ф
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
МЛимов,
профессор, ректор ^О «Ъелорусский государственный, экономический университет» (^ОТЬ^Э^),
З (Хмельницкий,
доцент, проректор ^-ОТэУ
ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ
Одним из стратегических приоритетов Республики Беларусь является переход экономики на инновационный путь развития.
Инновационный путь развития предусматривает такую организацию социально-экономических отношений в обществе, которая обеспечивает рост общественного и личного благосостояния за счет постоянного повышения продуктивности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом главным ресурсом признается интеллектуальный потенциал, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики — инновационная политика государства, инновационная деятельность хозяйствующих субъектов и членов общества.
Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационным процессом в целях повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций. Подготовка кадров для обеспечения инновационных процессов осуществляется главным образом системами высшего и дополнительного (последипломного) профессионального образования. Обновление современного образования в Республике Беларусь носит глобальный характер и охватывает все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития национальной экономики.
Главным в реформе образования является изменение содержания обучения, его новое наполнение и перевод от массово-репродуктивного к активнодеятельностному, позволяющему создать необходимые условия для выявления
и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на особенностях подготовки специалистов с высшим экономическим образованием.
Современный экономист должен обладать обширными знаниями в области теоретических основ функционирования экономики; иметь целостное представление о сущности, структурах и тенденциях развития экономических систем; владеть методами экономического анализа хозяйственных процессов на мак-ро- и на микроуровне, методами принятия решений; быть готовым к работе в различных экономических структурах.
Однако узкая специализация в первые годы обучения и закрепление студентов за различными специальностями, цель которых — подготовка под определенные параметры рабочих мест или номенклатуру должностей, эти требования удовлетворить не могут. Кроме этого, подготовка «точечных» специалистов таит в себе возможную в перспективе угрозу безработицы. Напротив, овладение обширными базовыми знаниями, фундаментальность университетской подготовки, умение постоянно учиться и усваивать новые знания, широкий экономический кругозор позволяют специалистам сравнительно быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда, обеспечивают им хорошие возможности профессионального роста.
Основная цель модернизации высшего образования — достижение более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан страны и обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами при снижении общественных и личных затрат на высшее образование. При этом вторичными целями являются приведение национальной системы высшего образования в соответствие с международными стандартами, повышение привлекательности белорусских вузов для граждан других стран и обеспечение международной мобильности студентов, преподавателей, исследователей и специалистов.
В соответствии с мировыми тенденциями и накопленным национальным опытом одним из доминирующих подходов формирования современной высшей школы в Республике Беларусь является введение системы, основанной на двух последовательных ступенях обучения.
Необходимость внедрения двухступенчатой системы высшего образования в республике закреплена в Законе «О высшем образовании», который принят В 2007 Г. и регламентирует двухступенчатую систему высшего образования, базирующуюся на следующих предпосылках:
1. Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем
образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и (или) на обучение в магистратуре. Срок обучения на этой ступени составляет четыре-пять лет.
2. Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением степени «магистр” и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре. Срок обучения на этой ступени — один-два года.
Двухступенчатая система обучения позволяет студентам на младших курсах сосредоточиться на изучении основ экономических наук, приобрести обширные знания в области фундаментальных экономических дисциплин, овладеть методами и инструментами экономического анализа, проявить свои индивидуальные интересы в изучении наиболее существенных проблем прикладной экономики; обеспечивает дифференциацию студентов, давая за сравнительно короткий срок тем, кто не будет продолжать образование и хотел бы поскорее применить свои знания на практике, достаточный уровень подготовки, позволяющим осуществлять полноценную профессиональную деятельность.
Для успешной реализации двухступенчатой системы высшего образования необходимо пересмотреть содержание действующих образовательных стандартов, учебных планов и программ в высшей школе, оптимизировать межпредметные связи. Тщательная инвентаризация имеющихся в настоящее время учебных планов и программ, пересмотр их содержания с целью исключения дисциплин, существенно не влияющих на качество подготовки специалиста, позволят оптимизировать содержание образования. Результаты такой работы нашли отражение в новых образовательных стандартах, в учебных планах и программах подготовки специалистов и магистров, разработанных в рамках учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь по профилям, направлениям и специальностям подготовки специалистов. Так, например, если ранее в образовательных программах экономистов было 80-85 дисциплин, то в учебных планах нового поколения (2008 г.) — только 45-52 ДИСЦИПЛИНЫ.
Двухступенчатая система высшего образования предоставляет широкие возможности для гибкого подхода к созданию государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям и специальностям, а на их основе — учебных планов и программ дисциплин.
Массовый переход на двухступенчатую систему высшего образования в Республике Беларусь должен начаться с 2010 года, когда завершится пере-
ход общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Одновременно будет концептуально и практически решена проблема среднего специального образования и упорядочено применение сокращенных сроков обучения.
Кардинальное преобразование общественно-экономического и политического устройства Республики Беларусь в 1990-е гг. вызвало изменения и в системе высшего экономического образования. Среди основных можно отметить следующие:
— увеличение количества дисциплин, преподаваемых в вузах, как за счет введения новых, так и за счет разделения существовавших ранее;
— расширение номенклатуры экономических специальностей и специализаций;
— увеличение в учебных программах вузов времени на практические и самостоятельные занятия студентов;
— появление и развитие системы негосударственного экономического образования;
— расширение контактов с зарубежными высшими учебными заведениями развитых стран, обмен учебно-методической и научной информацией; развитие межвузовских связей и контактов и др.
Однако, как показала практика, не все изменения с позиций настоящего времени можно оценить положительно. Увеличение количества дисциплин во многих случаях привело к дублированию учебного материала; самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебными планами, зачастую остается лишь формальностью; тесное сотрудничество с европейскими и американскими вузами в некоторых случаях способствовало оттоку талантливых молодых специалистов из страны.
Таким образом, система высшего экономического образования столкнулась с новыми проблемами, которые и решаются в настоящее время.
Все обозначенные проблемы сводятся к проблеме содержания экономического образования и повышения его качества. Одним из важнейших путей ее решения является стандартизация образования. Основная цель стандартов экономического образования — подготовка специалистов, отвечающих требованиям рынка труда. Стандарт необходим, во-первых, студенту как гарантия набора дисциплин, обеспечивающих фундаментальность профессиональной подготовки, во-вторых — вузу как основа для организации учебного процесса.
В целях повышения качества подготовки экономистов вузам следует пересмотреть традиционные специальные учебные дисциплины с точки зрения их соответствия современным реалиям, для этого необходимо:
— ликвидировать дублирование в дисциплинах одних и тех же материалов;
— усилить инновационную направленность в специальных дисциплинах;
— насытить содержание специальных дисциплин реальным практическим материалом;
— усилить лабораторную базу.
В настоящее время работа по совершенствованию структуры и содержания высшего образования в Республике Беларусь проводится по двум аспектам:
1) внесение изменений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» направлений и специальностей высшего образования;
2) разработка государственных образовательных стандартов второго поколения по всем основным направлениям подготовки специалистов с высшим образованием.
Разработка образовательных стандартов проводится с учетом следующих требований:
1. Стандарты должны определять минимальные требования к подготовке студентов и оставлять простор для творчества в проектировании учебных планов и программ, отражающих профиль учебных заведений.
Стандарты не должны ограничивать возможности для повышения качества образования, особенно для вузов, обладающих высоким потенциалом развития.
2. Стандарты высшего образования должны учитывать состояние и характер стандартов среднего образования.
Цель этого требования — избежание ненужного дублирования информации, получаемого студентами, и поверхностного изучения вузовских дисциплин.
3. Структура и содержание стандартов должны различаться для разных уровней образования.
Этот постулат связан с тем, что для первых уровней образования «жесткость» стандартов должна быть выше, поскольку их наличие призвано обеспечить согласованность между программами различных учебных заведений.
4. Стандарты должны отражать социально-экономические реалии функционирования системы образования в стране.
«Идеалистические», т.е., по сути, не реализуемые стандарты, приводят к припискам и пренебрежению к требованиям стандарта.
С учетом этого перед вузами, входящими в УМО вузов Республики Беларусь по экономическому образованию, поставлена задача разработать и внедрить в учебный процесс стандарты высшего экономического образования.
Для ее решения ведется интеллектуальная проработка и интерпретация применительно к условиям Республики Беларусь международных подходов к системе высшего образования, а также требований ее нормативных и правовых документов, предусматривающих переход на многоуровневую подготовку кадров высшей экономической квалификации.
В настоящее время различают два типа образования: «поддерживающее» и «инновационное».
Поддерживающее образование — процесс и результат учебной деятельности, направленной на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, на его сохранение и наследование. Традиционным является занятие с группой студентов, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, их воспроизведение, оценивает результаты этого воспроизведения. Поддерживающее обучение носит преимущественно репродуктивный характер и может в лучшем случае обеспечить преемственность социокультурного опыта, а не развитие и трансформацию.
Инновационное образование — процесс и результат учебной и образовательной деятельности, которая помимо поддержания существующих традиций стимулирует будущих специалистов вносить изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику и т.д. в целях создания нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя, и как результат — улучшения качества жизни. Этот тип образования формирует у студентов способность ориентироваться в проблемных ситуациях, возникающих как перед отдельным человеком, так и перед обществом; ставит перед ними задачу не только усвоения предлагаемого преподавателем (программой, учебником) материала, но и познания мира, вступления с ним в активный диалог, самостоятельного поиска ответов, учит не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Однако в практике учебных заведений Беларуси по-прежнему преобладает поддерживающий тип обучения. С точки зрения авторов, имеющийся разрыв, несоответствие между социальным заказом на воспитание специалиста для инновационно развивающейся экономики и существующей системой образования (потребности общества превышают возможности действующего образования) — основная причина неспособности отдельной личности и общества в целом прогнозировать ситуацию, ориентироваться в условиях, допускающих принципиальную неопределенность, своевременно отзываться на возникающие проблемы — экономические, энергетические, экологические, социальные и т.д. Таким образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к методологии его построения, но и к отдельным социально-
экономическим значимым результатам. Именно поэтому формирование модели инновационного образования и ее внедрение — обязательное условие для решения задачи перехода белорусского общества на инновационный путь развития. В этой связи необходимо превращение традиционного обучения в процесс живого, заинтересованного решения проблем (проблемная ориентация образования).
В последнее время много говорится о необходимости сокращения доли аудиторного обучения студентов и соответственно увеличения доли управляемой самостоятельной работы.
В отличие от самообразования, управляемая самостоятельная работа студентов предполагает обратную связь с преподавателем в форме прямого и опосредованного интерактивного взаимодействия, постоянный мониторинг результатов обучения. Меняется характер деятельности преподавателя. Особые навыки, своего рода искусство, необходимы при разработке электронных учебно-методических комплексов. Но главное — обеспечение управляемой самостоятельной работы студентов необходимыми учебно-методическими разработками. По каждой изучаемой дисциплине должны иметься в достаточном количестве учебники и учебные пособия, практикумы и тестовые задания, методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ и т.п. На лекционных занятиях преподаватель должен давать студентам только небольшой вводный курс по дисциплине, останавливаться на проблемных вопросах, раскрывать схему и технологию изучения курса. Такой подход научит студента получать знания самостоятельно, что крайне необходимо в современных условиях. Переход на инновационную модель образования предполагает принципиально иную организацию учебного процесса. В настоящее время профессорско-преподавательский состав передает студентам 90-95% всех знаний. Но их нужно научить и самим приобретать знания. Поэтому основная функция преподавателя — поставить перед ними задачу, дать необходимые консультации, оценить их способность самостоятельно добывать необходимые знания в лабораториях, библиотеках, в том числе в медийных, на производственной практике, с тем чтобы 50% объема знаний студенты получали самостоятельно и 50% — опираясь на помощь преподавателя.
Важнейшую часть процесса обучения составляют научные исследования, являющиеся не только способом получения новых знаний, но и методом подготовки специалистов, обладающих аналитическим мышлением, способных решать не только тактические задачи, но и определять стратегическое развитие экономики.
Наука, в том числе вузовская, является мощным инновационным ресурсом развития всей системы образования, обеспечивающим сочетание фундаментального образования с гибким реагированием на потребности в кадрах для
продвижения актуальных научных направлений и наукоемких технологий. Сегодня университетская наука по своему характеру интегрирует все направления научных исследований — и фундаментальные и прикладные, а вузовские ученые вносят большой вклад в инновационное развитие экономики. Необходимо обеспечить тесную связь вузов с отраслевыми НИИ, Национальной академией наук для совместного решения проблем — продовольственной, энергетической и экологической безопасности, развития промышленности, здравоохранения, строительства и т.д.
Инновационное образование предполагает тесное взаимодействие научного и образовательного компонентов в подготовке специалистов, а также должно носить исследовательский характер. Это возможно, если учебный процесс обеспечивают преподаватели, занимающиеся научными исследованиями в приоритетных областях науки.
В БГЭУ всегда уделялось большое внимание развитию научных исследований. Анализ научно-исследовательских работ, финансируемых за счет внешних источников, показывает, что за последние пять лет на кафедрах университета выполнено и выполняется 384 темы, в том числе 159 — по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями республики. Тематика исследований, особенно по хозяйственным договорам, тесно связана с задачами реального сектора национальной экономики. За этот период объем финансирования научно-исследовательских работ увеличился в 2,5 раза и составил в 2007 г. около 580 тыс. долл. США, а объем хоздоговорных работ соответственно — в 7,05 раза и более 225 тыс. долл.
Научно-исследовательские работы в университете выполняются на 64 кафедрах 11 факультетов и пяти исследовательских центрах в рамках приоритетного направления — «Использование преимуществ и потенциала социально ориентированной рыночной экономики для обеспечения инновационного и устойчивого развития Республики Беларусь во взаимодействии с мировой экономической системой».
В выполнении научно-исследовательских работ участвует более 1600 человек, в том числе: профессорско-преподавательский состав — 1141 человек, из них 72 доктора наук, 487 кандидатов наук и 419 человек — докторанты, аспиранты, студенты.
В университете активно развивается ряд крупных научных направлений, за каждым из которых стоят сформировавшиеся за многие десятилетия научнопедагогические коллективы. С высокими результатами научной деятельности работают научно-педагогические школы по экономической теории, бухгалтерскому учету и аудиту, национальной экономике, экономике управления и организации промышленного производства, планированию и прогнозированию,
денежному обращению и кредиту, маркетингу. На их основе ведутся научные исследования, подготовка научно-педагогических кадров для Беларуси, функционируют специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, издаются учебники, монографии и другая литература.
На 36 кафедрах университета осуществляется подготовка научных кадров через аспирантуру. В университете имеются магистратура и докторантура, работают четыре докторских совета и один кандидатский по защите диссертаций. По результатам выполненных исследований за пять лет нашими соискателями защищено пять докторских и 55 кандидатских диссертаций.
Университет активно занимается координацией исследований с институтами Национальной Академии наук Беларуси по выполнению государственных программ фундаментальных исследований. Сегодня ученые университета участвуют в выполнении трех государственных комплексных программ научных исследований: «Экономика и общество», «История и культура», «Национальная безопасность». По программе «Экономика и общество» БГЭУ является одной из головных организаций. В рамках указанных программ университетом проводятся исследования по 29 НИР.
Успешно проводятся совместные научные исследования с учеными родственных университетов России, Украины, Польши, Латвии.
За последние несколько лет ученые университета решили ряд важных проблем по обеспечению инновационного развития экономики республики, которые использованы в организациях и ведомствах страны, а также в учебном процессе. Кроме того, ученые БГЭУ активно участвуют в разработке законов, программ и концепций социально-экономического развития республики, в подготовке отчетов, докладов, аналитических записок для Администрации Президента и Совета Министров Республики Беларусь; принимают участие в работе различных комиссий, экспертных и консультационных советов, деятельность которых направлена на ликвидацию кризисных явлений в экономике республики; выполняют научные исследования по заданиям Госкомитета по науке и технологиям, Фонда фундаментальных исследований, Министерства образования, Министерства финансов и других министерств и ведомств республики.
По результатам завершенных научных исследований за пять лет издано 226 монографий, 49 сборников научных трудов и материалов конференций, 304 учебника и учебных пособий с грифом, опубликовано в различных изданиях более 11200 статей и тезисов докладов. На базе университета проведены 62 конференции. В них участвовали как ученые республики, так и ученые Польши, Испании, Германии, Франции, Латвии, Литвы, России и Украины, Молдовы.
Подготовленные кафедрами по результатам научно-исследовательских работ учебники, учебные пособия, курсы лекций, методические материалы и разработки используются в учебном процессе при чтении лекций, при проведении практических и семинарских занятий, деловых игр и т. п., при написании студентами курсовых и научных работ, рефератов, выступлений на студенческих научных конференциях.
О высоком уровне учебников и учебных пособий говорит тот факт, что практически все студенты экономического профиля в республике обучаются по учебникам преподавателей БГЭУ. Большое количество экономической литературы, изданной в университете, закупается странами СНГ, что говорит о значимости экономических разработок ученых БГЭУ.
Однако наряду с отмеченными положительными изменениями в системе высшего образования республики необходимо отметить существование проблем в его практическом ориентировании. В настоящее время учебные планы подготовки специалистов с высшим экономическим образованием включают 15-20 недель практики (в том числе ознакомительной и производственной). Но этого не всегда бывает достаточно для формирования необходимых профессиональных навыков у выпускников. В результате возникает проблема трудоустройства: организации готовы принимать на работу специалистов, имеющих опыт работы по специальности, но с большим трудом принимают молодых специалистов. Такая ситуация свидетельствует об излишней теоретизации учебных программ и их слабой связи с практикой функционирования на рынке экономических субъектов. Необходима максимальная увязка содержания читаемых курсов (дисциплин) с будущей специальностью, с получаемой квалификацией. В аудитории следует подготавливать студента к особенностям его будущей профессии, давать ему определенные навыки и знания, а затем — в процессе прохождения производственной практики —их закрепляя. Необходимо более предметно общаться с работодателями по вопросам содержания подготовки специалистов. Эта работа должна проводиться на систематизированной и упорядоченной основе. Начинать ее нужно не в момент распределении выпускников, а непосредственно с первого курса, с того времени, когда вузы направляют студентов в организации для прохождения учебной (ознакомительной) практики. В качестве примера можно привести опыт БГЭУ. Между университетом и республиканскими органами управления, в организациях которых проходят практику студенты университета, заключены долгосрочные договоры, с учетом которых и организовывается производственная практика студентов. Перед проведением преддипломной практики в университете проводится «Ярмарка вакансий», на которой будущие выпускники вуза встречаются с потенциальными работодателями и определяются с местом прохождения практики. Это
позволяет не только студенту-выпускнику получить определенное представление о будущем рабочем месте, но и дает возможность работодателю заранее оценить будущего специалиста. С целью укрепления практической направленности учебного процесса в БГЭУ созданы филиалы кафедры регионального управления — в НИЭИ Министерства экономики, кафедры статистики — В НИИ статистики Министерства статистики и анализа, кафедры экономики и управления предприятиями АПК — в Институте экономики НАН Республики Беларусь.
В заключение хотелось бы отметить, что высшая школа сегодня должна модернизировать систему образования в контексте экономических перспектив XXI века. Образовательной сфере принадлежит важная роль в повышении человеческого потенциала, социальной справедливости и культурного разнообразия, в достижении экономического процветания, прогресса и стабильности в глобализирующейся экономике.
Высокий уровень качества и престижность белорусского высшего экономического образования призван обеспечить преемственность и эволюционный характер развития системы национального образования, которые позволят сохранить достижения и традиции национальной школы, учесть мировые тенденции развития образовательной области и изменяющиеся требования рынка труда.
А 41_Ь,Нл1_4< л