В. Т. Юнгблюд
Вятский государственный гуманитарный университет:
век Просвещения
Моё время, наше время - какие это волшебные слова для человека!
И как не считать ему своего времени за золотой век Астреи.
В. Г. Белинский, 1844 г.
Университет - это единство постоянных и переменных характеристик. Неизменно высокое и требовательное отношение к качеству образования, знаний студентов - это постоянные характеристики. Переменные величины - это те, что отражают развитие, составляют содержание его деятельности. Наш вуз всегда двигался по вектору качества. Созданный 1 июля 1914 года решением Министерства Народного Просвещения, он и в XXI веке продолжает сохранять традиции своих основателей: культ знаний, стремление к научному поиску, академическую свободу, веру в торжество интеллекта и гуманизма. Эта преемственность позволила в короткие сроки провинциальному институту стать одним из крупнейших научно-образовательных, культурно-просветительских центров региона.
2014 год - незабываемый год в истории нашего вуза: Вятский государственный гуманитарный университет отмечает столетие со дня основания. И эта юбилейная дата знаковая не только в масштабах Кировской области, она всесторонне отражает путь российского высшего образования ХХ-ХХ1 веков, путь подвижничества, высокого служения своему народу, стремления «и в просвещении стать с веком наравне» (А. С. Пушкин). Наш университет -один из старейших российских вузов в системе профессионального педагогического образования. Но специфика университета заключается в «производстве» и передаче современных знаний студентам, а также в формировании личностных качеств молодого поколения. Поэтому наш университет обязан быть вечно молодым. И не только в метафорическом смысле: ВятГГУ - один из самых «молодых» в России - средний возраст сотрудников около 45 лет, в то время как по стране он близок к 60 годам. Наша принципиальная позиция - максимально поддерживать постоянное состояние роста, прежде всего путем привлечения перспективных студентов в науку, развитием аспирантур (сегодня подготовка специалистов высшей научной квалификации осуществляется по 39 профилям 13 направлений подготовки аспирантуры и 5 научным специальностям докторантуры), научной активностью профессорско-преподавательского состава (основной научно-исследовательский потенциал сосредоточен в 17 научных школах, 22 научно-исследовательских лабораториях и 6 научно-образовательных центрах ВятГГУ). Университет обязательно должен опираться на традиции. Если их нет, то образовательное учреждение превращается в нечто мимолетное.
Разные поколения ученых, преподавателей, студентов в тот или иной исторический период решали насущные задачи своего времени, но все они всегда оставались верны нашим стержневым ценностям. Прежде всего, это фундаментальность как приоритет университетского образования. Без фундаментальных знаний невозможно понимание природы явлений, обучение студентов, будущих творческих специалистов, способных осуществлять инновационное развитие различных областей экономики. Только специалист, получивший глубокое фундаментальное образование, способен всесторонне, системно обеспечивать условия для устойчивого развития общества. Как говорил немецкий ученый и публицист Георг Лихтен-берг, тот, кто не знает ничего, кроме химии, и ее знает недостаточно». Перефразируя, можно сказать, что одна из главных задач университета - развивать личность студента, тем самым воздействовать на социум в целом. Чем солиднее возраст университета, тем ощутимей в нем чувствуется академическая атмосфера, воспитывающая всех, кто в нем трудится, - культурой, наукой, личным примером ученых и педагогов, содержанием изучаемых дисциплин.
Университет должен создавать все условия для формирования специалистов нового поколения, тем самым выполнять свое общекультурное предназначение. Поэтому важнейшими факторами социально-экономического развития, научно-технического прогресса и культурного совершенствования является гуманитаризация, гуманизация и качество знаний. Характер любой эпохи определяется не столько количеством и качеством технических и технологических прорывов, сколько способностью человека соответствовать достижениям 6
своей эпохи. Эта способность всегда задавалась той шкалой гуманитарных ценностей, которая формировалась современными ему научными представлениями о мире, производстве, самом человеке, которая подсказывала, как и чему именно следует учить подрастающее поколение. Гуманитарная наука способствует сохранению духовного здоровья и культурного потенциала общества, помогает развивать личность, настраивает на поиск нового знания, нового применения собственных талантов, на постоянное стремление совершенствовать вокруг себя профессиональную и социокультурную среду.
Мы хорошо понимаем, что наш выпускник должен уметь ставить задачи, управлять процессами и просчитывать последствия различных решений. Сегодня Россия остро нуждается в профессионалах, знающих свое дело, понимающих современный мир, наши духовные ценности и культурное наследие, обладающих серьезной общенаучной подготовкой. Не случайно наши выпускники составляют научную, образовательную, экономическую, культурную элиту Вятского края. Они востребованы и конкурентоспособны. Официальная статистика свидетельствует о том, что 98% наших выпускников трудоустраиваются в течение года после окончания вуза, успешно находят работу в Кирове, области, в соседних регионах.
Необходимо помнить о том, что во все периоды истории наш вуз был в авангарде общественно-культурного и научного развития. Наш профессорско-преподавательский коллектив внес немалый вклад в становление современного научного знания, в разработку педагогических технологий, способствовавших приумножению национальных и общечеловеческих духовных ценностей. Мы и все, кто будет после нас работать в Вятском государственном гуманитарном университете, никогда не должны забывать имена наших предшественников - преподавателей, студентов, сотрудников, создавших уникальную вятскую среду просвещения, самоотверженно служивших высоким идеалам российского образования, осуществивших значительный прорыв в обучении своих земляков.
В XXI веке начался важный этап в развитии вуза: из отраслевого педагогического университета он переходит в новое качество, становясь одним из первых в России вузов классической гуманитарной направленности.
В 2002 году берет начало современный период, когда Вятский государственный педагогический университет был переименован в Вятский государственный гуманитарный университет.
Сегодня ВятГГУ - это крупнейший научно-образовательный, инновационный и культурный центр восточно-европейской части России.
В университете создана многоуровневая система, которая включает образовательные программы общего, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
В структуре вуза три института (Институт истории и культуры, Институт педагогики и психологии, Институт естественных наук), восемь факультетов (лингвистики, филологический, юридический, информатики, математики и физики, технологии и дизайна, физической культуры, социальных технологий, факультет экономики и управления), колледж, гимназия, отдел аспирантуры и докторантуры, центр дополнительного образования, центр довузовской подготовки, лингвистический центр.
В университете обучаются 11 тысяч человек из 39 регионов страны и 8 иностранных государств по 50 направлениям подготовки бакалавров, 38 программам магистратуры, 3 специальностям высшего образования, 4 специальностям среднего образования. По 16 направлениям осуществляется заочная форма обучения с применением дистанционных технологий.
Как и 100 лет назад, вуз осуществляет подготовку педагогов, выполняя свою важнейшую образовательную и общественную миссию, которая имеет непреходящее социально-экономическое и государственное значение. При этом педагогическое направление составляет 24 процента реализуемых в университете образовательных программ, по всему спектру необходимых системе образования педагогических специальностей. Это стало возможным благодаря заложенной еще в начале XX века стратегии подготовки учителей на базе университетского образования, путем развития собственных научных школ физико-математического, естественного, гуманитарного направлений, открытия научных центров и научно-исследовательских лабораторий.
Актуальной тенденцией развития образовательных программ в университете является сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями, в том числе реализа-
ция программ двойных дипломов. Первый набор на такие программы был осуществлен в 2006 году. В 2014 году активно действуют три договора о сетевом взаимодействии: с Балтийской международной академией (Рига, Латвия), Западночешским университетом (Пльзень, Чехия) и Хэйхэским университетом (КНР). Прочные партнерские отношения установились с 30 зарубежными высшими учебными заведениями из 12 стран мира (США, Германия, Франция, Казахстан, Болгария, Польша и др.), с зарубежными грантовыми организациями и фондами (Tempus - Tacis, DAAD, IREX и др.), с национальными программами развития академического сотрудничества Швеции, Японии, Тайваня и т. д. Это позволяет на регулярной основе осуществлять академические обмены и прохождения стажировок за рубежом преподавателей и аспирантов ВятГГУ, участвовать в международных конференциях и симпозиумах, исследовательских проектах.
Общая численность профессорско-преподавательского состава ВятГГУ насчитывает более 500 человек: 387 преподавателей имеют ученые степени и звания, 82 доктора наук и профессора. Среди научно-исследовательских лабораторий и научных школ есть уникальные по своим компетенциям и направлениям исследований: НОЦ биомониторинга, экологии и природопользования Коми НЦ УрО РАН и ВятГГУ (руководитель - д-р техн. наук Я. Ашихми-на), НИЛ экспериментально-фонетических и перцептивных исследований языков различного типологического строя (рук. - д-р филол. наук О. В. Байкова), НИЛ экстралингвистических исследований (рук. - канд. филол. наук З. В. Сметанина), НИЛ организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской малокомплектной школы (рук. - д-р пед. наук В. С. Да-нюшенков), НИЛ функциональной электроники (рук. - д-р техн. наук В. И. Жаворонков), НИЛ ландшафтоведения и географии почв (рук. - д-р с.-х. наук А. М. Прокашев), НИЛ биохимии, биофизики и биотехнологии (рук. - канд. биол. наук А. В. Сазанов), научные школы «Функциональная алгебра и теория полуколец» (д-р физ.-мат. наук Е. М. Вечтомов), методологии преподавания информатики (д-р пед. наук С. М. Окулов) и физики (д-р пед. наук Ю. А. Сауров), «США в системе международных отношений (д-р ист. наук В. Т. Юнгблюд), «Языки культуры - диалог в интеллектуальном пространстве России» (рук. д-р филол. наук Осипова), «Функциональная и интерпретационная лингвистика» (рук. д-р филол. наук С. В. Чернова), «Развитие русской философии во второй половине XIX века» (рук. д-р филос. наук М. И. Ненашев), «Мышление в контексте сознания» (рук. д-р филос. наук В. Ф. Юлов).
Ежегодно научные школы и научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ подтверждают свой статус победами в научных конкурсах по реализации Федеральных целевых программ, проектов Минобрнауки России, получают гранты РГНФ и РФФИ. Так, на 2013-2015 годы гранты РФФИ получили работы канд. техн. наук, заведующего кафедрой физики и методики обучения физики С. Г. Ворончихина «Изучение методов снижения термического сопротивления в системах водяного охлаждения суперЭВМ» и д-р биол. наук, заведующей кафедрой биологии Н. П. Савиных «Структурная организация растений в условиях переменного увлажнения с позиции системного подхода». Грант Президента РФ по поддержке молодых ученых в 2014 году выиграла исследовательская работа «Ресурсность рабочих в условиях модернизации» к.с.н., доцента кафедры философии и социологии Е. В. Митягиной, грант Президента РФ по поддержке ведущих научных школ - проект д-р техн. наук, заведующей кафедрой химии Т. Я. Ашихминой «Разработка динамической численности паводка для использования в системах мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций».
В 2012 году в университете открылся Инновационно-образовательный центр космических услуг, ставший региональным центром компетенций по применению геоинформационных систем (ГИС) и космических технологий в научной и практической деятельности.
Университет отличает системная работа по пропаганде научных знаний, вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, поддержке талантливых школьников и молодежи. В вузе с успехом проходят Дни российской науки, Фестиваль науки, ежегодные Молодежные Циолковские чтения, молодежные секции Свято-Трифоновских чтений, областной конкурс «Твой первый шаг в науку», межрегиональный фестиваль науки и искусства «ЛИК» (Личность. Интеллект. Культура), организуются молодежные научные дебаты. Студенческое научное общество ВятГГУ дважды (2013, 2014 гг.) становилось победителем Всероссийского конкурса органов студенческого самоуправления, стало организатором «Ночи науки» на Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014».
Глубокие профессиональные знания, богатый практический опыт преподавателей и сотрудников университета, бережное отношение к академическим традициям, широкая ин-
новационная направленность, современные технологии, новаторские проекты, значительный фонд научной библиотеки и многое другое позволяют вузу соответствовать высоким критериям классического учебного заведения, вносить заметный вклад в гуманитарную и естественнонаучную сферу, образование, культуру, экономику, успешно реализовывать миссию университета, направленную на «приумножение достижений отечественного образования и науки, утверждение культурно-просветительских идеалов в восточно-европейской части России и деятельное участие в формировании мирового научно-образовательного пространства».
Анализ исторических достижений университета, оценка упорной каждодневной работы научно-педагогического коллектива, научный и кадровый потенциал дают основания предполагать, что у ВятГГУ впереди большие перспективы и уникальные проекты.
Прежде всего, необходимо все усилия направить на то, чтобы обеспечить стабильное и продуктивное развитие университета в соответствии с всероссийскими и мировыми стандартами, дальнейшее укрепление связей ВятГГУ с экономикой и социальной сферой. Мы должны активно содействовать динамичному развитию научно-технического комплекса региона и продолжать успешно обеспечивать его необходимыми кадровыми ресурсами. По-прежнему особое внимание надо уделять развитию научного потенциала нашего университета, осуществлять реальную интеграцию образовательной и научной деятельности, разрабатывать принципиально новые, инновационные технологии, осуществлять активное международное сотрудничество по линиям двух, а может, и многосторонних договоров с университетами Азии и Европы, реализовывать программы обмена студентами и преподавателями.
Необходимо, чтобы наши выпускники были востребованы на рынке труда, а наука и образование - конкурентны и в регионе и за его пределами.
Впереди у университета ответственная и важная работа. Так было всегда, в каждый год минувшего столетия. Но Вятский государственный гуманитарный университет благодаря научно-образовательной энергии ученых, преподавателей, студентов и выпускников сумел сделать свою столетнюю историю «золотым» веком Вятского Просвещения и ничто не помешает нам успешно продолжать эту традицию и в новом столетии.
Дорогие мои земляки - студенты и преподаватели Вятского государственного гуманитарного университета!
От всей души хочу поздравить вас со столетней годовщиной нашего замечательного учебного заведения! На протяжении всей своей жизни я никогда не забывал своих студенческих лет, всегда с благодарностью вспоминал наш прекрасный город с его театрами, библиотеками и музеями и наших преподавателей, которые не жалели сил, чтобы дать нам знания и подготовить нас к непростой работе учителя.
Значение Вятского гуманитарного университета и его предшественника Кировского педагогического института им. В. И. Ленина в просвещении и культурном развитии Кировской области поистине огромно. Отсюда вышла вся армия учителей, которые преподавали и до сих пор продолжают преподавать в школах области и далеко за ее пределами. Это один из замечательных и один из лучших центров просвещения нашей страны.
Последние два десятилетия были не простыми для нашей высшей школы. Многие авторитетные в прошлом вузы потеряли свой престиж или не лучшим образом сменили свою специализацию. Вятский гуманитарный университет не исчез в эти трудные годы, а живет и продолжает выполнять свою роль ведущего высшего учебного заведения Кировской области. Вот уже 15 лет регулярно выходит Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, публикации которого показывают, что научная работа не угасла, а находится на подъеме. Развивается и факультет информатики, математики и физики, где работают такие авторитетные преподаватели, как Анатолий Семенович Василевский, Владимир Николаевич Бакулин, Сергей Иванович Калинин и другие. Работы профессора Евгения Михайловича Вечтомова по алгебре, а также по философии и методологии математики приобрели широкую известность среди специалистов в этих областях. Есть основания надеяться, что Вятский гуманитарный университет в ближайшее время займет свое место среди лучших университетов страны, и не только как учебное заведение, но и как центр научных исследований.
Переживаемое нами время внушает надежду. Это время, может быть, не очень заметного, но важного поворота, который я вижу, прежде всего, в настроениях своих студентов. Появляется все больше и больше молодых людей, искренне болеющих за положение дел в стране. Это признак того, что эпоха разочарований, идейной смуты, бездумного разрушения и равнодушия пройдена, что наше общество стоит перед началом нового общественного и культурного подъема. Хотел бы пожелать преподавателям университета, несмотря на все трудности, терпеливо делать свое дело, а студентам, которые обучаются в университете, уже сейчас, в молодом возрасте, ставить перед собой цели, ради которых стоит жить.
В. Я. Перминов,
выпускник Кировского государственного педагогического института
им. В. И. Ленина 1960 года, профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Глубокоуважаемые коллеги-преподаватели и студенты Вятского государственного гуманитарного университета!
Сердечно поздравляю вас с нашим общим великим событием - 100-летним юбилеем нашего вуза! История нашего института благородна и достойна уважения. На разных исторических этапах выпускники института, прежде всего в Кировской области, были проводниками и творцами знаний, науки и культуры. Они много сделали для развития и воспитания нескольких поколений школьников, студентов, учителей и ученых...
Мой родной физико-математический факультет воспитал целую плеяду известных в стране деятелей науки, культуры и образования. Среди них крупнейший ученый, специалист по квантовой электронике и квантовой акустике, доктор физико-математических наук У. Х. Копвиллем, выдающиеся физики-методисты профессора В. В. Мултановский и С. А. Хо-рошавин, В. А. Кондаков, Ю. А. Сауров, кандидаты наук Л. А. Горев, В. Ф. Шилов, Г. А. Бутырский, Н. Н. Цвейтова... Среди них ректор нашего института А. М. Слободчиков, первый ректор Кировского политехнического института Б. И. Краснов. Среди них дорогие для меня подвижники физического образования Кировской области, заслуженные учителя России В. Н. Патрушев, А. М. Караваев, Л. Н. Барамзин, К. И. Гридина...
Кланяюсь памяти моих дорогих преподавателей профессора В. Б. Милина, доцента И. И. Бессонова, профессора Ф. Ф. Нагибина... Они учили нас «не за страх, а за совесть». Искры знаний и благородного энтузиазма, полученные от них, горят в нас до сих пор. Помню это время как самое радостное в жизни! И все мы, независимо от должности и места работы, остались студентами КГПИ имени В. И. Ленина.
Поздравляя с юбилеем, говорю: «Долгие лета и доброго здоровья!»
Ваш выпускник 1952 года В. Г. Разумовский, профессор, академик РАО