Литература
1. Levitt O. Marketing Success through Differentiation — of Anything // Harvard Business Review. — 1980 (January-February)
2. Kotler P. Marketing Management. — Englewood Cliff, N.J.: Prentice-Hall, Inc., 1994, pp. 432-434.
3. Банслова В.Б. Проблемы маркетинга в бизнес-образовании / Рук. деп. в ИНИОН РАН №54538 от 22.04.99
4. Банслова В.Б. Особенности образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителей на рынке образовательных услуг // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 1 / Под общ. ред. Я.А. Максимова. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010.
5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. Июль-август. — С. 82.
6. Сосновская Л.Н. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании // Вуз и рынок. Коммерческая деятельность в системе высшей школы. — М., 1992. Кн.1. — С.304.
межстрановая интеграция университетов россии и Белоруссии как механизм развития национальных инновационных систем союзного государства*
Р.А. Абрамов,
заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор [email protected]
И.В. Морозов,
ассистент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)
В статье рассматриваются возможности и перспективы интеграции образовательного пространства стран Союзного государства (СГ), в целях развития их национальных инновационных систем. На основе сравнения систем российского и белорусского высшего профессионального образования, выявляются пути гармонизации законодательства двух стран в данной сфере и способы адаптации позитивного опыта Белоруссии (в том числе связанного с совершенствованием процедуры приема абитуриентов и трудоустройством выпускников) к современным российским реалиям. На этой основе проведен анализ различных аспектов функционирования Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Белорусского государственного экономического университета в контексте разработки проекта создания распределенного университета. Предложены механизмы взаимодействия между данными вузами по различным направлениям организации совместной деятельности. Показана эффективность использования модели электронного сетевого университета как новой формы межвузовского сотрудничества, дающая синергетический эффект для развития инноваций. Обоснована роль предложенных моделей в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного рынка труда.
Ключевые слова: распределенный университет, электронный сетевой университет, кросс-университетское обучение, интеграция образовательного пространства, Союзное государство.
УДК 332.1 ББК 65.9
Необходимость постоянного совершенствования системы образования, в том числе высшего, обусловлена быстро изменяющимися реалиями современного мира. Вызовы времени диктуют новые правила. Сложившаяся в сфере образования Российской Федерации ситуация требует коренных преобразований и внедрения инноваций на образовательном пространстве для дальнейшего успешного функционирования и развития. Как известно, на сегодняшний день в Российской Федерации расширение доступности образования традиционно обеспечивается посредством дистанционного обучения и сети филиалов и представительств, в том числе дающих возможность обучения в 2 и более вузах по интегрированным (расширенным) программам.
Селянская Г.Н. в работе «Распределенный университет: от сети филиалов к электронному сетевому университету» обозначает 3 модели распределенных университетов:
1) территориально-распределительная (предоставление образовательных услуг через филиалы, созданные в различных регионах страны и за рубежом);
2) виртуальная (направленность на информационно-технологический аспект оказания образовательных услуг в формате дистанционных образовательных программ);
3) электронный сетевой университет (привлечение к созданию и реализации образовательных программ равноправных вузов-партнеров).
Учитывая, что преобразования, совершившиеся в российском обществе в последнее десятилетие, способствовали расширению контактов российских высших учебных заведений, профессорско-преподавательского состава с зарубежными учеными и научными учреждениями, в перспективе именно создание электронного сетевого университета через реализацию образовательных программ вузов-партнеров станет основной формой доступа к современному высшему образованию (рис. 1).
Создание электронного сетевого университета представляется перспективной формой интеграционных процессов в образовании. В данном исследовании авторы рассматривают возможность и способы формирования распределенного университета указанного типа на базе ведущих экономических вузов Российской Федерации и Республики Беларусь: Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) и Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ). Помимо содействия сближению научного и образовательного пространства двух стран в целом, подобный
* Выполнено в рамках проекта — Грантового соглашения (Договор) №16-27-01001/16 от 30.05.2016г. в РГНФ. Международный конкурс РГНФ — Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 года. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».
проект позволит интегрировать названные вузы в международную систему образования, вести подготовку по ряду новых востребованных специальностей, отвечающих изменяющимся технологиям, запросам бизнеса и государства и в конечном счете расширит возможности молодежи для получения качественного современного образования, повысит конкурентоспособность выпускников на международном рынке труда, т.е. позитивный эффект ощутит на себе каждый студент.
Однако необходимо принять во внимание ряд объективно обусловленных экономических, социальных и политических факторов, приводящих к появлению различного рода рисков и проблем, которые неизбежно возникнут в процессе подобного объединения РЭУ и БГЭУ:
- Различия законодательств стран и университетов;
- Недостаток материально-технической базы;
- Проблемы согласования оплаты обучения;
- Координация определения и использования источников финансирования;
- Трудности согласования образовательных программ и учебных планов;
- Низкая востребованность диплома российского образца вне зоны Союзных государств;
- Отсутствие мотивации в руководстве и на местах в решении задач кооперации между университетами и научными организациями в подготовке специалистов (в особенности по экономическим и управленческим направлениям);
- Слабая проработка законодательной и нормативной базы сетевого межуниверситетского обучения; [2]
- Отсутствие устоявшихся практик применения подобного подхода в РФ и РБ.
Исходя из ожидаемых результатов создания электронного сетевого университета и учитывая выявленные противоречия, представляется логичным провести сравнительный анализ российской и белорусской систем образования, а также сопоставить особенности функционирования РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ и на этой основе определить наиболее эффективные
Таблица 1
Сравнение систем ВПО Российской Федерации и Республики Беларусь
(составлено автором на основе [3; 4; 5; 6; 7])
Критерий сравнения Россия Белоруссия
Количество вузов 950 (2014/2015) 54 (2014/2015)
Государственные вузы 548 (2014/2015) 45 (2014/2015)
Частные вузы 402 (2014/2015) 9 (2014/2015)
Нормативные акты, регулирующие деятельность высшего образования в стране Конституция РФ (ст. 43); ФЗ РФ «Об образовании» от 17.10.2012 г.; нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); профильные (сегментарные) законодательные акты; Болонское соглашение (ратифицировано в 2003 г.); Региональное законодательство Конституция РБ (ст. 49); Закон РБ «Об образовании в РБ» от 19.03.2002 г. № 95-З.; нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); Кодекс Республики Беларусь об Образовании № 243-3; Болонское соглашение (ратифицировано в 2015 г.)
Срок обучения студентов Бакалавр — 4 года Специалист — 5 лет Магистр — 6 лет Бакалавр — 4 года Специалист — 5 лет Магистр — 6 лет
Классификация видов и уровней образования 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование — бакалавриат; 7) высшее образование — специалитет, магистратура; 8) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. +дополнительное образование 1) дошкольное образование; 2) общее среднее образование; 3) профессионально-техническое образование; 4) среднее специальное образование; 5) высшее образование (бакалавриат, магистратура); 6) послевузовское образование. + дополнительное образование + специальное образование
Ученые степени и звания Степени: • бакалавр; • магистр; • специалист; • кандидат наук; • доктор наук Звания: • доцент по специальности; • доцент по кафедре; • профессор по специальности; • профессор по кафедре Степени: • бакалавр; • магистр; • специалист; • кандидат наук; • доктор наук Звания: • доцент по специальности; • доцент по кафедре; • профессор по специальности; • профессор по кафедре
Основная академическая единица Экзамен, зачет Экзамен, зачет
Средний возраст студентов 1-го курса, годы 17-21 17-22
Востребованные профессии на рынке труда • технические специалисты: инженеры, программисты; • экологи; • специалисты в области нано- и биотехнологий; • специальности, связанные с услугами и сервисом; • финансисты; • медицинские работники (врачи, медсестры) • технические специалисты: специалисты в области 1Т; • маркетологи; • медицинские работники; • инженеры; • специальности, связанные с услугами и сервисом; • рабочие специальности: электрики, монтажники, строители, слесари
Вступительные экзамены в вузы Единый государственный экзамен Централизованное тестирование
Учет золотых медалей Не учитывается Учитывается
Система распределения Нет Да
Рис. 1. Модель электронного сетевого университета [1]
способы и механизмы взаимодействия данных вузов. Основные параметры, отражающие сходства и различия высшего профессионального образования РФ и РБ, коротко приведены в таблице 1.
И Россия, и Белоруссия являются странами-участницами Болонского соглашения. Несмотря на то, что Белоруссия официально присоединилась к Болонскому процессу лишь 14 мая 2015 года, многие стандарты Европейского пространства высшего образования применяются там довольно давно. Вследствие этого, как показано в таблице 1, уровни и формы образования в РФ и РБ легко сопоставимы, а присваиваемые квалификации, присуждаемые научные степени и звания максимально схожи.
Особый интерес с точки зрения возможностей гармонизации законодательства стран Союзного государства и адаптации зарубежного опыта в рассматриваемой сфере к российским реалиям представляет изучение порядка и условий поступления в российские и белорусские вузы. В России выпускникам школ для поступления в вуз необходимо сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ). Для поступления в белорусские вузы выпускники сдают централизованное тестирование (ЦТ).
Преимущества тестов ЦТ, по мнению автора, заключаются в следующем:
- отсутствие заданий с развернутым ответом, благодаря чему полностью исключено влияние человеческого фактора;
- запрет апелляции на результаты ЦТ;
- акцент на части «В», которая предполагает не выбор одного из 4-х вариантов (где высока вероятность «угадать» правильный ответ), а самостоятельную запись слова или словосочетания, которые считывает компьютер.
Согласно гл. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения», помимо обязательного экзамена по русскому/белорусскому языку, каждой группе специальностей соответствуют свои два вступительных экзамена, соответственно, в форме ТЦ разрешено сдавать не более трёх экзаменов. Например, на все экономические направления обучения в Белоруссии принимаются результаты экзаменов по математике и иностранному языку и ни одно учреждение высшего образования (УВО) не вправе заменить его предметом «Человек. Общество. Государство», представляющим собой аналог обществознания, ЕГЭ по которому постоянно подвергается в России конструктивной критике. Во-первых, при таком подходе минимизируется желание абитуриента подать документы на разнонаправленные специальности, что является существенным недостатком российской процедуры поступления. Выпускники понимают: сдача большего количества экзаменов в различных вузах будет требовать от них дополнительных усилий, в связи с чем более ответственно подходят к
выбору сферы будущей профессиональной деятельности уже на данном этапе. Во-вторых, почти полностью ликвидируется вероятность того, что направление будет выбрано исходя из желания успешно сдать экзамен.
Необходимо отметить, что в РБ заметно варьируются правила и условия поступления в зависимости от различных специальностей. Базовым критерием здесь выступает степень важности того или иного направления обучения для страны. Так, упрощён порядок приёма для медико-фармацевтических профилей (только ЦТ), предоставлены свобода выбора формата экзамена в случае сельскохозяйственных направлений.
Другое принципиальное отличие заключается в учете среднего балла в аттестате — в Белоруссии он суммируется с результатами ЦТ. В России уже не первый год на самых разных уровнях ведутся дискуссии о том, что разовое тестирование, где свою роль играют множество как субъективных, так и независящих от абитуриента факторов, не может выступать в качестве единственного критерия итоговой оценки знаний, должны приниматься во внимание достижения школьника в течение всего периода обучения. В этом контексте большую ценность, чем в России приобретает золотая медаль, хотя абсолютной гарантии поступления школьные отличники не имеют.
Важность оптимизации процедуры поступления в вуз невозможно переоценить, ведь от степени осознанности выбора абитуриента напрямую зависит его отношение к учебному процессу и заинтересованность в получении знаний и навыков, а следовательно — качество образования и в конечном счёте — отдача от государственных инвестиций в подготовку специалистов. Совершенствование правил приема позволит обеспечить объективный конкурсный отбор и в вузы придут наиболее подготовленные абитуриенты, способные осваивать не только программы одного вуза, но и распределенных университетов, что можно рассматривать как иной качественный уровень профессиональной компетентности. Представляется, что внесение соответствующих корректив в Федеральный закон «Об образовании» в целях приложения опыта Белоруссии к российской действительности не будет сопряжено с большим количеством организационных издержек и трудностей, а материальные и управленческие издержки, которые могут возникнуть при таком шаге, окупят себя уже в среднесрочной перспективе.
Еще одна составляющая сближения российского и белорусского высшего профессионального образования связана с подходом к трудоустройству выпускников. Благодаря высокому уровню развития системы заказов на подготовку кадров в РБ полностью доказывает свою эффективность организация распределения выпускников, что позволяет чутко реагировать на потребности экономики и подразумевает максимально тесное взаимодействие образовательных учреждений с коммерческими и некоммерческими структурами. Дополнительный позитивный результат от предлагаемого нововведения заключался бы в повышении сознательности выбора специальности, важность чего обосновывалась ранее. Уверенность в гарантийном обеспечении работой позволяет молодым людям уже на этапе подачи документов в вузы не бояться принимать решение реа-лизовывать себя в действительно интересующей их сфере (для сравнения, в России одним из ключевых факторов выбора профессии являются представления выпускников о возможностях последующего трудоустройства, которые нередко оказываются ошибочны). Кроме того, система распределения во многом способствовала бы решению актуальной для России проблемы сглаживания региональной дифференциации за счет обязательства студентов вернуться в свой субъект РФ.
Подобная гармонизация системы государственного управления образованием РФ и РБ обеспечит условия, важные для наращивания конструктивного взаимодействия в рассматриваемой сфере и успешной реализации проекта формирования электронного сетевого университета на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ. Чтобы выявить приоритетные направления сотрудничества двух вузов в рамках этого объединения и определить пути избегания рисков, перечисленных в начале статьи, необходимо сопоставить основные аспекты функционирования этих образовательных организаций (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ в контексте возможностей создания распределенного университета (составлено автором на основе [8; 9])
Параметр РЭУ им. Г.В. Плеханова БГЭУ Вывод
Репутация вуза, позиции в рейтингах 24-я позиция по данным «Эксперт РА», ведущий экономический вуз страны с богатой историей, после присоединения МЭСИ становится крупнейшим вузом РФ, основные конкуренты среди экономических вузов — нИу-ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ. 4-я позиция в рейтинге вузов по данным Министерства образования РБ (2014), ведущий экономический вуз страны. И РЭУ, И БГЭУ — престижные вузы с богатой историей, специализируются в одной и той же сфере. В этом плане выбор этих вузов являлся бы оптимальным вариантом для создания распределенного университета. Проект позволил бы РЭУ ещё более укрепить свои позиции и обойти конкурентов. Поскольку согласно международным рейтингам и иным показателям БГЭУ не превосходит РЭУ, он не рискует утратить самостоятельность и оказаться в зависимости от вуза-партнера.
Средняя стоимость образовательных услуг (программы бакалавриата, очная форма обучения) 270 000 руб. Стоимость образовательных услуг устанавливается при поступлении и изменению в течение периода обучения не подлежит. 16 000 000 Вг ~ 61 500 руб. Стоимость устанавливается по группам специальностей и различается в зависимости от курса обучения. Согласование оплаты, несомненно, станет одной из ключевых проблем создания электронного сетевого университета. В случае реализации совместных программ её мог бы отчасти решить расчет, проводимый исходя из вклада в реализацию этих программ каждого из университетов.
Особенности организационной структуры Ректор, помощники и советники, 8 проректоров, которым подчиняются различные административные (управления, отделы), учебно-научные (кафедры, факультеты), научно-исследовательские (центры, лаборатории, НИИ, научные школы) структурные подразделения. Кафедры не входят в состав факультетов, а объединяются в кластеры. +аффилированные структуры (Профком, Студенческий совет, Ассоциация выпускников и т.д.) Ректор, помощник ректора, 7 проректоров, которым подчиняются различные административные, учебно-научные, научно-исследовательские структурные подразделения, включая институты +общественные организации при БГЭУ (Клуб выпускников БГЭУ, Студенческий профсоюз) Структуры РЭУ и БГЭУ максимально схожи, функции и даже названия подразделений совпадают. Можно объединить некоторые центры и лаборатории, что повысит эффективность их работы за счёт использования опыта обоих университетов. Однако возникает вопрос о координации управления распределенным университетом в целом, это будет зависеть от степени интеграции, возможно, эту задачу следует возложить на совещательный орган.
Филиалы 29 филиалов + 19 филиалов МЭСИ, в т.ч. филиал в Монголии, Кыргызской республике, Узбекистане и т.д. Филиал в г. Бобруйске Электронный сетевой университет будет иметь и некоторые признаки территориально-распределенного за счёт широкой сети филиалов РЭУ. Большинство из них расположены в странах, с которыми Россия активно наращивает сотрудничество в последнее время в свете текущей геополитической ситуации.
Студенческое самоуправление Студенческий Совет является аффли-рованной структурой и не подчиняется ни одному из административных подразделений, но тесно взаимодействует с некоторыми из них (в том числе — с управлением по социальной и воспитательной работе, Центром социальных инициатив, Центром сохранения историко-культурного наследия Университета и т.д.). В составе Студенческого Совета выделяются 5 имеющих свою чёткую структуру и функции комитетов и несколько направлений в соответствии с основными видами деятельности (организация спортивных, научных, культурно-массовых и иных мероприятий). Наряду с Координационным студенческим советом, имеющим схожую со Студенческим советом РЭУ им. Г.В. Плеханова структуру и фактически являющегося первичной организацией Белорусского республиканского Союза молодежи (БРСМ), функционирует Профсоюзный комитет студентов, призванный решать социально-бытовые проблемы студентов. В БГЭУ профком студентов реализует наиболее важные функции, которые в РЭУ разделены между одним из комитетов Студенческого совета и социальным отделом. Социально-бытовой комитет не может выполнять их самостоятельно в виду того, что не является административной структурой, соответственно, финансирование ограничено. В остальном задачи и построение системы студенческого самоуправления в РЭУ и БГЭУ аналогичны. Однако КСС ведет свою деятельность фактически в рамках БРСМ, который является подобием советского комсомола, что обеспечивает дополнительные возможности и наделяет КСС большими полномочиями, в т.ч. благодаря привлечению ресурсов. В России такая влиятельная межвузовская молодежная организация отсутствует.
Основываясь на результатах сопоставления систем образования России и Белоруссии, а также на анализе организации учебного процесса в РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ, можно выделить следующие направления работы по созданию электронного сетевого университета и использованию тех возможностей преимуществ, которые предоставляет этот формат сотрудничества вузов:
1) Разработка программ новых специальностей и переработка существующих программ с учетом использования образовательного потенциала обоих университетов;
2) Предоставление льгот при поступлении в магистратуру одного из вузов-партнеров, учитывая достижения студентов в рамках РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ;
3) Участие в разработке и реализации проектов в социально-производственной сфере Союзного государства, в том числе по принципу грантов;
4) Организация и проведение совместных ознакомительных, учебных, производственных и преддипломных практик для
студентов РЭУ и БГЭУ, возможно, в рамках каких-либо совместных проектов РФ и РБ;
5) Формирование межгосударственных центров дополнительного образования: повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки;
6) Координация усилий и средств для совместной подготовки учебников (в том числе и электронных), учебных и методических пособий;
7) Реализация образовательных программ, по итогам освоения которых студенты получают так называемый «двойной диплом», что позволит сократить финансовые затраты на обучение, обеспечит углубление и расширение профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности;
8) Апробация схем межуниверситетского и междисциплинарного обучения с правом выбора набора дисциплин;
9) Проведение параллельных мастер-классов в режиме on-line от ведущих, успешных политических деятелей, эконо-
мистов, бизнесменов Российской Федерации и Республики Беларусь;
10) Создание на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ «виртуальных» центров подготовки по отдельным направлениям и специальностям.
Таким образом, гармонизация систем образования является необходимой составной частью сближения в экономической и политической сфере, что приобретает огромную важность для наращивания сотрудничества нашей страны с Белоруссией в свете текущей геополитической ситуации. Чтобы высшим учебным заведениям сохранять свою конкурентоспособность в сегодняшних условиях, следует вырабатывать и использовать новые механизмы интеграции, которые, с одной стороны, позволят гибко реагировать на вызовы современной экономики, сохраняя одновременно самостоятельность университетов, их особенности и традиции. Как показано в исследовании, со-
здание распределенного университета в форме электронного сетевого университета на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ представляется весьма перспективным и доступным вариантом реализации обозначенных задач, позволяющим объединить лучшие образовательные ресурсы ведущих университетов для высококачественной подготовки специалистов внутреннего и международного рынков труда. Проект актуален для страны в целом, т.к. будет являться не только результатом, но и важной предпосылкой интеграции образовательного пространства стран Союзного государства, содействуя мобильности студентов, преподавательских и научных кадров, способствуя повышению спроса на высококачественное отечественное образование для многих отраслей экономики посредством формирования потребности в заказах на кросс-университетское сетевое обучение со стороны зарубежных заказчиков и решению многих рассмотренных в статье проблем российского образования.
Литература
1. Селянская Г.Н. Распределенный университет: от сети филиалов к электронному сетевому университету // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5.
2. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://asi.ru/
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/population/obraz/vp-obr1.htm
4. Министерство Образования и Науки РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL:http://минобрнауки.рф/
5. Министерство Образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://edu.gov.by/
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»// https://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html
7. Закон Республики Беларусь от 29.10.1991 г. № 1202-XII «Об образовании» // http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text39/ index.htm
8. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.rea.ru/
9. Белорусский государственный экономический университет [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.bseu.by/
10. Беляков В.С. Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию // Университетское управление. — 2004. — № 5/6(33). — С. 173-178.
анализ Подходов к управлению инновационной деятельностью образовательных организаций
Е.М. Черкасова,
профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье дан анализ подходов к управлению инновационной деятельностью образовательных организаций на базе их разделения на методологические и частные. При этом учтена главная особенность образовательных организаций — производство услуг в разных институциональных сферах. Особое внимание уделено наиболее перспективным, с точки зрения исследователей, процессному и институциональному подходам, рассмотрена теория и практика применения процессного подхода, выявлены ограничения его применения для управления инновационной деятельностью образовательных организаций. Раскрыты преимущества применения институционального подхода.
Ключевые слова: подход, управление, инновационная деятельность, образовательная организация.
УДК 338.1 ББК 65
Актуальность выстраивания системы комплексного управления инновационной деятельностью образовательных организаций обусловлена, как особенностями ускоренного развития экономических систем, так и изменениями требований к ним в текущих экономических условиях Российской Федерации. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития, установленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. требует от образовательных организаций создания и внедрения инноваций. Кроме того, российская сеть образовательных организаций сокращается в результате стремления Рособрнадзора повысить качество образования. Происходящее при этом усиление конкуренции на рынке образовательных услуг также требует внедрения инноваций. Управление инновационной деятельностью позволяет ускорить инновационные преобразования
образовательной организации и повысить их эффективность. Исследователи предлагают различные подходы к построению системы управления инновационной деятельностью образовательных организаций, базирующиеся на общеуправленческих подходах менеджмента. В рамках принятых методологических рекомендаций происходит нацеливание инновационной деятельности на создание и реализацию научно-технической продукции, коммерциализация образовательной системы, снижение качества образовательных услуг.
По мнению автора, инновационная деятельность — это деятельность по преобразованию ресурсов образовательной организации, улучшающая качество предоставляемых услуг. Образовательные организации отличаются от других организаций и предприятий тем, что они параллельно производят услуги, которые относятся к разным общественным институтам — об-