УДК 378
В. Я. Рушанин
д-р ист. наук, проф., ректор Челябинского государственного института культуры E-mail: [email protected]
ЗОЛОТОЙ ЮБИЛЕЙ: к 50-летию Челябинского государственного института культуры
Торжественное открытие Челябинского государственного института культуры, пятого по счету вуза в городе и пятого же высшего учебного заведения подобного профиля в стране, состоялось 1 октября 1968 г. За свою полувековую историю институт уверенно развивался, расширял количество специальностей и специализаций, наращивал научный потенциал (более 80 % профессорско-преподавательского состава ЧГИК имеют ученую степень) и материально-техническую базу, жил насыщенной и разнообразной кон-цертно-творческой и исполнительской жизнью под руководством ректоров П. В. Сапронова, А. П. Грая, В. Я. Рушанина. За это время институт превратился в один из важных культурно-образовательных, художественно-просветительных и творческих центров не только Челябинской области, но и России.
Ключевые слова: Челябинский государственный институт культуры, ЧГИК, ЧГАКИ, образование в регионе, вузы культуры, культура, наука, история
Для цитирования: Рушанин, В. Я. Золотой юбилей: к 50-летию Челябинского государственного института культуры /В. Я. Рушанин //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 9-22.
Золотой осенью 2018 г. нашему институту исполнилось 50 лет!
Появление нового вуза культуры совпало с периодом интенсивного и динамичного развития экономики страны и региона, ее социальной сферы. Большую роль в преобразовании экономической жизни РСФСР сыграли хозяйственные реформы, предпринятые по инициативе А. Н. Косыгина. Благодаря новой системе планирования и экономического стимулирования в промышленности ускорились темпы производства и роста производительности труда. В 1960-е гг. на Урале шла модернизация экономики региона, что нашло отражение в строительстве промышленных предприятий, появлении новых топливно-энергетических комплексов. К этому времени Челябинская область стала центром, где сформировалось одно из крупных в стране металлургических производств, были хорошо развиты машиностроение, оборонный комплекс, аграрный сектор.
Изменения коснулись не только экономики региона, но и социокультурной сферы. Заметно вырос образовательный и культурный уровень населения. Этому способствовал переход к все-
общему среднему образованию. Почти 98 % восьмиклассников продолжали учебу в средней школе. Всего в общеобразовательных школа Урала обучалось более 3 млн учащихся.
В этот период в Челябинской области сложилась развитая сеть учреждений культуры и искусства, специальных учебных заведений. Так, в 1966-1967 гг. только в области работало 7 профессиональных театров, филармония, хоровая капелла, 2 цирка, 25 народных театров и хоров, около 1 000 дворцов и домов культуры, клубов, более 1 000 библиотек, два музыкальных училища, 73 дневных и вечерних музыкальных школы, 9 государственных и 15 народных музеев.
Несмотря на существование широкой и разветвленной системы учреждений культуры и искусства в Челябинской области, во многих из них ощущался кадровый дефицит. Так, в 1968 г. вузовские дипломы имели всего около 2 % клубных работников, 13 % - библиотечных, а в театрах и музыкальных школах -примерно 24 %. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других областях Урала и Западной Сибири. При этом в РСФСР работало всего
9
четыре вуза (в Москве, Ленинграде, Улан-Удэ и Краснодаре), готовившие специалистов для учреждений культуры. На Урале не было ни одного института культуры. Высшее образование для работников сферы искусства давала лишь Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского. Подготовку специалистов со средним профессиональным образование для клубов и библиотек осуществляло Челябинское культурно-просветительское училище. Без принятия кардинальных мер рассчитывать на улучшение кадрового состава работников культуры на Урале не приходилось. Решением проблемы подготовки кадров было открытие в регионе высшего учебного заведения творческого профиля [3].
Большую роль в открытии института культуры сыграл руководитель Челябинского обкома КПСС Н. Н. Родионов. Его соратник М. Ф. Ненашев вспоминал: «Н. Н. Родионов не просто по должности, как первый секретарь, выступал в роли покровителя искусства. У него была свойственная далеко не многим партийным работникам органическая потребность заботиться о культуре, защищать ее. Связано это было с пониманием места и роли культуры в жизни людей и с тем, что он сам любил театр, искусство, много читал, посещал все театральные премьеры, концерты известных людей» [1, с. 58].
Итогом долгой и многосторонней подготовительной работы стало Постановление Совета министров СССР от 20 ноября 1967 г. об организации в Челябинске государственного института культуры.
А 24 января 1968 г. министр культуры РСФСР издал приказ «Об организации в г. Челябинске государственного института культуры». В нем было сказано: «Создать с 1 февраля 1968 года в г. Челябинске государственный институт культуры с библиотечным, культурно-просветительным и музыкально-педагогическим факультетами».
Было несколько претендентов на должность ректора нового вуза, но 21 февраля 1968 г. утвердили 46-летнего Поликарпа Васильевича Сапронова. Во внимание бралось наличие опы-
10
та вузовской деятельности, работа в педагогических вузах Магнитогорска, Ленинграда, Челябинска, ученая степень и звание кандидата исторических наук, доцента. Но важным было то, что он успел поработать секретарем Магнитогорского горкома и Челябинского обкома КПСС, избирался депутатом областного совета. Он был «своим» в областной номенклатурной обойме, имел связи в Москве и Ленинграде. В должности ректора Челябинского государственного института культуры П. В. Сапронов проработал десять лет, вплоть до своего преждевременного ухода из жизни. Это было ярчайшее «сапроновское» десятилетие.
Становление нового вуза - всегда сложный процесс. За короткий срок ректором была создана необходимая материально-техническая база, налажен эффективный учебый процесс. Много сил и энергии уделялось приобретению оборудования, музыкальных инструментов, комплектации библиотеки. Но самым большим достижением П. В. Сапронова стало формирование команды. В качестве незаменимых помощников проявили себя в эти годы проректоры А. И. Лазарев и М. И. Мительглик. Своих лучших специалистов делегировали в новый вуз музыкальное и культурно-просветительское училище, оперный театр, областная публичная библиотека. Так в вузе оказались Д. Б. Перчик, Т. М. Синецкая, Ю. Б. Борисов, Т. Б. Хазанова (Нарская), Б. Т. Уткин, М. П. Шушарин и др. Многие из них позже стали профессорами, проректорами, доцентами, заведующими кафедрами [2].
Профессор Тамара Борисовна Нарская отмечает: «Сапронов, Лазарев и Мительглик были удивительно яркими личностями. Во многом благодаря им в институте сформировалась творческая атмосфера, дух поиска и новаторства буквально витал тогда в нашем коллективе» [7, с. 19].
Работа по формированию приемной и предметных экзаменационных комиссий, обеспечению необходимых условий для организованного проведения вступительных экзаменов была завершена к 1 июля 1968 г. Интерес к новому институту культуры был очень
велик. На 200 мест дневного отделения было подано 1 058 заявлений, в среднем 5 человек на одно место. Особенно большой конкурс наблюдался на библиотечный факультет -9 человек на место. Среди поступавших много было уже окончивших музыкальные и культурно-просветительные училища, имеющих опыт практической работы в учреждениях культуры разного профиля. Первым в списки первокурсников Челябинского института культуры был занесен Борис Юров, который с отличием окончил Ленинградское областное культурно-просветительное училище и работал преподавателем танцев в Курганском культпросветучилище. Он поступил на танце -вально-хореографическое отделение факультета культурно-просветительной работы. Среди первых студентов были выпускники Челябинского музыкального училища Виталий Вольфович и Евгения Никифорова; Магнитогорского музыкального училища - Светлана Юдина, музыкального отделения Магнитогорского педагогического училища - Альбина Вот-чинникова. Они были зачислены досрочно студентами музыкально-педагогического факультета. В числе первых студентов библиотечного факультета следует назвать Людмилу Савешни-кову и Надежду Хоманову (Соболенко). Сейчас Н. П. Соболенко - кандидат наук, профессор, заместитель декана ФДКТ по заочному обучению.
Первое занятие со студентами вечернего отделения было проведено в ЧГИК 12 сентября. Лекцию по истории культурно-просветительной работы прочитал тогда молодой преподаватель выпускник ЛГИК В. М. Рябков.
Торжественное официальное открытие Челябинского государственного института культуры, пятого по счету высшего учебного заведения Челябинска, состоялось 1 октября 1968 г. На митинге присутствовал заместитель министра культуры В. В. Кочетков, который в своем выступлении особо подчеркнул: «Открытие Челябинского государственного института культуры, первого подобного вуза на Урале, да и в Западной Сибири, - большой, долгожданный праздник всей нашей интеллектуальной, культурной общественности».
Действительно, открытие в Челябинске института культуры стало важным этапом в деле дальнейшего развития системы высших учебных заведений по подготовке работников для учреждений культуры. Позднее родственные вузы появились в Барнауле, Перми, Кемерово и Самаре.
Важнейшей отличительной особенностью ЧГИК было то, что он имел в своем составе, кроме библиотечного и культурно-просветительного факультетов, еще и музыкально-педагогический, т. е. консерваторский. Все это делало вуз более привлекательным и престижным [4].
Подбор преподавательских кадров для такого многопрофильного учебного заведения, как ЧГИК, был непростой задачей, решать которую приходилось в сжатые сроки.
П. В. Сапронов, не раз повторявший популярный в советские годы лозунг «Кадры в период реконструкции решают все!», уделял подбору преподавателей особое внимание, не жалея на это ни времени, ни сил.
Много сделал в этом плане и Д. Б. Перчик. Как человек энергичный, обладавший значительным авторитетом среди работников культуры, он прекрасно знал кадры культурно-просветительных учреждений Уральского региона.
Для постоянной работы в институте, единовременного проведения занятий, а также в качестве председателей государственных экзаменационных комиссий привлекались опытные вузовские преподаватели из Москвы, Ленинграда, Горького и других городов. В августе 1968 г. преподавателями института стали выпускница Новосибирской консерватории Алла Анатольевна Перфильева (концертмейстер кафедры хорового дирижирования), Вера Акимовна Ермакова, Михаил Юрьевич Ка-планский, Валентина Федоровна Мартынович, Давид Борисович Перчик, Андрей Степанович Севостьянов, Борис Тимофеевич Уткин и др.
Большая группа преподавателей пришла в институт в сентябре 1968 г., среди них Лидия Петровна Гальцева, Ревекка Германовна Гит-лин, Галина Иосифовна Кузнецова, Тамара
Борисовна Нарская, Зоя Васильевна Семочки-на, Владимир Леонидович Хоменко, Лидия Александровна Ящинина и др. Все они сыграли важную роль в становлении нового вуза, оставили яркий след в его истории.
Однако таким образом нельзя было полно -стью успешно решить задачу комплектования кадров. Поэтому одним из главных, приоритетных путей формирования преподавательского состава ректорат избрал приглашение на работу молодых, одаренных выпускников ведущих вузов культуры, консерваторий.
П. В. Сапронов, А. И. Лазарев, Д. Б. Перчик и остальные руководители института неоднократно выезжали в Москву, Ленинград, Свердловск и другие города, знакомясь на месте с выпускниками творческих вузов. По просьбе ректора Сапронова несколько выпускников Ленинградского и Московского государственных институтов культуры были заранее направлены в Челябинское культурно-просветительное училище для прохождения преддипломной практики. В течение трех с половиной месяцев в «культпросвете» проходил преддипломную практику студент Ленинградского института культуры В. М. Рябков.
«Приехав в Челябинск, - вспоминает
B. И. Панферов, - сначала остро переживал потерю всего, что осталось в Ленинграде. Но вместе с тем понимал, я приехал, чтобы поделиться всем тем, что впитал в себя во "второй столице", что знаю и умею. Меня окружали прекрасные педагоги. Мой однокурсник В. А. Тейдер приехал из Ленинграда в институт культуры на полгода раньше меня. Преподавали главный режиссер театра оперы и балета Н. К. Даутов, балетмейстер Т. Б. Нарекая. Потом приехали из Ленинграда Л. Д. Ивлева, З. К. Плотвинова и
C. И. Бельтюкова. Образовалась наша "ленинградская школа", и нам нужно было держать марку» [7, с. 28].
До настоящего времени в ЧГИК продолжают трудиться педагоги, стоявшие у истоков его зарождения, заложившие организационные основы первых кафедр и факультетов. Сейчас это уже известные профессора -В. М. Рябков, Т. Б. Нарская, В. И. Панферов,
В. А. Петров, Т. М. Синецкая, А. М. Чеботарев, И. И. Щедрин и др.
К середине 1970-х гг. стала складываться определенная система пополнения коллектива вузовских преподавателей как молодыми педагогами, так и опытными специалистами. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию и стал первым доктором наук в ЧГИК А. И. Лазарев. Вскоре после успешной защиты своих исследований степень кандидата наук получили Д. Б. Перчик и В. М. Рябков. В 1972 г. из Улан-Удэ приехали хорошо подготовленные вузовские преподаватели, кандидаты педагогических наук И. Г. Моргенштерн, Н. Ф. Новичкова, Д. А. Гольдштейн, из Чимкента - Е. И. Коган, из Ленинграда - кандидат искусствоведения Л. М. Мельникова.
Первый выпуск молодых специалистов в институте культуры - 160 человек, состоявшийся летом 1972 г., стал важным событием не только в жизни всего коллектива вуза, но и в области.
Однако перед ректоратом и коллективом по-прежнему стоял ряд проблем, решение которых влияло на успешное развитие ЧГИК. По словам П. В. Сапронова, важнейшей задачей было укрепление материальной базы института. Начинается строительство нового учебного корпуса (ныне корпус № 1) и общежития (формируется студенческий городок), продолжается работа по обеспечению музыкальными инструментами и оборудованием, техническими средствами и литературой.
В начале 1970-х гг. вуз принял от Ленинградского института культуры учебно-консультационные пункты в Свердловске, Целинограде (ныне г. Астана, Р. Казахстан) и создал новый в Тюмени. В этот период продолжалось формирование кафедр и к середине 1970-х гг. их число возросло до 20. В 1970 г. кафедра режиссуры и хореографии была разделена на две - режиссуры и актерского мастерства и кафедру хореографии; кафедра фортепиано также на две - общего и специального фортепиано.
Кафедру хореографии вначале возглавлял выпускник ЛГИК Виктор Андреевич Тейдер (1970-1971), затем ей руководила Т. Б. Нар-
12
ская (1971-1984). К середине 1970-х гг. эта кафедра стала одной из лучших в ЧГИК. В этом была большая заслуга ее энергичной, чрезвычайно работоспособной заведующей. Специалисты Министерства культуры, проверявшие деятельность кафедры в 1972 г., отмечали: «На кафедре работают в основном молодые педагоги, но от посещенных нами занятий по классическому и народно-характерному танцу преподавателей В. И. Панферова, Л. Д. Ив-левой, 3. К. Плотвиновой, Т. Б. Нарской и др. остались очень хорошие впечатления. Преподаватели хореографии, несмотря на молодость и отсутствие необходимого опыта, правильно строят уроки, умеют работать со студентами, занимаясь с полной самоотдачей».
Еще одной задачей, стоявшей перед молодым институтом, было развитие научно-исследовательской деятельности ряда кафедр и преподавателей. Список научных работ, завершенных в 1974-1975 учебном году, составил внушительное число - 406 названий (50 из них опубликовано), их авторы - 194 преподавателя. Самое активное участие в научной работе принимали: Б. М. Мещеряков, Г. И. Кузнецова, Н. Ф. Новичкова, И. Г. Моргенштерн, В. С. Цукерман, Д. Б. Перчик, Е. Н. Алешко.
В 1975-1980 гг. в ЧГИК было защищено 17 кандидатских диссертаций, тесно связанных с профилем вуза, актуальными проблемами развития культурной сферы.
Эффективным средством улучшения качества подготовки специалистов культуры стало привлечение к научно-исследовательской работе студентов. В 1978-1979 гг. в институте работало 39 студенческих научных кружков и 20 творческих объединений. В них занимались 1190 студентов (более 80 % «дневников»). По инициативе крупного специалиста в области уральского фольклора и литературы А. И. Лазарева регулярно стали организовываться этнографические экспедиции в города и районы области. Материалы, собранные во время этих поездок, легли в основу научных работ преподавателей и студентов, во многом способствовали обогащению учебно-воспитательного процесса в институте.
В 1975 г. в ЧГИК был открыт рабфак, где сложилась определенная система подготовки молодежи к поступлению в институт (слушатели познавали азы вузовской программы, получали навыки самостоятельной учебной работы). Только в 1976-1983 гг. подготовительное отделение окончили более 400 человек. Большинство из них поступили в институт, а после выпуска стали работать в культпросве-тительных учреждениях Урала.
За первые 10 лет своей работы ЧГИК стал настоящей кузницей кадров для учреждений культуры и искусства, методическим и научным центром для творческих вузов страны. За этот период было подготовлено почти 3,5 тыс. квалифицированных специалистов, педагогами и студентами дано 1,5 тыс. концертов и спектаклей. В 1976 г. ЧГИК получил статус вуза второй категории.
* * * *
В конце 1970-х гг. произошли изменения в руководстве института. А. И. Лазарев перешел в только что организованный Челябинский государственный университет. Проректором по учебной и научной работе стал В. М. Рябков. 5 июня 1978 г. ректором Челябинского государственного института культуры был назначен участник Великой Отечественной войны доцент, кандидат экономических наук Александр Петрович Грай.
За время руководства А. П. Грая (19782001) в институте реализованы крупные структурные изменения. Прежде всего продолжилось дальнейшее укрепление материально-технической и учебной базы ЧГИК. В 1980 г. был построен второй корпус общежития на 537 мест, в 1987 г. - третий учебный корпус, в котором расположился учебный театр на 500 мест, оснащенный театрально-сценическим оборудованием, специализированные оркестровые и хореографические помещения. В 1980-е гг. введены в эксплуатацию санаторий-профилакторий на 50 мест с семью лечебными кабинетами, ингаляторием, кабинетом массажа и спортивно-оздоровительный лагерь «Мелодия» (в последующие 20 лет его посетило свыше 1200 студентов, педагогов и
13
сотрудников института). В этот же период учреждена газета «Кадры культуры» (ныне «Академгородок») и школа журналистики, открыты социологическая лаборатория (впервые в вузах культуры) и редакционно-издательский отдел. Вуз получил право самостоятельно выпускать сборники научных трудов, учебники и учебные пособия, тексты лекций, методическую литературу. Только за первый год отделом было подготовлено и выпущено более 40 наименований печатной продукции [8, с. 55-56].
В 1980-1981 учебном году были открыты новые кафедры, и число их достигло 22. В институте тогда работало 233 преподавателя, из них 45 кандидатов наук.
Ведущее место в деятельности ректората, деканатов и кафедр института занимали вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Все большее развитие получали активные формы проведения занятий: проблемные лекции, лекции-диспуты, семинары с последующим обсуждением рефератов и контрольных работ, деловые игры, конференции. На семинарских занятиях, проводимых кафедрами социально-гуманитарных дисциплин, применялись методы малых групп и оппонентов, внедрялась поэтапная сдача зачетов и экзаменов. На библиотечном факультете практические занятия по целому ряду учебных дисциплин проходили в библиотеках.
Произошли изменения в обучении на заочном отделении. Благодаря инициативе проректора по заочному обучению Татьяны Константиновны Мутовкиной составлены новые учебные планы, в которых предусматривалось сокращение часов на аудиторные занятия и увеличение - на самостоятельную работу. В учебные планы вводились новые курсы, более равномерно распределялись экзамены и зачеты по семестрам.
Кроме совершенствования учебного процесса с заочниками, ректорат института, деканаты факультетов вели большую работу по организации более качественного набора студентов. Впервые на 1981-1982 учебный год ЧГИК было выделено 55 мест для внеконкурсного целевого приема. Для абитуриентов-
целевиков институт организовал специальные подготовительные курсы, которые проводили опытные преподаватели. Из 127 прибывших на курсы целевиков 102 выдержали экзамены, 85 зачислены в вуз.
Активно работала в ЧГИК комсомольская организация, созданная в ноябре 1968 г. В 1980-е гг. она насчитывала более 1 200 человек. На счету у комсомола института было немало интересных дел, прежде всего участие в деятельности студенческих строительных отрядов во время третьего трудового семестра. Кроме традиционного строительства, в летние каникулы студенты работали проводниками пассажирских поездов, занимались культурно-пропагандистской деятельностью, были вожатыми в пионерлагерях, в том числе и знаменитом всесоюзном лагере «Артек».
В 1980-е гг. эффективными организаторами вузовской науки проявили себя проректоры по НИР 3. В. Семочкина и Т. М. Синец-кая. Благодаря их деятельности в институте появился научно-исследовательский сектор, создан редакционно-издательский отдел, проведен ряд исследований по актуальным проблемам культурно-просветительной работы, библиотечного дела, духовной культуры населения Урала.
В эти годы активно рос научный потенциал вуза: в 1989 г. в ЧГИК работали 81 кандидат наук, 2 доктора наук, профессора и пять доцентов без ученой степени. Если в 1980-1984 гг. ежегодно защищали кандидатские диссертации 4-5 человек, то в 1985 г. - уже 10, в 1986 г. - 8.
Диссертационные исследования представляли определенный интерес для практики. Так, Л. Д. Ивлева первой из преподавателей кафедры хореографии защитила диссертацию на тему «Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе». Впервые в нашей стране она была посвящена анализу деятельности хореографических коллективов.
В 1984 г. докторскую диссертацию защитил В. С. Цукерман, в 1986 г. - Н. М. Михайловская, в 1989 г. доктором педагогических наук стал И. Г. Моргенштерн. Следует подчеркнуть,
14
что к этому времени он был уже крупным ученым, признанным исследователем основных процессов библиографической деятельности и прежде всего ее самой существенной части -библиографического обслуживания.
Совершенствовалась и повышалась эффективность научно-исследовательской работы не только преподавателей, но и студентов. По результатам Всесоюзного конкурса 19871988 учебного года на лучшую студенческую работу лучшими вузами названы Челябинский и Московский государственные институты культуры. Нагрудный знак лауреата Всесоюзного конкурса был вручен студентке культурно-просветительного факультета С. Мальковой (научный руководитель - профессор В. С. Цукерман). Школа «малой науки» помогла достичь высоких научных результатов многим кандидатам наук, работающим и сегодня на кафедрах вуза - Л. Н. Лазаревой, Н. П. Со-боленко, Ю. Б. Тарасовой и др.
Важной частью деятельности ЧГИК была концертно-творческая работа. Для руководства исполнительской деятельностью в октябре 1979 г. в институте было создано концертное бюро (руководитель Н. Тюменева). На протяжении 1980-х гг. творческие коллективы ЧГИК давали ежегодно до 250-300 концертов и представлений. В институте уже тогда действовало 20 художественных коллективов, среди них оркестр русских народных инструментов под управлением В. Г. Лебедева, танцевальный ансамбль «Малахит», джаз-оркестр (руководитель Д. П. Панов), вокально-инструментальный ансамбль «Юность Урала» (руководитель Р. Г. Хабибулин), успешно представлявшие наш вуз на многих как отечественных, так и международных фестивалях и конкурсах.
Одним из показателей высокой подготовки специалистов в области музыкальной культуры стало создание выпускником института В. И. Ярушиным знаменитого ВИА «Ариэль», а затем им же - группы «Иваныч». Выпускник ЧГИК В. А. Вольфович в 1988 г. на базе городского дворца культуры железнодорожников основал центр народной музыки «Гар-
монь», который в настоящее время является единственным в своем роде региональным центром в России, объединяющим в Челябинской области более 50 народно-музыкальных коллективов, клубов гармонистов. В 1987 г. был создан государственный русский народный оркестр «Малахит» под руководством выпускника ЧГИК Виктора Григорьевича Лебедева. В состав оркестра вошли лучшие музыканты города и выпускники института культуры.
Одним из самых трудных и сложных периодов в жизни коллектива ЧГИК, как и многих других вузов страны, был рубеж 1980-1990-х гг. Развал Советского Союза, кризис, поразивший все сферы общества, привели к утрате прежней картины мира, норм и стереотипов поведения. Резкое снижение финансирования высшей школы повлекло за собой падение относительного уровня оплаты труда и престижа профессии педагога, снижение качества подготовки специалистов в вузах.
В соответствии с проводимой реформой высшей школы вузы получили определенную автономию в организации и проведении учебного процесса. Повысилась роль ученых советов в управлении деятельностью высших учебных заведений. Впервые в ученый совет ЧГИК вошли студенты, молодые ученые (1988).
В 1987 г. в институте самостоятельно были разработаны новые учебные планы, которые изменили не только направления, но и содержание дисциплин и учебных курсов, существенно трансформировалась система практики и организации самостоятельной работы студентов, проведения государственных экзаменов. Особое внимание при этом уделялось повышению качества специальной подготовки.
В условиях рыночных отношений студентов уже не удовлетворял диплом с названием квалификации «Организатор самодеятельного творчества». Необходимо было создание профессиональных учебных планов, инициатором которых в ЧГИК стала кафедра театральной режиссуры (заведующий В. А. Петров).
В 1991 г. вуз был переименован в Челябинский государственный институт искусства
15
и культуры [5], проведена структурная реорганизация. Так, культурно-просветительный факультет был разделен на музыкальный и художественный, последний в 1994 г. в свою очередь - на художественно-педагогический и культурологический. Затем художественно-педагогический был преобразован в факультет театрального искусства, а в 1999 г. -в театральный факультет. В 1993 г. открыт исполнительский факультет, в 1994 г. библиотечный преобразован в информационно-библиотечный.
В этот же период вуз успешно прошел государственные аккредитации (1994 и 1998 гг.). Положительные результаты, полученные при аттестации, во многом способствовали тому, что в 1999 г. институт получил более высокий статус и был переименован в Челябинскую государственную академию культуры и искусств.
В 1990-е гг. ученые вуза осуществили ряд крупных исследований. Так, в 1991 г. успешно была завершена проделанная кафедрой библиографии работа «Оптимизация справочно-библиографического обслуживания в библиотеках г. Челябинска» (рук. И. Г. Морген-штерн), проведено комплексное социологическое исследование и подготовлена к изданию монография «Программа развития культуры Челябинской области до 2005 года» (рук. В. С. Цукерман). Впервые в истории Южного Урала учеными института была разработана и принята к внедрению «Концепция социально-культурной политики города Челябинска».
Положительной стороной научно-исследовательской деятельности являлось внедрение ее результатов в образовательный процесс. Педагоги вуза подготовили 20 работ, рекомендованных Министерством культуры РФ в качестве учебных пособий и программ. Среди них «История отечественной культуры и интеллигенции конца Х1Х - ХХ вв.» (автор В. С. Толстиков), «Социология музыки» (автор Т. М. Синецкая) и др.
Серьезным достижением в развитии научно-исследовательской деятельности стало открытие в 1993 г. аспирантуры по специально-
16
стям «Теория и история культуры» и «Библиотековедение и библиографоведение», в 1996 г. -ассистентуры-стажировки по специальностям «Театральное искусство» (актерское искусство и режиссура) и «Музыкальное искусство» (народные инструменты, дирижирование оркестром народных инструментов). В 1998 г. ассистентура-стажировка была преобразована в творческо-исполнительскую аспирантуру в области искусства, которую за первые шесть лет (1996-2002 гг.) окончили 28 человек (в том числе 8 преподавателей вуза). Большую работу с аспирантами и соискателями проводили профессора В. В. Бычков, В. Г. Герасимов, В. И. Лавришин, В. А. Петров.
Институт выступил организатором региональных фестивалей «Звезды Урала», «Молодые дарования», «Камерата», фестиваля народных хоров на приз композитора Ивана Шутова; конкурсов балетмейстеров, исполнителей народной песни «Надежда», джазовой импровизации и др. Преподаватели исполнительского факультета профессора В. В. Бычков, Н. Н. Малыгин, Б. П. Потеряев, В. Г. Герасимов, доценты А. В. Пушненкова, А. Ю. Нечаев и другие вошли в число ведущих исполнителей Челябинска и Уральского региона, выступали на концертных площадках других городов, а также участвовали в различных конкурсах за рубежом.
На рубеже 1990-2000-х гг. концертно-исполнительская деятельность института культуры стала более разносторонней и эффективной. Появились новые интересные творческие коллективы, такие, например, как театр-мастерская новой пьесы «Бабы» (2000 г.). Руководителем «мастерской» и режиссером-постановщиком спектаклей является выпускница кафедры театрального искусства Е. В. Калужских.
Однако в начале XXI в. количество нерешенных проблем возрастало, а решать их становилось все труднее. Особенно остро стоял вопрос реконструкции материально-технической базы, которая по существу не обновлялась в течение последних десятилетий. Необходимы были срочные, конструктивные меры по модернизации всего учебно-воспитательного процесса
с тем, чтобы академия по-настоящему стала современным учебным заведением, отвечающим требованиям времени.
* * * *
Впервые в истории вуза в 2002 г. прошли выборы ректора. Если ранее П. В. Сапронов и А. П. Грай были назначены на свою должность приказами министра культуры Российской Федерации, то теперь коллективу вуза предстояло избрать нового ректора на альтернативной основе, демократическим путем, причем тайным голосованием. 22 марта 2002 г. на должность ректора академии был избран Владимир Яковлевич Рушанин. А в июне того же года ученым советом была принята Программа развития ЧГАКИ на следующие пять лет. Главными задачами стали обновление материально-технической базы, повышение конкурентоспособности вуза на региональном и федеральном рынках труда и знаний, развитие академии как учреждения непрерывного многоуровневого образования, формирование уникального имиджа вуза. Задачи, выдвинутые в Программе развития, стали определяющими и на весь современный этап развития института.
В этот период была проведена значительная работа по обновлению материально-технической базы, находившейся в аварийном состоянии (реконструкция учебных корпусов, общежития, строительство учебно-спортивного комплекса, ремонт библиотеки, типографии, конференц-зала, компьютеризация, приобретение типографского, звукового оборудования, музыкальных инструментов и т. д.). Благодаря реконструкции академия приобрела внешний облик, который мы сегодня хорошо знаем и любим.
Для успешного развития необходимы были большие финансовые вложения, которые вуз не всегда получал от своего учредителя. Ректоратом была поставлена задача перед коллективом - увеличивать внебюджетные поступления, прежде всего за счет активного освоения внешнего рынка образовательных услуг. В академии был создан Уральский региональный институт культуры и искусств
дополнительного образования. Большая роль в его организации принадлежит профессору, доктору педагогических наук Виктору Никитовичу Худякову.
Изменения происходят и в учебной работе. Почти в три раза (с 14 до 40) увеличивается количество специальностей. Профильные направления подготовки дополнены образовательными программами гуманитарного, педагогического и экономического профиля, что увеличило поток абитуриентов. В течение следующих пяти лет в академию был самый высокий конкурс среди поступающих по вузам Челябинской области.
Практика лицензирования новых образовательных программ продолжена в последующие годы. Академия стала осваивать новые уровни высшего образования - бакалавриат (с 1996 г.) и магистратура (с 2006 г.).
Значительные положительные перемены произошли в информационном пространстве вуза, которое стало более содержательным и разнообразным. Свидетельством этого является возобновление издания многотиражной газеты «Академгородок», активное издание научной и учебно-методической литературы. Новым явлением стал выпуск различных буклетов и проспектов, календарей знаменательных и памятных дат, хроник вузовской жизни.
В серии «Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы» с 2002 г. выходят библиографические указатели. Автором проекта и первым научным руководителем являлась Г. А. Губанова, кандидат педагогических наук, доцент. Всего за период с 2002 по 2018 г. вышло свыше 50 таких указателей. Первые из них были посвящены И. Г. Морген-штерну, Б. Т. Уткину, Н. Ю. Орлову, В. С. Цу-керману, В. С. Толстикову. По существу создан новый тип пособий - персональные библиографические энциклопедии, которые можно отнести к малой серии «ЖЗЛ».
Особым знаковым событием в жизни вуза стал и выпуск первого справочного издания -энциклопедии «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (2012). Подготовленный коллективом авторов этот фунда-
17
ментальный труд (главный редактор и составитель кандидат исторических наук, доцент Наталья Владимировна Овчинникова) включает 1 670 статей, различные материалы об истории и основных этапах развития вуза, о преподавателях и сотрудниках разных поколений, выпускниках вуза, работающих в России и за рубежом [6].
Среди важных событий в части формирования особого имиджа вуза - появление в 2002 г. собственного герба, флага и гимна, написанного профессором ЧГАКИ М. Д. Смирновым.
Еще одним знаковым событием стало учреждение специальной премии имени первого ректора П. В. Сапронова для наиболее выдающихся, профессионально состоявшихся выпускников вуза. Впервые конкурс на присуждение премии имени П. В. Сапронова был проведен в 2003 г., тогда же состоялось и открытие мемориальной доски первому ректору на фасаде второго исторического корпуса академии. Всего за последние 15 лет около 70 человек были удостоены этой высокой награды, среди них В. А. Вольфович, В. Г. Герасимов, Л. В. Герасимова, Н. И. Гуляева, Е. В. Калужских, О. Н. По-на, И. П. Оболдина и др.
Традицией стало и вручение персональных стипендий лучшим студентам. Начиная с 2003 г. в Международный день студентов проходит эта торжественная церемония. Сегодня учреждено 18 именных стипендий в честь ведущих педагогов, достигших крупных успехов в профессиональной деятельности (именные стипендии в честь П. В. Сапронова, А. П. Грая, О. В. Тергалинского, Б. П. Уткина, Н. П. Шилова, Л. Я. Ящининой и др.).
Важной составляющей имиджа института стало приглашение для проведения творческих встреч и мастер-классов выдающихся деятелей отечественной культуры, среди них личности поистине планетарного масштаба, известные не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Михаил Шемякин, Сергей Юрский, Наталья Солженицына, Леонид Сметанников и мн. др.
27 мая 2002 г. ученый совет вуза поддержал еще одну инициативу ректората и учредил звание Почетного профессора Челябинской государственной академии культуры и искусств, присваиваемое выдающимся ученым, деятелям культуры и искусств, науки и образования, проработавшим в ЧГАКИ - ЧГИК 20-25 лет, а также известным общественным деятелям, получившим всероссийское и мировое признание. Мантии почетного профессора и соответствующие аттестаты вручены Е. А. Евтушенко, Г. С. Зайцевой, А. О. Кроллу, В. Г. Лебедеву, Т. Б. Нарской, Е. Е. Нестеренко, Ю. Н. Столярову, Т. М. Синецкой, В. С. Цукерману, М. Д. Смирнову, Д. Б. Перчику, В. А. Петрову, Н. Ю. Орлову, В. Я. Курочкину, К. К. Колину, И. И. Щедрину и др. [6, с. 466].
Одним из самых ярких событий вуза считается премия «Легенда. Успех. Надежда», берущая свое начало с 2006 г. Первыми обладателями главной премии ЧГАКИ - ЧГИК стали: в номинации «Легенда» - В. С. Цукер-ман (доктор философских наук, профессор), в номинации «Успех» - Т. Ф. Берестова (доктор педагогических наук, профессор) и в номинации «Надежда» - М. В. Ивашков (доцент кафедры специального фортепиано, лауреат международного и всероссийских конкурсов). Всего за период с 2006 по 2018 г. главную премию вуза получили 40 преподавателей и сотрудников.
Принцип преемственности и инновационного подхода получил широкое применение, стал одной из характерных черт организации образовательной деятельности. В связи с тем, что рыночные отношения, современные социокультурные условия предъявляют все более жесткие требования к профессиональной подготовке молодых специалистов, их востребованности, в ЧГИК постоянно проходили определенные структурные изменения, реорганизовывались факультеты и кафедры, открывались и лицензировались новые образовательные программы и корректировались учебные планы.
Значительную работу по повышению качества образования, управлению учебным
18
процессом проводит учебно-методическое управление. С 2008 г. это структурное подразделение ЧГИК возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Штолер. Наталья Николаевна зарекомендовала себя как высококвалифицированный и компетентный специалист, ответственно относящийся к порученному делу.
За период с 2002 по 2013 г. было проли-цензировано 6 направлений подготовки магистров, 12 направлений подготовки бакалавров и 12 новых специальностей. Их реализация способствовала открытию новых кафедр и факультетов. Начался стремительный рост контингента студентов, в том числе обучающихся на платной основе. По данному показателю академия вышла на второе место среди федеральных вузов культуры и искусства в Российской Федерации.
В декабре 2015 г. ЧГАКИ, как и другие вузы, подчиненные Минкультуры Российской Федерации, ставшие к этому времени университетами или академиями, вновь были переименованы в институты (им были возвращены исторические наименования). Также учредитель стал проводить политику постепенного закрытия образовательных программ, не относящихся к группе «Культура и искусство». В 2017-2018 учебном году из 30 новых, ранее лицензированных программ, реализуется только одна треть. К настоящему времени количество обучающихся в ЧГИК составляет 55,5 % от контингента 2012-2013 учебного года, в том числе соответственно на дневном отделении 64 % и на заочном - 50,4 %.
Несмотря на трудности, коллектив ЧГИК из года в год добивается значительных успехов в учебной и учебно-методической работе. По результатам зачетно-экзаменационных сессий последних лет абсолютная успеваемость студентов превышает 90 %, а качественная достигла уровня 74-75 %.
Сегодня в ЧГИК 6 факультетов, 29 кафедр, на которых проходят обучение около 3000 студентов и магистрантов по 15 специальностям и 30 специализациям. За высокое качество образовательной деятельности кол-
лектив ЧГИК награжден дипломом лауреата национального конкурса «100 лучших образовательных учреждений Российской Федерации - 2017».
В течение 2002-2018 гг. изменения произошли и в одном из ключевых направлений деятельности ЧГИК, каким по праву считается научно-исследовательская работа преподавателей и студентов. Так, в 2001 г. удельный вес педагогов с учеными степенями и званиями в структуре штатного профессорско-преподавательского состава был в пределах 51-52 %, в настоящее время он составляет более 80 %. При этом следует отметить, что в вузе приоритет всегда принадлежал формированию научных кадров за счет внутренних резервов.
Важная роль в создании собственной научно-исследовательской инфраструктуры в кадровой политике ректора отводилась деятельности аспирантуры, диссертационных советов. На протяжении 2002-2017 гг. в ЧГИК были открыты и успешно действовали два диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций с правом присуждения ученых степеней по педагогическим, культурологическим, философским, историческим и искусствоведческим наукам. Динамика защит в диссертационных советах института также подтверждает их высокую эффективность: только с 2012 по 2017 г. состоялось 89 защит диссертаций, из них 10 докторских. За последние 15 лет обучение в аспирантуре прошли более 400 человек, причем 214 ее успешно окончили.
В системе научно-исследовательской работы сегодня действуют шесть основных научно-творческих объединений под руководством ведущих ученых вуза. Среди них -Институт культуры детства (рук. доктор педагогических наук, профессор Р. А. Литвак); Центр чтения (рук. доктор филологических наук, профессор В. Я. Аскарова); Научно-образовательный центр «Информационное общество» (рук. кандидат педагогических наук, доцент Ю. В. Гушул); Центр традиционной культуры (рук. кандидат педагогических наук, профессор Л. Н. Лазарева); Музейный комплекс (рук. кандидат исторических наук, доцент
19
Н. В. Овчинникова); Уральский институт культурной политики и проектного менеджмента (рук. доктор культурологии, кандидат социологических наук, профессор Л. Б. Зубанова).
Ежегодно в вузе проводятся крупные конференции: Славянский научный собор, научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века», Международные Лазаревские чтения, научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава института «Культура - искусство -образование», студенческая научная конференция и др.
2018 г. стал знаковым в области гранто-соискательства. Из больших достижений отметим победу в проектах Росмолодежи. ЧГИК занял 1-е место среди южноуральских вузов по количеству выигранных средств -10 780 000 руб. Всего институтом было направленно на рассмотрение двенадцать проектов в различных номинациях, из них финансовую поддержку получили семь. В январе 2018 г. грант Президента РФ в размере 4 млн руб. получил проект «Культура - как основа духовной консолидации: потенциал культурного наследия и образы будущего» (рук. Л. Б. Зубанова). Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы Министерства культуры РФ «Культура России - 2012-2018 годы» выделены средства в размере 650 тыс. руб. на проведение научных конференций, концертов и обучения по программам повышения квалификации.
Важнейшим событием в развитии научно-исследовательской работы ЧГИК стал выход в свет в 2002 г. научного журнала «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств» (в настоящее время выпускается под названием «Вестник культуры и искусств»). По мнению крупного ученого доктора педагогических наук, профессора Ю. Н. Столярова (г. Москва), за годы существования журнала «Вестник культуры и искусств» зарекомендовал себя как серьезное академическое издание.
Несмотря на то, что за последнее время требования к публикациям значительно возросли, динамика опубликованных научных и методических работ остается по-прежнему ста-
20
бильно высокой. Ежегодно издается от 500 до 600 публикаций, подготовленных научно-педагогическими работниками вуза. Лидерами, демонстрирующими высокий уровень опубликованных материалов и интенсивность исследовательской деятельности, стали профессора Н. Г. Апухтина, В. Я. Аскарова, Т. Ф. Берестова, Л. Б. Зубанова, Р. А. Литвак, В. С. Невелева, Т. Д. Рубанова, В. С. Толстиков, А. М. Чеботарев, а также руководители и педагоги ведущих образовательных подразделений института Н. О. Александрова, Ю. В. Гушул, А. В. Лушни-кова, И. Ю. Матвеева, В. И. Панферов, А. Н. Терехов, О. Г. Усанова, Н. Н. Штолер, М. Л. Шуб, И. Д. Тузовский, М. В. Кустова и др.
За последние годы насыщенной и разнообразной стала концертно-творческая и исполнительская деятельность вуза. Сегодня в ЧГИК успешно действуют 15 творческих коллективов, ставших своеобразными учебно-творческими лабораториями для студентов. Ежегодно преподавателями и студентами организовываются и проводятся более 200 конкурсов, фестивалей, концертов и других мероприятий подобного рода. Среди них следует выделить особо значимые, так называемые брендовые акции, которые создают имидж не только институту, но и городу, региону в целом. Прежде всего это международный конкурс пианистов имени Станислава Нейгауза, всероссийский театральный фестиваль «ТеАгТ», фестиваль «Человечное кино» и др. Кроме того, в ЧГИК ежегодно проводятся многие другие значимые мероприятия (например, всероссийские конкурсы балетмейстеров, авторской песни имени К. И. Шульженко, областные фестивали детского творчества «СамСу-сам» имени Н. П. Шилова и сотворчества «Ты не один!», литературный конкурс «Стилисты добра» и др.).
Всё это свидетельствует о том, что ЧГИК играет всё более заметную роль в культурной жизни города и региона в целом. Вуз превратился в один из важных культурно-образовательных, художественно-просветительных и творческих центров.
Важной составляющей деятельности вуза является создание системы непрерывного обра-
зования кадров социально-культурной сферы и искусства в регионе. С этой целью в сентябре 2003 г. был открыт Институт дополнительного профессионального образования (ныне Центр дополнительного профессионального образования, рук. кандидат педагогических наук, доцент О. М. Ильченко). Сегодня ЦДПО занимает серьезные позиции в сфере переподготовки и повышения квалификации для специалистов учреждений культуры Челябинской области и Урало-Сибирского региона. За время работы Центра прошли обучение по различным программам свыше 13 000 человек.
В 2015 г. первый набор провела Детская школа искусств (рук. кандидат культурологии, доцент Р. М. Шамаева). Сегодня 150 детей проходят обучение на дополнительных пред-профессиональных и общеразвивающих программах.
Большое значение в системе подготовки специалистов в области культуры и искусства имеет международная активность вуза. Для координации и развития этого направления в 2005 г. был создан отдел международных связей (рук. профессор, доктор педа-
гогических наук Б. С. Сафаралиев). Вуз активно сотрудничает с такими странами, как Германия (г. Ванген), Казахстан, Узбекистан и др. В настоящее время в институте обучаются граждане из 9 стран, в том числе Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Колумбии и Ирана.
Челябинский государственный институт культуры сегодня - это динамичный многопрофильный вуз, располагающий современной материальной и учебной базой, высокопрофессиональным составом научно-педагогических работников. В 2017 г. ученым советом вуза была принята «Программа развития Челябинского государственного института культуры», определившая развитие института на следующие пять лет. Приоритетным направлением Программы является подготовка высококлассных специалистов для учреждений культуры и искусства.
Золотой юбилей вуза - 50-летие со дня образования Челябинского государственного института культуры - коллектив преподавателей, сотрудников и студентов встречает с оптимизмом, надеждой и новыми планами!
1. Ненашев, М. Ф. Заложник времени: заметки, размышления, свидетельства / М. Ф. Ненашев. - Москва : Прогресс : Культура, 1993. - 364 с.
2. Рушанин, В. Я. Поликарп Васильевич Сапронов - первый ректор вуза культуры на Урале / В. Я. Рушанин // Уральские Бирюковские чтения. Вып. 5. Историко-культурное наследие российских регионов. Часть II. -Челябинск, 2008. - С. 233-235.
3. Рушанин, В. Я. Предистория создания первого вуза культуры и искусства / В. Я. Рушанин // Челябинск в прошлом и настоящем: материалы III науч. краевед. конф. - Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2006. - С. 152-154.
4. Синецкая, Т. М. Академия культуры и искусств / Т. М. Синецкая // Челябинск : энцикл. / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Челябинск : Каменный пояс, 2001. - С. 25-26.
5. Челябинская государственная академия культуры и искусств // Вузы культуры и искусств Российской Федерации / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Московский гос. ун-т культуры и искусств ; [отв. ред.: Н. В. Кротова, Г. В. Маяровская, Р. Р. Юсупов]. - Москва : Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. - С. 144.
6. Челябинская государственная академия культуры и искусств : энцикл. / ред.-издат. совет: В. Я. Рушанин (пред.), Н. В. Овчинникова (зам. пред., гл. ред. и сост.), В. И. Бурматов (гл. фотохудожник), Н. О. Александрова, Е. Н. Алешко, И. А. Бачурина и др. - Челябинск, 2012. - 800 с.
7. Челябинская государственная академия культуры и искусств. Страницы истории / [авт.-сост. В. С. Тол-стиков]. - Челябинск : Юж.-Урал. книж. изд-во, 2003. - 196 с.
8. Щедрин, И. И. Об академии, ее людях и о себе / И. И. Щедрин // Свидание с молодостью, или Академия в воспоминаниях / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. В. Я. Рушанин. - Челябинск, 2008. - С. 46-56.
21
V. Rushanin
Doctor of Historical Sciences, Professor, Rector of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
GOLDEN JUBILEE: to the 50th Anniversary of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts
Abstract. Solemn opening of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts the fifth in succession higher educational institution in the city and the fifth cultural higher educational institution in the country took place on October 1, 1968. During its half-century history, the institute has been developing widening the number of its specialties and faculties and strengthening its scientific potential (more than 80 % of the teaching staff of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts have scientific degrees), its facilities and resources; it has been living full and multifarious concert-creative and performing life under the guidance of rectors P. V. Sapronov, A. P. Grai, V. IA. Rushanin. During these years the institute has become one of the most important cultural-educational, artistic-enlightenment and creative centers not only of the Chelyabinsk region but of the entire Russia as well.
Keywords: The Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, ChGIK, ChGAKI, regional education, Culture Institutes, culture, science, history
For citing: Rushanin V. 2018. Golden jubilee: to the 50th Anniversary of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 9-22.
References
1. Nenashev M. 1993. Zalozhnik vremeni: zametki, razmyshleniya, svidetel'stva [Hostage of time: notes, reflections, certificates]. Moscow : Progress : Kul'tura. 364 p. (In Russ.).
2. Rushanin V. 2008. Polycarp Vasilyevich Sapronov is the first rector of higher education institution of culture in the Urals. Ural'skie Biryukovskie chteniya. Vyp. 5. Istoriko-kul'turnoe nasledie rossiyskikh regionov. Chast' II [Ural Biryukovsky readings. Issue 5. Historical and cultural heritage of Russian regions. Part II]. P. 233-235. (In Russ.).
3. Rushanin V. 2006. Prehistory of creation of the first higher education institution of culture and art. Chelyabinsk vproshlom i nastoyashchem [Chelyabinsk in the past and the present]. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 39 p. (In Russ.).
4. Sinetskaia T. 2001. Academy of Culture and Arts. Chelyabinsk : ehntsiklopediya [Chelyabinsk: encyclopedia]. Comp. by V. Bozhe, V. Chernozemtsev. Chelyabinsk : Kamennyy poyas. P. 25-26. (In Russ.).
5. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. Vuzy kul'tury i iskusstv Rossiyskoy Federatsii [Higher education institutions of culture and arts of the Russian Federation]. 2007. Moscow : Moscow State University of culture and arts. P. 144. (In Russ.).
6. Chelyabinskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv : entsiklopediya [Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts : encyclopedia]. 2012. Publish. council: V. Rushanin (chairman), N. Ovchinnikova (vice-chairman, editor-in-chief and comp.), V. Burmatov (chief pictorialist), N. Alexandrova, E. Aleshko, I. Bachurina, etc. Chelyabinsk. 800 p. (In Russ.).
7. Chelyabinskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Stranitsy istorii [Chelyabinsk state academy of culture and arts. Pages of history]. 2003. Chelyabinsk : Yuzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo. 196 p. (In Russ.).
8. Shchedrin I. 2008. About academy, its people and about itself. Svidanie s molodost'yu, ili Akademiya v vospominaniyakh [Appointment with youth, or Academy in memoirs]. Comp by V. Rushanin. Chelyabinsk. P. 46-56. (In Russ.).
22