УДК: 792 ББК: 83
Дроздова Н.С., Желобицкая С.А. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО»
Drozdova N.S., Zhelobitskaja S.A.
SELF-EDUCATION AS MEANS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF UCHEBNO-PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS OF THE SPECIALITY
«ACTOR'S ART»
Ключевые слова: самообразование, конкурентоспособный выпускник, компетенции, рефлексивные умения, студент-актёр.
Keywords: self-education; the competitive graduate; the competence; reflective abilities; the student-actor.
Аннотация: проблема формирования и развития качеств конкурентоспособного выпускника, студента специальности «Актёрское искусство» на основе готовности самообразовательной деятельности является актуальной и значимой в области профессиональной педагогики. Особое внимание уделяется формированию рефлексивных умений студентов-актёров в спроектированной и сформированной образовательно-рефлексивной среде на основе самоопределения и решения познавательных проблем. Необходимость применения данной технологии в образовательном процессе было подтверждено опытным путем.
Abstract, the Problem of formation and development of qualities of the competitive graduate, the student of a speciality «Actor's art» on the basis of readiness of self-educational activity is actual and significant in the field of professional pedagogics. The special attention is given to formation of reflective abilities of students-actors in the designed and generated obrazovatelno-reflective environment on the basis of self-determination and the decision of informative problems. Necessity of application of the given technology for educational process it has been confirmed by practical consideration.
Приоритетными задачами образования в настоящее время становятся следующие: овладение знаниями, развитие личности, социализация. Акцент при их решении должен делаться на неразрывный характер образования и нацеленность его на развитие действительных компетенций. Проблема пересмотра задач образования с большим акцентом на социализацию личности является одной из самых актуальных в настоящее время. Именно социализации принадлежит ведущая роль в развитии способности общаться, обмениваться мнениями и сопоставлять позиции, признавать и признавать различия, учиться «жить вместе». Никакой диплом не даёт гарантий занятости, если он не дополнен талантом общения. Ввиду сложности
современного мира, скорости
происходящих изменений и их непредсказуемости, взрыва знаний и источников информации прежние представления об общей культуре становятся устаревшими.
Понятие «общая культура» в данном контексте нуждается в конкретизации и уточнении. Эта проблема является всеобщей для педагогического сообщества и выступает предметом обсуждения на многих симпозиумах и семинарах.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придаёт особое значение и которым школы должны были бы «вооружить» молодёжь:
1. Политические и социальные компетенции, связанные с особенностью
брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственном путём, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодёжь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владением устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всё возрастающее значение.
4. Компетенции, связанные с возникновением общественной информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Одна из главных задач отечественного образования сегодня - создать условия для формирования и развития
конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и личные (профессиональные и
непрофессиональные проблемы).
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова конкурентоспособность -способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Принимая это определение как понятие русского языка за основу, можно сказать, что
конкурентоспособность товара и товаропроизводителя - это сложные
многоаспектные понятия, означающие способность товара и, соответственно, товаропроизводителя занять и удержать позицию на конкретном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения и их производителями.
Конкуренция в условиях рыночной экономики является важным фактором, где базовым понятием является
конкурентоспособность товара или услуги, соответствие её требованиям и запросам потребителя, а остальные её аспекты являются производными. В контексте нашей работы, потребителем является выпускник школы, в свою очередь, требования, предъявляемые к подготовке конкурентоспособного выпускника
способствуют обеспечению и улучшению качества образования.
В словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишняковой под конкурентоспособностью подразумевается «способность профессионального
образовательного учреждения обеспечить высокое качество подготовки
квалифицированных рабочих и
специалистов, отвечающего требованиям и запросам конкурентного рынка, в сравнении с аналогичными учреждениями»1.
В данном контексте необходимо отметить, что культура, качество и конкурентоспособность относятся к категориям, развивающимся параллельно с развитием общества. Отсюда -многообразие и многоаспектность определений «качество», «культура», «конкурентоспособность». Мы предлагаем принять за основу те, которые в наибольшей степени соответствуют решаемой задаче.
В самом общем смысле конкурентная личность - это личность способная реализовывать стоящие перед ней задачи не хуже другой, с ней конкурирующей.
Под конкурентоспособным
выпускником учебного заведения мы понимаем способность выпускника эффективно самоопределяться на рынке труда, успешно функционируя в
Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 216.
дальнейшем. Конкурентоспособность
выпускника можно оценить по совокупности личностных свойств и затрат на их формирование, отличающих выпускников данного учебного учреждения от другого.
Следует различать компетенцию и умение. Умение - это действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция (или габитус как единство компетенций) - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.
Таким образом, умения
представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.
Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.
Вопрос отношений между знанием и действием проходит через всю историю педагогики. История в некоторой степени показала неспособность организации учебного процесса, ориентированной на инструкции и предметные знания, подготовить обучающихся к действию, или точнее, подготовить их к проявлению интеллектуальных и практических компетенций, признанных
соответствующими различным условиям и обстоятельствам жизни.
При поиске основных или приоритетных компетенций внимание привлекается к тому, что можно было бы назвать компетенциями «широкого спектра», которые представляют определённую универсальность, условия реализации которых не является ни слишком ограниченными, ни слишком специализированными. Это то, что можно было бы назвать ключевыми компетенциями, в том смысле, что они открывают дверь другим компетенциям, более специфического применения. Мы будем придерживаться следующего определения: ключевая компетенция - это определяющая компетенция, потому что она
соответствует условиям реализации, которые ни ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определённой степени универсальными.
Мы попытались выделить некоторые ключевые компетентности, необходимые личности конкурентоспособного
выпускника. Понятие «компетентность» чаще всего определяют, как сочетание психических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно
(действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные функции.
Конкурентоспособный выпускник, на наш взгляд, должен обладать следующими ключевыми компетенциями:
1) рефлексивное поведение (одна из самых важных способность, т.к. закладывает основу для внутреннего «Я», формирует устойчивую мотивацию к саморазвитию);
2) профессиональное самоопределение и творческая самореализация личности (в настоящее время большинство выпускников имеют слабое представление о сфере своей будущей деятельности, поэтому очень важным становится оценка и определение готовности личности к самостоятельной творческой деятельности в выбранной профессии);
3) коммуникативное сотрудничество;
4) способность к эффективному принятию решения;
5) конкурентоспособное поведение (что по своей сути интегрирует предыдущие компетенции).
Формирование и развитие
вышеназванных качеств и компетенций на наш взгляд невозможно без развития рефлексивных умений обучащихся, без наличия у выпускника рефлексивной культуры. В данном контексте рефлексия связана не только с образовательной и будущей профессиональной деятельностью выпускника, но и с деятельностью любого субъекта, включённого в решение задач. Поэтому рефлексивная культура необходима выпускнику не только как будущему профессионалу, но и как субъекту будущей деятельности и
жизнедеятельности. В этом случае для рефлексии личности важна её направленность на осмысление и оценку той роли, которую субъект играет в жизни другой развивающейся личности, общества, культуре, в личностном и
профессиональном развитии и
самообразовании.
Таким образом, сегодня приоритетным направлением педагогической деятельности является создание педагогических условий, направленных на формирование и развитие конкурентоспособной личности на основе организации уникального индивидуального опыта самоактуализации, самообучения, самовоспитания и саморазвития.
Определяющее значение принадлежит овладению обучащимися следующим алгоритмом последовательности действий конкурентоспособного поведения:
знакомство с проблемой и осознание необходимости её решения (проблемно-постановочный этап) - интериоризация проблемы и целей, её информационный анализ (целеполагающий этап) - самооценка своих качеств, сопоставительный анализ групповой оценки и самооценки (рефлексирующий этап) - формирование образа - модели внешнего и внутреннего мира согласно поставленной проблеме (концептуально-формирующий этап) -выработка программы дальнейшего действия (или развития).
Данному алгоритму действия не только можно, но и необходимо обучать как можно раньше: на лекционных и практических занятиях, при работе в малых группах, и с индивидуальным опытом студента, и в группе в целом.
Отсюда особенно актуальными становятся сегодня те педагогические технологии, которые направлены на формирование рефлексивных умений студентов-актёров с расчётом на их конкурентоспособность в будущем на основе непрерывного самообразования.
Самообразование - систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-либо вопроса или проблемы с регулярными консультациями у специалистов.
Эффективность самообразования зависит от
интеллектуальной развитости, а также от установок на учебную деятельность, движение от «отношения» к знаниям, существенно важны при этом волевые и другие качества. Самообразование имеет индивидуальные и групповые формы. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учёбы, придавая учебному процессу целостный и восходящий характер.
Сегодня от человека требуется готовность адекватно и достойно встретить каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро изменяющихся ориентирах
профессиональной деятельности на рынке труда. Прежние пути, где организованное систематическое самообразование
осуществлялось на различных курсах, в кружках, народных университетах и т.п., оказываются недостаточными. Их место всё больше и больше занимает самостоятельная индивидуальная работа над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов в той или иной области науки и техники. Вот почему успех самообразования в современных условиях зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:
Осознание человеком персональной необходимости в приобретении
дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности
переквалификации, придание этому личного смысла.
Обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать,
предусматривать и планировать
последовательные шаги поиска ответа на них, их решения.
Умение мобилизовывать,
актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с
условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов.
Наличие страстного желания решить проблему (задачу), найти ответ на возникший вопрос, нацелить себя, если это необходимо, на переквалификацию и в свете этой задачи познать новое, привлекая для этого различные источники. 1
Естественно, что изменение характера и назначения самообразования накладывает известный отпечаток и на понятие «учить учиться», на весь процесс формирования у обучающихся психологической и практической подготовки к
самообразовательной деятельности.
Сегодня, когда резко увеличился разрыв между социально-экономической средой общества и условиями трудоустройства, образование (даже дополнительное) без самообразования (в основе которого и лежит умение не только учиться, но и переучиваться) практически невозможно.
В одной из работ по истории, теории и современным проблемам самообразования понятие «самообразование» раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека. Основными
характеристиками самообразования
считаются: свободный выбор круга проблем; самостоятельная работа с источниками информации; подвижный объём знаний, ограниченный степенью интереса к избранному предмету. В основе такой умственной работы лежат личные склонности, интересы, обусловленные в конечном счёте социальными,
экономическими и культурными
потребностями2.
Структура непрерывного образования в содержательно-личностном плане выглядит так: формирование готовности к самообразованию - формирование опыта
Виненко, В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системно -синергетический подход. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - С. 76-77.
2 Виненко, В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системно -синергетический подход. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - С. 97.
самообразовательной деятельности -формирование социально-обусловленных ценностных ориентаций, а сам изначальный смысл его состоит в систематической корректировке и обогащении уже сложившегося потенциала человека, компенсации возможных пробелов в обучении, воспитании и развитии.
Опыт - это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений. Понятие «самообразование» обычно рассматривается как добровольная и систематическая деятельность, как получение знаний путём самостоятельной работы вне учебного заведения без помощи обучающих лиц. Но в преддверии этих умений у него должна сформироваться готовность к «предстоящим» состояниям.
На основе изучения психолого-педагогической литературы и собственного опыта педагогической деятельности готовность к самообразованию у обучающих и обучающихся
рассматривается как целостное динамичное личностное образование, включающее следующие компоненты: наличие мотивации к самообразованию; владение технологией самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков; владение методикой работы с источниками информации; владение организационно-управленческими умениями.
Готовность к самообразованию представляет собой сложный сплав личностных свойств, определяющих меру интеллектуального развития человека, эмоционально-ценностных ориентаций, обобщённых умений работать с источниками информации и умений сопоставлять факты, события, давать объективные оценки изучаемым проблемам. Следствием такой готовности становится становление и развитие организационно-управленческих компетенций. В
содержательном плане такая готовность складывается из:
- приобретённых обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, словарями, справочниками и другими учебными материалами;
- сформированных умений
сопоставлять факты, события,
анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;
- выработанных умений самостоятельно подготовить творческое издание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями1.
Следовательно, под самообразованием в структуре целостной системы образования понимается такая деятельность, ближайшие и отдалённые цели которой он ставит сам, но процесс достижения их является в известной степени и объектом управления со стороны образовательной программы.
Основные компоненты готовности человека к самообразованию:
1. Наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования, который влияет на систематичность и последовательность осуществления процесса самообразовательной деятельности. Он включает в себя:
- личностные ценности человека, определяющие его мировоззрение, взгляды на «своё» в жизни;
- отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению и самообразованию.
2. Система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности:
- в конкретном видеть общее;
- из общего выделять конкретное;
- видеть внутри - и межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т.д.;
- осознание единства и целостности научной картины мира;
- умение соотносить научные категории с объективами реальности;
- уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнять их путём систематического познания;
- умение анализировать и обобщать;
- гибкость мыслительной деятельности, осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;
1 Чернова, Ю.К. Профессиональная культура и формирование её составляющих в процессе обучения: монография / под научной ред. В.В. Щипанова. - Москва - Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. - С. 36.
- прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.
3. Обобщённые умения личности работать с основными источниками социальной информации:
- ориентирование в разнообразных объектах информации;
- психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и совокупности источников;
- культура восприятия информации от источника;
- рациональная запись информации;
- умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования.
4. Организационно-управленческие умения:
- умение намечать и принимать к исполнению задачи самообразования, основные пути поиска и усвоения социального опыта;
- навыки планирования учебного труда, распределение усилий и времени для решения этих задач;
- умение и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности на определённом этапе и на её основе -разрабатывать новые задачи самообразования.
Подготовка человека к
самообразованию - это целенаправленное приобщение его к освоению социально-экономического опыта на основе собственных интересов и индивидуальных особенностей. При этом готовность к самообразованию должна рассматриваться в развитии как внутренний процесс, происходящий в личности.
В настоящее время преимущественно используется традиционная модель передачи информации и опыта студентам-актёрам, где критерий усвоения - умение воспроизвести их в той форме, в которой они предъявлялись педагогом. Упражнения актёрских тренингов, с одной стороны, дают возможность овладеть способами чувственного внимания, воображения, памяти, но, с другой, приводят к
автоматизму приобретённых навыков, к неспособности своевременно изменять методы, приёмы и средства в соответствии с меняющейся ситуацией.
Мы предполагаем, что качество профессиональной подготовки студентов специальности «Актёрское искусство» может быть повышено, если:
- одним из требований к студенту-выпускнику считать его готовность к предстоящей театральной сценической деятельности, определяющим компонентом которой в современных социокультурных условиях считается самообразование;
- приоритетным направлением деятельности педагогов будет формирование у студентов рефлексивных умений и готовности к самообразовательной деятельности, как основы саморазвития и достижения успехов в профессиональном росте;
- одним из главных условий формирования готовности к самообразовательной и рефлексивной деятельности будет создание образовательно-рефлексивной среды на основе принципов системности, непрерывности, личной ориентированности.
В отечественной дидактике на сегодняшний день выявлены
психологические сущности мотивации к самообразовательной деятельности и развитию рефлексивных умений (Б.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк,
М.Т. Громкова, В.С. Ильин и др.), разработаны отдельные направления деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Лернер, В.П. Зинченко), накоплен опыт в формировании самообразовательной деятельности (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарёв, В.А. Сластёнин и др.), а также разработаны технологии формирования рефлексивных умений (О.С. Анисимов,
С.Г. Марфин, Т.А. Сергеева и др.)
Рефлексия (от лат. гейехю -обращение назад) в психологии используется в разных контекстах, что объясняется широким диапазоном ее применения при изучении самых разных явлений. В широком смысле - это общий круг феноменов самовыражения, в узком -
это способность человека осознавать собственное поведение и оценку как функциональные компоненты
саморегуляции мышления.
В настоящее время рефлексия трактуется не только как осознание бытия и средств деятельности, но и как активность сознания и переосмысления его содержания в проблемно-конфликтных ситуациях самовыражения и самоактуализации.
Человек должен вовлекать в процесс собственного развития все свои субъективные возможности, находить зоны ближайшего и дальнейшего развития. Он может и должен овладеть «законами» создания, воспроизводства и развития своих способностей, для этого ему необходимо овладеть рефлексивными умениями как механизмом создания своего самоизменения и саморазвития. Но в преддверии этих умений у него должна сформироваться готовность к «предстоящим» состояниям.
Традиционно считалось, что высокий уровень рефлексии мешает работе актёра, обедняет его эмоции, ослабляет чувственность. Определённая доля истины в этих утверждениях имеется, но только в том случае, если актёр полностью отрывается от сферы чувств, эмоций, ощущений и просчитывает свои действия в роли исключительно рассудочно, подобно теоретикам театра. Однако без рефлексии актёр становится неинтересным,
однообразным, его природных качеств становится недостаточно, требуются профессиональные и личностные качества, а они не осмыслялись, а значит, не накапливались.
«В качестве объекта рефлексии выступают и отражение мира, и мышление о нём, основания и способы регуляции человеком собственного поведения, действий, поступков, сами процессы рефлексии и, наконец, собственное или личностное сознание». Если мы обратимся к работам К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Е.Б. Вахтангова и др. с точки зрения осмысления глубинных процессов их «жизни в искусстве», их анализа творческих находок, открытий, выводов, неудач и успехов работы коллег по театру, мы увидим постоянную, активную работу сознания. Все впечатления, картины,
произведения искусства, природные, исторические и социальные явления трансформируются в сценические образы и образы сознания, которые понадобятся в тот или иной момент собственного творчества, для решения проблемы создания и воплощения сценического образа. Формирование у студентов-актёров рефлексивных умений позволит им более детально и подробно увидеть механизм этой трансформации результатов наблюдения - в систему символов, образов и знаков. Важно отметить, что сознание актёра всегда соотносится с определённой культурно-исторической ситуацией, оно неразрывно связано с современностью, к обстоятельствам жизни страны, города, театра. Активность сознания, нацеленность на поиск и осмысление жизненного материала разительно отличает сознание актёра от сознания «обывателя», для которого значимые объекты внимания и осмысления ограничены явлениями и процессами сугубо личного, материально-практического свойства.
Рефлексия студентов-актёров в процессе обучения создаёт предпосылки для присвоения новых знаний и норм, способствует осознанию и
формулированию собственных целей саморазвития, самообразования и самосовершенствования, инициирует
сознательный переход от руководства и контроля со стороны преподавателя к самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Таким образом, сегодня одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является формирование рефлексивных умений обучающихся с расчётом на их конкурентоспособность в будущем на основе непрерывного самообразования.
Основными характеристиками
самообразования считаются свободный выбор круга проблем, самостоятельная работа с источниками информации, подвижный объём знаний. Готовность к самообразованию представляет собой сложный сплав личностных свойств, определяющих меру интеллектуального развития человека, эмоционально-
ценностных ориентаций, обобщённых умений работать с основными источниками информации и умений сопоставлять факты, события, давать объективные оценки изучаемым проблемам. Следствием такой интеграции становится становление и развитие организационно-управленческих компетенций.
В основе самообразовательной деятельности лежат рефлексивные умения. Подготовка человека к
самообразовательной деятельности
представляет собой целенаправленное приобщение к освоению социально-экономического и культурно-исторического опыта на основе собственных интересов и индивидуальных особенностей.
Самообразование непрерывный процесс, «это труд каждодневный, кропотливый, но окупаемый ходом последующих событий» (М.Т. Громкова). И чем осознаннее его реализация, тем образованнее, культурнее и конкурентоспособнее специалист на рынке труда. Конкурентоспособность в условиях рыночной экономики является показателем престижности учебного заведения и успешности в карьерном росте его выпускников.
Применение личностно
ориентированных технологий на основе мотивационного обеспечения учебного процесса и непрерывного отслеживания динамики изменения в личностных качествах является основным психолого-педагогическим условием формирования рефлексивных умений и готовности к самообразовательной деятельности
студентов-выпускников специальности «Актёрское искусство». Кроме того, образовательное пространство учебного заведения должно быть таким, чтобы студенты-актёры впитывали в себя всё необходимое для своего развития и самореализации.
Образовательное пространство, по М.Т. Громковой1, включает в себя следующие составляющие:
- воспитательное (В), всё то, чем
Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003-415 с. - (Серия «Педагогическая школа 21 век») - С. 114.
обучающийся должен заинтересоваться, что на него может повлиять, что он должен принять осознанно, отвергая то, что для него неценно;
- информационное (И), в котором усваивается информация, происходит приобретение знаний;
- развивающее (Р), сопряжённое с деятельностью, связанное с преодолением сопротивления и физической усталостью, с преобразованием материального продукта.
Важным, на наш взгляд, является утверждение о том, что у человека три основания деятельности: влечения, ограничения и способности, которые проявляются как потребности, нормы и способности.
Потребности человека, чья профессия - актёрское искусство, многообразны, как и у других профессий, но отличие в том, что в данном случае речь идёт о творческой профессии. Примеры теоретических работ и исследований, посвящённых жизни театральных деятелей, уже проявившим себя и получившим признание и высокую оценку творчества, их высказывания, позволили нам сделать следующие выводы:
- главное, в чем нуждаются актёры, это востребованность их таланта, потребность играть роли;
- они хотят быть понятыми зрителем и одновременно для них важно сказать нечто новое про своих современников;
- они считают необходимым быть авторитетными, уважаемыми в своей профессиональной среде, быть ею высоко оцененными, о чём свидетельствуют признания тех, кто получает награды от своего профессионального жюри;
- для них неотъемлемым условием творчества является возможность свободного художественного высказывания, т.е. цензура, ограничения, от руководства, власти, не всегда компетентной критики для них неприемлемы;
- будучи зависимыми в своем искусстве от материального, финансового обеспечения, они часто вынуждены идти на компромисс, договариваться с властью, руководством. Кто этого не делает, может остаться невостребованным, либо обладать таким огромным дарованием, которое
преодолеет все препятствия на пути к творческим достижениям;
- потребность в творческом росте, поиске новых путей в искусстве у многих из них бесконечна и кончается лишь с их уходом из жизни;
- потребность в известности, популярности, наградах, признании людьми актёрской профессии ощущается по-разному, в зависимости от жизненного периода, характера, идеалов, заложенных в
юности1
Концепция М.Т. Громковой рассматривает сознание как совокупность потребностей, норм и способностей, образующих единство и целостность, неповторимое для каждого субъекта. Соответствие между этими элементами сознания характеризуется состоянием гармонии, покоя. Несоответствие порождает беспокойство, противоречия, проблемы, которые приводят к конфликтам. Но именно противоречия - источник развития и возникновения проблемно-познавательных ситуаций, требующих быстрого
переориентирования, изменения позиции и базовых процессов, направленных на достижение цели и удовлетворение потребности. Обучающийся, управляющий процессом своей деятельности должен уметь реагировать на спонтанные изменения ситуации деятельности, быстро менять направление собственной активности, в соответствии со своими целями, словом, он должен уметь правильно самоопределиться. Самоопределение в этом контексте - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; деятельное отношение к ситуации. Самоопределиться в ситуации - значит сопоставить свои потребности, нормы, способности с внешними потребностями, нормами, способностями, определить для себя свой статус и программу деятельности («Кто я такой в этой ситуации? Для чего? Что нужно и можно сделать? Как сделать?»)
Механизм самоопределения может быть положен в основу формирования
1 Соснова, М.Л. Искусство актёра: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2007. - 432 с. («Gaudeamus») - С. 70.
новых личностных качеств студентов-актёров, когда внешние потребности, нормы и способности вступают в противоречие с внутренними. Разрешая появившуюся проблему, человек формирует новые потребности, нормы и способности и за счёт этого развивается.
Рассмотренное образовательное
пространство (как совокупность
воспитательного, информационного,
развивающего) является внешним по отношению к обучающемуся, но, чтобы он его принял, необходимо включить внутренний механизм самоопределения, который может быть «запущен» через специально организованную совокупность познавательных проблем. При наличии мотивации обучающийся осознаёт проблему и принимает решение о включении в деятельность по её разрешению. Совокупность осознанных познавательных проблем вместе с мотивационным состоянием обучающегося составляют внутренний механизм самоопределения, источник развития обучающегося. Эта совокупность названа нами проблемно-мотивационным
пространством обучающегося. Оно вместе с образовательным пространством создаёт образовательно-рефлексивную среду,
которая является единством
образовательного пространства (обучения, воспитания, развития), проектируемого обучающим в виде полной группы условий - «могу, умею» и пространства мотивационных состояний обучающихся -«хочу, должен», позволяющую им самоопределяться и решать познавательные проблемы как личностно значимые.
Таким образом, основным механизмом развития личности является прирост потребностей, норм и способностей на основе самоопределения. Под влиянием внешних и внутренних факторов в образовательно-рефлексивной среде на основе самоопределения сформированные преподавателем мотивы переходят в цели, несоответствие норм преодолевается за счёт освоения новой информации, а предложенные способы деятельности становятся методом деятельности. Запуск этого механизма позволяет
«преобразовывать» обучающегося с начальным уровнем личностных свойств в личность с новыми запланированными качествами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виненко, В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системно-синергетический подход. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 244 с.
2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
3. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 415 с. - (Серия « Педагогическая школа 21 век»).
4. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. -1991. - №2. - С. 18.
5. Соснова, М.Л. Искусство актёра: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2007. - 432 с. («Gaudeamus»)
6. Чернова, Ю.К. Профессиональная культура и формирование её составляющих в процессе обучения: монография / под научной ред. В.В. Щипанова. - Москва - Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. - 163 с.