Кара Ж. Ю., Крутелёва Л. Ю.
Об особенностях развития установок антитеррористического сознания в молодежной среде
В статье рассматриваются особенности интегрированного междисциплинарного подхода как технологии направленного формирования и развития установок антитеррористического сознания молодежи в процессе обучения. Авторы обсуждают возможности и ресурсы данного подхода в различных междисциплинарных контекстах и выделяют такие особенности данного подхода, как обучение на стыке различных дисциплин, самостоятельная работа студентов, их взаимообучение, а также практическая работа студентов с подрастающим поколением в образовательных учреждениях разного уровня (дошкольники и школьники) в контексте их основной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: интегрированный подход, междисциплинарный подход, установки сознания, молодежь, ценностно-смысловая сфера, образовательная среда, взаимообучение студентов, антитеррористический фестиваль, коммуникация.
На современном этапе развития глобализация в экономической и социальной сферах оказывает непосредственное влияние на ценностные ориентации общества. Культурные традиции и ценности, религиозные устои, общественные правила и нормы подвергаются воздействию новой экономической и политической реальности. Активная миграция населения ведет к наложению, смешению и взаимопроникновению ранее обособленных культур, установлению новых правил и норм, которые принимаются далеко не всеми членами общества. Нестабильная и неопределенная внешняя картина мира, отражаясь в сознании человека, вызывает разлад его внутреннего образа мира, тем самым, в свою очередь, усиливая внешнюю нестабильность и порождая экстремистские настроения в обществе.
В связи с этим необходимость проведения постоянной воспитательной работы с молодежью становится особенно актуальной. Основная цель данной работы - это формирование идеологии мира и взаимоуважения и развитие установок антитеррористического сознания молодежи.
Наиболее подходящим пространством для проведения такой работы является обучающий процесс. Как отмечает Л. Ю. Крутелёва, «образование как социальный институт, включающий в себя дошкольные учреждения, среднюю и высшую школы, различные центры дополнительного образования, является одним из основных, а порой и самым главным институтом социализации подрастающего поколения, поскольку формирует модели поведения человека, закладывает отношение к себе и другим, помогает освоению различных социальных требований и ролей» [6].
Технологией, позволяющей обеспечить направленное формирование и развитие установок антитеррористического сознания молодежи в процессе обучения, является интегрированный междисциплинарный подход, который обогащает
и расширяет мировоззрение обучающегося, формирует целостную картину мира и дает стимул для развития его личностных качеств.
Интегрированный междисциплинарный подход предполагает синтез в учебном процессе, с одной стороны, знаний различных учебных дисциплин, с другой - различные формы и способы передачи обучающимся данных знаний. Так, целостное представление о мире и человеке в нем формируется на пересечении таких дисциплин, как психология, культурология, философия, социология, политология, религия, искусство, филология, журналистика и др. Формы же организации обучающего процесса могут быть совершенно различными - от традиционных лекционных занятий и изучения основной и специализированной литературы, до открытых дискуссий, проведения фокус-групп и тренингов.
Важной составляющей такого интегрированного междисциплинарного подхода является также взаимообучение студентов, которое условно происходит в три этапа:
-начальный этап обучения в вузе - традиционная форма получения знаний (базовые курсы и спецкурсы, преподаваемые в традиционной форме: лекции, семинары, практические занятий и т. д.); -основной этап обучения в вузе - часть занятий проводится студентами старших курсов (в рамках их педагогической практики) под контролем преподавателей (формы проведения занятий на данном этапе выбираются в зависимости от целей и задач занятия и от контингента обучающихся); -заключительный этап обучения в вузе - студенты самостоятельно (в сотрудничестве с преподавателями) разрабатывают и проводят занятия для обучающихся младших курсов.
Такой подход способствует, с одной стороны, более осознанному освоению учебного материала в процессе его отбора и самостоятельного изучения при подготовке к занятиям, с другой стороны, более глубокому восприятию данного материала через сопричастность к его формированию и собственный опыт преподавания. Таким образом, своеобразие интегрированного междисциплинарного подхода заключается в создании такой ситуации, которая предрасполагает, настраивает и вызывает у обучающегося внутреннюю потребность деятельности.
На факультете психологии ЮФУ в рамках направлений подготовки «бакалавр», «специалист», «магистр» в реализацию интегрированного междисциплинарного подхода включены такие дисциплины, как «Психология» (для непсихологических факультетов), «Современная теория активной толерантности», «Психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности», «Коммуникативные технологии направленной смысловой трансляции», «Педагог-психолог в системе профессиональной деятельности», «Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения», «Смысложизненные ориентации личности», «Современная теория смысла и смыслообразования», «Психология творчества и креативного развития», «Теория акселерации и ретардации интеллекта» и др.
Обсуждение научно-исследовательских достижений и практических результатов работы студентов проходит во время таких конференций, как научно-практическая конференция «Неделя науки», антитеррористический фестиваль студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу», Фестиваль науки Юга России, а также на различных тематических семинарах, мастер-классах и т. п.
Кроме того, в рамках педагогической практики студенты и магистранты проводят тематические занятия и классные часы по психологии на актуальные для молодежи темы в различных средних общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Важно отметить особую позицию студента, которую он занимает в рамках данного интегрированного междисциплинарного подхода, являясь одновременно и обучаемым, и обучающим. Двойственность данной позиции - постановка обучающегося в позицию преподавателя - заставляет студентов критически мыслить, приводит к переоценке изучаемого материала не только с точки зрения познания и первичного восприятия, но и со стороны его практической значимости и возможности создания условий для его передачи в педагогическом процессе, возлагает ответственность на студента за то, как будет воспринят и освоен преподаваемый им материал. Здесь необходимо еще раз обратить внимание на такую особенность данной позиции, как «психологическое единство» обучаемого и обучающего. С одной стороны, практически отсутствуют возрастные различия между «преподавателем» и «учеником», с другой - присутствует близость интересов, взглядов и мировоззрения в целом.
Данная позиция дает неоценимый практический опыт обучения. «В классе оказываются дети с разными культурными традициями, стереотипами поведения, что порой препятствует установлению оптимальных взаимоотношений среди учащихся. Психологические проблемы, возникающие у школьников в связи с увеличением разнообразного этнического контингента, встречаются часто, и поэтому существует необходимость в создании и внедрении разнообразных программ на базе государственных учреждений, в том числе образовательных. Наиболее актуально и своевременно начинать работу по преодолению взаимных негативных установок в школе, т. к. именно в школьном возрасте на всю жизнь закладываются модели поведения, формируется отношение к себе и другим, осваиваются различные социальные требования и роли» [4].
Говоря о междисциплинарном подходе к воспитанию молодежи, важно отметить, что наряду с общей информированностью населения о наличии разных культур и национальностей, в Южном федеральном округе остается актуальной проблема национальной нетерпимости, слабого интереса молодежи к культуре и традициям других народов, неспособность видеть проявления национальных особенностей в окружающей действительности. «Поэтому так важно понятие "толерантность", которое, прежде всего, ориентировано на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Оно выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических
конфликтов, снятия напряженности и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов. Кроме того, в процессе поиска путей примирения и согласия толерантность предполагает «готовность сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в сферах, где затрагиваются интересы разных групп и сторон»» [4].
Развитие установок антитеррористического сознания, расширение кругозора молодежи, формирование идеологии взаимоуважения и целостной картины мира в рамках интегрированного междисциплинарного подхода происходит в процессе обсуждения и изучения в различных формах (дискуссии, тренинги, фокус-группы и др.) таких вопросов, сформулированных на стыке разных дисциплин, как: -влияние СМИ на деструктивное поведение молодежи; -искусство как один из видов творчества, направленный на формирование
толерантности и идеологии мира; -психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности представителей различных культур; -особенности взаимодействия людей, принадлежащих к различным национальным, культурным и религиозным группам; -коммуникативные технологии текстов и др. Работа с молодежью по формированию и развитию установок антитеррористического сознания включает в себя несколько этапов. Рассмотрим более подробно основные из них.
Как известно, бессознательное стремление к внутреннему равновесию в зависимости от тяжести кризиса может принимать всевозможные патологические формы: от самоагрессии до террора. Сегодня терроризм рассматривается как порождение глобализации, ее естественное отражение. Мы выделяем два направления агрессивного, экстремистского, террористического воздействия - внешнее и внутреннее.
В настоящее время основной поток сведений о внешнем мире субъект получает через средства массовой информации. Именно СМИ являются распространителем информации о происходящих в мире событиях, задают тон общественным нормам, моделям поведения и образу жизни общества в целом. СМИ выступают мощнейшим фактором воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и общественных групп в целом.
Стремление привлечь как можно большую аудиторию, создать сенсацию, легкая доступность экстремистских материалов ведет к косвенной пропаганде экстремизма и терроризма через СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) и вызывает рост экстремистских настроений в обществе.
Далее для обсуждения студентам предлагается вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, телепередачи, периодические издания или рубрики в них, глянцевые (гламурные) журналы демонстрируют и подталкивают прямо или косвенно к деструктивному поведению? Каким образом это происходит? Чьи чувства, интересы, ценности затрагиваются? Какой результат хотят получить СМИ?»
Подростки и молодежь. в силу возрастных, психологических и физиологических особенностей относятся к группе, легко подверженной внешним идеологическим - террористическим и экстремистским - воздействиям. Именно они представляют собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. Представители данной группы характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, мировоззренческая неустойчивость и непримиримость, неудачи в поиске самоидентичности и склонность к групповому поведению, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступать пусковым механизмом их антисоциальной активности. Подверженность чужому мнению (лидера референтной группы, Интернет-сообщества и т. п.) часто приводит к тому, что молодежь и подростки становятся активными участниками различного рода деструктивных организаций и как результат - участниками различных конфликтов и противоправных действий.
Деструктивным поведением называют такое поведение, которое не соответствует нормам и ролям и направлено на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. Существуют разные мнения ученых о точке отсчета (норме). Одни предпочитают использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения, третьи - идеи (взгляды).
Экстремизм и терроризм являются одними их наиболее крайних форм проявления деструктивного поведения. По мнению ученых, они также являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий: радикализм - экстремизм - фанатизм - терроризм.
Несмотря на то, что общество стремится найти новые пути развития, люди по-прежнему стремятся объединиться в группы с какой-либо единой идеей. Наиболее явной причиной чаще всего выступает этнос, религия или некие общие иррациональные мифы единения.
Молодежный экстремизм посредством неформальных молодежных объединений пытается сегодня внести свои изменения в общество и его устои, выражая пренебрежение к действующим в нем правилам и нормам поведения и к закону в целом. Это свидетельствует о недостаточной социальной адаптации и развитии асоциальных установок сознания молодежи. «Генезис формирования антитеррористического восприятия визуального, смыслового, вербального ряда личности напрямую зависит от таких факторов как образование, возможности самореализации в современной жизни, воспитание, мироощущение, от общества, окружающего данную личность» [5].
Как указывают Ж. Ю. Кара и Е. В. Омельяненко, «проблема самоопределения и «обретения себя» не может существовать независимо от человека. Если данная проблема принимается человеком, если она его волнует, то человек будет принимать какие-либо действия для ее решения. Внутреннее состояние личности и внешний мир неотделимы друг от друга, они воссоздают друг друга. Одна часть проблемы находится внутри нас, а другая - во вне. Мы изменяемся, трансформируемся и этот процесс можно и нужно сделать осознанным, подвластным сознательному
намерению и контролю личности. При решении проблемы самоопределения мы проявляем свои способности к обучению, расширению кругозора и осведомленности, обретению нового жизненного опыта, что, в конечном счете, оказывает влияние на наши личностные качества» [5].
На следующем этапе студентам предлагается обсудить вопрос: «Какие виды СМИ (передачи, пресса, журналы, реклама, др.) и как влияют на разную возрастную категорию людей?».
Как подчеркивает Ж. Ю. Кара в своих статьях, влияние искусства и изобразительного искусства, в частности, на общество достаточно велико [4, 5]. Художнику отводится непростая роль путеводителя - ответственная роль ведущего в пути жизни. Неоценима и роль искусства в борьбе с терроризмом. Изобразительное искусство, воздействуя цветом, формой, образами, способно формировать нравственную духовную среду. Через восприятие положительных созидающих образов в искусстве формируется пространство толерантности, доброжелательного понимания и отношения друг к другу, воспитывается уважение и любовь к человеку.
Далее студентам предлагаются к обсуждению следующие вопросы: «Какое значение имеет искусство лично для Вас? На что Вы обычно обращаете внимание, когда смотрите на художественные полотна, слушаете музыку, видите танцы и т. д.? Вам ближе, понятнее проявления искусства, отражающие культурное наследие, близкое Вам? Как Вы воспринимаете искусство других стран, культур, религий?»
В категории толерантность можно выделить несколько аспектов - это уважительная и объективная позиция, как по отношению к тем, чьи мнения, поступки, раса, религия и т. д. отличны от наших собственных, так и к мнениям и поступкам, отличным от наших собственных; активный интерес к идеям, мнениям, поступкам, чуждым нашим собственным. Конструкты этничности, отраженные в разнообразии культур, содержат в себе ценности и стереотипы этих культур. Их интерпретация тесно связана с менталитетом народа. Знание ценностей и стереотипов определенного культурного сообщества способствует формированию толерантного сознания личности. Все это можно изучать, понимать, принимать через образы, воспринимая информацию, отраженную в искусстве. Важным фрагментом толерантного сознания личности являются такие базовые оппозиции, как «любовь-ненависть», «счастье-несчастье», «друг-враг», «свой-чужой», «родина-чужбина».
Знание как общих, так и различных черт в оценке разными культурными сообществами данных базовых оппозиций способствует формированию толерантности, развитию установок антитеррористического сознания личности.
Вопрос о том, какой вид искусства более активно способствует развитию духовности, не имеет однозначного ответа.
При невербальной коммуникации социально значимая информация передается главным образом через зрительный образ. Миссия искусства, одно из величайших его предназначений - это созидание мира. Искусство - это способ общения с окружающими вне зависимости от их расовой и религиозной принадлежности. В своих произведениях художники стремятся передать «божественное»
в искусстве - пейзажи и натюрморты полны радости жизни, с портретов смотрят на нас, зрителей, лица, наполненные любовью и счастьем. И зрители, приобщаясь к видению художника и его радости, проникаются любовью и верой в возрождение и преображение.
Актуально в этой связи звучит мнение Л. Н. Толстого, в котором он определил искусство как «способ непрямой коммуникации между людьми». В статье «Понятие искусства» И. Ильин рассматривает предназначение художника как служение. Он говорит о том, что искусство - это служение и радость. Художник, создающий в своем произведении новый способ жизни и подаривший созерцающим эту незаслуженную радость, несет в себе радость. Но понимают ли люди, что такое служение и радость? Помнят ли ныне об этом народы, мятущиеся и соблазняемые в духовной смуте?
Искусство позволяет художнику, музыканту, танцору обратиться через свое произведение к миру. Автор может сознательно и с определенными целями работать над созданием своего послания человечеству, которое выступает как средство невербальной, образной коммуникации.
Образовательную среду вуза можно рассматривать как наиболее продуктивную среду взаимодействия личности и общества, пересечения частных и общественных интересов, приобщения к общемировым и формирования личных ценностей, порождения личностных смыслов и принятия определяющих дальнейшую перспективу жизненно-важных решений молодым поколением страны.
Как отмечает Л. Ю. Крутелёва, «проблема смысла и смыслообразования тесно связана с процессом обучения, поскольку юность - это один из наиболее сензи-тивных периодов развития человека, период критического мышления, проверки устоявшихся норм и правил и активного исследования и создания нового. Именно в этот период происходит интенсивное смыслообразование, рождение новых смыслов и пересмотр старых; проверка уже устоявшейся системы ценностей; формирование новых точек зрения и подтверждение старых истин» [7, с. 17].
По мнению И. В. Абакумовой и Л. Ю. Крутелёвой, большая эффективность образования может быть достигнута при подходе к обучающемуся с точки зрения его смысложизненной концепции, т. е. системы его индивидуальных ценностей и смыслов. «В связи с тем, что у разных людей преобладает разная познавательная направленность, система смыслообразования, лежащая в основе выбора приоритета ценностей, имеет определенную специфику, которую нужно и важно уметь выделять и учитывать для подбора наиболее эффективной или изменения уже использующейся методики обучения» [7, с. 34]. Продолжая свою мысль, И. В. Абакумова и Л. Ю. Крутелёва отмечают, что «от того, какие именно смыс-лообразовательные стратегии использует студент при изучении того или иного учебного предмета, является ли этот предмет значимым для него, т. е. входит ли он в его систему смысложизненных ценностей, зависит эффективность образования в целом и усвоение данного предмета в частности». Таким образом, при формировании установок антитеррористического сознания необходимо исходить
из особенностей смыслообразования молодежи, т. е. учитывать структуру их смысложизненной концепции, а именно: состав смысложизненных ценностей, смысловых диспозиций и смысловых конструктов, непосредственно влияющих на формирование смыслообразующего мотива, смысловых установок и личностных смыслов в каждой конкретной деятельности. При этом говорить о сформированное™ установок антитеррористического сознания у молодежи можно только тогда, когда антитеррористические - гуманитарные - ценности станут частью смысложизненных ценностей личности.
В этой связи важным является исследование со студентами следующих вопросов: «Вы задумывались о Вашей цели в жизни? Кто повлиял и что повлияло на формирование Вашего мировоззрения (какие люди, книги, произведения искусства и т. п.)? Как часто Вам приходится делать жизненный выбор? Кому Вы приписываете ответственность за свой выбор? Когда предстоит сделать важный жизненный выбор, на какие ценности Вы опираетесь?».
В процессе совместного обсуждения этих вопросов необходимо обратить внимание студентов на то, что среди факторов, влияющих на формирование экстремистских и террористических убеждений, выделяют историческую, национальную, культурную, социальную и материально-бытовую специфику среды, причем особая значимость приписывается именно культурной специфике среды, хотя данное разделение достаточно условно.
Здесь необходимо обсудить со студентами такие вопросы, как: «Насколько важно знать особенности других национальностей, религий, культур? Эти знания необходимы только для представителей своего региона? Откуда можно почерпнуть информацию? Каким образом можно рассказать другим людям об особенностях своей культуры? Как наладить взаимопонимание с представителями других культур различных возрастных групп?».
Как пишет Л. Ю. Крутелёва, «культура - это главное богатство, накопленное человечеством за весь период его существования. Человек не может существовать без культуры, потому что сама принадлежность к человеческому роду уже означает передачу определенных культурных норм и ценностей ее представителям» [8]. В своем исследовании А. М. Лобок указывает на то, что «человек прирожден той или иной культуре, той или иной культурной целостности, той или иной культурной реальности, а значит, оказывается прирожден некоему полю смыслов, пронизывающих эту культурную целостность, эту культурную реальность» [10, с. 82-83].
Д. А. Леонтьев, говоря об усвоении человеком культурных ценностей, отмечает, что «селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей» [9, с. 231].
Смыслы, транслируемые культурой, в которой развивается человек, усваиваются им на уровне неосознаваемых смысловых установок, т. е. входят в высшие структуры
смысловой саморегуляции личности. «Эти неявные установки и ориентиры культуры создают своеобразную смысловую размерность человеческой жизни, накладывают на человеческую жизнь ее смысловой масштаб» [10, с. 82-83]. Таким образом, как отмечает Л. Ю. Крутелёва, «система ценностно-смысловых ориентаций человека является побудителем его активности, задавая вектор движения в виде конкретных жизненных целей и определяя приемлемые формы их реализации. Индивидуальные смысловые образования личности определяют в различных жизненных ситуациях предпочтение личностью той или иной смысложизненной стратегии, особенности которой влияют на ее успешность в различных сферах деятельности, а также на особенности ее самоактуализации и самореализации» [8].
Следует отметить, что глобальной проблемой взаимодействия, как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне всей культуры в целом, является проблема понимания смыслов Другого. Человек присваивает смыслы окружающей среды посредством интериоризации культуры, при этом одновременно творчески изменяет ее, проявляя свою неповторимую индивидуальность. Итрериоризацию смыслов окружающего мира и одновременную трансляцию собственных смыслов можно рассматривать как единый процесс связи человека с миром.
С учетом глобальных мировых процессов и изменений в общественной жизни и культуре отдельных народов сегодня можно утверждать, что происходящие в обществе процессы системно влияют на внутренний мир и сознание человека: изменяется образ мышления человека и, как результат, изменяется его картина мира, его мировоззрение, его жизненная позиция и его образ жизни.
Картина мира, мировоззрение, смысложизненные ценности составляют основу смысложизненной концепции личности и определяют ее жизненную позицию и образ жизни. И именно они определяют содержание сознания каждой отдельной личности. Психологическое здоровье общества напрямую зависит от содержания сознания каждой отдельной личности, т. е. оно определяется смысложизненными ценностями различных групп населения, которые детерминируют их отношение к жизни, своему прошлому и будущему.
Здесь следует также отметить, что главной особенностью современного образовательного пространства является его поликультурность - «оно дает возможность для пересечения смысловых полей всех субъектов образовательного процесса, как преподавателя, так и обучающихся, во время которого происходит взаимонаправленный процесс наложения, сравнения, принятия или отвержения смыслов другого, т. е. процесс адаптации смысловых матриц участников взаимодействия к общему полисмысловому образовательному пространству» [8].
Далее студентам предлагается задуматься над такими вопросами, как: «Насколько важна коммуникация? Какие виды коммуникации существуют? Как "коммуницируют" разные возрастные группы, национальности, культуры? Имеют ли студенты предпочтения к какому-либо виду коммуникации?».
Обсуждая эти вопросы, лучше всего использовать междисциплинарный подход, рассматривая коммуникацию с точки зрения философии, методологии,
лингвистики, социологии, психологии и других наук. При работе студентов на стыке разных дисциплин стимулируется их познавательная активность, личностный рост, актуализируются и оформляются их собственные ценности и т. д.
Далее в контексте основной профессиональной деятельности студентам предлагается разработать и провести в школах г. Ростова-на-Дону психологические занятия для школьников. Занятия обычно проводятся под руководством ведущих преподавателей кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии ЮФУ в различных формах: традиционные лекционные и семинарские занятия, фокус-группы, дискуссии, тренинги и др. Формой отчета студентов о проведенных занятиях, как уже указывалось выше, является их участие в различных фестивалях, научно-практических конференциях, тематических семинарах, мастер-классах и т. п.
Антитеррористические фестивали студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» проводятся на базе факультета психологии ЮФУ с участием других молодежных и образовательных организаций с 2009 г. Их основной целью является «формирование толерантности, понимания национально-культурных особенностей других людей, что возможно через общение студентов, представляющих различные регионы ЮФО, когда, встретившись друг с другом, мы сможем лучше узнать историю и культуру всех народов нашего Южного федерального округа» [3].
Первое отчетное участие студентов проходило на фестивале в октябре 2009 г. Идеи и мероприятия, представленные нашими студентами на данном фестивале в рамках таких направлений, как «Многоликий Юг», «Единство непохожих», «Терроризму - НЕТ!», отражали его цель - повысить интерес студенчества к проблеме снижения террористической активности в Южном федеральном округе РФ, побудить участников фестиваля активно включиться в обсуждение этой темы и выработать конкретные предложения по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.
В рамках фестиваля «Мир Кавказу», направления «Единство непохожих» студентами факультета психологии ЮФУ под руководством доцентов Ж. Ю. Кара, Л. Ю. Крутелёвой были организованы и проведены психологические занятия со школьниками г. Ростова-на-Дону на тему «Что такое толерантность». При подготовке к данным занятиям студентам потребовалось адаптировать свои психологические занятия для демонстрации на фестивале, сопоставить теоретический и практический материал, который они усваивали на учебных занятиях в вузе, и трансформировать его с учетом конкретного возраста и конкретной темы психологического занятия. Одной из составляющих данных занятий была связь вербальной и невербальной коммуникации при соединении двух направлений - психологии и искусства. В ходе совместной работы школьники, студенты и преподаватели отмечали, что образ, который создается в художественном произведении, несмотря на различие в приемах его представления, всегда социально значим, а сила воздействия
искусства и его социальная значимость не подлежит сомнению. По результатам занятий был проведен круглый стол и выставка рисунков.
На следующем антитеррористическом фестивале студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» в сентябре 2010 г. работы студентов были представлены в двух секциях: -круглый стол «Использование возможностей сегмента открытой информации
международного банка данных по противодействию терроризма», -творческая мастерская «Творческая среда как фактор формирования негативного восприятия идеологии терроризма и экстремизма». На этом фестивале основными целями в рамках интегрированного междисциплинарного подхода к формированию и развитию установок антитеррористического сознания в молодежной среде были, с одной стороны, продолжение работы студентов со школьниками, как новым поколением, идущим на смену студентам, с другой стороны, формирование отношения самих студентов к проблеме терроризма и экстремизма. Студенты провели психологические занятия, целью которых было изучение отношения школьников к проблеме терроризма и экстремизма на Северном Кавказе и формирование гуманитарных ценностей у подрастающего поколения. При помощи различных изобразительных материалов школьники продемонстрировали отрицательное отношение к данной проблеме, а также стремление к миру и взаимодействию друг с другом. По результатам проведенных занятий была проведена выставка рисунков и круглый стол, на котором студенты обсудили проделанную работу.
В 2011 г. в рамках антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» студенты разрабатывали и представляли свои работы в рамках «Лучший молодежный сайт антитеррористической направленности». Оценивая представленные студентами сайты, учитывались следующие критерии:
-целевая аудитория сайта (возраст, культурная, религиозная, национальная,
социальная ориентация сайта); -особенности информации, представленной на сайте; -особенности воздействия на ценностно-смысловую сферу личности; -удобство работы с сайтом и др. В 2012 г. фестиваль студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» получил более широкое распространение. В его работе приняли участие школьники, студенты разных факультетов и учебных заведений ЮФО, а также дошкольники. Кроме того, в работе данного фестиваля приняли участие преподаватели различных факультетов и учебных учреждений (дошкольных, средних специальных, высших и дополнительного образования), а также представители администрации различных областей Южного Федерального Округа и Северного Кавказа (Армения, Азербайджан).
В своем отчете о работе на данном фестивале Б. С. Остапенко отмечает, что «не случайно затрагивался вопрос духовности, поскольку как раз понятие терпимости
является духовным принципом. А значит, и толерантность, если представлять ее как духовное явление, также можно сопоставить с уровнем духовного развития, в том смысле, что недостаточно ее простого понимания, но есть необходимость ее осознания как таковой и применения в деятельности. Духовные принципы как некий феномен и основа личности не могут сформироваться путем простого прочтения книг или учебников. Это целый комплекс духовных тренировок и практик, способность пребывания в отношениях с людьми, уровень самоосо-знаности и осознания окружающей действительности. Это огромный труд работы над собой, умение чем-то жертвовать и идти наперекор своим устоявшимся принципам» [11, с. 371].
Студентами были затронут такой вопрос, как «правосознание». В процессе обсуждения они отметили, что «наличие правосознания - это представления о законе не как о карающем факторе, но как о морально-нравственном носителе... «Я выкину мусор в урну, не потому, что меня накажет закон, а потому, что так принято в обществе, в котором я живу»». Подводя итог, студенты констатировали, что, к сожалению, «уровень правосознания в нашей стране достаточно низкий. При этом уголовные законы у нас больше карающие, чем помогающие личности исправляться» [11, с. 371].
Участники круглого стола особо подчеркнули, что у каждой нации есть свой менталитет, который имеет свои отличительные особенности и основан на духовности народа. При этом отмечалось, что наиболее прямой путь к духовности лежит через творчество и искусство. Активность студентов различных специальностей (психологи, философы, социологи, искусствоведы, дизайнеры и др.) в обсуждении вопросов восприятия терроризма в искусстве, понятия арт-терроризма свидетельствует об остроте заявленной проблемы.
Также студенты и преподаватели посредством виртуальной выставочной экспозиции, викторины и психологических упражнений обратили внимание на крайние формы социального протеста в изобразительном искусстве в историческом контексте и на современном этапе в таких формах, как инсталляция, перфоманс, граффити, и т. д. «Арт-террор как социально-политическое явление проявляется в результате столкновений негативных интересов"творца" и общества, заключается в нарушении безопасности, как личности, так и общества в целом, сопряженной с угрозой его применения для устрашения населения с целью оказания давления» [2].
По результатам антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» 2012 г. интегрированный междисциплинарный подход получил свое дальнейшее распространение в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Так, студенты факультета дизайна открыли для себя новый взгляд на изучаемые профилирующие дисциплины сквозь призму психологической науки, отмечая, что современное искусство - это сложная деятельность, которая сегодня предполагает, помимо навыков творческого мышления, определенное видение мира и готовность действовать внутри возникающих проблемных полей. Созданное междисциплинарное пространство
помогает сформировать целостную картину мира, развить широкий кругозор и вместе с ним и антитеррористическое сознание у молодежи.
Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на следующие ключевые моменты.
На факультете психологии ЮФУ с 2008 г. в обучающий процесс внедряется интегрированный междисциплинарный подход к формированию и развитию установок антитеррористического сознания молодежи, который представляет собой синтез психологии, культурологии, философии, социологии, политологии, искусства, филологии, журналистики, истории и др.
В рамках данного подхода используются различные формы работы: дискуссии, тренинги, фокус-группы и др. Одной из главных особенностей интегрированного междисциплинарного подхода является самостоятельная работа студентов и их взаимообучение, а также работа с подрастающим поколением (дошкольники и школьники).
Кроме того, в этом подходе акцент сделан на развитие творческой активности студентов. «Творчество является мощным инструментом в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма и находится на противоположном полюсе разрушений, конфликтов, войны. Находясь в творческой среде, у человека происходит формирование собственной толерантной жизненной позиции» [12, с. 311].
Литература
1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. -480 с.
2. Алексеева И. В., Лопасова Е. В., Василенко П. Г. Экстремизм через искусство -АКТ-террор // Материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» (Ростов н/Д, 12-14 ноября 2012 г.). - М.: КРЕДО, 2013.
3. Антитеррористический фестиваль студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу». - 1Ж1.: http://mirkavkazu.sfedu.ru
4. Кара Ж. Ю. Потенциал толерантности при обучении изобразительному искусству // Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (Ростов н/Д, 12-14 октября 2009 г.). - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (22 Мб). - М.: КРЕДО, 2009. - Вып. 1. -С. 314-317.
5. Кара Ж. Ю., Омельяненко Е. В. Творческая среда как созидающее пространство формирования антитеррористического мировоззрения // Материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» (Ростов н/Д, 12-14 ноября 2012 г.). - М.: КРЕДО, 2013.
6. Крутелёва Л. Ю. Психологические особенности развития молодежи в полиэтнической образовательной среде // Материалы научной конференции,
приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ «Психология перед вызовом будущего» (Москва, 23-24 ноября 2006 г.). - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 484 с. - С. 451-453.
7. КрутелёваЛ. Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2005. - 222 с.
8. Крутелёва Л. Ю. Психологические особенности трансляции смыслов в поликультурном образовательном пространстве // Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13-15 декабря 2007 г.). -М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. - 450 с. - С. 28-29.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
10. Лобок А. М. Антропология мифа. - Екатеринбург: Отд. образов. администр. Октябрьского р-на, 1997. - 668 с.
11. Остапенко Б. С., Крутелёва Л. Ю. О роли психологии в формировании духовности и толерантного сознания в Молодежной среде: взгляд изнутри // Материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой Молодежи «Мир Кавказу» (Ростов н/Д, 12-14 ноября 2012 г.). - М.: КРЕДО, 2013. - С. 371.
12. Развитие творческих способностей: технологии интегрированного воздействия / под ред. И. В. Абакумовой, Ж. Ю. Кара- М.: КРЕДО. - 2012. - 315 с.
13. Abakumova I. V. Assessment of Efficiency of Technologies of Development of Antiterrorist Ideology Among the Youth // The 13th European Congress of Psychology. In: the 13th European Congress of Psychology, 9-12 July 2013. Poster abstracts. Stockholm, 2013.
14. KaraZh. Ju., Abakumova I. V. Creativity as Means of Forming Tolerance // The 13th European Congress of Psychology. In: the 13th European Congress of Psychology, 9-12 July 2013. Poster abstracts. Stockholm, 2013.
15. Kruteleva L. Ju. Cognitive Orientation of a Person as a Component of Life-Sense Strategies // The 13th European Congress of Psychology. In: the 13th European Congress of Psychology, 9-12 July 2013. Poster abstracts. Stockholm, 2013.
16. Kruteleva L. Ju. Stereotypes and Social Attitudes of the Modern Youth // The 13th European Congress of Psychology. In: the 13th European Congress of Psychology, 9-12 July 2013. Oral presentations. Stockholm, 2013.
17. Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic Characteristic of a Person // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow) / Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 86, 10 October 2013, P. 35-41.
18. Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Tolerance in the Structure of Life-Sense Strategies of the Modern Youth // The 13th European Congress of Psychology. In: the 13th European Congress of Psychology, 9-12 July 2013. Poster abstracts. Stockholm, 2013.
www.pro.rsu.ru
19. KrutelevaL. Ju., AbakumovaI. V., KaraZh. Ju. Characteristic Features of Transformation of Life-sense Orientations of Emigrants // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow) / Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 86, 10 October 2013, P. 267-270. - URL: http://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S1877042813026931