_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
- разработку программ, связанных с адаптацией личности (учитывая специфику нозологических проявлений);
- осуществление социально-психологических программ, направленных на коммуникативные, творческие и асертивные навыки и умения;
- освоение студентами приемов, связанных с саморегуляцией;
- проведение психологических консультаций в виде групповой или индивидуальной работы;
- оборудование пунктов психологического консультирования студентов с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения в интегрированных группах;
- наличие педагогического сопровождения студентов-инвалидов в зависимости от нозологической единицы, сложности и формы проявления, например, лекции в аудио формате или электронном варианте для студентов с нарушением зрения;
- проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в ВУЗе, принимая во внимание подход интегральной индивидуальности с целью изучения динамики личностных изменений.
Для наибольшей эффективности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями, работа не должна строиться только на психокоррекционной деятельности. Психокоррекция должна выступать в комплексе с психопрофилактикой, психологическим просвещением педагогов, так как психологическое сопровождение представляет собой единую стратегию по обеспечению благоприятных условий студентам-инвалидам на этапе обучения в ВУЗе. Список использованной литературы:
1. Андреева О.С. Методические основы профориентации инвалидов молодого возраста / О.С. Андреева, Т.А. Знакова, Д.В. Андреев. - М.: Пилигрим, 2013. - С. 89.
2. Андреева О.С. Современные технологии профессиональной реабилитации инвалидов молодого возраста / О.С. Андреева, Д.И. Лаврова, В.В. Петрова. - М.: Пилигрим, 2015. - С. 190 .
3. Андреева О.С. Зарубежный опыт комплексной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева, В.С. Сазонов. -М.: Пилигрим, 2011. - С. 211.
4. Басанова Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи // Вестник ПСТГУ. - 2015. - №4 (39). - С. 66-81.
5. Митичкина Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс... канд. психол.наук -Ставрополь, 2004. - С. 66.
© Головко Э.А., 2017
УДК 378.048.2
Помелов Владимир Борисович,
доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного университета,
г. Киров, РФ e-mail: [email protected]
ВЯТСКИЙ УРОЖЕНЕЦ А.Ц. ПУНИ - ОСНОВОПОЛОЖНИК СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
В статье приводятся биографические данные выдающегося отечественного психолога Авксентия Цезаревича Пуни. В статье сделан определенный акцент на то, что ученый является уроженцем Вятской
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
губернии. В материале раскрывается многогранная научно-преподавательская работа А.Ц. Пуни. Показана его роль в создании спортивной психологии.
Ключевые слова
г. Вятка, композитор Цезарь Пуни, Авксентий Цезаревич Пуни, спортивная психология.
Вятская земля - малая родина таких известных деятелей педагогики и психологии как Виталий Степанович Серебренников, Николай Степанович Сунцов, Иван Трофимович Огородников, Алексей Иванович Пискунов, Николай Александрович Желваков, Борис Петрович Есипов, Василий Григорьевич Разумовский, Леонид Александрович Цветков, Евгений Александрович Климов, Владимир Михайлович Бехтерев, Эле Исаевич Моносзон и другие.
Вятская губерния это и малая родина Авксентия Цезаревича Пуни, человека, вошедшего в историю науки как один из крупнейших отечественных ученых, основоположник целого направления - спортивной психологии.
В начале XX в. фамилия Пуни была очень известной в г. Вятке. Глава семейства Цезарь Цезаревич Пуни был первым в городе дипломированным дантистом [1, с. 216]. Однако рассказ об истории семьи уместно вести со знаменитого итальянского композитора Цезаря Пуни (1802-1870), правильнее Пуньи [2, с. 123]. По окончании Миланской консерватории он всю жизнь занимался композиторской деятельностью: писал музыку для опер и балетов, ставившихся по всей Европе, - в Лондоне, Вене, Берлине, Триесте и других музыкальных центрах. В 1851 г. переселился в Санкт-Петербург и остался там до конца жизни. Стал «штатным композитором балетной музыки» при Санкт-Петербургских театрах. В общей сложности им написаны десять опер, сорок месс, триста двенадцать (!) балетов, в том числе тридцать пять для петербургской сцены. Его лучшие произведения, такие, например, как балеты «Эсмеральда» (1844), «Катарина, дочь разбойника» (1846), «Дочь фараона» (1862), «Конек-горбунок» (1864), идут в театрах до сих пор [3, с. 72].
У композитора Пуни были три сына - Цезарь, Гектор и Альберт. Младшие сыновья, — Гектор, которого все на «русский манер» называли Виктором, и Альберт, - унаследовали профессию отца, хотя и не добились в ней таких же весомых достижений. Оба работали музыкантами в Мариинском театре: Альберт -виолончелистом, а Гектор - флейтистом.
Об Альберте нам известно, что он скончался в начале 1930-х гг. в Куоккале (ныне Репино, под Санкт-Петербургом). Его сын Иван, художник-авангардист, участвовал в создании герба РСФСР, писал детские сказки. Входил в окружение И.Е. Репина. Об Иване вспоминает в своей «Чукоккале» К.И. Чуковский. Его супруга Богуславская Ксения Леонидовна (1892-1972), в замужестве Пуни, график, театральный художник. В 1914 г. она выпустила вместе с мужем кубофутуристический альбом «Ракающий Парнас», участница выставок носивших такие, в том числе экстравагантные, названия: «Трамвай В», «0.10» (1915-1916), «Бубновый валет» (1919), «Мир искусства» (1916-1919). Секретарь союза «Свобода искусству» (1917). Занималась театральной сценографией в кафе «Синяя птица». Глава контрольной комиссии в «Доме искусств» (1922).
Картины И.А. Пуни, жившего в Берлине в 1919 г., эмигрировавшего во Францию в 1923 г. и там прожившего с женой оставшиеся годы жизни, выставлялись в Москве и Санкт-Петербурге сравнительно недавно, в начале 1990-х гг. Живущие за границей потомки И.А. Пуни приезжали на эту выставку.
К нашему дальнейшему повествованию имеет отношение старший сын композитора Пуни - Цезарь. (На протяжении многих поколений старший сын в роду Пуни получал это имя). Он проживал с семьей в одной из белорусских губерний, был служащим на железной дороге. Его жена Констанция Людвиговна, бабушка будущего психолога, приезжала в Вятку в 1915 г. Тогдашнему гимназисту Авксентию Пуни она запомнилась приятной, доброй и интеллигентной женщиной. Видел ее он только однажды.
В семье Цезаря и Констанции было десять детей: восемь девочек и два мальчика. Одна из девочек, по имени Леонтина, была балериной императорского Мариинского театра; еще до Октябрьской революции она вышла замуж за крупного сановника и уехала в Париж, где и жила долгие годы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Старшим сыном Цезаря и Констанции и был вятский дантист Цезарь Цезаревич Пуни (1868-1951). До 1895 (или 1896) года он учился в столице, в императорской медико-хирургической академии. Однако с четвертого курса за участие в работе нелегального студенческого кружка был выслан в Малмыжский уезд Вятской губернии. Вскоре ему было разрешено переехать в Вятку, где он и прожил всю оставшуюся жизнь.
Выезжал из Вятки всего дважды: в Санкт-Петербург для сдачи оставшихся экзаменов для получения диплома врача и в Одессу на съезд стоматологов. В 1897 г. он женился на жительнице города Нолинска Вятской губернии Александре Дмитриевне Шеломенцевой.
У них было пять детей: Авксентий (1 декабря 1898 г. - 21 апреля 1985 г.), Галина (1905-1975), Тамара (1907-1991), а также Владислав (1907-?) и Николай (1914-?). Владислав и Николай по образованию были техники-конструкторы, первый жил в Санкт-Петербурге, второй - в Кирове.
Гимназист Авксентий Пуни был одним из первых спортсменов Вятки, активно занимался футболом, фигурным катанием и настольным теннисом, - новыми для того времени видами спорта. Увлечение спортом предопределило всю его дальнейшую судьбу. Ему было суждено стать членом самых первых спортивных обществ в городе Вятке. В 1917 г. А. Пуни возглавил «Общество любителей спорта».
В 1917 г. А. Пуни окончил гимназию и через год ушел добровольцем в Красную Армию, в которой служил до 1923 г. После демобилизации он приступил к работе в Вятском губернском совете физкультуры. В 1926-1927 гг. он научный сотрудник Вятского дома физкультуры. Юный Пуни не мыслил своей жизни вне спорта. В 1929-1932 гг. он учился в Ленинградском институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. С этим институтом оказалась связанной вся его дальнейшая жизнь. Исключение составили лишь годы Великой Отечественной войны.
В июле 1941 г. капитан запаса медицинской службы А.Ц. Пуни, имевший броню по возрасту, снова, как и в гражданскую войну, добровольцем отправился на фронт. Воевал на Ленинградском фронте. За боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В послевоенные годы А.Ц. Пуни стал кавалером орденов Трудового Красного Знамени, «Дружбы Народов», медалей.
В институте он прошел путь от студента до профессора, доктора педагогических наук (по психологии). Более тридцати лет возглавлял кафедру психологии.
Плодотворный труд А.Ц. Пуни нашел отражение в 350-ти научных работах, 95 из которых были опубликованы за рубежом. Но главным трудом явилась докторская диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Психология спорта», защищенная в Москве в 1952 г.
Широкую известность получила монография А.Ц. Пуни «Очерки психологии спорта» (1959). Это была первая отечественная монография в данной области знаний. Книга эта популярна среди тренеров и специалистов в области спорта и физической культуры у нас в стране и за рубежом. Она была переведена на ряд зарубежных языков.
Среди важнейших научных проблем, разрабатывавшихся А.Ц. Пуни, назовем следующие: психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям, психологические основы технической подготовки спортсменов, предсоревновательное состояние и состояние психической готовности, психологические основы волевой подготовки спортсменов, психологические характеристики различных видов спорта, вопросы социальной психологии спорта и др.
Ученый впервые в науке представил психологическую характеристику спортивной деятельности (ее идейная направленность, цели и мотивы, способы выполнения и результат), установил единую закономерность общего и специализированного развития психологических состояний, свойств и психомоторных качеств деятельности в процессе занятий физической культурой и различными видами спорта, разработал концепцию о полимодальности и полифункциональности представления движений.
Под руководством А.Ц. Пуни был разработан новый раздел лечебной физкультуры при челюстно-лицевых ранениях, усовершенствован раздел лечебной физкультуры при ранениях центральной и периферической нервной системы. На основе многочисленных экспериментальных исследований им была разработана теория навыка, его природы, особенностей и закономерностей его формирования. В последние
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
годы своей активной научной деятельности ученый переключился на исследование проблем личности и ее формирования в условиях занятий физкультурой и спортом.
Трудами А.Ц. Пуни не только заложены основы психологии спорта и физической культуры, но он внес существенный вклад и в общую психологию, психологию труда, военную психологию, педагогическую психологию.
За цикл работ по психологии спорта А.Ц. Пуни в 1976 г. был удостоен премии и золотой медали Спорткомитета СССР. На IV-м Всемирном конгрессе в Праге в 1977 г. он был избран почетным членом международного общества психологов спорта. В мае 1984 г. на заседании директората европейской ассоциации психологов спорта его избрали почетным членом этой организации (франц. - ФЕПСАК).
В 1946-47 учебном году он первым ввел в учебный процесс новый лекционный курс - «Психология физического воспитания и спорта», который впоследствии стал обязательным предметом для будущих спортивных психологов, тренеров и преподавателей физкультуры.
А.Ц. Пуни - автор и редактор учебного пособия для институтов физической культуры «Психология физического воспитания и спорта» (1979), учебника для техникумов физкультуры «Психология» (1984), сборников практических занятий по психологии для студентов институтов и факультетов физкультуры (1971, 1977).
Под его руководством подготовлено более сорока диссертаций. Много сил он отдавал общественной работе. Являлся членом центрального совета общества психологов СССР. В течение многих лет он выполнял обязанности заместителя председателя и председателя секции психологов спорта Ленинградского отделения общества психологов СССР.
По инициативе и при деятельном участии А.Ц. Пуни в 1956 г. в Ленинграде было проведено 1-е всесоюзное совещание спортивных психологов.
В дальнейшем конференции спортивных психологов стали регулярными. 14-17 марта 1977 г. в Ленинграде проходила уже 7-я конференция. Пуни не только был председателем оргкомитета, но и выступил с главным докладом на тему «Некоторые итоги и перспективы развития исследований в области психологии физического воспитания и спорта».
На всей многогранной деятельности А.Ц. Пуни лежит печать его яркой личности. По воспоминаниям его учеников, это был блестящий лектор и организатор науки, вдумчивый и требовательный педагог, оригинальный и неутомимый исследователь, проживший большую и плодотворную жизнь.
Скажем несколько слов о семье А.Ц. Пуни. Его супруга Лия Давидовна, в девичестве Каценеленбоген (1904-1984), была уроженкой г. Вятки. Их сын Цезарь (1930 года рождения), хирург высшей квалификации, кандидат медицинских наук. Работал во Вьетнаме и Афганистане в те годы, когда там шли войны. Его дочь Марина стала врачом, другая дочь Людмила окончила консерваторию. Сказались гены прапрапрадеда?!
На склоне лет Пуни вместе со своим гимназическим товарищем Григорием Николаевичем Разумовским написал небольшую, но содержательную, выше упоминавшуюся книжку «Страницы истории спорта в Вятке». Имя Г.Н. Разумовского хорошо известно кировским учителям старшего поколения. Много лет он работал учителем и директором средней школы № 32 г. Кирова. Как и А.Ц. Пуни, он прожил долгую, насыщенную событиями и добрыми делами жизнь и оставил о себе светлую память в сердцах многочисленных учеников.
Его сын Василий также выбрал профессию педагога. По окончании физико-математического факультета Кировского пединститута (1952) работал учителем. Имя В.Г. Разумовского, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена РАО, в свое время вице-президента Академии педагогических наук СССР и народного депутата СССР хорошо известно педагогам всей страны, особенно учителям физики...
Закончить статью нам хотелось бы выдержкой из книги одного из учеников А.Ц. Пуни известного спортивного психолога Рудольфа Максимовича Загайнова, работавшего с такими всемирно известными спортсменами, как шахматисты Виктор Корчной, Нона Гаприндашвили, Нана Александрия, Нана Иоселиани, Борис Гельфанд и Сергей Долматов, легкоатлет Сергей Бубка, фигуристы Елена Водорезова (Буянова) и Александр Фадеев, теннисисты Моника Селеш, Штеффи Граф, Борис Беккер и др.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х
В своей книге «Поражение» (М., Компьютер-Пресс, 1993), написанной в стиле психологического эссе, авторитетнейший в спортивном мире психолог Р.М. Загайнов, вспоминая А.Ц. Пуни, пишет: «Авксентий Цезаревич Пуни - человек, создавший и кафедру психологии, и саму психологию спорта как самостоятельный предмет в системе спортивного вуза. Он бился всю свою жизнь за авторитет этой дисциплины, хотя не имел козырей в своих руках, не имел доказательств, что нужна эта наука и нужны мы
- практические психологи в спорте. Но тогда мы только начинали и ничем не могли помочь шефу, не имели даже почетных грамот за нашу работу. Никогда не забуду, как радовался он в свои семьдесят с лишним лет моей первой благодарственной грамоте от спорткомитета РСФСР и даже хотел повесить ее на стенку в своем кабинете. Только сейчас я оценил его великое значение в своей судьбе! Он верил и в то, что мы делаем, и верил в меня! Как мне не хватает его сейчас! Как опустел для меня Ленинград без него, без его кабинета, где он, сидя в своем глубоком кресле, мог часами выслушивать мои рассказы о моих победах и поражениях!» [2, с. 54].
Список использованной литературы:
1. Помелов В.Б. Авксентий Цезаревич Пуни / Вятская земля в прошлом и настоящем: в 5 т.: материалы 3-й региональной научной конференции / гл. ред. Е.И. Кирюхина. - Киров, 1995. - Т. 1. - С. 216-218.
2. Помелов В.Б. Вятский уроженец А.Ц. Пуни - основатель спортивной психологии (к 110-летию со дня рождения) / Развитие основных направлений педагогической науки XX века: в 2 ч. / ред. М.В. Богуславский.
- М.: Изд-во ИТИП, 2009 - Ч. 1. - С. 123-128.
3. Помелов В.Б. Педагоги и психологи Вятского края. - Киров, 1993. - С. 72-75.
4. Загайнов Р.М. Поражение. - М., 1993.
© Помелов В.Б., 2017
УДК 159.9.01
Прокофьева Наталья Сергеевна,
ООО Содружество Атмосфера, психолог-консультант г. Москва, Российская Федерация Зотова Раиса Анатольевна, к.псх.н., Высшая школа психологии и бизнеса, профессор
г. Москва, Российская Федерация Цветков Андрей Владимирович, д.псх.н., заместитель директора по науке Центра нейропсихологии «Изюминка» г. Москва, Российская Федерация
ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ С ВОСПРИЯТИЕМ
СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Аннотация
В данной статье на теоретико-эмпирическом материале рассматриваются механизмы социального контроля с развитием телесного компонента Я-образа в юношеском возрасте как ключевом для становления личности.
Ключевые слова
Телесность, психосоматическое развитие, социализация
Помимо очевидных физиологических свойств, которые каждый человек может увидеть, ощутить и понять, тело наделено психическим измерением, роль которого часто недооценивается. В структуре