Научная статья на тему 'Инвестиции в наукоемкий бизнес как основа социально-экономического роста страны'

Инвестиции в наукоемкий бизнес как основа социально-экономического роста страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ИНВЕСТИЦИИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОПОЛИС / ТЕХНОПАРК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SCIENCE / INVESTMENTS / INTERRELATION OF UNIVERSITY AND COMPANY / HUMAN RESOURCES / TECHNOPOLIS / TECHNOPARK / INVESTMENT FUND / INNOVATION POLICY / WHICH REGULATE TAX FUNCTION / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буссе Анастасия Альбертовна, Сафонова Олеся Николаевна

В статье рассматриваются значимость и приоритетность вклада инвестиций в наукоемкий бизнес, необходимость поддержки государством инвестиционных фондов, научных разработок на предприятиях, инвестиционно-инновационных процессов, позволяющих осуществлять расширенное воспроизводство на основе освоения достижений науки и техники. Ключевые слова : наука, инвестиции, взаимосвязь вузов и предприятий, кадровый потенциал, технополис, технопарк, инвестиционный фонд, инновационная политика, регулирующая функция налогов, экономический рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT IN THE KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISES AS THE FOUNDATION FOR SOCIAL AND ECONOMIC GROWTH OF THE COUNTRY

Importance and high priority deposits of investments in science-intensive business, necessity state's support in investment funds, scientific developments on enterprises, innovative processes, which allow to realize enlarged reproduction on the base of science and technics achievements, are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в наукоемкий бизнес как основа социально-экономического роста страны»

РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

УДК 330.1

ИНВЕСТИЦИИ В НАУКОЕМКИЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

А. А. Буссе, О. Н. Сафонова

INVESTMENT IN THE KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISES AS THE FOUNDATION FOR SOCIAL AND ECONOMIC GROWTH

OF THE COUNTRY

A. A. Busse, O. N. Safonova

Аннотация. В статье рассматриваются значимость и приоритетность вклада инвестиций в наукоемкий бизнес, необходимость поддержки государством инвестиционных фондов, научных разработок на предприятиях, инвестиционно-инновационных процессов, позволяющих осуществлять расширенное воспроизводство на основе освоения достижений науки и техники.

Ключевые слова: наука, инвестиции, взаимосвязь вузов и предприятий, кадровый потенциал, технополис, технопарк, инвестиционный фонд, инновационная политика, регулирующая функция налогов, экономический рост.

Abstract. Importance and high priority deposits of investments in science-intensive business, necessity state's support in investment funds, scientific developments on enterprises, innovative processes, which allow to realize enlarged reproduction on the base of science and technics achievements, are considered in this article.

Key words: science, investments, interrelation of university and company, human resources, technopolis, technopark, investment fund, innovation policy, which regulate tax function, economic growth.

Успешная карьера, бизнес, деловые контакты со знаменитыми представителями науки и искусства, признание себя достойной личностью окружающего социума... Предел мечтаний, не так ли? А кто из молодых специалистов не мечтал стать инновационным руководителем, который во многом определяет успех инновационной деятельности? Он предпочитает творческий подход и скорость, ломает правила, создает новые прорывные направления в бизнесе, идет наперекор традиционной логике, делает революционные преобразования и побеждает, становится лидером на рынке на глазах у изумленных конкурентов! [1].

Для современной целеустремленной и перспективной молодежи эти цели являются приоритетными. Но достаточно ли мы делаем для того, чтобы их достичь?

«Per aspera ad astra» («Через тернии - к звездам») - гласит известное латинское изречение. Именно таким должно стать жизненное кредо молодых, активных и инициативных людей. Желание состояться в сфере профессиональной деятельности, идти всегда «в ногу со временем», т.е. быть в курсе всех научных открытий и технических достижений, - вот, пожалуй, самые значимые параметры успешного будущего для молодого ученого. А инвестиции в науку - один из наиболее весомых аргументов вовлечения молодежи в производственный процесс [2]. Стоит отметить, что наука - это прежде всего люди, специалисты и профессионалы, обеспечивающие устойчивое развитие страны. Таким образом, кадровый потенциал следует рассматривать как один из главных составляющих факторов освоения инвестиций и инноваций в современной России [3].

Для нашего государства развитие и устройство молодежи являются одной из приоритетных задач. Государственная власть не оставляет данную тему без внимания. В стране проводится множество совещаний по вопросам развития взаимодействия вузов и предприятий, этим проблемам посвящены и заседания Госсовета России. Взаимосвязь вузов и предприятий - приоритетное направление совершенствования образовательного процесса в вузах, процесса подготовки кадров для инновационного развития производственных предприятий нашей страны.

Необходима продуктивная партнерская взаимосвязь вузов и предприятий в целях подготовки высококвалифицированных мобильных специалистов, отвечающих требованиям инновационных условий профессиональной деятельности (рис.1). Именно через партнерскую взаимосвязь вузов и предприятий без снижения значимости фундаментального знания усиливается качественная практическая подготовка студентов вуза, а для предприятия вносятся элементы инновационности, вариативности, структурированности [1].

Формы взаимодействия вузов и предприятий

х

и н

(D

& а

ss Л в «

и

(D «

„ о

& ь

Ь О

В й г м

ей О со S Ч Л (D Рч

О «

н о

(D

4 н

5 S W

о о

(D О И

и о

5

я

6 <и

Й 4 Й о Ч о

« а о н о о

(D «

S cj (D й

И

§

о и

К

£ » Ü

Я И о И

и й

0 л

« X

1 ¡5 § §

IS §

и S

ч u

Ш &

H

^ Ih

a о

s «

H о

« W

ч M

о 2

u 5

s ¡r

л «

5 «

« о «

о &

о

W

о «

о

со ^ §

£ т

«

о а

о « «

о н о S

X S

к к о а о н о « X

(D

О

2 Р

п И

О Л

В S

О м м я

(J нй

5 ¡

я я

^ Й В §

н <и сЗ « s о о 5 о я и

й И

О (D

Н Ч

У "

S «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

я

(D

а

о

а н

Ь и

S 8

<D Н О

«V О

go о

и м

9 2 ¡

о ю S § ^ "

S

ч

о «

§

я

а

Рис. 1. Формы взаимодействия вузов и предприятий 10

Особое внимание следует обратить на технополисы и технопарки России.

Технополис - это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами.

Наиболее известный технополис в России - Новосибирский академгородок, созданный по единому проекту комплекс научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро. Помимо разносторонней научно-исследовательской деятельности здесь реализуется продуманная система подготовки научных кадров, ведутся постоянные поиски оптимальных форм взаимодействия науки с производством. В последние годы этот комплекс стали дополнять большим числом научно-технических кооперативов и малых предприятий, здесь возникло множество инициативных форм связи науки с производством.

Технопарки - это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, чем в технополисе.

Наиболее известный технопарк России - «Строгино». Он является отличной стартовой площадкой для малых инновационных компаний и предоставляет комфортные условия ведения бизнеса. Деятельность технопарка осуществляется во взаимодействии с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства, Департаментом имущества, Префектурой СЗАО г. Москвы, организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и другими органами исполнительной власти.

В рамках данной схемы возможна реализация такой формы сотрудничества, как выставка-ярмарка дипломных проектов, а также проведение «круглых столов» с работодателями, где будущие специалисты могут из первых рук получить интересующую их информацию о работодателе и условиях труда на предприятиях, приглашающих выпускников на работу.

Все проводимые исследования состояния кадрового обеспечения инновационной деятельности, а также анализ результатов инновационного аудита российских компаний подтверждают, с одной стороны, огромную востребованность компаний в инновационных технологиях различного типа (инженерных, управленческих, 1Т и т.д.), с другой - разрыв в цепочке «идея - внедренная технология», отсутствие специалистов для реализации инновационных процессов.

Таким образом, очевидно, что решение проблемы кадрового обеспечения инновационной деятельности неразрывно связано с резкой активизацией всех видов образовательных услуг в этой области [2].

Развитие науки имеет непреходящее значение для прогрессивного развития национальной экономики и бизнеса в различных сферах. Перспективы России в XXI в. в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную науку представляется на сегодняшний день одной из ключевых задач для государства и общества, особенно в условиях глобализации

мировой экономики и международной экономической интеграции, а также конкуренции на мировом рынке [4].

Инновационный путь экономики - это прежде всего появление собственных высоких технологий, ориентированных в будущее, это цепочка «наука - производство» [3].

Ежегодные ассигнования из федерального бюджета на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг. (в млн руб.) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ассигнования из федерального бюджета на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг. (млн руб.)

Год 2008 2009 2010-2012

Всего 46693,34 49418,98 52330

в том числе РАН с региональными отделениями 38628,49 40362,05 42390,33

В России, обладающей высоким потенциалом развития, в условиях рыночной экономики, несмотря на положительную динамику, инновационная деятельность находится на низком уровне как по количественным показателям - числу инновационно активных предприятий, так и по качественным -доле инвестиций в НИОКР, внедренных инновационных техник и технологий и пр. По данным Росстата, в структуре продукции, выпускаемой российской промышленностью и сельским хозяйством, инновационная часть (новая, предложенная наукой) в среднем в 2009 г. составляла 5,1 % (тогда как в развитых странах - около 20 %: например, в Германии доля производства наукоемкой продукции близка к 45 %). Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в РФ составлял около 2,4 % [2].

Приведем некоторые данные финансирования российской науки и РАН на сегодняшний день (табл. 2).

Таблица 2

Расходы на науку в законе о бюджете на 2013 г. (тыс. руб.)

Ассигнования на исследования По открытым статьям расходов В том числе на гражданские исследования

1 2 3

Всего 371 033 816 278 130 594

в том числе: фундаментальные исследования 101 068 593 101 068 593

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 12 877 178 12 877 178

прикладные научные исследования в области национальной экономики 219 313 068 126 409 847

прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды 398 220 398 220

прикладные научные исследования в области образования 12 544 322 12 544 322

Окончание табл. 2

1 2 3

прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии 386 625 386 625

прикладные научные исследования в области здравоохранения 22 791 509 22 791 509

прикладные научные исследования в области социальной политики 143 833 143 833

прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта 320 182 320 182

прикладные научные исследования в области средств массовой информации 113 708 113 708

Сумма, не относящаяся к гражданской науке 92 903 222

в том числе:

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг. 83 894 700

Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» 6 371 555

Главные проблемы недостаточного уровня инвестиций в российскую науку - низкая инновационная активность экономики страны, отсутствие необходимых элементов инновационной инфраструктуры и, как следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и технологий, низкая капитализация интеллектуального потенциала, ведущая к недостаточной инвестиционной привлекательности научных организаций [2].

Следует отметить, что в последнее время на государственном уровне предприняты значительные усилия для переориентации российской экономики на инновационный путь. Так, был разработан и принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Существенным моментом в реализации государственных стратегических задач по привлечению инвестиций в науку стало появление в бюджете инвестиционного фонда. Господдержка из инвестиционного фонда осуществляется в трех форматах:

- прямое софинансирование проектов;

- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;

- система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете и эти средства не «сгорают» по итогам года).

В качестве приоритетных мер государственной поддержки функционирования и развития научных разработок можно назвать:

- предоставление экономических и иных льгот для предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих научные проекты;

- разработку и реализацию государственных научно-технических и инновационных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии;

- разработку законодательства о поддержке и развитии инновационной инфраструктуры;

- снижение таможенных пошлин на ввоз научно-технического оборудования и комплектующих к нему.

В настоящее время вопросы привлечения инвестиций в научную сферу рассматриваются на всех уровнях государственного управления и власти в Российской Федерации, что прежде всего обусловлено приоритетами национально-государственного развития нашей страны [3].

Нужно отметить, что в целях реализации поставленной в Послании Президента Федеральному Собранию на 2005 г. задачи создания условий для активного привлечения внебюджетных источников для поддержки науки, образования, культуры принят Федеральный закон от 23.03.2007 № 38-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно настоящему Закону, с 1 января 2008 г. от уплаты налога на доходы физических лиц освобождены суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных российскими организациями для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации [5].

Государственная инновационная политика, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, может реализовываться двумя способами: посредством прямого финансирования инновационных программ и проектов либо через использование экономических инструментов поощрения деятельности инновационных предприятий. Эффективность применения первого способа будет зависеть от правильности выбора проекта для вложения бюджетных средств, что само по себе крайне сложно. Более действенным и всеохватывающим является второй способ, который базируется в первую очередь на использовании регулирующей функции налогов. Инновационные предприятия получают дополнительные возможности самофинансирования за счет предоставления налоговых преференций.

Инновационная деятельность предприятий заключается в создании новой или в усовершенствовании производимой продукции с использованием научно-технических достижений. При этом проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов, осуществление технологического перевооружения производства, подготовка и переподготовка кадров являются неотъемлемой частью деятельности инновационных предприятий, необходимой для их эффективного функционирования.

Дополнительным преимуществом может стать возможность применения повышающего коэффициента 1,5 к фактическим затратам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) при включении их в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. Но для этого данные расходы должны быть включены в специальный Перечень, установленный Правительством РФ.

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют возможность не начислять амортизацию на электронно-вычислительную технику, а списывать расходы на ее приобретение единовременно в материальные затраты [3].

Использование именно налоговых инструментов в государственном регулировании инновационной деятельности является перспективным в силу наличия ряда преимуществ в виде относительной простоты реализации, легкой трансформируемости, облегчения налогового бремени всех налогопла-

тельщиков заявленной сферы, наличия потенциала для совершенствования методов, доказанной эффективности в практике налогообложения зарубежных стран.

Таким образом, скорейшее решение вопросов, связанных с финансированием отечественной науки, будет способствовать устойчивому экономическому росту и позволит обеспечить благоприятные условия как для отдельных отраслей и предприятий, так и для всей национальной экономики в целом в условиях международной интеграции и конкуренции на мировом рынке.

Список литературы

1. Попова, Л. И. Социальный портрет инновационной организации / Л. И. Попова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 4. - С. 4-5.

2. Митрофанова, Е. Профессиональный образовательный потенциал: по пути накопления / Е. Митрофанова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 4. - С. 1-5.

3. Пономарева, Н. В. Налоговое стимулирование инновационных предприятий / Н. В. Пономарева // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 4. - С. 3-6.

4. Гранкин, В. И. Инвестиции в кадровый потенциал науки / В. И. Гранкин // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 12. - С. 3-4.

5. Крылов, Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. - М. : Финансы и статистика, 2003. - С. 15-17.

Буссе Анастасия Альбертовна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Сафонова Олеся Николаевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Busse Anastasiya Al'bertovna student,

Penza State University

Safonova Olesya Nikolaevna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economic theory and world economy, Penza State University

УДК 330.1 Буссе, А. А.

Инвестиции в наукоемкий бизнес как основа социально-экономического роста страны / А. А. Буссе, О. Н. Сафонова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.