ВЫДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРНЫХ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Н.И. Филончик1
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446000, г. Сызрань, ул. Советская, 45 е-шаЛ [email protected]
В статье рассмотрена сущность понятия «индикаторные качества конкурентоспособной личности», обосновывается необходимость выделения индикаторов конкурентоспособности со стороны предприятий, которые выступают работодателями для специалистов инженерного профиля. Особое внимание уделяется механизму перевода индикаторных качеств из объективной системы в субъективную, предложены этапы формирования данных качеств в педагогическом процессе технического вуза.
Ключевые слова: педагогический индикатор, системообразующие характеристики конкурентоспособной личности, конкурентоспособный специалист инженерного профиля.
Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал переосмысления государственной политики в области образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что на современном этапе общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.
Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста связано с общепедагогической проблемой поиска условий, технологий, механизмов данного педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей человека. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы отмечается, что в настоящее время наблюдается неадекватная реакция системы профессионального образования на потребности рынка труда. Это объясняется недостаточной разработанностью теоретических предпосылок и практических рекомендаций по организации и реализации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.
В связи с этим в стратегии развития профессионального образования необходимо предусматривать возможность подготовки и обучения инженерных кадров с разработкой необходимых индикаторов, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов.
Отдельные аспекты конкурентоспособности как педагогического явления рассматривались рядом ученых. Изучению конкурентоспособности как показателя качества подготовки специалистов посвящены работы Р.А. Фатхутдинова, Д.В. Черни-левского, С.Н. Широбокова. В исследованиях О.В. Душкиной, М.Д. Князевой,
Н.Н. Машникова, В.А. Оганесова, Н.Э. Пфейфер, В.П. Савиных, М.В. Семеновой, В.А. Фукина рассматривались проблемы развития личности специалиста, ее профессионально значимых качеств, различных способностей и умений, определялась сущность осуществляемых ею видов деятельности. В работах Р.Я. Ахметшина, Н.В. Борисовой, С.А. Борисенко, О.И. Полькиной, Н.В. Фомина разрабатывались базовые и обобщенные модели личности и деятельности конкурентоспособного специалиста в разных областях профессиональной деятельности. В исследовании Л.М. Митиной представлен психологический аспект развития конкурентоспособной личности.
1 Наталья Ивановна Филончик, ст. преподаватель, каф. общетеоретических дисциплин
На страницах научно-педагогических журналов («Высшее образование в России», «Alma mater», «Профессиональное образование») постоянно обсуждаются вопросы повышения качества инженерного образования, формирования конкурентоспособности, утверждается необходимость обеспечения специалистов инженерного профиля личностными качествами, позволяющими им уверенно чувствовать себя на рынке труда.
Благодаря усилиям исследователей - представителей разных наук сложилось общее представление о сущности конкурентоспособности специалиста как готовности к участию в конкуренции, базирующейся на профессионально-личностных, индивидуально-личностных и духовно-нравственных ресурсах. Следует подчеркнуть, что конкурентоспособный специалист рассматривается не только как продукт производства учебного заведения, но и как личность, обладающая определенными качествами; принимается во внимание не только высокий уровень результатов его деятельности, но и способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
В 90-е годы многие организации и агентства по образованию в США сосредоточили свое внимание на педагогических индикаторах. Педагогические индикаторы используются для мониторинга качественных изменений в образовании. Педагогический индикатор оценивает, или соотносится с определенным требованием системы образования, или описывает стержневую черту (характеристику) этой системы.
В нашем исследовании педагогический индикатор определяет качества личности специалистов инженерного профиля, лежащие в основе их конкурентоспособности на отраслевом рынке труда.
Необходимость постановки вопроса о формировании индикаторных качеств конкурентоспособной личности специалистов инженерного профиля диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью. Таким образом, актуальность проблемы формирования конкурентоспособной личности определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Ориентация общества в ситуации модернизации отечественного образования на такие ценности, как высокий профессионализм, конкурентоспособность, является одним из показателей уровня развития этого общества. Сегодня, наконец, мы подходим к пониманию того, что для России важны, прежде всего, не природные ресурсы, а «человеческий ресурс», тот уровень конкурентоспособности специалистов в любой сфере, который, в конечном счете, и будет определять как экономическое, так и социальное развитие нашего общества. Это говорит о том, что в современных социально-экономических условиях ведущее место приобретет качественно новый уровень профессионализма, выработка у подрастающего поколения психологической установки на овладение знаниями в течение всей жизни как основы адаптации и личностного развития. В условиях насыщения рынка услуг человек должен совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высшим профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки, опираться на свои сильные качества и постоянно работать над устранением слабых. Он должен стремиться к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, чтобы быть конкурентоспособной личностью, ориентированной на высокое качество результатов своего труда. Его должны характеризовать такие качества, как стремление к успеху, воля к победе, принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя. В современных экономических и социокультурных условиях спрос на конкурентоспособную личность чрезвычайно велик и он будет постоянно возрастать. Все вышесказанное актуализирует значимость самой идеи ориентации высшего инженерного образования на всестороннее стимулирование формирования системы индикаторных качеств конкурентоспособной личности специалистов инженерного профиля.
Требования к качеству подготовки специалистов исходят из общих социальноэкономических, научно-технических, социокультурных целей государства и конкретизируются на уровне конкретных предприятий и организаций в зависимости от особенностей их производственной деятельности, корпоративной культуры и кадровой политики. Возникает необходимость ориентации подготовки специалистов не только на общие требования, сформулированные в государственных образовательных стандартах, но и на требования рынка труда, конкретных предприятий, которые выступают в роли работодателей для выпускников данного вуза.
Следовательно, особого внимания заслуживает выявление объективных требований к качествам, которые бы выступали индикаторами конкурентоспособной личности специалистов инженерного профиля, со стороны организаций, куда направляются выпускники. Проведенный нами опрос показал, что работодатели выделяют следующие индикаторные качества конкурентоспособной личности: способность к постановке четких целей и выработке ценностных ориентаций; инновационность; гибкость поведения; ориентация на систематическое развитие; умение работать в команде; коммуникабельность, контактность; способность к риску; стрессоустойчи-вость; умение вести переговоры, презентовать себя и результаты своего труда.
В ходе исследования доказано, что данные качества предстают перед личностью как нечто объективное, находящееся вне ее сознания, требующее сопоставления с личностным «Я», и, как результат, происходит превращение их в индивидуальное и субъективное. Данный процесс можно представить следующей логической цепочкой:
- освоение личностью определенного содержания конкурентоспособных качеств;
- соотнесение их со смысловыми единицами своего индивидуального контекста, оценивание;
- признание их достоянием личного опыта или отвержение как неприемлемого.
Другими словами, механизм перевода индикаторных качеств конкурентоспособной личности из объективной системы в субъективную есть осознание человеком значимости данных качеств в современных условиях, их внутреннее принятие, а также проявление готовности действовать в соответствии с ними.
Рассмотрим подробнее каждый из данных этапов. В процессе познания субъектом значения объекта, которое оно имеет для него, речь идет о мотивационном отношении, образуемом, как отмечает М.С. Каган, «связью двух контрагентов - некоего предмета, который становится носителем какого-то качества, и человека, который оценивает данный предмет... и придает ему определенный смысл» [5].
Переход в сознание, личностный смысл выражается в значениях в виде констатации черт и в переживаниях в виде чувства гордости за успех или недовольства собой. Формирование и закрепление позитивного личностного смысла способствует организации деятельности и, наоборот, дезорганизует при ее негативном личностном смысле [11]. Личностный смысл и личностный опыт становятся личностными не потому, что обучающий обучает знаниям, а воспитатель воспитывает, как надо или не надо себя вести. «Личностный смысл и личностный опыт становятся достоянием человека только тогда, когда он сам придаст, породит ценность знаний и ценность правильного поведения лично для себя. Для этого нужна активная интеллектуальная деятельность сознания, самостоятельно принимающего решения по поводу ценности чего-либо. Образование, способствующее пробуждению интеллектуальной деятельности сознания, имеет гуманную, т.е. человеческую, ценность» [10].
Формирование индикаторных качеств конкурентоспособной личности предполагает необходимость осмысления, т.е. выявления и понимания того конкретного смысла, который данный объект или данное явление имеют для человека. При этом «смысл выступает как способ обнаружения субъектом значения объекта для своего субъективного бытия» [5].
Данный процесс Е.С. Сироткина назвала механизмом, в результате которого «чужое и внешнее значение. становится достоянием внутреннего существа души. перерастает в личностный смысл» [13].
Для того чтобы качества, присущие конкурентоспособному специалисту, перевести во внутреннюю субъективную систему, осуществляется процесс ценностноориентационной деятельности индивида, когда индикаторные качества конкурентоспособности превращаются для личности в ценности и, являясь «аксиологической формой культуры», присваиваются [1].
Однако при этом ошибочно понимать ценностно-ориентационную деятельность индивида как само собой разумеющееся. Ему необходимо приоткрыть их, сотворить самостоятельно, создать в себе. «Должна состояться предельно личная встреча с ними» [12]. Являясь отношением и смыслом, индикаторные качества конкурентоспособной личности не нормируют изначально действия и поступки индивида.
Как отмечают авторы книги «Становление самосознания учащихся» Т.И. Власова, В.М. Медведев, Ю.Ф. Фоминых, М.А. Худякова, сложность интегративного характера личностных качеств проявляется в специфике их возникновения: несмотря на внешнее воздействие, они рождаются изнутри [4]. Детерминанты поведения человека находятся внутри него (например, черты личности, чувства, мотивы).
Глубокий знаток человеческой психики И.С. Кон в своей книге «В поисках себя: личность и ее самосознание» отмечает: в том, что касается жизненных ценностей (именно к ним мы относим конкурентоспособность), научить другого нельзя, это процесс сугубо индивидуальный, однако можно помочь человеку глубже понять окружающий мир и самого себя, реализовав все самое лучшее, что в нем есть [6].
Признание формируемых качеств достоянием личного опыта или отвержение как неприемлемого осуществляется посредством рефлексии, представляющей собой самонаблюдение, самопонимание, обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, позволяющей осознать личностное «Я» в многоликом мире. Рефлектируя, человек ведет «собеседование внутри себя с собой и другими людьми, спор с собой и с другими людьми, позволяющий осуществить выбор ценностей, обосновать свою нравственную позицию» [2]. Другими словами, как отмечает А.Н. Леонтьев, рефлексия - это «решение задачи на смысл» [7].
Рассмотрев логическую цепочку процесса осознания необходимости формирования индикаторных качеств конкурентоспособной личности в условиях рыночной экономики и перевода их в субъективную систему, мы считаем, что данный механизм следует дополнить еще одним этапом: ориентацией в мире трудовых отношений, которые предстоят специалисту после окончания вуза.
В своих рассуждениях мы исходим из положения о том, что человек вначале должен сориентироваться в мире будущих трудовых отношений, определиться с требованиями рынка труда, предъявляемыми к специалистам, а уже затем, отбирая такие качества, которые наиболее значимы для него, прогнозировать свое профессиональное и личностное будущее. Ориентация в мире трудовых отношений - вот первый этап процесса формирования индикаторных качеств конкурентоспособной личности, перевода их во внутреннюю систему.
Отсюда задачей педагога является, прежде всего, предоставление широкого спектра информации о требованиях к специалисту инженерного профиля на рынке труда, оказание помощи студентам в осознании необходимости формирования конкурентоспособных качеств, необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности, возбуждение интереса к поиску целей жизни. Ориентируя студентов в мире трудовых отношений, способствуя активизации самостоятельной деятельности последних в направлении формирования индикаторных качеств конкурентоспособной личности, педагог должен делать упор на те качества, которые не являются доминирующими в их смысловой системе, предварительно осуществив
исследование сформированности данных качеств. Однако, направляя их поиск, он должен помнить, что каждый человек сам определяет свои предпочтения [9]. Поэтому следующим этапом данного процесса является создание ситуации рефлексии и самооценки. Формирование индивидуальной системы индикаторных качеств конкурентоспособной личности - это не что иное, как приобщение личности к реальным условиям рыночной экономики.
Отсюда индикаторные качества конкурентоспособной личности есть система личностных свойств, тех идей и принципов, которые определяют направленность личности, ее мотивацию к достижению профессионального и личностного успеха. Как отмечалось ранее, индивидуальная система не является простым слепком с любой другой успешной личности, добившейся успеха в той или иной области деятельности. Формирование индивидуальной системы зависит от ряда факторов, к которым, прежде всего, относятся «совокупность жизненных ресурсов личности», самооценка и уровень притязаний [8].
Для стимулирования «рефлексивной» формы активности студентов при формировании конкурентоспособности необходимо концентрировать внимание на следующих проблемах:
1) значимость индикаторных конкурентоспособных качеств личности молодого специалиста в современном обществе;
2) функция конкурентоспособности в целостном развитии личности;
3) характер отношения личности студента к формированию конкурентоспособности.
Ситуацию рефлексии и самооценки в процессе формирования конкурентоспособных качеств личности будущих специалистов создает педагог, который строит свою работу, опираясь на обоснованные наукой этапы выбора. Предложенная выше логическая схема понимания конкурентоспособности, на наш взгляд, отражает данные этапы.
Ориентация в мире трудовых отношений, а затем создание ситуации рефлексии и самооценки являются отправным моментом для следующего этапа - создания момента прогнозирования. В своих рассуждениях мы опираемся на точку зрения, что процессу формирования конкурентоспособных качеств личности присуща прогностическая функция, связанная «с созданием образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации» [3].
Подвергая оценке выбранные ориентиры, студенты создают программу своей профессиональной карьеры, определяют ее принципы и цели. На данном этапе задача педагога - спроектировать ситуацию прогнозирования, а также дать возможность студентам самим смоделировать возможные жизненные и профессиональные ситуации, проанализировать их.
Конкурентоспособность как новое качественное состояние специалиста мы отнесем к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочиванию всей системы жизнедеятельности [14].
Таким образом, логическая схема процесса формирования индикаторных качеств конкурентоспособной личности включает: ориентацию в мире трудовых отношений - создание ситуации рефлексии и самооценки - создание момента прогнозирования будущего.
Подводя итоги, отметим, что традиционная подготовка выпускников, учитывающая почти исключительно внутренние требования образовательной сферы, неадекватна сложившейся ситуации на рынке труда. Ранее, в условиях распределительной системы, выпускник мог постепенно адаптироваться в ходе практики, стажировки в начальный период работы, когда от него не требовалось полной отдачи. В условиях рынка невозможен режим благоприятствования, обеспечивающий выпускнику постепенное приобретение профессиональных навыков и доведение его до требуе-
мого уровня компетентности и профессионализма. Даже высокообразованный специалист, не сориентированный рамками социально-коммуникативной системы рыночных отношений, может оказаться социально неадаптированным и, как следствие, неконкурентоспособным и неуспешным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. -Самара: Изд-во СамгПу 2002.
2. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Сущность гуманистического мировоззрения учащихся // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Тез. науч.-практ. конф. - Самара: Изд-во СамГтУ, 2000.
3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологические исследование // Новое в жизни, науке, технике. - № 3. - М., 1985.
4. Власова Т.И., Медведев В.М., Фоминых Ю.Ф., Худякова М.А. Становление самосознания учащихся. - Магнитогорск, 2000.
5. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб: Петрополис, 1997.
6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т.2. - М., 1983.
8. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988.
9. Нестеренко В.М. Саморазвитие личности в условиях непрерывного образования // Вестник Сам. гос. техн. ун-та. - Вып. 18. - Сер. Психолого-педагогические науки. -2003.
10. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания // Известия Южного отд. РАО. Выпуск II: Личностно-ориентированное образование в контексте культуры. -Ростов-нД: Изд-во РГПУ 2000.
11. Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека. - М., 2006.
12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999.
13. Сироткина Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты: Дис. ... канд. фил. наук: 09.00.01. - Саратов, 1996.
14. ШадриковВ.Д. Философия образования и образовательной политики. - М., 1993.
Поступила в редакцию - 10/IX/2010 В окончательном варианте - 27/IX/2010
UDC 378
SECRETION OF A COMPETITIVE PERSONALITY INDICATO R QUALITIES WITH THE ENGINEERING PROFILE SPECIALIST
N.I. Filonchik
Samara State Technical University 45 Soviet str., Syzran, 446000 е-mail [email protected]
The article considers the essence of an indicator quality notion the necessity in the secretion of a competitive personality qualities in part of enterprises is grounded provided the enterprise in the employer for the engineering profile specialist. Special attention is paid to the indicator quality mechanism from the objective system to the subjective one, types of formation data qualities in teaching process are suggested.
Key words: the pedagogical indicator; backbone characteristics of the competitive person; the competitive engineer.
Original article submitted - 10/IX/2010 Revision submitted - 27/IX/2010
Natalia I. Filonchik, Seniors Instructor of the OTD chair