УДК 37
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова
Аннотация. Актуальность темы статьи определяется тем, что одним из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной частью антитеррористической политики является формирование антитеррористического сознания населения, общероссийской социокультурной идентичности, выработка целостной системы ценностей современного российского общества и внедрение ее в регионах. Отмечается важность данной проблемы для Юга России в связи со спецификой этого региона. Раскрываются направления и оценка эффективности деятельности системы высшего образования как компонента системы противодействия идеологии терроризма. Приводятся риски, препятствующие реализации политики формирования антитеррористических ценностей в молодежной среде.
Ключевые слова: высшее образование, противодействие идеологии терроризма и экстремизма, антитеррористическое сознание, ценности, риски, молодежная среда.
HIGHER EDUCATION AS THE COMPONENT OF THE SYSTEM OF
COMBATING THE IDEOLOGY OF TERRORISM AND EXTREMISM
P. Ermakov, I. Abakumova
Abstract. The issue is considered to be relevant due to the fact that one of the important directions and essential and integral part of counterterrorism policy is the development of the counterterrorism consciousness of population as well as the all-Russia social and cultural identity, the elaboration of the integral system of values of contemporary Russian society and its implementation in other regions. The issue is of great importance for the South of Russia due to the specific character of the region. The authors point out the directions and estimate the efficiency of the system of higher education being the component of the system of combating the ideology of terrorism. They give attention to risks that inhibit the implementation of the policy of cultivation of the counterterrorism values among youngsters.
Keywords: higher education, combating the ideology of terrorism and extremism, counterterrorism consciousness, values, risks, youth.
своеобразном ценностном и духовном вакууме. Часть молодёжи оказалась дезорганизованной, подверженной влиянию экстремизма и ксенофобии, разрушающих традиционные ценности национальных культур и религий народов России. Именно в этой среде целесообразно активизировать все формы деятельности по формированию толерантности, пониманию национально-культурных, конфессиональных особенностей. Необходимо сформировать личность молодого человека с устойчивой гражданской позицией, способного противостоять идеологии терроризма, ксенофобии и различным экстремистским тенденциям.
Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы могут лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения
террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы - идеология терроризма и
В настоящее время геополитическая проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма приобретает глобальный характер. Рост террористической активности в мире, культурно-нравственная напряженность способствуют наращиванию террористических и
группировок, влияющих на сознание, разрушающих установки и
потенциала экстремистских общественное
основные смысложизненные ценности людей.
При этом отмечается многообразие форм экстремистской и террористической деятельности, стремление добиться
общественного резонанса и устрашению населения. В отдельных регионах Юга России наблюдается расширение информационной, идеологической, психологической, ресурсной взаимосвязанности экстремистских сообществ и группировок, как между собой, так и с террористическими организациями за пределами РФ. В этих условиях подрастающее поколение оказывается самой незащищённой в культурно-психологическом отношении
категорией населения, находящейся в
экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения указанной идеологии, а также лица, подпадающие под ее влияние («Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации»).
Вот почему одним из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной частью антитеррористической политики является формирование
антитеррористического сознания населения, общероссийской социокультурной
идентичности, выработка целостной системы ценностей современного российского общества и внедрения ее в регионах.
Для Юга России особенно важно формирование общероссийского
исторического сознания, реконструкция в профессиональном и обыденном сознании негативных мифов и стереотипов русско-кавказских взаимоотношений и укрепления позитивных отношений. Такой вид сознания -часть сознания политического, включающего в себя систему ценностей, интересы государства, политических элит и других социальных групп, институтов гражданского общества.
Система противодействия идеологии терроризма (СПИТ), созданная Национальным антитеррористическим комитетом,
представляет собой сложную, комплексную, многогранную и многоуровневую систему, которая должна препятствовать
распространению идеологии терроризма в среде различных групп населения и обеспечивать направленное позиционирование ценностей, составляющих существенную часть государственной политики. Ее можно определить как совокупность субъектов (компонентов), осуществляющих
комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих распространению идеологии терроризма, совокупность действия по борьбе с информационным терроризмом, по
минимизации последствий идеологических и информационных угроз террористического характера и разработке технологий направленного и опосредованного
пропагандистского воздействия на ценностные ориентации населения, разных возрастных, социальных, профессиональных и гендерных групп. Общероссийская система
противодействия идеологии терроризма включает в себя несколько уровней -федеральный, региональный, муниципальный, уровень отдельных организаций и
учреждений, уровень группы, личности.
Дальнейшее развитие и совершенствование деятельности компонентов СПИТ
предполагает, прежде всего, усиления конкретной работы на разных уровнях со студенческой молодежью, профилактикой экстремистских настроений в молодежной среде, искоренением социальной агрессии и воспитанию толерантного сознания в поликультурном, многонациональном
обществе.
Какие же существуют основные направления и как осуществляется оценка эффективности деятельности системы высшего образования как компонента СПИТ? Прежде всего, это проведение гуманитарно-смысловой экспертизы и мониторинг направлений работы: мониторинг
индивидуальной и групповой работы с молодежью из группы риска; мониторинг проведения молодежных фестивалей, форумов; мониторинг проведения
психологической экспертизы всех социальных программ, затрагивающих межнациональные, межэтнические, межконфессиональные,
межкультурные отношения; мониторинг конкурсов журналистских и других материалов по пропаганде толерантности и дискредитации агрессивно-
националистических идей в СМИ; мониторинг работы отрядов волонтеров по вопросам предупреждения и пресечения экстремистских акций в студенческой и молодежной среде; мониторинг конкурсов среди ВУЗов на лучший социально-психологический проект, затрагивающий противодействия идеологии терроризма в молодежной среде; мониторинг и анализ в высших учебных заведениях факультативных курсов по обучению навыкам психологического и физического поведения в экстремальных ситуациях; мониторинг интеграции иностранных студентов, обучающихся в вузах, в молодежную среду города; мониторинг деятельности службы помощи молодежи в кризисных ситуациях; мониторинг программ образовательных направлений и ДПО по наличию специальных курсов идеологической направленности и т.д.
Методы и технологии реализации мониторинга: проведение опросов населения, фокус групп по вопросам противодействия идеологии терроризма; изучение
общественного мнения о работе органов государственной власти и
правоохранительных органов по борьбе с терроризмом; разработка на основе научных подходов индексов оценки кризисных
ситуаций в молодежной среде, в сфере межнациональных, межконфессиональных и общественных отношений; мониторинг социально-психологической ситуации в контексте борьбы с терроризмом.
Следует подчеркнуть, что и в зарубежных странах в открытом доступе такого мониторинга не проводится. Представляется весьма важным разработка предложений по содержанию научно-методической базы проведения мониторинга и анализа функционирования элементов системы противодействия идеологии терроризма.
Мониторинг эффективности системы высшего образования как компонента СПИТ может проводиться в два этапа.
На первом этапе проводится анализ теоретических и практических материалов.
Для этого используются как общенаучные методы - анализ, синтез, классификация, систематизация, формализация,
моделирование, прогнозирование, так и специфические социально-психологические технологии (прямые и косвенные методы получения информации).
На втором этапе работы применяются методы моделирования, экспертной оценки, гуманитарная экспертиза и общественный аудит, анкетирование, опрос различных групп населения, статистического и сравнительного анализа, контент-анализ, психометрическое тестирование для разработки системы критериев (индикаторов) и методик проведения мониторинга. Для этого необходимо, прежде всего, осуществить сбор, обобщение и анализ полученной информации о деятельности элементов СПИТ в соответствии с их функциями (задачами).
К рискам, препятствующим реализации политики формирования
антитеррористических ценностей в
молодежной среде, относятся:
- недостаточное финансовое и материальное обеспечение;
- система подготовки и переподготовки преподавателей (невозможность преодолеть стереотипы);
- деятельность чиновников в системе образования (непоследовательность проводимых реформ);
- отсутствие заинтересованности вузов;
- отсутствие четкой программы противодействия идеологии терроризма в региональных Министерствах и департаментах образования;
- слабое сетевое взаимодействие вузов;
- отсутствие специалистов по работе с иностранными студентами, студентами-мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами;
- в вузах Юга РФ отсутствуют программы профилактики и реабилитации молодежи, связанные с отдаленными эффектами локальных военных конфликтов;
- слабое противодействие террористическим и экстремистским воздействиям в сети Интернет и СМИ;
- проблемы кадровой политики (особенно на местах);
- отсутствие реальной возможности получать консультации у специалистов отсутствие концепции противодействия идеологии терроризма в молодежной среде.
В системе образования как компоненте СПИТ отсутствует конкретная отчетность, связанная с противодействием идеологии терроризма. Проведение различных мероприятий, выполнение НИР по этой проблематике, наличие специальных Интернет-сайтов находят слабое отражение в отчетах вузов, региональных министерств и департаментов образования, направляемых Министерству образования и науке. В этой отчетности фигурирует количество
мероприятий, их статус, но не качественное содержание.
Литература:
1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: // http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-pшtivodeystviya-terrorizmu-v-шssiyskoy-federatsii.html
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).
4. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http ://www. garant.ru/iv/request/#ixzz3 rvH9rJyN
5. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные
методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: Ы1р://^о^агап1ш/#ММ^осШ1/7560/Акты органов власти: 11]
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных
профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и
дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности".
7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf
Сведения об авторах:
Ермаков Павел Николаевич (г. Ростов-на-Дону, Россия), член-корреспондент Российской академии образования, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии, доктор биологических наук, профессор, Южный Федеральный Университет.
Абакумова Ирина Владимировна (г. Ростов-на-Дону, Россия), член корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития, Южный Федеральный Университет.
Data about the authors:
P. Ermakov (Rostov-on-Don, Russia), corresponding member of the Russian Academy of Education, dean of the Faculty of Psychology, head of the Department of Department of Psychophysiology and Clinical Psychology, doctor of biological sciences, full professor, Southern Federal University.
I. Abakumova (Rostov-on-Don, Russia), corresponding member of the Russian Academy of Education, doctor of psychological sciences, full professor, head of the Department of General Psychology and Developmental Psychology, Southern Federal University.