_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на кафедре общей и педагогической психологии ведется активная научно-профессиональная деятельность в рамках теории интегральной индивидуальности. Эта работа задействует различные области психологической науки: общую, семейную, педагогическую, возрастную психологию, психологию труда и т.д. Список использованной литературы:
1. Басанова Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи // Вестник ПСТГУ. - 2015. - №4 (39). - С. 66-81.
2. Басанова Е.Е. Интегративный подход к психологии материнства //Молодой ученый. 2014.- №16. - С. 382384.
3. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В.В. Белоус. - Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2009. - 324 с.
4. Белоус В.В., Басанова Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений. Монография. -Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - С. 122.
5. Белоус В.В., Боязитова И.В. Интегральная индивидуальность и ее системные варианты // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2014. - №4 (43). - С. 212-216.
6. Боязитова И.В. Теоретические и методические основы психологической экспертной оценки личности педагога // Вестник ПГЛУ. - 2005. - №2. - С. 6-12.
7. Эннс Е.А. Развитие профессионального самосознания студентов помогающих профессий // Альманах современной науки и образования. - 2011. - №2 (45). - C. 138-14.
© Головко Э.А., 2017
УДК 159.99
Головко Эллина Александровна
студентка ПГУ, г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЭТАПЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждаются особенности формирования и развития позитивного самоотношения студентов с ОВЗ на этапе первичной профессиональной социализации. Большое внимание уделяется учету специфических особенностей развития личности студентов с функциональными нарушениями, как в психологическом, так и в физическом аспекте.
Ключевые слова
Психологическое сопровождение, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное
становление, самоотношение, Я-концепция.
Одной из основных задач любого демократического государства является создание равных и благоприятных условий для всех членов общества. Особое место отводится созданию среды, при которой становится возможным получение высшего профессионального образования, а также необходимых профессиональных знаний людьми с ограниченными возможностями здоровья. В качестве основы для получения качественных профессиональных знаний, умений и навыков выступают государственные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
стандарты, которые распространяются на всю общность студентов, как с ограниченными возможностями здоровья, так и абсолютно здоровых людей. Только данный подход способен обеспечить конкурентоспособность, профессиональную компетентность и востребованность людей с ограниченными возможностями на рынке труда. При погружении человека с ограниченными возможностями в образовательную среду необходимо учитывать специфические особенности формирования и развития его личности, так как наличие хронических заболеваний связано с серьезными функциональными ограничениями возможностей строить нормальные взаимоотношения с окружающей средой, что приводит к вторичным изменениям личности, к которым можно отнести особенности самоотношения, формирование «Я-концепции», стремление к самоактуализации. Именно эти изменения часто препятствуют обучению и самореализации человека [1, с. 61].
Учет специфических психологических особенностей развития личности студентов с ограниченными возможностями является первостепенным для формирования гармоничной, активной личности как в профессиональном, так и в социальном отношении [5, с. 66].. У студентов с физическими ограничениями здоровья возникают некоторые трудности в коммуникативном отношении с обществом, затруднено построение межличностного взаимодействия. Неудовлетворенность отношениями с людьми и окружающим миром в целом, а также нарушение социально-психологической адаптации у студентов с функциональными нарушениями, как правило, связано с неадекватностью самовосприятия, самопознания и восприятия окружающих.
Для полноценного развития личности, решения личностного и профессионального самоопределения, формирования активной социальной позиции и сохранения психологического здоровья студентам-инвалидам необходимо оказывать качественную и своевременную психологическую поддержку [3, с. 54]. Из этого можно сделать вывод о необходимости и обязательности построения психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностям здоровья на этапе первичной профессиональной социализации.
Эффективность психологического сопровождения личностного развития и формирования позитивного самоотношения студентов с нарушениями здоровья напрямую связанна с непрерывностью, целенаправленностью и системностью проводимой работы. Все мероприятия должны быть личностно ориентированные, направлены на формирование социальной ситуации развития, значимой для студентов в профессиональном и личностном плане. Говоря конкретно, психологическое сопровождение должно быть направлено на формирование позитивного самоотношения личности, эмоциональной стабильности и социально-психологической компетентности, именно эти параметры являются неотъемлемой частью адекватного развития личности [2, с. 38].
Для более детального изучения данного вопроса применимы различные теоретические и практические подходы психологической науки, например, такие как
- деятельностный подход и принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- принцип развития, в контексте которого развитие самосознания и отдельных его компонентов представляется как последовательная смена стадий (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция структурных звеньев самосознания личности и влияние социума на их развитие (А.В. Захарова, B.C. Мухина и др.);
- теоретические исследования природы самоотношения (С.Р. Пантелеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.);
- работы отечественных и зарубежных авторов, характеризующие юношеский возраст как наиболее значимый для развития личности и ее становления как индивидуальности (Р. Берне, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.);
- концепция интегральной индивидуальности личности (В.С. Мерлин, В.В. Белоус, И.В. Боязитова, Е.Е. Басанова и др.).
Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья на этапе первичной профессиональной социализации включает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
- разработку программ, связанных с адаптацией личности (учитывая специфику нозологических проявлений);
- осуществление социально-психологических программ, направленных на коммуникативные, творческие и асертивные навыки и умения;
- освоение студентами приемов, связанных с саморегуляцией;
- проведение психологических консультаций в виде групповой или индивидуальной работы;
- оборудование пунктов психологического консультирования студентов с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения в интегрированных группах;
- наличие педагогического сопровождения студентов-инвалидов в зависимости от нозологической единицы, сложности и формы проявления, например, лекции в аудио формате или электронном варианте для студентов с нарушением зрения;
- проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в ВУЗе, принимая во внимание подход интегральной индивидуальности с целью изучения динамики личностных изменений.
Для наибольшей эффективности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями, работа не должна строиться только на психокоррекционной деятельности. Психокоррекция должна выступать в комплексе с психопрофилактикой, психологическим просвещением педагогов, так как психологическое сопровождение представляет собой единую стратегию по обеспечению благоприятных условий студентам-инвалидам на этапе обучения в ВУЗе. Список использованной литературы:
1. Андреева О.С. Методические основы профориентации инвалидов молодого возраста / О.С. Андреева, Т.А. Знакова, Д.В. Андреев. - М.: Пилигрим, 2013. - С. 89.
2. Андреева О.С. Современные технологии профессиональной реабилитации инвалидов молодого возраста / О.С. Андреева, Д.И. Лаврова, В.В. Петрова. - М.: Пилигрим, 2015. - С. 190 .
3. Андреева О.С. Зарубежный опыт комплексной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева, В.С. Сазонов. -М.: Пилигрим, 2011. - С. 211.
4. Басанова Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи // Вестник ПСТГУ. - 2015. - №4 (39). - С. 66-81.
5. Митичкина Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс... канд. психол.наук -Ставрополь, 2004. - С. 66.
© Головко Э.А., 2017
УДК 378.048.2
Помелов Владимир Борисович,
доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного университета,
г. Киров, РФ e-mail: [email protected]
ВЯТСКИЙ УРОЖЕНЕЦ А.Ц. ПУНИ - ОСНОВОПОЛОЖНИК СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
В статье приводятся биографические данные выдающегося отечественного психолога Авксентия Цезаревича Пуни. В статье сделан определенный акцент на то, что ученый является уроженцем Вятской