эффективности и скорости динамики взаимо-переходов в профессиональном и личностном аспектах компетентности в построении стратегии психологического консультирования. Профессиональное и личностное развитие будущих психологов в ходе курса достигло уровней, недоступных обучаемым при традиционном обучении в вузе. Динамика построения студентами стратегии психологического консультирования как в личностном, так и в профессиональном аспектах носила характер ускоренной, массовой, скачкообразной и значимой. Это было подтверждено на основе применения статистического критерия — углового преобразования критерия Фишера — и отра-
жало переход студентов с крайне низких уровней на высокие, минуя промежуточные уровни.
Соотношение динамики личностного и профессионального аспектов новообразования демонстрируют правомерность тезиса Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие [2], и вскрывают эффективный механизм, объединяющий в одной деятельности процесс решения двух задач: преодоление личных критических ситуаций и формирование способности разрешать критические ситуации подопечных, что может быть названо личностно-деятельностным подходом к обучению деятельности психологического консультирования.
список литературы
1. Василюк Ф. Е. Система послевузовской подготовки психолога в области современной психотехники // Сост.: Ф. Е. Василюк, А. Б. Холмогорова, В. Н. Цапкин. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека // Сборник трудов. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
3. Леденцова С. Л. Курс «Cherchez la femme» как средство развития деятельности консультирования у студентов-психологов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 3(24). С. 151-175.
4. Рыцарева Т. В. Трудности первых шагов психолога-консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. № 3. 89 с.
references
1. Vasiljuk F. E. Sistema poslevuzovskoj podgotovki psihologa v oblasti sovremennoj psihotehniki / F. E. Vasiljuk, A. B. Holmogorova, V. N. Tsapkin. M.: Tsentr psihologii i psihoterapii, 1991.
2. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka // Sbornik trudov. M.: Smysl; Eksmo, 2005. 1136 s.
3. Ledentsova S. L. Kurs «Cherchez la femme» kak sredstvo razvitija dejatel’-nosti konsul’tirovanija u studentovpsihologov // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 3 (24). S. 151-175.
4. Rytsareva T. V. Trudnosti pervyh shagov psihologa-konsul’tanta // Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. 2009. № 3. 89 s.
О. В. Мельникова
исследование представлений студентов о профессионально-важных качествах архитектора
Обсуждаются результаты исследований представлений студентов, обучающихся архитектурной специальности, и архитекторов о значимости творческих, профессиональных и личностных характеристик для успешной деятельности. В качестве респондентов
выступали студенты-архитекторы и практикующие архитекторы с различным опытом работы. Выявлено сходство между всеми группами респондентов в обозначении высокой степени значимости воображения и творческого мышления и низкой степени значимости некоторых личностных качеств. Практикующие архитекторы, в отличие от студентов, отметили значимость наличия высоких нравственных принципов, обеспечивающих социальную ответственность архитектора за свою деятельность.
Ключевые слова: представления, «образ профессии», профессионально-важные качества архитектора, творческие, профессиональные и личностные характеристики, архитектурная среда.
O. V Melnikova
Research of students’ representations about important professional qualities of the architect
The results of researches and ideas of the importance of creative, professional and personal characteristics for the students ’ successful activity who are training in architectural specialty are discussed. Students- architects and practicing architects with various experience acted as respondents. The similarity in designation of high degree of the importance of imagination and creative thinking, and low degree of the importance of some personal qualities all groups of respondents was revealed. Practicing architects, unlike students, noted the importance of such personal characteristics, as existence of the high moral principles providing social responsibility of the architect.
Keywords: representations, «image of a profession», professional and important qualities of the architect, creative, professional and personal characteristics, architectural environment.
Актуальность изучения представлений студентов о значимых и востребованных профессиональных качествах специалистов той профессии, по которой они обучаются, существенно возрастает в связи с переходом на компетентностную модель образования. В соответствии с этой моделью студенты должны не только с большей самостоятельностью осваивать профессиональные знания и навыки, но также с большей ответственностью подходить к построению своей карьеры, дальнейшего профессионального пути [1; 8]. Необходимым ориентиром в этом может служить «образ профессии» и «образ профессионала», который формируется у студентов в процессе обучения. Как известно, «образ профессии» и профессиональный «образ мира» различаются для разных профессий [2]. В связи с этим встает вопрос о специфи-
ке формирования образов, обусловленной профессией. Особенно важным изучение данного вопроса оказывается для профессий с высоким уровнем социальной ответственности. Архитектор — одна из таких профессий. От него в конечном итоге зависит как разумное расположение зданий и сооружений на участке проектирования, так и грамотная расстановка инженерного оборудования, его эргономичность, эстетика и многое другое, что формирует архитектурную среду. Несмотря на то, что практически вся деятельность и архитектора, и инженеров, принимающих участие в проектировании зданий, строго регламентируется, существуют позиции, которые невозможно описать ни в какой нормативной литературе [5].
Образ профессионала-архитектора формируется на основе представлений студен-
тов о будущей профессии и выступает как регулятор профессиональной деятельности. Об образе как регуляторе деятельности писал Б. Ф. Ломов в последней трети прошлого столетия [3].
Интересным представляется вопрос о том, на какой ступени профессиональной подготовки и как эти образы формируются, трансформируются и когда начинают приближаться к тем, которыми руководствуются наиболее успешные специалисты.
Целью нашего исследования было изучение представлений об образе идеального студента, обучающегося архитектурной специальности, и образе успешного профессио-нала-архитектора.
В исследовании принимали участие студенты второго и пятого курсов и магистры архитектурного факультета, а также практикующие архитекторы.
Гипотеза. В число профессионально важных качеств как архитекторов, так и студентов, обучающихся архитектурной специальности, входят профессиональные, личностные и творческие характеристики, однако их значимость меняется по мере освоения профессии.
Процедура исследования. В результате предварительных опросов, в которых в качестве экспертов выступали практикующие архитекторы, преподаватели и студенты архитектурного факультета, была отобрана 21 характеристика, необходимая, по мнению респондентов, для успешного обучения и профессиональной деятельности архитектора. Анализ выявленных характеристик позволил объединить их в три группы качеств: профессиональные, творческие,
личностные.
Далее было сформировано два списка качеств — образ «идеального студента» и образ «успешного архитектора».
Респондентам предлагалось проранжи-ровать качества из одного списка по степени значимости для образа «идеального студента» и из другого — для образа «успешного архитектора».
Обсуждение результатов.
После обработки и анализа эмпирических данных были выделены характеристики, занимающие самые высокие и самые низкие позиции в структуре «образа студента-архитектора» и «образа архитектора».
Все группы респондентов присвоили самые высокие ранги учебным и профессиональным характеристикам «образа студента». Воображение и способность к творческому мышлению также имеют высокие ранги (эту характеристику отметили 75% студентов и 58% архитекторов). Прослеживается угасание интереса к учебе со временем обучения (66% — студенты младших курсов, 25% — магистры), но возрастает значение умений выполнять работы самостоятельно и ориентироваться в потоке информации, что особенно выделяют практикующие архитекторы (98%).
Определенное единство продемонстрировали респонденты при ранжировании характеристик низкой степени значимости для студентов-архитекторов. Низкие ранги респонденты присвоили личностным характеристикам, за исключением «неравнодушия», которое практикующие архитекторы отнесли к значимым качествам.
Наряду с творческими характеристиками, необходимым и архитекторам-профессио-налам, практикующие архитекторы отмечают высокую значимость личностных характеристик, таких, как порядочность и честность, а также ответственность за последствия собственной деятельности для широкого круга людей (80%). Студенты же приписывают высокие ранги тем характеристикам, которые способствуют хорошему исполнению работы (73%). Таким образом, по мнению студентов, наиболее важными являются способности, обеспечивающие качество проекта, в то время как практикующие архитекторы отдают предпочтение свойствам, важным для качества их деятельности.
Среди «незначительных» качеств архи-тектора-профессионала всеми респондентами были отмечены такие качества, как «до-
брожелательность и открытость к обсуждению своей деятельности» (98%). Студенты отмечают в основном низкую значимость личностных качеств, практикующие архитекторы — возможность самостоятельного выполнения инженерных разделов проекта (86%). Однако, по мнению всех групп респондентов, архитектор должен иметь разносторонние интересы — это могут быть увлечения музыкой, живописью, поэзией.
Наличие развитого профессионального воображения, безусловно, является необходимым качеством для практикующего архитектора, что понимают все группы респондентов, принявших участие в нашем исследовании (92% — студенты, 86% — архитекторы). Но в процессе профессиональной деятельности, с увеличением опыта работы у практикующих специалистов формируется и понимание роли нравственноэтических качеств архитектора. При прочих равных возрастных, гендерных составляющих, при наличии идентичных профессиональных знаний и умений решающую роль при проектировании предметно-пространственной среды высокого качества может и будет играть личность архитектора. Очевидно, что чем более высокие этические, моральные, нравственные принципы исповедует профессионал, тем более комфортной и привлекательной для пользователя становится созданная им архитектурная среда.
В ы в о д. Таким образом, наше исследование подтвердило, что в число необходимых характеристик образа «идеального студента» и образа «успешного архитектора» входят профессиональные, личностные и творческие характеристики. Обнаружены различия в представлениях об их значимости у студентов и профессионалов. Практикующими архитекторами отмечается высокое значение способности к самостоятельной работе у студентов, в то время как сами студенты фиксируют высокую значимость дисциплинарного аспекта. При оценке характеристик образа «успешного архитектора» студенты наиболее высокие ранги приписывали тем характеристикам профессионала, кото-
рые обеспечивают качество конкретного результата деятельности — проекта, тогда как практикующие архитекторы отметили высокое значение личностных характеристик, обеспечивающих качество всей деятельности, а именно ответственность, честность и порядочность.
В заключение нужно отметить, что наше исследование еще раз продемонстрировало сложность и многогранность профессии архитектора [6]. Респондентам порой было трудно не только ранжировать представленные характеристики, но и непосредственно вычленить какую-либо из них в качестве главной. По мнению опрошенных, все качества являются обязательными и важными. Тем не менее, общий низкий ранг личностных характеристик позволяет сделать вывод о том, что студентам необходимо осознать важность психологической подготовки. Только совокупность технических, профессиональных, творческих и психологических знаний позволит архитектору создавать качественную архитектурную среду.
По нашему мнению, необходимо уже на стадии обучения в вузе предлагать студен-там-архитекторам более внимательно и осознанно подходить к изучению нравственного аспекта деятельности архитектора. Формирование нравственной сферы личности студентов могут обеспечить курсы, ориентированные на цели и ценности, провозглашенные в этическом кодексе архитекторов и учитывающие психологию ценностносмысловой сферы личности [4; 7]. К старшим курсам большинство студентов-архитекторов уже имеют небольшой опыт работы, а значит, в некоторой степени знакомы с той деятельностью, которой им предстоит заниматься по окончанию вуза. Следовательно, они готовы к обсуждению вопросов профессиональных нравственных ценностей. Это создает благодатную почву для изучения в рамках курсов по психологии тем, связанных с социальной ответственностью и нравственной направленностью при выполнении профессиональных обязанностей.
список литературы
1. Деркач А. А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М., 2000. 123 с.
2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. 52 с.
3. Ломов Б. Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1984. 444 с.
4. Соловьева Е. А. Этико-психологические аспекты подготовки инженера-архитектора / Е. А. Соловьева, Е. К. Веселова // Вестник гражданских инженеров: Науч.-техн. журнал. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. архит.-строит. ун-та, 2012. № 6(35). С. 353-359.
5. Соловьева Е. А. Средовые знания в деятельности архитектора: Мат-лы V съезда РПО. Москва.
2012. 14-18 февраля. М., 2012. В 3-х томах. Т. 2. С. 170-171.
6. Соловьева Е. А. Человек в городской среде: история и перспективы психологических исследований // Вестник гражданских инженеров: Науч.-техн. журнал. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. № 4(29). С. 195-200.
7. Этико-психологические аспекты подготовки профессионала в строительной отрасли: Уч. пособ. / Ред. Е. А. Соловьева, Е. К. Веселова, О. Б. Годлиник, Г. А. Токарева. СПб.: СПбГАСУ,
2013. 74 с.
8. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С. 22-28.
references.
1. Derkach A. A. Psihologija razvitija professionala / A. A. Derkach, V. G. Zazykin, A. K. Markova. M., 2000. 123 s.
2. Klimov E. A. Vvedenie v psihologiju truda / E. A. Klimov. M., 1988. 52 s.
3. Lomov B. F. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy psihologii /B. F Lomov. M.: Pedagogika, 1984. 444 s.
4. Solov’eva E. A. Etiko-psihologicheskie aspekty podgotovki inzhenera-arhitektora / E. A. Solov’eva, E. K. Veselova // Vestnik grazhdanskih inzhenerov: Nauch.-tehn. zhurnal, 6 (35). SPb.: Izd-vo S.-Peterb. gosud. arhit.-stroit. un-ta, 2012. S. 353-359.
5. Solov’eva E. A. Sredovye znanija v dejatel’nosti arhitektora / E. A. Solov’eva. Mat-ly V sjezda RPO/ Moskva? 14-18 fevralja 2012: V 3-h tomah. M., 2012. T. 2. S. 170-171.
6. Solov’eva E. A. Chelovek v gorodskoj srede: istorija i perspektivy psihologicheskih issledovanij / E. A. Solov’eva // Vestnik grazhdanskih inzhenerov: Nauch.-tehn. zhurnal, 4(29). SPb.: Izd-vo
S.-Peterb. gosud. arhit.-stroit. un-ta, 2011. S. 195-200.
7. Etiko-psihologicheskie aspekty podgotovki professionala v stroitel’noj otrasli: Uchebnoe posobie / Red. E. A. Solov’eva, E. K. Veselova, O. B. Godlinik, G. A. Tokareva. SPb.: SPbGASU, 2013. 74 s.
8. El’konin B. D. Ponjatie kompetentnosti s pozitsii razvivajushchego obuchenija / B. D. JEl’konin // Sovremennye podhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniju. Krasnojarsk, 2002.
S. 22-28.