ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматривается исследовательская деятельность как ролевая модель социализации талантливой молодежи, способствующая профессионализации в инновационных профессиях до поступления в вуз; приводятся результаты оценки эффективности программы сети всероссийских научно-практических конференций учащихся - «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Научный потенциал XXI века» - для формирований профессиональных и карьерных планов современных выпускников школ. Показано, что выполнение исследовательских работ и участие в конкурсах становится важным фактором в подготовке выбора профессий талантливой молодежью в области естественнонаучного и технического образования. Представлена программа поддержки формирования личности исследовательского типа ООДО «МАН» Интеллект будущего» при содействии РАО.
Последние десятилетия проходят под знаком интенсивных научно-технических преобразований профессиональной сферы, связанных со становлением постиндустриального уклада. В связи с этим одной
О.В.Суходольская-Кулешова
Е.О. Федоровская
Ключевые слова:
ролевые модели
социализации,
интеллектуально-
одаренная личность,
исследовательская
деятельность
учащихся, подготовка
к инновационной
деятельности,
профессиональное
самоопределение.
из актуальных задач образовательной системы XXI века является совершение огромного прорыва в системе образования. На данном этапе культурно-исторического развития главным социальным ресурсом становится способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить. Информация и ее интеллектуальная переработка играют решающую роль в освоении нанотехнологий, робототехники и решении актуальных энергетических, экологических и социальных проблем. Высокая динамика экономических процессов и текучесть рынков труда порождают проектную форму организации производственного процесса [10, С. 8], что требует другого типа подготовки профессионалов. Конвейерная модель профессионального самоопределения, использовавшаяся для индустриальной школы, перестала работать. Перед организаторами образования встает необходимость в конструировании инновационной модели профессионального самоопределения, которая обеспечит возможности для безопасного экспериментирования и откроет реализацию принципа «выбора профессии по призванию».
Такой инновационной моделью социализации талантливой молодежи в России может стать исследовательское обучение школьников. Поиск профессии по призванию связан с возможностью экспериментировать с той или иной профессиональной ролью, открывать личный смысл в выполнении этой деятельности. Увлеченность той или иной областью знаний должна опредметиться в реальной деятельности и привести учащегося к выбору будущей профессии. Одним и из главных факторов профессионального самоопределения учащихся, включенных в исследовательскую деятельность, являются реальные ролевые модели профессионализации.
Согласно анализу, проведенному академиком РАО А.М.Новиковым, «...школа, как социальный институт воспроизводит и моделирует базовые процессы всего общества. Индустриальному обществу соответствует индустриальный тип школы» [10, С. 4]. Метафорой такой школы может быть фабрика. «Сама организация знания в дисциплины была основана на принципах индустриализма. Обучающиеся переходили с места на место и сидели на определенных для них местах. Звонки звучали для того, чтобы регламентировать изменения во времени. Молодые люди, проходившие через эту образовательную машину, вливались в общество взрослых, структура которого в области работы, ролей учреждений имела сходство со школой. Ученик не просто запо-
минал факты, которые он мог использовать позже, он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстояло жить в будущем» [10, с.5].
Решение важнейших проблем профессионального образования постиндустриального общества связано с готовностью выпускников школ специализироваться в инновационных профессиях. Для этого учащиеся школы должны иметь представления о современных профессиональных ролевых моделях и путях их достижения.
Следует отметить, что современное ЕГЭ-ориентированное образование мало связано с творчеством и воображением, с поиском и проблемно-исследовательским обучением, позволяющим получить представления об исследовательской составляющей любого знания. В первую очередь, это инструмент для осуществления государственного контроля и регулирования в современном образовании. Подготовка учащихся к ЕГЭ существенно изменила методику преподавания предметов, внесло коррективы в наработанный прежними десятилетиями опыт фундаментального типа общего и профессионального образования. ЕГЭ-обучение связано с алгоритмизированными заданиями, для которых больше эффективна внешняя мотивация. Подготовка к ЕГЭ связана с приближением к сверхцели - получению образования в будущем, что может обеспечить этой тренировке положительную мотива-ционную составляющую.
Ролевая модель профессионального самоопределения через исследовательскую деятельность школьников становится актуальной именно в связи с ее соответствием подготовке интеллектуального работника в постиндустриальном обществе. Проблемно-исследовательская деятельность связана с возникновением внутренней мотивации и процессами самодетерминации. Из современных исследований известно, что внутренняя мотивация приводит к следующим эффектам: более длительному выполнению деятельности без наличия внешнего подкрепления, выбору заданий оптимального для субъекта уровня сложности, положительному влиянию на когнитивную гибкость при решении задач творческого типа, развитию креативности, уменьшению психической напряжённости, получению удовольствия и позитивных эмоций от выполненной работы. В области внутренних мотиваций происходит поиск профессиональной деятельности, которая может удовлетворить глубинные личностные потребности [16].
Перед Российским образованием встает вопрос: должно ли исследовательское обучение носить массовый характер в современной шко-
ле? Обосновано, что исследовательское обучение как высокая образовательная технология существенно повышает качество образования за счет обучения по-новому, развивая мыслительную деятельность учащихся в системе, положив в основу процесс формирования разных видов обобщенного знания и направлений теоретического мышления, усиливая технологичность компетентностного подхода в образовании, обеспечивая целостный образовательно-исследовательский процесс [5]. Актуальность данной проблемы связана и с тем, что для обеспечения устойчивого будущего России требуется приход выпускников школ в инновационные профессии, которые, в первую очередь, связаны с исследовательским типом личности (инновационная инженерия, робототехника, информационные технологии, атомная энергетика, биотехнологии, и нанотехнологическая и аппаратная медицина). На сегодняшний день уже начинает наблюдаться кадровый дефицит в этих постиндустриальных сферах производства [11]. Поэтому очень важно, чтобы ролевые модели, связанные с исследовательским поведением и его компетенциями стали носить массовый характер. Требуется информирование о моделях карьер и социализации. Символическое содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. На сегодняшний день в общественной жизни преобладают стихийные каналы социализации. Ценности, транслируемые группой журналистов и руководителей СМИ, связаны в первую очередь с престижем (популярностью, статусом), богатством, властью и профессиями, которые гарантируют их достижение. Инновационные профессии требуют ориентации на ценности развития, познания, этического служения будущему. В то же время новым поколениям необходимы вдохновляющие проекты, стимулирующие внутреннюю мотивацию. Вопрос социализации молодежи, «присвоение» ролевых социальных моделей и построение карьерных планов, связанных с инновационными профессиями у современных старшеклассников, становится приоритетным направлением образовательных программ.
В России направление профориентационной работы с молодежью насчитывает три десятилетия [12]. И хотя сегодня существует социальный заказ на профориентацию, самоопределение в современной социально-экономической ситуации России по-прежнему остается стихийным. Действия всех заинтересованных государственных струк-
тур и владельцев бизнеса не системны, отсюда возникает перекос. Молодежь выбирает профессии, которые обеспечат ей материальное благополучие, статус и символическую безопасность. Отсутствие методологической и организационной поддержки профессионального самоопределения молодежи делает этот процесс плохо управляемым, а на уровне самоопределяющейся личности неосознанным. Это приводит к ориентации на прагматические ценности, а не к раскрытию истинного потенциала личности. Выбор профессии - сложный процесс, имеющий свои специфические особенности, который детерминирован комплексом внешних (требования общества, влияние родительской семьи, особые обстоятельства, информация о профессии) и внутренних факторов (психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, направленность личности, образ профессии). Одним из важных факторов, определяющих выбор профессии, является влияние родительской семьи: родительские сценарные послания, интрое-цированные образы родителей, отношение к ним субъекта выбора.
Принципиально важно отметить, что факторы выбора технических, и научно-исследовательских профессий имеют свои специфические особенности по сравнению с выбором профессий другого профиля. Факторы, детерминирующие процесс выбора профессии, включают как осознанные, так и неосознанные компоненты, в том числе и информацию о престижности профессии, распространяемую в пространстве СМИ и Интернете.
При этом «траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений» [7, С. 30].
Исследовательская деятельность учащихся интересна именно с точки зрения профессионального образования [6]. Наука в современном обществе становится уделом молодых, и в обществе возникает вопрос о ранней профессиональной социализации в инновационных областях, например в инновационном инженеринге (нанотехнологии, робототехника, биотехнологии). Для молодых людей, выбирающих инновационные профессии, становится аутентичным исследовательское обучение. Важным выводом психологов является установление того факта, что возраст, оптимальный для начала профессиональной подготовки к инновационным профессиям, так же, как в спорте и художественном
творчестве, должен приходиться на начало подросткового периода и даже более ранние периоды [15]. Подтверждением этому могут быть факты раннего достижения социально значимых результатов в программировании. Каждый год в ходе очной сессии всероссийской научно - практической конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» на секции «Программирование и математическое моделирование» выступает большое количество участников 12-14-ти лет, которые способны писать программы для 3D-принтеров, создавать виртуальные музеи, разрабатывать сайты, игры и анимационные продукты. Такие талантливые в программировании подростки к завершению школьного образования способны решать настоящие проблемно - творческие задачи. Реальным примером может быть работа учащегося 11-го класса МБОУ Лицей «ФТШ» г. Обнинска Георгия Алояна «Интеллектуальная система защиты ПК и персональных данных». Целью его работы было создание комплексной многоступенчатой системы защиты, которая бы работала на иных принципах, отличных от тех, на основе которых сегодня работают известные коммерческие и бесплатные антивирусные программы, и которая была бы удобна для использования как в офисе, так и дома. Новая создаваемая им программа антивирусной защита «должна быть лишена тех многочисленных идеологических ошибок, с которыми вот уже более 10 лет с переменным успехом борются крупные аналитические компании всего мира». По мнению экспертов - профессоров юноше удалось найти красивое решения этой задачи, а его работа была удостоена премии Президента РФ для талантливой молодежи 2012 года.
В современном Российском обществе реальные ролевые модели социализации, обеспечивающие инновационные виды деятельности и профессионализации в первую очередь связаны с исследовательским обучением школьников. При этом в связи с проведенными исследованиями именно ранний подростковый возраст (11-14 лет) наиболее чувствителен к выбору будущей профессии. Это связано с актуализацией и становлением индивидуальных познавательных программ личности, которые стимулируют ее развитие в определенном инструментальном направлении. Тем не менее при выборе профессионального развития и позитивной социализации необходимо, чтобы увлеченность, которая берет свои начала в глубинных структурах психики и имеет архетипическую природу, встретилась с реальными социальными практиками, наполненными инструментально-когнитивным со-
держанием [1]. Под архетипической природой личности мы понимаем базовые глубинные мотивы и структуры генетически детерминированных поведенческих программ. Универсальные структуры человеческой психики выстраивают все психические процессы, управляют нашим вниманием, приводят к идентификации с ролевыми моделями карьеры. Будущие инноваторы и ученые ищут среду, где может реализоваться их генотип (в психогенетике это явление называется эффектом неслучайного выбора среды - ассортотивностью). Прежде всего, это интеллектуально и исследовательски одаренные дети и подростки, потенциально носящие в себе универсальный конструкт психики, присущий исследовательскому типу личности, выражающийся в форме предрасположенности к определенному типу действий, переживаний, восприятия, мотивации. Страсть к какому-либо делу становится индикатором истинного призвания, дарит человеку глубокое удовлетворение и бесконечную радость. Исследования А. Рои, которая отобрала 64 известных ученых - физиков, биологов, психологов и антропологов, убедительно показали, что решающим фактором их деятельности была ненасытная любознательность и огромный интерес к исследовательской деятельности [17, с. 98].
Современная практика показывает, что, если личность, носительница исследовательского типа, не найдет адекватных сред для социализации и ролевых моделей, ее развитие может пойти стихийно по пути ролевых моделей хакеров, геймеров, террористов. А в некоторых случаях склонность к исследованию может привести потенциального исследователя к поиску острых ощущений в различного рода сектах, обещающих самопознание и могущество, или к экспериментам с наркотиками.
Среды, несущие информацию о профессиях ученого, исследователя, изобретателя могут быть реализованы через досуг, через игру и через обучение. Во всем мире наметилась тенденция по созданию интерактивных музеев науки и техники, игровых досуговых площадок, привлекающих будущих исследователей: музеи занимательной науки и научные центры, города науки и техники, игровые коробки (Шпилебоксы), дворцы научной игрушки, кидбурги (социально-ролевые детские парки), детские тематические парки, театры занимательной науки, центры молодежного прототипирования (ЦМП) - небольшие мастерские, оборудованные высокотехнологичными инструментами (аппаратами лазерной резки, 3d принтерами и т.д.). Лидерами в реализации
музейных научных программ для юношества стали: Иерусалимский Блумфельдский Музей Науки (The Bloomfield Science Museum), Голландский «Науч ный Музейный Центр НЕМО» (NEMO Science Centre), Канадский Исследовательский Институт Гексаграм (Hexagram research institute). В России появились музеи для детей, посвященные науке и технике, в Санкт-Петербурге « Лабиринт Ум» (2010), в Москве «Экспериментариум» (2011), в Иркутске «Экспериментарий» (2011). Такие интерактивные музеи позволяют в досуговой игровой форме соприкоснуться с занимательными экспериментами, научными открытиями и именами знаменитых ученых.
Встреча с культурным образцом профессии и с социальной ролевой моделью, ей соответствующей, первостепенно важно в процессах профессионального самоопределения молодежи. Исследовательский тип личности связан с глубокой внутренней мотивацией. Обычно юный исследователь сам выбирает свою тему, у него возникает замысел будущей работы. Проблемно-познавательная программа личности начинает формироваться в предподростковый период.
В основном в современной России исследовательское образование школьников реализуется через подготовку исследовательской работы и участие в конференции исследовательских работ, в меньшей степени - в организации исследовательской деятельности в процессе преподавания предмета. Вокруг исследовательских конференций школьников складываются детско-взрослые (юношеско-взрослые) сообщества, в которые включены реальные профессионалы, являющиеся носителями моделей социализации интеллектуально-одаренной личности. Например, такие сообщества сложились вокруг научно-практических конференций учащихся «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Научно-исследовательский потенциал XXI века» [8, 9]. Система исследовательских образовательных программ школьников, осуществляемых детско-взрослыми субъектными сообществами (общностями), позволяет встретиться учащимся с моделью социализации личности исследовательского типа. Остается открытым вопрос, как это взаимодействие отражается на карьерных планах учащихся, каковы эффекты и их последствия для профессиональных выборов школьников. Изучение осведомленности современной студенческой молодежи о профессиях и рейтинг профессий косвенно указывают на факторы выбора профессий в современной России.
Ориентация на успешность исключительно через материальное благополучие и социальную власть стали одним из главных факторов выбора профессии. При этом образ профессионала включается в жизненные планы и, по сути дела, видится как средство достижения экономического благополучия, статуса и безопасности. Синтез ценностей и моделей поведения профессионалов (образ профессионалов) складывается в стратегическую жизненную программу самоопределяющегося человека. И, если данный образ профессии и профессионала оказывается привлекательным и исполняет желания (стадия оптанта по Климову), то человек выбирает данную профессию, и его усилия будут направлены на ее освоение. Если же этого не происходит, то данная профессия отвергается. В то же время существуют доминирующие ценности, которые определяют деятельность всего общества и оказывают решающее влияние на формирование образа профессии и, соответственно, на ее выбор. Следовательно, будет формироваться определенная тенденция в выборе профессий молодым поколением. Соответственно одни профессии будут востребованы и престижны, другие не будут востребованы, что косвенно может отражать стагнацию данных областей социальных практик в данных социально-экономических условиях.
В этой статье мы приводим результаты оценки эффективности программы сети всероссийских научно-практических конференций учащихся «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку» «Научный потенциал XXI века» для формирования профессиональных и карьерных планов современных выпускников школ.
Конкретной задачей в рамках поставленной проблемы являлось исследование профессиональных выборов участников конференций на конкурсе исследовательских работ.
Для проведения исследования был опрошен 301 (38 % юношей и 62 % девушек) участник очных конкурсов исследовательских работ учащихся из 128 населенных пунктов России. Это участники научно-практических конференций учащихся - «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Научный потенциал XXI в». Опрос проведен в марте - мае 2012 года. Возраст участников опроса представлен на рис. 1.
Вопрос о профессиях и их выборе также был проведен на конкурсе исследовательских работ «Юный исследователь» (96 учащихся 7-11 лет из 15 городов).
Новизна поставленной задачи связана с оценкой эффективности исследовательских образовательных программ в трансляции ролевых моделей социализации и карьеры исследовательского типа личности, востребованных инновационным социумом.
Рис. 1. Распределение по возрастным группам (301 человек) 1 - 20-19 лет, 2 - 18-17 лет, 3 - 16-15 лет, 4 - 14 - 13 лет, 5 - 12 лет.
Рис. 2. Школьная успеваемость. 1 - отлично, 1-2 четверки, 2 - больше половины четверок, 3 - есть тройки (301 участник).
В первую очередь следует отметить, что в конкурсах исследовательских работ участвуют школьники, имеющие высокую академическую успеваемость (рис.2) 38,46% учащихся учатся на "отлично" или имеют 1-2 четверки. Во-вторых, обычно участники конференций исследова-
тельских работ имеют устойчивые интересы в определенных предметных областях. Следует отметить, что по данным этого исследования, 48,17% (145) детей занимаются с репетиторами, причем 11,62% (из 145) занимаются по двум и даже трем предметам. Эти дети имеют высокую интеллектуальную нагрузку. Многие из них в анкетах говорят об усталости. Этот факт также ставит вопрос об экономическом аспекте репетиторских занятий, и неэффективности школьных занятий, так как гарантированное достижение высоких результатов ЕГЭ требует еженедельных дополнительных занятий по предметам.
Представление учащихся о социально значимых профессиях, престижных в современной России, отражены в таблице 1. Всего было получено 493 высказывания о престижных профессиях. Тем не менее, было упомянуто всего 65 профессий. 80 % массива высказываний о профессиях составили профессии юридические, социальные, технические, предпринимательские, управленческие, экономические, художественно-артистические. Следует отметить, что в полученном рейтинге практически нет «реалистических» (по определению Голланда) профессий: строителей, летчиков, водителей, полицейских, воспитателей. В представленном рейтинге профессий лидируют юридические и медицинские профессии. Следует вспомнить, что за последние годы прошло много различных фильмов и сериалов, связанных с этими профессиями, что могло оказать влияние на такие представления о престиже профессии. Так, американскими психологами установлен факт повышений рейтинга профессии врачей после демонстрации сериалов о врачах [11]. И, по-видимому, в рейтингах профессий у молодежи в наших исследованиях и исследованиях 2008 года появление среди престижных профессий у 90% респондентов профессии «политик» является демонстрацией прайминг-эффекта, то есть следствием предвыборной кампании и постоянной демонстрации кандидатов по телевидению. Важность имиджа профессий для профессионального самоопределения молодежи очевидна, так как эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо выступает регулятором социальных выборов человека. Для каждой культурной общности существуют свои системы эмоциональных эталонов как системы отношений к различным явлениям и характеристикам явлений и систем сценарных эталонов как систем образцов поведения в типичных бытовых и жизненных ситуациях. В нашей выборке не популярны профессии, связанные с предпринимательством, а также профессии военных, полицейских и рабочих.
Важно, что в полученном рейтинге высказываний о престижных профессиях на третье место попали созидательные инженерные профессии. Это нетипично для популяций старшеклассников. Мы предполагаем, что в разных социальных группах и на разных социальных территориях в разные периоды времени мы получим разные наборы профессий и разный рейтинг их престижа. Приведем пример классика работ в области психологии труда Н.А. Рыбникова из статьи «Психология и выбор профессии», где было опубликовано двадцать два описания профессий, относящихся к числу «интеллигентных» и требующих высшего образования. Возможно рейтинг профессий у учащихся того времени был основан именно на них. Н.А. Рыбниковым были приведены описания таких профессий, как актер, музыкант, художник, архитектор, работник дошкольного воспитания, народная учительница, учитель средней школы, работник внешкольного образования, ученый, журналист, священник, кооператор, статистик, фабричный инспектор, чиновник, коммерсант, медик, агроном, ветеринарный врач, коммерческий служащий, железнодорожный служащий, инженер, почтово-телеграфный чиновник, моряк [14]. Мы видим, что состав современных профессий существенно расширился. Профессии продолжают возникать вместе с развитием науки и общества. Возникновение за последние годы новых - инновационных профессий, по мнению ученых, соответствует профессиональной революции. Следует отметить, что рейтинг профессий, полученный в нашей выборке, соответствует топу профессий, предложенных сайтом РБК. Рейтинг. Таблица 2 [13].
Однако выбор профессии в нашей выборке учащихся по многим профессиям не совпадал с престижностью профессии. Это может указывать на роль внутренней мотивации при профессиональном самоопределении (таблица 2). Чтобы сравнить рейтинг престижных профессий с выбором профессии в дальнейшем участниками конференций, массивы высказываний о престижных профессиях и выбранных профессиях были подвергнуты категоризации. Результаты сравнения представлены на рис. 3. Из рисунка видно, что наибольшие расхождения между выбором профессии и ее рейтингом наблюдаются для профессий юридических, художественно-артистических, управленческих и предпринимательских. Эти профессии гораздо реже выбираются учащимися. Но профессии социального, гуманитарного и естественнонаучного направления гораздо чаще выбираются участ-
никами конкурсов исследовательских работ. Среди выбираемых профессий на первом месте профессии врача (врач, хирург, нейрохирург, кардиохирург, стоматолог). Обычно эти учащиеся выполняют свои работы в области биологии, химии, экологии, медицины. Среди них нет троечников. Профессия хирурга выбирается юношами в 6 случаях из 8 упоминаний. Однако среди выбирающих профессию врача -77,74% девушек (21). Как сообщалось выше, профессия врача связана с символической безопасностью, впрочем, как и профессия юриста - с социальной символической безопасностью. Выдающийся французский психоаналитик Франсуаза Дольто считает, что «когда говорят в пятнадцать лет «Я хочу быть врачом», выражают тем самым желание установить более близкий диалог со смертью и защитить себя от собственных садистических порывов» [4]. Ф. Дольто отмечает, что подростки, которые выбирают профессию врача, находятся в состоянии людей, боящихся смерти. Но это вопросы, касающиеся глубинных мотивов выбора профессии. Причины, детерминирующие выбор профессии, могут не осознаваться субъектом и влиять на него наряду с осознаваемыми. Безопасность - относится к базовым потребностям человека. Необходимо отметить возросший за последние годы интерес к феномену неосознанных психологических процессов, который большей частью игнорировался, не брался во внимание большинством отечественных исследователей в социалистический период развития отечественной науки. Практически не разработанным в отечественных исследованиях является вопрос о соотношении осознанных и неосознанных механизмов, детерминирующих процесс профессионального выбора.
Выборы профессии участниками конференций указывают на преобладание социальных (врач, психолог, учитель) и созидательных профессий, связанных с инженерной и научной деятельностью. На третьем месте были профессии гуманитарного направления: историк, политик, журналист, археолог, переводчик, филолог. При этом гуманитарное направление выбирают преимущественно девушки, а профессию программиста, инженера строителя, конструктора, энергетика - выбирают юноши. Так из 13-ти выбравших профессию программиста - одна девушка. Таким образом, присутствуют гендерные факторы выбора профессий. Больше всего отличников среди выбирающих естественнонаучную и техническую направленность будущей профессии.
Таблица 1.
Рейтинг престижных профессий у участников конференций 2012 года
(март-апрель)
Престижные профессии Кол-во Кол-во в % Престижные профессии Кол-во Кол- во в %
юрист, адвокат, судья, прокурор 55 11,18 полицейский, следователь 6 1,22
врач, хирург, стоматолог 52 10,57 дипломат 5 1,02
инженер 35 7,11% ветеринар 5 1,02
бизнесмен, банкир, предприниматель 30 6,10 конструктор 4 0,81
директор, менеджер 30 6,10 летчик 4 0,81
экономист, бухгалтер 27 5,49 пожарный 4 0,81
певец, музыкант, балерина, режиссер, актер 24 4,88 продавец 4 0,81
учитель 22 4,47 туроператор 3 0,61
дизайнер, модельер, художник. фотограф 20 4,07 космонавт 2 0,41
переводчик, филолог 21 4,27 фармацевт 2 0,41
президент, чиновник, министр 16 3,25 водитель 2 0,41
журналист 15 3,05 повар 2 0,41
ученый 15 3,05 парикмахер 1 0,20
программист 15 3,05 агроном 1 0,20
строитель, архитектор, технолог, 14 2,85 археолог 1 0,20
нефтяник, химик-технолог, нанотехнолог 12 2,44 байкер 1 0,20
физик, астроном 9 1,83 геолог 1 0,20
эколог 8 1,63 геодезист 1 0,20
психолог 8 1,63 крановщик 1 0,20
политик, историк 8 1,63 сварщик 1 0,20
военный,полицейский 6 1,22 всего 493 100
таблица 2.
РБк. Рейтинг. Top40 самых ценных и востребованных профессий в России (от 25.09.2012) http://rating.rbc.ru/artide.shtmtf2009/07/31/32514767
№ Профессия Количество вакансий
1 Программист, разработчик 2 335
2 Юрист/Юрисконсульт 518
3 Водитель персональный/офисный 322
4 Web-программист 301
5 Аудитор 289
6 Менеджер по закупкам 282
7 Врач стоматолог 281
8 Менеджер по продукту 254
9 Инженер-проектировщик 241
10 Повар, кондитер 219
таблица 3.
выбор профессий участниками конференции 2012 года (март-апрель)
Выбранные профессии Кол-во Кол-во в % Выбранные профессии кол-во Кол-во в %
54 18,18 директор отеля, нефтяной компании, 4 1,35
не определились просто директор
врач, стоматолог, хирург, кардиохирург, нейрохирург 31 10,44 бизнесмен, предприниматель, банкир 3 1,01
биотехнолог,
эколог,
микробиолог, генетик, химик, 24 8,08 нефтяник 3 1,01
нанотехнолог,
ученый, физик,
астроном
инженер-
строитель,
инженер-гидролог, энергетик, 21 7,07 швея 3 1,01
электротехник,
техник
журналист, телеведущий, 15 5,05 строитель дорог 2 0,67
политик
учитель 14 4,71 пилот 2 0,67
адвокат, юрист, судья 13 4,38 спорт, тренер 2 0,67
бухгалтер, экономист 13 4,38 туризм, путешествия 2 0,67
программист, системный администратор, связист 13 4,38 высокооплачиваемая 2 0,67
переводчик, лингвист, филолог 12 4,04 автоконструктор 1 0,34
дизайнер 10 3,37 кинолог 1 0,34
психолог 9 3,03 дальнобойщик 1 0,34
архитектор 8 2,69 дворник 1 0,34
военный, Мвд, полицейский, следователь 7 2,36 ди-джей 1 0,34
менеджер, маркетолог 7 2,36 железнодорожник 1 0,34
актер, модель, режиссер, музыкант, певец 6 2,02 писатель 1 0,34
археолог, востоковед, искусствовед, историк 4 1,35 повар 1 0,34
дипломат 4 1,35 президент 1 0,34
всего 297 100
Представляется интересным сравнить выбор профессии и их рейтинг учащимися в возрасте до 12 лет (участниками конференций «Юный исследователь» 96 человек, 58% мальчиков и 32% девочек). Младшие школьники называют всего 35 профессий, они менее дифференцированы, появляются оригинальные названия - охотник за ядами, летчик-полицейский. Большой набор творческих и романтических профессий: фокусники, певицы, актеры, космонавты. То есть мы видим нереалистические сценарии профессионального выбора, ситуативные, связанные с «горизонтом дали», масштабами и грандиозностью. Выполненные работы лежат в области интересов ребенка, отвечают на запросы его любопытства. Так, Л.С. Выготский называл пробле-
му интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931 г.) он дал такое определение: «интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций»[3, с. 7]. По мнению ученого, на первой фазе подросткового возраста происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой этого возраста (кризисом 12-13 лет). В позитивной фазе данного возраста (пубертата) созревает новое ядро интересов. Данный процесс автор характеризует так: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» (там же, с. 26). Л.С. Выготский выделил несколько доминант - основных групп наиболее ярких интересов подростков:
- «эгоцентрическая доминанта» - интерес к собственной личности;
- «доминанта дали» - установка на обширные, перспективные масштабы;
- «доминанта усилия» - тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;
- «доминанта романтики» - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
таблица 4.
выбор профессий детьми и подростками (7-11 лет), участникам конференции «Юный исследователь»
Выбранные профессии Кол-во Кол-во в % Выбранные профессии Кол-во Кол-во в %
не знают еще 13 13 переводчик 2 2
врач, медсестра 9 9 художник 2 2
дизайнер 8 8 банкир 1 1
спортсмен 7 7 ветеринар 1 1
военный, спецназ, полицейский-летчик 6 6 домохозяйка 1 1
адвокат, юрист 5 5 математик 1 1
актер, певец 4 4 машинист 1 1
архитектор 4 4 фокусник 1 1
предприниматель 4 4 менеджер 1 1
археолог 2 2 охотник за ядом 1 1
бухгалтер 2 2 повар 1 1
директор 2 2 летчик 1 1
президент 2 2 флорист 1 1
космонавт 2 2 стюардесса 1 1
журналист 2 2 писатель 1 1
стоматолог 2 2 химик 1 1
парикмахер 2 2 учитель 1 1
механик 2 2 ученый 1 1
Рис. 3. Сравнение распределения выбранной профессии по направлениям с распределением престижных профессий по направлениям: 1 - социальная направленность, 2 - техническая направленность, 3 - юридическая направленность, 4 - гуманитарная направленность, 5 - управленческая направленность, 6 - художественные, артистические, 7 -реалистические профессии, 8 - исследовательская естественнонаучная, 9 - экономическая направленность, 10 - предпринимательская направленность, 11 - редкие (геолог, космонавт, агроном, фармацевт), 12 - военная направленность. 1 ряд -престижные профессии, 2 ряд - выбранные профессии.
Только для 40% учащихся в возрастной группе 12-летних предметная направленность исследования совпадала с выбираемой профессией. Однако и в этой группе большинство участников (84%) указали будущую профессию. В группе 13-14-летних участников уже 86% указали свою будущую профессию, и их тема исследования была связана с этим выбором. В группе 15-16-летних 92% учащихся уже выбрали будущую профессию и связывают свое исследование с ней. Для группы 16-17-летних и учащихся более старших характерно 100%-ное указание будущей профессии и связь выбранной темы с ней. Этот установленный нами факт демонстрирует несколько важных моментов. Во-первых, наиболее важным моментом для актуализации профессионального самоопределения является возраст порога 10-12, лет, а не 13-14, как принято в программах профессионального самоопределения учащихся развернутых в современной школе. Во-вторых, профессионально самоопределившимися являются учащиеся подготовившие свои работы в области программирования, математики, биологии, экологии, химии, физики, то есть в областях, как раз связанных с инновационными профессиями. Поэтому, согласно расширенной модели мотивации, предложенной Хеккхаузеном (1977), исследовательская деятельность связана с привлекательностью ее результатов [16, с. 740]: приближение к сверхцели (получение образования по выбранной профессии), повышение собственной самооценки, оценка другими из референтного круга профессионалов экспертной комиссии. А также и рядом побочных эффектов, связанных с посещением конференции: интенсивной положительной коммуникацией, впечатлениями от своего и других выступлений, ощущением значимости, новизны и т.д. Именно такая атмосфера воодушевления присутствует на конференциях.
Следует отметить, что ведущим мотивом при выборе профессии большинство участников назвали удовлетворение от деятельности по выбранной профессии (рис. 4). Удовлетворение от выполняемой профессиональной деятельности связано с внутренней мотивацией. Под внутренней (intrinsic) мотивацией понимается такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Чаще всего о внутренней мотивации говорят в терминах выполнения деятельности «ради самой деятельности», без влияния внешних стимулов и наград. По мнению А.Н. Леонтьева [7], без истинной внутренней мотивации (то есть без слияния целей деятель-
ности с её мотивами), нельзя говорить о существовании деятельности. Под внешней (extrinsic) мотивацией понимается детерминация поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне «Я» (self) личности или вне поведения [16]. На втором месте среди мотивов выбора профессии учащиеся поставили социальную значимость и престижность профессии, которые связаны с одной из мотиваций подросткового стремления к реализации героического сценария (Ф. Дольто) - достижения определенного социального статуса. Статус в обществе определяется достижением богатства, власти и образования. В мотиве обретения статуса, по-видимому, встречается как внутренняя, так и внешняя мотивация.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что данные профессиональные выборы происходят на фоне пессимистических взглядов на будущее России (через 20 лет) у этой выборки учащихся - 37,30% (рис. 5), которые ожидают краха, беды, войны, распада, ухудшения состояния, экологической и техногенной катастрофы, всех видов кризиса. И тем не менее они продолжают выбирать профессии, интересные им, но не гарантирующие достижения высокого социального статуса, связанного с богатством и властью.
Следует заметить, что выбор профессии связанный с предпринимательством составил 1,02% и с управлением 4,24%. То есть профессии, которые обеспечивают социальный статус, но связаные с рисками, не выбираются большинством участников.
Результаты ответов на открытый вопрос о препятствиях на пути к обретению профессии показали, что, по мнению 20,86 % (29) учащихся, им придется столкнуться с материальными проблемами семьи, 13,67% (19) считают, что им может помешать плохая учеба, недостаточность образования, результаты ЕГЭ, также в 13,67 % (19) случаев были названы неудовлетворительные личные качества. Но на четвертое место вышла причина болезней и усталости, а также неуверенность в себе и страх, неодобрение родителей. Однако есть оптимистическая группа учащихся, которым ничего не помешает - 7,19% (10).
Молодые люди во всех странах представляют собой основной стратегический ресурс нации, являются главными проводниками социально-экономического и технического прогресса, передовых идей позитивного преображения мира. Их творческое воображение, идеалы и энергия имеют важное значение для обеспечения постоянного движения общества вперед. Поэтому исследовательский тип личности,
соответствует архетипической структуре личности, ориентированной на ценность познания и развития, должен встретиться с соответствующими культурными образцами профессий.
30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%,
11,11°/
4,6 3%
1 2 3 4 5 6 7
Рис. 4.
Мотивы выбора профессий 1 -способствовать саморазвитию; 2 - давать материальный достаток; 3 - обеспечивать карьерный рост; 4 - быть творческой; 5 - быть интересной; 6 - давать статус, престиж; 7 - быть социально значимой; 8 - приносить удовлетворение, быть призванием.
Рис. 5.
Будущее России к 2030 году по мнению 126-ти участников конференций исследовательских работ: 1 - пессимистический взгляд на будущее России (крах, хаос, распад, война, беда, кризисы, катастрофы, апокалипсис); 2 - оптимистический взгляд (процветание, подъем, духовное лидерство, экономический расцвет); 3 - скептический взгляд (ничего не изменится); 4 - сбалансированные ответы (будет много нового, обновление, изменения, улучшение).
Сеть научно-практических конференций учащихся национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал» содержит в себе такие культурные ролевые модели социализации благодаря привлечению в экспертные советы реальных ученых и профессионалов, воспроизведению научно-исследовательских и изобретательских практик, соответствующих предметным областям знания, связанным с инновационными профессиями [8]. Именно это делает их эффективными для создания условий профессионального самоопределения на фоне искаженного СМИ рейтинга популярных профессий.
таблица 4.
представления о препятствиях получения профессионального образования участниками программы «Юность. Наука. культура»
Препятствия для получения профессии Кол-во %
материальные проблемы семьи 29 20,86
плохая учеба, недостаточность образования, результаты обучения, результаты ЕгЭ 19 13,67
личные качества, неумение общаться, недостаток воли и др. 19 13,67
болезнь,усталость 13 9,35
неуверенность в себе, страх 13 9,35
личные обстоятельства (семья, замужество, дети) 10 7,19
ничего не остановит 10 7,19
неодобрение родителей 7 5,04
увлечения спортом, общение с друзьями 5 3,60
территориальная удаленность 5 3,60
ситуация в россии, конец света 5 3,60
высокая конкуренция 2 1,44
система образования в россии 1 0,72
отсутствие спроса на профессию 1 0,72
всего ответов: 139
Взаимосвязанные этапные компоненты модели профессионального самоопределения в проблемно-исследовательской и проблемно-проектной подготовке обучающихся представлены в таблице 5. Следует отметить, что данная модель имеет выраженный ролевой характер. Уже в первых учебных и игровых формах исследования учащийся дей-
ствует в рамках ролевого поведения исследователя и «проблемати-затора», выбирая самостоятельно области, которые его интересуют. В этой деятельности начинает осваиваться весь комплекс исследовательских универсальных действий: постановка цели, разработка плана достижения цели, поиск необходимой информации, формулировка гипотезы, аргументирование, сравнение, доказательство, опровержение ложных гипотез, абстрагирование, моделирование, классифицирование, проведение эксперимента, измерение, обработка экспериментальных данных, формулировка выводов, подготовка доклада и публичное выступление. Поддержка формирования личности исследовательского типа, с интересами в определенных профессиональных областях, имеет непрерывный характер. Соответственно с этим ООДО «МАН» Интеллект будущего» при содействии РАО, осуществляет программу поддержки непрерывного исследовательского образования. В таблице 5 указаны первые пять этапов подготовки профессионала для инновационных областей производства знаний и техники. Основной задачей пятого этапа является обеспечение встречи талантливого молодого человека с будущим работодателем и профессиональным сообществом. Так, например, происходит на конференции «Научный потенциал XXI века», которая проходит одновременно со школой молодого ученого по нанотехнологиям. Следует отметить, что участие в конференциях является важнейшим фактором в знакомстве с профессионалами, которые транслируют ценности науки и научной этики. Эти эталоны и образцы очень важны для дальнейшего выбора профессионализации.
Таблица 5.
Модель профессионального самоопределения через проблемно-
исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность.
Первый этап ^^ Второй этап ^^ Третий этап ^^ Четвертый этап ^^ Пятый этап
Начальная, средняя школа Начальная и средняя школа Средняя и старшая школа Старшая школа Старшая школа
увлеченность объектами исследования, предметными первый опыт исследова-тельско-про-ектной деятельности. Формирование индивидуальной проблемно-познаватель- выполнение авторской исследовательской или проект- подготовка к дальнейшей специализации в области индиви-
областями. выраженный познавательный интерес к какой-то определенной предметной и дея-тельностной сфере стимулирует общее интеллектуальное и творческое развитие личности.
Начальное формирование комплекса исследовательских и проектных компетенций: регулятивных, когнитивных, коммуникативных, личностных, предметных и метапредмет-ных.
Получение удовольствия от этой деятельности.
ной программы. Обретение личностного смысла этой деятельности, возникновение авторской позиции.
ной работы. Совершенствование комплекса исследовательских и ключевых компетенций, предметное углубление. осознание личного смысла в выборе профессии. Формирование понятия о профессиональном призвании.
дуальной проблем-но-позна-вательной программы. разработка карьерного плана, выбор вуза, выбор предметов для подготовки к ЕГЭ для осуществления этих планов. преодоление трудностей в достижении намеченного плана. принятие ответственности за эти результаты.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
поддержка познавательной активности, следование за увлеченностью учащегося. переход от игровой мотивации к исследовательской и учебной.
создание условий для выполнения первой исследовательской и проектной работы, знакомство с методологией проблемно -исследовательской деятельности. Учитель-носитель и транслятор такого опыта. Носитель опыта совместно-творческой
руководство исследовательской работой, введение учащегося в поле актуальных проблемных ситуаций в области его интереса, знакомство с реальными профессиональным практиками исследования в этой области. Встреча
руководство исследовательской работой, совместно-творческое взаимодействие с учащимся в процессе выполнения исследовательской работы. встреча с ролевыми профессиональными моделями деятель-
помощь в разработке карьерного плана в данной профессиональной сфере, подбор высшего учебного заведения и выбор подготовки по ЕгЭ.
деятельности.
с ролевыми профессио-наль
ными моделями деятельности через взаимодействие с экспертами и профессионалами.
ности через взаимо-денйствие с экспертами и реальными носителями исследовательских, изобретательских и творческих традиций.
Поддерживающие мероприятия национальной образовательной программы «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» ООДО «МАН» ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» - РАО
очные и заочные конференции исследовательских работ «Юный исследователь», система исследовательских игр, система олимпиад и конкурсов (более 400).
очные и заочные конференции исследовательских работ «первые шаги в науку», конференция проектных работ «созидание и творчество», система конкурсов и олимпиад.
очные и заочные конференции исследовательских работ «первые шаги в науку», « «Юность. наука. культура», конференция проектных работ «созидание и творчество», система конкурсов и олимпиад.
очные и заочные конференции исследователь-ских работ «Юность. наука. культура», «научный потенциал XXI века», школа молодых ученых по нанотехно-логиям, конкурс проектов «интеллектуальная инициатива».
очные и заочные конференции исследовательских работ «Юность. наука. культура», «научный потенциал XXI века», школа молодых ученых по нанотехно-логиям,кон-курс проектов «интеллектуальная инициатива».
Таким образом, наиболее важными выводами проведенного исследования являются следующие:
- Выполнение исследовательской работы и участие в конференции связаны в большинстве случаев с внутренней мотивацией и реализацией индивидуальной проблемно-познавательной программы, что создает благоприятные условия для профессионального самоопределения.
- Участники конференций представляют собой выборку учащихся с высокой академической успеваемостью.
- Профессионально самоопределившимися являются учащиеся, подготовившие свои работы в области программирования, математики, биологии, экологии, химии, физики, то есть в областях, наиболее связанных с инновационными профессиями.
- Среди профессий, выбираемых участниками конференций, преобладают профессии социальной, технической, гуманитарно-исследовательской и естественнонаучной направленности, что обусловлено, на наш взгляд, преобладанием вектора развития над вектором прагматики.
- В исследовании наблюдался низкий уровень выбора профессий, связанных с предпринимательством (1,29 %).
- В ходе исследования выявлено, что 48,17 % участников конференций занимаются с репетиторами, некоторые по двум и трем предметам.
В результате исследования можно предположить ,что сензитивным периодом для актуализации профессионального самоопределения является возраст порога 11-12 лет. Если сензитивный период упущен, возможно угасание эффективного развития способностей. Это обусловлено тем,что следующий возрастной период связан с реализацией программ полового развития подростка и его интересы естественно могут переключаться на область общения, любви и дружбы, а предметная познавательная активность зачастую снижается
Литература
1. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в кибер-пространстве. http://banderus2.narod.ru/101171.html
2. Брайнт Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.-СПб.: Вильяме, 2004. - 432 с.
3. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 4. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
4. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург: Рама Паблишинз, 2010. - 196 с.
5. Исследовательское обучение в условиях сетевой программы выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей: Сборник материалов экспериментальной и инновационной деятельности / Под ред. Т.В.Орловой, О.В.Суходольской-Кулешовой, Л.Ю.Ляшко - Обнинск, 2011.
6. Карпов А.О. Как организовать исследовательское обучение
школьников // Народное образование. - 2011. - № 2. - С. 36-43.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
8. Ляшко Л.Ю. МАН «Интеллект будущего»: стратегия развития исследовательской и творческой деятельности учащихся // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-метод. сб. В 2-х тт. Т. 2 / Под общ. ред. А.С. Обухова, Общероссийское движение творческих педагогов «Исследователь». М., 2009. - С. 84-92.
9. Ляшко Л.Ю., Федоровская Е.О. Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2010.
- № 1. - С. 19-36.
10. Новиков А.М. Профессиональное образование: устремленность в будущее // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 2(5).
- С. 11-15.
11. Попова Е.В. Как подготовить кадры для инновационной экономики // Инициативы XXI века. - 2011. - № 1-2. - С. 13-17. http://www. ini21.ru/?id=1188
12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
13. РБК. Рейтинг. Top40 самых ценных и востребованных профессий в России (от 25.09.2012) http://rating.rbc.ru/article. shtml?2009/07/31/32514767
14. Рыбников Н. А. Психология и выбор профессии // На распутье: Сборник статей о выборе профессии. М., 1917.
15. Федоровская Е.О. Увлеченность в структуре исследовательской одаренности // Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 16-31.
16. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Смысл, 2003. -860 с.
17. Юревич В.А. Социальная психология науки. СПб., 2001. - 345 с.