УДК 337.4
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Г. Н. Тугускина
HIGHLY SKILLED PERSONNEL POTENTIAL AS A BASIS FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SCIENCE-INTENSIVE ENTERPRISES
G. N. Tuguskina
Аннотация. В статье рассматривается характерная особенность современной экономики - опережающее развитие наукоемких, высокотехнологичных предприятий; выделяются специфические особенности в организации, управлении, условиях хозяйствования наукоемких производств; делается акцент на определяющую роль кадрового потенциала в развитии наукоемких предприятий; предлагаются мероприятия по воспроизводству высококвалифицированных кадров.
Ключевые слова: наукоемкие предприятия, высококвалифицированный кадровый потенциал, особенности кадрового потенциала наукоемких предприятий.
Abstract. The article considers the characteristic feature of the modern economy is the priority development of science-intensive, high-tech enterprises are examined; the specific features in the organization, management, conditions of management science-intensive industries; the emphasis is placed on defining the role of the personnel potential in the development of science-intensive enterprises, and measures for the reproduction of highly qualified personnel.
Key words: high-tech enterprise, highly skilled personnel potential, especially of personnel potential of science-intensive enterprises.
На современном этапе становления экономических отношений инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным, поскольку основные эволюционные процессы обусловлены главным образом совершенствованием наукоемких технологий. В связи с этим развитие наукоемких предприятий, характеризующихся передовым в научно-техническом плане производственным аппаратом, высококвалифицированным кадровым потенциалом исследователей и работников, относительно высокими затратами на научные исследования, продукцией, созданной на основе последних достижений науки и техники и обладающей высокой конкурентоспособностью, является одним из приоритетных направлений российской экономики.
Стратегическая роль в обеспечении нового качества и темпов развития экономики России принадлежит наукоемким отраслям, обладающим передовыми технологиями и инновационной восприимчивостью. К ним можно отнести отрасли промышленности с высокой степенью переработки и использования инновационных технологий, направленные на выпуск сложной многофункциональной продукции с длительным полным жизненным циклом. Это могут быть как научно-исследовательские центры, опытно-конструкторские
организации, крупные заводы, так и предприятия малого бизнеса. Вполне очевидно, что от эффективного функционирования наукоемких предприятий во многом зависит успех российской экономики в инновационном развитии и уход от сырьевой ориентации.
Основными отличительными и характерными признаками становления наукоемких производств и формирования наукоемкого сектора рынка являются:
- передовые наука и научные школы по всем главным направлениям фундаментальных и прикладных исследований;
- эффективная и общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров;
- появление нового типа общественного субъекта со специфическими потребностями в научно-технических новшествах;
- эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространения нововведений;
- государственная значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости страны;
- способность и целеустремленность в получении, освоении и использовании в промышленности научно-технических достижений, обеспечивающих технологическое лидерство и повышенную конкурентоспособность;
- встроенность в мировую финансовую систему и активная способность формирования благоприятного инвестиционного климата в собственной стране;
- высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;
- способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности; в соответствии с общемировой практикой, в производстве темпы обновления активной части основных производственных фондов должны достигать 10-13 %, в научно-экспериментальной базе - 30-40 % в год;
- высокая доля экспериментального и опытного производства в структуре производственного аппарата экономики;
- преимущественное использование в производстве только передовых технологий;
- высокие удельные затраты на НИОКР в структуре производства;
- длительный полный жизненный цикл многих видов продукции (от замысла до утилизации), достигающий 10-15 и более лет;
- ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой) инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления;
- усовершенствование системы ценообразования, содержанием которой является учет всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, на систему управления инновационными проектами, на систему образования и повышения квалификации работников, на систему рекреации высококвалифицированного персонала и т.д.;
- наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, абсолютно преобладающего в общей численности занятых;
- наличие уникальных научных школ и опытно-конструкторских коллективов, способных создавать конкурентную на мировом рынке продукцию, удерживать лидерство в развитии необходимых для этого научных направлений и технологий и др.
Кроме того, следует отметить, что наукоемким производствам присущи специфические особенности, а именно:
- комплексный характер таких производств - от научных исследований и опытно-конструкторских работ до серийного производства и эксплуатации;
- сочетание целевой направленности исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;
- высокий научно-технический уровень продукции, не имеющей зарубежных аналогов или не уступающей им;
- большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и заводами;
- необходимость регулярного обновления основных производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;
- значительная продолжительность полного жизненного цикла техники, что усложняет управление производством из-за запаздывания во времени эффекта управляющих воздействий и повышает ответственность за выбор стратегии развития;
- высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов;
- разветвленная внутри- и межотраслевая кооперация, вызванная сложностью наукоемкой продукции и специализацией предприятий и организаций;
- наличие уникальных коллективов с большой долей ученых, высококвалифицированных инженерно-технических работников и производственно-промышленного персонала в общей численности занятых в разработках и производстве [1].
Эффективное развитие наукоемкой отрасли обеспечивается не только за счет реформирования на государственном уровне, но и за счет модернизации системы организационного управления предприятием, успешность которого во многом зависит от кадровой составляющей, что в первую очередь актуально в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, характеризуемых высокой степенью интеллектуального труда.
Сегодня стало ясно, что в промышленности сложилась критическая ситуация с сохранением накопленного за долгие годы научного, научно-технического и производственного потенциала. Речь идет об отсутствии необходимой преемственности поколений в работе, о существенном снижении притока молодых кадров, что не позволяет решать одну из основополагающих задач, обеспечивающую рост интеллектуального капитала наукоемких производств, - накопления навыков и умений новыми поколениями молодых работников.
К основным проблемам, возникающим в сфере управления кадровым потенциалом наукоемкого производства, можно отнести следующие:
- смена роли работника в производственном процессе под влиянием нового технологического уклада. Использование наукоемких технологий требует от работника большей умственной мобильности, умения решать производственные задачи в новых условиях;
- усложнение профессиональной деятельности;
- старение кадров;
- несоответствие уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям современного производства. Создаваемые рабочие места имеют ряд квалификационных характеристик и зачастую не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускников. По данным опросов фонда «Общественное мнение» и «Левада-Центр» около 38 % выпускников вузов нуждаются в переподготовке сразу после получения диплома, причем 8 % опрошенных работодателей заявили, что предпочитают не принимать на работу новых сотрудников, а обучать уже имеющихся. При этом большинство предприятий не располагает собственной базой подготовки рабочих кадров (64 %) и специалистов среднего звена (80 %);
- отсутствие внутрипроизводственного стратегического кадрового планирования. По данным социологических исследований, 55 % руководителей не могут составить прогноз потребности в кадрах на 3-5 лет вперед [2];
- отсутствие методик оценки экономической эффективности обучения персонала;
- несоответствие профессиональной подготовки персонала требованиям современного производства.
С учетом того, что наукоемкие предприятия являются высокотехнологичным сектором отечественной экономики, то здесь на порядок выше требования к уровню квалификации не только инженерных кадров, но и рабочих, которые зачастую должны обладать специальными знаниями и опытом работы. Как свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных ученых, из общего контингента работающих на наукоемких предприятиях высшее и незаконченное высшее образование имеет 71,2 % персонала; среднее, среднеспециальное образование - 19,2 %; практики составляют 9,6 %. 22,8 % рабочих имеют среднее специальное образование, 7,4 % - высшее и незаконченное высшее образование, 70 % - практики [3].
Однако, как показывает практика, на сегодняшний день наблюдается структурный дисбаланс профессиональных качеств персонала на рынке труда и спросовых характеристик, которые предъявляют работодатели. Так, оценка состояния трудовых ресурсов Пензенского региона с точки зрения работодателей показала следующее: оценку «хорошо» кадровому рынку Пензенской области выставили 5 % работодателей, «удовлетворительно» - 37,5 %, «плохо» - 57,5 %. 17,5 % работодателей считают, что квалификация персонала, доступного на рынке труда региона, находится на приемлемом уровне, 72,5 % она не устраивает и 10 % работодателей она решительно не устраивает. Оценка уровня квалификации и профессиональной подготовки молодых специалистов и выпускников вузов, как считают 18 % работодателей, растет; 40 % работодателей считают, что уровень подготовки не меняется; 32 % считают, что уровень квалификации выпускников падает, и 10 % считают, что этот уровень падает решительно [4].
С учетом того, что требования к качеству и структуре кадрового потенциала наукоемких предприятий растут и все большее значение приобретают качественные характеристики (уровень квалификации, способность к получению знаний на протяжении всей трудовой жизни и т.д.), то сложившееся положение на рынке труда может усугубляться. Решить указанную проблему, на наш взгляд, можно путем разработки и принятия государственной Программы воспроизводства кадрового потенциала на федеральном и региональном уровнях, основная цель которой - создание эффективных механизмов воспроизводства кадрового потенциала за счет привлечения работодателей для участия в создании условий, обеспечивающих соответствие подготовки кадров требованиям производства; формирования источников финансирования воспроизводства кадрового потенциала; создания благоприятных условий для привлечения в сферу воспроизводства кадрового потенциала негосударственных предприятий и учреждений; использования институтов социального партнерства в сфере воспроизводства кадрового потенциала; осуществления соответствующего законодательного и административного регулирования. Это позволит сформировать кадровый потенциал, отвечающий современным требованиям и способный составить основу эффективного развития наукоемких предприятий [5].
Список литературы
1. Лаврентьев, В. Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления наукоемким производством / В. Лаврентьев, А. Шарина // Управление персоналом. - 2009. - № 11. - С. 48-49.
2. Бондаренко, Н. Особенности кадровой политики «кризисного периода» 20082010 гг. / Н. Бондаренко // Вестник общественного мнения. - 2010. - № 4. -С. 73-90.
3. Николаев, О. В. Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса России: методология и практика : дис... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Николаев О. В. - М., 2005.
4. Лайко, Д. Мониторинг. Грозит ли кадровому рынку Пензенской области коллапс? / Д. Лайко // Пензенский бизнес-журнал. - 2008. - № 21-22. - С. 2-3.
5. Тугускина, Г. Н. Проблемы подготовки специалистов наукоемких предприятий / Г. Н. Тугускина // Экономика образования. - 2013. - № 1. - С. 32-38.
Тугускина Галина Николаевна доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Tuguskina Galina Nikolaevna doctor of economic sciences, professor, department of management, Penza State University
УДК 337.4 Тугускина, Г. Н.
Высококвалифицированный кадровый потенциал как основа эффективного развития наукоемких предприятий / Г. Н. Тугускина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 110-114.