Научная статья на тему ' отношения Китая со странами Вышеградской группы'

отношения Китая со странами Вышеградской группы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1496
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Европейский союз / экономические от􏰀 ношения / внешняя политика Китая / Вышеградская группа / Поль􏰀 ша / Чехия / Словакия / Венгрия / «16+1». / China / European Union / 16+1 / economic relations / China's foreign policy / Visegrad group / Poland / Czech Republic / Slovakia / Hungary / relations with China

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградов Андрей Олегович, Борумбей Евгения Константиновна

Рассмотрены отношения Китая со странами так на􏰀 зываемой Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венг􏰀 рия). Данные отношения рассматриваются Китаем как часть фор􏰀 мата «16+1» и одновременно — как часть общего подхода Китая к странам Европейского союза. Отдельно внимание уделено двусто􏰀 ронним торгово􏰀экономическим отношениям Китая со странами Вышеградской группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S RELA􏰀 TIONS WITH THE COUNTRIES OF THE VISEGRAD GROUP

The article is devoted to China's relations with the countries of the so􏰀called Visegrad group (Poland, Czech Republic, Slovakia, Hungary). These relations are considered by China as a part of the “16+1” format and at the same time as a part of China's overall approach towards the European Union countries. Special attention is paid to China's bilateral trade and economic relations with the Visegrad countries.

Текст научной работы на тему « отношения Китая со странами Вышеградской группы»

DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10015

А.О. Виноградов, Е.К. Борумбей ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ

СО СТРАНАМИ ВЫШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация. Рассмотрены отношения Китая со странами так называемой Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия). Данные отношения рассматриваются Китаем как часть формата «16+1» и одновременно — как часть общего подхода Китая к странам Европейского союза. Отдельно внимание уделено двусторонним торгово-экономическим отношениям Китая со странами Вышеградской группы.

Ключевые слова: Китай, Европейский союз, экономические отношения, внешняя политика Китая, Вышеградская группа, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, «16+1».

Справка. Вышеградская (Вишеградская) группа была образована 15 февраля 1991 г. в венгерском г. Вишеград, где лидеры трех постсоциалистических стран — Лех Валенса (Польша), Вацлав Гавел (Чехословакия) и Йожеф Антала (Венгрия) подписали совместную декларацию о стремлении к интеграции в европейские структуры. Первоначально объединение называли Вышеградской тройкой, но после того, как в 1993 г. Чехословакия разделилась на две части — Чехию и Словакию, Вышеградская группа из тройки превратилась в «четверку», или V-4 (в европейском наименовании). Все страны Вышеградской группы 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза.

Отношения Китая со странами Европейского союза представляют собой достаточно сложную «конструкцию», в которой Пекин использует самые разные форматы, начиная от связей по линии «Пекин — Брюссель» и заканчивая двусторонними отношениями с каждым из государств-членов1. Важное место в этих отношениях занимает формат «16+1», созданный Китаем в начале второго десятилетия XXI в. как отдельный механизм взаимодействия между ним и 16 странами Центральной и Восточной Европы (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия и Эстония. Отметим, что среди данных государств только пять не являются членами Евросоюза). Этот форум сначала позиционировался как чисто экономический, однако за прошедшие годы получил очевидное политическое наполнение. В его рамках в Пекине созданы Секретариат организации и представительства всех

16 стран, проводятся ежегодные саммиты (Китай на них представляет премьер Госсовета, страны ЦВЕ представлены не только премьерами, но и президентами стран). В состав Секретариата входят генеральный секретарь (эту должность занимает помощник министра иностранных дел КНР), исполнительный секретарь (директор Департамента стран Европы МИД КНР) и заместитель генерального секретаря (советник-посланник Департамента Европы МИД КНР). Таким образом, формат «16+1», по сути, является организацией, независимой от руководства Европейского союза (хотя в него входят 11 стран ЕС) и контролируемой Пекином.

Однако и в рамках этого формата не все страны ЦВЕ одинаково важны для Китая. Особый интерес представляют страны Вышеградской четверки, которые являются, пожалуй, и самыми влиятельными в ЦВЕ. Эти страны занимают первые места среди стран-участниц формата «16+1» по объему торгово-экономических отношений с Китаем: на них приходится 76,7 % от общей торговли Китая с 16 странами2 и 56,7 % китайских ПИИ (по данным на 2016 г.)3. В связи с этим возникает вопрос, на каких принципах Китай строит отношения с данными странами и как он относится к существованию в рамках формата «16+1» объединения, которое носит автономный характер?

Заметим, что на словах (особенно в рамках деклараций) китайская сторона всячески подчеркивает необходимость всестороннего сотрудничества в самых различных форматах и отмечает важность для Европы координации действий стран Вышеградской группы в области политики, экономики, культуры, образования, науки и т. д. Как полагают китайские эксперты4, связи внутри Вышеградской группы позволяют укрепить «индивидуальность Центральной Европы» и более успешно защищать ее общие интересы.

Однако вместе с тем, как пишет в своем обзоре (опубликованном, кстати, в польском журнале по международным отношениям) Лю Цзокуй, директор Департамента Центральной и Восточной Европы Института европейских исследований Академии общественных наук Китая, в КНР среди ученых существуют различные мнения относительно деятельности Вышеградской четверки, и отнюдь не все они положительные. Китайские эксперты отмечают, что при всей схожести географического положения данных стран их интересы далеко не во всем совпадают, что объясняется различными размерами внутреннего рынка, различными культурными традициями и т. д.5 В результате при наличии права голоса в Парламенте и Совете ЕС этим странам трудно добиться скоординированной позиции и выступать единым фронтом. В частности подчеркивается, что в рамках ^4 Польша выступает за сохранение и ужесточение санкций против России, Чехия и Словакия призывают облегчить их, а Венгрия, напротив, старается укреплять отношения с Москвой6. Отнюдь не способствуют принятию общих решений и все более возрастающие амбиции Польши, не склонной учитывать интересы трех других членов ^4.

Отмечаются также недостатки в механизме функционирования «четверки». В частности, встречи проходят в виде политических консультаций представителей четырех стран, что позволяет делать различные совместные заявления, но не ведет к созданию полноценного политического блока со сложившимся механизмом принятия решений и управления. Не могут не влиять на отношения данных стран и некоторые исторические события, например, поддержка польским руководством ввода советских войск в Чехословакию в 1968 г. Напряжение в словацко-венгерских отношениях сохраняется в силу проблемы положения венгерского национального меньшин-

ства в Словакии. Заметим, что все эти факты не проходят мимо внимания китайских экспертов и старательно ими анализируются и подчеркиваются.

Тем не менее, именно Польша является (и должна являться, по мнению китайских экспертов7) основным партнером Китая среди стран Вышеградской группы (несмотря на ее крайне враждебное отношение к РФ). Это объясняется и географическим положением Польши (в силу наличия морских портов и всей важности транзита китайских товаров Польше отводится основная роль среди «опорных точек» вдоль Северного коридора), и возрастающей ролью Польши в рамках различных структур ЕС. Так, Польша участвует в «Веймарском треугольнике» (сотрудничество между Францией, Германией и Польшей), инициировала создание Восточного партнер-ства8, а бывший премьер-министр Польши Дональд Туск в настоящий момент находится на посту председателя Европейского совета. Кроме того, в 2018—2019 гг. Польша будет являться непостоянным членом Совбеза ООН.

Китайские эксперты также подчеркивают, что страны Вышеградской четверки в экономических отношениях с КНР конкурируют между собой и за китайские инвестиции, и за рынки в Китае, поскольку производят схожую продукцию. Однако при этом именно Польша имеет самый высокий балл (88 из 100) в составленном китайскими исследователями инвестиционном рейтинге среди 16 стран ЦВЕ. Вслед за ней следуют Венгрия (79), Чехия (78), Словакия (77), Сербия (76), Эстония (70), Латвия (70), Литва (70), Хорватия (68), Болгария (67), Словения (66), Черногория (65), Македония (65), Албания (64), Босния и Герцеговина (62)9. Понятно, что этот рейтинг отражает не столько благоприятность инвестиционного климата внутри данных стран-реципиентов, сколько их важность для самого Китая.

Разумеется, не обходится и без комплиментов. Так, китайская сторона надеется и на быстрое экономическое развитие стран ^4, и на рост их политического влияния в ЦВЕ и ЕС, так как, по мнению Пекина, Вышеградская четверка обладает большой ценностью при реализации формата «16+1» и успешные отношения с этими странами будут способствовать стимулированию контактов со всеми остальными участниками диалога. Более того, рынки этих четырех

стран, как подчеркивают китайцы, более доступны, чем рынки стран Западной Европы, и поэтому могут служить воротами для более активного проникновения китайской продукции на единый европейский рынок. Кроме того, в этих странах китайские инвесторы могут получить важный опыт для дальнейшего расширения своей экспансии на Запад10.

По мнению китайских экспертов, Вышеградская группа важна и для продвижения инициативы «Один пояс, один путь». В частности, Польша является первой и к настоящему моменту единственной страной ЦВЕ, которая стала участницей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), основанного в 2014 г., а Венгрия — первая европейская страна, которая подписала меморандум о взаимопонимании в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (в июне 2015 г.)11.

Тем не менее, Китай, судя по всему, в своих отношениях со странами региона не намерен рассматривать Вышеградскую четверку как единого партнера. Интересно, как китайские эксперты объясняют такую позицию. Тот же Лю Цзокуй пишет, что в структуре Министерства иностранных дел КНР за отношения со странами Вышеградской четверки отвечают различные подразделения Департамента стран Центральной и Восточной Европы, ввиду чего практические отношения строятся с каждой страной по отдельности — на двусторонней основе. Заметим, что в случае необходимости Китай вполне может создать отдельный департамент или объединить эти страны в один специализированный подотдел в рамках департамента. Ведь создал же он не только департамент, но и отдельный секретариат для обеспечения отношений в рамках формата «16+1». Кстати, Лю Цзокуй также упоминает об этом формате: по его мнению, отношения со странами ^4 уже регулируются Секретариатом «16+1», поэтому создание каких-либо других субрегиональных кооперационных форматов не нужно, в противном случае это может нанести ущерб отношениям Китая с остальными 12 странами. По мнению китайской стороны, на данный момент более чем достаточно использовать уже созданные механизмы «отраслевого» сотрудничества со странами «четверки»: в Польше — это совет предпринимателей и секретариат Агентства по поощрению инвестиций между Китаем и ЦВЕ, в Венгрии — агентство по поощрению туризма между Китаем

и ЦВЕ и соответствующий координационный центр, а в Чехии — совет сотрудничества местного уровня (Совет провинциальных гу-

бернаторов)12.

В статье Лю Цзокуя приводится предложение, сделанное в феврале 2015 г. министром иностранных дел Словакии Мирославом Лайчаком, который призвал Китай больше ориентироваться на че-тырехсоставную систему двусторонних отношений, то есть сотрудничество с ЕС, ЦВЕ, Вышеградской четверкой и уже потом отдельно со Словакией, что позволило бы наладить комплексное сотрудничество между двумя странами. Одновременно Лайчак предложил Китаю использовать такую же модель и для углубления связей с другими государствами «четверки». Как пишет Лю Цзокуй, «это предложение очень конструктивно, но его трудно будет включить в число насущных задач для Китая (to get it onto the Chinese decision-makers' agenda) по причине «ограниченности дипломатических ресурсов» и «уже глубоко сложившихся отношений с четырьмя странами по отдельности»13. К тому же, по мнению Лю Цзокуя, у Китая нет сколь-нибудь существенной мотивации развивать механизм сотрудничества по линии «Китай — V-4», поскольку страны «четверки» играют незначительную роль в решении в рамках ЕС тех вопросов, которые важны для Китая (букв. — «слабо представлены в тех областях, которые имеют для Китая ключевое значение»14). Например, в продвижении китайских товаров и инвестиций на общеевропейский рынок. «Четверка» в этом отношении слишком плотно интегрирована в общие структуры и подчиняется общим нормам и правилам ЕС (которые не ею диктуются). Более того, как подчеркивает Лю Цзо-куй, «у Вышеградской группы нет последовательной и уникальной стратегии экономической политики для привлечения инвестиций из Китая и улучшения экономических отношений между двумя сторонами. Фактически, члены V-4 находятся в постоянном конфликте за доступ к иностранным инвестициям»15.

Вместе с тем китайская сторона признает, что для продолжения эффективного сотрудничества необходимо принимать меры, чтобы как-то сбалансировать торговый баланс Китая со странами Вышеградской четверки и уменьшить сальдо в пользу КНР. При этом заметим, что чем больше объем двусторонней торговли, тем явственнее соответствующий дисбаланс товарооборота. Наибольший дефи-

цит в торговле с Китаем наблюдается у Польши (14,3 млрд евро), затем следуют Чехия (8,4 млрд), Венгрия (4 млрд) и Словакия (1,9 млрд)16. По мнению Пекина, в условиях санкций на экспорт сельхозпродукции в Россию Китай мог бы увеличить свои закупки сельскохозяйственной продукции в странах региона. Кстати, Лю Цзокуй одновременно подчеркивает большую роль китайской диаспоры в «развитии сотрудничества со странами региона» и предлагает развивать и стимулировать сотрудничество на местном уровне (имеется в виду уровень кооперации местных властей стран «четверки» с отдельными китайскими провинциями), вплоть до того, чтобы местные китайские правительства могли иметь представительства при ^4. Это «будет способствовать получению бизнес-информации для китайских предпринимателей и инвесторов и тем самым повысит эффективность сотрудничества в рамках 16+1»17.

Китайско-польские отношения

После распада Советского Союза и советского блока Китай, начиная с 1989 г., не являлся приоритетом польской политики и вообще отошел на второй план. После присоединения Польши к НАТО (1999 г.) и к ЕС (2004.) двусторонние отношения также не были интенсивными. Поворотным моментом стал 2011 г., когда между Польшей и Китаем было заключено соглашение о стратегиче-18

ском партнерстве после мирового финансового кризиса, который затронул Европу едва ли не в наибольшей степени, но практически не затронул Китай. Малые европейские страны, в том числе Польша, бросились искать помощи у богатого Китая. И хотя в 2011 г. у Польши еще не было внятной внешнеполитической стратегии и каких-либо документов, ее определяющих, экономическое сотрудничество с КНР было выделено как одна из приоритетных задач внешней политики страны на 2012—2016 гг.19 В 2016 г. министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковскии подчеркнул, что Китай является «естественным партнером» для Польши в рамках стимулирования экономического развития страны20.

Как уже говорилось, Польша — главный транзитер в регионе и крупнейший торговый партнер КНР (правда, в основном за счет им-

порта товаров из Китая: в 2016 г. продажа китайских товаров в Польшу составила 23,5 % от всей торговли КНР со странами ЦВЕ, в то время как продажа польских товаров в Китай — 3,95 %, это второе место после Чехии — 3,98 %)21. Возможно, именно по этой причине Польше отводится основная роль среди «опорных точек» «Одного пояса, одного пути» вдоль Северного коридора (судя по всему, значительную часть купленных китайских товаров Польша перепродает как «свои»).

Польша является первой страной ЦВЕ, которая стала участницей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. При помощи Польши был учрежден Фонд инвестиционного сотрудничества (также и благодаря Венгрии, которая до какого-то времени была основным партнером Китая среди стран ЦВЕ). Польша — первая страна региона, которая присоединилась к третьему этапу китайско-европейской инициативы «Рациональные и безопасные торговые пути» (Чехия, Венгрия, Литва, Румыния и Словакия стали наблюдателя-ми)22. Не случаен и выбор Варшавы как места проведения первого саммита в формате «16+1».

Именно Польша была выбрана в 2016 г. для визита председателя КНР Си Цзиньпина. Во время этой поездки было подписано соглашение о стратегическом партнерстве и множество других документов о сотрудничестве в самых разных областях, таких, как политика, торговля, финансы, логистика, транспорт, инфраструктура, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и культура. Стороны подчеркнули, что они усиливают взаимосвязь не только на экономическом,

23

но и на политическом уровне .

На наш взгляд, выбор Китаем Польши в качестве основного партнера среди стран ЦВЕ, входящих в формат «16+1», вполне обоснован. Во-первых, Польша является крупнейшей экономикой среди других стран ЦВЕ. За последние 10 лет ВВП Польши вырос на 48,7 %, а вхождение страны в ЕС позволило ей увеличить свой экспорт в государства Евросоюза почти в 3 раза24.

Во-вторых, Польша получает довольно значительную помощь из фондов ЕС по структурным инвестициям. По программе на 2014— 2020 гг. Польша должна получить от европейских фондов достаточно солидную сумму в 86 млрд евро25.

В-третьих, амбиции Польши в рамках ЕС по мере роста ее экономического веса все более выходят за рамки устремлений региональной державы: Варшава считает, что история страны и ее сегодняшнее место позволяют ей претендовать на одну из ключевых ролей в ЕС (наряду с Германией и Францией).

В-четвертых, географическое положение страны и развитая транспортно-логистическая система вполне вписываются в замысел инициативы «Один пояс, один путь».

Поэтому именно Польша является наиболее подходящей страной для очередного прорыва Китая на европейский рынок (наряду с Грецией, уже немало поспособствовавшей этому процессу26). Более активное сотрудничество с Польшей позволяет Китаю подробнее изучить европейский рынок, его инвестиционные условия и возможности и таким образом накопить знания и опыт для дальнейшего продвижения инициативы «Один пояс, один путь».

Нужно отметить, что устремления Китая встречают ответную позитивную реакцию со стороны польских властей. Поскольку около 80 % торговли Польши в настоящее время приходится на европейский рынок, ей необходима диверсификация коммерции и поворот на Восток27. Особенно в условиях санкций на торговлю с РФ, которые Польша активно поддерживает. При этом Брюссель постоянно говорит о необходимости сокращения финансовой помощи странам ЕС, в то время как программа по структурным инвестициям для Польши рассчитана лишь до 2020 г. Поэтому Польше необходимо экспортировать свои товары в Китай, а также привлекать китайские инвестиции для продолжения строительства инфраструктуры. Однако вновь заметим, что рост торгового оборота Польши с Китаем носит сугубо односторонний характер: за 5 лет (с 2011 по 2017 г.) импорт из Китая вырос более чем в 2 раза (до 16,323 млрд евро), в то время как экспорт увеличился менее чем в 1,5 раза — с 1,3 млрд евро в 2011 г. до 2,062 млрд в 2017 г.28. Это, естественно, приводит к усугублению торгового дисбаланса. Польша стремится компенсировать его, развивая политические контакты в надежде, что именно они помогут укрепить экономическое взаимодействие между двумя сторонами.

Дефицит торгового баланса Польши в торговле с Китаем — самый большой среди стран ЦВЕ: 1 : 8 (экспорт товаров из Польши

в Китай составил 0,96 % от общего польского экспорта в 2016 г., в то время как доля импорта из Китая — 8,2 %)29. Естественно, что Польша пытается сократить его путем стимулирования экспорта своих товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, а также предметов роскоши, таких, как драгоценности, янтарь, алкогольные напитки и т. д. При этом цель уменьшить импорт из Китая для Польши не стоит, так как более чем половина импортируемой продукции — это высокотехнологичные наименования и продукция с высокой степенью обработки, предназначенная для китайских, корейский и японских заводов, расположенных в Польше30.

Кроме проблемы торгового дисбаланса, нельзя не отметить крайне неблагоприятную для Польши структуру экспорта: 40 % экспортируемых товаров составляет сырье (неблагородные металлы, пластик, химикаты), которое подвержено перепадам цен на мировом рынке. Например, уменьшение объема китайских закупок польской меди резко усугубило ситуацию в двусторонней торговле. Однако Польша ожидает отмены Китаем запретов на ввоз свинины и получения сертификатов от китайской стороны на ввоз сельскохозяйственной продукции из Польши (той сферы польской экономики, которая понесла большие денежные потери из-за ухудшения экономических отношений ЕС с РФ)31. Здесь заметим, что, как и в случае с РФ, китайская сторона не спешит с выполнением своих обещаний в этой области.

Нельзя не отметить и еще одно сходство ситуации с российской. Польша крайне недовольна объемом китайских инвестиций, которые, несмотря на ожидания, в 2016 г. составили лишь 321,3 млн долл.32 (2,8 % от всех ПИИ в Польше)33. Общий поток инвестиций из Китая за 2007—2016 гг. составил всего лишь 936 млн евро34.

Китайско-чешские отношения

В отличие от Польши, Чехия продолжала уделять внимание сотрудничеству с Китаем и после начала своей посткоммунистической трансформации. Правда, во внешней политике основной целью Чехии также было вхождение в ЕС и НАТО, однако экономические

связи страны были более дифференцированы. Чехия всегда рассматривала Китай как альтернативный вектор экспорта своих товаров и

35

получения инвестиций .

Стоит отметить, что Чехия является самым популярным туристическим направлением для китайских туристов среди 4 стран.

Экспорт товаров из Чехии в Китай составил в 2016 г. лишь 1,09 % от общего экспорта стран ^4, несмотря на его рост с 1,2 млрд евро в 2011 г. до 1,73 млрд в 2017 г. Росту экспорта из Чехии способствует в основном востребованность продукции ее инженерных и автомобильных компаний, а также наличие в Пекине, Шанхае, Чэн-ду и Гуанчжоу чешских торговых представительств. Доля импорта из Китая составила 6,7 % от общего импорта стран ЦВЕ в 2016 г. Торговый дефицит в торговле с Китаем составляет 7,8 млрд евро36. Общий объем китайских инвестиций в Чехию за 2007—2016 гг. — 568 млн евро37.

Китайско-венгерские отношения

В отличие от других стран «четверки», Венгрия поддерживает Китай в таких важных политических вопросах, как снятие эмбарго

ЕС на поставки вооружения в Китай и предоставление Китаю стату-

38

са страны с рыночной экономикой .

Во время визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Будапешт в 2011 г. было объявлено о выделении специального китайского кредита в 1 млрд евро на цели поддержки совместных проектов и стимулирования инвестиций39. После этого визита ожидания венгерской стороны от сотрудничества с Китаем стали расти, а местные СМИ заговорили о важности Венгрии как посредника в развитии отношений ЕС с Китаем40. Однако решение об установлении всестороннего стратегического партнерства было принято лишь в 2017 г.41

Экспорт товаров из Венгрии в Китай составил в 2016 г. 1,5 % от общего экспорта стран ЦВЕ, показав рост в 1,15 раза с 2011 по 2016 г. Доля импорта в общем импорте стран ЦВЕ из Китая — 6,5 %, дефицит торгового баланса — 3,96 млрд евро. При этом наивысший объем импорта из Китая был зафиксирован в 2010 г., составив 6,6 млрд евро42.

В настоящий момент Венгрия является единственной страной в регионе, предоставляющей льготы иностранным инвесторам из стран, не входящих в ЕС. Например, Венгрия дает возможность получить вид на жительство и гражданство при покупке ее государственных облигаций на сумму от 250 тыс. евро43. Потоки китайских инвестиций в регион стали резко увеличиваться со времени вхождения страны в ЕС в 2004 г. В 2010 г. 89 % китайских инвестиций в ЦВЕ получала именно Венгрия. Согласно венгерской статистике, в 2014 г. сумма накопленных китайских капиталовложений достигла 3 млрд долл. (при общих вложениях в ЦВЕ в 5 млрд долл.)44, а в 2016 г. — 3,68 млрд долл. (из общих 10,86 млрд долл. за 2007— 2016 гг.45), в 2017 г. — 4,1 млрд долл.46

Большую роль в экономических и политических отношениях между Китаем и Венгрией играет китайская диаспора, которая стала резко расти после отмены виз для китайских граждан в 1988 г. и ввиду указанных выше условий приобретения венгерского гражданства, которое после вступления страны в Евросоюз фактически предоставляет возможность для получения гражданства ЕС. В связи с этим Венгрия является сегодня страной с самым многочисленным китайским населением в Центральной и Восточной Европе. Отсюда и наибольшая доля китайских инвестиций, направляемая в Венгрию, по сравнению с другими странами ЦВЕ.

Китайско-словацкие отношения

Экспорт товаров из Словакии в Китай в 2016 г. составил 1,6 % от общего экспорта стран ЦВЕ, самый высокий показатель в торговле был достигнут в 2013 г., когда экспорт составил 1,59 млрд евро (в 2017 г. — 1,2 млрд евро). Доля импорта из Китая составила 4,6 % (2016 г.). Торговый дефицит — 2 млрд евро. Однако структура словацкого экспорта серьезно отличается от остальных стран региона в лучшую сторону — экспорт в основном составляет автомобильная индустрия (Volkswagen) — 70 %, далее (11 %) идет оборудование для промышленности, 3,5 % приходится на обувь. Почти половина товаров из Китая — телекоммуникационное оборудование, телевизоры,

компьютеры, офисная техника, а около 15 % — одежда, обувь, игрушки, мебель и изделия из кожи47.

До 2007 г. китайские инвестиции в регион практически не поступали. После 2007 г. среди крупнейших инвестиционных потоков можно назвать 110 млн евро, которые принесли инвестиции China South Locomotive Group и China Aerospace Science Industry Haying Group в автомобильную индустрию и покупка 10 % акций крупнейшей инвестиционной компании Словакии J&Tкитайской компанией Huaxin Energy Group, а также инвестирование компанией Flame 10 млн евро в обувную фабрику48. Заметим, что основу словацкого экспорта в Китай составляет продукция именно тех предприятий, которые получили китайские капиталовложения.

В целом можно отметить, что отношения КНР с V-4 являются красноречивой иллюстрацией стремления Китай политически и экономически закрепиться в сердцевине Европейского континента.

Примечания

1 Подробнее см.: Виноградов А.О. КНР — европейские страны: структура многостороннего сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1. С. 20—28, а также Виноградов А.О. Европейское наступление Пекина // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 20—26.

2 European Commission. Trade. Market Access database. Statistics. URL: http:// madb.europa.eu/madb/statistical_form.htm

3 Ministry of Commerce of People's Republic of China. URL: https://www.ceicd ata.com/en/china/foreign-direct-investment-capital-utilized-by-country

4 См., напр.: Liu Zuokui. How the Chinese Perceive the Visegrad Group. URL: http://16plus1-thinktank.com/1/20161002/1207.html

5 Ibid.

6 Visegrad Plus. Russia drives a wedge between Visegrad Group countries. URL: http://visegradplus.org/opinion/russia-drives-a-wedge-between-visegrad-group-countries/

7 Liu Zuokui. Op. cit.

8 Восточное партнёрство — проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.

9 Liu Zuokui. Op. cit.

10 Ibid.

11 Bringing China Closer. Will others join Hungary on China's new Silk Road? URL: https://gbtimes.com/will-others-join-hungary-chinas-new-silk-road

12 Liu Zuokui. Op. cit.

13 Ibid.

14 Ibid.

15 Ibid.

16 European Commission. Trade. Market Access database. Statistics...

17 Liu Zuokui. Op. cit.

18 China, Poland pledge to boost strategic partnership. URL: http://www.chma. org.cn/world/2015-11/26/content_37163837.htm

19 Polish foreign policy priorities 2012—2016. URL: http://www.msz.gov.pl/reso urce/d31571cf-d24f-4479-af09-c9a46cc85cf6:JCR

20 Minister Witold Waszczykowski in Beijing: President Xi Jinping to visit Poland, Prime Minister Szydlo invited to China. URL: http://www.mfa.gov.pl/en/news/ministe

r_witold_waszczykowsH_in_beijing__president_xi_jinping_to_visit_poland_prime_

minister_szydlo_invited_to_china

21 European Commission. Trade. Market Access database. Statistics...

22 European Commission. Smart and Secure Trade Lanes Pilot (SSTL). URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/customs-security /smart-secure-trade-lanes-pilot-sstl_en

23 Польша и Китай подписали соглашение о стратегическом партнерстве. URL: https://ria.ru/world/20160620/1449331491.html

24 Yao Le P. China and Poland: Economic Cooperation Under the 16+1 Formula. URL: http://www.nouvelle-europe.eu/node/1960

25 European Commission. European Structural & Investment Funds Data. Poland. URL: https://cohesiondata.ec.europa.eu/countries/PL

26 См. Виноградов А.О. Асимметричный ответ или стратегия Китая в глобальном мире // Философские науки. 2015. № 1. С. 116—134.

27 Yao Le P. Op. cit.

28 European Commission. Trade. Market Access database. Statistics...

29 Ibid.

30 V4 Goes global: Exploring opportunities and obstacles in the Visegrad countries' cooperation with Brazil, India, China and South Africa / ed. By Patryk Kugiel. Warsaw: The Polish Institute of Foreign Affairs, 2016. P. 48.

31 Ibid.

32 Ministry of Commerce of People's Republic of China...

33 UNCTADstat. General profile: Poland. URL: http://unctadstat.unctad.org/Co untryProfile/GeneralProfile/en-GB/616/index.html

34 Chinese Investment in Europe. A Country-Level Approach: A Report by the European Think-tank Network on China (ETNC), December 2017 / ed. Hy John Seaman, Mikko Huotari, Miguel Otero-Iglesias. URL: https://www.pism.pl/files/?id_ plik=23889

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 V4 Goes global... P. 40.

36 European Commission. Trade. Market Access database. Statistics...

37 Chinese Investment in Europe. A Country-Level Approach...

38 V4 Goes global... P. 40.

39 Premier Wen Jiabao Holds Talks with Hungarian Counterpart Orban. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/wenjiabaofangwenouzhou_665752/ t833965.shtml

40 V4 Goes global... P. 43.

41 China, Hungary build comprehensive strategic partnership. URL: http://euro pe.chinadaily.com.cn/china/2017-05/13/content_29333254.htm

42 European Commission. Trade. Market Access database. Statistics...

43 Jacoby W. Different cases, different faces: Chinese investment in Central and Eastern Europe // Asia Europe Journal. 2014. Vol. 12. No 1—2. P. 212.

44 V4 Goes global... P. 48.

45 Ministry of Commerce of People's Republic of China...

46 China, Hungary deepen cooperation to achieve fruitful results — ambassador. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/cn_eu/2017-11/26/content_35009905.htm

47 V4 Goes global... P. 50.

48 Ibid. P. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.