Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
Мотивы выбора профессии медицинской сестры
Н. И. Чернецкая
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
О. И. Комолкина
Саянский медицинский колледж, г. Саянск
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования мотивов выбора профессии медицинской сестры студентами медицинского колледжа. Проведён анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов выбора профессии. Определён ведущий тип мотивации выбора профессии медицинской сестры. Им является внутренняя социально значимая мотивация, включающая высокое чувство ответственности, возможность приносить пользу людям, а также возможность для роста профессионального мастерства.
мотивы выбора профессии, студент, профессия медицинской сестры.
ДГЛУДПО НРО/
УДК 371.048.4
Аннотация.
Ключевые слова:
Дата поступления статьи в редакцию: 20 июля 2017 г.
В последнее время российское сестринское дело претерпевает серьёзные реформы. Эти реформы главным образом призваны оптимизировать, усовершенствовать качество медицинской помощи, более точно направить профессиональную активность медицинской сестры на потребности пациента. При этом и квалификация, и уровень компетенции молодой медицинской сестры зависят от содержания её профессиональной мотивации. Практическая необходимость улучшения мотивов выбора профессии и подготовки медицинских сестёр является одной из самых важных задач в современной системе оптимизации сестринского дела и в системе повышения качества труда медицинских работников в целом, что определяет актуальность, в том числе, и настоящего исследования.
Следует отметить, что при первостепенной важности в первичной профессионализации медицинской сестры в сфере мотивации профессионального выбора возникает своеобразный парадокс: девушки, поступаю-
щие учиться на медсестёр, проживают свой период юности, их мотивы часто бывают скрыты от них самих, неопределённы, расплывчаты, неустойчивы, они часто бывают внешними по отношению к самому труду, однако сестринское дело требует от будущих медицинских сестёр устойчивой и сильной мотивации профессионального выбора и ставит под сомнение всё будущее медицинской сестры при отсутствии таковой.
Мотивы, определяющие профессиональную деятельность человека, Е. П. Ильин делит на следующие группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и места работы. Каждая деятельность определяется группой данных мотивов [4].
Е. П. Ильин выделил побудительные причины, которые вынуждают людей заниматься трудовой деятельностью. Потребности общественного содержания заключаются в осознании важности нести пользу обществу, в стремлении оказывать помощь населению. Несколько иные причины - удовлетворение материальных потребностей. И последняя группа - удовлетворение высшей потребности в самоактуализации [4].
Рассмотрим профессиональные мотивационные факторы, которые чаще всего выделяются авторами в исследованиях (таблица 1) [1; 2; 3; 5; 8].
Таблица 1
Анализ профессиональных мотивационных факторов в работах исследователей
Автор Мотивационные факторы
А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев Внешние (анализ рекомендаций, советов, указаний со стороны окружения и требований объективного характера, примеры со стороны непосредственного окружения и других людей, престиж, мода) и внутренние (мотивационные факторы профессии, условия труда)
Е. А. Климов Позиция старших членов семьи, товарищей, учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний на общественное признание, информированность, склонности
М. В. Буланова-Топоркова Влияние родителей, влияние друзей и учителей, по-лоролевые стереотипы, уровень умственных способностей, структура интересов человека
М. М. Врублевская и О. В. Зыкова Внешние (положительные - материальное стимулирование, возможность карьеры, престиж. Отрицательные - оказывающие воздействие на личность путём давления, критики) и внутренние (совокупность представлений и ожиданий, связанных с будущим образом жизни, значимость профессии)
Е. М. Павлютенков Социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, материальные, престижные и прочие
К внешним мотивационным факторам А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев относят обстоятельства, которые определяют выбор профессиональной деятельности по типу «мотива-стимула». К мотивационным факторам второго типа эти же авторы относят мотивационные факторы самой профессии и возможности, представляемые профессиональной средой для реализации вне профессиональных целей [3].
Е. П. Ильин делает акцент на том, что на профессиональный выбор влияют имеющиеся у человека социальные ценности. Например, если для человека значимым является престиж, то сфера деятельности подбирается с учётом её престижности в обществе [4].
Проведённое нами (О. И. Комолкина, Н. И. Чернецкая) исследование профессиональных ценностных ориентаций студентов и особенностей их становления в процессе обучения в медицинском колледже показывает, что среди этических ценностей у обучающихся ведущие ранговые места занимают такие ценности, как ответственность и независимость. Ценности общения представлены воспитанностью и честностью [6].
М. М. Врублевская и О. В. Зыкова отмечают, что профессиональная установка формируется на основании общих знаний о профессии. Большое значение при этом имеет характер мотивов. Если для личности важна сама деятельность, её внутреннее содержание, то говорят о внутренней мотивации. Если же более значимыми являются другие потребности (социального престижа, зарплаты и т. д.), то речь идёт о внешних мотивах. Внешние мотивы могут быть положительными и отрицательными, носить альтруистический характер или быть направленными на себя [2].
Применительно к медицине А. П. Василькова выделяет следующие мотивы выбора профессии: стремление лечить людей, облегчить их страдания, возможность оказывать медицинскую помощь себе и близким, престиж профессии и пр. [9].
Целью нашего эмпирического исследования стало изучение мотивов выбора профессии медицинской сестры студентами медицинского колледжа. Выборку исследования составили 52 студента ОГБПОУ «Саянский медицинский колледж». Все студенты, вошедшие в выборку, обучаются на первом курсе по специальности «Сестринское дело», квалификация - медицинская сестра / медицинский брат. Возраст первокурсников - от 15 до 25 лет (средний возраст -18,3 года).
Для определения ведущего типа мотивации выбора профессии применялась методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой [2]. Методика состоит из 20 утверждений, характеризующих профессию, в частности медицинской сестры / медицинского брата. Студент должен по пятибалльной системе дать оценку, в какой степени каждое из этих утверждений имело влияние на выбор профессии. За каждое утверждение присваивается от 1 до 5 баллов, затем путём суммирования подсчитываются баллы по следующим мотивам: внутренние индивидуально и социально значимые мотивы, внешние положительные и отрицательные мотивы. Ведущий вид мотивации определяется максимальной суммой баллов. Эта методика даёт возможность установить, чем преимущественно определён выбор медицинской профессии, а также дать прогноз того, с каким успехом студент колледжа станет её осваивать, основательно ли станет работать в выбранной профессии.
Проведённое исследование позволило выявить доминирующую мотива-
«ДОДРО пгог
цию, которая определила выбор профессии медицинской сестры у студентов медицинского колледжа (рис. 1).
2%1~°
15« 1 20%
63%
У первокурсников преобладают внутренние мотивационные факторы выбора специальности «Медицинская сестра». Выбор был сделан как в пользу индивидуальных, так и социальных факторов. Отсутствуют студенты, которые бы в профессионально-медицинском выборе на первое место поставили внешние отрицательные факторы.
Ранговые показатели мотивов выбора профессии медицинской сестры отражены в таблице (таблица 2).
Таблица 2
Обобщённые показатели мотивов выбора профессии медицинской сестры
Мотивы выбора профессии Среднее значение Ранг
Внутренние индивидуально значимые мотивы 19,36 2
Внутренние социально значимые мотивы 20,3 1
Внешние положительные мотивы 13,13 4
Внешние отрицательные мотивы 15,44 3
Первое ранговое место занимают внутренние социально значимые мотивы (среднее - 20,3). Осознаётся важность выбранной области деятельности для общества, возможность приносить пользу населению страны, возможность для постоянного роста квалификации.
При выборе утверждений студенты отмечают, что работа в медицине подразумевает высокую ответственность и позволит посредством профессиональных действий прийти к положительной динамике результата труда для других людей. В основном выбирают профессию медицинской сестры, так как она даёт право быть полезным людям, воплотить в жизнь способности к управленческой деятельности, совершенствоваться в рамках профессии.
На втором ранговом месте по результатам исследования находятся внутрен-
■ Внутренние индивидуально значимые мотивы
■ Внутренние социально значимые мотивы
Внутренние индивидуально и социально значимые мотивы
■ Внешние положительные мотивы
Внешние отрицательные мотивы
Рис. 1. Мотивы выбора профессии медицинской сестры
ние индивидуально значимые мотивы (среднее - 19,36). Отмечается привлекательность выбранной профессии, её возможность способствовать интеллектуальному развитию. Считается интересной работа с большим количеством людей при оказании профессиональной помощи.
На третье ранговое место студенты обобщённо ставят внешние отрицательные мотивы (среднее значение - 15,44), при которых выбор специальности сделан при участии мнения родителей. Ввиду того, что обучение является бесплатным, в сложившейся сложной экономической ситуации это могло явиться для некоторых студентов вынужденным решением.
По данным министерства труда и занятости Иркутской области, в рейтинге наиболее востребованных профессий медицинская сестра стоит на третьем месте [7]. Количество вакансий составляет 965. Но даже при такой высокой её востребованности профессия медицинской сестры не является престижной.
На последнем ранговом месте (среднее значение - 13,13) находятся внешние положительные мотивы. Студенты не считают работу медицинской сестры / медицинского брата высокооплачиваемой. Но работа в лечебно-профилактических учреждениях предоставляет достаточно хорошие условия труда, не сопряжённые с тяжёлой физической нагрузкой, позволяет трудиться недалеко от дома. Для некоторых студентов выбор профессии медицинского работника связан с близостью данной области к такой школьной дисциплине, как биология.
В целом такие факторы, как заинтересованность родителей и друзей, переезд в другой населённый пункт малозначимы для студентов при выборе. Однако среди внешних мотивов для студентов важно то, что выбранная профессия позволит им в будущем применять профессиональные умения в своей семье. Некоторые студенты отмечают, что в их семьях есть люди (мать, отец и др.), которые нуждаются в квалифицированной медицинской помощи, и их выбор медицинской профессии связан с желанием оказать им данную поддержку.
На протяжении первого курса осознаётся отношение к избранной профессии через экскурсии на лечебные базы медицинского колледжа и посредством профессионально-медицинской направленности содержания преподавания общеобразовательных дисциплин.
В течение обучения в медицинском колледже у студентов формируется реальное представление о профессии медицинской сестры с помощью прохождения учебно-производственной практики. Количество часов, отводимых на производственную практику, от курса к курсу повышается. Производственную практику студенты проходят в лечебных учреждениях города и прилегающих районов, осваивая виды профессиональной деятельности медицинской сестры по изучаемым профессиональным модулям.
Проведённое исследование позволяет увидеть, что большинство студентов оценивает выбранную профессию как интересную, привлекательную. Также для них важно, что в ходе профессиональной деятельности необходимо будет общаться с людьми разного возраста, социального статуса, разных профессий. При этом студенты понимают, что помимо облегчения физических страданий им будет необходимо оказывать моральную поддержку будущим пациентам. Студентам нравится заботиться о людях, они чувствуют жалость к больным людям, понимают их беспомощность. Некоторые выбирают профессию медицинской сестры с намерением в будущем получить профессию массажиста или косметолога.
-Ж
«ДОДРО пгог
На основе полученных данных возможна разработка тренинговых программ, направленных на формирование устойчивой внутренней мотивации профессионального выбора, что в целом позволит повысить качество подготовки медицинских сестёр, качество труда медицинских работников среднего звена.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с.
2. Врублевская, М. М. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации / М. М. Врублевская, О. В. Зыкова. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 80 с.
3. Зеличенко, А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ Сер. 14 : Психология. - 1987. - № 4. - С. 33-43.
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2004. - 304 с.
6. Наиболее востребованные профессии Иркутской области на текущую дату [Электронный ресурс] // Министерств труда и занятости Иркутской области : сайт. - URL: http://irkzan.ru/home/gragd/reiting.aspx/ (дата обращения: 17.07.2017).
7. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютен-ков ; под ред Б. А. Федоришина. - Киев : Рад. школа, 1980. - 143 с.
8. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост., общ. ред. В. А. Бодрова. - М. : ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.
The Motives for Choosing Nursing as a Profession
N. I. Chernetskaya
Irkutsk State University, Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
O. I. Komolkina
Sayansk Medical College, Sayansk
Abstract. Results of the theoretical and empirical research of motives for choosing nursing as a profession by the medical college students are described. The analysis of the main theoretical approaches towards the motivation for choosing profession is done. Inner socially valuable motivation including high responsibility, possibility of being helpful, possibility for professional growth is found to be the leading motive for choosing nursing profession.
Keywords: motives for choosing profession, students, nursing profession.
Чернецкая Надежда Игоревна
доктор психологических наук, профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии
Иркутский государственный университет, Институт развития образования Иркутской области
664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
тел.: 8(3952)426417 e-mail: [email protected]
Chernetskaya Nadezhda Igorevna
Doctor of Sciences (Psychology), Professor of the Department of Educational and Children Psychology
Irkutsk State University, Institute of Education Development of Irkutsk Region
1 Karl Marks St, Irkutsk,664003
tel.: 8 e-mai
^(3952)426417 il: cherna@yandex.
ru
Комолкина Оксана Ильинична
Komolkina Oksana Ilinichna
педагог-психолог, преподаватель
Саянский медицинский колледж
666301, г. Саянск, м-н Южный, 120
тел.: 8(39553)52520 e-mail: [email protected]
Educational Psychologist, Lecturer
Sayansk Medical College
120 Yuzhny Settlement, Sayansk, 666301
tel.: 8(39553)52520 e-mail: kmlkina@rambler. ru