Научная статья на тему 'Компетентностями подход в контексте Болонского процесса как позитивный фактор социализации студенческой молодежи'

Компетентностями подход в контексте Болонского процесса как позитивный фактор социализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUTH / INNOVATION / EDUCATION / COMPETENCE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жунушова Сайкал Орозовна

В статье рассматривается использование инновационных методов в учебном процессе, проблемы трансформационных и инновационных процессов, имеющих место в современном образовательном пространстве. Компетентностный подход в процессе обучения это как приобщение будущего специалиста к практическим навыкам по выбранной профессии. Сегодня молодежь ценит профессионализм, знания, конкурентоспособность следовательно, нужны новые методы в процессе обучения в вузовской системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жунушова Сайкал Орозовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach in the Context of Bologna Process as a Positive Factor of Socialization

This article canvasses the use of innovative methods in educational process including the problems of transformational and innovative processes which have been taking place in modern educational space. The article dwells on the competence-based approach in reference to the course of training which is treated as imbuing future experts in the chosen profession with practical skills. Today the youth values professionalism, knowledge, competitiveness it follows, we need new methods of teaching in higher school system.

Текст научной работы на тему «Компетентностями подход в контексте Болонского процесса как позитивный фактор социализации студенческой молодежи»

ФАЛСАФА ВА ХУКУК ФИЛОСОФИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

С. О. Жунушова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА КАК ПОЗИТИВНЫЙ ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: молодежь, инновация, образование, компетенция, социализация

Современное развитие образования требует четкого осознания важнейших глобальных изменений, непосредственно влияющих на методы, содержание, управление образованием, структуру студенчества и т.д. - формирования глобальной экономики, глобального сообщества, развития интеллектуальной технологии (9, 19).

Сегодня высшее образование выполняет ответственную миссию и является одним из главных национальных приоритетов развития страны. Стратегия развития высшего образования в стране основана на положениях Конституции страны и Закона об образовании КР и строится с учетом концепций устойчивого, непрерывного образования и глобализации знаний.

Прежде чем перейти к обсуждению заданной темы, на наш взгляд, следует дать определение основным понятиям - компетенция, молодежь, социализация и образование. «Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим из социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу

закономерностей социализации» (8,375). Конечно, молодежные проблемы нельзя рассматривать в отрыве от других общественных дел, так как все социальные группы кыргызстанского общества испытывают в целом одинаковые социально-экономические проблемы. Разумеется, некоторые проблемы касаются молодых людей в особой степени. В данной статье хотелось бы попытаться рассмотреть вопросы получения университетского образования молодежи в контексте Болонского процесса. В настоящее время ключевым моментом при переходе на уровневую систему высшего образования, реализуемую в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода к оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки государственных образовательных стандартов Кыргызской Республики.

В системе подготовки специалистов компетентностный подход опирается на такие понятия, как «компетенция» и «компетентность». В русском языке слово «компетенция» означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Однако влияние англоязычных источников изменило его значение: «компетенция - область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности» (7, 5).

Образование, согласно Ледневу B.C., «это движение человека от рождения до смерти, т. е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени» (4). Асанова У. А. пишет: «Образование есть лишь прогрессивная линия от рождения до смерти человека» (13). Но нужно подчеркнуть, что в современных условиях формирование и процесс получения образования молодым человеком происходит в условиях трудных ценностных ориентиров. Сегодняшние международные экономические отношения характеризуются усилением интеграционных процессов, что в значительной мере способствует глобализации и либерализации хозяйственных связей мирового уровня. Конечно, особенности участия страны в этих процессах зависят от уровня развития экономики, научно-технического прогресса, интернационализации рынков товаров и услуг, особенно образовательной системы.

В большом философском энциклопедическом словаре социализа-

ция (от лат. 80с1аН8 - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией (8,629).

Таким образом, в новых условиях одним из важнейших показателей успешного функционирования общества является подготовка новых специалистов, соответствующих требованиям глобализации и рыночных отношений. За годы независимости Кыргызстана многое в системе образования было реформировано, появились частные вузы, открываются новые рыночные специальности, произошло введение многоступенчатой системы образования, активно внедряются элементы западных образовательных стандартов. Следовательно, для эффективного развития системы образования, и особенно высшего, следует пересмотреть некоторые ключевые моменты в организации самого учебного процесса и совершенствовать, трансформируя их в наиболее гибкую подсистему на основе опыта зарубежных вузов. Сегодня интеграционные процессы в системе высшего образования связываются с Болонским процессом. Если обратиться к истории Болонского процесса, то в 1999 году 19 июня министрами образования 29 стран Европы была подписана декларация. Основной целью подписания европейскими странами Болонской декларации являлось создание единого европейского образовательного рынка. Здесь следует отметить, что проблематика Болонского процесса не ограничивается рамками высшего образования. Это одна из многих форм глобализации, такая же, как мировые рынки, мировые СМИ. В широком смысле Болонский процесс - это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств. При рассмотрении основных документов Болонского процесса становится очевидным, что «движущая сила и основная мотивация данного процесса - это не только желание и потребность установить тесное международное сотрудничество в области высшего образования, но и глобальная конкуренция во всех сферах

общественной жизни. В официальных документах об этом открыто не упоминается. Однако нет сомнений в том, что с помощью Болонского процесса Европа хочет ответить именно на вызов предполагаемого превосходства системы образования США, привлекающей студентов из Европы, Азии и других регионов» (2,18).

Европейские страны сообща влияют на культуры других стран мира через образование, конечной целью которого является желание стать центром притяжения талантов со всего мира в условиях Европы. Это также можно проследить в документах Болонской декларации, где говорится, что европейское пространство высшего образования должно быть открытым и стать привлекательным для других регионов мира. Высшее образование является четким инструментом достижения более широкой задачи, т. е. укрепления европейской конкурентоспособности и европейского влияния во всех сферах общественной жизни и здесь решаются следующие задачи:

Во-первых, ставится задача взять курс на упрочение общеевропейских интеллектуальных, культурных, технико-технологических рамок.

Во-вторых, через Болонский процесс Европа стремится укрепить свою экономическую мощь, через привлечение молодых талантов со всего мира, противостоять «негативам» европейской глобализации.

И самое главное, в-третьих, этот процесс тесно связан с другой ценностью европейской системы, а именно, демократией. Болонская декларация провозглашает: важность сотрудничества в области образования для развития и укрепления устойчивых мирных демократичных обществ, т.е. данный процесс не следует рассматривать как внутреннее изолированное явление, характерное для академических и вузовских кругов Европы, а как часть усилий по противостоянию вызову, с которым столкнулись все страны мира в условиях глобализации. И поэтому именно трансформация, интеграция с Болонской декларацией - более оптимальный вариант в совершенствовании системы высшего образования в Кыргызской Республике. Конечно, высшее образование в Европе отличается разнообразием языков, национальных систем, институциональных типов и характеристик, а также практической направленностью учебных планов. Практика показывает, что европейские университеты имеют определенные академические свободы. Университеты имеют возможность определять свою стратегию, как

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ,- 235в преподавании, так и в проведении научных исследований. Учреждения высшего образования Европы мобильно адаптируются к работе в условиях жесткой конкуренции, как в своих странах, так и в мире. Побудительные мотивы нашей страны такие же, как у любой другой. Сегодня, очевидно, что в условиях Болонского процесса формируется мировой интеллектуальный климат. Знания, наряду с 1п1сгпс1ом. переносятся по планете привычными методами, за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения. Люди представляются наиболее универсальными носителями информации по планете. В условиях информационного общества академическая мобильность является основной составляющей образовательной идеологии любой страны мира. Также очевидным становится, что Болонский процесс является локомотивом зарождающейся экономики знаний. В условиях глобализации инновация знаний стала основным фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций.

Переходный период создает исключительную по своей социальной сложности картину действительности, особенно в сфере получения высшего профессионального образования. Результаты многих социологических исследований показывают, что в целом молодежь Кыргызстана сегодня стремится к получению хорошего, качественного высшего образования. Сегодня претерпевает серьезные изменения структура ценностей и ценностных ориентаций молодежи, в первую очередь, это касается ценностей в нравственной сфере, преобразуются и некоторые личностные свойства молодых людей. Ценностная трактовка образования предполагает рассмотрение как государственной, общественной, так и личностной ценности. Дело в том, что высокий уровень образованности позволяет осуществить демократизацию образовательной системы в целом и свободный выбор идеалов и стандартов поведения. Так нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал Кыргызстана зависит, прежде всего, от состояния образовательной системы нашей страны. Всесторонний прогресс нашей страны немыслим без соответствующего образования. Составной частью образования является его качество. Качество -это результат образования, которое можно оценивать как на индивидуально-личностном уровне с учетом реальных приобретений молодого человека, так и на общественно-государственном

«...понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенция представляет собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» (3,11).

Сегодня принято считать, что «компетенция» выступает в качестве основополагающего понятия модернизации содержания образования, так как объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности культуры. Компе-тентностный подход к образованию не отрицает необходимости формирования знаниевой базы (компетентности), речь идет о компетенции как интегральном результате данного процесса.

Как отмечают специалисты, «построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода предполагает: - постановку образовательных целей в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере професси-ональной деятельности. Также немаловажен отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе, который опирается на целостное представление о совокупности учебно-профессиональных задач. И конечно, организацию образовательного процесса, которая направлена на создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной деятельности (7,6).

В настоящее время реализация компетентностного подхода в системе вузовского образования сопряжена с рядом проблем. Это, прежде всего, касается разработки перечня компетенций, их формирования в образовательном процессе и оценивания. В современной системе образования до сих пор отсутствует действенный механизм взаимодействия вузов с работодателями. В большинстве своем наблюдается пассивное потребление работодателями результатов деятельности образовательной системы При реализации

компетентностного подхода большинство проблемных вопросов возникает именно в выстраивании взаимоотношений «государства - вуза - преподавателя - студента - бизнес-сообщества, предприятия». Исходя из западноевропейского опыта, видно, что компетентност-ный подход в образовании может быть реализован в полной мере только при тесной взаимосвязи вышеперечисленных участников. Однако в настоящее время бизнес, производство, работодатель практически не участвуют в функционировании и развитии высшей школы. Поэтому наблюдается острая необходимость в выработке новых подходов в формировании взаимоотношений вуза, студентов и бизнес-сообщества, вообще работодателей. При этом возможно использование многочисленного арсенала методов, форм и способов взаимодействия и диалога высшей школы с различными внешними агентами, подходящих для современной действительности.

В свою очередь компетенции, сформированные с участием бизнес-сообщества, производства, работодателей могут служить определенным ориентиром в деятельности вуза, основой выстраивания его учебно-методической работы.

Если рассмотреть в рамках данной статьи подготовку будущих социологов то, в современном мире социология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Социология в целом и социологическая теория, в том числе, проникают во все большее число стран мира. Задача социологии состоит в выработке научных представлений об обществе и его устройстве, о взаимоотношении общества и личности, об источниках и движущих силах социальных и политических преобразований, совершающихся в современном мире, о соотношении намерений субъектов социальных действий с ближайшими и отдаленными последствиями этих действий. Возрастает значимость социологии и в нашей стране, о чем свидетельствует открытие этой специальности в различных учебных заведениях.

Компетентностный подход к обучению студентов, конечно, меняет современные образовательные цели. Образование в постсоветском пространстве, в том числе и в Кыргызстане, до последнего времени рассматривалось в качестве общественно-необходимого социального блага. Это выгодно отличало советский подход к образованию от западного подхода, в котором преобладают запросы рынка. Высшее образование исторически основывалось на фундаментальности знаний и подготовке специалистов широкого профиля, что следует

отнести к преимуществам такого образования. В последнее время и в Кыргызстане меняется подход в целом к образованию и к высшему образованию - в частности, идет процесс приближения к западному образцу. Рынок требует практико-ориентированных кадров. Поэтому и приоритеты смещаются в пользу узких специалистов, практически подготовленных, способных к быстрой адаптации к профессиональной деятельности, обладающих умением креативно мыслить. И в процессе подготовки будущих социологов нужно ориентироваться на организацию прикладных исследований.

Студенческая молодежь, являясь большой общественной стратой, не выступает в настоящее время сколько-нибудь однородной как по своему социальному положению, так и по своей включенности в сферу получения высшего образования. В современном мире образование приобретает решающее значение для социально-культурного и экономического развития и превращается в важный фактор духовного здоровья общества, профессиональной подготовки, разностороннего творчества и прогресса. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе и является составной частью национальной стратегии кыргызского общества. Качество высшего профессионального образования определяется множеством показателей, основными среди которых являются подготовленность профессорско-преподавательского состава, обработанное^ образовательных стандартов и программ, довузовская подготовка студентов, организация учебного процесса, состояние материально-технической базы учебного заведения. Молодежь в современных условиях рассматривается в качестве стратегического ресурса общества, являющегося как основным источником народонаселения, так и главным проводником всех изменений в нем. Как известно, молодежь составляет значительную часть населения каждой страны, мирового сообщества в целом. В 1995 году численность молодежи в мире в возрасте 15-24 лет, по определению ООН, оценивалась в 1,03 млрд человек, или 18% от общего населения планеты. Большинство молодежи (84%) проживало в развивающихся странах. По прогнозам демографов, этот показатель увеличится к 2025 году до 89% (4).

Что касается Кыргызстана, то, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, численность молодежи от 14 до 34 лет составляет 1991279 человек, т.е. 39% от

общей численности населения республики. Согласно Закону Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики», принятой 31 июля 2009 года - молодые граждане (молодежь) - это граждане Кыргызской Республики и лица без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет (5).

Социально-экономическое благополучие кыргызского общества в условиях глобализации зависит от качественного образования молодежи сегодня. И потому, образование, специальность, квалификация - ценности не только терминальные, но и инструментальные - способ достижения целей, капитал для инвестирования. Получение ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам, поскольку в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, реальная доступность образования для выходцев из разных социальных групп, по сути, предопределяют завтрашний уровень образованности и культуры населения, численность и качество квалифицированных работников, что является во многом решающим с точки зрения современных тенденций мирового развития.

В этом контексте Болонский процесс является вызовом странам СНГ, в том числе Кыргызскому государству, на всех уровнях: экономическом, социальном, культурном и политическом. Вне зависимости от наших оценок Болонский процесс представляет собой творческую, инновационную, рабочую среду для высшего образования в Европе и других более передовых странах, которые сумеют трансформироваться в данную инициативу. К Болонскому процессу можно относиться как положительно, так и отрицательно, однако его нельзя игнорировать, к нему нужно адаптироваться, приспособиться. Процесс идет быстрым темпом, и в своем роде -это ситуация без права выбора, Кыргызстану нужно действовать активно, четко определять свои государственные интересы, оценивать степень риска и затраты своего участия в этом глобальном образовательном проекте. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации определяется ростом культурных достижений, которые оказывают влияние на другие страны. В этом контексте

европейские системы образования приобретают в мире и в странах СНГ особую привлекательность, потому что они обладают богатыми научными традициями. На наш взгляд, проблема перехода Кыргызстана на европейские стандарты заключается в том, что для обучения в высшей школе Кыргызстана, в первую очередь, необходимы законодательно-правовые закрепления интеграции к данной инициативе. Сегодня актуальным становится внедрение новой модели образования - начиная со школьных программ, ориентированных на конечный результат. Необходимо предусмотреть изучение не только классической математики, но и прикладной (бизнес-математика, теория вероятности и вероятностные модели в экономике, логике, риторике). В проведенных социологических исследованиях среди студентов факультета социально-гуманитарных наук КНУ им. Ж. Баласагына показывает, что у молодежи ориентация на профессионализм, овладение выбранной ими специальностью стоит на первом месте. Среди студентов старших курсов преобладает ориентация на необходимость открытости на новый опыт, на высокую значимость знаний и желание их приобрести. Сегодняшняя студенческая молодежь характеризуется достаточно высоким уровнем интереса и познавательной гибкостью, что подтверждает инновационную природу молодежи и возможность ее активного участия в процессах социально-экономической трансформации. Молодежь ценит профессионализм, знания, конкурентоспособность. Конкурентоспособность можно отнести к числу ценностей, которые, наряду с ориентацией личности на собственные силы, способствуют преодолению индивидуально-психологического барьера пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочиванию всей жизнедеятельности в условиях перехода к рыночным отношениям. Молодежь открыта восприятию новых знаний, причем в его высших инновационных формах, каковым является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники. Повышение своего образовательного уровня молодежь считает обязательным существенным условием социального продвижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асанова У. А. Философия образования,- Бишкек. Илим, 2001

2. Болонский процесс и его значение для России. (Под редакцией К.

Прусиайнена и С. А. Медведева. -М.: РЕЦЭП, 2005

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006

4. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период /Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 марта 1996 года.

5. Закон KP «Об основах государственной молодежной политики» 31

июля, 2009г., Бишкек

6. Леднев В. С. Содержание образования. - Педагогика, 1989

7. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография. / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, A.B. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010

8. Философский энциклопедический словарь. М,- Советская энциклопедия, 1989

9. Hurbbard D. Thriving in a Global Education Marketplace//Perspectives in Higher Education Reform. University of Tennessee, 2000

Компетентностный подход в контексте Болонского процесса как позитивный фактор социализации студенческой молодежи

С. О. Жунушоеа

Ключевые слова: молодежь, инновация, образование, компетенция, социализация

В статье рассматривается использование инновационных методов в учебном процессе, проблемы трансформационных и инновационных процессов, имеющих место в современном образовательном пространстве. Компетентностный подход в процессе обучения - это как приобщение будущего специалиста к практическим навыкам по выбранной профессии. Сегодня молодежь ценит профессионализм, знания, конкурентоспособность - следовательно, нужны новые методы в процессе обучения в вузовской системе.

Competence Approach in the Context of Bologna Process as a Positive Factor of Socialization

S. O. Djunushova

Key words: youth, innovation, education, competence, socialization

This article canvasses the use of innovative methods in educational process including the problems of transformational and innovative processes which have been taking place in modern educational space. The article dwells on the competence-based approach in reference to the course of training which is treated as imbuing future experts in the chosen profession with practical skills. Today the youth values professionalism, knowledge, competitiveness - it follows, we need new methods of teaching in higher school system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.