Научная статья на тему 'К проблеме вхождения православия в образовательный процесс'

К проблеме вхождения православия в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» / «ПРАВОСЛАВНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ» / CLERICALIZATION «ORTHODOX CULTURE» / «ORTHODOX MORALITY» / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бранденбург Владимир Яковлевич

Рассматриваются проблемы, связанные с введением в школьные программы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INTRODUCTION OF ORTHODOXY INTO EDUCATIONAL PROCESS

The article reviews problems related to introduction of a new school subject «Fundamentals of religions and secular ethics» in school curricula.

Текст научной работы на тему «К проблеме вхождения православия в образовательный процесс»

%

(N

тН

О

(N

УДК 28 ББК 86.372

К ПРОБЛЕМЕ ВХОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Рассматриваются проблемы, связанные с введением в школьные программы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Ключевые слова: православие; клерикализация «православная культура»; «православная нравственность».

V.Ya. Brandenburg

ON INTRODUCTION OF ORTHODOXY INTO EDUCATIONAL PROCESS

ssi

2sl Д s =

&HSI

н£ї

H5i

НА

ОЙ"

^ 1

5s І

^ Л £

h Е

S ¡ґ I

8s! "5 о

ЕнО а

£я§|

МО I £И4

See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article reviews problems related to introduction of a new school subject «Fundamentals of religions and secular ethics» in school curricula.

Keywords: orthodoxy; clericalization «Orthodox culture»; «Orthodox morality».

В последнее время все острее проявляется беспокойство по поводу активного внедрения Русской православной церкви (РПЦ) в образовательную сферу. Ее принципиальная позиция вытекает из «Основ социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским Собором в 2000 г.: «Россия — это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами». Тем самым церковное руководство определяет свои претензии на идеологическое руководство. В этом же документе выражено пожелание, чтобы «...вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских принципах».

Не имея своих достаточно подготовленных кадров, финансовых возможностей Церковь надеется за счет средств и возможностей государства привлечь в храм молодых прихожан. По замыслу активистов православного образования, первым серьезным шагом на пути привлечения в Церковь молодого поколения должно стать обязательное введение в средних школах некого предмета по образцу дореволюционного «Закона Божьего», дающего основные знания о православной вере [4].

Процесс вхождения священников и православных активистов в среднюю школу датируется началом 1990-х гг. В 1993 г. Министерство образования фактически легализировало факультативное преподавание в школах предмета «Православная культура». В 1999 г. Патриарх разослал провинциальному епископату письмо с указанием ввести преподавание основ православного вероучения в школах всех регионов России. В нем отмечалось: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе» (цит. по: [4]). Роль программного документа сыграло обращение к министру общего и среднего образования РФ, подписанное патриархом Алексием II, президентом РАН академиком Ю. Осиповым, президентом Российской академии образования академиком Н.Д. Никандровым и ректором МГУ академиком В.А. Садовничим (см.: [3]).

© В.Я. Бранденбург, 2012

%

Ю В первой половине 2000 г. последовала реакция на письмо академи-

ков со стороны Министерства образования. Уровень предмета «Теология» был поднят с «направления» (бакалавриата) до «специальности» М (магистратуры). При Министерстве создано отделение по теологии Учеб-

но-методического объединения (УМО) университетов. Разработка нового 5^ стандарта «Теология» была поручена специалистам учебного заведения

РПЦ — Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), а его проректор по науке иерей Константин Польсков стал секретарем отделения УМО. Он и контролировал процесс сертификации вузов по этому стандарту, вступившему в силу в 2002 г. Его принятие означало, что специалисты по этой дисциплине будут готовиться в государственных высших учебных заведениях, а их подготовка в негосударственных вузах оплачиваться из бюджета.

Поводом острого противостояния между клерикалами и сторонниками правового светского государства послужило введение с 1 сентября 2006 г. «Основ православной культуры» в качестве обязательного предмета в ряде субъектов Российской Федерации. Представители не титульных религиозных объединений России потребовали от государства ввести в школах предметы, обучающие основам других религий. До 2009 г. курс ОПК продолжал преподаваться в ряде регионов в качестве регионального компонента школьного образования.

С 1 апреля 2010 г. Министерство образования ввело в экспериментальном режиме в ряде регионов России образовательную гуманитарную программу «Основы религиозных культур и светской этики»). Ученики по своему желанию или желанию их родителей (законных представителей) могут выбрать один из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Процесс по созданию учебников организовали так, что по первым ; четырем блокам их написание осуществлялось представителями соот-

ветствующих религий. Научная экспертиза также не была встроена в ой § процесс подготовки авторских текстов. Издательство «Просвещение»

^ ^ | оказалось в условиях, когда за два месяца необходимо было полностью

й?! подготовить тексты к печати. По собственной инициативе оно заказало

ор экспертизу отдельным ученым. По всем шести модулям даны негативен ные отзывы (см.: [6; 5]). Экспертные оценки позволили издательству

| сгладить некоторые серьезные неточности к моменту печати тиража, но

| они так и остались по своей сути миссионерскими, где максимум внима-

ЙО I ния уделяется описанию религиозных обрядов и минимум культуре.

к®3 Эксперимент признали положительным и с 2012 г. предмет «Осно-

вы религиозных культур и светской этики» вводится в четвертых-пятых классах в качестве федерального компонента. Предполагается, что курс должен раскрывать основы религиозных культур и светской этики через ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Похвальное желание, но, удивляет, мягко говоря, терминологическая небрежность, точнее, неразборчивость.

Термин «православная культура» не несет в себе сколько-нибудь ясного содержания, он, скорее, — идеологема, наполняемая произвольны-

Нми, субъективными смыслами. Складывается впечатление, что в новом школьном предмете понятие культуры подменяется понятием религии. Если говорить о русской культуре, то она многонациональна, представлена многими религиями и конфессиями, где православие является важ-

Ю

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

оК

^ 1

I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

нейшей компонентой, но далеко не единственной, тем более в условиях современного светского общества.

Спекуляции вокруг понятия «православной нравственности» строятся примерно по одному сценарию. Вначале рисуется апокалипсическая картина «...тотального кризиса, охватившего нашу страну» — утраты народом духовно-нравственных основ национального бытия, неотвратимой гибели ближайших поколений. Обязательно отмечается, что мораль онтологически предопределена богом и что только христианское учение является критерием различения добра и зла.

Что касается реального содержания понятия «христианской нравственности», то мы не услышим ничего кроме повторения общих фраз, отсылок к известным заповедям, архаическим патриархальным традициям. «Наши батюшки и даже отдельные епископы, — сетовал по этому поводу Патриарх Кирилл, — оказываются неспособными выйти в своих речениях за пределы привычного для них и уже хорошо известного аудитории набора этических максим, воспринимаемых слушающими и читающими как предсказуемые благочестивые банальности» [2]. Очевидно, что в современном православии вовсе нет разработанного нравственного учения, и ряд образованных представителей РПЦ это прекрасно понимают: «Задачей нашего современного отечественного богословия в области этики, — писал по этому поводу архимандрит Платон (Игумнов), — следует признать выработку универсальной, строго очерченной и глубоко онтологизированной этической концепции и создание на этой фундаментальной основе целостной нравственной системы» [1]. Вот только время сотворения «целостных нравственных» систем давно миновало.

Вызывает удивление и название последнего блока «Основы светской этики». В таком случае, кроме «светской» должна существовать еще и «религиозная» этика. Однако словом «этика» принято обозначать научную дисциплину, изучающую мораль (нравственность). Термин «светская» в названии соответствующего блока неуместен: он вносит путаницу в умах как тех, кто должен обучать, так и тех, кто будет обучаться пресловутым «Основам светской этики».

Авторы программы «Основы религиозных культур и светской этики» заявляют, что учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, мировых религий и «светской» этики (правильнее сказать, гуманистических нравственных ценностей). Прекрасные намерения, но каким образом все это можно донести до ребенка младшего подросткового возраста. Опыт вузовского преподавания показывает, что этическая дисциплина плохо воспринимается даже студентами младших курсов. Ребенок 10-13 лет в состоянии оценивать свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Следовательно, абстрактные суждения и исторические аналогии, неизбежные при изложении данного курса останутся за пределами внимания ребенка и не будут им восприниматься.

Надо полагать, инициаторы введения новой школьной дисциплины и не намеревались реализовывать данные задачи. У них были совершенно другие цели. Церковь надеется с опорой на государство привлечь к религии молодое поколения россиян, правящие элиты — сформировать своего рода единомыслие посредством формирования с помощью православия некой национальной идеологии. Нет сомнения только в одном — первые шаги в направлении клерикализации образовательного процесса, фактически, реализованы. Но принесет ли это Православной церкви и правя-

%

Ю щим кругам желаемые результаты? Скорее всего, нет, однако, этот опыт

негативно скажется на качестве всего российского образования, и может способствовать разобщению граждан по религиозным мотивам.

^ Список использованной литературы

О 1- Архимандрит Платон (Игумнов). Православное Нравственное Богосло-

(N вие [Электронный ресурс] / Архимандрит Платон (Игумнов). — URL: http://

nravbogoslovie.orthodoxy.ru/platon.html (дата обращения: 25 июня 2012 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В общественном сознании складывается искаженный образ Православия»: Патриарх Кирилл о высказываниях священнослужителей в СМИ, богослужебных нарушениях и Всеправославном соборе [Электронный ресурс] / Патриарх Кирилл. — URL: http://www.rusbeseda.ru/index.php?PHPSESSID=e0c916f2c81 ad7d289dee585acfb732d&topic=13137.0 (дата обращения: 10 июня 2012 г.)

3. Кто и чем заполняется образовавшийся вакуум // НГ Религии. 2000. № 8 (54). 26 апр. [Электронный ресурс]. — URL: http://biometrica.tomsk.ru/ ftp/life/vacuum.htm (дата обращения: 21 июня 2012 г.).

4. Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ [Электронный ресурс] / Н. Митрохин. — URL: http://religion.gif. ru/clerik/clerik.html (дата обращения: 31 марта 2012 г.).

5. Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника А. Кураева «Основы православной культуры» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74810&cf= (дата обращения: 21 июня 2012 г.).

6. Смирнов А.В. Учебник нужен, но его придется переписать с нуля [Электронный ресурс] / А.В. Смирнов. — URL: http://iph.ras.ru/s_0.htm (дата обращения: 25 июня 2012 г.).

Referenses

1. Arkhimandrit Platon (Igumnov). Pravoslavnoe Nravstvennoe Bogoslovie

[Elektronnyi resurs] / Arkhimandrit Platon (Igumnov). — URL: http://

nravbogoslovie.orthodoxy.ru/platon.html (data obrashcheniya: 25 June 2012 g.).

2. V obshchestvennom soznanii skladyvaetsya iskazhennyi obraz Pravoslaviya»:

ogl Patriarkh Kirill o vyskazyvaniyakh svyashchennosluzhitelei v SMI,bogosluzhebnykh

■ narusheniyakh i Vsepravoslavnom sobore [Elektronnyi resurs] / Patriarkh Kirill. —

нц! URL: http://www.rusbeseda.ru/index.php?PHPSESSID=e0c916f2c81ad7d289dee

585acfb732d&topic=13137.0 (data obrashcheniya: 10 June 2012 g.)

I 3. Kto i chem zapolnyaetsya obrazovavshiisya vakuum // Ng Religii. 2000.

Ч^І № 8 (54). 26 Apr. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://biometrica.tomsk.ru/ftp/

oO I life/vacuum.htm (data obrashcheniya: 21 June 2012 g.).

°o| 4. Mitrokhin N. Klerikalizatsiya obrazovaniya v Rossii: k obshchestvennoi

Я tri diskussii o vvedenii predmeta «Osnovy pravoslavnoi kul’tury» v programmu

§|| srednikh shkol [Elektronnyi resurs] / N. Mitrokhin. — URL: http://religion.gif.

I ru/clerik/clerik.html (data obrashcheniya: 31 March 2012 g.).

^ I 5. Retsenziya Rossiiskoi akademii obrazovaniya na rukopis’ uchebnika A. Ku-

gMg raeva «Osnovy pravoslavnoi kul’tury» [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.

~ portal-credo.ru/site/?act=news&id=74810&cf= (data obrashcheniya: 21 June

2012 g.).

6. Smirnov A.V. Uchebnik nuzhen, no ego pridetsya perepisat’ s nulya [Elektronnyi resurs] / A.V. Smirnov. — URL: http://iph.ras.ru/s_0.htm (data obrashcheniya: 25 June 2012 g.).

Информация об авторе

H Бранденбург Владимир Яковлевич — доктор философских наук, профессор,

«уъ кафедра культурологии и управления социальными процессами Института со-

циальных наук, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, e-mail: со [email protected].

Author

Brandenburg Vladimir Yakovlevich — Doctor of Philosophy, Professor, Chair of Culturology and Social Processes Management, Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.