Научная статья на тему 'Библиометрическая картина деятельности вуза: к выходу библиографического указателя "Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг. "'

Библиометрическая картина деятельности вуза: к выходу библиографического указателя "Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг. " Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиометрическая картина деятельности вуза: к выходу библиографического указателя "Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг. "»

Н. О. Александрова

канд. ист. наук, доцент, Челябинский государственный институт культурыi E-mail: [email protected]

Н. Н. Штолер

канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный институт культурыi E-mail: [email protected]

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА: к выходу библиографического указателя «Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг.»

Вышел девятый1 выпуск библиографического указателя «Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг.», продолжающего полный хронологический учет публикаций научно-педагогического состава, аспирантов, магистрантов, студентов, сотрудников института. Традиция подготовки указателя трудов вуза к каждому 5-летнему юбилею была начата доцентом кафедры библиографии Е. И. Коган (первые четыре книги были выпущены под ее руководством). Впоследствии подготовку указателей продолжили ее ученики: Н. О. Александрова, А. В. Штолер, Н. Н. Штолер2.

1 Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг. : библиогр. указ. / сост. А. Агафон-цева, Т. Агафонцева, А. Волкова, А. Жалилов, Е. Зиновьева, О. Кацура, А. Кузмичева, А. Нурыева, Е. Саломатова, Ю. Шишкина; рук. сост. гр.: Н. Н. Штолер, Н. О. Александрова, Ю. Б. Разина; науч. ред.: А. В. Штолер; авт. вступ. ст. В. Я. Рушанин ; Челяб. гос. ин-т культуры. Челябинск :

ЧГИК, 2018. 384 с.

2

Труды преподавателей Челябинского государственного института культуры, 1968-1978 гг.: библиогр. указ. / сост. Е. И. Коган. Челябинск, 1979; Труды преподавателей Челябинского государственного института культуры, 1978-1983 гг.: библиогр. указ. Челябинск, 1984; Труды преподавателей и сотрудников Челябинского государственного института культуры, 1983-1987 гг.: библиогр. указ. Челябинск, 1988; Труды преподавателей и научных сотрудников Челябинского государственного института культуры и искусств, 1987-1991 гг.: библиогр. указ. Челябинск, 1993; Труды преподавателей и научных сотрудников Челябинского государственного института искусства и культуры, 1992-1997 гг.: библиогр. указ. Челябинск, 1998; Труды Челябинской государственной академии культуры и искусств (1968-2002 гг.): в 2 т. / ЧГАКИ; рук. сост. гр. Н. Н. Орлова; науч. ред. А. В. Што-лер; авт. вступ. ст. В. Я. Рушанин; науч. консульт.: Н. О. Александрова, И. Г. Моргенштерн. Челябинск, 2003; Труды Челябинской государственной академии культуры и искусств (2003-2007 гг.): библиогр. указ. / рук. сост. гр. Н. Н. Штолер; науч. ред. Н. Н. Штолер, Е. А. Колесникова; авт. вступ. ст. В. Я. Рушанин; ЧГАКИ. Челябинск, 2008;

Труды Челябинской государственной академии культуры и искусств 2008-2012 гг. : библиогр. указ. / рук. сост. гр.: Н. Н. Штолер, Н. О. Александрова, М. С. Полушкина; науч. ред.: А. В. Штолер, Н. Н. Штолер, Е. А. Колесникова,

Библиографирование материалов для пособия осуществляется в рамках «Студенческого библиографического бюро» (СББ), созданного в институте в 1983 г. по инициативе и под руководством Е. И. Коган. Двадцать лет назад руководителем СББ стала доцент кафедры докумен-товедения и издательского дела, начальник УМУ Н. Н. Штолер. Первоначально в СББ работали только студенты-библиотекари, но с расширением спектра образовательных направлений и преобразованием факультета первоначально в информационно-библиотечный, а затем - в факультет документальных коммуникаций и туризма к составительской деятельности присоединились студенты других специальностей и направлений - бакалавры книжного дела, издатели, книготорговцы. Последний выпуск пособия готовили студенты направления «До-кументоведение и архивоведение» и магистранты направления «Издательское дело». За время своего существования Бюро стало серьезной школой не только библиографического мастерства для более чем 120 студентов, оно способствовало формированию навыков работы в специализированных АРМ автоматизированных библиотечных систем, использующихся для просмотра и навигации, обработки и компоновки полученных данных. Работа над указателем потребовала от студентов высокого уровня развития концентрации и переключения внимания (способности в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и при этом быстро переходить с одного вида деятельности на другой), дала возможность развить аналитические (умение

М. В. Ермолаева; авт. вступ. ст. В. Я. Рушанин; ЧГАКИ. Челябинск, 2013.

179

получать и обрабатывать информацию из разных источников - отчетов кафедр, материалов научного отдела, ЭБС, уточнять и оценивать ее) и организаторские способности, умение работать в команде.

В рамках СББ подготовлено и опубликовано около 40 пособий. За 35 лет его существования обозначилось два главных направления деятельности: организация «внешнего» и «внутреннего» библиографического информирования. В рамках первого в разные годы были созданы и опубликованы каталог книг серии «Жизнь замечательных людей» (М., 1987), указатель содержания журнала «Библиография» (М., 1994), электронный каталог книг «Южно-Уральского книжного издательства» за 1935-2000 гг., пособия, посвященные Аркаиму, центру народной музыки «Гармонь»1 и мн. др. Работу по второму направлению можно разделить на два блока - библиографический учет публикаций авторов - ученых института и библиографический учет публикационного массива научно-педагогического коллектива вуза.

Как известно, указатели трудов вузов служат полной и достоверной базой для библио-метрического анализа их деятельности, характеристики разнообразных направлений научно-исследовательской и учебно-педагогической работы, публикационной активности преподавателей, сотрудников, аспирантов, магистрантов и студентов. Даже без специального анализа такие пособия выступают своеобразной летописью жизни института. В совокупности они позволяют оценить динамику публикационной активности научно-педагогического коллектива: 19681978 гг. - 391 публикация; 1978-1983 гг. -600; 1983-1987 гг. - 800; 1987-1991 гг. - 758; 1992-1997 гг. - 1 182; 1998-2002 гг. -1 809; 2003-2007 гг. - 3 110; 2008-2012 гг. -7 181; 2013-2017 гг. - 3 311. Последняя цифра отнюдь не свидетельствует о спаде публикационной продуктивности. Современная и образовательная, и издательская практика вносят свои коррективы в выбор форм объективации науч-

1 Штолер А. В., Орлова Н. Н. Информационные технологии // Мир библиографии. 1999. № 5. С. 74-77.

но-педагогической деятельности. Так, в отличие от предыдущих, в новом указателе составители отказались от учета и представления учебно-методических материалов (рабочих программ дисциплин, практик и т. п.), которых за последние пять лет - 2013-2017 гг. - было подготовлено более 4 тыс. названий. Сегодня они, как правило, не издаются в традиционном, бумажном, виде, а составляют обязательный компонент электронной образовательной среды вуза.

С максимальной полнотой в указателе отражены сборники научных трудов, материалы конференций, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, тезисы докладов, статьи из продолжающихся и периодических изданий, учебные, нотные и библиографические издания, сценарные разработки, опубликованные отчеты о научно-исследовательской работе. При этом очевидна общая тенденция увеличения числа научных публикаций год от года. Это подтверждается и данными Российского индекса научного цитирования, реализуемого НЭБ еЫЬгагу. По числу цитирований и по общему количеству публикаций ЧГИК входит в десятку ведущих образовательных и научных организаций системы Минкультуры России.

Сегодня среди педагогов Челябинского государственного института культуры более 80 % имеют ученые степени и звания, в том числе 54 - звание доктора наук, профессора, 133 - кандидата наук, доцента. Государственных наград и почетных званий РФ в области культуры и искусства, образования и науки за крупные научно-педагогические и художественно-творческие достижения, звания лауреатов крупных творческих конкурсов удостоены более 100 педагогов института. Свои научные школы развивают известные ученые ЧГИК доктора наук, профессора Н. Г. Апухтина, В. Я. Аскарова, Т. Ф. Берестова, Г. Я. Гревцева, М. Е. Дуранов, Л. Б. Зубанова, Р. А. Литвак, В. С. Невелева, Т. Д. Рубанова, В. Я. Рушанин, В. С. Толстиков, В. С. Цукерман.

За 50 лет институт стал альма-матер для более чем 36 тысяч выпускников (специалистов, бакалавров и магистров), работающих

180

в сферах социально-культурной деятельности, документальных коммуникаций, туризма, музыкального и театрального искусства, народного художественного творчества.

Автор вступительной статьи к библиографическому указателю доктор исторических наук, профессор, ректор института В. Я. Руша-нин отметил: «Декларируя обретение собственной уникальности в культурном ландшафте региона и страны, институт значительно расширил географию своего "присутствия". Преподаватели, аспиранты и студенты участвуют в международных и всероссийских, национальных научных конференциях и форумах. Творческие коллективы института гастролируют в России и за рубежом (Австрия, Болгария, Германия, Израиль, Италия, Китай, Словакия, Франция, Чехия и др.). В настоящее время в вузе обучаются студенты из 9 стран мира. Данное обстоятельство является следствием реализации научно-творческого потенциала, качественного расширения содержания образовательных программ, научно-исследовательской и концертно-творческой деятельности»1.

Многие ученые и педагоги института в минувшем пятилетии выпустили более 30 публикаций. Лидерами, демонстрирующими и высокий уровень публикационной активности, и интенсивность исследовательской деятельности, стали руководители научных школ и направлений (профессора В. Я. Аскарова, Т. Ф. Берестова, Г. Я. Гревцева, Л. Б. Зубанова, Р. А. Литвак, В. С. Невелева, Т. Д. Рубанова,

B. Я. Рушанин, А. М. Чеботарев), руководители и педагоги ведущих образовательных подразделений (Н. О. Александрова, И. В. Андреева,

C. В. Буцык, Ю. В. Гушул, М. В. Ермолаева, А. В. Лушникова, И. Ю. Матвеева, Т. Н. Моко-вая, А. А. Мордасов, И. Н. Морозова, З. В. Рус-сак, В. М. Рябков, Б. С. Сафаралиев, Е. А. Се-лютина, Е. В. Семенова, С. С. Соковиков, Л. В. Сокольская, О. Г. Усанова, Е. В. Швачко,

1 Рушанин В. Я. Библиографическое отражение прекрасного // Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг. : библиогр. указ. Челябинск, 2018. С. 11.

А. В. Штолер, Н. Н. Штолер, М. Л. Шуб, Н. А. Ягодинцева и др.).

Наибольшей публикационной активностью отличаются кафедры: библиотечно-информа-ционной деятельности (370), документоведения и издательского дела (319), культурологии и социологии (287), педагогики и психологии (275), социально-культурной деятельности (267), туризма и музееведения (208).

Разнообразие образовательных программ подготовки, реализуемых в институте сегодня, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав вуза, широта и разнообразие научных и творческих интересов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, значительное число научных форумов, организуемых в ЧГИК, определили положительную динамику и тематическое разнообразие публикационного массива. Анализ тематической структуры библиографического указателя свидетельствует о приоритетном внимании к проблемам образования, воспитания, обучения и организации досуга. На долю данного раздела приходится более 28 % всех выпущенных работ. Основное внимание исследователи уделяют вопросам педагогики высшей школы и подготовки кадров по различным направлениям, проблемам организации учебного процесса, новым педагогическим технологиям и приемам, специфике подготовки специалистов, содержанию, методике и организации социально-культурной деятельности, работы учреждений культуры.

Тематический раздел, посвященный проблемам искусства, театра, кино, музыки, хореографии, декоративно-прикладного искусства, включает более 18 % опубликованных материалов. Авторы исследуют теоретические, исторические, методические вопросы сферы искусства в целом, музыки, театра, хореографии, самодеятельного творчества в частности. Музыкальному искусству Урала посвящено 45 публикаций.

Заметное место (15 %) занимают разделы, освещающие вопросы теории и практики социально-документальных коммуникаций: издательского дела, книгораспространения и кни-

181

говедения, библиографии, библиографической деятельности и библиографоведения, библиотечного дела и библиотековедения. Проблемам изучения чтения и формирования читательских интересов посвящено 122 публикации. Данная проблематика в последние годы приобрела межфакультетский характер.

Еще одной причиной роста публикационной активности научно-педагогического коллектива института стало дальнейшее целенаправленное и качественное развитие научно-исследовательской инфраструктуры вуза (коммуникационной, организационной, материальной). В институте сложилась система научных конференций и творческих конкурсов разного уровня - от вузовского до международного. За пятьдесят лет своей работы ЧГИК участвовал в организации и проведении более 250 научных конференций, в течение же последних пяти лет состоялось свыше 50 научных форумов различного уровня. Среди крупнейших и регулярных - ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава института «Культура - искусство - образование», а также «Вопросы современного музыкознания», «Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика», «Композитор в современном мире», Лазаревские чтения, Моргенштерновские чтения, научно-творческий форум «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века», «Природное и культурное наследие Урала», «Рекламный калейдоскоп (АБУБ-МК)», Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура», «Чтение на евразийском перекрестке», «Язык и культура», студенческая научная конференция «Культурные инициативы» и др.

В указанный период в институте активно функционировали научные и творческие центры: Институт культуры детства под руководством доктора наук профессора Р. А. Литвак, Центр чтения под руководством доктора наук профессора В. Я. Аскаровой, Научно-образовательный центр «Информационное общество» под руководством доцента Ю. В. Гушул, Центр традиционной культуры народов Урала под руководством профессора Л. Н. Лазаревой. В структуре вуза (2017 г.) создан Уральский институт культурной политики и проектного менеджмента (директор - доктор культурологии профессор Л. Б. Зубанова), базовой исследовательской темой которого является «Культурная политика XXI века: федеральный, региональный, муниципальный и корпоративный уровни».

В институте действует Издательский центр под руководством доктора наук профессора Т. Ф. Берестовой. Регулярно издания ЧГИК становятся победителями областного конкурса на лучшую издательско-полиграфическую продукцию. Издательские проекты вуза были отмечены на всероссийских и региональных конкурсах научных публикаций.

Вышедший из печати библиографический указатель «Труды Челябинского государственного института культуры. 2013-2017 гг.» - солидного объема 23 п. л. и 3311 библиографических записей, отпечатанный на хорошей бумаге, в твердом иллюстрированном переплете, снабженный добротным справочным аппаратом - составители (преподаватели и студенты кафедры документоведения и издательского дела, сотрудники Научной библиотеки) посвятили 50-летию юбилею ЧГИК.

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.