Научная статья на тему 'Профессор Ф. Ф. Нагибин. Страницы истории советского математического образования'

Профессор Ф. Ф. Нагибин. Страницы истории советского математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Ф. Ф. НАГИБИН / РАСШИФРОВКА РУКОПИСЕЙ / F. NAGIBIN / HISTORY OF MATHEMATICAL EDUCATION / DECIPHERING OF ORIGINALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варанкина Вера Ивановна, Тебенькова Светлана Владимировна

В статье открываются новые страницы биографии известного советского математика-методиста, профессора Ф. Ф. Нагибина (1909-1976), работавшего в Кировском государственном педагогическом институте в 1934-1976 гг. Также рассматриваются направления исследования его научного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor F. F. Nagibin. The Pages of History of Mathematical Education

The article reveals some new facts of the biography of the famous Soviet mathematician and methodologist professor F. Nagibin (1909-1976) who worked at Kirov State Teachers’ Training Institute in 1934-1976. The directions of studying professor Nagibin’s works are also considered in this paper.

Текст научной работы на тему «Профессор Ф. Ф. Нагибин. Страницы истории советского математического образования»

2. Медведева Е. А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2007.

3. Медведева Е. А, Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.

4. Анисимов В. П. Арт-педагогический потенциал методик Н. А. Зайцева // Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н. А. Зайцева. Минск, 2006. С. 11-16.

5. Линькова В. Учись читать! М., 1998.

6. Таранова Е. В.Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.

7. Уфимцева Л, Осипова Н. Артпедагогика - лекарство от стресса // Здоровье детей. 2006. № 23. С. 30-35.

8. Хрисанова Е. Г., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Воспитательная работа в школе. 2005. № 6. С. 38-44.

9. Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы / под ред. С. В. Федотовой. Тамбов, 2006.

10. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2006.

11. Кожуховская Л. С., Масюкевич Н. В. Арт-пе-дагогика в высшей школе. Минск, 2005.

12. Новикова А. В., Анкуда С. Н. Арт-педагоги-ческие технологии в учебном процессе высшей школы // Современный спорт, современный олимпийский спорт и спорт для всех. Ч. 1. Минск, 2007. С. 438-441.

13. Горев В. В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. Астрахань, 2003.

14. Старикова С. В. Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт-технологии: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2008.

15. Гузева М. В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедаго-гики: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

16. Хилько Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2007.

17. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в условиях культур-но-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2007.

18. Уленгова Р. Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2008.

19. Соколова Т. А. Артпедагогика в повышении профессионального мастерства педагогов // Методист. 2007. № 6. С. 8-15.

УДК 51

В. И. Варанкина, С. В. Тебенькова

ПРОФЕССОР Ф. Ф. НАГИБИН. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье открываются новые страницы биографии известного советского математика-методиста, профессора Ф. Ф. Нагибина (1909-1976), работавшего в Кировском государственном педагогическом институте в 1934-1976 гг. Также рассматриваются направления исследования его научного творчества.

The article reveals some new facts of the biography of the famous Soviet mathematician and methodologist professor F. Nagibin (1909-1976) who worked at Kirov State Teachers' Training Institute in 1934-1976. The directions of studying professor Nagibin's works are also considered in this paper.

Ключевые слова: история математического образования, Ф. Ф. Нагибин, расшифровка рукописей.

Keywords, history of mathematical education, F. Nagibin, deciphering of originals.

Фёдор Фёдорович Нагибин (18.02.1909 г. -25.09.1976 г.) - один из выдающихся методистов-математиков советского периода. Во второй половине XX в. у математиков всего Советского Союза название нашего города -Киров ассоциировалось с именем Нагибина, так как именно здесь, в Кировском государственном педагогическом институте (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), сложилась его творческая и научная биография. Он, выпускник 1933 г. математического отделения нашего вуза (тогда Вятского педагогического института им. В. И. Ленина), прошёл путь в профессии от сельского учителя до всеми признанного профессора, мастера своего дела. Личность этого Человека по сей день вызывает наш неподдельный интерес.

В архиве ВятГГУ хранится личное дело профессора Ф. Ф. Нагибина, а в методическом кабинете факультета информатики, математики и физики - архив самого Фёдора Фёдоровича. За свою творческую жизнь Нагибин собрал и разместил в отдельные папки свои конспекты лекций, рукописи статей, заметки, задачи, газетные вырезки.

© Варанкина В. И., Тебенькова С. В., 2011

В 2008 г. в преддверии 100-летия Ф. Ф. Нагибина студентами-математиками была начата работа по изучению его наследия. Исследования ведутся по нескольким направлениям:

- изучение биографии Ф. Ф. Нагибина;

- сбор материалов - воспоминаний о профессоре и публикаций о нём;

- систематизация и расшифровка материалов архива Ф. Ф. Нагибина.

В личном деле Ф. Ф. Нагибина хранится автобиография, написанная им от руки 16 августа 1934 г.:

«Родился в 1909 г. в деревне Корпухино Па-лемского сельсовета Великоустюгского района Северного Края. Мать моя батрачка, нищая, умерла в 1924 г. Отца не знаю... В детстве мне приходилось нищенствовать и ходить нянькой. Это продолжалось до моей учёбы в городе Устюге, до 1922 г. Брат мой в это время был в рядах Красной армии, а сестра училась. В 1923 г. я вступил в Комсомол и до настоящего времени являюсь членом его. С помощью государства, в 1927 г, я кончил Великоустюгский Педтехни-кум. Три года работал на педработе, сначала в начальной школе, потом преподавателем математики и заведующим в Аальской фабрично-заводской семилетке. В последний год перед учёбой в институте работал по совместительству председателем Райпроса. В 1930 г. по командированию Райпроса был принят в число студентов Вятского Пединститута. Во время учёбы полгода работал преподавателем математики на рабфаке при институте, кроме этого, занимался на различных курсах, в том числе, на курсах подготовки преподавателей для семилеток по методике математики. Во время учёбы был секретарём комсомольской ячейки. В 1933 г. кончил математическое отделение института, имея отличную успеваемость. Кафедрой математики было вынесено решение об оставлении меня при институте, но Крайоно не дало на него своего согласия, поэтому я бы л назначен преподавателем математики и методики мате-

матики в Санчурский Педтехникум. Во время работы в Санчурском Педтехникуме приходилось много раз заниматься по методике математики на различных учительских курсах и конференциях. В этот же период мной была проведена работа по изучению уровня математических знаний и постановки работы по математике в начальных школах Санчурского района. По отзывам эта работа дала хорошие результаты. За постановку работы в Санчурском Педтехни-куме я был премирован бесплатной экскурсией в Москву и Аенинград. В конце августа 1934 г. я был зачислен ассистентом по кафедре математики. В 1934-1935 учебном году, а также в 1935-1936 гг. и в начале 1936-1937 учебного года я работал в Пединституте. Самостоятельно вёл следующие курсы!,: методику математики, аналитическую геометрию, анализ, кроме того, вёл упражнения по анализу. Начиная с октября 1935 г. и кончая июлем 1936 г., работал председателем Месткома Пединститута. В ноябре 1936 года я был принят на второй курс аспирантуры при институте. Во время обучения в аспирантуре был членом Месткома и членом комитета ВАКСМ. В 1938 г. закончил аспирантуру и был направлен на работу снова в Кировский государственный педагогический институт».

В личном деле Ф. Ф. Нагибина есть свидетельство, удостоверяющее, что он 1 мая 1931 г. поступил на открывшееся в 1930 г. математическое отделение Вятского педагогического института им. В. И. Ленина и в 1933 г. окончил его. Изучение этого свидетельства открыло нам новые факты биографии Нагибина. Дело в том, что нигде в документах мы раньше не встречали дату его рождения. Не вызывал сомнения только год рождения - 1909-й. В указанном свидетельстве была обнаружена отчетливая запись, сделанная карандашом: дата рождения - 5 февраля 1909 г. Эту же дату, 18 февраля по новому стилю, мы находим в копии аттестата об окончании института, сохранившейся в личном деле (см. копию).

. Б. В. Г. Д С. Ж. 3. и. к. л. м. н.

Год поступления .-.., лУ^И^- /,

•Р в. чл-

отделение*

Фамилия, имя и отчество ... тЗЩШжШ^...........^¿Щл,;...........//» С,

Партийность '/«<<.<■ Д ^ /Ж,. С I / /ООО, Г//Г ✓ . ^ ¡Ъ /

1 ......

м' '' < '¿рц.ы'.лн ¿'л к щ

оу--------- отделение.

Национальность

Какое учебное заведение окончил " % ,,...

,*-? ¿'" '.' А .............Г/ 1 ..............................................

?<Д--1 .................

Перерыв в учебе: Переводы с курса на курс:

в 19// Г. на / куос

Копия фрагмента свидетельства

стре варьируется от 10 до 16 (в настоящее время студенты-математики изучают в семестре 6-9 дисциплин). Во всех шести семестрах есть физкультура и во всех семестрах, кроме пятого, - военные дисциплины. При этом в учебном плане того периода совсем отсутствуют такие дисциплины, как теория чисел, числовые системы, математическая логика. Геометрия и алгебра изучаются в течение всего одного семестра (в настоящее время в течение трёх и четырёх семестров соответственно). Поступив в мае 1931 г. в институт, Ф. Ф. Нагибин в этом же году проучился два семестра и был переведён на III семестр. В 1932 г. осуществлялись переводы на IV и V семестры, в 1933 г. - на VI семестр. А 5 июля 1933 г. подготовленные к учительской работе студенты уже получили аттестаты об окончании института. Любопытно, что в выданном аттестате значится год поступления 1930-й, этот же год Фёдор Фё-

Таблица 1

1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр

Политическая экономия Возрастная педология Исторический материализм с основами диалект.

Основы педологии Аналитическая химия Педология

Немецкий язык Немецкий язык Электротехника

Энциклопедия элементарной ма- Минералогия Физика

тематики

Математика и анализ бесконечно Физика Автодело

малых

Физика Физкультура Метрология

Химия неорганическая Военные дисциплины Интегральные исчисл.

Военные дисциплины Сельхозпрактика Практика фаб.-зав.

Практика общественно-педагоги- Политэкономия Военные дисциплины

ческая

Педагогика Технология металлов с/х машиноведение

Физкультура Черчение Машиноведение и черчение

Колхозное строительство Немецкий язык

Технический труд по дереву Организация и рационализация производства

Таблица 2

4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр

Педагогика История эпохи империализма Высшая алгебра

Основы сельскохозяйственной техники История ВКП(б) и Коминтерна Ленинизм

Физика Машиноведение и черчение Механика

Аналитическая геометрия Физика Военные дисциплины

Дифференциальное исчисление Радиотехника Физкультура

Интегральное исчисление Немецкий язык Методика математики

История и методология математических наук Астрономия История и методология математики

Электротехника Физкультура Матем. статистика

Геодезия Дифф. и интегр. уравн. Теория функций комп. пер.

Немецкий язык Педпрактика Теория вероятностей

Военные дисциплины Интегрирование дифференциальных уравнений

Исторический материализм

Диалектический материализм

Научный кружок (фотогр.)

Физкультура

Свидетельство - это прообраз студенческой зачётной книжки. В нем есть список дисциплин каждого семестра. Напротив дисциплины стоит штампик «зачет сдан», иногда добавляется оценка, написанная чернилами или карандашом, как правило «о. х.» (очень хорошо) или «х» (хорошо), отмечены переводы на следующий семестр.

Приведем перечень дисциплин, которые изучали студенты, получавшие первыми на Вятке специальность учителя математики (названия даны без изменения) (табл. 1-2).

Последняя запись в свидетельстве: Квалификационная работа «Трафики и их место в преподавании математики в техникуме» защищена «очень хорошо» 26 июня 1933 г.

Нетрудно заметить, что объём читаемых курсов был невелик, а диапазон довольно широк. Интенсивность обучения была очень высокая. Количество изучаемых дисциплин в одном семе-

дорович называет в своей автобиографии. Скорее всего, Нагибина, как выпускника педтехни-кума, в виде исключения приняли в институт в конце первого учебного года, и он «догонял» свой курс. Это означает, что реальный срок обучения Ф. Ф. Нагибина в институте составил 2 года и 2 месяца. Можно сделать вывод, что образованность Ф. Ф. Нагибина, его интеллигентность, удивлявшие всех эрудиция и глубокие знания в разных областях математики, физики, техники -это результат его огромного трудолюбия и самообразования, которым он занимался начиная со студенческой скамьи, всю жизнь.

Немаловажно, что в тот период в институте работали высококвалифицированные специалисты, получившие образование в классических университетах и направленные на работу в Вятский пединститут. Среди них - профессор П. Д. Белоновский (1885-1947), окончивший мехмат Петербургского технологического института, выпускник математического факультета Санкт-Петербургского университета В. О. Окулов (1885-?), выпускники Казанского университета С. М. Лобастов (1894-?) и В. Н. Русанов (1885-?), выпускник Иркутского университета Л. Е. Тиль-ман (1908-?).

В аттестате Ф. Ф. Нагибина, выданном ему по окончании института, 13 раз встречается оценка «очень хорошо» (это в основном математические дисциплины), 21 - «хорошо», оценку «удовлетворительно» он получил по дисциплинам «Основы педологии» и «Колхозное и совхозное строительство». В аттестате говорится, что Ф. Ф. Нагибин получил «звание ПЕДАТОТА и ПРАВО преподавать математику во всех средних учебных заведениях: техникумах, рабфаках, школе 10-летке и школе ФЗУ».

Листок по учету кадров, заполненный рукой Ф. Ф. Нагибина, хранит следующую информацию (табл. 3).

Всего в листке по учету кадров 38 вопросов, напечатанных на пишущей машинке на листах в клеточку формата А4.

37-й вопрос. Семейное положение в момент заполнения личного листка. Нагибин пишет: жена [1] и сын [2] 11 лет.

38. Домашний адрес: Т. Киров, ул. Коммунистическая, дом 23, кв. 4.

Дата заполнения 16 апреля 1945 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 февраля 1945 г. Ф. Ф. Нагибин заполняет учетную карточку научного работника, в которой указывается «ученое звание: доцент, 15 марта 1941 г., ученая степень: кандидат педагогических наук, 31 октября 1939 г., установленный оклад с учетом уч. зв. и степени и стажа работы: 1400 р., годовая учебная нагрузка в часах: 660» (заметим, что средняя заработная плата в СССР в 1946 г. равнялась 475 р., в 1947 г. -550 р. в месяц).

В личном деле имеется дополнение к личному листку по учету кадров (см. табл. 4).

Как было отмечено в автобиографии, в 19361938 гг. Фёдор Фёдорович учился в аспирантуре по методике преподавания математики при НИИ школ Наркомпроса РСФСР. Его руководителями были: по математике - известный в мире математик, профессор МГУ, член-корреспондент АН СССР Александр Яковлевич Хинчин, по методике математики - известный математик-методист, профессор Елизавета Савельевна Березанская. 16 сентября 1939 г. Фёдор Фёдорович успешно защитил кандидатскую диссертацию в МГПИ им. В. И. Ленина. Тема диссертации - «Вопросы изучения функций в курсе математики средней

Таблица 3

Дата (м-ц, год) Должность с указанием учреждения, организации, предприятия, а также наркомата (ведомства), в систему которого они входят Местонахождение организации, предприятия (город, район, область, район, область, край, республика)

вступления ухода

Сентябрь 1929 г. Май 1929 г. Учитель начальной школы С. Папулово Лальского р. Кировской обл.

Сентябрь 1929 г. Май 1930 г. Преподаватель математики Ф.З.С. Г. Лальск Лальского р. Кировской обл.

Сентябрь 1931 г. Май 1933 г. Преподаватель математики Рабфака (работа по со-вмест. с учебой в институте) Г. Киров

Август 1933 г. Июль 1934 г. Преподаватель математики педучилища Г. Санчурск Кировской обл.

Июль 1934 г Ноябрь 1934 г И. о. доцента по каф. математики Кировского пединститута Г. Киров

Август 1933 г. Май 1938 г. Руковод. педагогич. практики по математике студентов 5-го курса мех-мат ф-та МГУ (работа по совместит, с учебой в аспирантуре) Г. Москва

Август 1938 г. Март 1941 г. И. о. доцента по каф. мат-ки Кировского педаг. ин-та Г. Киров

Март 1941 г. Доцент каф. математики Кировск. педагогич. ин-та Г. Киров

Сентябрь 1939 г. Ноябрь 1943 г. Декан физ.-мат. факультета Кировск. пединститута Г. Киров

Ноябрь 1943 г. Ноябрь 1944 г. И. о. директора Кировского Госуд. пединститута Г. Яранск Кировской обл.

школы». С сентября 1939 г. по ноябрь 1943 г. работал деканом физико-математического факультета КГПИ им. В. И. Ленина. В ноябре 1943 г. приказом Наркома просвещения Нагибин был назначен исполняющим обязанности директора института и был им до сентября 1944 г. В 1941 г. ВАК утвердила Ф. Ф. Нагибина в ученом звании доцента, а в 1967 г. - в ученом звании профессора.

Исполняющий обязанности директора института А. И. Шернин [3] в производственно-политической характеристике на Нагибина Фёдора Фёдоровича 10 марта 1951 года пишет: «...Нагибин выступал с научными докладами на многих конференциях, на всесоюзных педагогических чтениях, на конференции преподавателей математики пединститутов Урала, на научных конференциях физико-математического факультета Кировского пединститута.... Товарищ Нагибин является высококвалифицированным лектором и имеет большой авторитет среди студенчества... Его лекции всегда качественно подготовлены, читаются на высоком теоретическом уровне, отличаются глубиной содержания, последовательностью и чёткостью изложения. Фёдор Фёдорович требователен к себе и студентам, борется за прочность знаний и высокое качество выпускаемых из института учителей. Свою работу ведёт в постоянной связи с работой школ, обобщая опыт работы учителей математики, оказывает непосредственную помощь учителям, выступая с лекциями и докладами на конференции учителей.... В отношении выполнения общественных поручений Фёдор Фёдорович так аккуратен и инициативен, как и во всякой другой деятельности» [4].

Любопытна информация об имеющемся ходатайстве руководства института в Высшую аттестационную комиссию о присвоении Ф. Ф. Нагибину учёного звания профессора. Переписка с ВАК велась на протяжении нескольких лет.

В письме председателю ВАК товарищу В. П. Елютину от ректора института А. Шарова [5] сообщается: «Ученый Совет Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина 22 мая 1964 г. принял решение о представлении в

ВАК к ученому званию профессора заведующего кафедрой математического анализа и методики математики доцента, кандидата педагогических наук Нагибина Федора Федоровича». Далее говорится о выдающихся заслугах Ф. Ф. Нагибина. Письмо заканчивается словами: «Ректорат института просит Высшую Аттестационную Комиссию, в порядке исключения, присвоить т. Нагибину Ф. Ф. ученое звание профессора». Речь идет об исключении из правил, так как Ф. Ф. Нагибин не имел учёной степени доктора наук.

Есть еще одно подобное письмо почти такого же содержания на имя председателя ВАК В. П. Елютина, подписанное уже ректором института В. Голубевым [6].

С заявлением в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве высшего образования СССР 31 июля 1964 г. обращается заслуженный деятель науки ТАССР, доктор педагогических наук, профессор Казанского государственного педагогического института Борис Владимирович Болгарский, в котором пишет: «Со своей стороны я всецело поддерживаю это решение Совета и прошу ВАК не отказать в его удовлетворении... Это в особенности необходимо также и потому, что нас, профессоров, работающих в области методики математики, имеется в стране очень мало и все мы уже в таком преклонном возрасте, который заставляет нас постепенно передавать свою работу более молодым товарищам».

И. Я. Депман [7], профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, 25 сентября 1966 г. пишет отзыв о научной и педагогической деятельности Ф. Ф. Нагибина: «Я 30 лет внимательно слежу за деятельностью Федора Федоровича в институте, в котором сам когда-то был заведующим кафедрой математики. Работа Федора Федоровича, проводимая им на высоком научном и методическом уровне, меня в течение многих лет наблюдений всегда в высокой степени удовлетворяла и восхищала. Долголетняя и плодотворная деятельность Федора Федоровича в пединституте, по моему мнению, вполне оправдывает ходатайство Кировского пединститута о присвоении ему ученого звания

Таблица 4

Должность с наименованием названия высшего учебного заведения Число, месяц, год вступления в должность Число, месяц, год ухода с должности

Ассистент кафедры математ. 1.09.34

Зам. декана математ. ф-та 9.04.36 28.10.36

Доцент каф. математики 7 июля 1938

Декан физико-математич. ф-та 26.09.39

Зав. кафедрой мат. анализа март 1947

Профессор каф.мат. анализа 10.06.67

Профессор-консультант 1.09.70

профессора. Это ходатайство всей душой поддерживаю».

Свою поддержку в отзыве о научных работах Ф. Ф. Нагибина выразил 15 сентября 1966 г. профессор Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького В. Репьев.

Осторожное письмо директору института пишет 27 августа 1966 г. профессор В. М. Брадис [8]: «Уважаемый директор! Ваше письмо от 23 августа с. г. я получил, отвечаю. К сожалению, я лишен возможности помочь Вам в деле поддержания ходатайства Вашего Института о присвоении Федору Федоровичу Нагибину ученого звания профессора без защиты диссертации, так как я в настоящее время (с начала текущего учебного года) уже не состою членом Ученой комиссии ВАКа. Очень ценю методические работы Ф. Ф., но знаю позицию Министерства высшего образования СССР и той Ученой комиссии, которая рассматривает эти дела, и полагаю, что Ваше ходатайство успеха иметь не будет. От души желаю ему успеха, но сам лишен возможности этому посодействовать. Федору Федоровичу пишу отдельно. С искренним уважение Ваш М. В. Брадис».

С поддержкой ходатайства обращается в ВАК 3 октября 1966 г. зав кафедрой геометрии Свердловского пединститута профессор П. В. Николаев.

Завершает эту историю выписка из приказа № 301 по Кировскому государственному педагогическому институту им. В. И. Ленина от 2 октября 1967 г.: «Доцента НАТИБИНА Ф. Ф. считать утвержденном в ученом звании профессора по кафедре математического анализа и методики математики. Основание: Аттестат профессора МПР № 010634, выданный ВАК от 27 июля 1967 г.». Прилагается копия аттестата.

В личном деле Ф. Ф. Нагибина имеется составленный им список своих научных трудов, насчитывающий 43 работы. Работы, приведённые в списке последними, относятся к 1965 г. Регулярные публикации исследований Ф. Ф. Нагибина осуществлялись всю его жизнь и несколько лет после его кончины. Е. С. Канин [9] в своей книге [10] о Фёдоре Фёдоровиче Нагибине указывает, что удалось разыскать 92 прижизненные работы Нагибина, 12 работ были опубликованы его учениками после 1976 г. Профессор Ф. Ф. Нагибин - автор (соавтор) 32 учебников и учебных пособий для школ, задачников и книг для учителей математики, многих книг для учащихся. 39 его статей опубликованы в центральных изданиях, в том числе 29 статей в журнале «Математика в школе». Работы Ф. Ф. Нагибина издавались на 9 языках народов мира (13 изданий), в том числе в Японии (2 издания), Китае, Болгарии.

Надо отметить, что учебник геометрии для 68-х классов коллектива авторов (А. Н. Колмого-

ров, Ф. Ф. Нагибин, А. Ф. Семенович, Р. С. Черкасов) на Всесоюзном конкурсе в 1964 г. получил вторую премию (первая премия не была присуждена ни одному учебнику). Первый раз он был выпущен издательством «Просвещение» в 1967 г. (объем 384 с.) и стал основным учебником по геометрии для школьников всего Советского Союза вплоть до середины 80-х гг.

Можно выделить самую популярную книгу Нагибина для учащихся - «Математическую шкатулку», которая выдержала 14 изданий, была переведена на японский, китайский, украинский, молдавский, киргизский, татарский и башкирский языки, издана для слепых. Последнее издание выпущено издательством «Дрофа» в 2006 г. (соавтор - Е. С. Канин). Она существенно отличается от предыдущих и содержит 1050 задач для увлеченных математикой учащихся (первое издание содержало 533 задачи). Общий тираж этой книги за все годы составил более 2 миллионов экземпляров. Книга живет уже более 50 лет (первое издание вышло в 1958 г. в издательстве «Просвещение»).

Известно, что Ф. Ф. Нагибин неоднократно был отмечен высокими государственными наградами: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом «Знак почёта», юбилейной ленинской медалью.

В период с 1953 г. по 1975 г. Ф. Ф. Нагибин получил ряд поощрений, благодарностей и наград, отмеченных в личном деле:

1) За успехи, достигнутые в деле подготовки кадров народного образования, награжден значком «Отличник народного просвещения» (выписка из приказа по Министерству просвещения РСФСР КК/9/212 № 2039 от 2 ноября 1953 г.).

2) В день 38-й годовщины Великого Октября за добросовестную и успешную учебную научную и воспитательную работу объявлена благодарность с занесением на Доску почёта.

3) Объявлена благодарность за работу на заочном отделении.

4) В день 1 Мая объявлена благодарность.

5) В связи с празднованием 48-й годовщины Великого Октября объявлена благодарность за хорошую и безупречную работу.

6) В день 50-летия Октября занесён в Книгу почёта института.

7) За многолетнюю и плодотворную работу в подготовке кадров учителей объявлена благодарность.

8) Занесён на Доску почёта в связи с празднованием Великого Октября.

9) За успехи в подготовке педагогических кадров награждён знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 г.».

10) За активное участие в организации научно-исследовательской работы студентов на зо-

нальных, областных и институтских конкурсах в 1973-1974 гг. объявлена благодарность.

11) За достигнутые успехи в подготовке кадров в годы IX пятилетки награждён знаком «Ударник IX пятилетки» с вручением памятного подарка.

О многогранности личности профессора, верности своему делу, о широте его души говорят статьи и воспоминания людей, которые знали Фёдора Фёдоровича - поистине удивительного человека.

Укажем публикации о Ф. Ф. Нагибине:

1) Вятский государственный гуманитарный университет. 1914-2004 / отв. ред. М. С. Судо-виков. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.

2) Иванова Л. Интервью с профессором // По ленинскому пути. 1967. 30 сент.

3) Канин Е. С. Жизнь, отданная людям // По ленинскому пути. 1989. 28 февр.

4) Канин Е. С. Научно-педагогические труды профессора Ф. Ф. Нагибина // Вятская земля в прошлом и настоящем. Киров, 1989. С. 216-218.

5) Канин Е. С., Килина Н. Т. Ф. Ф. Нагибин (к 60-летию со дня рождения) // Математика в школе. 1969. № 1.

6) Канин Е. С., Килина Н. Т., Черкасов Р. С, Семенович А. Ф. Ф. Ф. Нагибин // Математика в школе. 1976. № 4.

7) Килина Н., Макарова Л. Большой ученый // По ленинскому пути. 1968. 8 апр.

8) Энциклопедия земли Вятской. Знатные люди. Т. 6. Киров, 1996.

9) Макарова Л. Профессор Нагибин // Кировская правда. 1968. 13 дек.

10) Полвека в пути. Кировский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. 1918-1968. Киров: Изд-во ВятГГУ. С. 229-240.

11) Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров: Информ. центр, 1993.

12) Понарин Я. П. Плюснина З. Б., Семаков В. С., Татаурова Т. Т. Нам посчастливилось у него учиться // По ленинскому пути. 1989. 28 февр.

13) Преподаватели ВятГГУ. 1914-2004 / отв. ред. Ю. М. Рябов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.

14) Ректоры ВятГГУ / отв. ред. В. А. Бердин-ских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.

15) Шишкин В. Учитель учителей // Кировская правда. 1969. 27 февр.

14-16 мая 2009 г. на физико-математическом факультете ВятГГУ состоялась IV Всероссийская научно-методическая конференция, посвя-щённая 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. По итогам конференции был выпущен сборник её материалов. В разделе «Памяти Ф. Ф. Нагибина» опубликованы следующие статьи о профессоре:

16) Тлушкова А. И. Память остаётся навсегда // Материалы IV Всерос. науч.-метод. конф.,

посвящ. 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 36-40

17) Канин Е. С. Профессор Нагибин Фёдор Фёдорович (к столетию со дня рождения) // Материалы IV Всерос. науч.-метод. конф., посв.ящ 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 40-44.

18) Клековкин Т. А. Первый профессор // Материалы IV Всерос. науч.-метод. конф., по-свящ. 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 44-46.

19) Понарин Я. П. Фёдор Фёдорович Нагибин в моей памяти // Материалы IV Всерос. науч.-метод. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 48-50.

В этом же сборнике опубликовали свои работы студенты, выпускники 2009 г. ВятГГУ специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика», которые под руководством кандидата физико-математических наук, доцента кафедры высшей математики ВятГГУ В. И. Варанкиной в 2008 г. первыми начали исследование архива Ф. Ф. Нагибина и расшифровку рукописных материалов профессора:

20) Куимова Е. С. Элементы комбинаторики и теории вероятностей в творческом наследии Ф. Ф. Нагибина // Материалы IV Всерос. науч.-ме-тод. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 46-48.

21) Тебенькова С. В. О методическом наследии профессора Ф. Ф. Нагибина // Материалы IV Всерос. науч.-метод. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 51-54.

В методическом кабинете факультета математики, информатики и физики ВятГГУ более 30 лет хранится архив Фёдора Фёдоровича. За свою творческую жизнь Нагибин собрал и разместил в отдельные папки конспекты лекций, рукописи статей, заметки, задачи, газетные вырезки и другие материалы, вызвавшие его интерес. Фёдор Фёдорович писал мелким почерком, в основном карандашом, на маленьких листках бумаги, иногда на листах отрывного календаря, но все записи выполнены очень аккуратно, чертежи точны и понятны при чтении. Несмотря на это работа по расшифровке рукописей оказалась трудоёмкой. Высота букв, написанных рукой Нагибина, составляет 1-2 мм. Со временем листы бумаги пожелтели, записи поблекли. Многие слова удаётся расшифровать не сразу.

Самой известной книгой Ф. Ф. Нагибина является «Математическая шкатулка». Выбранное им название, скорее всего, не случайно. Способ

хранения записей профессора напоминает шкатулку: записи разложены ровно, аккуратно в коробочки или в папки. А в шкатулках с давних пор людьми принято хранить все самое дорогое!

Профессор Е. С. Канин [11] выделяет следующие направления научно-методических исследований Ф. Ф. Нагибина: 1) общая методика обучения математике, 2) методика обучения алгебре и началам анализа, 3) методика обучения геометрии, 4) обучение решению математических задач, 5) развитие мышления и творчества учащихся в процессе обучения математике. В архиве есть достаточно много материала по вышеуказанным направлениям, они требуют расшифровки и систематизации.

Из материалов архива [12] нам удалось выделить следующие разделы, интересовавшие Фёдора Фёдоровича.

1. Геометрия.

2. Математический анализ.

3. Теория функции действительного переменного.

4. Математическая логика.

5. Алгебра.

6. Комбинаторика и теория вероятностей.

7. Методика преподавания математики (здесь представлены все направления, которые указал профессор Е. С. Канин).

8. История математики, в том числе высказывания известных людей, пословицы, поговорки.

9. Стихи об учении.

10. Психология, педагогика.

11. Философские вопросы, методология.

12. Интеграция математики и других знаний.

13. Внеклассная работа по математике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Машиностроение.

15. Физика.

Многообразие интересов учёного говорит о его удивительном желании знать о многом, добывать информацию из различных источников, хранить её и, конечно, передавать другим поколениям.

В результате проведенной работы выделились основные содержательные линии, по которым

были сгруппированы материалы архива. Была произведена опись математических материалов архива. Ведётся расшифровка рукописей профессора. Мы уверены, что на этом пути нас ждут новые находки и выводы. Например, уже сейчас появилась гипотеза, что Ф. Ф. Нагибин задумал написать продолжение своей «Математической шкатулки». Основание так считать мы находим в пожелтевших листах. Мы думаем, что неизвестные до сих пор материалы Ф. Ф. Нагибина ждут своего часа и встретятся с читателем.

Примечания

1. Эмилия Иосифовна Нагибина училась вместе с Ф. Ф. Нагибиным на математическом отделении Вятского пединститута, после его окончания в 1933 г. долгие годы работала учителем математики в средней школе № 29 г. Кирова.

2. Известно, что двое детей Ф. Ф. Нагибина Олег Фёдорович и Ольга Фёдоровна в настоящее время на правах пенсионеров живут в Германии.

3. Аркадий Иосифович Шернин (1898-1984). Кандидат биологических наук, в те годы проректор по научной работе КГПИ им. В. И. Ленина.

4. Архив ВятГГУ. Личное дело Ф. Ф. Нагибина.

5. Александр Дмитриевич Шаров (1913-1980) -ректор КГПИ им. В. И. Ленина с 8.02.1963 г. по 30.12.1964 г.

6. Василий Иванович Голубев (1914-1988) - ректор КГПИ им. В. И. Ленина с 30.12.1964 г. по 7.04.1969 г.

7. Иван Яковлевич Депман (1885-1970). Окончил физмат Санкт-Петербургского университета (1912). Профессор (1922). Работал в ВГПИ в 1919-1924. Автор известной книги «История арифметики».

8. Владимир Модестович Брадис (1890-1975). Математик, член-корреспондент Академии педагогических наук ССССР, профессор Калининского (Тверского) педагогического института. Хорошо известен как автор четырехзначных математических таблиц.

9. Евгений Степанович Канин (род. 16.08.1926). Выпускник КГПИ им. В. И. Ленина (1959), ученик Ф. Ф. Нагибина. Кандидат педагогических наук (1965). Профессор (1988).

10. Канин Е. С. Профессор Фёдор Фёдорович Нагибин (к столетию со дня рождения). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.

11. Архив методического кабинета факультета информатики, математики и физики ВятГГУ.

12. Канин Е. С. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.