непривычную, не освоенную
(не школьную) среду;
- отсутствие специфических практических навыков обучения в вузе;
- новый (студенческий) коллектив и необходимость освоения в нем;
- отсутствие опыта взаимодействия с вузовскими преподавателями;
- потребность в самоутверждении и самореализации;
- личностные особенности студента (темперамент, характер и т. п.);
- причастность к асоциальной неформальной молодежной среде;
- социально-материальные причины (материально-низкий достаток семьи, многодетность, недостаток у родителей времени (знаний, опыта), семьи с одним родителем) и т. п.
Многие студенты пытаются самостоятельно решить данные проблемы и снизить собственную дезадаптацию. Однако, если для снижения дезадаптивных проявлений педагогически грамотно организуются условия и возможности, эффективность снижения дезадаптации значительно возрастает.
Участие студентов первого курса в адаптационных программах вузов позволяет быстро и "мягко" погружать первокурсников в воспитательное пространство вуза, осваивать ценности и традиции данного учреждения, ощущать наличие эмоционально-безопасной среды, в которой предстоит находиться» [2, с. 192].
Принципиальным моментом является активное привлечение к организации жизнедеятельности и занятий в рамках адаптационных программ студентов старших курсов (начиная со второго курса в роли организаторов), что способствует действенной демонстрации первокурсникам исполнения запрашиваемых социальных ролей, соблюдения норм, а также убеждает в возможности непротиворечивого диалога профессионально-педагогической и до-профессиональной (молодежной, студенческой) субкультур.
Привлечение к педагогической работе в рамках адаптационных программ условно можно рассматривать как еще одну форму содействия в социально-ролевой адаптации студентов более старших курсов. Особое внимание уделяется в этой связи обучающимся на втором - третьем курсах, поскольку именно на этом этапе регистрируется спад интереса к процессу обучения в вузе, активизируется критическое переосмысление профессионального выбора, наступает осознание приближающегося окончания периода обучения и т. п.
Результаты исследования. Таким образом, как свидетельствуют наблюдения, участие в адаптационных программах облегчает студенту адаптацию к ситуации обучения в вузе, завершению обучения и перехода к самостоятельной профессиональной деятельности. Кроме того, определенные технологии работы со студенческой молодежью способны выступать средством преодоления ключевого затруднения первого года обучения студентов в вузе, а именно - дезадаптации, в том числе ее снижения. К таким технологиям относятся, в частности, адаптационные сборы первокурсников, организуемые во внеучебной работе, которые могут выступать значимым ресурсом преодоления затруднений адаптации студентов первого курса, если включены в системную деятельность.
Идеи системной воспитательной деятельности для улучшения адаптации студентов в вузе опираются на следующую теоретико-методологическую базу. Используется методология педагогической интерпретации системного подхода, которая представлена в трудах В. П. Беспалько [1], Ю.А. Конаржевского [3], Л. И. Новиковой [5], Н. Л. Селивановой [7], М. В. Шакуровой [8] и др. Идеи социализации, адаптационного подхода, требует обращения к работам А. В. Мудрика [4], М. В. Ромм, Т. А. Ромм [6].
По нашему мнению, выездной сту-
денческий адаптационный сбор уже по своей структуре и содержанию снижает последовательно ряд дезадаптирующих факторов. Условия адаптационного сбора при правильной педагогической инструментовке позволяют существенно снизить развитие социальной дезадаптации. Идеи позитивных результатов коллективного воздействия обсуждают и западные исследователи. В нашем опыте (преподавателей Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ) адаптационный сбор часто становится для личности студента минисоциализирующей системой, которая способствует его адаптации к вузовскому социуму и студенческой жизнедеятельности в целом. Механизмами этой адаптации выступает игровая культура, а именно: всевозможные игры, имитирующие социум и процессы в нем, игровые роли, позволяющие студенту освоить закономерности и нормы факультета в целом. Кроме того, важнейшим механизмом адаптации студентов, становятся возникающие на сборе «вертикальные» (преподаватели -студенты) и «горизонтальные» (студенты -студенты) позитивные взаимоотношения, которые, к сожалению, в дальнейшем не являются постоянным спутником студенческой повседневной жизни.
В целом же выездной адаптивный сбор имеет следующие условия, способствующие снижению дезадаптации студентов:
- развивающая, адаптивная среда (эмоционально комфортная среда, не блокирующая развитие личности, поскольку, когда комфортно не надо защищаться, можно направлять силы на развитие, а не на защиту), среда, позволяющая личности студента снять ряд первоначальных «страхов» (новый коллектив, деятельность, нормы, неопределенность, конкуренция), создающая каждодневные перспективы развития, фасилитирующая среда - облегчающая шаги личностного роста студента;
- целенаправленная реализация деятельности по преодолению страхов
и опасений студентов (специальные практикумы по различным направлениям деятельности, помогающие преодолеть эти страхи);
- расширение спектра позитивных социальных ролей, увеличение возможности выбора ролей (многообразие ситуаций социальной коммуникации на сборе позволяет осваивать новые межличностные роли (друг, член команды, помощник старшему и т. д.), лидерские роли (ответственный, организатор, руководитель, вожак, командир), игровые роли (преподаватель, старшекурсник, историческая личность, декан и т. п.);
- эффективные личностные взаимоотношения (благополучные отношения, созданные как в системе «преподаватель - студент», так в системе «студент - студент», позволяют пережить опыт нахождения в желаемых позитивных взаимоотношениях и заложить потребность личности в ожидании и продуцировании этих отношений в дальнейшей жизнедеятельности);
- благоприятный психологический климат (целенаправленная деятельность уже сложившегося коллектива преподавателей и студентов-старшекурсников по формированию благополучного психологического климата в студенческих группах первокурсников и в коллективе факультета в целом создает преобладающий позитивный, мажорный фон настроения всех участников выездного сбора, характеризующийся выраженной эмпатией, эмоциональной безопасностью, стабильностью позитивного межличностного взаимодействия);
- возможности для формирования новой личностной стратегии взаимодействия с окружающим миром как механизма создания нового собственного социального образа, более успешного, чем предыдущий;
- расширенный спектр деятельности (многообразие видов деятельности для студента - творческой, образовательной, спортивной, досуговой при созданных
условиях ее быстрого освоения позволяет осуществлять деятельностный выбор и оперативно его реализовывать).
Говоря о возможностях развивающей адаптивной среды на сборе, следует иметь в виду, что преподаватели и студенты-старшекурсники, работающие в адаптивном лагере, не могут, к сожалению, устранить социальные микрофакторы в жизни студента, приведшие к появлению дезадаптации в вузе. Но в то же время они имеют возможность создать в условиях сбора такую социальную среду (комфортные отношения, положительная атмосфера и пр.), которая сможет позитивно воздействовать на первокурсника, снижая уровень его дезадаптации. Пребывание в этой среде позволяет ему погрузиться в положительный опыт взаимодействия с новым коллективом, освоить благоприятные роли в нем и в дальнейшем, хотя бы отчасти, тиражировать эти роли и опыт в своей повседневной жизнедеятельности.
Таким образом, несколько дней проживания студента в комфортных социально-психологических условиях адаптационного сбора позволяет организаторам (преподавателям и студентам-старшекурсникам) сделать ему определенную «социальную прививку» от дальнейшего развития дезадаптации, дезадаптивного поведения, т. е. получить отсроченный социализирующий эффект.
Деятельность коллектива факультета (института) по созданию условий для снижения дезадаптации студентов на сборе может быть действительно эффективной, если она строится на следующих основных принципах:
- принцип деятельности;
- принцип позитивных отношений;
- принцип доверия;
- принцип развития.
Основной результат, который позволяет достигать деятельность, построенная на вышеперечисленных принципах, - это развитие (реконструкция, самоосознание)
у студента своей идентичности (отождествления себя с неким целым - социумом, коллективом, факультетским сообществом), что выражается в следующих показателях:
- адаптивность к реальной действительности;
- устойчивость существования в условиях неопределенности и социального риска, в условиях изменений;
- освоение ценностных основ нового коллектива.
Соответственно, если идентичность личности студента развивается далее, то снижается его состояние одиночества (как противоположное идентичности) и неопределенности, разорванности отношений с окружающим (новым) миром, оптимизируется процесс ценностно-смыслового самоопределения, освоения позитивных социальных моделей поведения в новой среде.
Все это в целом позволяет снизить обозначенные выше факторы дезадаптации студентов, что фиксируется в следующих действиях и переживаниях:
- среда становится уже достаточно освоенной, знакомой;
- на профессиональных минимумах (первых занятиях преподавателей на сборе) осваиваются элементарные практические навыки обучения в вузе;
- студенческий коллектив во многом становится знакомым;
- появляется опыт взаимодействия с вузовскими преподавателями;
- возникает ряд первоначальных возможностей для самоутверждения и самореализация;
- позитивная эмоциональная атмосфера снижает остроту проявления проблемных личностных особенностей студента;
- причастность к новой молодежной среде дает возможность сравнения ценностной базы и содержания деятельности этого сообщества с характеристиками неформальной (в том числе асоциальной)
молодежной среды и способствует дистанцированию студентов-первокурсников от подобной среды;
- погружение в креативную, эмоционально-положительную атмосферу, проживание в условиях лагеря позволяет на время отключиться даже от напряжения материальных проблем.
Исходя из вышесказанного, адаптационные программы вуза, адаптационный сбор в его сегодняшней модели и по форме, и по содержанию являются качественным ресурсом и тем инструментом для коллектива вуза, который значительно облегчает преодоление затруднений в процессе адаптации студента в вузе.
Библиографический список
1. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно- Н. Л. Селивановой,
методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высш. шк., 1989. - 141 с.
2. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 190-196.
3. Конаржевский Ю. А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособие по спецкурсу. - Челябинск: ЧГПИ, 1980. - 93 с.
4. Мудрик А. В. Социализация человека. -М.: Академия, 2004. - 304 с.
5. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред.
А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 336 с.
6. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. -№ 12. - С. 104-113.
7. Селиванова Н. Л. Создание педагогических условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 6. - С. 11-16.
8. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Баранов А. Е., Шакурова М. В. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. - М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. - 192 с.
9. Семаго М. М. Рабочий журнал психолога образования. - М.: Сфера, 2004. - 192 с.
Поступила в редакцию 16.01.2019
Kiseleva Elena Vasilievna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Department of Pedagogy and Psychology, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, elena_mig@mail.ru, Novosibirsk
Kiselev Nikolay Nikolaevich
Cand. Sci. (Sociol), Assoc. Prof. of Department of Pedagogy and Psychology, Institute of History, Humanities and Social Education, Vice-Provost for Student Affairs, Novosibirsk State Pedagogical University, nikolai_kiselev@mail.ru, Novosibirsk
STUDENTS' ADAPTATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: DIFFICULTY'S ANALYSIS, RESOURCES' SEARCH*
Abstract. The problem's approaches to the students' adaptation to the University educational environment are analyzed, this situation complex characteristics are discussed. The study results
* The study was prepared with the support Of the Russian Foundation for basic research, project № 17-06-00678a.
of the key difficulties in first-year students' adaptation to University conditions are presented. The content of first-year students' disadaptation is analyzed. The adaptive meeting technology is considered as an effective resource of students' adaptation. The first-year students' disadaptation factors are discussed. The mechanisms of students' effective adaptation are analyzed. The possibilities and resources study of first-year students' adaptation in higher educational institution is based on the system approach methodology of the pedagogical interpretation, ideas of socialization, adaptation approach.
The study results show the resource possibilities of the University's adaptation programs for first-year students on the systematic extracurricular activities basis. The conditions of students' disadaptation reduction are developing, adaptive environment; target activities to overcome students' social and personal fears; expanding the range of positive social roles; effective personal relationships; favorable psychological climate; opportunities for new personal strategy formation of interaction with the world; an expanded range of activities. One of the key effective technologies of first-year students' adaptation can be the adaptive meeting.
Keywords: students' adaptation, University, difficulties, disadaptation, adaptation programs, meeting.
References
1. Bespalko, V. P., Tatur, Yu. G., 1989. Systematic and methodological support of the educational process of training specialists. Moscow: Higher. Shk. Publ., 141 p. (In Russ.)
2. Kiselev, N. N., 2013. Humanitarian technologies in the teaching and educational process of the institute of history, humanitarian and social education of the NSPU as a means of reducing the disadaptation of students. Siberian Pedagogical Journal, No 1, pp. 190-196. (In Russ.)
3. Konarzhevsky, Yu. A., 1980. A systematic approach to the analysis of educational activities. Chelyabinsk: ChGPI Publ., 93 p. (In Russ.)
4. Mudrik, A. V., 2004. Socialization of man. Moscow: Academy Publ., 304 p. (In Russ.)
5. Novikova, L. I., 2010. Pedagogy of education: selected pedagogical works. Moscow: PER SE Publ., 336 p. (In Russ.)
6. Romm, M. V., Romm, T. A., 2010. Socialization and professional education in higher education. Higher education in Russia, No 12, pp. 104-113. (In Russ.)
7. Selivanova, N. L., 2015. Creating pedagogical conditions for the implementation of promising models for the education of schoolchildren and students. Siberian Pedagogical Journal, No 6, pp. 11-16. (In Russ.)
8. Selivanova, N. L., Baranova, N. A., Bar-anov, A. E., Shakurova, M. V., 2017. Educational space of a university in a student's personal and professional development. Monograph. Moscow: FGBNU ISRO RAO Publ., 192 p. (In Russ.)
9. Semago, M. M., 2004. Workbook of the psychologist of education. Moscow: Sphere Publ., 192 p. (In Russ.)
Submitted 16.01.2019