Научная статья на тему '"Вышеградская четверка" в контексте Европейского сотрудничества'

"Вышеградская четверка" в контексте Европейского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1617
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Вышеградская четверка" в контексте Европейского сотрудничества»

июнь 2017 г.

Выпуск 45(61)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ся «две скорости» для Союза в будущем - «выходом из положения» или дальнейшей дезинтеграцией. Так, Вышеградская группа, - и в особенности Польша, например, - принципиально не приемлет всей этой концепции, усматривая в ней заведомое проявление неравенства во внутрисоюзных отношениях. Наконец, проблемой остается вопрос, сколько именно «скоростей» потребуется ЕС, чтобы остановить процессы собственной фрагментации, чтобы не сказать раскола, - две, три или больше?

Сценарий «Менее тесная интеграция в основном на межправительственной основе». В этом сценарии интеграционный процесс в ЕС замедляется или даже обращается вспять; при этом происходит частичное «возвращение суверенитета» национальным государствам в отношении тех или иных «политик», осуществляемых в Союзе, а интеграционные проекты осуществляются по выбору и на

межгосударственной (а не общесоюзной) основе. Как вариант, ЕС в этом сценарии продолжает углублять интеграцию в принципиально важных для него областях - например, в том, что, касается Ев-розоны или оборонной политики, во всем остальном предоставляя своим участникам большую или меньшую свободу действий, в том числе свободу осуществлять интеграционные проекты за пределами сегодняшнего ЕС. Представляется, что на перспективу именно такой сценарий следует признать наиболее реалистичным, гибким и жизнеспособным. В ближайшие годы, по-видимому, можно будет наблюдать, как концепт «разноскоростной Европы» будет эволюционировать именно в этом направлении - в направлении ослабления одних интеграционных связей в Евросоюзе и становления других.

«ВЫШЕГРАДСКАЯ ЧЕТВЕРКА» В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Юлия Щербакова,

старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН

Ключевые слова: Чехия, Венгрия, Словакия, Польша, Центральная Европа, сотрудничество, миграционный кризис, интеграция, регион.

В настоящее время мы являемся свидетелями глубокого общеевропейского кризиса. Все громче звучат голоса, заявляющие, что будущая Европа не будет ни по-настоящему единой, т.е. унитарной или федеративной, ни Европой национальных государств, связанных между собой чем-то вроде конфедеративных отношений, а будет Европой регионов. Именно на региональный уровень, по мнению сторонников данной теории, перейдет большая часть полномочий, сосредоточенных ныне в руках нацио-

нальных правительств и брюссельской «еврокра-тии» - органов Евросоюза. Региональное сотрудничество представляет в этом отношении разумный компромисс, находясь между «еврократическим» и национально-государственным уровнями управления. В рамках ЕС уже существует весьма успешная модель такого сотрудничества - Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Черты мощного регионального объединения приобретает и франко-германский тандем, есть неплохие перспективы взаимодействия у Скандинавских стран, а в Центральной Европе с переменным успехом, но в целом полезно для всех ее участников работает «Вышеградская четверка» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия).

Выпуск 45(61)

июнь 2017 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

В настоящее время сотрудничество стран Вышеградской группы1 (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) или У4 может быть определено как четко профилированная инициатива в Центральной Европе. Вышеградская группа приобрела хорошую репутацию в качестве катализатора интеграционных процессов, и как пример прагматичного функционирования многостороннего сотрудничества в регионе, и как символ стабильности в Центральной Европе (в отличие от неустойчивого Балканского региона). И тем не менее довольно часто политики и исследователи задаются вопросом, позволяет ли современное состояние вышеградского сотрудничества считать У4 жизнеспособным региональным объединением с общими интересами? Каковы причины возникновения, цели, основные этапы и перспективы развития этой группы?

Вышеградская группа образовалась в 1991 г., в период, когда уже была предопределена судьба ОВД и СЭВ, произошло воссоединение двух Германий, но еще не было четкого видения перспектив интеграции с ЕС и НАТО. Тогда же, после ухода советских войск, председатель Комиссии по иностранным делам Конгресса США Л. Иглбергер открыто оповестил мир о намерении США остаться в Европе в качестве гаранта ее стабильности. Спешно начались поиски стран и комбинаций восточноевропейских государств, способных стать основой стабильности по западному образцу.

«Декларация о сотрудничестве Чехословацкой Федеративной Республики, Республики Польши и Венгерской Республики» была подписана 15 февраля 1991 г. в Вышеграде. К основным факторам, определяющим возникновение данной группы помимо внешнего и прежде всего американского влияния могут быть отнесены, в частности, - усилия, направленные на ликвидацию остатков коммунистического блока в Центральной Европе; усилия, направленные на преодоление исторически обусловленной враждебности между странами Центральной Европы; убеждение, что совместными усилиями будет легче добиться совмещения поставленных целей, т.е. для успешного осуществления внутренних социальных преобразований и включения в процесс европейской интеграции. Важным определяющим фактором являлась также идеологическая близость находящейся у власти в этих странах политической элиты. По замыслу ее кураторов из США Вышеградской группе отводилась роль своеобразной «буферной зоны» между развитой Западной Европой и территорией нестабильности распавшегося СССР. Впоследствии страны Вышеградской группы стали основными акторами в проводимой ЕС политике «Восточного партнерства».

Сами государства региона - Польша, Чехословакия и Венгрия - тогда, после роспуска СЭВ и ОВД, рассматривали такое временное, отчасти неформальное объединение как вариант преодоления европейской изоляции, более или менее равноправного партнерства и главным образом - заполнения вакуума общения в регионе, наступившего здесь после распада СЭВ и ОВД. Основные задачи этой организации, зафиксированные в декларации, носили скорее декларативный, политический характер, более призванный обозначить новую внутри- и внешнеполитическую ориентацию этих стран, нежели какие-то конкретные механизмы сотрудничества. К ним относились:

- укрепление на новой основе государственного суверенитета, демократии и свободы;

- уничтожение всех остатков тоталитаризма в социальной, экономической и духовной сферах жизни общества;

- построение парламентской демократии, современного правового государства и уважение прав человека, основных свобод;

- введение современной рыночной экономики;

- полное включение стран-участниц в систему

европейской политики, экономики, права и безо-

2

пасности .

Первоначально совместное стремление к сотрудничеству нового типа хотя и было выражено в предлагаемых декларацией практических шагах, но их формулировки были зачастую слишком общими и не имели обязательного характера. Пожалуй, единственным несомненным успехом Вышеградской группы на первом этапе ее существования (1991-2004) можно считать создание в 1992 г. Центрально-европейской зоны свободной торговли (ЦЕФТА). Странам Вышеградской группы удалось создать общее таможенное пространство еще до вступления в ЕС. Двигателем этого решения было понимание того обстоятельства, что оно в любом случае выступает неизбежным шагом на пути в ЕС. И хотя срок деятельности ЦЕФТА ограничивался временем вступления в ЕС, эта акция стала позитивным знаком способности этих стран к решению конструктивных задач. Это обстоятельство позволило связать с Вышеградской группой определенные надежды на возможности совместной мобилизации усилий стран региона в деле отстаивания своих интересов в рамках ЕС, чему мы и являемся свидетелями в настоящее время.

Для обозначения региона, в котором расположены страны Вышеградской группы, используются термины Центральная Европа, Срединная Европа,

1 В литературе также встречается написание Вишеградская группа. - (Прим. Ю. Щ.).

Deklarace o spolupraci Ceske a Slovenske Federativni Republiky, Polske republiky, Madarske republiky na ceste europske integrace. - Режим доступа: http:// www.visegradgroup.eu/ documents/visegrad-declarations/visegrad-declaration-110412-2

июнь 2017 г.

Выпуск 45(61)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Центрально-Восточная Европа. Рассуждая о том, что же представляет из себя этот регион, исследователи ссылаются на определение венгерского ученого Енё Сюча: «К Центральной Европе относится та часть Восточной Европы, которая всегда мечтала принадлежать к Западной Европе, но в той или иной форме всегда оставалась частью Европы Восточной»1.

К дискуссии восточноевропейских ученых о Центральной Европе постепенно присоединились и западные коллеги. С их стороны, на рубеже 1990-х годов была попытка идентифицировать регион как культурно-территориальное взаимопроникновение, с присущим ему некоторым «мостовым мессианизмом», долженствующим преломлять и воссоединять одновременно контакты между Востоком и Западом Европы. Так, Милан Хонер связал возрождение в 1980-е годы дискуссии о Центральной Европе, по обе стороны «железного занавеса» именно с возможностью преодоления советско-американской гегемонии, разделившей регион на две части .

На наш взгляд четыре Вышеградских государства являются частью любой концепции Центральной Европы и создают ее ядро. При этом следует помнить, что это страны со сложной судьбой и обостренным чувством национально-государственной идентичности. Им свойственно особое геополитическое мироощущение, связанное с внешней уязвимостью от «больших держав», опасение последствий от любых масштабных сдвигов «баланса сил».

Отличительная черта этого региона состоит в том, что большая часть сегодняшней так называемой Центральной или Центрально-Восточной Европы -это бывшая Австро-Венгрия и в настоящее время там нет какого-то одного центрального связующего звена или доминирующего государства. Однако общее историческое прошлое, когда большая часть этих стран входила в состав Австро-Венгрии, способствует существованию в них единого культурного пространства Центрально-Восточной Европы3 и определяет общую идентичность региона.

После вступления в ЕС и НАТО, т.е. выполнения задач, которые ставила перед собой Вышеградская группа в момент своего создания, наступил новый этап Вышеградского сотрудничества, который начался с переосмысления характера ее деятельности и постановки новых задач. По сравнению с предыдущим данный этап отличался большей интенсивностью деятельности У4.

В мае 2004 г. «четверка» подписала новую декларацию о сотрудничестве. Официально она называется Декларация премьер-министров Чешской Республики, Венгерской Республики, Республики Польша и Словацкой Республики о сотрудничестве стран Вышеградской группы после их вступления в Европейский союз4. Стратегия и направления этого сотрудничества согласовываются на встречах глав правительств стран Вышеградской группы, которые собираются не реже двух раз в год, а в промежутках между ними - координируются председательствующей страной. В дополнение к этому не реже раза в год проходят неофициальные встречи на уровне президентов, парламентариев, глав министерств и ведомств. Текущие контакты обеспечивают специальные «вышеградские координаторы», которые назначаются каждым из четырех министерств иностранных дел. В объединении отсутствуют механизмы группового принуждения. Основными инструментами сотрудничества являются координация и консультации. Вышеградское сотрудничество не институализировано на политическом уровне.

В Декларации подчеркивалось, что сотрудничество стран Вышеградской группы будет сосредоточено на региональных мероприятиях и инициативах, направленных на укрепление самобытности Центрально-Европейского региона. Интеграция стран Вышеградской группы в европейские и евро-атлантические структуры, отмечается в документе, открывает новые возможности и создает новые проблемы для их дальнейшего сотрудничества по вопросам, представляющим общий интерес.

Красноречивым доказательством активизации сотрудничества стран Вышеградской группы могут служить данные статистики. Согласно статистике с учетом встреч на различных уровнях (встречи президентов, премьер-министров, парламентариев, совещаний различных рабочих групп и организаций гражданского общества) и совместно реализуемых проектов по линии Вышеградского фонда, ежедневно проходит одно из мероприятий, организуемых У45.

В сфере внимания участников группы вопросы, имеющие важное значения для региона. Это прежде всего проблемы энергетической безопасности, которым была посвящена специальная встреча премьер-министров (2010), так как зависимость «четверки» от поставок топлива выше, чем большинства других регионов ЕС. Вторым вопросом

'Цит. по: Шишелина Л.Н. Расширение Европы на Восток и интересы России. М.: Наука, 2006. - С 60.

2 Hauner M. Germany? But where Is It Situated? Germany in Central Europe, between East and West // Perspectives, 1994. N 3. Summer.

3 Преображенский И. «Вновь Европа двух скоростей»? -

Режим доступа: http://gefter.ru/archive/16495

4 Declaration of Prime Ministers of the Czech Republic, the Republic of Hungary, the Republic of Poland and the Slovak Republic on cooperation of the Visegrad Group countries after their accession to the European Union, 12 May 2004. - Режим доступа: http://www.visegradgroup.eu/2004/declaration-of-prime

5 Cesky rozhlas Radio Praha Будущее Вышеградской четверки - сильный региональный альянс. - Режим доступа: http://www.czech.cz/ru/Noticias

Выпуск 45(61)

июнь 2017 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

было положение цыган в Центральной Европе. Приоритетами в совместной внешнеполитической деятельности стали взаимоотношения со странами Восточного партнерства и Западных Балкан. Вышеградской группе отводится в ЕС особая роль в процессе развития связей ЕС со странами Восточного партнерства (Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Грузия, Азербайджан). Они призваны олицетворять для последних возможность пройти путь реформ, нацеленных на европейскую интеграцию, за короткий исторический отрезок времени.

Серьезным испытанием для солидарности стран -членов ЕС стал миграционный кризис 2015 г. Реакция ЕС на него привела к снижению солидарности между государствами - членами Евросоюза до такой степени, что обозначились различные группы, отстаивающие разные политические позиции. Так, позиция стран Вышеградской группы совершено не совпадает с подходом Германии и Франции к проблемам миграционного кризиса. Страны У4 приняли общее решение не поддерживать схему распределения беженцев, которую с небольшим перевесом голосов приняла Ев-рокомиссия в сентябре 2015 г. Вопрос о том, следует ли Венгрии принимать на своей территории мигрантов, правительство страны вынесло на референдум, который прошел в начале октября 2015 г. и был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

Лидеры Чехии, Венгрии и Польши подтвердили нежелание принимать беженцев, особенно мусульман, и неоднократно выступали с критикой решений ЕС по вопросам миграции1. Несогласие стран Вышеградской группы с принятой в сентябре 2015 г. программой распределения беженцев (Польша проголосовала за нее, но затем пересмотрела свою позицию) было связано главным образом с решением Европейской комиссии сделать ее обязательной для всех стран2.

В настоящий момент, когда обострились разногласия внутри ЕС относительно его дальнейшего развития, особенно важное значение приобретает единство стран - участниц Вышеградской группы по вопросам будущего европейской интеграции и регионального сотрудничества.

Страны У4 занимают отрицательную позицию по отношению к новой концепции «многоскоростной Европы», которую предложила Европейская комиссия для дальнейшего развития Евросоюза после Вгехй. Концепцию, в соответствии с которой разные государства - члены ЕС будут интегрироваться в рамках союза с разной скоростью, продви-

гают некоторые государства во главе с Германией и Францией3. Свое видение будущего Европы страны Вышеградской группы сформулировали в декларации, которую главы их правительств приняли на встрече в Варшаве4.

В ней подчеркивается необходимость проведения реформы Евросоюза в связи с негативными изменениями в ЕС, а также во внешнем окружении. Любая модель будущего сотрудничества, указывается в документе, должна гарантировать инте-гральность, единство рынка, Шенгенской зоны и самого Евросоюза. Страны У4 не согласны на разделения в ЕС.

Суть готовящейся реформы заключается в разделении Европы, как минимум, на две группы -так называемых «быстрых» и «медленных» стран. В свете готовящихся реформ страны Вышеградской группы опасаются, прежде всего, возможного сокращения финансирования из бюджета ЕС [в среднем достигает 15-20% ВВП стран Восточной Европы]. Они отстаивают идею сохранения в полном объеме выплат из общего бюджета Евросоюза и выступают категорически против идеи Европы «двух скоростей». «Необходимо уделять большее внимание желаниям наших граждан. Вместо того чтобы вести бессмысленные дебаты вокруг идей "Большей Европы" или "Меньшей Европы", мы должны сосредоточиться на концепции построения "Лучшей Европы"» - говорится в совместном заявлении премьер-министров Вышеградской группы. «Лучшая Европа», с их точки зрения, - это Европа, где большинство полномочий находится не в руках брюссельских бюрократов, а в руках национальных правительств. Но одной критики намерений Евросоюза недостаточно, чтобы повлиять на стратегию реформ. У стран Вышеградской группы отсутствуют реальные рычаги влияния на политику ЕС, кроме как угрозы выйти из этого союза. Однако ни население, ни политические элиты этих стран не готовы в настоящий момент покинуть ЕС. После того как страны Вышеградской группы реализовали свою стратегическую цель - вступили в ЕС, потенциал их сотрудничества исчерпан не был. В настоящее время оно позволяет четырем странам координировать позиции по основным вопросам европейского строительства и лоббировать специфические интересы региона в органах Евросоюза.

1 Вимон П. Миграция в Европе: преодоление кризиса солидарности. - Режим доступа: http://carnegie.ru/2017/02/09/ru-риЬ-67923, с. 9.

2Вимон П. Миграция в Европе: преодоление кризиса соли-

дарности. - Режим доступа: http://carnegie.ru/2017/02/09/ru-

риЬ-67923 с. 11.

Гараева П. «Вышеградская четверка» против плана ЕС по «многоскоростной Европе». - Режим доступа: http:// azertag.az/ru/xeber/_quotVyshegradskaya_chetverka_quot_protiv_

plana_ES_po_quotmnogoskorostnoi_Evrope_quot-1045104

4Страны Вышеградской группы приняли декларацию о будущем Европы. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/ 2017/03/02/strany-vyshegradskoy-gruppy-prinyali-deklaraciyu-o-budushhem-evropy.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.