ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ
УДК 378
Чекмарёв В. В.
ВЫСШАЯ ШКОЛА: ЭКОНОМИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ (КГУ в контексте эволюции сферы высшего образования в России)*
В статье на примере развития Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова обоснованы экономико-философские основания трендов сферы высшего образования в России.
Ключевые слова: высшее образование, эволюция ВПО в России, экономико-философские основания трендов высшей школы России.
В первой части статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала, было заявлено, что ситуация в сфере образования в России является зеркальным отражением ситуации в промышленности с позиций проводимой государством экономической политики. В промышленности, как это было показано, реализуется задача поддержки малых и средних предприятий (фирм). В сфере образования решается совершенно иная (зеркальная) задача.
Произведем наши рассуждения, обратившись к практике изменений системы высшего профессионального образования (ВПО) в 2011-2012 гг. В этот период начались изменения системы ВПО России под лозунгом «оптимизация». Внешняя оптимизация осуществляется через слияния и поглощения, процесс хорошо известный для субъектов промышленных отраслей макроэкономической системы страны. Внутренняя оптимизация осуществляется через слияние кафедр и факультетов (хотя есть и иные элементы процесса).
Назовем проблемы и последствия оптимизации. Вначале остановимся на внешней оптимизации.
На сайте Минобрнауки в октябре 2012 года появилась информация о градации вузов на эффективные и неэффективные. Соответственно, последние предполагается оптимизировать.
ВУЗ - как самоорганизующаяся система.
ВУЗ - как самонарастающаяся система.
ВУЗ - как государственная система.
ВУЗ должен быть системой замкнутой и равновесной.
Замкнутость - означает функционирует по ФГОС и иным уложениям.
Равновесность - означает использование при создании продукта ограниченных (учредителем) ресурсов.
Что же за продукт хочет получить заказчик -государство?
Можно предположить, что выпускника, обладающего человеческим капиталом, позволяющим его носителю (выпускнику) решать в первую очередь производственные задачи (осуществлять производственную деятельность), а во вторую стать гражданином общества, то есть быть социальным коммуникантом. И в первом, и во втором случае итогом является превращение объективно существующих личных индивидуальных конфликтных интересов в конфликтно-компромиссные на основе выработки умения договариваться.
При этом учредитель оставляет за собой функцию контроля качества продукта вуза.
Каков же механизм контроля качества?
Неужели этот механизм представляет собой набор тех показателей, которые были положены в основу отнесения вузов к эффективным или неэффективным.
Даже известные аккредитационные показатели ближе к жизни.
И тогда возникает вопрос - нужны ли вузу концепция, стратегия, программы развития, а если нужны, то кто, когда их разрабатывает, что является их содержанием. Ведь для всей системы ВПО страны, как и для любого ее элемента - вуза основной продукт одинаков - выпускник как носитель человеческого капитала.
Предложим свое наполнение содержания понятий концепция, стратегия, программа, план.
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного заказа по теме «Обоснование структурных изменений в региональном университете в связи с переходом на многоуровневую систему высшего образования» Окончание. Начало статьи см.: Экономика образования. - 2012. - № 3. - С. 13-16.
8
© Чекмарёв В. В., 2012
Концепция - содержит цели развития в контексте государственной политики в области образования, отличающие КГУ от иных вузов (формируется сообществом специалистов).
Стратегирование - проектирование изменений.
Стратегия - содержит в себе долгосрочные задачи по достижению целей и механизмы их решения (формируется ученым советом университета).
Программа - содержит в себе текущие (краткосрочные и среднесрочные) мероприятия, обеспечивающие функционирование механизмов решения поставленных задач. Функция программы - управление изменениями (формируется структурно-функциональными подразделениями КГУ).
План - перечень мероприятий с указанием сроков их проведения и ответственных за организацию и результат.
Сообщество специалистов включает в себя представителей Минобрнауки, лицо принимающее решения области, «профи» разработчиков, ректорат.
По определению вуз - это образовательная корпорация. Пока еще - не структура Академии наук. Отсюда Закон «Об образовании в РФ» дает определение образования, используя термины «обучение» и «воспитание».
Смотрим проект Концепции развития КГУ Страница 25 - образовательная деятельность. Страница 28 - воспитательная деятельность. Если уж идти по логике Закона «Об образовании», то в первом случае должно быть написано «обучающая деятельность».
Но главная проблема Учредителя не в этом, а в том, что каких-либо критериев оценки результата воспитательной деятельности не выработано. И когда появилось тестирование обучения, то с какой-то степенью условности качество продукта вуза в части обучения можно оценить. А как оценить «воспитанность»? Через культуру?
Мало кто осознает, что мы в живем в состоянии войны. Война носит глобальный характер и разворачивается не между странами, а в каждом государстве Европы. И всюду протекает по единому сценарию. С одной стороны в ней принимают участие силы, имеющие, но не ценящие классическое образование, с другой - люди, пусть не имеющие, зато испытывающие к нему глубочайшее почтение. Между ними - колеблющееся «мирное население», способное на партизанские вылазки. Эти, как правило, либо не имеют классической подготовки, либо образование их связано с техническими дисциплинами. Часто в состав «нерегулярных частей» попадают умные люди. Но даже рафинированный физик не способен порой сделать отчаянный шаг и понять, что
в угаданной позитивистским умом картине мира, в неизбежном чередовании порядка и хаоса есть постоянство неизбежности, которое важнее частных проявлений. Короче, есть таблица умножения с ее числами, а есть алгебра с отношениями между ними. Первую интересует, условно говоря, курс евро, вторую - законы функционирования валютной биржи. Так вот, культура представляет собой систему правил преобразования внешних проявлений интеллекта таким образом, что результаты работы человеческого ума не дают нам погибнуть как виду.
Культура репрессивна - и в этом благо. Культура изменчива в частностях, но неизменна в основах. Понять это просто. Живое развивается, мертвое разлагается. В основе всех процессов одни и те же законы природы. В физическом мире нет ничего незаконного, если оно возможно. Нет ни зла: есть общее поле возможностей, из которых следует и полет спутника вокруг планеты, и гибель писателя Гаршина - в основе этих событий единый закон всемирного тяготения. Тогда почему спутник благо, а самоубийство нет? Оценки расставляет культура, которая говорит, что творческого начала зло не имеет, это раз. Что зло способна производить лишь человеческая воля, это два. Что наша душа - христианка и мы живем уверенными как в познаваемости мира, так и в его моральности, причем подозреваем, что мораль старше мира, это три. Отсюда вывод: мораль - неудобная, но посильная и достойная ноша, которая кодифицируется в культуре.
Подспудно понимая тупик «воспитания» (речь-то, видимо, следует вести о степени социализации) стало модным формирование компетентностей, которые реально наполняются тем же содержанием, что и ЗУНы.
Вышеотмеченное явилось причиной того, что в проекте Концепции не осталось места человеку как предпосылке и условию развития университета за пунктами раздела «Перспективная структура университета» стоят механические преобразования, так называемая унификация личности.
Конечно, винтиками управлять гораздо легче, чем людьми.
Классический университет - это фундаментальное научное мировоззрения.
Дает ли тестирование возможность оценить успехи вуза в формировании научного мировоззрения?
А разве его отсутствие, или наличие и есть, в том числе, качество образования как совокупности процессов обучения и воспитания?
Компетентность гражданина: как обеспечить качество социальных связей?
В реальном отходе от фундаментализации (системности, научности) образования возникают те
коллапсы, которые могут привести к трудно прогнозируемым последствиям.
Сегодня происходит масштабное перекачивание памятников истории и культуры из пользования музеев и государственных хранилищ. Так, В. В. Путин передал РПЦ Новодевичий монастырь вместе с находящимся в нем музеем. Бывший вице-премьер А. Жуков в Пскове торжественно передал «во временное хранение» (без указания срока) икону XIV века, хранившуюся в музее города. На Соловках патриарх Кирилл стал личным управителем Спасо-Преображенского монастыря. Это не говоря о десятках и сотнях бывших строений РПЦ, откуда изгоняются институты, лаборатории, культурные учреждения или детские сады. Видимо, Московский патриархат исходит из своего постулата об «изначально божественном происхождении культуры» (Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской православной церкви, М., 2000, с. 22).
По инициативе патриарха Кирилла Д. А. Медведев (конечно, с одобрения В. В. Путина) уравнял дипломы светских вузов и православных академий, что позволяет их выпускникам работать в любом госучреждении. А Дума теперь обязана отправлять все законопроекты на экспертизу в Московский патриархат (аналогичное право «вето» потребовали себе и исламские организации). Такой практики не было даже в царской России, да и сейчас нет в цивилизованных странах, где церковь не только на словах, но и на деле отделена от государства. В СМИ появились сообщения, что наш тандем превращается в триумвират.
А 1 апреля 2010 года Д. А. Медведев разрешил преподавание предмета «Основы православной культуры» (почти аналог «Закона Божьего») в 4-х классах начальной школы в 19 экспериментальных районах страны. Внедрение РПЦ в светское образование сопровождается вытеснением научных предметов (естествознания, астрономии, математики) и физкультуры. Мракобесие снова, как и в средние века, начало теснить науку.
Абсолютно очевидно, что чем больше будет влияние религии на образование, науку и на общество, тем дальше мы будем находиться от модернизации. А если слушать советы патриархата, то мы не скоро выйдем не только из социальноэкономического, но и из морально-политического кризиса.
А ведь нарастающее воздействие на власть уже позволило патриарху Кириллу высказать «божественное откровение» о причинах кризиса. По его словам, кризис - «это наказание Божие за 70 лет советского атеизма». Отсюда ясен и его метод выхода из системного падения России -новое крещение всех россиян.
Кирилл поддержал и призыв Д. А. Медведева к модернизации. Как и правящая партия «Единая Россия», он выступил за «консервативную модернизацию». Хотя всем известно, что РПЦ смотрит только в прошлое и достижение счастливого инновационного будущего возможно, в соответствии с Новым Заветом, лишь на небесах.
Когда началась засуха, а затем пожары, священники организовали молебны прихожан (на день Ильи - Пророка это сделал и сам патриарх), чтобы Всевышний открыл «небесные хляби» и спас православную Россию от неурожая. Но Бог молитв не услышал. Более того, Всевышний позволил сжечь несколько церквей и монастырей.
А в 2012 году, когда проводилась кампания по избранию президента РФ, патриарх Кирилл по всем каналам телевидения призывал голосовать за В. В. Путина. Видимо, клерикализация страны еще больше осложнит возможную модернизацию. Как и другие вышеназванные страты.
На стыке 2011 и 2012 годов в российских СМИ развернулась активная кампания, разоблачившая растущие притязания церкви и патриарха. Успокаивая рассерженных граждан, Д. А. Медведев заявил: «Я не считаю, что наблюдается какое-то агрессивное проникновение Русской Православной Церкви или какой-либо другой церкви в жизнедеятельность общества» («НГ. Религии», 06.06.2012). Однако критика РПЦ и деятельности патриарха Кирилла в обществе продолжает нарастать.
Еще дальше по пути клерикализации пошел «гарант светской Конституции РФ» В. В. Путин. Во-первых, он освободил молодых священников от обязательной службы в армии. Они теперь не обязаны готовиться к защите родины с оружием в руках (видимо, достаточно хоругвей). Во-вторых, он настоял, чтобы РПЦ, получающая помощь и всевозможные гранты из-за границ, не считалась, в соответствии с только что принятым законом, «иностранным агентом», подобно другим «некоммерческим организациям» («НГ. Религии», 18.07.2012).
Несмотря на клерикализацию, настойчиво проводимую «гарантами светской Конституции», удельный вес православноверующих, по оценке автора, составляет 30-35% численности россиян (а воцерквленных - всего 5-6%). Естественно, что неверующие и сторонники других вероисповеданий неоднозначно относятся к политизации РПЦ.
Итог вышеотмеченного сформулировать как превращение образования в интеллектуальный макдональдс: замена 5-6-летнего образования 4-летним, переход от системы «предмет-экзамен» к системе «модуль-рейтинг», выпуск вместо специалистов недоучек-бакалавров. Почему недоучек? Потому что за 4 года надо сделать
полностью жизнеподобный муляж специалиста, а времени-то нет!
Выход нашли гениальный: урезать на 25-30% часы фундаментальных наук вроде математики и физики. На валеологии, политологии и прочей трепологии, пришедшей на смену марксиз-му-ленизму! С последним, хоть и давно превратившимся в догму, все же можно было спорить, было понятно, о чем идет речь. В нынешних так называемых общественных науках смысла нет, даже язык - птичий. Например: «Категории есть особые когнитивные единицы, обеспечивающие процессы переноса знаний в многодисциплинарных исследованиях». Или: «Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью».
Проблема высшей школы возникла не сегодня и не вчера. Наша старая система уже в 80-е годы была только чучелом мертвого организма. Она была построена большевиками в 20-е годы для решения конкретной задачи: любой ценой обеспечить стремительно растущую промышленность и науку СССР кадрами. Отбор был жестким. Из окончивших семилетку в десятилетку переходило только около половины. Конкурсы в вузы были 1:(6-7) и выше, вплоть до 1:20. А в вузах преподаватель, ставивший меньше 50% двоек на экзамене или контрольной, слыл опасным либералом. Так формировался цвет интеллигенции из народа.
Но и те, кто отсеивался, не становились изгоями. Стране были нужны каждые руки. Эти золотые руки, эти золотые головы создали великую советскую индустрию и великую советскую науку. Именно благодаря этому страна победила в тяжелейшей из войн, а после ее окончания в хозяйство широко пошла высокопроизводительная техника.
Но система начала работать сама против себя, в полном согласии с Гегелем. Уже в середине 50-х возникли первые проблемы с трудоустройством. Как на производстве, так и в науке. Как среди людей физического, так и умственного труда. Какое-то время ситуацию спасали целина и великие стройки коммунизма. Но с ростом производительности труда трудности трудоустройства неизбежно нарастали. И вот в 1965 году Политбюро приняло закрытое постановление, разрешавшее вузам набирать абитуриентов больше, чем было заказов от промышленности.
Началось разбухание программ до размеров, при которых обучаемый был не в состоянии с ними справиться. В лексиконе появились слова «плебеи» и «элита», появились «элитные» школы (например, 20-я московская) и «элитные» вузы (МГИМО, Иняз им. М. Тореза и др.), распалась единая систем вступительных экзаменов. А в ву-
зах началась «борьба за успеваемость». Она означала, что преподаватель, поставивший много двоек, стал считаться плохим. Зато безработицы у нас не было!
Смысл нынешних реформ - смягчить безработицу за счет сидения в вузе, не давая в то же время никаких знаний. Это идея в либеральной демократии, меньшинства общества. Наоборот, подавляющее большинство хотело бы сохранить все как есть, совершенно не понимая, что сохранить уже нечего и незачем.
Обе позиции бредовые. Их несовместимость говорит о том, что общественное сознание в стране распалось и развитие России, как и всей мировой цивилизации, перешло на нисходящую ветвь. Именно поэтому возникает интуитивное ощущение, что все новое - плохо, а все старое -хорошо. И люди моего поколения это знают.
Переход развития с восходящей ветви на нисходящую вызывается нарастающей деградацией человека как простейшей системной единицы общества. За рост технической вооруженности человечество расплачивается деградацией человека. Впервые факт такой деградации обнаружил величайший мыслитель начала Нового времени Н. Макиавелли при анализе истории Древнего Рима. Он назвал эту деградацию «развращенностью» и объяснял ею невозможность сохранить в Риме республику. Коротко суть механизма этой деградации состоит в следующем. На восходящей ветви развития человек принимает широкое участие во всех общественных делах. В первую очередь он является защитником и кормильцем своей семьи, воспитателем своих детей, он решает проблемы взаимоотношений с другими семьями и государством. В процессе выполнения этих функций он и сам растет как член общества.
Но постепенно усложнение жизни приводит к необходимости передать государству или крупным корпорациям функции поддержания общественного порядка, воспитания молодежи, обеспечения жизненными средствами, решения споров между людьми (бремя Империи). От человека теперь ничего не зависит, ему теперь ничего не позволено, а в критическую минуту выясняется, что он теперь еще и ничего не умеет и ему на все плевать. На защиту стен двухмиллионного Константинополя от турок вышло семь тысяч человек, включая наемников и союзников.
Да, с таким человеком приятно поговорить о погоде, футболе, о глупой власти и о вас, женщины. Но он не придет на помощь на попавшему в беду человеку, ни попавшей в беду Родине - его ничто не связывает ни с людьми, ни со страной. Да и кто он теперь? Не кузнец, не пахарь, не шахтер. Он теперь - сфера обслуживания, «коллективный домашний раб класса капитала». И когда
таких становится большинство (в США - 80%), упадок неизбежен.
Нежелание или неумение увидеть отдельного человека за громадой «индустриальных» решений - вот в чем вопрос. Хотя верование есть личное дело каждого, но в науке нет места веры.
У всякого человека пленка цивилизации очень тонкая. Человека сделать животным - это занятие на несколько дней. А вот сделать пленку цивилизации, сделать так, чтобы человек страдал от того, что ты не попал на концерт в филармонии, что ты не смог написать стих или картину - это (по Н. М. Рассадину) дорогого стоит.
Образованность - это обязанность перед народом. Образованность - это ответственность перед собой. Если хочешь считать себя гражданином, а не населением, надо работать над душой. Воспитание - это нежелание делать выбор, когда дьявол предлагает.
Так может все дело - в отсутствии финансового ресурса? Попробуем дать ответ на этот вопрос.
Правительство утвердило очередную, пятую из более чем сорока государственных программ -программу «Развитие образования» до 2010 года, расходы на которую вполне сопоставимы с расходами на оборону - почти 4 трлн. руб. Однако даже утвержденный документ требует дополнительно от 100 млрд. до 360 млрд.руб., но в отдаленной перспективе. На ближайшую же не предусмотрено денег на то, чтобы российские вузы вошли в лучшую сотню мировых университетов, а Министерство образования сомневается, что сможет обеспечить всех педагогов обещанными президентом Владимиром Путиным высокими зарплатами.
Несмотря на то, что по словам Дмитрия Медведева, расходы на образование, согласно утвержденной правительством программе, «абсолютно сопоставимы с теми расходами», которые тратятся на развитие обороны, для реализации всей программы средств, как выяснилось, недостаточно. Хотя премьер и подчеркнул, что ее финансирование «поражает своими размерами» - ежегодные затраты бюджета возрастут с 446 млрд. руб. в 2013 году до 631 млрд. руб. в 2020 году. Бюджетные расходы составят до 2020 года 3,99 трлн. руб., а консолидированный бюджет образования до 2020 года запланирован в сумме свыше 20 трлн. руб. Таким образом, общие расходы, в том числе частные, через восемь лет должны вырасти с нынешних 5,4% ВВП (2011 год) до 6,5% ВВП.
Напомним, федеральный бюджет на 20132015 годы несущественно увеличивает расходы на образование, а как доля ВВП они даже падают. Однако в бюджетной системе РФ основные
расходы на образование приходятся на третий уровень бюджетной системы - муниципальные бюджеты. Они, в свою очередь, достаточно часто дотируются бюджетами второго уровня - региональными. Таким образом, общее увеличение расходов на образование в РФ можно отследить исключительно по консолидированному бюджету. Пока не оценено, как изменятся «образовательные» траты федеральной адресной инвестпрограммы - нередко инфраструктура для школ строится расходами по этой статье федерального бюджета.
О том, что денег в бюджет заложено только на два будущих года, а на 2015 год финансирования одной важных и обсуждаемых целей - обеспечение вхождения пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов - нет, заявил министр образования Дмитрий Ливанов. Не предусмотрено в бюджете средств и на повышение охвата детей в возрасте 5-18 лет программой дополнительного образования. Глава Минобразования также пожаловался: министерству было отказано в финансировании региональных программ развития допобразования, а также системы выявления и развития молодых талантов. Впрочем, ранее Минфин внес некоторую ясность, но по одному пункту, пообещав после предоставления «дорожных карт», по которым вузы РФ смогут добраться до мировых рейтингов, пересмотреть свое решение.
Сложной темой программы оказалась зарплата педагогов. Несмотря на майские президентские указы, согласно которым уже до конца года средняя зарплата педагогов должна быть доведена до средней зарплаты в регионе, и к этой средней отраслевой зарплате в регионе к 2013 году должны быть доведены заработки воспитателей. К 2018 году средняя зарплата преподавателей вузов должна составлять 200% от среднего заработка в регионе. По мнению главы Минобрнауки, «в перспективе до 2015 года существуют риски недостижения целевых ориентиров» в части повышения зарплаты педагогов дошкольного, общего и дополнительного образования. Впрочем, как сообщил представитель Минфина, дополнительные средства предусмотрены, просто у министерств разный счет. В целом, по данным Минобразования, для того чтобы достичь заявленных в программе целевых показателей, необходимо дополнительно еще от 104 млрд. руб. в 2016 году до 360 млрд. руб. в 2020 году. Именно отсутствие средств может негативно сказаться на утвержденных планах. Глава Минобразования Дмитрий Ливанов пообещал, что в будущем бюджетом цикле будет отстаивать каждый рубль.
Обсуждаемый с весны и составляющий из четырех подпрограмм документ наконец-то даст
образованию четкие и вполне конкретные ориентиры, чего отрасль была лишена уже несколько лет. Цель программы - сделать образование общедоступным и повысить его качество. Первая подпрограмма направлена на развитие профобразования, вторая - на дошкольное общее и дополнительное образование детей. Третья предполагает развитие системы оценки качества информационной прозрачности и, наконец, с помощью четвертой должны быть созданы условия успешной социализации и эффективной само-
реализации молодежи. Среди базисных ориентиров к 2020 году, которые можно представить количественно, - участие половины школьников в олимпиадах, две трети должны получать дополнительное образование, а доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, должна вырасти с 17% в 2010 году до 28% к 2020 году. Через восемь лет единые образовательные стандарты, по которым сейчас уже мчатся младшие школьники, должны дойти и до старшеклассников.
Chekmarev V. V.
HIGH SCHOOL: ECONOMIC PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS (KSU in the context of the evolution of higher education in Russia)
The article from the development ofthe Kostroma State University. Nekrasov justified economic-philosophicalfoundations of trends of higher education in Russia.
Keywords: higher education, the evolution of higher education in Russia, economic and philosophical basis of trends of higher education in Russia.
УДК 378
Калинина Н. Н., Сапунов М. Б., Тебиев Б. К. ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ УНИВЕРСИТЕТА: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ОТВЕТЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
29 февраля 2012 г. в Московском государственном университете печати им. Ивана Федорова состоялась конференция на тему «Идея университета и вызовы современной эпохи», приуроченная к 20-летнему юбилею журнала «Высшее образование в России». Представлен аналитический обзор основных выступлений на ней ведущих специалистов в сфере социологии высшего образования. Рассмотрены основные тенденции развития университета в новом веке.
Ключевые слова: современный университет, инновационностъ, источники финансирования, производство знаний, трансдисциплинарные центры.
М. Б. Сапунов, главный редактор журнала отметил, что об университете за 800 лет его существования сказано очень много, причем на разных языках. Сегодня эти языки множатся и включают языки наблюдения, описания и объяснения социологических, философских, педагогических, культурологических функций университета и т. д. В образовании заинтересованно множество сторон: кто-то пишет об образовании со стороны студента - это один образ, с позиции администрации - другой, преподавателя -третий. Задача конференции - уяснить, как преподавателю живется в современном университете.
Е. Н. Ивахненко, доктор философских наук, заведующий кафедрой Российского государственного гуманитарного университета подчеркнул: чтобы понять, как меняется российский вуз и каково в нем место конкретного преподавателя, необходимо разобраться в том, что происходит в мировом образовательном пространстве в целом.
Университет гумбольдтовской конфигурации находится в руинах с начала 90-х годов. Собственно университет как сосредоточие разума и центр воспроизводства национальной культуры, для которого скрепляющим началом служила либо философия (немецкая модель), либо литература (оксфордско-кембриджская), либо литературоведение и сочинительство, призванные сформировать либерального субъекта, сориентированного на соблюдение общественного договора (американская) утрачивает прежнюю легитимацию и свою миссию, деформирует первоначально заявленные цели, значения и смыслы.
Заявлена новая концепция университета. Это -«University of excellence» (университет превосходства, совершенства, высокого качества). Основной месседж: университет больше не служит центром концентрации и воспроизводства национальной культуры, а превращается в подобие