УДК 257:262.1(470-20) (092)
Епископ Каскеленский Геннадий
Выпускник костромской духовной СЕМИНАРИИ ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕкСАНДР ГоРСкИй -
основатель церковно-исторической школы московской духовной академии
В статье рассказывается об одном из выдающихся выпускников Костромской духовной семинарии «великане русской науки» многолетнем ректоре главного богословского учебного заведения России, Московской духовной академии, протоиерее Александре Васильевиче Горском. Плодом его трудов на педагогической ниве стало появление в МДА уникальной церков-но-исторической школы, к которой можно отнести множество ученых исследователей, составивших цвет отечественной науки. Сегодня, когда возрождается отечественное духовное образование, развивается богословская наука, для Церкви особую важность приобретает обращение к опыту научной и педагогической деятельности нашего прославленного земляка.
Ключевые слова: Протоиерей Александр Горский, Костромская духовная семинария, Московская духовная академия, церковно-историческая наука, научная работа студентов, педагогическое послушание.
Трудно переоценить научно-педагогический труды выпускника Костромской духовной семинарии 1828 года, выдающегося отечественного историка, многолетнего ректора главного богословского учебного заведения России, Московской духовной академии, протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875). Можно с полной уверенностью сказать, что эпоху подлинной церковно-историче-ской науки открывает именно он. Профессор МДА А. А. Спасский, занимавший кафедру общей церковной истории в начале двадцатого века, говорил, что «Горский был первым церковным историком в строгом и истинном смысле этого слова, и ему преимущественно духовная академия обязана тем широким развитием, какое нашли в ней церковно-исторические занятия»1.
1 Спасский А.А., проф. Первая лекция по кафедре Общей Церковной истории // Богословский Вестник. 1903. ТЛ. С. 285.
Епископ Каскеленский Геннадий,
управляющий делами Православной Церкви Казахстана, ректор Алма-Атинской православной духовной семинарии, Казахстан
Протоиерей Александр Горский
Историческая постановка преподавания богословских наук в Московской духовной академии есть дело преимущественно Горского. До тридцатых годов XIX столетия в академии любимыми предметами студентов были философия и формально-богословское направление. Профессор А. В. Горский произвел переворот в характере научной деятельности студентов академии и на самое видное место поставил церковную историю. Начало этого переворота связано также с именем архимандрита (впоследствии - архиепископа) Филарета (Гумилевского), занимавшего пост ректора МДА с 1835 по 1841 год. Он был одним из предшественников Александра Васильевича по кафедре церковной истории. Как мы знаем, отец Филарет и А. В. Горский были друзьями со студенческой скамьи и, став наставниками академии, занимались изучением источников по истории Русской Церкви. Но влияние архимандрита Филарета на академическую жизнь продолжалось недолго. В конце 1841 года он занял епископскую кафедру в Риге, и главным деятелем в этом направлении оставался Александр Васильевич. Уже в первые годы службы А. В. Горского в МДА архимандрит Филарет писал ему: «На тебе важная лежит ответственность за направление целой академии. Твое влияние должно быть сильнее всех, потому, что ты сильнее всех до одного из нас. Я никому не люблю льстить, а тебе и нет нужды»2. Преемники Александра Васильевича по кафедре свидетельствовали, что благодаря Горскому «Московскую духовную академию, по господствующему в ней ученому духу, с полным правом можно именовать академией церковно-исторической науки»3.
Горский начал свои труды по кафедре с решительного шага. Он не стал при подготовке к лекциям пользоваться общепринятым пособием Преосвященного Иннокентия, а начал составлять свой самостоятельный курс. Необходимо также иметь в виду, что на молодом бакалавре (позже - профессоре) лежала обязанность излагать церковную историю во всем ее объеме. Тогдашняя кафедра церковной истории обнимала целый ряд исторических наук: библейскую историю Ветхого и Нового Завета, общую церковную историю и историю Русской Церкви. Преподавателю стоило неимоверных усилий подготовить качественные лекции по всем этим отраслям церков-но-исторической науки. И тем не менее, по свидетельству профессора А. П.
2 Цит. по: Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 324.
3 Спасский А.А., проф. Указ. соч. С. 279.
Лебедева, «Горский с успехом разработал свой предмет, в этом ему помогло основательное знание языков новых и древних и изумительная память»4. Александр Васильевич был педагогом в высшей степени добросовестным, он не опускал ни одного отдела из своего необъятного предмета. Его глубокие познания в истории удивляли современников. Как говорит А. А. Спасский, Горский «впервые и самостоятельно создал эту науку»5.
Магистр девятнадцатого курса МДА (1850-1854) А. Ф. Лавров-Платонов (в монашестве - Алексий)6 так охарактеризовал педагогическую деятельность Горского: «Он учил нас трояким способом: всех вообще на кафедре, увлекая нас своими глубокими изысканиями, историческими картинами, блестящими характеристиками отцов и учителей Церкви; затем он всех же нас учил на другой своей кафедре - в библиотеке. Это тоже драгоценнейшие для нас его лекции, коими он вводил нас в полное обладание литературою предмета. Но были еще его лекции - lections privatissimae - домашние. На эти лекции он иногда призывал нас поодиночке, по поводу прочитанных им наших рассуждений или для сообщения своих мыслей относительно данной темы; иногда же мы и сами ходили к нему. И здесь-то, иногда за чашкой чая, в Бозе почивший благодетель, не щадя дорого времени, вводил нас в глубину данных нам задач, обозревая литературу предмета, а если дело шло о представленном уже и прочитанном им рассуждении, указывая и на его недостатки, на последние с особенною строгостью»7.
Порой, готовясь к написанию сочинений, студенты приходили к Александру Васильевичу раньше, чем к профессорам, давшим им темы. И Горский никогда не отказывал. «Для студентов он сам был ходячая и вполне доступная библиотека, - вспоминал Н. И. Субботин. - Бывало, только получат темы для сочинений, спешат в библиотечные залы и обступают А. В-ча с просьбами указать книги, где можно прочитать на данную тему, и никто не уйдет с пустыми руками. Студентам более даровитым и более усердно занимающимся он оказывал при этом особое внимание и обильнее снабжал их книгами. У него было пристрастие к немецким книгам, которые преимущественно и выписывал в библиотеку: ими-то и наделял он щедро лучших студентов»8. Энциклопедическая образованность Горского позволяла ему сходу давать точные указания на всю литературу по теме, предложенной студенту для сочинения. Причем он указывал как на старые книги, так и на новейшие статьи в последних выпусках немецких журналов. Если же оказывалось, что Академическая и его личная библиотеки не располагают
4 Лебедев А.П., проф. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX. М., 1898. С. 576.
5 Спасский А.А., проф. Указ. соч. С. 285.
6 С 1854 по 1863 гг. - бакалавр, с 1854 - профессор МДА. С 1878 г. - епископ Можайский, викарий Московской епархии. См.: Смирнов С.К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). С. 143, 144, 242, 399, 401, 407, 562.
7 Цит. по: У Троицы в Академии 1814-1914 гг. Издание бывших воспитанников Московской духовной академии, Типография Т-ва И.Д. Сытина (Москва), 1914. С. 290.
8 Субботин Н.И. Воспоминания об А. В. Горском // Русское обозрение. Т. 37. 1896, январь. С. 263-264.
нужными изданиями, тут же принималось решение выписать их9. Профессор А. П. Лебедев вспоминал об Александре Васильевиче: «Для меня, когда я приступал к своему курсовому сочинению, он выписал много книг о очень дорогих»10.
Не меньшее влияние оказывали на студентов и частные беседы на квартире Горского, о которых говорит А. Ф. Лавров-Платонов. Земляк Александра Васильевича, Н. Калинников, так вспоминает об этих встречах: «По занятиям студенческим мне в последние годы академической жизни приходилось довольно часто обращаться к нему за советами и разного рода пособиями. Все эти посещения мне особенно памятны потому, что А. В. почти никогда не ограничивался одними, так сказать, официальными профессорскими отношениями. Спросив, что мне нужно, он обыкновенно брал меня под руку, и мы начинали ходить по его скромному кабинету. Здесь он выспрашивал меня вообще о ходе моих занятий, предлагал некоторые частные вопросы относительно интересовавших меня вопросов, разрешал недоумения»11.
Подобные беседы, как говорит священник П. Постников, были для Горского «могущественным средством влияния на студентов»12. Н. И. Троицкий вспоминал: «Да, была особенная, незаменимая прелесть в посещении дорогого о. ректора в часы безысходно-трудных ученых занятий. Бывало, окруженный массой книг, размещенных на столах, стульях, диванах и под столами, стульями, диванами, расставленных в шкапах, этажерках и даже на полу, по-
9 Воспоминания П. С. Казанского // Богословский вестник. 1900. Ноябрь. С. 551.
10 ЛебедевА.П. К воспоминаниям о протоиерее Александре Васильевиче Горском, ректоре и профессоре Московской духовной академии // Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской духовной академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти. С. 218.
11 Калинников Н.А. А.В. Горский. Несколько личных воспоминаний // Церковно-общественный вестник. 1876. № 1.С. 7.
12 Постников П., свящ. Очерки жизни и деятельности Алексанра Васильевича Горского / У Троицы в Академии... - С. 292.
Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
стоянно занимающийся А. В. Г. всегда принимал студента, пришедшего к нему за советом или пособием, расспрашивал о ходе его занятий, наделял нужными или полезными книгами тотчас или спустя несколько часов, иногда несколько дней. Иногда и он сам любопытствовал пообстоятельнее рассмотреть то дело, каким интересовался студент. Иногда интересный вопрос требовал многих справок по специальной литературе на разных языках. Горский по разным изданиям пересматривал все, относящееся к делу, и за собой вел любознательного студента, предлагал ему прочитать и немецкую книжку, и новогреческую, и сербскую рукопись, написанную глаголицей, изданную со всеми учеными аксессуарами, иногда же рекомендовал заглянуть и в сирский текст какого-либо издания»13.
Из сказанного видно, какое значение придавал Горский самостоятельной научной работе студентов. Он всегда с особенным вниманием относился к руководству студентами, которые писали сочинения по церковной истории. Когда с 1842 года были введены курсовые сочинения, многие студенты старались писать их под руководством Александра Васильевича. Благодаря личности Горского история стала популярным предметом, по нему писалось много курсовых сочинений. При этом он старался давать студентам мало изученные темы. Из переписки Горского с Невоструевым14 видно, как в период их совместной работы по описанию рукописей Московской Синодальной библиотеки Александр Васильевич, снабдив студентов рекомендательными письмами, нередко отправлял их в Чудов монастырь, где они изучали рукописи. Так работали, например, Н. К. Соколов, писавший работу о патриархе Иове, В. Нечаев, изучавший жизнь и творчество святителя Димитрия Ростовского и другие студенты15. Студента, писавшего сочинение, Горский снабжал всеми необходимыми источниками, но при этом не забывал и о своих педагогических задачах. Александр Васильевич не сразу давал студенту все необходимое для написания работы, а стремился зажечь в душе студента исследовательский огонек, стремился привить ему любовь к самостоятельному поиску исторической истины. «Снабжая студента ще-
13 Троицкий Н.И. Воспоминания о прот. А. В. Горском // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. III. С. 440-441.
14 ОР РГБ, ф. 78, к. 27, ед. хр.72; к. 28, ед. хр. 1-16.
15 Постников П., свящ. Указ. соч. - С. 293.
дрой рукой всякого рода пособиями для ученых работ, - вспоминал о Горском А. П. Смирнов, - "папаша" был вместе с тем и оригинальным скупцом. Желая заставить работающего обозреть предмет с возможною полностью и с различных сторон, он заставлял студента читать толстые книги, чтобы из них воспользоваться несколькими строками». И часто, когда студент «кончал уже сочинение, и близилось время представлять его, присылал книгу самую нужную, самую главную в решении вопроса. Но силы были утомлены, времени не хватало. Не совсем нравилось нам это своего рода ученое мучительство»16.
П. С. Казанский вспоминал, что студент готовясь к написанию сочинения, «должен был предварительно развить данную тему в подробный план и представить А. В. для одобрения. Эти конспекты Горский рассматривал внимательно и строго, нередко не соглашался с автором, исчеркивал его план, исправлял и возвращал студенту. Без этого последний не мог со спокойным сердцем приниматься за работу, ибо исправление плана часто вело к тому, что приходилось менять его, бросать в огонь уже исписанную часть работы. Но и исправленный план не всегда выдерживался. К концу года обыкновенно оказывалось необходимым изменить его, и сам наставник старался облегчить это дело студенту, работая во всю мочь. Это, конечно, затрудняло студентов, но вместе с тем возбуждало их, вызывало строго-серьезное отношение к делу»17.
Столь тщательный контроль исследовательской работы студентов приводил к тому, что многие студенческие сочинения несли на себе явный след руки Горского. Сохранились свидетельства современников о целом ряде исторических сочинений, изданных под именами различных авторов, которые на самом деле были написаны почти полностью Александром Васильевичем. По свидетельству П. С. Казанского18, таковой была брошюра Павла Фивейско-го (впоследствии - Платон, архиепископ Костромской) «Взгляд на историю Российской Цервки»19. Также под непосредственным руководством Горского и Преосвященного Филарета (Гумилевского) были написаны20 сочинения Алексея Мухина «Рассуждение о праздниках, совершаемых в честь Пресвятой Богородицы»21 и Николая Руднева «Рассуждение о ересях и расколах в Русской Церкви»22. При очень значительном участии Горского были написаны книги магистра Пятнадцатого курса МДА (1842-1846) Ивана Остроумова «История Флорентийского собора»23 и магистра Шестнадцатого курса (1844-
16 Смирнов А.П. Страница из студенческого дневника // Душеполезное чтение. 1891. Т. III. С. 282.
17 Воспоминания П.С. Казанского. С. 552.
18 Там же. С. 546.
19 Фивейский П. Взгляд на историю Российской Церкви. М., 1834.
20 Толстой М.В., граф. А. В. Горский. Биографический очерк. Письмо к издателю «Русского архива» // Русский архив. 1875. Ч.3. С. 473.
21 Мухин А. Рассуждение о праздниках, совершаемых в честь Пресвятой Богородицы. М., 1838.
22 Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времен Владимира Великого до Иоанна Грозного. М., 1838.
23 История Флорентийского собора. М., 1847. Книга вышла без указания автора.
1848) Василия Нечаева «Святый Дмитрий, митрополит Ростовский»24. Сохранилась рукопись сочинения И. Остроумова, которая очень сильно исправлена рукой Горского25. Преосвященный Филарет (Гумилевский), ознакомившись с книгой Остроумова, писал Горскому: «Вчера получил и вчера же с удовольствием прочел о Флорентийском соборе. Статья очень хороша, предмет разработан дельно и отчетливо. С этой статьей не стыдно показаться в люди. Ошибаюсь ли я, думая, что это работа друга моего, который так скромен даже перед другом»26.
Сочинение Остроумова было переведено на английский язык Василием Поповым (сыном священника при посольской церкви в Лондоне) и издано в Англии. Интересно, что переводчик считал именно Горского автором этой книги. В своем письме Александру Васильевичу от 3 марта 1862 года он писал: «Вам, по всей видимости, не безызвестно, что князу Урсову угодно было поручить мне перевести на английский язык составленную Вами «Историю Флорентийского собора». Труд мой, оконченный несколько времени назад, вышел из лондонской прессы на Рождество и очень недавно получен мною в числе нескольких экземпляров»27. Н. К. Соколов, находившийся в это время в Лондоне в образовательной поездке, писал Александру Васильевичу, что книга о Флорентийском соборе получила высокую оценку журнала «Union». В нем говорилось, что указанное сочинение «служит убедительным доказательством учености той Церкви и той нации, в которой неизвестный никому студент мог написать сочинение с такими достоинствами, которые далеко превосходят наши оксфордские призовые сочинения. Надо заметить, что сочинения на приз поручаются здесь людям, имеющим не только ученую степень, но и ученую репутацию. Таким образом, русский Оксфорд перещеголял английский»28.
Сочинение «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» епископ Филарет (Гумилевский) считал произведением Горского. Об этом он говорит в своем письме к Александру Васильевичу от 7 августа 1849 года: «С великим наслаждением читал я житие святителя Дмитрия. Вполне убежден, что святитель Дмитрий много раз благословил Вас за прекрасный труд Ваш, употребленный для него»29. Такого же мнения держался и М. П. Погодин30.
Вполне вероятно, что существовали и другие опубликованные сочинения, написанные при непосредственном участии Александра Васильевича. Столь тесное его попечительство над студентами, делающими первые шаги
24 Нечаев В. Святый Дмитрий, митрополит Ростовский. М., 1849.
25 ОР РГБ, ф. 78, к. 35, ед. хр. 2.
26 Письмо от 28 марта 1847 года. Письма Филарета, архиепископа Черниговского к А.В. Горскому. М. 1885. С. 206.
27 ОР РГБ, ф. 78, к. 30, ед. хр. 7.
28 Цит. по: Влияние А.В. Горского на Академию / У Троицы в Академии... С. 295 (письмо от 20 января 1862 года).
29 Письма Филарета, архиепископа Черниговского к А. В. Горскому. М. 1885. С. 241.
30 См.: Постников П., священник. Указ. соч. С. 295.
в науке, продолжалось, видимо, до 1862 года. В этом году отец Александр Горский стал ректором академии и перешел с кафедры церковной истории на кафедру догматического богословия. К тому же у него значительно прибавилось забот в связи с новым назначением. А. П. Лебедев, обучавшийся в МДА в 1866-1870 годах, вспоминает, что и в годы его студенчества ректор требовал представлять ему конспекты сочинений лишь наиболее способных студентов, «каковые конспекты и рассматривал сам по обыкновению внимательно и строго». Однако за активную переработку написанного студентом текста Горский уже не брался. «Дело ограничивалось рекомендацией книг»31. И все же без его совета и благословения ни студенты, ни наставники академии не публиковали своих трудов»32.
Отец Александр рассматривал свою педагогическую деятельность как особый вид служения Богу и ближним, и поэтому отдавался ему с полным самоотвержением. Плодом его трудов на педагогической ниве стало появление в МДА уникальной церковно-исторической школы, к которой можно отнести множество ученых исследователей, составивших цвет отечественной науки. Успеху деятельности отца Александра способствовало то, что он бессменно занимал кафедру церковной истории в течение почти тридцати лет (1833-1862). Его предшественники занимали кафедру33, как правило, непродолжительное время (один-два года). Лишь А. Ф. Терновский-Платонов трудился в должности бакалавра церковной истории восемь лет (1820-1828)34. При этом небезынтересно отметить, что все предшественники Горского по кафедре, за исключением Терновского, были иеромонахами, и их уход с кафедры был связан с повышением в должности. Таким образом, можно сказать, что отказ Горского принять монашество сохранил его для Академии и исторической науки. Конечно, человек такого масштаба не оставил бы научных трудов в любом чине и звании, но создать целую школу историков он смог именно потому, что несколько десятков лет занимался педагогической деятельностью в МДА. Современники называли Горского «исполином знания», «великаном русской науки», «красой и славой Академии» и даже «украшением святой Церкви».
Важно отметить, что кроме наиболее известных и талантливых учеников Горского, оставшихся в Академии, существовало множество студентов, отправившихся в разные духовные учебные заведения для несения там педагогического послушания. Они принесли традиции Горского в новые места своего церковного служения.
Сегодня, когда воссозидается отечественное духовное образование, развивается богословская наука, для Церкви особую важность приобретает обращение к опыту научной и педагогической деятельности нашего прославленного земляка, протоиерея Александра Васильевича Горского. Пока
31 Лебедев А.П. К воспоминаниям о протоиерее Александре Васильевиче Горском. С. 218.
32 Постников П., свящ. Указ. соч. С. 296.
33 Кафедра церковной истории открыта в МДА в 1814 году.
34 См. список профессоров и бакалавров МДА в: Смирнов С.К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). С. 393-394.
на Костромской земле сохраняются традиции православного образования и исторической науки, его имя будет окружено неизменным благоговейным почитанием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Влияние А.В. Горского на Академию / У Троицы в Академии 1814-1914 гг. Издание бывших воспитанников Московской духовной академии, Типография Т-ва И.Д. Сытина (Москва), 1914.
2. Воспоминания П.С. Казанского // Богословский вестник. 1900. Ноябрь.
3. Душеполезное чтение. 1896. Т. III.
4. История Флорентийского собора. М., 1847. Книга вышла без указания автора.
5. Калинников Н.А. А.В. Горский. Несколько личных воспоминаний // Цер-ковно-общественный вестник. 1876, № 1.
6. Лебедев А.П. К воспоминаниям о протоиерее Александре Васильевиче Горском, ректоре и профессоре Московской духовной академии // Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской духовной академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти. С. 195-222.
7. Лебедев А.П., проф. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX. М., 1898.
8. Мухин А. Рассуждение о праздниках, совершаемых в честь Пресвятой Богородицы. М., 1838.
9. Нечаев В. Святый Дмитрий, митрополит Ростовский. М., 1849.
10. ОР РГБ, ф. 78, к. 27, ед. хр.72; к. 28, ед. хр. 1-16.
11. ОР РГБ, ф. 78, к. 30, ед. хр. 7.
12. ОР РГБ, ф. 78, к. 35, ед. хр. 2.
13. Письма Филарета, архиепископа Черниговского к А.В. Горскому. М., 1885.
14. Постников П., свящ. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского / У Троицы в Академии 1814-1914 гг. Издание бывших воспитанников Московской духовной академии, Типография Т-ва И.Д. Сытина (Москва), 1914.
15. Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времен Владимира Великого до Иоанна Грозного. М., 1838.
16. Смирнов А. П. Страница из студенческого дневника // Душеполезное чтение. 1891. Т. III.
17. Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879.
18. Спасский А. А., проф. Первая лекция по кафедре Общей Церковной истории // Богословский Вестник. 1903. ТЛ.
19. Субботин Н.И. Воспоминания об А. В. Горском // Русское обозрение. Т. 37. 1896, январь.
20. Толстой М. В., граф. А. В. Горский. Биографический очерк. Письмо к издателю «Русского архива» // Русский архив. 1875. Ч.3.
21. Троицкий Н. И. Воспоминания о прот. А.В. Горском // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. III.
22. Фивейский П. Взгляд на историю Российской Церкви. М., 1834.
Bishop Gennady (Gogolev) A GRADUATE OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY, ARCHPRIEST ALEXANDER GORSKY, IS THE FOUNDER OF THE CHURCH HISTORY SCHOOL OF THE MOSCOW THEOLOGICAL ACADEMY
The article describes one of the outstanding graduates of the Kostroma Theological Seminary «Giant of Russian Science», the rector of the main theological educational institution of Russia, the Moscow Theological Academy, archpriest Alexander Vasilievich Gorsky. The fruit of his labors on the pedagogical field was the emergence of a unique church-historical school in the MThA, to which many researchers, who made up the color of Russian science, can be attributed. Today, when the national spiritual education is reviving, theological science is developing, the appeal to the experience of scientific and pedagogical activity of our illustrious countryman becomes especially important for the Church.
Key words: Archpriest Alexander Gorsky, Kostroma Theological Seminary, Moscow Theological Academy, church and historical science, students' scientific work, pedagogical obedience.