Научная статья на тему 'Выпуск учебных изданий в контексте развития образовательной деятельности академии'

Выпуск учебных изданий в контексте развития образовательной деятельности академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION BOOK PUBLISHING / TRAINING LITERATURE FOR HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL EDITIONS / PUBLISHING INFRASTRUCTURE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / CHELYABINSK STATE ACADEMY OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штолер Андрей Владимирович, Штолер Наталья Николаевна

В статье анализируется динамика выпуска учебной литературы на протяжении всей истории существования Челябинской государственной академии культуры и искусств в контексте эволюции требований к организации и содержанию учебного процесса, расширения вариативности в формировании содержания и форм обучения, развития научно-педагогического потенциала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штолер Андрей Владимирович, Штолер Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF EDUCATIONAL EDITIONS IN THE CONTEXT OF THE ACADEMY EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT

The article analyses the dynamics of educational editions issue over the period of all the history of Chelyabinsk state academy of culture and arts in the context of the development of requirements for arrangement and content of the educational process, of variability broadening in education content and forms arrangement, of development of higher education institution scientific-pedagogical potential.

Текст научной работы на тему «Выпуск учебных изданий в контексте развития образовательной деятельности академии»

А. В. Штолер, Н. Н. Штолер

ВЫПУСК УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ

В статье анализируется динамика выпуска учебной литературы на протяжении всей истории существования Челябинской государственной академии культуры и искусств в контексте эволюции требований к организации и содержанию учебного процесса, расширения вариативности в формировании содержания и форм обучения, развития научнопедагогического потенциала вуза.

Ключевые слова: вузовское книгоиздание, учебная литература для высшей школы, учебные издания, издательская инфраструктура вуза, Челябинская государственная академия культуры и искусств

The article analyses the dynamics of educational editions issue over the period of all the history of Chelyabinsk state academy of culture and arts in the context of the development of requirements for arrangement and content of the educational process, of variability broadening in education content and forms arrangement, of development of higher education institution scientific-pedagogical potential.

Keywords: higher education institution book publishing, training literature for higher school, educational editions, publishing infrastructure of higher education institution, Chelyabinsk state academy of culture and arts

Челябинская государственная академия культуры и искусств основана в 1968 г. как государственный институт культуры, осуществляющий подготовку кадров высшей квалификации для Челябинской, Курганской, Тюменской, Свердловской, Оренбургской областей и Республики Башкортостан. В 1991 г. он был преобразован в институт искусства и культуры, а в 1999 г. получил статус академии.

Сегодня академия - значимый региональный научный, творческий и образовательный комплекс, более чем за 40 лет здесь подготовлено свыше 25 тысяч специалистов для сферы социально-культурной деятельности, музыкального и театрального искусства, народного художественного творчества, социальных коммуникаций. Это результат последовательной реализации научно-творческого потенциала коллектива вуза, целенаправленного и качественного расширения содержания образовательных программ, научно-исследовательской и творческой деятельности. В настоящее время в академии реализуется 38 программ высшего профессионального образования, по которым обучается на дневном и заочном отделениях около 7 тысяч студентов.

Очевидно, что качество обучения в академии задается в первую очередь уровнем и интенсивностью творческой и научно-исследовательской активности научно-педагогического коллектива. Один из базовых инструментов объективации научно-педагогической деятельности - публикация ее результатов. Достаточно заметить, что в глобальном рейтинге ведущих университетов мира йр-200 Р8-ТИБ8 наиболее весомый показатель для определения позиции вуза - соотношение цитирования научных статей к численности сотрудников, что напрямую зависит от количества опубликованных материалов и импакт-фактора (отношения числа цитирований к числу опубликованных статей) [1, с. 26].

Безусловно, библиометрический подход к оценке результативности научно-исследовательской и учебно-

педагогической деятельности высшего учебного заведения имеет известные ограничения. Количество публикаций, их интенсивность и тематическая направленность лишь условно могут представить семантическое поле творческих исканий и устремлений научнопедагогического коллектива вуза, перипетии научных дискуссий и споров, глубину погружения в исследовательский мейнстрим либо выход за него.

Тематико-типологическое разнообразие опубликованных коллективом вуза материалов задает многоас-пектность их интерпретации. Научные материалы формируют документальный поток многоотраслевой научной информации. Их анализ (тематика, число публикаций, цитирование, импакт-фактор) позволяет выявлять исследовательские приоритеты педагогов вуза, формирование научных групп, направлений, школ, статус исследователей в научном сообществе. Учебные издания как обязательное условие и средство обучения определяют специфику деятельности вуза, отражая логику организации учебного процесса, реализуемые основные образовательные программы, развитие педагогических технологий и приемов, особенности подготовки специалистов сферы культуры и искусства. При этом выпуск учебных изданий в контексте формирования учебнометодического обеспечения образовательного процесса рассматривается регулирующими органами как один из критериев оценки результатов деятельности вуза.

Кроме того, издательская продукция вузов образует значимый фрагмент потока местных изданий. Отличительные особенности данной продукции: значительное количество названий при минимальных тиражах, максимально доступном для вуза качестве полиграфического исполнения и достойной редакционно-издательской подготовке; тематико-типологическое разнообразие; ориентация на внутренние потребности учебного заведения; минимальная представленность на книжном рынке [29, с. 55]. Данный аспект предполагает оценку

27

вузовского книгоиздания как самостоятельного элемента региональной издательской системы, компонента книжной культуры.

Необходимо учитывать, что в общем объеме вузовских публикаций значительная часть приходится на аналитические материалы (статьи, тезисы докладов и т. д.), меньшая - на самостоятельные издания, выпущенные вузом. Применительно к учебной литературе, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, данная пропорция приобретает обратное соотношение: до 90 % учебных материалов публикуются в виде самостоятельных изданий.

По данным библиографического указателя «Труды Челябинской государственной академии культуры и искусств» [25; 26], динамика публикационной активности вуза складывалась следующим образом: 19681978 гг. - 391 публикация, 1978-1983 - 600, 19831987 - 800, 1987-1991 - 758, 1992-1997 - 1182, 19982002 - 1809, 2002-2007 - 3110. В последний период библиографического учета (2002-2007 гг.) происходит «взрывной» рост числа публикаций (чуть менее 36 % от их общего числа), увеличившись по сравнению с предыдущим пятилетием (1998-2002 гг.) более чем в 1,7 раза.

При этом более 35 % от общего числа опубликованных работ (свыше 3 тысяч названий) за 40 лет существования академии составили учебные издания. Анализ динамики, тематико-типологической структуры их выпуска позволяет обозначить специфику развития вуза в контексте эволюции системы образования, его издательской деятельности как компонента книжной культуры региона.

За первые пять лет (1968-1972 гг.) не было опубликовано ни одного учебного издания. Но данный факт нельзя рассматривать как свидетельство пренебрежения учебно-методическим обеспечением преподаваемых дисциплин. Планы семинарских занятий, задания к практическим занятиям, методические указания по подготовке курсовых работ готовились в машинописном виде. В 1972 г ректор ЧГИК П. В. Сапронов, анализируя первый опыт подготовки специалистов, в качестве одной из важнейших проблем назвал совершенствование учебно-воспитательного процесса. «Нас беспокоит то, что еще целый ряд учебных курсов достаточно не разработан, отсутствуют учебные программы и пособия по этим предметам. В ближайшее время предстоит нашим преподавателям ликвидировать эти недостатки» [19].

Первые учебные издания, подготовленные преподавателями вуза, вышли в свет в 1973 г. Это были методические указания по дисциплинам, которые вели Е. И. Коган, Т. Б. Нарская (Хазанова), Д. Б. Перчик, к тому времени уже вполне сложившиеся педагоги, имевшие за плечами большой практический опыт работы. Всего за вторую пятилетку института, с 1973 по 1978 г., было опубликовано только 34 учебных издания. Все они были учебно-методического характера (методические указания, разработки, планы семинаров и т. д.). В целом учебные издания в этот период зани-

мали менее 10 % от общего количества публикаций преподавателей вуза. Безусловно, что столь ограниченное число учебных изданий, выпущенных на первом этапе существования вуза, продиктовано кадровыми и материальными возможностями созданного института. Но в большей степени это было следствием того что, в 1960-1980-е гг. ведомственное книгоиздание в целом и вузовское в частности подвергалось чрезвычайно жесткой регламентации.

В 1975 г. по результатам проверки издательской деятельности вузов Комиссией комитета народного контроля ЦК КПСС издал постановление, которое обозначило новый этап в развитии вузов как участников ведомственного книгоиздания [12]. В конце 1976 г. Госкомиздатом СССР в рамках выполнения данного постановления было подготовлено положение «О порядке издания министерствами, комитетами, ведомствами и организациями печатной продукции», закрепившее процедуру издания внутриведомственных и межведомственных материалов. Были введены ограничения по видам изданий, их тиражам и объемам.

Естественно, что эти условия не способствовали развитию активности преподавателей вуза по подготовке учебных изданий, которые требовали значительных усилий и времени для их публикации. В своих воспоминаниях И. Г. Моргенштерн писал, что на хлопоты по изданию учебного пособия «Научная организация библиографического труда» (готового для печати в 1973 г.) ушло 10 лет, поскольку разрешение на его публикацию пришлось получать в Москве [9, с. 188]. Данный негативный опыт стал причиной отказа автора от попыток издания учебного пособия «Основы книговедения», на подготовку рукописи которого у него ушло два года [9, с. 200].

Жесткая централизация учебного книгоиздания, регламентация ведомственного выпуска литературы усугубляли дефицит учебных изданий для нового типа учебных заведений - институтов культуры, которые начали формироваться в первой половине 1960-х гг. ЧГИК стал пятым по счету вузом данного профиля в Российской Федерации. В своих воспоминаниях Т. Б. Нарская отмечает, что опыт открывшихся чуть ранее подобных вузов в подготовке специалистов в области культурно-просветительной работы был незначителен, а методкабинет Министерства культуры обеспечивал лишь методическими разработками, не прошедшими апробацию [11].

Важным событием стало издание в 1978 г. в Москве программы Т. Б. Нарской по дисциплине «Теория и методика преподавания историко-бытового и современного бального танца» для студентов институтов культуры, обучающихся по специальности «Культурно -просветительная работа» (специализация «Руководитель самодеятельного хореографического коллектива»). Заказ на подготовку программы поступил автору в 1976 г из методического кабинета Министерства культуры СССР. Два года ушло на согласование всех позиций.

28

В 1978 г. были выпущены первые учебные издания, предназначенные для слушателей факультета повышения квалификации, созданного 1 января 1976 г.

В период с 1979 по 1987 г.1 было выпущено более 250 учебных изданий: с 1979 г. по август 1983 г. - 75 изданий, с сентября 1983 по август 1987 г. - 178. Таким образом, выпуск учебных изданий ЧГИК увеличивался по пятилетиям практически в геометрической прогрессии. Этому в немалой степени способствовало:

• повышение методического опыта преподавателей. В этот период начал активно работать методический совет, ставший центром совершенствования научно-методической работы в институте, кроме того, росло число защит кандидатских диссертаций. Если в 1980-1984 гг. ежегодно в среднем защищали кандидатские диссертации 4-5 человек, то 1985 г. - 10, в 1986 -8 человек [27, с. 46, 49];

• переход в 1982-1983 учебном году на новые учебные планы, что потребовало серьезной переработки учебно-методического обеспечения;

• получение права на самостоятельную издательскую деятельность (с 1 января 1983 г. в институте создан редакционно-издательский отдел).

В 1982 г. Минвузом СССР было подготовлено инструктивное письмо «О совершенствовании учебно-методической работы в вузах», в соответствии с которым в вузах началась разработка единой системы методических документов, объединенных в учебнометодические комплексы (УМК) по специальностям и дисциплинам [2, с. 131]. В рамках реализации данной задачи в 1983 г. проректором по учебной работе В. М. Рябковым было составлено «Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины» (УМКД) [17]. В нем были определены цели и задачи УМКД, его состав, порядок разработки документов УМКД, заполнения разделов рабочей программы, требования к ее оформлению и вносимым в нее изменениям.

Данное Положение не предполагало выпуска УМКД в виде самостоятельных изданий. По сути, задача педагога сводилась к конкретизации программ учебных курсов, утвержденных Минвузом СССР или Министерством культуры СССР, к требованиям и условиям организации учебного процесса института. Собственно же УМКД должны были оформляться в соответствии с правилами делопроизводства, в форме дела и храниться на кафедрах.

В данный период расширяется видовое разнообразие учебных изданий, выпускаемых институтом. Помимо учебно-методических материалов, по-прежнему абсолютно доминирующих в репертуаре учебных изданий института, были опубликованы 6 учебных пособий (авторы: И. Г. Моргенштерн, В. И. Малинина, Д. Б. Перчик, В. М. Рябков, В. А. Петров, Л. Н. Лазарева), 5 лекций

1 Данные хронологические рамки определяются временными границами библиографического учета 3 и 4 выпусков «Трудов преподавателей Челябинского государственного института культуры».

(авторы: В. С. Цукерман, В. М. Рябков, Г. С. Галиуллина, И. Г. Моргенштерн, Н. П. Соболенко), около 20 практикумов и сборников упражнений. Доля учебных изданий в общем репертуаре составила 18 %.

Свидетельством формирования научного потенциала педагогического коллектива института, признания в профессиональном научном и педагогическом сообществе стало включение И. Г. Морген-штерна в авторский коллектив второго издания учебника «Библиография художественной литературы и литературоведения» (М., 1985). Несмотря на то что И. Г. Моргенштерн принадлежал к ленинградской научной школе отраслевой библиографии, научный редактор издания С. А. Трубников, формируя авторский коллектив из представителей московского института культуры, счел необходимым пригласить его для написания параграфа «Организация справочнобиблиографического аппарата по художественной литературе и литературоведению». Данное решение было обусловлено тематикой научных интересов и педагогической деятельности И. Г. Моргенштерна: с 1961 по 1985 г. им было опубликовано 35 работ, посвященных проблемам справочно-библиографического обслуживания, библиографии художественной литературы [8].

С сентября 1987 г. до конца 1991 г. вузом было выпущено более 300 учебных изданий. При снижении общей публикационной активности профессорско-преподавательского состава института по сравнению с предыдущим периодом (1983-1987 гг. - 800 опубликованных материалов; 1987-1991 гг. - 758) доля учебных изданий увеличилась практически в два раза -с 22 до 41 %.

К началу 1990-х гг. ЧГИИК превратился в один из ведущих вузов культуры, занимая достойное место в первой пятерке. Так, по данным И. Г. Белоглазкиной, в число 9 ученых-библиографоведов, имеющих наибольшее число публикаций в профессиональной прессе, вошли 3 педагога института: И. Г. Моргенштерн, Е. И. Коган, Г. С. Галиуллина [3, с. 45]. Данное обстоятельство предопределило лидерство института среди региональных вузов по изданию учебных пособий и лекций по библиографоведческим дисциплинам.

В начале 1980-х гг. издания ЧГИИК включались в «Сводный тематический план издания ведомственной литературы» (с 1991 г. «Координационный тематический план»), который формировался методическим кабинетом Министерства культуры РФ. Анализ данного документа, проведенный применительно к учебным изданиям библиографоведческой тематики, позволил сделать вывод, что он не выполнял полностью возложенные на него функции - организации информационного обеспечения планируемой к изданию вузами культуры учебной литературы [14].

В структуре выпуска учебной литературы института в указанный период происходит увеличение количества названий учебно-теоретических и учебно-

29

практических изданий: было опубликовано 10 учебных пособий, 9 лекций, 16 практикумов и сборников упражнений. Впервые в репертуаре учебных публикаций появились новые виды изданий: учебно-методические пособия (авторы: М. П. Стуль, В. И. Панферов), хрестоматия (по дисциплине «Самодеятельное художественное творчество в СССР», составители: Л. П. Буевич, С. С. Соковиков). Реализация новых форм и методов обучения профессиональным дисциплинам определила появление методических материалов для проведения деловых игр (составители: Т. Ф. Матвеева (Берестова), Н. Д. Лапшина, В. И. Шумакова).

Рост числа учебных изданий в этот период обусловило следующее:

• реализация накопленного потенциала профессорско-преподавательского состава: к 1989 г. число педагогов, имеющих ученые степени, составило 34,1 % от общего количества штатных преподавателей (в 1981 г. -26,5 % ) [27, с. 49];

• разработка в 1987 г. новых учебных планов, которые существенно изменили содержание учебных дисциплин;

• начало работы с 1990-1991 учебного года по подготовке учебных планов по специальностям в области искусства.

На рост числа изданий повлияли и общенациональные процессы: структурно-содержательная перестройка высшего образования, либерализация издательской системы страны. С одной стороны, декларируется задача перехода к многоуровневой системе высшего образования, что предполагает изменение учебных планов, принятие образовательных стандартов, расширяет автономию вузов в определении содержания и форм обучения. С другой - с 1989 г. вузы получают возможность лицензирования и ведения издательской деятельности, не ограниченной формальными, содержательными и административными барьерами [2, с. 133, 141].

Данные процессы, опосредуясь противоречивыми социально-экономическими изменениями, стали определяющими для развития высшей школы в целом и вузовского книгоиздания в частности на протяжении 1990-х гг. Так, с 1992 по 1997 г. в ЧГИИК уменьшается выпуск учебных изданий на 16,7 % (259 названий). Соответственно, при увеличении общего количества публикаций ППС института по сравнению с предыдущим периодом на 56 %, доля учебных материалов снизилась с 41 до 22 %. При снижении абсолютных значений структура выпуска меняется качественно. Так, за данный период было опубликовано 37 учебных пособий - в 2,3 раза больше, чем за всю предшествующую историю вуза. Выпущено 7 учебно-методических пособий, 14 лекций, 8 хрестоматий, 7 практикумов. Появились новые виды учебных изданий: рабочая тетрадь (курсы по выбору: «Библиотечная журналистика», составитель Л. В. Сокольская; «Информационные потребности», составитель Т. Ф. Берестова), библиогра-

фический указатель (спецкурс «Социология образования», составитель Т. М. Ершова), терминологические словари (по рекламе, составитель А. М. Чеботарев; по сценографии, составитель В. И. Титов).

Фактически за данный период доля учебнометодических изданий существенно снизилась, составив менее 60 %. Результатом академической свободы вузов в определении содержания и организации процесса обучения в рамках действующих государственных образовательных стандартов стал рост числа программных изданий. При этом, если ранее программы публиковались лишь по курсам по выбору (спецкурсам, элективным курсам), то в 1990-х гг. они могли издаваться по любым дисциплинам учебных планов, реализуемых вузом.

Активизация исследований гуманитарной проблематики, освоение новых образовательных программ и дисциплин расширили географию публикаций педагогов вуза, сферы и формы межвузовского, научнообразовательного сотрудничества. Педагоги института включались в авторские, составительские коллективы при подготовке учебных изданий различного уровня.

В хрестоматии по истории общественных движений и политических партий «Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции» (Гомель, 1993) материалы для раздела «Документы партии меньшевиков» были подобраны Е. В. Тищенко. В подготовке экспресс-учебного пособия «Социальная педагогика» (Челябинск, 1994), изданного Челябинским государственным педагогическим институтом, приняла участие В. С. Русанова. Научные институты ЧелГУ (Институт гуманитарных исследований) и ЧГИИК (Институт культурологии) реализовали совместный проект курса лекций «Культурология: теория и история культуры» в 3 частях (Челябинск, 1997), в авторский коллектив которого вошли В. С. Цукерман и С. С. Соковиков.

Авторская программа И. Г. Моргенштерна по курсу «Информационное общество» была опубликована в первом выпуске учебных тетрадей «Современное библиотечно-информационное образование» (СПб., 1996). Данное издание задумывалось как межвузовский сборник, представляющий разнообразные учебные материалы (главы учебников и учебных пособий, хрестоматий, программ курсов) для оценки профессиональным сообществом. Оно рассматривалось в качестве средства информационного обеспечения учебного процесса, сохранения единства образовательного пространства в сфере социальных коммуникаций [13].

С 1998 по 2002 г. в академии происходит значительное увеличение и общего числа публикаций, и учебных изданий (прирост 50 %). Принципиальными обстоятельствами, определяющими количественный рост учебных публикаций, стали: увеличение числа образовательных программ, внедрение образовательных стандартов второго поколения (за исключением группы «Культура и искусство»). В этот период были лицензированы три новых специальности: «Вокальное

30

искусство», «Музейное дело и охрана памятников», «Книгораспространение».

В структуре выпуска учебной литературы сохранилось соотношение между учебно-методическими и прочими видами изданий. При этом увеличилось количество учебных пособий (46 названий, в том числе 9 переизданий). Отдельно необходимо отметить участие В. С. Толстикова в авторском коллективе учебника для учащихся общеобразовательных школ «История Урала ХХ века» под редакцией Б. В. Личмана, В. Д. Камынина (Екатеринбург, 1998).

Более чем в 2 раза вырос выпуск лекций (31 название). Продолжился выпуск хрестоматий, справочников, библиографических указателей, рабочих тетрадей, практикумов. Видовой состав учебных изданий расширен за счет выпуска двух экспериментальных учебников («Основы права» А. Н. Анисимовой, «Основы композиции танца» В. И. Панферова). Новый вид учебно-методического пособия - путеводитель - разработан И. Г. Моргенштерном [10]. В данный период им было подготовлено 2 путеводителя по курсам «Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарной сферы» (1998, переиздания в 2000 и 2002 гг.), «Библиографоведение. Общий курс» (2000, 2001). Данный вид учебного издания был отмечен специалистами [20].

Немаловажным обстоятельством, характерным для этого периода, стало прохождение учебных изданий академии через процедуру грифования. Гриф Министерства культуры РФ был присвоен учебным пособиям Н. Г. Апухтиной, Л. П. Зарубиной, Е. В. Калужских Б. П. Потеряева, Н. В. Суленёвой, гриф Министерства образования РФ - учебному пособию С. К. Борисова, гриф УМО в области народного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов - учебному пособию Т. Ф. Берестовой.

Разработка авторских учебных курсов в рамках вариативной части учебного плана зачастую предполагала раскрытие актуальной, востребованной и наукой, и практикой тематики. Выпуск учебных пособий по данным дисциплинам становился заметным событием в профессиональном сообществе [23]. Свидетельство тому выпуск в 2000 г. на средства гранта Министерства культуры России второго издания учебного пособия И. Г. Моргенштерна «Информационное общество».

Период с 2003 по 2007 г. характеризовался качественным изменением вуза, в основе которого как субъективные причины (смена ректората), так и объективные обстоятельства (расширение числа образовательных программ, внедрение ГОС 2-го поколения, развитие научной, учебной, административной, информационнотехнологической и материально-технической инфраструктуры). В этих условиях публикационная активность профессорско-преподавательского состава академии существенно возросла: общее число опубликованных материалов выросло по сравнению с 1998-2002 гг. на 72 %. Выпуск учебных изданий в академии увеличи-

вался более высокими темпами. Рост составил 89,4 %, (свыше 750 названий), соответственно доля учебных изданий в общем публикационном потоке увеличилась до 24 %.

Анализ видовой структуры выпуска учебных изданий показывает два основных приоритета: во-первых, выпуск программных изданий; во-вторых, концентрация внимания на крупных формах учебных изданий (учебные и учебно-методические пособия). За указанный период выпущено более 500 программ учебных дисциплин, что превысило в абсолютных значениях количество данных изданий, опубликованных за всю историю вуза. Причины столь пристального внимания к подготовке программных изданий определялись, с одной стороны, свободой в определении содержания и организации обучения в рамках требований образовательных стандартов, с другой - потребностью в относительной унификации внешней формы и структуры данных изданий с точки зрения их целевого и читательского назначения, с третьей - необходимостью обеспечения исчерпывающей полноты учебно-методического оснащения изучаемых дисциплин, частью которого является программа курса -один из показателей аккредитации вуза, состоявшейся в 2004 г.

За 2003-2007 гг. было выпущено 79 учебных и 28 учебно-методических пособий. «Взрывной» рост стал закономерным следствием целенаправленных усилий руководства академии по формированию научно-образовательной инфраструктуры, укреплению издательско-полиграфической базы академии. В 2002 г. для типографии академии было приобретено оборудование на сумму более 400 тыс. рублей [27, с. 82].

Целенаправленные инвестиции в формирование современной научно-образовательной среды академии позволили расширить географию «присутствия» учебных изданий академии: они начинают оцениваться на всероссийском и региональном уровнях.

В 2003-2007 гг. 42 учебных пособия успешно прошли процедуру грифования и получили грифы Министерства культуры РФ, УМО в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов и УМО в области книжного дела.

Среди изданий, получивших гриф УМО в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, необходимо выделить антологию, посвященную социально-культурной деятельности, составленную В. М. Рябковым. Уникальность выбранной формы учебного пособия вызвала интерес специалистов [18; 24; 30].

В 2003 г. лауреатом конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования стал курс лекций по философии поэтического творчества «Поэтика: модели образного мышления» Н. А. Ягодин-цевой. С 2004 г. академия принимает активное участие в

31

областном конкурсе на лучшую издательско-полиграфическую продукцию. Во втором конкурсе (2004 г.) издательская деятельность ЧГАКИ в номинации «Лучшие вузовские издания» была отмечена I местом за издание комплекса учебно-методической и научной литературы. Лауреатами 3 и 4-го конкурсов (2006, 2007) становились учебные издания Л. Д. Игнатьевой, И. Г. Моргенштерна, В. М. Рябкова, Н. А. Ягодинцевой.

В ноябре 2004 г. решением ученого совета и ректората академии был учрежден ежегодный внутриака-демический конкурс на присуждение премий и грантов для поддержки и поощрения лучших научно-публикаторских и научно-исследовательских достижений в области культуры, искусства и образования. Из восьми лауреатов первого конкурса 2004 г. 6 премиями были отмечены учебные издания: учебник В. И. Панферова, учебные пособия В. Я. Курочкина и Г. М. Денисовой, Т. Д. Рубановой, Т. М. Дубских, курс лекций Н. А. Яго-динцевой, лабораторные практикумы А. Ю. Кашиной и И. Х. Валеевой [15]. Впоследствии в рамках внутриака-демического конкурса на присуждение премий за лучшие публикации была выделена самостоятельная номинация «Конкурс учебников и учебных пособий» [16].

Признание авторитета ученых академии, расширение «сферы влияния» в профессиональном сообществе способствовали развитию практики публикаций учебных пособий педагогов в столичных центрах, их включению в авторские коллективы межвузовских учебных изданий.

Учебное пособие И. Г. Моргенштерна «Общее библиографоведение» было издано в одном из ведущих издательств специальной литературы «Профессия» (СПб., 2005). Его публикация стала заметным событием и вызвала отклики специалистов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ровно (Украина) [5]. В Институте повышения квалификации работников телевидения и радио было опубликовано учебнометодическое пособие Н. В. Суленёвой «Особенности профессионального чтения в деятельности режиссеров телевизионных художественных программ» (М., 2007). Учебно-методическое пособие для проведения деловой игры по культурологии «Духовное влияние русской идеи в культуре России», выпущенное в 2005 г. в ЮУрГУ, было подготовлено при участии О. П. Евдака.

В рамках решения задачи освоения технологии дистанционного образования в 2006 г. в академии приступили к созданию электронных учебных ресурсов. Поддержка педагогов в освоении новых образовательных и технологических решений осуществлялась в виде грантов на подготовку учебных изданий. Первыми обладателями этих грантов стали К. Б. Лаврова, А. Ю. Исмаилов, Г. В. Литвинов.

С 2007 г. в академии приступили к формированию системы менеджмента качества, среди задач которой мониторинг и измерение способности учебных процессов достигать запланированных результатов. Одним

из приоритетных направлений в работе учебнометодического управления академии по реализации данной задачи стало создание и использование учебнометодических комплексов (УМК) по всем дисциплинам реализуемых в вузе образовательных программ. Необходимость и целесообразность наличия УМК определяется: аккредитационными требованиями, целевыми показателями деятельности учреждений высшего профессионального образования, объективацией оценки качества организации и осуществления учебного процесса.

Приказ Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» от 30.09.2005 № 1938 установил, что процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных УМК, должен составлять 100 % для всех высших учебных заведений. Минкультуры России (приказ № 124 от 10.03.2009) в перечне целевых показателей для подведомственных вузов установило значение показателя «наличие УМК по каждой кафедре» на уровне не менее 70 %.

Оценка УМК как критерия качества реализации учебного процесса обусловлена необходимостью создания целостного методического аппарата учебной дисциплины, используемого как преподавателем в ходе обучения, так и студентом в процессе аудиторной и самостоятельной работы. Цель создания и использования УМК - сформировать объем учебно-методических материалов, необходимых в преподавании учебного курса на кафедре.

Работа над созданием УМК нового поколения началась с создания и утверждения документированной процедуры «Создание и использование учебно-методического комплекса» [23]. Документированная процедура предполагала возможность выпуска в качестве самостоятельных изданий не только УМК, но и отдельных ее частей: рабочей учебной программы дисциплины и методического обеспечения дисциплины.

Подготовка и издание УМК планировалось по 790 наименованиям дисциплин (без учета курсов по выбору), закрепленным за кафедрами академии. Понятие наименование дисциплины указывает на название дисциплины, по которой может быть создано более 10 изданий для разных специальностей, принципиально отличающихся по содержанию стандарта ВПО, часам, отведенным на изучение дисциплины, формам отчетно -сти, формам занятий и пр.

За четыре года целенаправленной работы было издано 1460 УМК. Работа над созданием и изданием УМК - непрерывный процесс, поскольку лицензируются новые образовательные программы, корректируются учебные планы, в образовательном процессе происходит смещение акцентов в сторону значимости самостоятельной работы студентов, что требует более тщательно разработанного методического обеспечения.

32

В период с 2008 по июнь 2011 г. было издано 75 учебных пособий.

В 2010 г. учебно-практические пособия И. Ю. Матвеевой «Медийная поддержка чтения» и Н. П. Собо-ленко «Учет документального фонда библиотеки» были изданы в серии «Современная библиотека» издательства «Литера» (Москва). Получила дальнейшее развитие практика участия учебных изданий академии во всероссийских и региональных конкурсах. В рамках конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу лауреатами были признаны учебные пособия В. И. Панферова «Мастерство хореографа» (2008), В. С. Толстикова «Культура России во второй половине XIX в. - первой половине ХХ в.» (2009), Т. Б. Нарской «Историко-бытовой танец» (2010), М. Г. Шарониной «Зримая песня: теория, методика, практика постановки» (2011). В 5 областном конкурсе на лучшую издательско-полиграфическую продукцию (2009) II место получили лекции по психологии творчества Н. А. Ягодинцевой «Поэтика: принципы безопасности творческого развития».

Задача повышения доступности учебных материалов для студентов дневного и заочного отделений реализуется в академии путем создания электронного банка учебных пособий и УМК во внутренней сети академии. На 1 сентября 2011 г. на внутреннем сайте академии выставлено: 144 названия учебных пособий и 1047 УМК. Закономерным продолжением начатой работы стало создание электронных образовательных ресурсов по отдельным учебным дисциплинам. В 2010-2011 учебном году при участии студентов специальности «Прикладная информатика» подготовлены электронные учебные пособия В. И. Панферова и Т. М. Дубских для сту-дентов-хореографов.

Задачи создания, распространения и использования учебной литературы вуза, рассматриваемые как в контексте формирования и функционирования издательской инфраструктуры [4], так и повышения качест-

ва процесса обучения, чрезвычайно многоаспектны. Их решение предполагает анализ тематической структуры массива учебных изданий, оценку качественных характеристик их содержания и формы (внешней и внутренней). В то же время исследование динамики выпуска учебной литературы на протяжении всей истории существования ЧГАКИ позволяет обозначить как общие тенденции, так и факторы ее определяющие.

Доминирование в видовой структуре учебнометодических и программных изданий характерно для любого вуза. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью обязательной регламентации основных требований к организации и содержанию учебного процесса.

Очевидна тенденция увеличения выпуска учебнотеоретических изданий (учебников, учебных пособий, лекций). В ее основе процесс автономизации вузов в образовательном пространстве. Он обусловлен, с одной стороны, свободой в формировании содержания и форм обучения в границах, заданных образовательными стандартами, с другой - отсутствием системы отраслевых (специализированных) издательств, с третьей - развитием и необходимостью реализации научнопедагогического потенциала вуза.

Целенаправленные усилия по формированию научно-образовательной среды академии задают предпосылки для включения не только вуза, но и его учебных изданий в образовательное пространство и региона, и страны. Реализация данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: включение педагогов академии в авторские коллективы учебников, подготовка учебных изданий не только по специальным, но и общепрофессиональным дисциплинам, более активное включение их в процедуру грифования (особенно по новым образовательным программам), публикация в центральных специализированных издательствах, освоение новых технологических платформ для построения образовательных ресурсов.

1. Акоев, М. Сложно, но достижимо: [интервью с зав. отделом информ. технологий Зон. науч. б-ки УрФУ М. Акоевым] / М. Акоев; журн. М. Акош // Эксперт Урал. - 2010. - № 33. - С. 25-28.

2. Афанасьев, А. Д. Формирование системы управления учебным книгоизданием для высшей школы в 1960-1980 годах / А. Д. Афанасьев, Е. П. Шеметова. - М.: Издат. дом «Унив. кн.», 2008. - 157 с.

3. Белоглазкина, И. Г. В поисках новой парадигмы / И. Г. Белоглазкина // Библиография. - 1992. - № 3-4. - С. 41-46.

4. Берестова, Т. Ф. Об издательской инфраструктуре вуза и принципах ее построения / Т. Ф. Берестова, В. Р. Абрамовских // Библиотековедение. - 2010. - № 1. - С. 121-127.

5. Беспалова, Э. К. Обретения учебной литературы / Э. К. Беспалова // Библиография. - 2005. - № 5. - С. 108-116.

6. Буринская, Е. Н Общетеоретические основы библиографоведения в начале XXI века / Е. Н. Буринская, А. В. Соколов // Библиография. - 2005. - № 4. - С. 34-42.

7. Гордукалова Г. Ф. Новый учебник для нового времени / Г. Ф. Гордукалова Г. В. Михеева, Т. В. Захарчук // Библ. дело. - 2005. - № 3. - С. 18.

8. Моргенштерн Исаак Григорьевич: биобиблиогр. указ.: к 75-летию со дня рождения / ЧГАКИ; сост.: Г. А. Губанова, И. Ю. Матвеева, Н. П. Расцветаева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Челябинск, 2007. - 100 с. - (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

9. Моргенштерн, И. Г. ABCDE/АБВГДЕ: воспоминания, письма / И. Г. Моргенштерн; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск, 2008. - 372 с.

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Моргенштерн, И. Г. Путеводитель как новый жанр учебно-методического пособия / И. Г. Моргенштерн // Библиотечное дело на пороге XXI века: тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф., Москва, 15-16 апр. 1998. -

Ч. 2. - С. 105-106.

11. Нарская, Т. Б. Благодарю судьбу... / Т. Б. Нарская // Свидание с молодостью, или академия в воспоминаниях. -Челябинск, 2008. - С. 62-70.

12. О мерах по дальнейшему упорядочению издания литературы, экономии и рациональному использованию бумаги для печати: Постановление ЦК КПСС от 02.06.75 // Об идеологической работе КПСС. - М., 1977.

13. Орлова, Н. Н. Трибуна для обсуждения учебных материалов: [рец. на кн. «Современное библиотечнобиблиографическое образование: учеб. тетради» (СПб., 1997)] / Н. Н. Орлова, А. В. Штолер // Библиотека. -1997. - № 11. - С. 44.

14. Орлова, Н. Н. Учебная библиографоведческая литература в зеркале статистики / Н. Н. Орлова // Библиогр. -1994. - № 5. - С. 3-6.

15. Пашнина, И. Долгожданные гранты и конкурсы / И. Пашнина // Хроника жизни Академии: 2003-2004 уч. год. -Челябинск, 2004. - С. 111-115.

16. Победители известны // Хроника жизни Академии: 2005-2006 уч. год. - Челябинск, 2006. - С. 130-133.

17. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины / сост. В. М. Рябков; отв. ред. В. А. Ермакова; ЧГИК. - Челябинск, 1983. - 37 с. - (Комплексная система управления качеством подготовки специалистов).

18. Рябков Владимир Михайлович: биобиблиогр. указ. / ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств»; сост.: Т. Н. Моковая, Е. С. Казанцева, Ю. Н. Трегубова. - Челябинск, 2008. - 127 с.; цв. фот. - (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

19. Сапронов, П. В. Перед первым выпуском: интервью с ректором ЧГИК П. В. Сапроновым / П. В. Сапронов; вел И. Табашников // Челяб. рабочий. - 1972. - 22 июня.

20. Смирнова, Е. Н. Новый жанр учебной литературы / Е. Н. Смирнова // Библиография. - 2000. - № 6. - С. 97-99.

21. Соболева, Е. Б. Заметки по поводу выхода учебного пособия И. Г. Моргенштерна «Общее библиографоведение» / Е. Б. Соболева // Библиосфера (Новосибирск). - 2005. - № 2. - С. 103 - 104.

22. Создание и использование учебно-методического комплекса: СК-ДП-2.5-07. Дата введения: 5.12.2007 / разраб. Н. Н. Штолер; пров. и согл. Н. П. Соболенко / ЧГАКИ. - Челябинск, 2007. - 38 с.

23. Соколов, А. В. Волшебник Информационного города / А. В. Соколов // Библиография. - 2001. - № 2. - С. 101-105.

24. Стрельцов, Ю. А. Антология - это интересно / Ю. А. Стрельцов // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 1. - С. 266-267.

25. Труды Челябинской государственной академии культуры и искусств (1968-2002 гг.): библиогр. указ.: в 2 т. / ЧГАКИ; сост.: А. Бородулина, В. Бояршина и др.; рук. сост. гр. Н. Н. Орлова; науч. ред. А. В. Штолер; авт. вступ. ст. В. Я. Рушанин; науч. консул.: Н. О. Александрова, И. Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2003.

26. Труды Челябинской государственной академии культуры и искусств (2003-2007 гг.): библиогр. указ. / сост.: А. Зайцева, Н. Ионова, М. Литвинова, М. Салихова, И. Хаирова, Е. Черканова; рук. сост. гр. Н. Н. Штолер; науч. ред.: Н. Н. Штолер, Е. А. Колесникова; авт. вступ. ст. В. Я. Рушанин. - Челябинск, 2008. - 335 с.

27. Челябинская государственная академия культуры и искусств: страницы истории / авт.-сост. В. С. Толстиков. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 196 с.

28. Швецова-Водка Г. Н. Общее библиографоведение: инновац. подход / Г. Н. Швецова-Водка // Науч. и техн. б-ки. -2005. - № 10. - С. 95-101.

29. Штолер, А. В. Книжное дело Челябинской области: проблемы и перспективы развития / А. В. Штолер // Книга. Исслед. и материалы. - 2008. - Сб. 88/1. - С. 51-58.

30. Ярошенко, Н. Н. Инвариантные формы досуга / Н. Н. Ярошенко // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 3. - Ч. 1. - С. 183-185.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.