Научная статья на тему 'Выбор профессии: личностно-смысловой и символический контексты (социологический анализ)'

Выбор профессии: личностно-смысловой и символический контексты (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1861
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФЕНОМЕН СИМВОЛИЧЕСКОГО / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланов Павел Анатольевич

Проблема выбора профессии для молодого поколения остается традиционно актуальной. В основе профессионального самоопределения личности осознание того, что составляет профессию. Чувство принадлежности к конкретному социально-профессиональному сообществу у современной молодёжи формируется в условиях информатизации общества, характерной особенностью которого является стремительное проникновение символических обменов в процессы социализации личности. В статье представлены отдельные результаты комплексного социологического исследования (в контексте социологии символа) профессионализации представителей различных социально-профессиональных сообществ. Внимание акцентируется на внутренних и внешних факторах, обуславливающих выбор человеком будущей профессии. Результаты исследования позволяют сформировать представление о том, каким потенциалом индивидуальной профессионализации обладают представители наиболее значимых социально-профессиональных групп экономически активной части населения. В выводах и обобщениях находят отражение ответы на актуальные вопросы, имеющие отношение к проблемам управления профессиональной карьерой личности, а также к формированию положений кадровой политики, адекватной современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакланов Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор профессии: личностно-смысловой и символический контексты (социологический анализ)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.7 JEL С12, I29, J24, J44, L29, M14

П. А Бакланов

ВЫБОР ПРОФЕССИИ: ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТЫ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Проблема выбора профессии для молодого поколения остается традиционно актуальной. В основе профессионального самоопределения личности - осознание того, что составляет профессию. Чувство принадлежности к конкретному социально-профессиональному сообществу у современной молодёжи формируется в условиях информатизации общества, характерной особенностью которого является стремительное проникновение символических обменов в процессы социализации личности. В статье представлены отдельные результаты комплексного социологического исследования (в контексте социологии символа) профессионализации представителей различных социально-профессиональных сообществ. Внимание акцентируется на внутренних и внешних факторах, обуславливающих выбор человеком будущей профессии. Результаты исследования позволяют сформировать представление о том, каким потенциалом индивидуальной профессионализации обладают представители наиболее значимых социально-профессиональных групп экономически активной части населения. В выводах и обобщениях находят отражение ответы на актуальные вопросы, имеющие отношение к проблемам управления профессиональной карьерой личности, а также к формированию положений кадровой политики, адекватной современным условиям.

Ключевые слова: образно-символическое мышление, феномен символического, личностный смысл, профессиональная самоидентификация личности, потенциал индивидуальной профессионализации личности.

P.A. Baklanov

Profession Choice: Personal-Semantic and Symbolic Contexts

(Sociological Analysis)

The problem of profession choice for the young generation stays to be actual. Personality self-determination in professional field is based on awareness of what profession is. The feeling of belonging to a certain social and professional community of the modern youth is being formed in the conditions of informatization of the society. It is characterized by rapid penetration of symbolic exchanges in the processes of personality socialization. Some results of complex sociological research (in the context of the symbol sociology) of professionalization of representatives of various social and professional communities. Main attention is paid to internal and external factors that determine profession choice. The idea of individual professionalization potential of representatives of the most important social and professional groups of economically active part of population may be developed on the basis of the research's results. Answers on topical questions related to the problems of personality's professional carrier management and to working out rules of personnel policy relevant to the modern conditions are given in the conclusion.

Key words: creative and symbolic thinking, phenomenon of symbolic, personal meaning, professional self-identification of personality, individual professionalization potential of personality.

БАКЛАНОВ Павел Анатольевич - к. социол. н., доцент кафедры управления персоналом, документоведения и архивоведения факультета социального управления и социологии Российского государственного социального университета.

E-mail: PABaklanov@yandex. ru

BAKLANOV Pavel Anatolievich - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Personnel Management, Records Management and Archivistics of the Faculty of Social Management and Sociologym, Russian State Social University.

E-mail: [email protected]

Введение

Традиционно каждую весну выпускники школ изучают информацию о том, какие баллы ЕГЭ в прошедшие годы требовались для поступления на те или иные специальности в различных вузах и о дополнительных условиях, необходимых для учёбы. Определиться с выбором помогают и современные информационные технологии - различные навигаторы профориентации. Без внимания будущих абитуриентов не остаются данные о стоимости обучения, качестве образования, позициях вуза в различных рейтингах. Выпускникам школ есть о чём подумать. В современной России около 800 государственных и около 150 негосударственных вузов.

Как и почему люди становятся теми, кем стали? Как они определились, чем будут заниматься? Согласно результатам опроса журнала «Профиль» около 32 % опрошенных признались, что это вышло случайно. Еще 25 % сообщили, что выбрали призвание по велению души, а 10 % мечтали о своей профессии с детства [1].

Выбор профессии: мечты и реальность

Традиционно каждое лето молодые специалисты становятся самыми активными участниками рынка труда, так как начинают искать работу после окончания вузов. Эксперты исследовательского центра сайта для молодых специалистов «Career.ru» в мае 2014 года опросили 2500 молодых специалистов по всей России. Каждый второй опрошенный молодой специалист признался, что первую работу было найти непросто, а каждый пятый приложил для этого много усилий. В то же время 21 % опрошенных заявили, что, в принципе, особых сложностей они не испытывали. Также ни один из опрошенных молодых специалистов не пожаловался на то, что по его специальности не было профильных предложений. Около 88 % опрошенных признались, что столкнулись с проблемой недоверия или нежелания работодателя нанимать специалиста без опыта, 41 % респондентов испытывали трудности в согласовании желаемой зарплаты, а 32 % участников опроса сочли все доступные предложения неинтересными [2].

По данным Минфина России, примерно 30 % новоиспечённых обладателей дипломов о высшем образовании выбирают работу не по специальности [3]. Очевидно, что студенты, получившие образование за счёт государственного бюджета, не приносят пользы той отрасли экономики, для работы в которой их готовили. Очевидно и то, что устойчивое (с начала 1990-х годов) общественное мнение об успешной карьере только при наличии высшего образования (причём не важно, какого) оказывает существенное влияние на выпускников школ, нацеливая их на выбор будущей специальности, отталкиваясь от того, на какой факультет легче поступить. При этом

личностные интересы и способности во внимание не берутся, что приводит к фатальным ошибкам и разочарованиям ещё в период обучения. Как результат, у ряда студентов отсутствуют профессиональные цели. Это обстоятельство не может не сказаться на их дальнейшей учёбе и будущем трудоустройстве по специальности.

Личностный смысл и феномен символического Социализация личности в её различных формах обращается к многократным, сложным взаимодействиям между индивидом и окружающими его средами. Её миссия состоит в том, чтобы позволить всем людям развить их полный потенциал, обогатить их жизнь, и предполагает усвоение человеком общественного опыта и обретение им своего индивидуального опыта взаимодействия с миром.

В силу уникальной физиологической способности, свойственной только человеку, репрезентация мира индивидом осуществляется двумя способами. Посредством логического мышления человек воспринимает и выстраивает в сознании систему мира, а образно-символическое мышление (как один из возможных и важнейших способов репрезентации мира) обеспечивает представление объектов реальной действительности с позиции субъективного выражения личностно-смыслового отношения к нему [4].

Другими словами, объекты реальной действительности, на которые сфокусировано внимание человека, отражаются в его сознании в виде образов с символическим содержанием личностно-смыслового отношения к ним.

В контексте научной парадигмы социологии символа, созданной в начале XXI века О. А. Кар-мадоновым, «феномен символического присутствует везде, где есть хотя бы самое элементарное теоретическое обобщение эмпирического опыта, всё, что попадает в поле деятельности человеческого интеллекта, неизбежно подвергается «символизированию» [5, с. 6]. Понятие «символ» определяется как «обобщённое представление о ком-либо, о чём-либо, основанное на интеллектуальном и витальном опыте индивида и/или общности, заключающее в себе способ выражения, результат выражения и образ переживания» [5, с. 146].

Профессиональное самоопределение личности В процессе приобретения социального опыта человеку становятся известными различные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение личности предопределяет осознание ею потребности к трудовой деятельности, а также того, что составляет конкретный вид профессиональной деятельности.

Сам же выбор человеком будущей профессии не одномоментный шаг. Активная роль в таких процессах выбора принадлежит воображению - способности

ума создавать идеи (мысленные представления). По своей сути это одна из составляющих процессов профессиональной самоидентификации личности [6], когда происходит мысленное «встраивание» индивида в образы-представления, которые сформировались у него на основе ставших ему известными не только условий и особенностей осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, но и требований, предъявляемых к её представителям.

Сопровождаются такие перманентные процессы «примерки» и самооценки своих способностей и возможностей для дальнейшей самореализации, профессионального развития и карьерного роста при осуществлении самостоятельной трудовой деятельности внутренними переживаниями личностно-смыслового характера, прочной фиксацией в памяти человека символических картинок как позитивного, так и негативного свойства.

Такие ассоциации профессиональной направленности можно рассматривать как внутренние факторы, под воздействием которых происходит выбор индивидом будущей профессии.

В числе внешних факторов, оказывающих существенное влияние на выбор индивидом будущей профессии, в первую очередь следует отметить условия социализации молодого человека. Также не менее значимы опыт взаимодействия индивида с представителями различных профессиональных сообществ, первоначальное овладение им соответствующими профессиональными знаниями предшествующих поколений, общественное мнение о престиже профессии и о перспективах её востребованности в ближайшем будущем, а также совокупности различных жизненных обстоятельств.

Методические вопросы и характеристика объекта исследования

Представленное выше понимание сущности профессиональной самоидентификации личности (по А. И. Турчинову) и конвенциональная социологическая трактовка символа (по О. А. Кармадонову) послужили методологической основой для следующих гипотез.

В период профессионального самоопределения под воздействием внутренних и внешних факторов у личности формируются определённые образно-символические представления о различных видах профессиональной деятельности. На основе таких стереотипов (ассоциаций) индивид осуществляет выбор той или иной профессии (специальности).

Определение личностно-смысловых составляющих предпочтений индивида, которые стали основой для принятия им решения о выборе будущей профессии, а также результаты их интерпретаций (в образно-символическом контексте) могут рассматриваться в качестве оснований для выработки соответствующих

управленческих решений по обеспечению эффективного профессионального самоопределения выпускников образовательных учреждений среднего общего образования.

Также полученные результаты позволяют сформировать представление о содержательной составляющей мотивов выбора профессии представителями различных профессиональных сообществ в период их профессионального самоопределения. В свою очередь такие представления позволяют судить о качественной составляющей потенциала индивидуальной профессионализации представителей различных профессиональных сообществ.

Представленные выше гипотезы выступили теоретической основой для проведения автором в апреле-июне 2012 года социологического исследования профессионализации представителей различных профессиональных сообществ в контексте социологии символа.

Социологическое исследование было проведено в 20 субъектах Российской Федерации 8 федеральных округов. В исследовании приняли участие 1473 человека (753 женщины и 720 мужчин) в возрасте 16-60 лет. В качестве респондентов были выбраны представители наиболее значимых социально-профессиональных групп экономически активной части населения: федеральные государственные служащие (645 респондентов), муниципальные служащие и работники бюджетной сферы (225 респондентов), представители среднего и малого бизнеса (230 респондентов), преподаватели (научные работники) и студенты вузов (373 респондента).

Изучение внутренних факторов влияния на выбор профессии

Респондентам было предложено определить степень влияния на них отдельных обстоятельств, которые (в личностно-смысловом и символическом контексте) отражают сущность внутренних факторов влияния на принятие решения о выборе будущей профессии.

По количеству участников опроса, избравших формы ответов «высокая степень влияния» и «скорее высокая степень влияния, чем низкая», отдельные внутренние факторы влияния распределись по следующим рейтинговым позициям. Подавляющее большинство респондентов (82 %) при принятии решения о выборе будущей профессии исходило из личной ответственности за собственную судьбу. На второй позиции по значимости (отметили около 70 % респондентов) для участников опроса была потребность в реализации личностных природных способностей. Около 67 % участников опроса при выборе будущей профессии обращало внимание на престижность профессиональной карьеры по

избранной (избираемой) профессии. На четвёртой позиции по степени влияния на выбор будущей профессии респондентами отмечается (65 %) стремление обрести особенный социальный статус. Вопросу обучения в престижном вузе при выборе будущей профессии внимание уделяли 56 % респондентов.

Изучение внешних факторов влияния на выбор профессии

При принятии решения о выборе будущей профессии 65 % от общего количества участников опроса (избрали формы ответов «высокая степень влияния» и «скорее высокая степень влияния, чем низкая») обращали внимание на общественное признание высокого уровня профессионализма у представителей избранной (избираемой) ими (респондентами) профессии. Около 61 % респондентов при принятии решения о выборе будущей профессии исходило из потребности общества в специалистах избираемой профессии. На третьей позиции по степени влияния на выбор будущей профессии респондентами отмечается (55 %) особенная миссия профессии в обществе, а на четвёртой рейтинговой позиции (отметили 44 % респондентов) - положительные отзывы о профессии её представителей. В качестве фактора внешнего влияния на выбор будущей профессии 44 % респондентов (избрали формы ответов «высокая степень влияния» и «скорее высокая степень влияния, чем низкая») отметили особенную профессиональную культуру и символику избранной (избираемой) профессии. Примечательно, что только 27 % (13 % респондентов отметили высокую степень влияния, а 14 % - скорее высокую степень влияния,

чем низкую) от общего количества участников опроса сообщили, что при выборе будущей профессии отталкивались от продолжения семейной профессиональной династии.

Выводы и обобщения

1. Каждый второй участник опроса сообщил о высокой степени влияния на него в период выбора будущей профессии персональной ответственности за собственную судьбу. Это явление характерно для представителей всех четырёх социально-профессиональных сообществ, принявших участвие в опросе. Данный факт подчеркивает достаточно высокий уровень осознания респондентами важности выбора будущего вида профессиональной деятельности. Примечательно, что наибольшее количество таких респондентов отмечается среди федеральных государственных служащих (52 %), а наименьшее -среди муниципальных служащих и работников бюджетной сферы (46 %).

2. Результаты сравнительного анализа количества участников опроса (в каждой социально-профессиональной группе респондентов), отметивших высокую степень влияния представленных выше отдельных обстоятельств, которые рассматривались в качестве внутренних факторов влияния на выбор профессии (см. табл. 1), с обобщёнными результатами исследования позволяют отметить следующее.

Участники опроса из профессионального сообщества федеральных государственных служащих при выборе профессии были больше ориентированы на получение элитного образования в престижном вузе, чем на реализацию своих способностей, престижную профессиональную карьеру и приобретение

Таблица 1

Количество участников опроса, сообщивших о высокой степени влияния на них при выборе будущей профессии, отдельных обстоятельств, рассматриваемых в качестве внутренних факторов влияния

Социально-профессиональные группы респондентов Варианты ответов (в % от количества респондентов)

Потребность в реализации способностей Престижная карьера Особенный социальный статус Обучение в престижном вузе

Федеральные государственные служащие 29 28 27 30

Муниципальные служащие и работники бюджетной сферы 36 32 30 24

Представители среднего и малого бизнеса 36 29 22 17

Преподаватели (научные работники) и студенты вузов 36 36 30 22

Всего: 33 31 27 25

Таблица 2

Количество участников опроса, сообщивших о высокой степени влияния на них при выборе будущей профессии, отдельных обстоятельств, рассматриваемых в качестве внешних факторов влияния

Варианты ответов (в % от количества респондентов)

Социально-профессиональные группы респондентов Потребность общества в таких специалистах Особенная миссия профессии в обществе Положительные отзывы о профессии её представителей Профессиональная культура и символика

Федеральные государственные служащие 22 25 19 27

Муниципальные служащие и работники бюджетной сферы 20 20 16 30

Представители среднего и малого бизнеса 14 14 14 9

Преподаватели (научные работники) и студенты вузов 20 21 13 16

Всего: 20 22 16 22

особенного социального статуса. Представители среднего и малого бизнеса были в большей степени обеспокоены перспективой практической реализации своих способностей, чуть меньше - престижностью профессиональной карьеры, достижением особенного социального статуса и менее всего обращали внимание на обучение в престижном вузе.

В данной связи возможен вывод о том, что работники коммерческих организаций и индивидуальные предприниматели обладают достаточно высоким внутренним потенциалом индивидуальной профессионализации, в основе которого лежат индивидуально-личностные интересы.

Результаты ответов муниципальных служащих и работников бюджетных организаций можно рассматривать как отражение общепризнанных подходов к решению проблем индивидуального профессионального самоопределения, характерной особенностью которых является гармоничное сочетание личностных и смысловых ориентиров будущей профессиональной деятельности.

3. Как отмечалось ранее, в период профессионального самоопределения участники опроса обращали внимание на общественное признание высокого уровня профессионализма у представителей избранной (избираемой) ими (респондентами) профессии. О высокой степени влияния данного обстоятельства сообщил каждый третий (32 %) участник опроса. Наибольшее количество таких респондентов (34 %) в профессиональном сообществе федеральных государственных служащих и среди муниципальных служащих, а наименьшее - среди работников коммерческих организаций (23 %) и работников

бюджетной сферы (26 %).

Также результаты исследования свидетельствуют о том, что только каждый седьмой участник опроса при выборе будущей профессии планировал перспективу своего профессионального развития с позиции продолжения семейной профессиональной династии.

Таким образом, возможен вывод о том, что в постсоветский период в России сформировались принципиально новые условия для профессионального развития личности.

4. Результаты сравнительного анализа количества участников опроса (в каждой социально-профессиональной группе респондентов), отметивших высокую степень влияния представленных выше отдельных обстоятельств, которые рассматривались в качестве внешних факторов влияния на выбор профессии (см. табл. 2), с обобщёнными результатами исследования позволяют отметить следующее.

Федеральные государственные служащие в период профессионального самоопределения были более ориентированы на общественную оценку избираемой (избранной) ими (респондентами) будущей профессии и на потребности в ней общества. Также особое внимание будущие военнослужащие, государственные гражданские служащие и сотрудники правоохранительной службы при выборе будущей профессии уделяли её особенной профессиональной культуре и профессиональной символике.

Результаты ответов муниципальных служащих и работников бюджетной сферы также свидетельствуют о том, что респонденты рассматриваемых профессиональных сообществ принимали решение о выборе будущей профессии, учитывая потребнос-

ти и оценки общества, а также под воздействием профессионально-культурных концептов избираемых (избранных) видов профессиональной деятельности.

Следует отметить, что представленные выше обстоятельства менее всего были в сфере внимания при выборе будущей профессии у представителей среднего и малого бизнеса.

В данной связи возможен вывод о том, что в основе потенциала индивидуальной профессионализации федеральных государственных служащих, муниципальных служащих и работников бюджетной сферы общественно-личностные интересы.

Примечателен и тот факт, что на представителей современного корпуса студенчества (из числа респондентов) профессиональная культура и профессиональная символика избираемого (избранного) вида профессиональной деятельности оказывала лишь незначительное влияние. Заслуживает отдельного внимания и то, что при принятии решения о выборе профессии будущие студенты практически не учитывали положительные отзывы о ней её представителей.

Таким образом, возможен вывод о том, что в образовательных учреждениях среднего общего образования не уделяется должного внимания профессиональному самоопределению учащихся. Формы и методы такого профессионального просвещения могут быть различные. Представляется, что информатизация общества и достаточно высокий уровень владения информационными технологиями выпускниками школ позволяют в полной мере формировать предпосылки для полного осознания ими того, что представляют собой различные виды профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в советский период для учащихся выпускных классов средних школ в обязательном порядке проводились экскурсии на предприятия и в организации, а также организовывались встречи с передовиками производства и представителями различных видов профессий, награжденных знаками отличия профессионального мастерства.

Заключение

Профессиональное самоопределение и профессиональная самоидентификация являются важными составляющими системы индивидуальной профессионализации личности. Понимание сущности и содержания этих процессов в личностно-смысловом и символическом контексте позволяет сформировать представление об истоках предпочтений при выборе индивидом того или иного вида профессиональной деятельности, а также раскрывает природу внутреннего вдохновения личности на воплощение в реальность идеи индивидуального профессионального развития по избранной специальности.

Результаты исследования различных мнений

респондентов о степени влияния на них при принятии решения о выборе профессии внутренних (индивидуально-личностного свойства) и внешних (общественно-личностного свойства) факторов позволяют сформировать представления о потенциале индивидуальной профессионализации представителей различных профессиональных сообществ, его специфике, характере и особенностях.

Интерпретация таких данных позволяет существенно расширить возможности подготовки молодежи к началу самостоятельной профессиональной жизни как посредством развития у школьников способности к образно-символическому мышлению, так и посредством формирования у них в последние школьные годы широкого спектра осознанных образно-символических представлений о различных видах профессиональной деятельности [7].

Методический инструментарий представленного выше исследования может стать эффективным средством диагностики личностно-смысловых концептов индивидуального профессионального самоопределения студентов-первокурсников вуза. Проведение подобных исследований на начальном этапе профессионального образования позволит получить объективную информацию, на основе которой можно выработать конкретные меры (корректировки профессиональной направленности) по дополнению новым содержанием личностных образно-символических представлений молодых людей об их будущей профессиональной деятельности с акцентом на общественно-полезную профессиональную деятельность.

Автор считает необходимым привлечь внимание исследователей и практиков к проблемам профессионального самоопределения личности в личностно-смысловом и символическом контекстах.

Л и т е р а т у р а

1. Петухов Н. Замерли в ожидании // Профиль. 2014. -№ 26, 7 июля 2014 г. - С. 4.

2. На поиски первой работы у молодых специалистов уходит не меньше месяца! // Сайт для молодых специалистов «Career.ru». - 2014. - [Электронный ресурс]. URL: http://career. ru/article/14970 (дата обращения: 25.07.2014).

3. Пименова В., Шульга О. Специалисты не удел // Парламентская газета. 2014. - № 24 (2653) 4-10 июля 2014 г. - С. 11.

4. Потанина Л. Т. Воспитательный потенциал образно-символического мышления // Гуманитарные науки: теория и методология. 2008. - № 1. - С. 89-93.

5. Кармадонов О. А. Социология символа. - М.: Academia, 2004. - 352 с.

6. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.:

Флинта, 1998. - 272 с.

7. Бакланов П. А. Развитие символики в современной России (социологический анализ). - Н.: РИПЭЛ, 2007. - 217 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R e f e r e n c e s

1. Petukhov N. Zamerli v ozhidanii. Profil, 2014. - №. 26, 7 iul, 2014. - S. 4.

2. Na poiski pervoi raboty u molodykh spetsialistov ukhodit ne menshe mesyatsa! Sait molodyh specialistov «Career.ru». -2014. - [jelektronnyj resurs] http://career.ru/article/14970 (data obrashenija 25.07.2014).

3. Pimenova V., Shulga O. Spetsialisty ne u del. Parlamentskaya gazeta. 2014. - № 24 (2653), 4-10 iulja, - S. 11.

4. Potanina L. T. Vospitatelniy potentsial obrazno-simvolicheskogo myshleniya // Gumanitarniye nauki: teoriya i metodologiya. 2008. - № 1. - S. 89-93.

5. Karmadonov O. A. Sotsiologiya simvola. - M.: Academia, 2004. - 352 s.

6. Turchinov A. I. Professionalizatsiya i kadrovaya politika: problemy razvitiya teorii i praktiki. - M.: Flinta, 1998. - 272 s.

7. Baklanov P. A. Razvitiye simvoliki v sovremennoy Rossii (sotsiologicheskiy analiz). - N.: RIPEL, 2007. - 217 s.

^SHSr^r

УДК 372.862

Е. К. Васин

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается содержание педагогического наполнения компонентов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и образовательной технологии информационного проектного учебного цикла как важнейшего условия эффективной реализации модели технологической подготовки школьников, построенной на их основе. Актуальность темы определяется необходимостью перевода учебного процесса в образовательной области «Технология» на информационную основу - основу, в которой системной является идея использования в качестве ведущего средства обучения программного обеспечения в виде электронных образовательных ресурсов по темам программы. Основная цель исследования заключается в обосновании педагогического наполнения модели технологической подготовки школьников на основе потенциала электронных образовательных ресурсов. Анализировалась эффективность архитектуры разработанного автором прикладного программного обеспечения в виде электронных образовательных ресурсов по отдельным темам учебной программы и образовательной технологии информационного проектного учебного цикла предмета «Технология. Технический труд» для 5-7 классов при их практическом применении в образовательном процессе. Качество педагогического наполнения модели оценивалось по результатам наблюдений, анкетирования, тестирования учащихся, а также результатам их практической деятельности. Проведенное исследование подтвердило эффективность педагогического наполнения предложенной модели. По его итогам было принято решение о разработке полного комплекта программного обеспечения образовательных ресурсов с представленным в статье педагогическим наполнением по всему содержанию учебного курса «Технология. Технический труд».

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, технология информационно-проектного учебного цикла, педагогические условия, педагогическое наполнение.

ВАСИН Евгений Константинович - учитель технологии Пучежской гимназии, г. Пучеж, аспирант кафедры технологии и предпринимательства Ивановского государственного университета, Шуйского филиала ИвГУ. E-mail: [email protected]

VASIN Evgeny Konstantinovich - Teacher of Technology of Puchezh Gymnasium, Puchezh, Postgraduate of the Department of Technology and Enterprise, the Ivanovo State University, Shuisky branch of the IvSU. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.