Довгаль Л.С., Непша О.В.
ВУЗ КАК ЦЕНТР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В Международном инновационном университете создана целостная система учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, функционирующая через многочисленные научные инициативы. Университет проводит фундаментальные и прикладные исследования, занимается опытно-экспериментальной и внедренческой деятельностью.
Образовательный процесс в МИУ строится на основе теории гуманизации образования и теории сетевого образования. В его основе лежит реализация следующих принципов: обучение на основе интеграции традиционного и виртуального образовательного пространства; системный переход от традиционных к электронным технологиям обучения; системное развитие практического и социального, а не только вербально-ло-гического мышления; обучение через собственные научные исследования; развитие личности на основе максимального удовлетворения ее индивидуальных потребностей; развитие личности не только через сферу рацио, но и через сферу бессознательного, на основе формирования у нее когнитивных, коммуникативных, поведенческих и эмоциональных стереотипов психической активности, обеспечивающих продуктивную самореализацию личности; обучение на основе авторского наполнения студентами образовательного пространства сети Интернет (взаимообучения в сети); обучение исходя из приоритета развития гуманистических качеств личности перед когнитивными; переход от системного подхода в обучении - к обучению на основе решения конкретных жизненных проблем, к контекстному подходу в обучении, через актуализацию всей сферы жизнедеятельности личности. [1, 2]
Разработанная теоретическая платформа новой психодидактики ориентирована на внедрение образовательных технологий, построенных на основе системной интеграции электронного и традиционного образовательного пространства и обеспечивающих удовлетворение потребностей, которые не реализуются в необходимой степени в процессе реального общения: потребности в интересующей в данный момент информации; потребности в профессиональной и личной компетенции; в эмпатии, в реализации творческого потенциала; в повышении своего социального статуса, в самопрезентации, в коммуникации; в игровой деятельности и др. [3, 4]
Разработанная в Международном инновационном университете новая методология современной психодидактики построена на основе следующих теоретических позиций: исследование личности студента с целью ее развития должно включать в себя не только познание закономерного, общего, универсального, повторяющегося, но и случайного, отдельного, индивидуально-событийного; трансформационные процессы развития личности интерпретируются как открытые и самоорганизующиеся, что означает отказ от принудительной каузальности; отказ от рассмотрения случайности в качестве только внешней по отношению к исследуемому процессу помехи, которой можно пренебречь, и придания ей статуса фундаментального фактора в механизме детерминации трансформирующихся систем; развитие личности носит нелинейный, многомерный характер - оно многовариантно, альтернативно как в перспективном, так и ретроспек-
тивном плане, его темп и направленность не заданы однозначно и не сводимы к простой поэтапной поступательности; новый, нелинейный, тип детерминизма исключает возможность любого однозначного описания и каузального прогнозирования будущего состояния развития личности; разработка условий развития личности должна предполагать осознанный учет сущностных особенностей нелинейной динамики - неравновесность, неустойчивость, незапрограммированность и альтернативность в процессах развития, и, соответственно, допускать возможность существования сфер и ситуаций, не подвластных контролю и непредсказуемых. [3, 4, 10]
Студенты Международного инновационного университета
Постоянно ведется работа ведущих ученых Университета в межведомственных координационных советах, комитетах, комиссиях на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ректор Международного инновационного университета, академик Берулава Галина Алексеевна является экспертом Комитета по образованию и науке при Председателе Совета Федерации России, а также членом Экспертного совета по вопросам воспроизводства научно-педагогических кадров в системе образования при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию. [7]
На базе Международного инновационного университета регулярно проводят совещания Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации
Научный консультант Международного инновационного университета, академик Государственной академии наук «Российская академия образования», доктор педагогических наук, профессор Берулава Михаил Николаевич за вклад в развитие высшего образования удостоен Государственной премии Правительства РФ в области образования (2007 г.). Указом Президента РФ от 25.03.2008 г. за большой вклад в развитие отечественной науки, плодотворную научную деятельность и подготовку квалифицированных специалистов Михаил Николаевич награжден орденом Дружбы. В 2012 г. Берулава М.Н. избран в состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и является заместителем председателя Комитета по образованию. [12]
Ректор Международного инновационного университета, доктор психологических наук, профессор Берулава Галина Алексеевна является действительным членом (академиком) Государственной академии наук. В апреле 2008 г. решением Общего собрания РАО Галина Алексеевна избрана председателем Поволжско-Кавказского отделения Государственной академии наук «Российская академия образования». Берулава Г.А. является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2010 год, а также награждена золотой медалью Государственной академии наук «Российская академия образования».
шдааштош
!|3нм) [тяну II ДдгъПиН г- ■"аоршИм «I СПЕВ
ТД* ? I *
Р ► " < 1
Академик РАО, Научный консультант МИУ Ежегодная международная
М.Н. Берулава возглавил российскую делегацию научно-практическая конференция
ученых в Китай, где были подписаны в Международном инновационном университете
документы о сотрудничестве между «Состояние и перспективы развития
российскими и зарубежными вузами высшего образования»»
Студенты МИУ регулярно становятся лауреатами научных конкурсов. Так, аспирантка Университета стала победительницей Всероссийского конкурса профессионального мастерства. Студенты Университета систематически получают патенты на изобретения и полезные модели. Например, получены патенты на полезные модели «Грузовой манипулятор на автомобиле», «Большегрузный автофургон», «Носилки для спасательных работ МЧС». В настоящее время ведется работа по внедрению полезной модели «Носилки для спасательных работ МЧС» в практику Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. [12]
Университет проводит ставший традиционным ежегодный всероссийский науч-
ный форум «Неделя вузовской науки», в котором принимают участие руководство Государственной академии наук «Российская академия образования», ведущие российские ученые, ректоры крупнейших вузов, представители комитетов по образованию Совета Федерации и Государственной Думы России, ученые из Европы, США, Канады, Китая и других стран, послы европейских государств.
Многолетний опыт сотрудничества связывает Университет с такими зарубежными партнёрами, как: Магдебургский университет Отто фон Гюрике (Германия); Тихоокеанский университет (г. Сиэтл, США); Университет г. Летбриджа (Канада); Гуманитарный институт (г. Лунд, Швеция); Китайский национальный институт педагогических исследований (г. Гуанджау); Токийский христианский университет (Япония); Национальный институт спорта (Венесуэла); Институт психотерапии и психологической помощи (г. Люденшайд, Германия); Академия образования (г. Тайбэй, Тайвань) и др.
В международных конференциях и симпозиумах Международный научный симпозиум
МИУ участвуют ученые США, Канады, с участием ученых Китая, США, Италии
Германии, Китая и других стран
Фундаментальные исследования в Университете проводятся на базе 5 научно-исследовательских институтов (развития личности, экономики предпринимательства, электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций, правовых исследований, инновационных технологий управления), в структуре которых функционируют научные лаборатории.
Создан Инновационно-технологический центр, основной целью деятельности которого является разработка инновационных технологий в гуманитарной и технической сферах. В структуре Центра функционируют: Центр программных разработок; Центр инновационных психолого-педагогических разработок; Патентно-лицензионный центр; Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.
В структурные подразделения Международного инновационного университета входит Бизнес-инкубатор, основной целью деятельности которого является внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в сферу социальной жизнедеятельности общества, область техники и технологий, что обеспечивает создание условий для построения профессиональной карьеры студентов Университета, приобщения их к самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем. [5, 6]
В рамках бизнес-инкубатора работают: консультационные центры; Центр развития и самореализации личности; Центр управленческих ресурсов; Центр разработки
мультимедиа и веб-ресурсов; Центр разработки масс медиа ресурсов; Центр социально-культурного сервиса и туризма, включающий гостиничный комплекс и объекты общепита, расположенные в корпусах Университета. [8, 9]
Издание научных статей, монографий и журналов - одно из важнейших направлений деятельности Международного инновационного университета, способствующее популяризации и внедрению результатов научных работ в практику образования. Международный инновационный университет издает международный научно-практический журнал «Гуманизация образования». Университет также является учредителем научно-практических журналов «Патриот: наше время», «Управление и экономика в XXI веке», «Государство и право в XXI веке», «Новые исследования в разработке техники и технологий», «Литературное творчество».
Таким образом, исследования, проводимые Международным инновационным университетом как крупным центром теоретических и технологических инноваций, отличаются широтой и масштабностью поставленных проблем. Так, сформулировано развернутое научное обоснование развития личности в современном мире на всех уровнях: от разработки новой методологической платформы развития личности до предложения новых образовательных технологий, построенных на основе интеграции традиционного и электронного образовательного пространства. [11]
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава М.Н. Теоретические основы современного образования: монография / М.Н. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2011. - 20 п.л.
2. Берулава Г.А. Поведенческие стереотипы с позиций теории сетевого образования: монография / Г.А. Берулава, М.М. Берулава. - Сочи: РИО МИУ, 2012. - 8,3 п.л.
3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 29-35.
4. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 45-49.
5. Гулянова Л.П. Внедрение инновационных электронных образовательных технологий и их результативность с точки зрения системы качества в рамках сетевой об-
разовательной парадигмы: научная статья / Л.П. Гулянова // Гуманизация образования.
- 2012. - № 4. - С. 40-43.
6. Довгаль Л.С. Технологии формирования электронного образовательного пространства: научная статья / Л.С. Довгаль // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 49-62.
7. Довгаль Л.С. Внутривузовское электронное пространство как основа новых образовательных технологий университета: научная статья/ Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, В.П. Алексеев // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2014. - №12. - С. 21-25.
8. Дружинина А.В.Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении: научная статья / А.В. Дружинина. // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 24-29.
9. Дружинина, А.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете: научная статья / А.В. Дружинина, Н.В. Сплавская // Вестник СевКавГТИ. - 2014.- №18. - С. 126-129.
10. Зимовина О.А. Проблемы и направления развития индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза: научная статья / О.А. Зимовина // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 30-35.
11. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берула-ва. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.
12. Яковлева-Чернышева А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.