Внешняя политика стран Вишеградской группы в контексте европейского миграционного кризиса
А.А. Хотивришвили
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В предлагаемой статье приводится анализ Вишеградского видения миграционных проблем, основанного как на социально-экономических, так и политических факторах. Противоречие между внутриполитической ситуацией и ростом анти-иммигрантских настроений в странах Вишеградской группы в период кризисного социального и экономического положения объясняет их упорство по вопросу квот. Для лидеров Словакии и Венгрии поддержка национальных избирателей оказалась важнее европейской солидарности. Избирателям же в свое время не объяснили, что членство в Европейском союзе несет не только субсидии и бонусы, но и необходимость принять на себя ответственность и возможные тяготы в случае кризисных ситуаций. С другой стороны, позиция Вишеградской четверки справедлива с той точки зрения, что приток ищущих убежище значительно больше предлагаемых квот. Несовместимость позиций восточных и западных европейцев в отношении «миграционного кризиса», политиков-популистов и бизнесменов-прагматиков делает почти невозможным в обозримой перспективе достижение согласия внутри ЕС по основополагающим проблемам общей миграционной политики на принципах добровольности и солидарности. Вместе с тем правительства стран Восточной и Южной Европы сегодня имеют исторический шанс повысить свой авторитет в международных делах, если будут играть более активную роль на мировой арене в вопросах постконфликтного урегулирования за пределами Евросоюза. Конечно, речь идет не столько о деятельности в рамках ООН или ОБСЕ, а в первую очередь - о собственных социальных инициативах в отношении Западных Балкан, например, или об инвестировании в традиционные секторы североафриканской экономики. В этих регионах и сферах усилия восточно-европейских стран более востребованы и эффективны, чем в делах Большого Ближнего Востока. Именно в этом случае общества этих стран перестанут быть «бедными родственниками» при формировании коммунитарных политик Европейского Союза. Методология, применяемая автором в ходе работы над материалом: метод структурного анализа, статистический метод и метод ключей (при сопоставлении миграционных вызовов и квот отдельно взятых стран).
Ключевые слова: Венгрия, Чехия, Польша, ЕС, миграционный кризис, квоты.
Foreign Policy of the Vishegrad Group Countries in the Context of The European Migration
Crisis
A.A. Khotivrishvili
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The proposed article provides an analysis of the Visegrad vision of migration problems, based on both socio-economic and political factors. The contradiction between the domestic political situation and the growth of anti-immigrant sentiments in the countries of the Visegrad group during the crisis social and economic situation explains their persistence on the issue of quotas. For the leaders of Slovakia and Hungary, the support of national voters was more important than European solidarity. Voters were not explained in due time that membership in the European Union brings not only subsidies and bonuses, but also the need to take responsibility and possible hardships in case of crisis situations. On the other hand, the position of the Visegrad Four is fair from the point of view that the influx of asylum seekers is much larger than the proposed quotas. The incompatibility of the positions of Eastern and Western Europeans regarding the "migration crisis", populist politicians and pragmatic businessmen makes it almost impossible in the foreseeable future to reach agreement within the EU on the fundamental problems of a common migration policy based on the principles of voluntarism and solidarity. At the same time, the governments of
Eastern and Southern Europe today have a historic chance to increase their authority in international affairs if they play a more active role in the world arena in matters of post-conflict settlement outside the EU. Of course, this is not so much about activities within the UN or the OSCE, but primarily about their own social initiatives regarding the Western Balkans, for example, or about investing in traditional sectors of the North African economy. In these regions and areas, the efforts of Eastern European countries are more in demand and effective than in the affairs of the Greater Middle East. In this case, the societies of these countries will cease to be "poor relatives" in the formation of communitarian policies of the European Union. The methodology used by the author during the work on the material: structural analysis method, statistical method and key method (when comparing migration challenges and quotas of concrete countries).
Keywords: Hungary, Czech Republic, Poland, EU, migration crisis, quotas/
Участие стран Вишеградской группы в урегулировании кризисов в Африке и на Ближнем Востоке
вал не только действия Евросоюза в отношении реформирования миграционного законодательства, усиления и создания новой стратегии региональной безопасности. Наряду с Европейским союзом, страны Вишеграда также задумались над вопросом создания стратегии внутрирегиональной безопасности, а также стали активнее участвовать в вопросах урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, Ираке, Афганистане. В первую очередь, это касается участия стран Вишеграда в военных операциях и заседаниях по вопросам гуманитарного обеспечения стран Ближнего Востока в рамках стратегических программ ЕС и НАТО.
Венгрия, Польша и Чехия являются членами НАТО с 1999 г. Словакия присоединилась к альянсу в 2004 г. Однако участие стран Восточной Европы в военных операциях ограничивалось лишь участием на саммитах и действиями рекомендаци-онного характера. В целом, деятельность группы внутри Североатлантического альянса была определена Соединенными Штатами. Страны Вишеграда не участвовали напрямую в интервенции в Ирак, Афганистан. Их деятельность в рамках военных операций в Ливии в 2011 г. в рамках урегулирования гражданской войны под эгидой НАТО и ЕС, также была в рамках консультаций и совместных заседаний с другими членами Альянса. Вместе с тем, страны Вишеграда осознали необходимость создания внутрирегионального военного подразделения в качестве субъеди-
ницы ЕС и НАТО. В 2011 г. Чехия, Венгрия, Польша и Словакия провели саммит, посвященный формированию Вишеградской тактической группы до 2016 г., которая могла бы стать эффективным военным образованием в рамках ЕС и НАТО1. Руководители Вишеграда договорились провести еще ряд консультативных встреч с европейскими и американскими партнерами для того, чтобы проработать основные положения для создания данной группы в долгосрочной перспективе. В конце января 2013 г. в Братиславе состоялся саммит Вишеградского сотрудничества в области безопасности, в рамках которого премьер-министры Венгрии, Польши, Словакии и Чехии обсудили вопрос создания тактической группы в рамках проекта общей безопасности в регионе. В ходе саммита были сформулированы основные цели и задачи группы, в частности, Вишеград рассматривает данную боевую группу как важный вклад в эффективное функционирование ЕС и НАТО. Помимо этого, боевая группа смогла бы заполнить необходимый реестр боевых групп для участия в военных операциях Альянса и Союза2.
Вишеградская боевая группа имеет ряд практических преимуществ не только для стран Вишеграда, но и для стран-членов ЕС и Альянса. Во-первых, боевая группа является важным инструментом по преобразованию вооруженных сил региона. Так, например, военные базы НАТО, расположенные в Польше и Венгрии, использовали отряды, сформированные группой для
1 Report from the DAV4 Visegrad Security Cooperation Workshop. Central European Policy Institute. Bratislava - p. 1
2 Там же. - p. 2-3
их подготовки и обучению к быстрому развертыванию в кризисных регионах, а также в качестве развития текущего и будущего военного потенциала для проведения миротворческих и гуманитарных операций Вишеградской группы. Создание группы также повысило оперативность взаимодействия между странами-членами НАТО Восточной Европы и Западных союзников. Во-вторых, отряды Группы стали использоваться НАТО в качестве резервных войск в Силах реагирования Североатлантического альянса, а также в операциях на Ближнем Востоке. В 2016 году Вишеградом и НАТО был создан постоянный военный орган сил быстрого реагирования для обучения солдат в Восточной Европе. Кроме того, Вишеград смог извлечь выгоду благодаря сотрудничеству с Альянсом в области обучения солдат, повысив свой статус внутри ЕС как эффективного не только в экономическом и политическом, но и военном плане образова-ния1.
Созданием данной группы Вишеград показал стремление к созданию не только концепции региональной безопасности, но и общей стратегии внешней безопасности ЕС. В создании данной группы активное участие принимала Польша, взяв на себя роль рамочной страны, ввиду ее более весомого значения в НАТО и ЕС в целом. Вишеградом была определена система разделения потенциала всех стран участников на модули, в соответствии с которой и формировалась военная группа. В конце 2016 г., Вишеград провел серию завершающих консультативных встреч с Брюсселем по внедрению группы в силы быстрого реагирования НАТО [Szczepanikova, Canek, Gril 2006: 34-37].
Боевая группа включает в себя девять модулей, формированием, обучением и заполнением каждого из которых будут заниматься ведущие страны Альянса. Группа состоит из 2500 военнослужащих: 950 военнослужащих предоставлено Польшей, 750 - Чешкой Республикой, 400
- Венгрией и 400 - Словакией2. Кроме того, в каждой группе имеется отдельный логистический и медицинский центр. Группы оснащается дополнительным боевым обеспечением, обслуживанием и ротационным крылом. Каждая страна Више-града отвечает за определенную область в формировании данных боевых групп. Например, Венгрия отвечает за инженерную, медицинскую поддержку и разведку. Польша, как ведущая страна, исполняет роль командного центра.
Для эффективного участия в операциях на ближнем Востоке, Вишеградской группе необходимо также решить вопрос стратегического транспорта. Венгрия предложила странам-членам Вишеграда использовать самолеты с военной базы «Папа» для наиболее эффективной отправки грузов и гуманитарной помощи в соответствующие кризисные районы. Для того, чтобы обеспечить необходимый потенциал для Военной группы, страны Вишеграда расширили сотрудничество со странами региона, которые также были заинтересованы в поддержании функционирования военной группы. В частности, Вишеград-ская группа обсудила возможность расширения военной группы Вишеграда на саммите формата В4+3, где помимо стран-членов Вишеградского сотрудничества присутствовали представители Австрии, Словении и Хорватии. В целом же, Више-градская военная группа была полностью сформирована в начале 2017 г., после запуска первой программы по обучению солдат Группы военными силами НАТО3.
15 декабря 2016 г. состоялась еще одна встреча Вишеградской группы в Брюсселе посвященная проблемам урегулирования миграционного кризиса и усиления безопасности в Европе. Премьер-министры Венгрии и Польши предложили совместный проект по оказанию гуманитарной и медицинской помощи сирийскому населению в наиболее пострадавших районах.
1 Report No. 35: Visegrad Defense Cooperation: From Mutual Support to Strengthening NATO and the EU. Center for European Policy Analysis - p. 3-4
2 Report No. 35: Visegrad Defense Cooperation: From Mutual Support to Strengthening NATO and the EU. Center for European Policy Analysis - p. 5
3 Programme of the Polish presidency of the Visegrad group. 1 July 2016 - 30 June 2017. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Poland - p. 17
Предполагалось, что гуманитарные грузы будут доставляться в рамках смежных гуманитарных проектов НАТО на Ближнем Востоке1. Венгрия предложила провести пять таких операций за год. Однако Словакия и Чехия не разделили позицию последней, сославшись на и так высокие затраты в связи с проведением данной операции, на фоне финансирования военной группы и распределения бюджетных средств Вишеградского фонда для размещения мигрантов. Через несколько дней после брюссельской встречи, военные эксперты из Польши, Чехии и Венгрии встретились в Праге для определения состава гуманитарной помощи. Так Чехия и Словакия обязывались отправить 4670 коробок с гуманитарным грузом, Венгрия и Польша 6900 коробок с медикаментами. Више-градской группой было намечено три таких гуманитарных операции в 2017 г., однако в настоящий момент, Вишеград провел только одну такую гуманитарную информацию при непосредственной поддержке и посредничестве НАТО.
В целом, деятельность Вишеградской четверки в вопросах урегулирования сирийского кризиса и повышения стабильности Ближнего Востока характеризуется посредничеством и консультативными встречами с ЕС, и НАТО. На саммите НАТО в Варшаве в июле 2016 г. Польша и Венгрия активно участвовали в дискуссиях на тему деэскалации гражданской войны в Сирии, призывая партнеров Североатлантического альянса действовать в соответствии с положениями и задачами, установленными на текущий год23. В первом квартале 2017 г. Вишеградские лидеры провели
1 Joint Statement of the Heads of Governments of the V4 Countries (V4 Prime Ministers). Brussels, 15 December 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 4 December 2017. URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/j oint-statement-of-the-161215-1
2 Lindley-French J. NATO: The Enduring Alliance 2016. Twenty Vital Defence Planning and Related Questions the NATO Warsaw Summit Should Ad-dress...but will probably not. - 2016. - 31 P.
3 NATO Summit Guide. Warsaw, 8-9 July 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 4 December 2017. URL:
https://www. nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_ 2016_07/20160715_1607-Warsaw-Summit-Guide_2016_ENG.pdf
ряд встреч со своими европейскими партнерами по региону - Австрией, Словенией и Хорватией. Темой встреч стали вопросы координации совместных действий в Североатлантическом Альянсе и тесное сотрудничество в области внешней безопасности, а также возможное участие данных стран в Вишеградской военной группе. Ввиду того, что Австрия также, как и Венгрия больше других стран Центральной Европы столкнулась с притоком беженцев, она была заинтересована в региональном сотрудничестве в рамках проектов по преодолению кризисов на Ближнем Востоке. Переговоры о присоединении Австрии к Военной группе должны начаться в феврале 2018 г. На следующем саммите НАТО 24-25 мая 2017 г. в Брюсселе, Вишеград-ские страны также отметили необходимость урегулирования сирийского конфликта. Венгрия и Польша заострили внимание, также, на борьбу с террористическими группами в Северо-Западной Африке, в частности в регионе Сахеля, откуда, по данным ООН, прибыло около 260 тыс. беженцев.
Еще одной встречей посвященной проблеме урегулирования кризиса на Ближнем Востоке стал саммит Вишеград-ской четверки в Варшаве с представителями Австрии, Болгарии, Хорватии, Словении и Бельгии в ноябре 2016 г. На встрече министры внутренних дел Вишеграда предложили создать центр управления миграционным кризисом, основной задачей которого будет координация совместных действий в сфере помощи мигрантам как прибывшим в Европу, так и за ее предела-ми4. Проект был поддержан всеми участниками встречи. В начале 2017 г. Центр, со штаб-квартирой в Варшаве, начал функционировать. Помимо координации действий стран-участников, основными задачами центра будут обеспечение и создание необходимых условий для мигрантов, оказавшихся в лагерях для беженцев в Иорда-
4 Joint Statement of V4 Interior Ministers on the Establishment of the Migration Crisis Response Mechanism. Warsaw, November 21, 2016 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 4 December 2017. URL: http ://www.visegradgroup.eu/calendar/2016/j oint-statement-of-v4
нии, Ливане, Турции. Для этого, Више-градская группа, Австрия, Бельгия и Хорватия выделили порядка 200 млн. евро. на реализацию данного проекта.
Деятельность Вишеградской четверки в рамках урегулирования миграционного кризиса направлена в первую очередь на решение внешнего фактора, создавшего сам кризис - сирийский и ливийский конфликты. Вишеград, на современном этапе, как региональное объединение не способен обособлено заниматься вопросом урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Основная деятельность группы в данном контексте - посредничество и тесное сотрудничество с Евросоюзом, и НАТО, как более опытными и крупными международными объединениями. Условно можно разделить деятельность группы на два направления - внутреннее и внешнее. Внутреннее происходит в рамках участия стран Вишеграда в заседаниях, встречах. саммитах стран Североатлантического альянса и Европейского союза в вопросах внешней безопасности, участия в военных и гуманитарных операциях по поддержанию мира, а также вопросы социального характера в государствах с нестабильной политической ситуацией. Здесь Вишеград-ские страны являются частью системы принятия решений и их предложения могут быть рассмотрены на консультативном уровне и при необходимой поддержке. Что касается внешней деятельности группы в вопросах урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке и Африке, здесь также нельзя говорить о полной независимости Вишеградской группы. Основу деятельности также составляют консультации и переговоры, однако уже для того, чтобы способствовать развитию идей Вишеграда. Так, например, после инициации проекта Вишеградской военной группы, как региональной военной единицы, а также дополнительной структурной единицы НАТО в вопросах мирных гуманитарных операций, Вишеградская группа заручилась полной поддержкой со стороны НАТО и ЕС. НАТО поддержало проект, в первую очередь потому, что создание дополнительной резервной военной единицы в Восточной Европе способствовало бы наиболее быст-
рому реагированию на проблемы гуманитарного и внешнеполитического характера. Вишеградская группа, в первую очередь, заинтересована в дополнительно партнерстве на региональном и международном уровне. Здесь можно говорить о полной самостоятельности Вишеграда. В хоте встреч со своими основными партнерами -странами Центральной, Южной Европы, а также странами Бенилюкса, Вишеградская группа создает Центр помощи мигрантам за пределами ЕС, для обеспечения необходимых условий размещения беженцев на территориях государств-транзитеров, и как следствие этого, уменьшить миграционную нагрузку на Южную и Восточную Европу.
Несомненно, внешнеполитическая деятельность Вишеграда даст свои результаты со временем, однако говорить о крупных достижениях пока рано. Действуя в рамках внешнеполитического курса Евросоюза и НАТО, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия не могут быть полностью обособленными. Однако, если сравнивать деятельности Вишеграда на момент ее создания, в последующие десять лет и в настоящее время, то с уверенностью можно говорить о том, что из внутренней организации региона, Вишеград превратился в полноценное региональное объединение с активизацией деятельности на международном уровне. Возможно, что в скором времени можно будет наблюдать Вишеград, как региональное объединение, но с акцентом на международное сотрудничество.
Финансовое и техническое взаимодействие Вишеградской группы со «странами-транзитерами» мигрантов
Несмотря на то, что Вишеградская группа придерживается в основном общего внутри и внешнеполитического курса Европейского союза, в вопросах региональной безопасности, миграционной политики, а также международного сотрудничества, страны Вишеграда остаются консервативными и не всегда следуют общепринятым курсам. После того, как стало ясно, что Европа не сможет справиться с наплывом мигрантов, Еврокомиссии ничего не оставалась, кроме как ввести систему квотирования и распределения мигрантов по
Евросоюзу для уменьшения давления на страны, куда стремятся мигранты в первую очередь - Германию, Данию, Швецию, Норвегию, Нидерланды, Великобританию и Францию. Данное предложение вызвало противоречивую реакцию со стороны стран-членов. Особенно остро отреагировали страны Центральной и Восточной Европы, где наблюдался самый низкий процент подачи заявок на предоставление убежища. Страны Вишеграда настаивали на том, что принятие всех мигрантов не может быть выходом, так как большая часть мигрантов являются экономическими беглецами, в поисках лучшей жизни. Венгрия - одна из стран Евросоюза наиболее пострадавшая из-за наплыва мигрантов, несмотря на свое членство в Вишегра-де была вынуждена обратиться в ЕС за помощью в распределении мигрантов, пытающихся добраться до Германии и Швеции и превративших Венгрию в страну-транзитера. Несмотря на несогласие с условиями квотирования, Венгрия и Польша подписали документ. Под давлением Евросоюза за ними свои подписи поставили президенты Чехии и Словакии. Когда стало ясно, что даже система квотирования не может в полной мере разрешить сложившуюся проблему, страны Вишеграда организовали саммит группы, на котором они обсудили вопросы внешнего разрешения кризиса. Одним из предложений стало создание программы совместного сотрудничества Вишеградской группы со странами-транзитерами, в которых мигранты находятся в ожидании возможности добраться до страны приема.
Данная программа имела два основных направления: внутреннее и внешнее. Внутреннее направление было направлено на оказание помощи странам-членам ЕС, наиболее пострадавшим от наплыва мигрантов. В первую очередь это Италия, Греция, Кипр и Македония. В 2015 г. Вишеград направил предложение премьер-министру Италии Маттео Ренци о сотрудничестве в области борьбы с нелегальной миграцией на средиземном море1. Италия,
1 Visegrad Letter to the Prime Minister of Italy. 13 March 2015 [Electronic resource]. // Accessed: 7 De-
страдающая от наплыва мигрантов с конца 2010 г., приняла предложение Вишеграда. Через несколько недель, лидеры пяти стран встретились в Праге, чтобы обсудить условия сотрудничества. Вишеградом была предложена стратегия, по которой Италия брала на себя обязанность патруля своих водных границ и обеспечения безопасности прибывших мигрантов. С этой целью Вишеград выделил свыше 145 млн. евро на оснащение береговой зоны специальными пунктами по приему беженцев, в которых они могли получить необходимую медицинскую и гуманитарную помощь. Также, на совместные средства Ви-шеграда было куплено около 550 малогабаритных судов, для обеспечения эффективного патрулирования. В настоящее время, к данному «проекту» могут присоединиться Франция, Испания и Хорватия, в рамках общей программы по спасению мигрантов, переправляющихся через Средиземное море. 19 июля 2017 г. страны-члены Вишеграда отправили новое официальное письмо премьер-министру Италии Паоло Джентиноли, в котором они вновь поддержали Италию в ее борьбе с миграционным потоком из Северной Африки и выразили готовность новой финансовой помощи2.
Другим не менее важным внутренним направлением стал Восточно-балканский маршрут. В период с 2014-2016 гг. по нему прошло 1,2 млн. мигрантов. Самыми уязвимыми странами данного направления были Греция, Кипр и Македония. Данный миграционный поток представлял наибольшую опасность для Вишеграда, так как именно через него мигранты старались попасть в Германию и Швецию. Прямой путь пролегал через Венгрию. После массового наплыва мигрантов в 2015-2016 гг. именно это направление стало приоритетом в деятельности Вишеградской группы по уменьшению миграционного потока. В самом начале 2016 г., Вишеград организу-
cember 2017. URL: http://www.visegradgroup.eu/v4-letter-to-the-prime/2015
2 Visegrad Letter to the Prime Minister of Italy. 19 July 2017 [Electronic resource]. // Accessed: 7 December 2017. URL: http://www.visegradgroup.eu/v4-letter-to-the-prime
ет встречу на уровне министров иностранных дел. Помимо Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, на встречу были приглашены министры Словении, Сербии и Македонии1. Темой встречи стал вопрос утверждения мер, направленных на борьбу с миграцией. Венгрия предложила странам создать специальную комиссию по вопросу контроля приграничной с Грецией зоны для недопущения свободного прохождения мигрантов. Проект был одобрен и на его осуществление страны-участники выделили 82 млн. евро. Однако ввиду слишком большого наплыва беженцев реализовать проект в короткие сроки было практически невозможно. Вишеград решил провести внеочередное собрание в феврале 2016 г. с Македонией и Болгарией, через границу которой мигранты также попадают в Ев-ропу2. Главным вопросом все также оставалась проблема контроля и пересечения границы. Было решено продолжать реализацию проекта по усиления приграничного контроля, а также развертывания временных центров для предоставления мигрантам медицинской помощи. Для этого, из Вишеградского фонда было выделено еще 23 млн. евро.
К концу 2016 г. стало ясно, что даже предпринятых совместных усилий с Центральными Балканами оказалось недостаточно. После зимы, поток мигрантов из Турции только лишь возрос. На фоне этого Вишеградская группа решила расширить сотрудничество со странами-транзитерами и в ноябре 2016 года пригласила на саммит Грецию, являющуюся самой уязвимой из стран Балканского полуострова3. На сов-
1 Meeting of the Interior Ministers in the V4 + Slovenia, Serbia and Macedonia. Prague, 19 Janvier 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 7 December 2017. URL:
http://www.visegradgroup.eu/calendar/2016/joint-declaration-of
2 Extraordinary Summit of V4 Prime Ministers and Prime Ministers of Macedonia and Bulgaria. Prague, 15 February 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 7 December 2017. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2016/joint-statement-on
3 Meeting of Ministers of Foreign Affairs of the Vise-
grad Group and the Western Balkans. Warsaw, 29 No-
vember 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 8 December 2017. URL:
местном заседании, премьер-министры Вишеграда предложили Греции финансовую поддержку, а также техническое и медицинское оснащение для развертывания центров помощи беженцам. Кроме того, как и в случае с Италией, Вишеград предложил Греции заняться патрулированием морских границ у греческо-турецкой границы. Для реализации этого плана, Више-град выделил 110 млн. евро и отправил 180 медицинских специалистов. В целом, данные меры способствовали частичному контролю и сокращению нелегальной миграции, а также сокращению миграционного потока.
Внешнее направление программы в рамках борьбы с нелегальной миграцией и сокращению миграционного потока стало сотрудничество Вишеграда с Турцией и Иорданией в вопросах финансирования и технической помощи данным странам для создания необходимых условий мигрантам. Данное направление является логичным географическим продолжением Восточно-балканского миграционного потока, для сокращения которого требовалось начать тесный диалог с первичными стра-нами-транзитерами мигрантов4. Необходимо отметить, что Вишеградская группа начала сотрудничать с Турцией за год до того, как в Брюсселе в июле 2016 г. Евросоюз и Турция подписали соглашение о сотрудничестве в области урегулирования миграционного кризиса. Встреча была инициирована Словакией, на тот момент являющейся страной-председателем в Ви-шеградской группе. Двусторонняя встреча министров иностранных дел прошла в Анкаре в мае 2015 г.5 На встрече обсуждались вопросы энергетической безопасности, сирийский и ливийский кризисы, а также во-
http ://www.visegradgroup.eu/calendar/2016/the-visegrad-group-j oint
4 Grabusching M.A. R., The Visegrad Four: a new European centre of power? [Electronic resource]. // Accessed: 16 November 2017. URL: http://challenging-diversity.eu/2017/09/15/the-visegrad-four-a-new-european-centre-of-power/
5 Working meeting of V4 + Turkey Foreign Ministers. Antalya, 12 May 2015 [Electronic resource]. // Accessed: 8 December 2017. URL: http ://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/v4 -and-turkey-shared
просы миграционных потоков. Турция была заинтересована, в первую очередь потому, что хотела начать диалог по вопросу вступления в ЕС, а также извлечь выгоду в вопросе миграции. Словакия предложила Турции отправить контингент медицинских специалистов, а также гуманитарную помощь в лагеря беженцев. Кроме того, Вишеград должен был выделить около 80 млн. как гарантия того, что Турция оставить часть мигрантов у себя. Несмотря на это, Турция не выполнила все условия, концентрируя свое внимание только на вопросе запуска переговоров о вступлении в ЕС. В этой ситуации Вишеград не мог ничего предпринять, а потому было решено отказаться от реализации проекта. В последующем, Вишеградская группа была противником заключения соглашения между Евросоюзом и Турцией в вопросе урегулирования кризиса, считая, что Турцию нельзя слишком близко допускать во внутренние дела ЕС. Вишеградская группа также выразила опасения, что, заключив соглашение, Турция получит мощный козырь для давления на ЕС в вопросе запуска переговоров о вступлении в ЕС.
В 2016 году Вишеградская группа создала специальный Центр помощи мигрантам на территории и за пределами ЕС1. Данный проект поддержали также Австрия, Словения и Хорватия. Целью данного центра была координация стран-участников в вопросах размещения мигрантов, предоставлениям им убежища и т.д. Также, для обеспечения соответствующих условий в странах-транзитерах, центр направлял гуманитарную помощь. Так, только за 2016 год, центр отправил гуманитарную помощь в лагеря в Иордании и Ливане для обеспечения всем необходимым более 45 тыс. беженцев [Ivanova 2016: 36].
Деятельность Вишеградской группы в вопросах сотрудничества как внутри ЕС, так и за его пределами со странами-
1 Joint Statement of V4 Interior Ministers on the Establishment of the Migration Crisis Response Mechanism. Warsaw, November 21, 2016 2016 [Electronic resource]. // Accessed: 4 December 2017. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2016/joint-statement-of-v4
транзитерами мигрантов является важным примером того, каким образом региональное объединение внутри Евросоюза может осуществлять свою деятельность для защиты собственных интересов. Несомненно, Вишеградская группа не способна самостоятельно разрешить проблемы с мигрантами даже на региональном уровне, сотрудничая с соседними странами. Нежелание следовать общей европейской миграционной политике побудило страны-члены Вишеграда к активизации своей деятельности на уровне самой проблемы, а не над ее последствием. Страны Вишегра-да отлично понимают, что просто реализация политики квотирования и распределения мигрантов не приведет к урегулированию кризиса, а лишь будет способствовать тому, что мигранты, по большей части экономические, с еще большей силой будут штурмовать Европу. Поэтому, Више-град предпринял попытки создания своей собственной системы реагирования и борьбы с наплывом мигрантов. В целом, кооперация Вишеграда была успешной. Прямое взаимодействие со странами-транзитерами способствовало частичному сокращению нелегальной миграции в двух основных направлениях - Средиземноморском и Восточно-Балканском. Также, развертывание специальных медицинских и гуманитарных центров на границах стран-транзитеров существенно сократило поток нерегистрируемых мигрантов и позволило отчасти дистанцировать реальных беженцев, от нелегальных мигрантов. Более того, в скором времени, Вишеградская группа планирует создать дополнительный центр по вопросам миграции в дополнении к существующему, для процесса депортации незаконных мигрантов, у которых нет оснований оставаться в Европе. Конечно, деятельность данного центра будет ограничена территориально и скорее всего, будет распространяться на саму Вишеградскую группу и стран-партнеров - Австрию и Словению. Однако, данная деятельность является хорошим примером для того, чтобы Евросоюз также начал реализацию похожих проектов, которые позволят существенно снизить экономическую и социальную нагрузку на страны Европы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
International Migration Book 2017 // OECD. Multilingual Summaries. - 2017. - 364 P.
Ivanova D. Migrant Crisis and The Visegrad Group's Policy. International Conference "Knowledge-Based organization". - p. 36.
Katan D. Migration Crisis Unites Visegrad Group // Bulletin of PISM. - 16 September 2015.
- No. 82 (814). - P. 1-2.
Musazade R. The changing political role of Visegrad countries in the EU // Final Master thesis. Vytautas Magnus Universuty. - 2017. - 68 P.
Szczepanikova A., Canek M., Gril J. Migration Processes in Central and Eastern Europe: Unpacking the Diversity - p. 34-37.
Курылев К.П., Курбанов Р.М., Макенова А.Б., Хотивришвили А.А. Миграционные потоки из Центральной Азии в страны Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. №2. C. 315-327.
Смерина К. Внешнеполитические стратегии стран Вишеградской группы // Международные процессы. - 2013. - Том 11, №33. - С. 95-104.
Хотивришвили А.А. Сотрудничество Вишеградской группы с международными организациями по вопросам миграции // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 5. С. 504-509.
Сведения об авторе: Хотивришвили Анна Александровна - магистр в области международных отношений, кафедра теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: annkhotivrishvili@yahoo. com).
REFERENCES
International Migration Book 2017 // OECD. Multilingual Summaries. - 2017. - 364 P.
Ivanova D. Migrant Crisis and The Visegrad Group's Policy. International Conference "Knowledge-Based organization". - p. 36.
Katan D. Migration Crisis Unites Visegrad Group // Bulletin of PISM. - 16 september 2015.
- No. 82 (814). - P. 1-2.
Musazade R. The changing political role of Visegrad countries in the EU // Final Master thesis. Vytautas Magnus Universuty. - 2017. - 68 P.
Szczepanikova A., Canek M., Gril J. Migration Processes in Central and Eastern Europe: Unpacking the Diversity - p. 34-37.
Kurylev K.P., Kurbanov R.M., Makenova A.B., Khotivrishvili A.A. Migracionnye potoki iz Central'noj Azii v strany Evropejskogo Soyuza // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 18. №2. C. 315-327.
Smerina K. Vneshnepoliticheskie strategii stran Vishegradskoj gruppy // Mezhdunarodnye processy. - 2013. - Tom 11, №33. - S. 95-104.
Khotivrishvili A.A. Sotrudnichestvo Vishegradskoj gruppy s mezhdunarodnymi organi-zaciyami po voprosam migracii // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 5. S. 504-509.
About the author: Khotivrishvili Anna - magister of the International Relations of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University (e-mail:annkhotivrishvili@yahoo.com).