Научная статья на тему 'Высшая школа в Кыргызстане: проблемы модернизации'

Высшая школа в Кыргызстане: проблемы модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
804
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа в Кыргызстане: проблемы модернизации»

г

ч.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Р. ДЖАПАРОВА, канд. экон. ВыСШЭЯ ШКОЛЭ В

Кыргызско-Российский Славян- КыргыЗСТЭНС. пробЛСМЫ скииуниверситет (г. Бишкек) МОДбрНИЗЭЦИИ

За годы реформ в системе высшего профессионального образования Кыргызстана произошли некоторые позитивные изменения. В республике сформировался рынок образовательных услуг. Целый ряд вузов утратил своё монопольное положение, возникла рыночная конкуренция.

С 2003 года начался новый этап реформы, главными задачами которой являются повышение качества образования, усиление ориентации всех институциональных структур профессиональной образовательной системы на удовлетворение действительных кадровых потребностей экономики.

Проблем в высшей школе республики сегодня немало. Нам удалось выделить семь групп.

Низкое качество предоставляемых услуг профессионального образования.

Сегодня рост объемных показателей существенно опережает улучшение качественных сторон вузовской системы. Ректор Бишкекского государственного института экономики и коммерции Т.К. Камчыбеков в связи с этим пишет: «Соответственно спросу возросло и предложение образовательных услуг. Однако их качество оказалось чрезвычайно низким. Во-первых, в Кыргызстане не осталось ни одного технического, педагогического и других вузов, в которых не открывались бы факультеты экономики и менеджмента. В большинстве случаев это происходило при почти полном отсутствии преподавателей, учебных и научных

библиотек. Во-вторых, даже вузы, где ранее готовились экономические кадры, столкнулись со сложными проблемами: дефицит теоретиков, слабая математическая подготовка, уход молодежи и практически ориентированных экономистов, приток преподавателей, не имеющих, как правило, специального образования, и т.д. ... Таким образом, лишь в нескольких вузах сложились основы фундаментального университетского образования. Уровень подготовки в области теории в остальных вузах очень слабый. Средний уровень подобных образовательных услуг весьма далек от мировых стандартов. Программы такого образования в непрофильных вузах позволяют им извлекать немалые доходы, а за низкий уровень образовательных услуг пока спрашивать некому» [1, с.29, 33].

Одна из причин низкого качества обучения - стремление вузов любыми способами увеличить контингент обучаемых, соответственно - абсолютную сумму своих доходов. «Среди контрактников исчез конкурс», - отмечает сотрудник Центра проблем высшего и непрерывного образования республики (бывший КНИИ ВШ) А.А. Чынгышов [2, с.372].

Государственный контроль за качеством обучения, конечно, существует. Однако к настоящему времени число вузов по сравнению с 1990 г. возросло в 3,4 раза, это много для относительно небольшой республики, число же вузовских филиалов выросло ещё больше. Госконтроль везде поспеть не мо-

жет. И тем не менее нужно, чтобы по штату отделы государственного контроля были достаточными для полного и оперативного охвата вузовской системы. В этих же целях следует расширить привлечение общественных сил. Нужно поднять и качество контроля.

Словом, необходимо ужесточение государственной аттестации и общественного контроля за деятельностью вузов и совершенствование качества самих проверок.

Образование - в принципе общественный продукт. Оно не должно быть разным по качеству для элитной части общества и остальной части населения. Могут быть разными условия обучения, но не само содержание образовательной услуги. Варьирование соотношения «цена-качество», свойственное рынку товаров, здесь вряд ли уместно. Для образовательных услуг этот маркетинговый прием должен быть максимально ограничен. Нельзя мыслить по принципу: мол, за такие цены вот вам такое качество образования. В системе образования для всех -один образец диплома. Неспроста же государственный образовательный стандарт не дифференцируется по слоям населения и в зависимости от размера оплаты за учёбу. Поэтому те, кто делит вузы на элитные и вузы массового образования, рождают в обществе, на наш взгляд, неправильное представление.

В целом по республике наблюдается ухудшение качественного состава преподавательского корпуса. В большинстве вузов профессорско-преподавательский состав либо стареющий, либо совсем молодой. Н.У. Курбанова констатирует «снижение квалификационного уровня набираемых преподавателей», она отмечает, что новым преподавателям была «предоставлена большая свобода в чтении новых курсов», что контроль на кафедрах за содержа-

нием занятий стал поверхностным [3, с.60].

Фактический качественный состав преподавателей еще более слабый, чем это показывается в статистике и отчетностях. Некоторая часть преподавателей, особенно ее квалифицированная часть, работает в нескольких вузах. В результате «там и здесь» такие преподаватели улучшают сведения о качестве профессорско-преподавательского корпуса вуза. Кроме того, сами вузы стали практиковать ускоренную карьеру своих преподавателей. Если в советское время должность старшего преподавателя занимали лица, занимающиеся преподаванием не менее пяти лет, а должность доцента - люди, отработавшие преподавателем пять лет после защиты кандидатской диссертации (и лишь в исключительных случаях, обычно перед пенсией, кто-нибудь удостаивался звания доцента, не имея ученой степени, а получение профессорства без степени доктора наук было и того реже), то сейчас решение этих вопросов донельзя упростилось.

Некоторые вузы стали широко практиковать набор преподавателей за счет своих выпускников. Если в советский период лишь особо одаренным студентам предоставлялась такая честь, причём большей частью по таким наукам, как математика, физика, химия, где не играет особой роли наличие практического стажа, то сейчас достаточно, чтобы в аттестате не было троек (наличие стажа по специальности вообще слабо учитывается: дескать, «безработица вокруг, откуда ему быть»).

В настоящее время большое количество вузовских лаборантов оканчивают вуз заочно и там же остаются преподавать. Хотя всем понятно, что часть оценок «хорошо» им выставляется незаслуженно. Они их получают иногда ввиду своего личного знакомства с преподавателями. К тому же преподавате-

ли очень зависимы от лаборантов (и никак не наоборот - в соответствии с должностной субординацией), поскольку не имеют дома компьютера, а заведующие кафедрами неформально поднимают статус лаборантов до уровня своих личных секретарей, после чего некоторые из них начинают работать в качестве второго заведующего кафедрой. Сегодня же редкость, когда преподаватель имеет нормальные условия труда. За годы реформ в целом они ухудшились.

Подавляющая часть преподавателей, как отмечалось, не имеет производственного стажа. Для поэта, музыканта, преподавателя по математике или физике наличие производственного стажа, возможно, не играет особой роли. Что же касается таких специальностей, как, например, «менеджмент» и «маркетинг», то их качественно преподавать может только тот, кто имеет практический опыт в своей профессии.

Если взять региональный срез, то наблюдается ухудшение качественного состава преподавателей в направлении от центра к отдаленным регионам. «Неравномерно распределен профессорско-преподавательский состав. Их явно не хватает в регионах, - пишет Т.К. Камчыбеков. - Так, по данным Нацстаткома, из 8383 штатных преподавателей вузов республики только 2130 имели ученую степень. Из 311 докторов наук 226 работали в г. Бишкеке, а из 1819 кандидатов наук - 1341. Таким образом, основная часть профессорско-преподавательского состава, имеющая ученую степень, работает в столице и лишь некоторая их часть - в регионах. Например, в трех вузах г. Джалал-Абада всего девять докторов и 54 кандидата наук, в пяти вузах г. Каракола два доктора наук и 50 кандидатов наук и т.д.» [1, с.33].

Ещё одной причиной снижения качества обучения является увеличение

(по сравнению с началом 90-х годов) числа студентов на одного преподавателя в 1,4 раза; превышение нормативной нагрузки составляет 1,7 раза.

Услуги профессионального образования имеют низкое потребительское качество на рынке труда.

В настоящее время по одним специальностям выпуск специалистов высшей квалификации превышает потребности экономики, причем в значительных размерах, по другим, наоборот, он намного меньше, чем этого требуется. Так, «на юристов и экономистов учатся свыше 20 тыс. человек, хотя очевидно, что в таком маленьком государстве такая армия юристов и экономистов не будет востребована, тогда как специалистов других профессий катастрофически не хватает» [2, с.377]. Например, «подготовка инженеров-строителей в 3-4 раза сократилась в республике по сравнению с советским периодом» [4]. Подготовка экономических кадров через вузы увеличилась и увеличивается главным образом за счет четырех специальностей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент». «По данным Нацстаткома КР, почти во всех вузах осуществляется подготовка специалистов по направлениям «Экономика», «Коммерция» и «Менеджмент» [5].

Любой рынок нуждается в государственном регулировании, а когда объектом рынка является продукт не индивидуального употребления, а общественный товар (по природе своей), к тому же дорогой по цене (в условиях низкого уровня доходов нашего населения республики), то регулирующее влияние государственных органов, а также общественных организаций на данный рынок (рынок услуг профессионального образования), на наш взгляд, должно быть очень существенным.

Вузы не проводят специальных об-

следований рынка труда, в результате вузовский компонент учебных планов и содержание рабочих программ дисциплин недостаточно отражают требования работодателей к будущим выпускникам.

Вузы должны изучать рынок профессионального труда. Это новая для них задача. Вузы республики теперь не просто учебные заведения, но и субъекты рынка. Раньше и сейчас согласно своей миссии высшие учебные заведения - это социальные учреждения, по части же хозяйственной деятельности они и тогда, и сегодня являются экономическими субъектами, разница в том, что из чисто бюджетных субъектов они преобразились в организации, которые в финансовом отношении должны в основном обеспечивать себя сами.

Вузам стран СНГ следует освоить неизвестную им доселе работу - исследование и прогнозирование как рынка услуг профессионального образования, так и рынка профессиональной рабочей силы, и в целом науку «маркетинг», причём два его направления -коммерческий и некоммерческий.

При открытии новой специальности наши вузы руководствуются только одним - наличием собственного потенциала готовить те или иные кадры. Часто в стороне остается главный вопрос: в какой степени это актуально для экономики? Министерство образования, давая разрешения на продолжение подготовки и открытие новых специальностей, тоже думает о том же: сможет ли данный вуз качественно подготовить данные кадры? И выходит, что только сам обучаемый должен думать, сможет ли он потом быть конкурентоспособным по данному виду труда (не по качеству обучения, а по востребованности по роду занятия). Конечно, прежде всего сам обучаемый ответственен за свою трудовую судьбу. Однако по товару - «услуга профессионального об-

разования» - он является «слабым» покупателем во всех отношениях. Почему и как он уязвим в этом плане - это отдельный вопрос.

Неудовлетворительный маркетинг населения относительно покупки им услуг высшего профессионального образования.

Население республики в основной своей массе делает безграмотный выбор будущей профессии и специальности. Население надо учить быть рациональным покупателем профессиональных образовательных услуг, при этом не только в момент поступления в вуз, но и на протяжении всего периода учебы в том или ином вузе и относительно данной специальности.

Чтобы помочь абитуриентам сделать правильный выбор вуза, министерство образования республики периодически проводит рейтинг вузов, результаты которого публикуются, то есть доводятся до широких масс. Но пока не видно, чтобы эти меры существенно улучшили покупательское (потребительское) поведение абитуриентов и их родителей.

Превалирование в республике частного высшего профессионального образования. Согласно данным Нацстат-комитета республики, государственный сектор высшего профессионального образования продолжает быть основным. Однако фактически это не так. Нужна более корректная национальная образовательная статистика.

Контингент студентов контрактной формы обучения сейчас неимоверно большой. По подсчетам Н.У. Курбановой (в статежегодниках Нацстаткома из общего контингента студентов государственных вузов отдельно не выделяются студенты контрактных и бюджетных отделений): «Если в 1995 г. на платной основе обучалось 33% студентов, в 1996 - 42%, то в 1997 - уже 54% студентов, а в 2000 - 70-80%» [3, с.67].

Надо добиваться обратной картины. Необходимо увеличить удельный вес бюджетных студентов. Мы согласны с

Н.У. Курбановой и тоже считаем, что «преобладающая часть вузов ... должна остаться некоммерческой сферой экономики» [3, с.72].

Следует увеличить сумму государственных расходов на профессиональное образование населения, в том числе на высшее профессиональное образование.

Пока не видно, чтобы ученые и специалисты-практики республики глубоко занимались научно-экономическим обоснованием показателей и принципов финансирования высшего профессионального образования для условий именно Кыргызстана. Мнения сейчас сводятся в основном к одному - надо ориентироваться на уровень образовательных расходов развитых и развивающихся государств. Понятно, что такой подход не должен быть единственным в разработке плана финансирования данной ступени образования. Наряду с концепцией развития образовательной системы в целом, необходима отдельная концепция по государственному финансированию сферы образования, а в рамках последней следует выработать принципы финансирования каждой ступени профессионального образования.

Слабая вовлеченность общественности в решение проблем высшего профессионального образования в республике. Нужно сделать сферу образования подконтрольной не только государству, но и в существенной степени напрямую перед обществом, в первую очередь перед обучаемыми и их родителями, особенно в вопросе целевого расходования финансовых средств контрактных отделений. Следует сделать так, чтобы распределение вузом средств государственного бюджета и доходов контрактных отделений было

известно и бюджетным, и контрактным студентам, а также соответствующим представителям общества именно по статьям. Население в лице обучаемых лиц, а государство и спонсоры на правах кредиторов должны иметь более широкие возможности участия в организации учебной деятельности и управлении финансовыми средствами вуза.

«Неэффективность управленческих структур образовательных учреждений» [6]. Нынешнее руководство вузов и нынешние государственные органы управления профессиональным образованием пока не проявили себя эффективными управленцами в новых условиях.

Так, национальные образовательные стандарты должны бы разрабатываться на базе конкретных материалов изучения отечественного рынка труда. Но этого не делается. В последние десять лет нарушается равноправие граждан в отношении доступности занятия интеллектуальными видами труда. Произошло снижение экономической доступности высшего профессионального образования.

Из вышесказанного следует вывод: в системе высшего образования республики в переходный период негативных изменений произошло больше, чем положительных.

В связи с этим Правительству Кыргызской Республики рекомендуется принять следующие меры:

1. Увеличение госзаказа на специалистов высшей квалификации до уровня полного обеспечения новой волны кадровой потребности экономики. Установление норматива минимальных бюджетных расходов на систему профессионального образования в разрезе ступеней.

2. Предоставление подготовки кадров по первому высшему образованию только государственным вузам, по вто-

рому, третьему и далее высшему образованию - только негосударственным вузам. Доведение доли бюджетных студентов в целом по республике до уровня порядка 80%.

3. Законодательное закрепление показателя «уровень удовлетворения запросов рынка труда» в качестве критерия социальной оценки работы государственных и негосударственных вузов. Наделение вузов правом главного государственного распределителя на работу бюджетных специалистов, а также возложение на них работы по оказанию реальной помощи контрактным выпускникам в трудоустройстве в течение первых двух лет.

4. Создание государственной статистики на опросах работодателей либо подобной ей отчетно-прогностической документации, периодически представляемой снизу вверх определенной репрезентативной группой предприятий экономики.

5. Введение в закон «О рекламе» раздела о правилах рекламы услуг профессионального образования с целью придания ей выраженной социальной направленности, разделения рекламного поля между работодателями и профессиональными учебными заведениями и обеспечения сотрудничества последних в данной работе.

6. Государственное регулирование цен негосударственных услуг высшего профессионального образования уста-

Л. БЫКАСОВА, доцент г. Таганрог

Наметившиеся в последнее время тенденции интеграции педагогической науки, ее интернационализация и открытость способствовали возможности детального изучения

новлением нормативной верхней и нижней их планки.

7. Создание в министерстве труда и министерстве образования исследовательских центров, вместе решающих задачу ориентации системы профессионального образования на запросы рынка профессионального труда.

Литература

1. Камчыбеков Т. Предпринимательство прирастать должно образованием // Рынок капиталов. - Бишкек, 2001. -Апрель, № 4.

2. Чынгышов А.А. (КНИИ ВШ, Бишкек). Образовательная статистика в решении проблем качества высшего образования // Образование и наука в меняющемся мире: Материалы Международной конференции. Кыргызстан, 22-27 сентября 1999 г. - Бишкек, 2001.

3. КурбановаН.У. Интеграция Кыргызста-

на в мировое образовательное пространство. - Бишкек, 2001.

4. АбрамовБ.В. Некоторые аспекты рефор-

мирования высших учебных заведений // Образование и наука в меняющемся мире. - С.16.

5. Асаналиева С.А. Роль вузов в подготов-

ке кадров рыночной экономики // Реформа. - 2002. - №1. - С.75.

6. Об основных направлениях Национальной

образовательной программы «Билим» (1996-2000 гг.). Указ Президента КР от 20 марта 1996 г. № УП-102 // Сб. актов Президента КР. - 1996. - №1. - С.1.

Подготовка учителей искусства в Германии

особенностей педагогических процессов в различных государствах. Представляется интересным изучение опыта современной Германии в деле организации художественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.