THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF A COMPETITIVE ENGINEERING PROFILE SPECIALISTS N.I. Filonchik
Branch of GOU VPO “Samara State Technical University”, Syzran 45 Soviet st., Syzran, 446000 E-mail: [email protected]
The article presents the main methological foundations and theoretical approaches, which is useful for decision of such issues like competitiveness of an engineering profile specialists.
Key words: competitive, active, person-oriented, value-oriented, systematic, complex approaches to professional education.
Original article submitted - 10.03.2011 Revision submitted - 15.03.2011
Natalia I. Filonchik, Seniors Instructor of the OTD chair.
УДК 378
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Е.Н. Чеканушкина1
Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Циолковского, 1 E-mail: [email protected]
В статье представлена интегративная совокупность социально-экологических компетенций, входящих в социально-экологическую компетентность выпускников технических вузов. Рассматриваются результаты экспертного исследования эффективности разработанной технологии формирования социально-экологической компетентности у студентов.
Ключевые слова: социально-экологические компетенции, социально-экологическая компетентность, экологизация дисциплин, экспериментальное исследование.
Жизнедеятельность человека представляет собой сложную систему взаимодействия с природой и антропогенными системами. Практически все промышленные производства являются опасными для здоровья, а иногда и жизни людей. «Будущность человечества, возможность его дальнейшего проживания в нашем общем доме может быть обеспечена только в условиях коэволюции биосферы и общества, т.е. совместного развития человечества и окружающей среды» [1].
Инженерное образование в XXI веке предполагает создание новой концепции взаимодействия технических специалистов с окружающей средой, обществом, человеком. Важной становится осознанность мотивации социально-экологического аспекта в решении профессиональных проблем. В связи с этим актуально формирование у студентов технического вуза социально-экологической компетентности, т.е. способности и готовности личности на основе сформированных знаний, умений, на-
1 Чеканушкина Елена Николаевна, преподаватель, каф. социологии, политологии и истории Отечества.
выков, опыта и личностных качеств эффективно решать в процессе своей профессиональной деятельности экологические задачи и проблемы взаимодействия общества и природы.
Разработанная и научно обоснованная нами интегративная совокупность компетенций, входящих в социально-экологическую компетентность (СЭК) выпускников технического вуза, представлена следующими пятью дефинициями [2]:
- умение применять гуманитарные, социально-экономические и естественнонаучные знания в профессиональной деятельности и социально проблемных экологических ситуациях в интересах здоровья и безопасности жизни человека (СЭК-1);
- готовность организовать профессиональную деятельность с позиции рационального природопользования и охраны природы (СЭК-2);
- способность к адекватной оценке и решению социально-экологических проблем, основанная на общечеловеческих ценностях, нормах, убеждениях (СЭК-3);
- способность анализировать, прогнозировать социально-экологические ситуации и находить пути их решения в профессиональной деятельности (СЭК-4);
- готовность к непрерывному самообразованию в сфере социальноэкологических отношений и избранной специальности (СЭК-5).
На основе требований государственных образовательных стандартов, существующих моделей подготовки технических специалистов, а также разработанной нами совокупности социально-экологических компетенций была представлена теоретическая модель формирования у студентов социально-экологической компетентности [3]. Основой этой системы является социально-экологическая компетентность, ее когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельностный компоненты, а также требования к уровням их сформированности. Информационно-дидактической базой формирования СЭК являются экологизированные дисциплины гуманитарного (философия, история, социология), социально-экономического (экономика) и естественно-научного циклов (физика, химия).
В статье [3] показано, что наиболее эффективным для формирования СЭК в учебном процессе является сочетание технологий личностно-деятельностного, проектного, проблемного, активного и модульного обучения. Для организации продуктивной деятельности студентов использовались следующие формы обучения: инструктивная лекция; лекция-диалог; рефлексивный семинар; проектная деятельность; деловая игра; занятие-конференция. Выбор технологий, методов и форм обучения проводится с учетом специфики учебной дисциплины и конкретного материала.
Для оценки уровня сформированности СЭК были разработаны критерии и многоуровневый диагностический инструментарий, позволяющие контролировать процесс формирования у студентов СЭК и в случае необходимости проводить коррекцию. В данной статье рассматриваются методика и результаты экспериментального исследования эффективности разработанной технологии формирования СЭК у студентов.
Констатирующий эксперимент проводился в конце 2007-2008 учебного года со студентами 1-го курса Самарского государственного технического университета методом анкетирования. В анкетировании принимали участие 85 студентов электротехнического факультета (ЭТФ) и 84 студента нефтетехнологического факультета (НТФ).
Результаты анкетного опроса показали, что большинство студентов НТФ считают экологические знания весьма необходимыми для их будущей профессиональной
деятельности, в то время как студенты ЭТФ недооценивают их роль и признают их менее значимыми.
Большинство (60-70%) студентов указали, что экологические знания они получили в основном при изучении дисциплин естественно-научного цикла (физика, химия) и менее всего - из дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов.
На вопрос об использовании экологических знаний в процессе своего обучения половина респондентов ответила, что иногда используют экологические знания при написании рефератов, выполнении домашних работ, а треть студентов никогда их не использует.
Установлен высокий уровень осознанности отрицательного влияния неблагоприятного состояния экологической среды на здоровье человека. Лишь незначительная часть студентов не осознает этого (3%).
Весьма отрадно, что 49% студентов НТФ испытывают потребность в углублении и увеличении объема экологических знаний для использования в своей будущей профессиональной деятельности. В то же время у 53% студентов ЭТФ такой потребности не возникает, поскольку они не осознают, что экологические знания будут востребованы в их будущей инженерной деятельности.
Выявлено, что в акциях экологического движения принимают активное участие 46,45% студентов ЭТФ и 39,8% студентов НТФ и лишь 41-45% анкетируемых участвуют изредка. Примерно 13-15% респондентов проявляют безразличное отношение к экологической проблеме и не считают нужным препятствовать антиэкологическо-му поведению окружающих.
При ответе на вопрос «Возникает ли у вас потребность в экологической деятельности, ориентированной на поддержание природной среды?» 42,1% студентов НТФ дали положительный ответ, что значительно выше аналогичного показателя у студентов ЭТФ (25,55%). Периодически проявляется потребность в экологоориентированной деятельности и у студентов ЭТФ (48,55%), и у студентов НТФ (41,45%).
Анкетирование выявило, что около 33% студентов (НТФ, ЭТФ) принимали участие в вузовских экологических мероприятиях, а также в акциях регионального, всероссийского и международного уровня, при этом почти половина всех анкитируемых в них не принимала участие никогда и не являлась инициатором проведения различных экологических мероприятий.
Обобщая данные констатирующего эксперимента, можно сказать, что студенты получали знания экологической направленности в основном в процессе освоения дисциплин естественно-научного цикла. При этом большинство из них осознает, что экологические знания им потребуются в будущей профессиональной деятельности, от которой может зависеть состояние экологической среды и здоровье населения. Наше исследование опосредованно подтверждает, что для формирования у студентов социально-экологической компетентности как имманентного компонента профессиональной компетентности будущего технического специалиста необходимо уже с первого курса включать в изучение дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и социально-экономического циклов экологические компоненты.
При проведении формирующего эксперимента (2008-2010 гг.) в качестве экспериментальной группы были приняты студенты Ьго курса ЭТФ, а в качестве контрольной - студенты Ьго курса НТФ. Как показывают результаты констатирующего экспетимента, студенты экспериментальной и контрольной групп имели приблизительно одинаковый начальный уровень социально-экологической компетентности. Начиная с первого курса в экспериментальных группах студенты изучали экологизированные дисциплины гуманитарного (история, философия, социология), естественно-научного (физика, химия) и социально-экономического (экономика) циклов с использованием элементов компетентностных технологий, а у студентов контрольных групп изучение этих дисциплин осуществлялось традиционно.
Занятия в экспериментальных группах имели экологическую направленность, учитывались межпредметные связи, непрерывность и преемственность в экологической подготовке, способствующие развитию у студентов СЭК.
Сформированность компетентности определялась по окончании изучения каждой из вышеуказанных дисциплин. Проверка совокупности компетенций осуществлялась с использованием тестов закрытого типа.
По данным педагогического эксперимента можно проследить рост уровня сфор-мированности социально-экологической компетентности у студентов экспериментальной группы, а также установить эффективность реализации компетентностной технологии их обучения.
Итоги тестирования на выявление СЭК-1 показали, что у студентов экспериментальной группы уровень ее сформированности увеличился на 20,3%, а в контрольной группе лишь на 3,9%.
Результативность выполнения тестовых заданий на сформированность СЭК-2 студентами экспериментальных групп на 22,4% выше, чем у студентов контрольных групп (2,7%), что указывает на готовность студентов организовать свою будущую инженерную деятельность, обеспечивая рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Анализ результатов выполнения тестовых заданий на выявление сформированности СЭК-3 свидетельствует о высоком уровне социально-экологической подготовки студентов экспериментальной группы (23,6%) по сравнению с контрольной (3,5%). Уровень сформированности СЭК-4 в экспериментальной группе выше (78%), чем в контрольной группе (68,3%). Важно отметить, что по данным констатирующего эксперимента у экспериментальной группы уровень, характеризующий способность анализировать, прогнозировать социально-экологические ситуации и находить пути их решения в профессиональной деятельности, был намного ниже (49,1%), чем у контрольной группы (63,1%).
По данным тестирования СЭК-5 установлено, что 70,5% студентов экспериментальной группы готовы к непрерывному самообразованию в сфере социальноэкологических отношений и избранной специальности по сравнению со студентами контрольной группы (62,1%.) По отношению к данным констатирующего эксперимента прирост в экспериментальной группе за период эксперимента составил 25,9%, а в контрольной - лишь 4%.
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Показатели сформированности у студентов социально-экологической компетентности
Выявлено, что уровень сформированности социально-экологической компетентности за период проведения формирующего эксперимента повысился в 1,3 -1,35 раза (рисунок).
Таким образом, полученные результаты лонгитюдного педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами технологии формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза в процессе изучения экологизированных дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного циклов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеев Н.Н. Экологическое мировоззрение // Философия экологического образования / Под общ. ред. И.К. Лисеева. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 21.
2. Чеканушкина Е.Н. Алгоритм обоснования совокупности социально-экологических компетенций выпускников технических вузов // Разработка современных технологий текстильной и легкой промышленности и исследование их экономической, экологической и социальной эффективности: сб. материалов научно-технич. конференции. - Димитров-град: ДИТУД, 2010. - С. 84-85.
3. Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия СНЦ РАН. - Т. 11. - № 4(30).
- 2009. - С. 894-897.
Поступила в редакцию - 18/03/2011 В окончательном варианте - 28/03/2011
UDC:378
EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT
SOCIAL-ECOLOGICAL COMPETENCY TECHNOLOGY EFFICIENCY
FORMULATION
E.N. Chekanushkina
Samara State Technical University
1 Ciolkovsky St., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article represents the integrative group of social-ecological competencies, incoming into technical university graduating student social-ecological competence. Here also considered are student social-ecological competence formulation developed technology expert examination results.
Key words: social-ecological competencies, social-ecological competency, disciplines ecolo-gysation, experimental investigation.
Original article submitted - 18/03/2011 Revision submitted - 28/03/2011
Checanushkina Elena N., a lecturer, Sociology, Political science and Native Country History Department, a graduate student.