Научная статья на тему 'О Волго-Вятском региональном научно-образовательном центре Российской академии образования'

О Волго-Вятском региональном научно-образовательном центре Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Волго-Вятском региональном научно-образовательном центре Российской академии образования»

ВТОРАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЕЖИ

25 апреля 2007 г. на химическом факультете ВятГГУ прошла областная научно-практическая конференция молодежи «Экология родного края - проблемы и пути их решения». Дата открытия конференции была выбрана не случайно. Именно в этот день в России начинаются Дни защиты от экологической опасности.

Молодежная экологическая конференция проводится по инициативе научной лаборатории биомониторинга Института биологии Коми НЦ УрОРАН и ВятГГУ, кафедры экологии университета при финансовой поддержке управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области в рамках областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кировской области на 20042010 гг.» (подпрограмма «Экологическая культура населения»).

Цель конференции - привлечение внимания молодежи области к экологическим проблемам региона, развитие творческой активности учащейся молодежи в решении экологических проблем, повышение экологической культуры подрастающего поколения.

Для выступлений студентов и учащихся старших классов по итогам своих исследований работало шесть секций: экологические проблемы Кировской области, сохранение биоресурсов и биоразнообразия, экология и здоровье человека, социальные аспекты экологических проблем, экологический мониторинг и методы исследований.

Тематика представленных 123 докладов разнообразна. Можно выделить основные направления: исследование экологического состояния природных и техногенных территорий; исследования в области биоморфологии, биоразнообразия флоры и фауны области; исследование взаимосвязи между экологическими с социальными факторами и здоровьем населения; исследование качества пищевых продуктов; разработка методов экологических исследований, адаптированных к условиям Кировской области; анализ эффективности применяемых в настоящее время и разработка новых педагогических приемов экологического образования и просвещения населения, состояние особо охраняемых природных территорий, особенности управления природопользованием на уровне предприятий и муниципальных образований, проблемы промышленной экологии и сохранения плодородия почв.

В работе конференции приняли участие около 200 человек из г. Кирова и области: представители общественных организаций и органов уп-

равления; преподаватели вузов, доктора и кандидаты наук; учителя школ и работники системы дополнительного образования; студенты и аспиранты кировских вузов; учащиеся школ и средних специальных учебных заведений.

На книжных выставках была представлена литература, отражающая состояние научной экологической работы в вузах областного центра, книги участников конференции, учебная, краеведческая природоведческая литература из фондов библиотеки ВятГГУ.

Конференция показала, что экологическое образование в вузах Кировской области принимает всеобщий характер. При этом учитывается накопленный ранее опыт данной работы и специфика подготовки студентов по конкретным специальностям, а также то, что среди студенческой молодежи сформированы и активно развиваются различные направления экологических исследований и практических разработок в области охраны окружающей среды.

На заключительном пленарном заседании студенчество области обратилось с просьбой к управлению охраны окружающей среды и природопользования Кировской области о проведении в 2008 г. подобной конференции на межрегиональном уровне с приглашением студентов и аспирантов из соседних регионов.

Материалы конференции изданы в виде сборника докладов.

А. А. Хохлов, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре экологии ВятГГУ

О ВОЛГО-ВЯТСКОМ РЕГИОНАЛЬНОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Благодаря инициативе группы ученых Вятского государственного гуманитарного университета и поддержке её Российской академией образования (протокол заседания Президиума РАО от 22.02.2006 № 3) 18 июля 2006 г. в г. Кирове начала свою деятельность автономная некоммерческая организация «Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр Российской академии образования» (ВВРНОЦ РАО).

Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр Российской академии образования создан с целью организации, проведения и координации фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний об образовании.

Председателем центра избран д. пед. н., член-корреспондент РАО Владимир Степанович Данюшенков.

Научная жизнь

В соответствии с Уставом Центра основными его задачами являются:

- разработка научных основ развития системы образования в регионе с учетом происходящих в нем национально-культурных, социально-экономических и демографических процессов;

- развитие педагогики, психологии, возрастной физиологии, социологии, теории управления образованием и других наук, обеспечивающих решение фундаментальных и прикладных проблем повышения эффективности образования в регионе;

- участие в разработке и научном обеспечении государственной образовательной политики, стратегических направлений, образовательных стандартов, целей, программ и моделей развития образования;

- разработка новых образовательных технологий, средств и форм обучения и воспитания и внедрение их в деятельность экспериментальных и инновационных площадок региона;

- проектирование, поддержка и экспертиза образовательных инноваций;

- осуществление научно-методической помощи семье, учебно-воспитательным учреждениям и органам образования (управления образованием);

- оказание содействия диссертационным советам вузов, научных учреждений и организаций, входящих в ВВРНОЦ РАО;

- выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие творческому росту научной молодёжи;

- организация международного сотрудничества в области образования и науки, ориентированного на решение, в том числе образовательных проблем региона.

В качестве основных видов деятельности Центра рассматриваются следующие:

- осуществление научных связей с Российской академией образования, ее отделениями, государственными отраслевыми академиями, научными обществами, творческими союзами и другими организациями;

- выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- укрепление имиджа РАО в Волго-Вятском регионе;

- информирование педагогической общественности о результатах научного сотрудничества ПО РАО, РАО и ВВРНОЦ РАО;

- осуществление издательской деятельности, в том числе издание научных и научно-популярных журналов, информационных вестников, бюллетеней и т. п.;

- публикация результатов исследований научных учреждений, организаций, членов и сотрудников ВВРНОЦ РАО, рекомендация к изданию трудов по проблемам регионального образования и науки в средствах массовой информации;

- защита прав интеллектуальной собственности ученых, учреждений и организаций, входящих в ВВРНОЦ РАО;

- проведение научных сессий, конференций, симпозиумов и совещаний;

- просветительская деятельность, включая организацию семинаров, курсов и иных форм обучения работников системы образования;

- координация региональных исследований по проблемам образования и науки;

- оказание консультативных услуг по вопросам образования, науки и управления образованием представителям региональных органов управления образованием и работникам образования региона;

- выполнение научной экспертизы региональных программ развития образования и проектов на всех этапах разработки и реализации;

- взаимодействие с государственными органами власти в разработке и реализации образовательной политики;

- осуществление связей с зарубежными научными учреждениями, участие в международных научных программах, в работе международных научных организаций, обмен специалистами и совместные исследования с зарубежными партнерами;

- сбор, обобщение и распространение информации в области отечественной и зарубежной теории и практики образования и науки;

- создание экспериментальных площадок в регионе;

- другие виды деятельности, соответствующие задачам ВВРНОЦ РАО и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

13-14 июня 2007 г. состоялась презентация Волго-Вятского регионального научно-образовательного центра Российской академии образования, в которой приняли участие представители Поволжского отделения Российской академии образования, в том числе Г. В. Мухамет-зянова (председатель ПО РАО, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО (г. Казань), академик РАО, д. пед. н., профессор); заведующие научно-исследовательскими лабораториями Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (г. Казань); ученые из МГПИ им. Н. К. Крупской; А. А. Галицких, заместитель Губернатора Кировской области, к. пед. н., администрация Кировской области; сотрудники университета (ВятГГУ), представители Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, представители общественности, экспериментальных педагогических площадок (13 докторов наук, 24 кандидата наук, аспиранты и докторанты кафедр ВятГГУ).

В ходе заседания были раскрыты проблемные поля исследований по научным направлениям, которые уже оформились как мощные исследовательские линии в рамках научной деятельности ВятГГУ:

- Модернизация предметного обучения в режиме профилизации сельских школ Волго-Вятского региона (науч. рук. - чл.-кор. РАО, д. пед. н., профессор В. С. Данюшенков).

- Совершенствование системы непрерывного экологического образования (науч. рук. -д. техн. н., профессор Т. Я. Ашихмина).

- Интегративный подход в воспитании интеллигентности будущего специалиста в системе высшего профессионального образования (науч. рук. - д. пед. н., профессор Т. В. Машарова).

Данные направления исследований были одобрены и поддержаны руководителями Поволжского отделения РАО и получили заслуженно высокую оценку.

О. В. Коршунова, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре дидактики физики и математики ВятГГУ, директор ВВРНОЦ РАО

УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

27 апреля 2007 г. в ВятГГУ прошла вторая международная научно-практическая конференция «Управление в XXI веке», организованная факультетом управления. В адрес конференции пришло приветствие из Посольства Республики Болгария в России. В пленарном заседании и в работе секций приняли участие ученые из Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и научно-исследовательского института социально-экономического развития города (Киев), Института системного анализа РАН (Москва), Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан (Уфа), Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, Челябинского и Тюменского госуниверситетов, Всероссийского заочного финансово-экономического института, Вятского государственного гуманитарного университета, Вятской государственной сельскохозяйственной академии и других вузов, а также народные депутаты Украины, специалисты Государственного Совета Республики Татарстан, Правительства Кировской области.

В ходе конференции рассматривались актуальные проблемы управления в различных областях и сферах, в том числе становление и развитие местного самоуправления, организация го-

сударственной службы, муниципального управления в России и в зарубежных странах. Участники конференции обсудили вопросы стратегии развития российского менеджмента в свете смены управленческой парадигмы в странах Запада и условиях глобализации.

На секциях было раскрыто содержание местного самоуправления как социально-политического явления в соответствии с его новой концепцией в России. Обобщена мировая и российская политическая мысль об идеях общественного самоуправления и народовластия. Участники конференции обсуждали вопросы принятия управленческих решений, реализации приоритетных национальных проектов, межсекторного социального партнерства, эффективные механизмы антикризисного управления, перспективные направления развития малого предпринимательства, инновационную деятельность регионов, предприятий, в том числе и в управлении образовательными учреждениями. Большое внимание было уделено российской системе оценки качества высшего образования, а также вопросам системы внутреннего контроля организации в рыночных условиях.

Участники конференции пришли к выводу, что современный мир находится на пороге глобальных изменений во всех сферах общественной жизни.

Глобализация международных отношений требует новых подходов к анализу теории и практики современного управления. Для завершения перехода к рыночной экономике и правовому государству в России следует осуществить около 50 крупномасштабных реформ, охватывающих различные стороны жизни граждан и экономических субъектов. В настоящее время в стадии реализации находится лишь десяток из них. Это означает, что современному поколению предстоит пережить еще много изменений в правилах своего жития и социально-экономической деятельности. Такое многоплановое и непрерывное реформирование социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, государственной службы, местного самоуправления, системы образования и т. п. происходит в обстановке усиления регулирующих и контролирующих свойств государства. В связи с этим стоит проблема поиска путей взаимодействия общества и власти, которое сохраняло бы позитивный потенциал в решении социально-политических и экономических проблем. Назрела необходимость выстраивания новой модели общественных отношений в сфере реформирования всех сфер общества, в основе которой должны лежать принципы и механизмы равноправного социального партнерства с концепцией солидарной ответственности власти, бизнеса и общественности за разработку, финанси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.