ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Е.А. Минюкович, Б.А. Железко, О.А. Синявская УДК 330.47
■
РЕФЕРАТ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, АССОЦИАЦИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ
В статье проведен ретроспективный анализ становления экономической информатики как науки и направления высшего образования. Представлена классификация ресурсов и сервисов международного академического и научного сообщества по экономической информатике. Особое внимание также уделено анализу зарубежного и отечественного опыта развития образования в области экономической информатики. При этом рассмотрен опыт вузов Российской Федерации, Украины, Польши, Республики Беларусь. Как результат проведенного анализа, обоснована необходимость создания в Республике Беларусь академического сообщества по экономической информатике, предложены направления сотрудничества белорусских вузов с зарубежными вузами в сфере экономической информатики. \___
ABSTRACT
ECONOMIC INFORMATICS, HIGHER EDUCATION, MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS, SCIENTIFIC JOURNALS, CONFERENCES, ASSOCIATION FOR INFORMATION SYSTEMS
The retrospective analysis of formation of economic informatics as science and the directions of the higher education is carried out in the article. Classification of resources and services of international academic and scientific community in the economic informatics is presented. The emphasis is made to the analysis of foreign and national experience of education development in the field of economic informatics. Experience of higher education establishments of Russian Federation, Ukraine, Poland, Republic of Belarus is considered. As the result of the carried-out analysis, need of creation in Republic of Belarus of the academic community on economic informatics is proved, directions for cooperation of the Belarusian higher education establishments with foreign ones in the sphere of economic informatics are offered.
_J
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка специалистов по экономической информатике в Беларуси началась в 1998 г. [16]. Сейчас эта специальность является одной из самых востребованных на отечественном рынке труда, что обусловливает открытие в белорусских вузах новых кафедр экономической информатики и увеличение количества обучающихся по этой специальности на первой и второй ступенях высшего образования. Для того, чтобы уровень подготовки соответствовал мировым стандартам качества, нам необходимо учитывать опыт США, Германии и других стран, где первые кафедры экономической информатики появились в университетах и бизнес-школах 40 годами ранее. Важными инструментами для обмена знаниями
и опытом по экономической информатике между академическими сообществами разных стран является всемирная профессиональная ассоциацию Association for Information Systems (AIS), а также международные специализированные конференции и научные журналы. Данная статья посвящена знакомству с краткой историей экономической информатики, а также ресурсами и сервисами международного научного сообщества в этой предметной области.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
Технологическое развитие 1950-60 годов явилось предпосылкой внедрения информационных технологий в бизнес, а также появления
академических сообществ, исследующих данную проблематику. Одно из первых академических сообществ по «информационным системам управления» (Management Information Systems) было основано учеными из США и Канады. В Германии и Австрии в это же время начало формироваться сообщество по «экономической информатике» (WIRTSCHAFTSINFORMATIK). Несмотря на терминологические различия предмет исследования был общий - информационные системы в экономике и управлении [5, 6, 10]. Понимая термины «информационные системы управления» и «экономическая информатика» как синонимы применительно к рассматриваемой области научных исследований, в статье будем использовать принятое в Беларуси название «экономическая информатика» (ЭИ).
Началом формирования Североамериканского сообщества по ЭИ послужило создание в 1968 году исследовательского центра Management Information Systems (MISRC) при школе менеджмента университета Минесоты. Центр был организован при финансовой поддержке и непосредственном участии более 20 американских компаний, которые имели международную известность и инвестировали в информационные системы. Четырьмя годами позже ассоциация по вычислительной технике ACM опубликовала модель учебного плана для специальности ЭИ на первой ступени высшего образования, а также для одноименной магистерской и докторской программ. В 1974 году Гордон Девис - основатель MISRC - издал первый и впоследствии широко используемый учебник «Management Information Systems». Чтобы ЭИ в США и Канаде признали отдельной областью научных исследований, ученым необходимо было разработать теоретические основы ЭИ и создать авторитетные научные журналы для опубликования результатов своих исследований. Первый такой журнал появился в 1977 году. Для организации сотрудничества с коллегами со всего мира Североамериканское сообщество по ЭИ в 1980 году организовало первую международную конференцию «International Conference on Information Systems» (ICIS).
Немецкоговорящее сообщество по ЭИ, которое начало формироваться примерно в те же годы, что и в Северной Америке, прошло
схожие этапы. Первая докторская диссертация по ЭИ была защищена немецким ученым Питером Мертенсом в 1966 году. В конце 1960 в университетах Германии и Австрии были основаны кафедры ЭИ. В 1975 году немецкоговорящие профессоры по ЭИ создали научное объединение «Wissenschaftliche Kommission für Wirtschaftsinformatik» (WKWI). В 1984 году Петер Мертенс опубликовал первые рекомендации по подготовке студентов по специальности ЭИ. Научный журнал «Wirtschaftsinformatik» был основан в 1990 году, а через три года WKWI учредила ежегодную конференцию по ЭИ.
К 1990-м годам международная конференция ICIS стала центром сотрудничества академических сообществ по ЭИ со всего мира. В 1994 году по инициативе участников конференции была создана международная профессиональная организация ученых по ЭИ Association for Information Systems (AIS).
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ
В настоящее время AIS насчитывает порядка 4 тыс. членов из 99 стран, то есть является поистине международной организацией [1]. Членом AIS может стать как организация, например, университет, так и профессионал в области ЭИ (ученый, преподаватель, аспирант, представитель бизнеса). Размер ежегодного взноса различается для разных стран. Например, белорусскому вузу членство в AIS обойдется порядка $ 1000, для отечественного преподавателя или ученого эта сумма составит $ 70, для аспиранта - $ 48, а представителю бизнеса из нашей страны необходимо будет заплатить $ 175 [3].
Члены организации получают эксклюзивное право участия в конференциях AIS, льготы на участие в конференциях партнерских организаций, а также бесплатный доступ к ресурсам электронной библиотеки. Это создает широкие возможности для организации сотрудничества и построения карьеры в мировом профессиональном сообществе по ЭИ.
С целью увеличения количества сервисов, предоставляемых членам ассоциации AIS в 2001 г. начала создание тематических групп (Special
Таблица 1 - Региональные группы AIS (по состоянию на 01.09.2015 г.)
Страна/Регион Аббревиатура подразделения Веб-адрес
Австралия-Азия AAIS http://www.aaisnet.org/
Бангладеш AISB http://www.aisbd.org/
Бенилюкс Benais http://www.benais.nl
Болгария BulAIS http://bulais.fmi.uni-sofia.bg/
Вьетнам VAIS
Гонконг HKAIS http://www.hkais.org/web_main/index.htm
Греция HeAIS http://www.heais.gr/
Египет EAIS http://is.guc.edu.eg/EAIS/EAIS.htm
Израиль IL-AIS http://ilais.openu.ac.il/
Индонезия AISINDO http://aisindo.org/
Ирландия IAIS http://www.iais.ul.ie/
Испания SPAIS http://www.cc.uah.es/ie/org/spais/
Италия ITAIS http://www.itais.org/
Катар QRAIS
Кипр CY-AIS http://www.cyais.org.cy/index.php/about-cais.html
Китай CNAIS http://cnais.sem.tsinghua.edu.cn/home.jhtml
Китайскоговорящее сообщество Chinese Speaking Chapter
Корея KrAIS http://www.kmis.or.kr/
Латинская Америка и Карибский бассейн LACAIS http://lacais.aisnet.org/
Ливан LAIS http://www.lebaneseais.com/
Лихтенштейн LCAIS http://www.ais.uni.li/lcais/
Малайзия MyAIS
Марокко AIS Maroc
Пакистан AIS Pakistan
Перу PeruAIS
Польша PLAIS http://plais.org/
Португалия PTAIS http://www.ptais.org/pt/
Румыния RAIS http://www.roais.org/
Скандинавия IRIS http://iris.cs.aau.dk/
Словения AIS Slovenia http://ecenter.fov.uni-mb.si/ais/
Средний Запад США MWAIS http://www.mwais.org/
Тайвань TWAIS http://www.twais.org/
Швейцария CHAIS http://aisnet.org/members/group content view. asp?group=117293&id=308994 "
Эфиопия EthAIS
Юг США SAIS http://sais.aisnet.org/
Южная Африка AISSAC http://www.aissac.org/
Япония JPAIS https://sites.google.com/site/jpaisnet/
Япония NAIS http://nais.kcg.jp/
Источник: разработка Минюкович Е.А. на основе [2].
Interest Groups - SIGs). Первыми стали 6 групп по следующим темам: человеко-компьютерное взаимодействие; автоматизация процессов и управления; агентно-ориентированные информационные системы; когнитивные исследования; электронный бизнес; Интернет и сетевая безопасность. За последующие 14 лет на основании заявок от членов AIS была организована еще 31 группа [4]. В рамках тематических групп проводятся исследования, разрабатываются учебные материалы, публикуются бюллетени.
В 2009 г. в Темпльском университете (США) была создана первая студенческая группа AIS (student charter). В настоящее время на базе кафедр и факультетов ЭИ в университетах разных стран функционируют порядка 70 таких подразделений [9]. Начиная с 2010 года ежегодно проводится конференция студенческих групп AIS (Students Chapter Leadership Conference), где студенты докладывают о своих достижениях, встречаются с представителями мирового бизнеса и ИТ-компаний, а также участвуют в соревнованиях.
Для членов своей организации AIS ежегодно организует 3 конференции: «International Conference on Information Systems» (ICIS), «Americas Conference on Information Systems» (AMCIS) и «Pacific Asia Conference on Information Systems» (PACIS). ICIS проводится в разных странах по всему миру и является самым масштабным международным мероприятием для специалистов по ЭИ. Местом проведения AMCIS выступают страны Северной и Южной Америки, но в качестве гостей на конференцию приезжают также члены AIS с других континентов. PACIS позиционируется как наиболее значимая конференцию по ЭИ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. AIS также поддерживает и анонсирует на своем сайте конференции, проводимые региональными, тематическими и студенческими группами, а также партнерскими организациями. Доступ к материалам конференций организован через электронную библиотеку AIS [14].
AIS публикует (самостоятельно или принимает участие в издании) более 10 научных журналов. Несколько изданий имеют статус аффилированных журналов AIS. Тематические рамки журналов AIS представляют ученым и специалистам со всего мира возможность публиковать результа-
ты исследований теоретической и практической направленности по самому широкому спектру вопросов ЭИ. Многие из журналов AIS имеют высокий научный авторитет, что подтверждается значениями индексов цитирования и позициями в мировых рейтингах. Наличие достаточного количества рейтинговых журналов по ЭИ очень важно, так как во многих странах мира главными аргументами при решении вопросов о заключении с ученым (преподавателем) контракта или выделении ему финансирования являются показатели опубликованности результатов исследований (например, H-индекс).
Как профессиональное сообщество AIS видела одну из своих главных функций в создании условий для эффективных коммуникаций между членами ассоциации. Для реализации этой функции в 1999 году был создан журнал «Communications of the Association for Information Systems» (CAIS) [8]. CAIS публикует статьи по широкому спектру вопросов, включая историю ЭИ как области научных исследований, подходы к преподаванию ЭИ и родственных дисциплин в различных странах мира.
В 2000 году AIS начала издание «Journal of the Association for Information Systems» (JAIS) [15], который стал главным журналом ассоциации для опубликования результатов научных исследований теоретического характера. Редакция JAIS очень тщательно отбирает статьи, отдавая предпочтение инновационным и междисциплинарным исследованиям. В 2014 г. импакт-фак-тор этого журнала составил 1,8, а по рейтингу SCImago JAIS вошел в группу 01 с наилучшими значениями индикатора среди всех журналов тематической группы «Информационные системы» [11].
Среди аффилированных журналов AIS одним из наиболее авторитетных является «Business & Information Systems Engineering» (BISE) [7]. Это англоязычная копия журнала «WIRTSCHAFTSINFORMATIK» , который более 55 лет является главным журналом научного сообщества по ЭИ Австрии, Германии и Швейцарии.
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
Повсеместное внедрение информационных технологий в управление социально-экономическими процессами, а также выделение 1Т-индустрии в отдельную отрасль обусловило потребность организаций-работодателей в специалистах, на высоком уровне владеющих знаниями в области информатики в сочетании с экономическими [16]. Ниже проведен анализ и обобщение опыта подготовки таких кадров для 1Т-индустрии в Беларуси, Российской Федерации, Украине и Польше.
В Белорусском государственном экономическом университете (далее - БГЭУ) в 2005 г. была открыта специальность «Экономическая информатика». Выпускники специальности получают квалификацию «экономист-информатик». Учебные планы специальности несколько раз пересматривались, в них вносились изменения. Был разработан образовательный стандарт, по данной специальности стала проводиться подготовка и в других вузах [16]. Так, в 2012 году «экономистов-информатиков» начали готовить на экономическом факультете Белорусского государственного университета (далее - БГУ).
С течением времени в учебных планах увеличилось количество информационно-технологических дисциплин в общем и дисциплин, посвященных информационным технологиям в экономике, в частности. Значительное изменение структуры учебных связано с поэтапной реформой высшего образования, в связи с которой практически все экономические специальности, в том числе и «Экономическая информатика», перешли на 4-летний срок обучения.
В Республике Беларусь, помимо специальности «Экономическая информатика», к экономико-информационному профилю можно отнести следующие специальности: информационные системы и технологии (в экономике); маркетинг в электронной коммерции; экономическая кибернетика (математические методы в экономике, информационные технологии в экономике), актуарная математика.
В Российской федерации специальностями, наиболее близкими к специальности 1-25 01 12 «Экономическая информатика», согласно информации Министерства образования и науки РФ (Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), 2005 год), яв-
ляются [16]:
• 080508 Информационный менеджмент (квалификация 65 «Менеджер»), срок обучения
- 5 лет.
• 080700 Бизнес-информатика (квалификации 62 «Бакалавр бизнес-информатики», 68 «Магистр бизнес-информатики»), срок обучения в бакалавриате - 4 года, в магистратуре - 2 года, итого - 6 лет.
Важной положительной особенностью подготовки специалистов информационно-экономического профиля в Российской Федерации является наличие в экономических вузах отдельных факультетов информационных технологий. Такая же практика организации учебного процесса внедрена и на Украине.
Например, в Харьковском национальном экономическом университете имеется факультет экономической информатики, который обеспечивает обучение по широкому спектру экономико-информационных специальностей и сфер деятельности.
На факультете имеются кафедры информационных систем, экономической кибернетики, статистики и экономического прогнозирования, компьютерных систем и технологий, информатики и компьютерной техники, компьютерного эко-лого-экономического мониторинга и природных наук.
В ХНЭУ имеется опыт двухступенчатого обучения (бакалавр - 4 года, магистр или специалист
- 5-5,5 лет). Имеется также практика выдачи после 2-й ступени по специальности «Прикладная статистика» наряду с государственным дипломом Украины (специалиста по специальности «Прикладная статистика») также диплома государственного образца Франции (магистра по специальности «Информатика принятия решений и статистика»).
В Польше во Вроцлавском экономическом университете ведется подготовка по специальности «Бизнес-информатика» [16]. Образование имеет двухступенчатую структуру. После обучения на первой ступени высшего образования выпускники могут работать в качестве системных аналитиков, проектировщиков, технологов баз данных, аналитиков электронного бизнеса. После завершения второй ступени им присваивается академическая степень маги-
стра бизнес-информатики и они могут работать менеджерами информационных систем (ИС) и технологий, менеджерами знаний, экспертами по информационным технологиям в финансах. Сравнительный анализ подготовки специалистов экономико-информационного профиля в Беларуси, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, показал следующее:
1. Исключительную важность магистерских программ при подготовке профессиональных руководителей высшего уровня. Наличие у руководителя организации такого диплома свидетельствует о его компетенции вести бизнес в международном масштабе, а это является важной предпосылкой для установления тесных деловых отношений с зарубежными партнерами.
2. Спрос на получение образования в рамках магистратуры достаточно высок как за рубежом, так и в нашей стране. Например, конкурс на обучение по программам МВА в западных странах достигает 10 человек на место, несмотря на высокую стоимость обучения (в США получение диплома МВА стоит более 100 тыс. $). При этом обучение проходят не только резиденты стран, но и иностранные граждане.
3. В нашей стране также высок спрос на обучение в магистратуре в её широком понимании, в том числе со стороны иностранных граждан тех стран, где подобные магистерские программы не практикуются и для которых обучение, например, в США, является недоступным по стоимости.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Совершенствование законодательства, связанное с синтезом экономики и информатики в высшем образовании, затронуло не только учебные планы вузов. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.12.2009 № 148 были внесены дополнения и изменения в квалификационный справочник «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», а именно: добавлены должности «менеджер по информационным технологиям», «бизнес-аналитик», «системный аналитик», «системный архитектор», «специалист по сопровождению программного обеспечения»,
«специалист по тестированию программного обеспечения», «тестировщик программного обеспечения», «технический писатель».
Учитывая все вышесказанное, закономерным стало открытие практико-ориентированной магистерской программы по специальности 1-25 81 10 «Экономическая информатика» в БГЭУ и БГУ. В разработке магистерской программы принимали активное участие администрация Парка высоких технологий и руководители крупнейших ИТ-компаний, например, генеральный директор ИООО «ЭПАМ Системз» С.Ф. Дивин.
Данная магистерская программа призвана обеспечить профессиональное и интеллектуальное развитие специалистов в сфере экономической информатики, подготовку квалифицированных менеджеров по информационным технологиям, обладающих высокой компетентностью, способных обеспечить прогресс и развитие информационно-технологической сферы путем интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности. Программа разработана на основе анализа потребностей ИТ-предприятий в области управления и обслуживания процессов проектирования, внедрения, сопровождения программного обеспечения, а также мировых тенденций развития ИТ-сферы.
Одной из особенностей данной программы является то, что образовательный процесс направлен на изучение перспективных направлений развития информационных технологий в экономике, что реализуется путем привлечения к преподаванию крупнейших специалистов-практиков в области экономической информатики и проведения ряда занятий базе филиалов кафедр, расположенных в компаниях Парка вы-сокихтехнологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в статье впервые проведен комплексный анализ становления и развития экономической информатики в мире в целом и в Республике Беларусь в частности. Новизна результатов данного анализа заключается в выявлении общих тенденций и специфики развития экономической информатики в отдельных странах и регионах. Поученные результаты могут быть использованы Министерством образования, органами государственного управления для
обоснования структурных мер по интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в сфере экономической информатики.
Учитывая опыт зарубежных вузов по подготовке специалистов экономико-информационного профиля, а также вступление Республики Беларусь в Болонский процесс, можно предложить следующие направления развития сотрудничества между белорусскими и зарубежными вузами в области экономической информатики [16]:
• обмен опытом и совместная разработка учебных программ по спецкурсам;
• организация совместных образовательных программ, по результатам которых будут выдаваться дипломы, свидетельствующие о прохождении обучения в обоих вузах;
• организация двухступенчатого обучения в области экономической информатики, математических и инструментальных методов в экономике, прикладной информатики в экономике: высшее образование в Беларуси, магистратура - в зарубежном вузе, и наоборот;
• создание на базе данной специальности в экономических вузах Республики Беларусь отдельных факультетов информационных технологий.
Для обеспечения координации дальнейшего развития в Республике Беларусь образовательной, научной и инновационной деятельности в области экономической информатики было бы целесообразно создать ассоциацию (академическое сообщество) по экономической информатике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ REFERENCES
ИСТОЧНИКОВ
1. AIS 20 Year Legacy (2015), History for the Information Systems Field, available at: http://history.aisnet.org/images/ ISHistory/PDF/AIS_Legacy%20Book_05.pdf (accessed 25 August 2015).
2. AIS Chapters (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisnet.org/7AISChapters (accessed 22 August 2015).
3. AIS Membership Rates (2015), Association for Information Systems, available at: http://c.ymcdn.com/sites/aisnet.org/ resource/resmgr/files/jan13.membrates.pdf (accessed 25 August 2015).
4. AIS Special Interest Groups (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisnet.org/7AISSIGs (accessed 22 August 2015).
5. Buhl, H. U. Müller, G., Fridgen, G., Röglinger, M. (2012) Business and Information Systems Engineering: A Complementary Approach to Information Systems - What We Can Learn from the Past and May Conclude from Present Reflection on the Future, Journal of the Association for Information Systems, 2012, Vol. 13, pp. 236-253.
1. AIS 20 Year Legacy (2015), History for the Information Systems Field, available at: http://history.aisnet.org/images/ ISHistory/PDF/AIS_Legacy%20Book_05.pdf (accessed 25 August 2015).
2. AIS Chapters (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisnet.org/7AISChapters (accessed 22 August 2015).
3. AIS Membership Rates (2015), Association for Information Systems, available at: http://c.ymcdn.com/sites/aisnet.org/ resource/resmgr/files/jan13.membrates.pdf (accessed 25 August 2015).
4. AIS Special Interest Groups (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisnet.org/7AISSIGs (accessed 22 August 2015).
5. Buhl, H. U. Müller, G., Fridgen, G., Röglinger, M. (2012) Business and Information Systems Engineering: A Complementary Approach to Information Systems - What We Can Learn from the Past and May Conclude from Present Reflection on the Future, Journal of the Association for Information Systems,
2012, Vol. 13, pp. 236-253.
_/
6. Buhl, H. U. Müller, G., Fridgen, G., Röglinger, M. (2012) On Dinosaurs, Measurement Ideologists, Separatists, and Happy Souls - Proposing and Justifying a Way to Make the Global IS/BISE Community Happy, Business & Information Systems Engineering, 2012, #4(6), pp. 307-315.
6. Buhl, H. U. Müller, G., Fridgen, G., Röglinger, M. (2012) On Dinosaurs, Measurement Ideologists, Separatists, and Happy Souls - Proposing and Justifying a Way to Make the Global IS/BISE Community Happy, Business & Information Systems Engineering, 2012, #4(6), pp. 307-315.
7. Business & Information Systems Engineering (2015), Business & Information Systems Engineering, available at: http://www.bise-journal.com/ (accessed 1 September 2015).
8. Communications of the Association for Information Systems (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisel.aisnet.org/cais / (accessed 26 August 2015).
9. Current AIS Student Charters (2015), AIS Student Charters, available at: http://sc.aisnet.org/about/chapters/ (accessed 25 August 2015).
7. Business & Information Systems Engineering (2015), Business & Information Systems Engineering, available at: http://www.bise-journal.com/ (accessed 1 September 2015).
8. Communications of the Association for Information Systems (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisel.aisnet.org/cais / (accessed 26 August 2015).
9. Current AIS Student Charters (2015), AIS Student Charters, available at: http://sc.aisnet.org/about/chapters/ (accessed 25 August 2015).
10. Frank, U., Schauer, C., Wigand, R.T. (2008) Different Paths of Developing of Two Information Systems Communities: A Comparative Study Based on Peer Interviews, Communications of the Association for Information Systems, 2008, Vol. 22, pp. 391-412.
11. Journal Rankings (2015), SCImago Journal & Country Rank, available at: http://www.scimagojr.com/journalrank.php (accessed 26 August 2015).
12. MIS Quarterly (2015), available at: http://www.misq.org/ (accessed 26 August 2015).
13. MIS Quarterly Executive, (2015), available at: http://misqe. org (accessed 26 August 2015).
14. The AIS eLibrary (2015),Association for Information Systems, available at: http://aisnet.org/7AISeLibrary (accessed 22 August 2015).
15. The Journal of the Association for Information Systems (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisel.aisnet.org/jais/(accessed 26 August 2015).
10. Frank, U., Schauer, C., Wigand, R.T. (2008) Different Paths of Developing of Two Information Systems Communities: A Comparative Study Based on Peer Interviews, Communications of the Association for Information Systems, 2008, Vol. 22, pp. 391-412.
11. Journal Rankings (2015), SCImago Journal & Country Rank, available at: http://www.scimagojr.com/journalrank.php (accessed 26 August 2015).
12. MIS Quarterly (2015), available at: http://www.misq.org/ (accessed 26 August 2015).
13. MIS Quarterly Executive, (2015), available at: http://misqe. org (accessed 26 August 2015).
14. The AIS eLibrary (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisnet.org/7AISeLibrary (accessed 22 August 2015).
15. The Journal of the Association for Information Systems (2015), Association for Information Systems, available at: http://aisel.aisnet.org/jais/(accessed 26 August 2015).
16. Железко, Б.А., Синявская, О.А. (2010), Синтез экономики и информатики в высшем образовании, Информатизация образования, 2010, № 4, С. 16-42.
16. Zhelezko, B.A., Siniauskaya V.A. (2010), Synthesis of economics and informatics in higher education [Sintez ekonomiki i informatiki v vyshem obrazovanii], Informatizacia obrazovania - Informatization of Education, 2010, № 4, pp. 1642.
Статья поступила в редакцию 20.11. 2015 г.
172