Научная статья на тему 'Выбор модели журналистского образования и потребности практики'

Выбор модели журналистского образования и потребности практики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зорин К. А.

Современное журналистское образование часто критикуют за отрыв от потребностей практики. Однако в условиях, когда средства массовой КОММУНИКАЦИИ превращаются в средства массовой КУЛЬТУРЫ, некоторая отстраненность вузов от нужд и потребностей редакций позволяет им участвовать в развитии альтернативных моделей журналистики. Журналистики, необходимой в первую очередь социуму, а не владельцам и руководителям медиаорганизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор модели журналистского образования и потребности практики»

ВЫБОР МОДЕЛИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ПРАКТИКИ

© Зорин К.А.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Современное журналистское образование часто критикуют за отрыв от потребностей практики. Однако в условиях, когда средства массовой КОММУНИКАЦИИ превращаются в средства массовой КУЛЬТУРЫ, некоторая отстраненность вузов от нужд и потребностей редакций позволяет им участвовать в развитии альтернативных моделей журналистики. Журналистики, необходимой в первую очередь социуму, а не владельцам и руководителям медиаорганизаций.

Обсуждение того, как и чему учить журналистов, продолжается не один десяток лет. В центре внимания две основные модели. Первая - прагматичное практико-ориентированное образование, зародившееся в США в начале 20 века в ряде специализированных школ при вузах. Вторая модель - фундаментальное университетское образование, формирующее у студента не только практические навыки по производству информации, но и широкую гуманитарную и теоретическую базу. Эта модель сложилась в Европейских вузах.

В нашей стране использовались оба подхода. В начале, с первых лет советской власти и до середины 1940-х, предпринималась попытка внедрения практико-ориенированного подхода. Возможно, это принесло бы свои результаты, и отечественное журналистское образование пошло бы по тому же пути, что и медицинское, художественное. Но излишняя идеологизация журналистского образования в 1930-х привела к тому, что само партийное руководство разочаровалось в такой модели. В итоге с конца 1940-х подготовка журналистов стала осуществляться на базе филологических факультетов классического университета по второй модели.

С переориентацией на иную модель оказались связаны многие проблемы (кадровые, методологические и пр.), поэтому даже при советской власти газеты критиковали журналистское образование за излишнюю теоретичность и оторванность от практики. Но точки соприкосновения находились за счет того, что и вузы и система средств массовой коммуникации принадлежала государству. А в 1990-е годы между ними произошел значительный разрыв.

С одной стороны, в 1990-е годы вузы оказались не готовы к трансформации отечественной системы средств массовой коммуникации, обусловленной процессами коммерциализации, глобализации и демократизации. С другой стороны, стал более свободным доступ в редакции представите-

* Старший преподаватель, исполняющий обязанности заведующего кафедрой Журналистики.

лей иных профессий. Конечно, формально он был и ранее, но для карьерного роста до редакторских должностей было обязательным прохождение курсов в учреждениях типа высших партийных школ, где разъяснялась идеология государства, и с учетом этого - задачи работы СМК. И хотя по некоторым данным к началу 2000-х государство вновь стало контролировать 70 % всех электронных СМИ, 80 % региональной и 20 % центральной прессы [5], доступ в редакции остался открытым для всех желающих работать в качестве журналиста, вне зависимости от наличия специального образования.

В результате внутри профессионального журналистского сообщества сформировался устойчивый стереотип о том, что профильное образование в современном виде не только не обязательно, но и даже вредно. Якобы отделения и факультеты журналистики формируют у студентов большие амбиции и запросы. При этом практическая подготовка оставляет желать лучшего. Отчасти поэтому стали возникать альтернативные способы профессионального обучения: на курсах при редакциях крупных СМК, в авторских школах (пример: школа Познера) и т.д. Кроме того, представители редакций при общении с представителями вузов часто высказывают пожелание сделать журналистское образование более практичным и прагматичным, чтобы СМК получали готовых работников, не требующих долгой адаптации к профессиональной деятельности.

Конечно, усиление практической подготовки в вузах является важной частью повышения качества образования журналистов. Однако полная переориентация на иную модель в угоду практикам крайне нежелательна. Ибо в условиях ценностного дуализма и аксиологической неразборчивости, которую демонстрируют многие современные журналисты, возможно, именно вузы остаются тем компонентом системы медиасферы, который позволит найти альтернативные модели журналистики.

В частности известный теоретик С.Г. Корконосенко подчеркивает, что отечественной науке присуще комплексное и целостное понимание журналистики [7, с. 20], осознание ее социальной роли. А становление в России такого направления, как медиаобразование (в рамках которого выделяется профессиональное медиаобразование - подготовка медиаспециалистов - и массовое- обучение аудитории грамотно воспринимать сообщения СМК) наряду с развитием так называемой «гражданской журналистики» блогеров подчеркивает, что потребности журналистского сообщества не могут быть единственными в выборе содержательной модели профессионального журналистского образования.

Более того, те проблемы, с которыми в последние годы столкнулись в разных странах редакции СМК, свидетельствуют о пагубности сосредоточения журналистского образования на обслуживании только интересов профессиональной корпорации. Так, в сентябре 2010 года на Межрегио-

нальном форуме средств массовой информации «Енисей.РФ», который прошел на территории Красноярского края, во время выступлений на лекциях, мастер-классах и круглых столах журналисты сетовали: СМК уже утратили одну из своих главных функций - информационную. Развитие новых способов коммуникации - блогов, социальных сетей - приводит к тому, что и аудитория получает информацию о важных событиях более оперативно и при этом бесплатно, пусть не всегда эта информация достоверна (это один из немногих плюсов СМК). С другой стороны, в СМК как посреднике перестают нуждаться рекламодатели и различные пиар-структуры [4, с. 84], поскольку стоимость размещения материалов в них растет, а эффективность сокращается [9, с. 18].

В итоге даже в США редакции испытывают трудности: непонятно, как создавать качественный контент, если на его производство просто нет денег. Но если зарубежные СМК пытаются компенсировать падение доходов за счет предоставления дополнительных сервисов аудитории, то в России это сделать намного сложнее, так как многие редакции связь с аудиторией утратили. Исключение из этого правила - районная пресса, которая никогда ее не теряла, поскольку это было ключевым фактором ее выживания. И, тем не менее, общая тенденция очевидна: СМИ из средств массовой КОММУНИКАЦИИ стремительно превращаются в средства массовой КУЛЬТУРЫ, стремясь удержать внимание аудитории (и сохранить рекламные бюджеты) за счет различного рода шоу, сериалов и того, что к журналистике имеет весьма слабое отношение.

Конечно, игнорировать тенденции развития СМК профессиональное образование не может, даже если они не очень обнадеживающие. Ведь одна из важных задач вуза - подготовка тех специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. И если медийный рынок требует производителей и продавцов информации, а не общественных деятелей и философов, это приходится учитывать. Не случайно, например, в западных учебниках по журналистике авторы пишут не только о функциях прессы в обществе, но и о том, как создавать те медиапродукты, которые востребованы аудиторией.

Однако никто не запрещает вузам ориентироваться не только на рынок СМК, но и на широкую аудиторию, предлагая образовательные программы для тех, кто не предполагает делать карьеру в редакциях, но хочет участвовать в процессе массовой коммуникации хотя бы в качестве независимого автора блога, но делать это грамотно. Тем более, что такой спрос уже формируется: среди абитуриентов есть те, кто хочет получить профессиональное журналистское образования, чтобы создавать качественные тексты для социальных сетей. Помимо всего прочего, это позволит вузам принять участие в разработке тех моделей журналистики, которые сегодня не востребованы журналистским сообществом, но в которых в ближайшее время будет нуждаться социум.

Список литературы:

1. Bums Lynette Sheridan. Zurnalistika: Prakticka pnrucka pro novinare / z anglickeho originalu / Sheridan Burns Lynette. - Praha: Portal, 2004. - 192 s.

2. Hvizd'ala Karel. Moc a nemoc medii: Rozhovory, esseje a clanky / Karel Hvizd'ala. - 2000-2003. - Praha: Dokoran, 2003 - 268 s.

3. Rub-Mohl Stephan, Bakicova Hana. Zurnalistika: Komplexni pruvodce praktickou zurnalistikou / Stephan Rub-Mohl, Hana Bakicova.- Praha: Grada Publishing, 2005. - 292 s.

4. Аги У, Кэмерон Г., Олт Ф. и др. Самое главное о PR: учебное пособие / У Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

5. Дубин Б. Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности // Вестник обществ мнения. - 2006. - № 3 (83).

6. Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования / И.В. Жилавская // Медиаскоп. - 2008. - № 8.

7. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: Моделирование и применение / С.Г. Корконосенко. - М.: Логос, 2010 - 248 с.

8. Корочинский А.П. Актуальные вопросы развития журналистской науки в постсоветском пространстве // Сборник трудов III международной научно-практической конференции «Журналистика и медиаобразование-2008» - Белгород, 2008. - С. 13-21.

9. Маркетинг из «уст в уста»: вирусный, «сарафанный», и маркетинг разговоров / Под. Ред. Джастина Керби и Пола Мерседена. - М.: Вершина, 2007. - 448 с.

10. Свитич Л.Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога / Под. ред. Я.Н. Засурского. Факультет журналистики МГУ - М.: Икар, 1997 - 240 с.

11. Фатеева И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: дисс. ... докт. филолог, наук / И.А. Фатеева. -Екатеринбург, 2008.

12. Фёдоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А.В. Федоров. - М.: Изда-вл МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009.

ИГРОВЫЕ ИНТЕНЦИИ МЕДИА:

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

© Казакевич О.С.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассматривается смысл игровых практик, предлагаемых современным медиапространством, в аспекте их развлекательных харак-

* Преподаватель кафедры Журналистики, соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.