УДК:72:159.9
Е.А. Афанасьева - кандидат психологических наук, доцент
E-mail: elenaalex2011 @yandex.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ВЫБОР ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОРА - ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена мотивация выбора профессии «архитектор» в качестве первого этапа формирования профессиональной мотивации. Предложена анкета, позволяющая оценить степень влияния различных причин на выбор данной профессии; выявить представления студентов о необходимых условиях для ее освоения; выявить цели выбора профессии архитектора. Изложены результаты исследования и возможности их применения в процессе профессиональной подготовки архитектора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессия архитектора, профессиональная подготовка, формирование профессиональной мотивации, причины и цели выбора профессии архитектора.
E.A. Afanasyeva - candidate of the psychological sciences, assistant professor
Kazan State University of Architecture and Engineering
OPTION OF ARCHITECT PROFESSION - REASONS AND INTENTIONS
ABSTRACT
In the article option of profession “architect” is analysed as a first stage of professional motivation development. The author presents questionnaire to research influence of different reasons in option of architect profession. The questionnaire also helps to expose student’s meanings about necessary conditions for professional development; to expose intentions in option of architect profession. The paper presents results of research and describes the possibilities of their practical use in architectural education.
KEYWORDS: profession “architect”, education, development of professional motivation, reasons and intentions in option of architect profession.
Профессия архитектора и подготовка к ней нередко становятся объектами как научного (исторического и теоретического) исследования, так и объектами рефлексии самих профессионалов. В общественном мнении за профессией архитектора закрепился статус особенной, уникальной, специфичной профессии. И это мнение основано на реальных, объективных характеристиках данной профессии, требующей комплекса различных и в чем-то даже противоположных (технических и художественных) способностей, знаний и умений. Кроме того, профессия архитектора предъявляет большие требования к человеку. Для достижения профессионального успеха необходимы такие способности, как общая интеллектуальная одаренность, чувство гармонии, креативность и такие личностные качества, как настойчивость, целеустремленность, стремление к постоянному совершенствованию и развитию, большое трудолюбие, коммуникативные качества.
Общеизвестно, что подготовка к столь универсальной профессии требует больших затрат времени и сил, преодоления разнообразных кризисов развития. Тем не менее, профессия архитектора остается весьма привлекательной для большого числа абитуриентов. Конечно, представления абитуриентов о будущей профессиональной деятельности не вполне совпадают с реальностью. Они базируются на имеющемся ко времени выбора профессии опыте - это обучение в детских художественных и архитектурных школах, наличие и влияние родственников-архитекторов, осознание своих способностей, интереса к искусству и архитектуре, желания заниматься творческой деятельностью. Под влиянием этих факторов формируется мотив выбора профессии, осуществляется целеполагание, формируется готовность действовать и прилагать усилия для достижения выбранной цели.
В теоретических исследованиях профессиональной деятельности архитектора мотивация обычно рассматривается как регулятор профессиональной деятельности в ее зрелых формах, как движущая сила профессионального развития [1, 8]. Изучается чаще состав мотивационных факторов,
чем механизм их формирования и преобразования. Однако практики архитектуры, обобщая свой профессиональный опыт, подчеркивают значение происхождения и развития своего интереса к архитектуре, аспекты выбора профессии, роль мотивационных воздействий со стороны наставников в собственном профессиональном развитии [4, 5, 6].
Мотив выбора профессии является первым звеном в формировании целостной профессиональной мотивации, которая становится движущей силой профессиональной подготовки, а затем и профессиональной деятельности. Помимо выполнения всех текущих действий, мотивация обеспечивает акты выбора на разных этапах профессиональной жизни: выбор профессии и специальности, выбор специализации, выбор места работы, выбор пути профессионального развития [2, 3]. Таким образом, профессиональная мотивация - это многоактовый процесс, который продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Этот процесс направляется как внутренними механизмами личностного и профессионального развития, так и воздействием внешних факторов. К внешним факторам на уровне профессиональной подготовки можно отнести, например, мотивационное воздействие преподавателей, оценивание ими достижений и потенциала студента, обстановку и отношения в группе.
На первой стадии освоения профессии особенно важно развитие мотивов профессиональной подготовки, ориентация на предстоящую практическую деятельность [2]. Первая стадия освоения профессии архитектора связана с формированием основ профессиональной деятельности -архитектурного проектирования. Важным для формирования профессиональной мотивации является «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла данной деятельности [7]. Можно особо выделить мотив стремления к профессиональному развитию, который в дальнейшем становится критерием профессионализма. Пример негативного мотивационного развития на этой стадии - развитие внепрофессиональных мотивов в ущерб профессиональных. Важна и своевременная коррекция выбора профессии, специальности, факультета.
Предпосылки формирования целостной профессиональной мотивации можно обнаружить уже на этапе выбора профессии. Поэтому изучение мотивов выбора профессии, помимо чисто научного интереса, имеет большое прикладное значение. Зная особенности мотивации выбора профессии студентом, преподаватель получает возможность целенаправленного влияния на формирование профессиональной мотивации, а значит, и на повышение качества профессиональной подготовки в целом. Следует подчеркнуть, что центральным явлением в любом развитии является преобразование мотивационной сферы личности [2, 9].
На первой стадии профессионализации студент-архитектор сталкивается с новыми для себя ситуациями. С одной стороны, это ситуации внешние: необходимость решать частные архитектурные задачи (композиционные, колористические, функциональные), генерировать идеи, разрабатывать учебные проекты под руководством преподавателей. С другой стороны, это ситуации внутренние, связанные с самоуправлением в новой - студенческой - учебной деятельности [9]. Известно, что ядром учебной деятельности студентов является их учебное самосознание - осознание мотивов, целей, приемов учения. Это позволяет осознать самого себя как субъекта учебной деятельности, что дает возможность сознательно организовывать, направлять и контролировать учебную деятельность -профессиональную подготовку себя как архитектора. По этой причине осознание мотивов и целей профессионального выбора оказывается чрезвычайно полезным не только для преподавателей, но и для самих студентов и может стать основой формирования профессионального самосознания будущего архитектора.
Таким образом, в исследовании была поставлена цель изучения стартового этапа формирования учебной и профессиональной мотивации студентов-архитекторов через исследование причин и целей выбора профессии архитектора. Основной задачей стало выявление индивидуальной и групповой структуры мотивов и целей профессиональной подготовки студентов-архитекторов на начальном этапе обучения. Для этого необходимо было разработать методику исследования, собрать эмпирический материал, обработать результаты. В качестве основного метода был выбран метод анкетирования; в качестве вспомогательного - метод экспертных оценок.
Предварительный перечень возможных причин выбора профессии архитектора был составлен на основе изучения литературы по мотивации профессионального выбора [3, 10]. С помощью метода экспертных оценок этот перечень был дополнен и утвержден. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедр факультета общей архитектурной подготовки.
Структура анкеты связана с классификацией мотивов профессиональной деятельности [3], в которой выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Источником профессионального развития и
совершенствования человека являются «внутренние» мотивы, порождаемые в сознании человека самой профессиональной деятельностью, процессом и результатом труда. На основе такой мотивации человек трудится с удовольствием, без внешнего давления; она обеспечивает длительную, устойчивую продуктивность и удовлетворенность. Внутренними мотивами выбора профессии архитектора в анкете выступают: осознание наличия способностей (рисовать, чертить,
конструировать); интерес к архитектуре; интерес и склонность к созданию архитектурных объектов; желание приносить пользу другим людям, создавая архитектурную среду; желание создавать эстетические ценности; желание заниматься творческой работой.
Другая группа возможных причин выбора профессии архитектора не отражает сущности данной профессиональной деятельности. Здесь следует обратиться к понятию внешней мотивации: это, например, материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение, престиж. Если преобладает внешняя мотивация, труд теряет самостоятельную ценность, превращается в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости; человек ориентируется на сугубо личные интересы. Внешними мотивами выбора профессии архитектора в анкете выступают: возможность хорошего заработка в будущем; востребованность архитекторов на рынке труда; достаточно высокий престиж профессии; возможность получить признание других людей, авторитет среди них; возможность влиять на жизнь людей и решать важные задачи; возможность реализовать в будущем способности к руководящей работе; возможность использовать профессиональные умения для себя, вне работы; возможность принадлежать к профессиональному кругу архитекторов; желание общаться с интересными творческими людьми; возможность личного развития; желание получить универсальное художественно-техническое образование; советы родителей; пример друзей; невозможность получения другой, более привлекательной профессии. Также в анкете было отражено возможное наличие предшествующего опыта - «допрофессионального» (обучение в архитектурной детской школе) и «семейного» (наличие родственников-архитекторов). Необходимо было указать наличие опыта и степень его влияния на выбор профессии.
При составлении анкеты использовался принцип шкалированных вопросов, позволяющий получить оценку каждого ответа в виде числа и затем провести статистическую обработку полученной информации. Анкета сопровождается инструкцией. Этап 1: «Отмечайте на каждой шкале, в какой степени перечисленные причины выбора профессии архитектора повлияли лично на вас. При этом «0» - отсутствие влияния данной причины на ваш выбор, «10» - максимальное влияние данной причины». Этап 2 - «Пожалуйста, ответьте, что вы считаете необходимым для подготовки к профессиональной деятельности архитектора». Ответы позволяют определить факторы, представляющиеся студентам значимыми для профессионального развития. Этап 3 - «Кем я вижу себя через 10 лет», «через 20 лет» или вообще в будущем. Ответы позволяют выделить такие признаки как: представления о будущем профессиональном развитии, его потенциале; уровень притязаний; а в целом - «образ желаемого будущего», то есть цели профессионального и личностного развития.
Исследование проводилось в 2006-2009 гг. с участием студентов первого курса факультета общей архитектурной подготовки в первые дни их учебной деятельности. В этой ситуации на результаты еще не могли повлиять такие факторы, как приобретенный опыт обучения, расширение в нем представлений о профессии архитектора и сущности решаемых в ней задач, обмен мнениями в группе о причинах выбора профессии, о личных целях и профессиональных планах.
Результаты анкетирования можно рассматривать по нескольким направлениям. Во-первых, это анализ индивидуальной системы мотивационных факторов - причин выбора профессии архитектора, необходимых факторов профессионального развития, представлений о целях и собственном потенциале профессионального развития - полученной для каждого опрошенного студента. Для преподавателя это индивидуальная система данных (с одной стороны - уровень реальных достижений студента, с другой - причины выбора профессии и личные цели), позволяющая оптимизировать процесс обучения, скорректировать педагогические воздействия, осуществить индивидуальный подход.
Во-вторых, можно подвергнуть полученные результаты статистическому анализу, получив своеобразный «мотивационный портрет» обследованной группы. Также возможен сравнительный анализ результатов юношей и девушек, помогающий выявить гендерные особенности выбора профессии архитектора. Возможно и обобщение результатов всех опрошенных студентов.
Использовав для данного исследования последние направления анализа, можно заключить, что в целом главной причиной выбора профессии архитектора оказывается желание заниматься
творческой работой. За ним следуют интерес к архитектуре, интерес и склонность к созданию архитектурных объектов, желание создавать эстетические ценности. Также значимыми оказываются осознание своих способностей и возможность личного развития. Минимальное влияние на выбор профессии архитектора, по данным анкетирования, оказали советы родителей, пример друзей, невозможность получения другой, более привлекательной профессии. В целом видно, что по обобщенным оценкам преобладают внутренние мотивы профессионального выбора, что, как было показано выше, должно способствовать формированию положительной профессиональной мотивации и эффективной профессиональной подготовке (конечно, при адекватных внешних и внутренних условиях развития студентов).
Различия в причинах выбора профессии архитектора у юношей и девушек варьируют в разных группах, при этом затрагивая только внешние мотивационные факторы. Обобщая все полученные данные, можно заключить, что у юношей при выборе профессии архитектора несколько преобладают, по сравнению с девушками, соображения рационального характера - высокий престиж профессии, востребованность архитекторов на рынке труда, возможность использовать профессиональные умения архитектора для себя, вне работы. В некоторых группах у девушек сильнее выражены такие причины, как возможность получить признание, авторитет благодаря профессии архитектора; возможность личного развития в профессии архитектора.
Количество студентов, получивших допрофессиональный опыт в детских архитектурных школах, колеблется в группах от 10 до 40 %. При этом степень влияния этого опыта на выбор профессии архитектора индивидуально различна - от низких до самых высоких значений. Количество студентов, имеющих родственников-архитекторов, в некоторых группах достигало 50 %. Влияние самого факта наличия такого «семейного» опыта на выбор профессии архитектора также различно; примерно половина опрошенных признала сильное влияние данного фактора на их профессиональный выбор; половина указала слабое влияние фактора.
Второй этап анкетирования дал информацию о предполагаемых студентами условиях профессионального развития. Среди них можно выделить: необходимость определенного поведения (посещать занятия, добросовестно учиться, прилагать много усилий); необходимость высокой мотивации (желание достичь высот профессии, поставить высокую цель, с желанием и любовью относиться к профессии); необходимость развития некоторых личностных качеств (трудолюбие, упорство, терпение, постоянное стремление к самосовершенствованию, нестандартный образ мышления, находчивость, коммуникабельность); получение знаний и навыков (научиться красиво рисовать, уметь хорошо чертить, чувствовать цвета, развить воображение, воспитать художественный вкус); получение опыта работы (участвовать в конкурсах, найти работу по специальности на старших курсах). По этим ответам можно выделить студентов, имеющих более системные представления (например: «Чтобы подготовиться к профессиональной деятельности архитектора, необходимо образование, соответствующие качества, опыт работы, практика») и чаще встречающихся студентов с фрагментарными или формальными представлениями (например, только «необходимо хорошо учиться»). Также можно выделить студентов, уделяющих большее внимание формированию умений, и студентов, подчеркивающих важность развития различных психологических качеств. В целом, можно заключить, что представления первокурсников о факторах собственного профессионального развития нуждаются в дополнениях и систематизации.
Третий этап анкетирования позволяет выявить «образ желаемого будущего», что соответствует понятию профессиональных и жизненных целей. Полученные ответы студентов можно классифицировать следующим образом. В 15 % случаев (у девушек несколько чаще, чем у юношей) встречается отсутствие профессиональных целей (например, «Я - успешный, счастливый человек; «Через 10 лет я - сложившаяся личность, стремящаяся к покорению новых вершин; у меня широкий круг общения»). В 12 % случаев обнаруживается «узкая» профессиональная цель («Через 10 лет я вижу себя архитектором»); еще реже - отсутствие осознаваемых целей («Я еще не вижу себя через 10 лет»). Чаще всего, в 55 % случаев, встречаются достаточно реалистичные профессиональные цели, иногда дополненные и личными (например, «Я - не особо крупный архитектор, но неплохой специалист»; «Вижу себя простым архитектором с семьей»; «Через 10 лет я работаю в архитектурной (строительной) фирме, а еще через 10 лет я вижу себя руководителем фирмы»; «Надеюсь, я стану профессиональным архитектором, создавшим какие-нибудь интересные проекты, которые воплотились в реальность»). И, наконец, в 10 % случаев можно встретить цели, которые в принципе нельзя назвать абсолютно недостижимыми, но которые свидетельствуют о высоком уровне личных притязаний студентов (например, «Стать значимым архитектором страны»; «Стать главным архитектором города»).
Итак, проведенное исследование позволило изучить особенности стартового этапа формирования учебной и профессиональной мотивации студентов-архитекторов через исследование причин и целей выбора профессии. При обобщении результатов всех опрошенных студентов обнаружились предпосылки формирования положительной профессиональной мотивации. При этом нельзя забывать о том, что профессиональная мотивация - это многоактовый процесс, который продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека и его наличные характеристики связаны как с предшествующим уровнем развития, так и с внешними и внутренними условиями последующего уровня. Дальнейшее развитие профессиональной мотивации студентов, таким образом, зависит от совокупности внутренних и внешних причин, важнейшими из которых остаются формирование профессионального самосознания студентов и воздействие педагогов.
Проведение исследования вызвало большой интерес преподавателей и желание глубже познакомиться с его результатами для более адекватной организации индивидуальной работы со студентами. Полученные индивидуальные системы данных могут помочь оптимизировать процесс обучения, скорректировать педагогические воздействия, осуществить индивидуальный подход.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов / - М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
4. Кандилис Ж. Стать архитектором. - М.: Стройиздат, 1979. - 272 с.
5. Мастера архитектуры об архитектуре. - М.: Искусство, 1972. - 591 с.
6. Мастера советской архитектуры об архитектуре. В 2-х т. - М.: Искусство, 1975.
7. Нечаев Н.Н., Усов В.Р. Опыт перестройки начального этапа вузовской подготовки (на примере
архитектурно-строительных специальностей). - М., 1989. - 60 с.
8. Николаев И.С. Профессия архитектора. - М.: Стройиздат, 1984. - 384 с.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. пособие / - Мн.: Тесей,
2003. - 352 с.
10. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. -Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 288 с.