справжньо! людини? Краша буде такою, якою ви И зробите.
Слщ взяти до уваги, що в нашiй державi сформувалася так звана нацюнальна елiта, яка привласнила собi право постiйно вказувати шшим у яку церкву слiд ходити i якою мовою говорити. З боку И представникiв подеколи лунають заяви, що, мовляв, той, хто розмовляе й думае не «по-украшсью», не може вважатися справжнiм патрютом. Очевидно, держава, яка дозволяе, а тим бшьше заохочуе подiбнi твердження, нiколи не стане «рiдною матшкою» для значно! частини сво!х дггей. Так само викликають певну одразу до держави спроби примушувати людей шанувати деяких iсторичних персонажiв, яю категорично не сприймаються частиною суспшьства в якостi загальнонацiональних геро!в.
Можливо, сподiвання на те, що засобами виховно! роботи можна зупинити потш штелектуально! емграци, виглядають дещо на!вними, але ж, як казав один вщомий класик, ще! перетворюються на матерiальну силу, коли оволодiвають масами. Змогли, скажiмо, китайцi сформувати таку нацюнальну iдею, що повертае з-за кордону до свое! кра!ни й людей i капiтали! I завдяки цьому перетворили Китай на кра!ну, яка демонструе ниш чи не найбшьш висою в свiтi темпи економiчного прогресу.
Отже, головне завдання виховно! роботи у вищих навчальних закладах - це переконати молодь, зокрема, студентську в тому, що тшьки вщ не! залежить створення тако! краши, якою можна пишатися. А Болонський процес - лише зручна нагода, щоб зайвий раз задуматися на тим, яю виклики й небезпеки постають перед нашим суспшьством у разi, якщо йому не вдасться виховати поколшня людей, що здатнi взяти на себе вщповщальшсть за долю свое! держави.
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ
1. Абрамчук О. В. Патрютичне виховання студентiв вищих техшчних навчальних закладiв: монографiя. - Вшниця, 2008. - 137 с.
2. Бех I. Д. Виховання особистосп : У 2-х кн. Кн. 2. : Навч.-метод. посiб. - К. : Либщь, 2003. - 344 с.
3. Болонський процес: Документи / Укладачк З. Г. Тимошенко, А. М. Грехов, Ю. А. Гапон, Ю. I. Палеха. - К. : Вид-во Свроп. ун-ту, 2004. - 169 с.
4. Болонский процесс // ru.wikipedia.org.
5. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность: Социологический аспект / Якуба Е. А. и др. - К. : Вища школа, 1998. - 273 с.
6. Гнугель Я. Б. Виховна робота в сучасних умовах: Теорiя й методика. - Тернопшь: Астон, 1998. - 262 с.
7. Думки, шдказаш серцем. Роздуми про виховання студентсько! молодо нариси / щея та загл. ред. М.В. Полякова; авт.-упоряд.: В. В. 1ваненко, Н. П. Олшник. - Д. : Вид-во ДНУ, 2011.
- 262 с.
8. Коновалова Х., Рафал А. «Мозги» по-прежнему спасаются бегством // Сегодня. - 2010.
- 20 янв.
9. Проблеми гумашзацп осв^и в контекст трансформацп вищо! школи Украши: Монографiя / За ред. Т. I. Власова. - Д. : Арт-Прес, 2008. - 232 с.
10. Пути реализации воспитательного потенциала вуза: методология, методика, опыт / В. С. Багиров и др. - Х. : Вища школа, 189 с.
11. Сухомлинский В. А. Избр. произв. : В 5-ти т. - К. : Рад. школа, 1979. - Т. 2. - 456 с.
12. Топчий Л. В. Проблемы формирования политической зрелости студентов. - М. : Высш. школа, 1991. - 157 с.
УДК 37.046.16
ВВЕДЕНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ УКРАИНЫ
Л. А. Шамрицкая, магистр
Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, бакалавр, магистратура, ЕСТБ-кредит, модуль
Постановка проблемы. В наше время о Болонском процессе знает каждый студент не только высшего учебного заведения, но и среднетехнических учебных учреждений. Этот процесс активно «вторгается» в жизнь любого студента, но самое важное, что половина из них
даже не знает, какое он имеет отношение к нашему отечественному образованию. Поэтому я считаю, что нашей основной задачей является донести до каждого абитуриента или студента, в чем суть Болонского процесса, в чем его достоинства и недостатки.
19 мая 2005 года в норвежском городе Берген на Конференции министров образования стран Европы Украина подписала Болонскую декларацию, где обязалась до 2010 года выполнить все требования Болонского процесса. Болонский процесс-процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Основные требования декларации таковы:
- привести в соответствие с европейскими требованиями отечественную законодательную и нормативную базу, которая касается сферы образования;
- в значительной степени сократить в ВУЗах количество специальностей, которых у нас гораздо больше, чем в Европе;
- ввести новые программы для бакалавров и магистров, которые соответствуют европейским;
- добиться признания на украинском рынке труда уровня «бакалавр» как квалификационного уровня;
- ликвидировать путаницу в понимании уровней специалиста и магистра;
- привести нашу систему научных степеней и ученых званий в соответствие с теми, которые существуют в большинстве стран Европы и мира;
- ввести двухступенчатую систему образования (бакалаврат и магистратура);
- определить роль техникумов и колледжей в системе образования [5].
Анализ публикаций. Вопросу введения Болонского процесса в Украине посвящено большое количество работ, а также государственной документации [1 - 5]. Изучение документов по Болонскому процессу даёт возможность не только понять смысл энтузиазма европейских стран, но и предположить, зачем нужны реформы, которые внедряются в систему высшего образования в Украине.
Цель статьи. Определить основные проблемы высшего образования Украины в контексте Болонского процесса.
Основные материалы. Очень горячо обсуждаются плюсы и минусы этого нововведения как среди преподавательского состава, так и среди студентов. Некоторые преподаватели до сих пор не могут свыкнуться с этой системой, не потому, что она сложна, а потому что, считают ее слишком упрощенной для студента. Но не будем спорить, а попытаемся все-таки выяснить: Болонский процесс в национальной системе образования - хорошо это или плохо!?
Анализируя информацию, полученную о Болонском процессе, а также изучив нормативную базу по данному вопросу, хочу отметить, что я нашла для себя интересными многие положения новой системы.
Пожалуй, начну с двухуровневой модели образования, которая будоражит каждого человека, связанного с системой высшего образования, уже на протяжении пяти лет. С одной стороны, в этом есть и свои плюсы - человек, проучившись в университете четыре года, получает степень бакалавра, но дальше он себя не видит в жизни ученым, тогда получает диплом и как человек с высшим образованием идет работать на предприятие. Подчеркиваю: с высшим образованием! С другой стороны, выполнение этого требования - не что иное как скрытый переход к платному образованию. Студенту придётся решать: либо оставаться с дипломом бакалавра и быть не реализованным на рынке труда, так как наших работодателей надо еще долгое время приучать к тому, что диплом бакалавра - это диплом специалиста с высшим образованием. Ведь работодатели в нашей стране считают что человек, проучившийся четыре года в ВУЗе - это человек с «неполным высшим» и до специалиста явно «не дотягивает», либо платить немаленькие деньги за магистратуру [2].
Выпускники аспирантуры на Западе получают звание доктора (философии) наук. Его знания, как правило, ниже, чем у нашего кандидата наук, учившегося пять лет в вузе и три года в аспирантуре, успевшего поработать под индивидуальным руководством опытного ученого.
Следующим глобальным вопросом стает то, что в нормативных документах в рамках Болонского процесса университеты должны иметь автономный статус, значит, они должны быть полностью независимы от государства как в плане методологии изучения и преподавания тех или иных дисциплин, разработки обучающих программ и пр., так и финансово. Следовательно, этот процесс подразумевает создание только платного образования. А значит, не будет никаких государственных стипендий, Минобразования должно воздержаться от какого-либо контроля над учебным процессом и стать органом, который будет лишь давать
вузам рекомендации в той или иной сфере, а ВУЗ уже будет сам решать, прислушиваться ему к этим рекомендациям или нет.
Давайте представим, что украинские университеты будут полностью независимы от государства, как того требуют принципы Болонского процесса. Что произойдет? ВУЗы по примеру европейских, начнут финансироваться за счет частных лиц и организаций, а «бюджетные» места аннулируют, что, согласитесь, в нашей стране может закончиться весьма печально для желающих учиться и для уже учащихся студентов. Далее. Автономия предполагает и то, что ВУЗ или его структурные подразделения могут принять Болонский процесс или отказаться от него (как это сделал Оксфорд). Либо, в крайнем случае, разработать собственную методику преподавания, систему оценивания, но так, чтобы это соответствовало принципам Болонского процесса (которые, как мы видим, имеют двойственный характер)[3].
Что происходит в Украине? Болонский процесс обязателен для всех. И, что странно -Болонский процесс ввели, а объяснить студентам и преподавателям, что это такое, не удосужились. Вот и получается, что все понимают его, как хотят: у каждого преподавателя свои собственные требования, оценивают все по-разному (кто-то ставит баллы за присутствие студента, кто-то - снимает за отсутствие; за доклад студент может получить у одного преподавателя максимум 4 балла, а у другого - 10 и т. п.).
На Западе большой упор делается на самостоятельную работу студента. Отсюда следует, что посещение всех лекций, семинаров и практических занятий не обязательно, если студент прекрасно справляется с материалом сам. У нас же посещение занятий обязательно, но вот в методических материалах и индивидуальных планах предусмотрены часы на самостоятельную работу студента. Чисто логически рассудить: если студент будет посещать занятия и еще использовать все эти часы на самостоятельную работу, то получится, что только на один предмет придется тратить ночь, да еще и выходные. А отдыхать когда?
Кроме того, Болонский процесс предусматривает, что студенты могут сами выбирать дисциплины, которые хотят изучать. А это означает, что студент, к примеру, юридического факультета может изучать философию, психологию, математику или выбрать только те отрасли права, которые ему наиболее интересны. Кроме того, студент может сам выбрать преподавателя той или иной дисциплины. Что же касается украинских ВУЗов: в индивидуальном учебном плане студента отмечаются нормативные учебные дисциплины, учебные дисциплины по выбору студента в рамках нормативно установленных сроков подготовки специалистов определенного образовательно-квалификационного уровня и учебные дисциплины, которые изучаются дополнительно. Теперь разъясняю, что нормативные учебные дисциплины - это обязательные, которые составляют базовую часть требований к образовательно-квалификационным характеристикам определенного направления (специальности) [1].
Теперь на примере Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. Индивидуальные учебные планы видели все студенты, но никто в них никогда не вникает. Там есть две графы: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору студента. Обычно обязательных дисциплин от 10 - 15, а по выбору студента - 2 - 3, из которых студент должен выбрать лишь одну дополнительную дисциплину. Вопрос: где студент сам выбирает все дисциплины, которые хочет изучать? Всего лишь одну, и все? Хотя, с одной стороны это хорошо, что есть обязательные дисциплины - студента как бы обязывают учиться. А с другой стороны - студент выбрал техническую специальность, ему нравятся точные науки, а его заставляют учить гуманитарные предметы.
Но все-таки есть и такие позиции в Болонском процессе, которые заслуживают должного внимания и которые система высшего образования Украины попыталась перенять у Запада без искажений. Например, ECTS-кредит. Он представляет собой численное значение нагрузки студента в освоении той или иной образовательной программы. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в ВУЗе, то есть лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа, а также экзамены. ECTS-кредиты скорее относительные, чем абсолютные величины нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской шкале кредитов [2].
В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов - полгода обучения (семестр). Учебный план осуществляется с помощью модульной системы. Формами модульного контроля могут быть индивидуальные задания, контрольные работы, рефераты, лабораторные работы, семинары и т. п. Итоговая оценка модульного контроля, по 100-балльной шкале, представляет собой сумму балов,
которые студент получил за определенный выполненный вид задания. Модуль считается зачтенным, если студент набрал 60 баллов и более. Семестровая оценка за знание определенной дисциплины не обязательно выставляется по экзамену или зачету, это может быть набранное студентом достаточное количество балов по модульному контролю, следовательно, дает студенту стимул систематически учиться. В свою очередь, заданием модульного контроля есть проверка понимания и усвоения определенного материала, выработанных навыков проведения расчетных работ, умений самостоятельно обрабатывать тексты, публично или письменно представлять определенный материал и т. п. [4].
Напомню, что в Европе иметь высшее образование не обязательно. Человек может годами идти к тому, чтобы понять, что ему хочется заниматься наукой, созреть для высшего образования. Как правило, средний возраст студента в Европе - 23 - 27 лет! У нас в стране это довольно таки сложно реализовать - молодому украинцу, оканчивающему школу, будет сложно объяснить, что ему не обязательно поступать в ВУЗ сразу после школы (здесь сыграют свою роль родители, а также менталитет работодателя - «без диплома ты мне не нужен!»). Я уже молчу о том, что ни о каком самостоятельном выборе дисциплин, а тем более преподавателей и речи не идет. Таким образом, Украина не выполняет условия декларации уже практически семь лет!
Ну, а еще - перспектива работы в Европе. Как нам кажется, даже с таким дипломом никто украинцев в Европу не пустит, ведь там прекрасно понимают, что их тогда ждет. Да и если пустят, то Украина останется без молодежи, а значит, без свежих инновационных идей, без современного мышления, а это - первый шаг к распаду государства как такового.
Единственный выход из сложившейся ситуации - внесение изменений в Закон Украины «О высшем образовании», которые детально регламентируют Болонский процесс в том виде, в котором он должен существовать согласно Болонской декларации и последующим нормативным актам.
Вывод. Итак, я перечислила все плюсы, которые были интересны мне, а также отметила негативные моменты. Болонская модель революционна, и в этом ее привлекательность, но таковой она будет, если ее будут реализовывать так, как она прописана в Болонской декларации. Я считаю, что вопрос реализации процесса должно решать государство, все зависит в первую очередь именно от него. Мы, студенты, живем в век информации, быстро развивающихся технологий, рыночной экономики. Естественно, что мы, поколение будущего, хотим чувствовать себя компетентными, развитыми, идущими в ногу со временем личностями, специалистами. Мы всегда будем за модернизацию, инновации в образовании. То, что нам нужно, это современные технологии, концепции развивающего обучения, в которые включены все передовые средства для постижения наук. «Гранит науки» стал на долю мягче, когда появились компьютеры, электронные курсы, а еще Интернет, без которого трудно представить современного студента и немыслимы такие понятия как «дистанционное обучение», «эффективное самообразование». Уверена, что система Болоньи «заживет», стоит нам только правильно усвоить все нужные нам положения и начать воплощать их на практике. Болонская декларация писалась для студентов, которые любят и жаждут учиться. Она учитывает современность и наши приоритеты. Думаю, мы готовы вступить в это пространство и стать членами мирового сообщества!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Укра!ни вщ 17 ачня 2002 р. № 2984-Ш «Про вищу осв^у» // Матерiали Верховно1 Ради Укра!ни. - 2002.
2. Наказ Мшютерства осв^и i науки Укра!ни вщ 20 жовтня 2004 р. № 812 «Про особливосп впровадження кредитно-модульно! системи оргашзацп навчального процесу».
3. Наказ Мшютерства осв^и i науки Укра!ни вщ 23 ачня 2004 р. № 48 «Про проведения педагопчного експерименту з кредитно-модульно! системи оргашзацп навчального процесу.
4. Тимчасове положення Придшпровсько! державно! академп будiвництва та архтектури про оргашзащю навчального процесу за кредитно-модульною системою. - Д. : ПДАБА, 2005. -12 с.
5. Кривчик Г. Г. Вища школа i Болонський процес: Конспект лекцш. - Д. : ПДАБА, 2007. - 30 с.