Научная статья на тему 'НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ПАТТЕРНЫ'

НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ПАТТЕРНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / студенты / паттерны / преподаватель / образовательный процесс / interaction / students / patterns / teacher / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Екатерина Вячеславовна, Мудрова Лариса Александровна

Существуют различные модели взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе. В статье рассмотрено мнение студентов и проанализированы паттерны взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе, которые возникают между ними в процессе изучения дисциплин. Выявлены как отрицательные, так и положительные паттерны, которые влияют на образовательный процесс студента в медицинском вузе и формирование будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина Екатерина Вячеславовна, Мудрова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW APPROACH TO THE INTERACTION OF THE TEACHER AND STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MEDICAL UNIVERSITY THROUGH PATTERNS

There are different patterns of teacher-student interaction in the educational process. The article considers the opinion of students and analyzes the patterns of interaction between a teacher and students in a medical university that arise between them in the process of studying disciplines. Both negative and positive patterns that affect the educational process of a student in a medical university and the formation of a future specialist are identified.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ПАТТЕРНЫ»

новый подход к взаимодеиствию преподавателя

и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны

Зорина Е.В., Мудрова Л.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, 660022, г. Красноярск, Российская Федерация

Существуют различные модели взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе. В статье рассмотрено мнение студентов и проанализированы паттерны взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе, которые возникают между ними в процессе изучения дисциплин. Выявлены как отрицательные, так и положительные паттерны, которые влияют на образовательный процесс студента в медицинском вузе и формирование будущего специалиста.

Ключевые слова:

взаимодействие, студенты, паттерны, преподаватель, образовательный процесс

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14 Статья поступила в редакцию 15.03.2021. Принята в печать 25.05.2021.

a new approach to the interaction of the teacher and students in the educational process of a medical university through patterns

Zorina E.V., Mudrova L.A.

Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, 660022, Krasnoyarsk, Russian Federation

There are different patterns of teacher-student interaction in the educational process. The article considers the opinion of students and analyzes the patterns of interaction between a teacher and students in a medical university that arise between them in the process of studying disciplines. Both negative and positive patterns that affect the educational process of a student in a medical university and the formation of a future specialist are identified.

Keywords:

interaction, students, patterns, teacher, educational process

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Zorina E.V., Mudrova L.A. A new approach to the interaction of the teacher and students in the educational process of a medical university through patterns. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (2): 8-14. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14 (in Russian)

Received 15.03.2021. Accepted for publication 25.05.2021.

Одна из приоритетных задач образовательной политики государства России - повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни [1, 2]. Кроме того, в нормативных документах высшего образования обозначены новые требования, которые значительно повышают ответственность преподавателей, особенно медицинских вузов, по обеспечению максимального соответствия процесса обучения профессиональным потребностям будущих специалистов-медиков [3, 4].

Тем не менее образовательный процесс в очень многих российских вузах являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается не выявленным. В результате окончивший обучение специалист хоть и изучил очень много предметов, связать их между собой не может [5, 6]. Поэтому возникающие проблемы у студентов в процессе обучения должны включать постоянные взаимодействия студентов с преподавателями.

Взаимодействие - главное звено в общении, но что первично или вторично, до настоящего момента не могут определить в научном мире педагогики. Основой педагогического взаимодействия является выбор задачи и определение путей и методов ее решения [7].

Кроме того, успешность взаимодействия зависит не только от выполнения преподавателем профессиональных обязанностей, но и от умения психологически грамотно решать многочисленные ситуации взаимодействия: устанавливать доверительный контакт со студентом, мотивировать его на

изучение предмета и овладение манипуляциями, выстраивать отношения с коллегами и т.д. [8]. Все указанные умения предполагают определенный уровень развития личностных качеств будущего врача-специалиста и паттерны поведения в профессиональной среде [9].

Спектр деятельности медицинского преподавателя (МП) хорошо разработан и представлен в работе Р.М. Хардена, Дж. Кросби «Руководство AMEE № 20», где определены 12 ролей, выполняемых МП, которые в представленной модели сгруппированы в 6 категорий:

обеспечение информацией; формирование ролевой модели; посредническая роль; оценка полученных результатов; планирование процесса обучения; разработка учебных материалов [10]. Однако глубокое проникновение гад-жетов и Интернета в повседневную жизнь, растущая популярность дистанционного обучения и набирающий обороты формат смешанного обучения меняют традиционную модель взаимодействия между педагогом и обучаемым. Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников, и поэтому, наверное, студентам начальных курсов медицинских вузов комфортнее обучаться удаленно, хотя это лишает их личностного взаимодействия с преподавателем. Поэтому изменяются действия преподавателя и моделирование его роли в образовательном процессе [11, 12].

Преподаватели в XXI в. становятся помощниками в обучении учащихся и создателями продуктивной учебной среды, в которой студенты развивают навыки, которые могут им понадобиться в настоящее время или в будущем. Отсюда важным для преподавателя в наше время будет выбор

эффективных навыков взаимодействия со студентами, а также знание современных технологий, применяемых сейчас в образовательном процессе [13, 14].

В настоящее время в научном мире педагогики исследователи создают новые роли педагогов: контролер, побудитель к действию, «толкач»,учитель-ресурс, экзаменатор, организатор, участник, наставник. Эти роли у педагога никогда не бывают статичными. По нашему мнению, новые роли перекликаются с представленными в работе Р.М. Хардена, Дж. Кросби, хотя определены они были в прошлом веке. Мы полагаем, что на данном этапе совершенствования образования большее значение должно уделяться процессу моделирования взаимодействия преподавателя со студентами при обучении для достижения главной цели -формирования профессионала.

В этой работе нас заинтересовала категория формирования ролевой модели, которая включает контакт МП со студентами и состоит из 2 подпунктов: модели обучения на рабочем месте и ролевой модели преподавания. Считается, что ролевое моделирование - одно из наиболее действенных средств передачи студентам: ценностей, установок, паттернов мышления и по-

ведения, а также влияния на выбор ими карьеры [15].

Однако влияние паттернов мышления и поведения недостаточно изучено, хотя многие качества и паттерны взаимодействия с окружающими будущий профессионал формирует во время своей учебы, опираясь на опыт преподавателей-медиков. Определений термина «паттерн» много в зависимости от среды его применения. «Паттерн» в психологии - это модели (образы) поведения, формирующиеся у человека на основании практического опыта взаимодействия.

Мы собрали известные паттерны (образы, модели) взаимодействия в единую схему 1, чтобы отразить вариативность влияния преподавателя на студента.

Каждый паттерн (модель) включает определенную структуру, например:

• модератор - педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать, формировать профессиональные качества;

• фасилитатор - педагог, помогающий, облегчающий, способствующий усвоению обучения. Другие термины паттернов также имеют определенную структуру, которую могут использовать пре-

Схема 1. Паттерны взаимодействия преподавателя и студента

подаватели при взаимодействии со студентами в процессе обучения по одной или нескольким моделям, представленным в схеме. Однако каждый преподаватель придерживается собственного образа взаимодействия со студентами и может изменить его в зависимости от сложившихся обстоятельств. Цель исследования - определить специфику паттернов взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе и их взаимосвязь с определенной ролью преподавателя.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Анкетирование (п=24), интервьюирование (п=12), анализ полученных данных. Критерии отбора респондентов: обучение на лечебном факультете, клиническая дисциплина, средняя успеваемость не менее 4 баллов, изучение дисциплины «психология», определенный возраст. В анкетировании приняли участие 24 студента V курса и 12 студентов V курса в интервьюировании по специальности «Лечебное дело», возраст студентов - 22-26 лет.

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Из представленных данных видно, что преподаватель медицинского вуза должен использовать такие паттерны, как модератор, консультант, фасилитатор, мотиватор, и иногда, в зависимости от условий, пользоваться другими паттернами. Тем не менее используют паттерны взаимодействия чаще неосознанно, механически, что иногда приводит к потере гибкости поведения преподавателя при взаимодействии со студентами, например грубости в общении. В результате устанавливается негативное взаимодействие между ними, которое способствует невосприятию преподавателя

и той дисциплины, которую он преподает, что, в свою очередь, сопровождается в дальнейшем прогулами и даже уходом студента из вуза.

Интерес к дисциплине и ее усвоение в первую очередь зависят от преподавателя (100%), но немаловажную роль играет окружающая среда (больница или учебное помещение) - 79 и 91,6%, а также содержание предмета - 83,3%.

Учитывая, что студенты отдают предпочтение ролевой модели преподавателя, а также изменениям, происходящим в технологии преподавания (дистанционное обучение), мы считаем уместным добавить девятый паттерн, который представлен термином - «трендсеттер». Модель тренд-сеттера объединяет в себе деятельность инноватора, креативщика, идеолога, родоначальника, т.е. представляет своеобразный эталон для подражания.

Разнонаправленность преподавателя в медицинском вузе, кроме исключительно педагогических знаний, имеет и четкую медицинскую профессиональную направленность, особенно на клинических кафедрах. Поэтому здесь педагоги должны выступать в качестве эталонов, образцов взаимодействия, ориентиров, задающих будущий облик личности врача.

Следует отметить, что паттерны взаимодействия преподавателя и студента зависят как от профессионализма преподавателей, организующих и регулирующих процесс обучения, так и от высокой моти-вационной активности студента, его способностей и личных качеств.

ВЫВОДЫ

1. Основные паттерны (модели) взаимодействия преподавателя со студентами были выделены в схему в количестве 8, обо-

Таблица 1. Результаты исследования

№ Вопрос Ответы анкетирования,% Ответы интервьюирования, % Модель взаимодействия

1 Знаете ли вы, что такое паттерн? • Да • Нет 91,6 8,3 41,6 58,3 Паттерны решения задач обучения

Такими как: Какими умение объяснять смысл и содержание положительными предмета, хорошее знание предмета, М моментами при отзывчивость; др р _ г , консультант, 2 взаимодействии умение общаться, умение заинтересовать, , ' ' -г->1 г фасилитатор, со студентами чувство юмора, эрудированность, ^ г должен обладать терпение; некоторые студенты считают, мотиватор преподаватель? что взаимодействие с педагогом иногда намного важнее знания предмета

3 Какие негативные моменты во взаимодействии с преподавателем вас не устраивают? • Полное подчинение студента деятельности преподавателя; • отсутствие взаимопонимания; • отсутствие уважения к личности студента; • трата большого количества времени на отчитывание неуспевающего студента во время занятия за прогулы или неуспеваемость; • унижение, оскорбление студентов за неуспеваемость Нет определения, так как такое взаимодействие неприемлемо

Заинтересованность . и освоение дисциплины . „. .. „. 4 Анкетирование, % Интервьюирование, % в первую очередь зависит:

4.1 от окружающей среды (больница, учебная комната) 79,1 91,6

4.2 преподавателя 100 91,6

4.3 содержания предмета 83,3 83,3

58,3 (оснащение занятия, методическое 4.4 других факторов обеспечение, коммуникации в группе среди студентов)

значен новый 9-й паттерн в ролевом моделировании в связи с внедрением новых технологий в образовательный процесс -трендсеттера.

2. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студента в образовательном процессе медицинского вуза позволил определить основные паттерны их действия:

модератор, консультант, фасилитатор, мотиватор.

3. При взаимодействии преподавателя со студентами, как показали данные, большое значение имеет ролевое моделирование деятельности педагога, которое может реализоваться в различных паттернах. Нами использовано иностранное слово «паттерн»,

для того чтобы еще раз обратить внимание педагогов на значение профессионального взаимодействия со студентами в образова-

тельном процессе, которое должно способствовать развитию способностей и умений как преподавателей, так и студентов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зорина Екатерина Вячеславовна (Ekaterina V. Zorina) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и семейной медицины ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация

E-mail: zonna-eka0mal.ru

https://orcid.org/0000-0003-1308-9115

Мудрова Лариса Александровна (Larisa A. Mudrova)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-1317-3360

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И. и др. Значимость приемов педагогического мастерства преподавателя при обучении клиническим дисциплинам в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 149-153.

2. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 41-45.

3. Куршев В.В. Новое образовательное медицинское пространство - важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование: сборник тезисов. Москва, 2013. С. 280-282.

4. Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 130-137.

5. Николаева Л.В., Саввинова Р.В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 351-354. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270

6. Князева А.С. Структурный состав педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Педагогические науки. 2018. № 2 (27). С. 84-88.

7. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11, ч. 2. С. 47-52.

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 2005. 531с.

9. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А., Шибанова Н.С. Новые направления совершенствования профессионально-педагогической деятельности преподавателей в КрасГМУ // Педагогика и медицина в служении человеку [Электронный ресурс]: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 29 ноября. 2017 г.). Красноярск : КрасГМУ, 2017. С. 293-300.

10. Харден Р.М., Кросби Дж. Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя / пер. с англ. под ред. И.Г. Никитина // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 10. С. 27-51.

11. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6005a3b89a79474c66a5407b

12. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 17-21.

*Автор для корреспонденции.

13. Роботова А.С. Об особенностях современного научно-педагогического дискурса // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 9-19.

14. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. et al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs, 2003-2008 // Acad. Emerg. Med. 2008. Vol. 15. Р. 1113-1116.

15. Лесин С.М. Организация сетевого взаимодействия педагогических сообществ как фактор совершенствования системы повышения квалификации в вузе // Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в московском мегаполисе. Москва, 2014. С. 111-114.

REFERENCES

1. Knyazeva L.I., Knyazeva L.A., Goryaynov I.I., et al. The importance of techniques of pedagogical skills of a teacher in teaching clinical disciplines in a medical university. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies]. 2018; (2): 149-53. (in Russian)

2. Grishnova E.E. Modernization of the educational process: problems and trends. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2011; (8-9): 41-5. (in Russian)

3. Kurshev V.V. New educational medical space is the most important factor in the training of a competent specialist. In: Medical Education: Collection of Abstracts. Moscow, 2013: 280-2. (in Russian)

4. Kondrat'yev S.V. Typical features of pedagogical interaction. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 2004; (4): 130-7. (in Russian)

5. Nikolaeva L.V., Savvinova R.V. Interaction between teacher and student as a condition for the effectiveness of professional training of future specialists. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies]. 2015; (12): 351-4. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270 (in Russian)

6. Knyazeva A.S. Structural composition of pedagogical interaction of subjects of the educational process. Pedagogicheskie nauki [Pedagogical Sciences]. 2018; 2 (27): 84-8. (in Russian)

7. Mel'nikova I. Yu., Romantsov M.G. Features of medical education and the role of a university teacher in the educational process at the present stage. Mezhdunarodniy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2013; 11 (pt 2): 47-52. (in Russian)

8. Kan-Kalik V.A. Fundamentals of professional and pedagogical communication. Grozny, 2005: 531 p. (in Russian)

9. Mudrova L.A., Zorina E.V., Bakhshieva S.A., Shibanova N.S. New directions of improving the professional and pedagogical activity of teachers in KrasSMU. In: Pedagogy and Medicine in Serving Man [Electronic resource]: Materials of the IV All-Russian Scientific-Practical Conference (Krasnoyarsk, November 29, 2017). Krasnoyarsk: KrasGMU, 2017: 293-300. (in Russian)

10. Harden R.M., Crosby J. AMEE Guide No. 20: A Good Teacher Is More Than a Lecturer. 12 Teaching Roles: transl. from Engl. I.G. Nikitin (ed.). Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2012; (10): 27-51. (in Russian)

11. URL: https: //trends.rbc.ru/trends/education/6005a3b89a79474c66a5407b

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Yavorskaya S.D., Nikolaeva M.G., Bolgova T.A., Gorbacheva T.I. Innovative methods of teaching students of a medical university. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2016; (4): 17-21. (in Russian)

13. Robotova A.S. On the features of modern scientific and pedagogical discourse. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2011; (7): 9-19. (in Russian)

14. Okuda Y., Bond W., Bonfante G., et al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs, 2003-2008. Acad Emerg Med. 2008; 15: 1113-6.

15. Lesin S.M. Organization of network interaction of pedagogical communities as a factor in improving the system of advanced training in the university. In: Professional Development of Pedagogical and Managerial Personnel in the Moscow Metropolis. Moscow, 2014: 111-4. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.