рому, третьему и далее высшему образованию - только негосударственным вузам. Доведение доли бюджетных студентов в целом по республике до уровня порядка 80%.
3. Законодательное закрепление показателя «уровень удовлетворения запросов рынка труда» в качестве критерия социальной оценки работы государственных и негосударственных вузов. Наделение вузов правом главного государственного распределителя на работу бюджетных специалистов, а также возложение на них работы по оказанию реальной помощи контрактным выпускникам в трудоустройстве в течение первых двух лет.
4. Создание государственной статистики на опросах работодателей либо подобной ей отчетно-прогностической документации, периодически представляемой снизу вверх определенной репрезентативной группой предприятий экономики.
5. Введение в закон «О рекламе» раздела о правилах рекламы услуг профессионального образования с целью придания ей выраженной социальной направленности, разделения рекламного поля между работодателями и профессиональными учебными заведениями и обеспечения сотрудничества последних в данной работе.
6. Государственное регулирование цен негосударственных услуг высшего профессионального образования уста-
Л. БЫКАСОВА, доцент г. Таганрог
Наметившиеся в последнее время тенденции интеграции педагогической науки, ее интернационализация и открытость способствовали возможности детального изучения
новлением нормативной верхней и нижней их планки.
7. Создание в министерстве труда и министерстве образования исследовательских центров, вместе решающих задачу ориентации системы профессионального образования на запросы рынка профессионального труда.
Литература
1. Камчыбеков Т. Предпринимательство прирастать должно образованием // Рынок капиталов. - Бишкек, 2001. -Апрель, № 4.
2. Чынгышов А.А. (КНИИ ВШ, Бишкек). Образовательная статистика в решении проблем качества высшего образования // Образование и наука в меняющемся мире: Материалы Международной конференции. Кыргызстан, 22-27 сентября 1999 г. - Бишкек, 2001.
3. КурбановаН.У. Интеграция Кыргызста-
на в мировое образовательное пространство. - Бишкек, 2001.
4. АбрамовБ.В. Некоторые аспекты рефор-
мирования высших учебных заведений // Образование и наука в меняющемся мире. - С.16.
5. Асаналиева С.А. Роль вузов в подготов-
ке кадров рыночной экономики // Реформа. - 2002. - №1. - С.75.
6. Об основных направлениях Национальной
образовательной программы «Билим» (1996-2000 гг.). Указ Президента КР от 20 марта 1996 г. № УП-102 // Сб. актов Президента КР. - 1996. - №1. - С.1.
Подготовка учителей искусства в Германии
особенностей педагогических процессов в различных государствах. Представляется интересным изучение опыта современной Германии в деле организации художественного
образования и подготовке учителей искусства.
В связи с тем, что в Германии существует принцип культурной автономии земель, в образовательной политике каждой из них наметились определенные тенденции, различающиеся при подготовке учительских кадров. Учителей искусства готовят в 45 высших учебных заведениях страны: в художественных академиях, университетах искусств, высших художественных школах, педагогических и теологических институтах. При этом под специальностью «Учитель искусства» в немецкой педагогической науке понимается подготовка специалистов по изобразительному искусству.
Показателен анализ статистических данных о состоянии подготовки художественных педагогов в Германии, опубликованных в немецкой печати, и результатов проведенного нами опроса студентов в 26 вузах 16 федеральных земель. Материалы опроса в определенной степени характеризуют сложившуюся систему преподавания изобразительного искусства в немецкой школе. Отметим, что проведение уроков по этому предмету в течение всего периода обучения с 1 по 13 классы при большом количестве часов в неделю, отводимых на дисциплину (в зависимости от федеральной земли и типа школы их количество колеблется от 2 до 6 часов в неделю), дает большое преимущество немецким школьникам в плане приобретения практических навыков и умений рисования, необходимых для поступления в вуз.
Преподавание искусства в вузах Германии является свободным, что означает большую самостоятельность преподавательского корпуса в определении специализации вуза, образовательной модели, выработке стратегии и тактики подготовки специалистов. Министерства образования федераль-
ных земель не оказывают влияния на образовательную политику, проводимую высшей школой. Каждый художественный вуз определяет для себя приоритетное научное направление, и соответственно ему разрабатываются учебные планы. Немецкие вузы, готовящие учителей искусства, самостоятельно определяют тот минимум знаний и умений, которыми должен обладать абитуриент для зачисления в высшую школу. В связи с имеющимися различиями в учебном процессе вузов у молодых людей нет возможности переходить в другой университет.
В содержание образования немецких высших учебных заведений художественного профиля входят: художественная практика, дидактика и история искусств, музейная педагогика, практика по предмету. Во времена ГДР педагогическая практика продолжалась на протяжении трех семестров, начиная с третьего, что сегодня признается более разумным, чем существующее в настоящее время положение, предполагающее проведение практики в пятом семестре.
Современная ситуация в области высшего художественного образования объединенной Германии претерпевает значительные изменения. Главное направление в образовании будущих педагогов этого профиля определяется сегодня с учетом их индивидуальных пожеланий. Основная масса студентов ориентирована на получение квалификации «учитель» для начальной, основной, реальной, профессиональной, интегрированной школ и гимназий, для работы в институтах повышения квалификации учителей искусства, для работы в качестве экспертов при художественных академиях, педагогов в молодежных художественных школах.
Что касается акцентов в художественном образовании будущих специ-
алистов, можно отметить следующее: базисной является теория образования, содержащая ключевые проблемы нашего времени и их выражение в искусстве. В основе обучения - рисование карандашом и красками, печать, пластика, игра фигур (в комплексе с видео), инсталляция, практика в ателье, практика в мастерской, работа по текстилю, медиа и дизайн (обязательны по выбору), архитектура/урбанистика; значительный акцент приходится на изобразительное искусство.
Ввиду невозможности проанализировать особенности подготовки учителей искусства во всех федеральных землях страны, рассмотрим опыт высших учебных заведений федеральной земли Баден-Вюртемберг. Способность абитуриента к преподаванию изобразительного искусства в начальной, основной и реальной школах Баден-Вюртемберга может реализоваться следующим образом:
- педагогические институты предлагают учебные специальности, рассчитанные на преподавание изобразительного искусства в различных типах школ;
- если студенты выбирают три предмета для преподавания в реальной или основной школе (в немецкой школе учителя могут преподавать немецкий язык, литературу и театр; алгебру, геометрию и рисование; химию, биологию и музыку) и одним из них является изобразительное искусство, им необходимо заниматься предметами музыкально-эстетического цикла (например, изобразительное искусство плюс работа по текстилю, музыка и спорт); внутри этой группы предметов могут быть свои приоритеты.
Курс подготовки учителей состоит из трех этапов:
- художественное обучение;
- научно-предметное обучение;
- дидактика с теорией и практикой урока.
Как правило, время обучения в педагогической высшей школе Баден-Вюртемберга по предмету «Искусство» составляет:
- для начальной и основной школ -6 семестров;
- для реальной школы - 7 семестров;
- для специализированных школ - 8 семестров.
Перед началом учебы в педагогическом вузе претенденту необходимо сдать экзамен на профессиональную пригодность по изобразительному искусству. Учеба заканчивается сдачей государственного экзамена на должность учителя изобразительного искусства в соответствующем типе школы.
Для подготовки учителей изобразительного искусства гимназии учебные заведения руководствуются предписанием министерства образования федеральной земли, предполагающим сдачу так называемого художественного экзамена, который включает в себя изобразительное искусство и искусствознание [1]. По желанию абитуриента можно заменить сдачу основного предмета дополнительным. Сдача основного предмета открывает перспективу преподавания изобразительного искусства на всех ступенях гимназии, сдача дополнительного экзамена предоставляет возможность преподавать изобразительное искусство только на первой ступени гимназии.
Изучение изобразительного искусства проводится также в художественных академиях. По окончании обучения и сдачи художественного экзамена начинается вторая образовательная стадия для получения должности учителя изобразительного искусства. Сдача первого государственного экзамена по художественному предмету и второго государственного научно-теоретического экзамена по искусствознанию позволяет кандидату претендовать на место учителя изобразительного искус-
ства в школе после прохождения двухгодичной специализации. Кроме того, сдача двух государственных экзаменов является своеобразной стартовой площадкой для карьерного роста учителя гимназии.
Свое профессиональное мастерство учитель изобразительного искусства должен постоянно совершенствовать, и для этого в Германии существуют определенные возможности. Прежде всего это систематическое повышение квалификации, которое проходит, как правило, в централизованном порядке на региональном уровне в соответствующих академиях.
В основной программе академий повышения квалификации городов Комбург и Донаушинг для отдельных типов школ предлагается ряд учебных программ, которые связаны с другими предметами и распространяются на все типы школ. В начальной школе, например, преподавание изобразительного искусства оказывается неразрывно связанным с музыкальноэстетическим воспитанием. Система повышения квалификации является гибкой, предоставляющей учителям максимум удобств в организации их рабочего и свободного времени: это различные варианты подготовки по выбору, повышение квалификации по типу неполного рабочего дня и другие.
Повысить квалификацию учителя искусства возможно на региональном уровне, для чего предусмотрена сеть учреждений по переподготовке учительских кадров. Занятия на подобных курсах проводятся для учителей всех типов школ под патронажем министерства образования, науки и культуры федеральной земли. Отметим, что переподготовку возможно проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства. Занятия проводят мультипликаторы (специалисты по нескольким
художественным дисциплинам). Для государственных служащих организуются дополнительные мастерские по художественному воспитанию, подготовка в которых проходит с 14 до 20 часов еженедельно в течение года.
Наряду с вышеназванной возможностью повысить квалификацию, союз немецких художников совместно с министерством образования периодически проводит курсы повышения квалификации для учителей всех типов школ, на которых знакомит с прогрессивным опытом преподавания искусства, актуальными темами художественного воспитания.
В этой связи нам представляется интересным подчеркнуть преемственность образовательной политики федеральной земли, которая заключается в постоянном патронаже и опеке учителей искусства со стороны специалистов в области художественной практики, их участии в мероприятиях образовательного характера (круглые столы, научные конференции, конкурсы). В трудоустройстве для учителей большое значение имеет подтверждение о прохождении курсов повышения квалификации.
Немецкие школы получают от школьного управления материальную помощь в виде так называемых художественных материалов: иллюстрированных печатных изданий, рефератов по различным темам, репродукций картин, скульптур, фотографий. Кроме того, школы снабжаются большим количеством красок, карандашей, бумаги различной фактуры, других материалов для успешного проведения уроков по искусству.
На наш взгляд, необходимо тщательно проанализировать опыт Германии в деле организации подготовки и переподготовки учителей искусства, изучить дидактические находки, используемые немецкими педагогами в
системе организации художественного образования, чтобы, переработав их применительно к российским условиям, внедрить лучшие достижения немецкой педагогики в нашу высшую школу.
Литература
1. Block H., Nornbostel S., Neidhardt F. Leistungstransparenz von Hochschulen // Bildung-Wissenschaft-Aktuell. - Bonn, August, 2000. - S.103.
В. БЕЛОВ Российский университет дружбы народов
В восточноевропейских странах произошли коренные изменения в национальных системах образования, связанные с появлением учреждений новых видов, в том числе частных, с увеличением мобильности преподавателей, студентов, образовательных программ.
Последнее десятилетие характеризовалось двумя противоположными тенденциями в системе управления высшей школой стран Восточной Европы: с одной стороны, стремлением вузов сохранить свою автономию, а с другой - усилением контроля со стороны государственных органов за деятельностью учреждений [1].
В этой связи особый интерес заслуживают активный поиск, апробация и внедрение процедуры аккредитации в системе образования Румынии. Глубокие реформы системы образования, инициированные принятием закона «Об образовании» 24 июня 1995 года, затрагивают все сферы и аспекты образовательных процессов и общества в целом.
В настоящее время система высшего образования Румынии включает в себя университеты, академии, институты, консерватории и университетские колледжи (как подразделения вуза или факультета), которые предлагают программы профессиональной подготов-
Оценка качества образования в Румынии
ки различного уровня. Трехгодичные программы действуют в университетских колледжах. Они охватывают следующие направления подготовки: технические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные и спортивные. Обучение по данным программам завершается экзаменом на присуждение диплома университетского колледжа. Выпускники, получившие диплом и желающие продолжить свое образование и получить степень бакалавра, сдают вступительные экзамены, по результатам которых их зачисляют сразу на третий курс университета. В университетах, академиях, консерватории и других вузах предлагаются 4-6-летние программы, освоение которых завершается экзаменом на степень бакалавра. Обладатели степени бакалавра могут продолжить обучение на последипломном уровне. В Румынии действуют одно-двухгодичные магистратуры, 4-годичные докторантуры и программы подготовки специалистов (не менее 1 года). Вступительные экзамены в высшие учебные заведения на все уровни подготовки организуются и проводятся вузами самостоятельно на основе общих критериев, установленных Министерством образования. Обучение в государственных вузах бесплатное, однако абитуриенты и студенты вносят плату для получения допуска к вступи-