Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К.
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В настоящее время особое значение приобретают подходы, обеспечивающие формирование молодых специалистов в условиях новой информационной среды.
В Международном инновационном университете разработана новая сетевая концепция развития личности, в которой обучение построено на основе синтеза традиционного и электронного образовательного пространства.
Учеными Университета выявлены методологические основания, принципы и условия эффективного развития личности в виртуальном информационном пространстве, показано влияние информационного общества на продуцирование индивидуальных виртуальных миров; исследована роль феномена виртуальной реальности, под которой понимается объективная реальность, обусловленная процессами естественного или искусственного (эмотивного, информационного) замещения образа объективного мира его симуляцией или имитацией (неконстантная коммуникация), пребывание в которой сопровождается ощущением иммерсии (погружения) и возможностью существования и действования в ней [1].
В функциональном плане механизм актуализации виртуальной реальности можно представить следующим образом: сознание, находящееся под воздействием комплексной (обусловленной мультимедийностью), постоянно осуществляемой в реальном масштабе времени, синхронизированной и непрерывно обновляющейся информации и эмоций, как отражения фрагмента действительности, теряет (целенаправленно или случайно) информационную и эмоциональную связь с константной реальностью, которая замещается виртуальной.
Процесс обучения должен строиться исходя из того, что операции с компонентами виртуальной реальности потенциально идентичны операциям с реальными инструментами и предметами, а работа в среде виртуальной реальности сопровождается эффектом лёгкости, быстроты, носит акцентировано игровой характер. Исследование феномена виртуального информационного пространства позволяет сделать вывод о тесной связи с ним процессов познания, поскольку в данном случае познавательный процесс предстает как построение гипотез (сценариев, представляющих собой виртуальные формы развития объекта или субъекта познания) и их практическая проверка. Эти процессы отражают нарастающую тенденцию к восприятию реальности человеком - как реальности многомерной, реальности сценарной и вариантной, где все большее место принадлежит модельной и игровой, подвижной, пластичной и проблематичной стихии. Все эти виды или предикаты реальности весьма близки к чертам реальности виртуальной.
Переход к пониманию виртуальных электронных миров как субстанций, напрямую определяющих развитие человека, требует отказа от формирования у студентов моноонтического мышления (постулирующего существование только одной реально-
сти) и введения полионтической непредельной парадигмы (признание множественности миров и промежуточных реальностей). Разработка теоретических основ обучения и воспитания с данных позиций основывалась на том, что виртуальная реальность обладает рядом специфических свойств: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность [1, 2].
Новая образовательная среда должна быть ориентирована не только на развитие рационального сознания и гуманистических качеств личности, но и продуктивного, социально одобряемого поведения субъекта как в сфере профессиональных отношений, так и в сфере межличностного взаимодействия. Это, в свою очередь, предполагает необходимость формирования у студентов эффективных поведенческих, коммуникативных и эмоциональных паттернов психической активности личности, составляющих менталитет современного человека [3].
На базе данной методологической платформы в Университете разработаны и используются принципиально новые технологии обучения, обеспечивающие эффект «социального обучения». При этом распределенное обучение реализуется с помощью социальных интеракций, опосредованных компьютерной коммуникацией, предполагающей совместное участие участников в социальной практике, что трансформирует образовательную среду за рамки временных и локальных ограничений и презентует концепцию знания как результат совместной деятельности в «сообществах практики». В представленных технологиях реализованы метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями», «социального обучения». Такая распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредована новым дизайном, прежде всего, через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа [4].
Проведение занятий с использованием новых электронных технологий как в аудиториях, оборудованных мультимедийным оборудованием, так и в компьютерном классе с применением Интернет-ресурсов.
Разработанные в Международном инновационном университете технологии обучения на базе электронного образовательного пространства опираются на решение практических проблем и, соответственно, связаны с актуализацией практического мышления. Если формально-логическое мышление есть мышление конвергентное, то
мышление практическое есть мышление дивергентное, предполагающее образование значительного количества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией. Если формально-логическое мышление, которое формируется и презентуется в процессе организованного обучения, использует в основном символическую информацию, то практическое мышление опирается в большей степени на образную информацию. Способность решать относительно новые задачи и способность автоматически обрабатывать информацию - взаимосвязаны, что свидетельствует о важности формирования в учебном процессе продуктивных когнитивных стереотипов, паттернов мыслительной деятельности. Учитывается, что стереотипы могут носить как продуктивный, так и иррациональный характер, мешающий формированию социальной и профессиональной компетентности человека.
Знание и понимание студентов своих когнитивных, коммуникативных и эмоциональных стратегий психической активности обеспечивает возможность их коррекции и учета в значимой сфере взаимоотношений. Отсутствие рефлексии по поводу сложившихся стереотипов поведения не позволяет сделать любой вид психической активности достаточно эффективным. Сегодня имеет место методологическое противоречие между механизмами психической активности субъекта и существующими технологиями обучения, апеллирующими лишь к сфере рационального сознания и игнорирующими возможности формирования продуктивного поведения, опирающегося на устойчивые паттерны психической активности. [5]
В Международном инновационном университете по разработанным в нем методикам диагностируется наличие у студентов продуктивных и непродуктивных паттернов, которые в дальнейшем формируются и корректируются.
На платформах 1С: Предприятие 8 и WEB разработана совершенно новая развивающая электронная управленческо-образовательная среда «Электронный Университет», позволяющая максимально оптимизировать процессы, связанные с обеспечением профессиональной и социальной компетентности студентов и направленная на формирование у них механизмов самообучения и самовоспитания. Данная среда обеспечивает такие преимущества внутривузовского менеджмента, как: надёжное хранение данных; изоляцию файлов автоматизированной информационной системы от прямого доступа; использование совершенных механизмов транзакций и блокировок, позволяющих исключить сбои в автоматизированной информационной системе; использование преимуществ модульного построения автоматизированной информационной системы; преемственность разработки и модернизации автоматизированной информационной системы; организацию работы автоматизированной информационной системы в удаленных корпусах вуза с использованием технологий построения распределенных баз данных [7].
Инновационной формой организации самостоятельной работы студентов в МИУ являются электронные клубы по профессиям, расположенные на сайте Университета. Деятельность клубов осуществляется в режиме открытых форумов по различным профессиональным направлениям. Такой электронный образовательный центр не имеет аналогов в России и является первым подобным центром в высших учебных заведениях страны. [10, 11]
Инновационность предлагаемой электронной образовательной технологии состо-
ит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение проблем может носить отсроченный характер, когда студент работает над проблемой в режиме самостоятельной работы достаточно длительное время и в режиме онлайн на занятии. Круг проблемных вопросов, включенных в дискуссии на форумах, охватывает практически все предметные области. Участие студентов в дискуссиях даёт возможность для свободного выражения мнения по проблемам учебных дисциплин [6, 7].
К электронному обсуждению помимо студентов привлекаются высококвалифицированные специалисты. Студенты, подключаясь к обсуждению конкретной проблемы, мотивируются к изучению необходимой литературы. Любой студент может предложить свои вопросы для обсуждения. В процессе участия в работе клубов студенты учатся продуцировать новые идеи и аргументировать свою точку зрения, учатся деловому общению в электронном пространстве. Электронные дискуссионные клубы помогают студентам развивать свой творческий потенциал. Данная технология особенно эффективна для тех, кто не смог раскрыть свой потенциал в сфере традиционного образовательного пространства; позволяет студенту всегда работать в своем генетически заданном темпе, в соответствии с особенностями своих когнитивных стратегий [7].
Результаты исследований по проблеме развития личности, по интеграции традиционного и электронного образовательного пространства внедрены в разработанный в Университете электронный внутренний портал, позволяющий организовать индивидуальную самостоятельную исследовательскую деятельность студента в соответствии с предпочитаемой им когнитивной мыслительной стратегией. Инновационный студенческий образовательный портал является основой функционирования полноценной самостоятельной работы студентов и главным элементом в сетевой инфраструктуре Университета и включает: видеоресурсы, задания для индивидуальной самостоятельной и исследовательской работы, электронную библиотеку [8].
В Университете разработана методика применения телекоммуникационных сетей в профильных курсах информатики, в частности, проведение телеконференций. Их сущность заключается в создании мультимедийного аудиовизуального портала для связи с удаленными вузами, в том числе зарубежными. В рамках телеконференции создается возможность обмена мнениями, знаниями, информацией со студентами других вузов
[9].
Опираясь на системно-функциональный подход, определены особенности содержания вариативных образовательных программ по информатике для студентов с различной подготовкой и интересами. Определена типология учебных программ по информатике, в которой выделены образовательные блоки и соответствующие им модули: базовый блок включает модули «Компьютерная грамотность», «Работа на компьютере»; общеразвивающий - «Редактор текстов», «Графический редактор», «Электронные таблицы»; профессионально-функциональный - модули по основам делопроизводства, издательскому делу и офисному обслуживанию [9].
Дисплейные классы Университета оснащены современным программным обеспечением. Установка программного обеспечения производится централизованно специалистами кафедры информатики по заявкам, подаваемым преподавателями. В перечень
используемого программного обеспечения входят: операционные системы: Windows 2000, Windows Xp, которые позволяют использовать сетевые ресурсы, такие как общие принтеры и дисковое пространство серверов; программы-оболочки: NC, DN, Windows Commander; утилиты группы Tools, для диагностики компьютера из комплекта Norton Utilities; программы-архиваторы: ARJ, RAR, PKZIP; антивирусные программы DrWeb, AVP; специализированное программное обеспечение: «1С: Предприятие», Project Expert, Best Office; графические редакторы Photoshop 8.0 и CorelDraw 11; системы управления базами данных FoxPro, FoxPro for Windows, Visual FoxPro; инструментальные системы - системы программирования TBasic, TPascal, Delphi, С; обучающие - контролирующие системы и другое программное обеспечение, устанавливаемое по специальным заявкам преподавателей. Для обучения основам пользования ПЭВМ используются обучающие программы: Baby Type, DemoNC, Instructor.[7]
Проведение занятий с использованием новых электронных технологий как в аудиториях, оборудованных мультимедийным оборудованием, так и в компьютерном классе с применением Интернет-ресурсов
Организация обратной связи осуществляется в МИУ с помощью разработанного банка тестовых заданий по всем предметам. При этом электронный тестовый инструментарий используется как для промежуточного, так и итогового контроля.[6]
Вся информация о результатах учебной деятельности студентов содержится в их электронных личных кабинетах на сайте Университета, которые обновляются в режиме on-line.
Кроме того, Международный инновационный университет поддерживает информацию о своей деятельности на 6 профильных сайтах.
Для оценки уровня развития информатизации в Международном инновационном университете применяются следующие критерии:
- стратегия ИТ и система показателей, характеризующих достижение целей стратегии;
- корпоративные стандарты и регламенты применения ИТ с перечнем обязательных компетенций персонала;
- консолидированная вычислительная сеть с едиными регламентами управления и
информационной безопасности;
- востребованность персоналом и студентами ИТ-ресурсов и сервисов среды;
- уровень наполнения среды информационными образовательными ресурсами;
- единая система регистрации пользователей среды и управления доступом к ресурсам;
- интеграция образовательных и административных ресурсов в единую среду;
- интеграция ИТ-ресурсов удаленных подразделений вуза;
- система мониторинга ИТ-ресурсов и сервисов. [12]
В целом, инновационные электронные образовательные технологии, разработанные и функционирующие в Международном инновационном университете:
- позволяют в максимальной степени использовать все преимущества электронного информационного пространства, превратив его в образовательное;
- обеспечивают максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения;
- обеспечивают реализацию индивидуальной траектории развития мыслительных процессов личности в соответствии с индивидуальным образом мира, стилем индивидуальности, когнитивным стилем и доминирующими поведенческими стратегиями;
- стимулируют взаимообучение в образовательном процессе, не локализованном в пределах образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности: научная статья / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - 0,5 п.л. - С. 6-15.
2. Берулава Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности: научная статья / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 10-16.
3. Берулава Г.А. Методологические ориентиры разработки образовательных технологий: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов междунар. на-уч.-практ. конф., 10-11 сентября 2013 г. / Под ред. академика РАО Г.А. Берулава. - Сочи: ФГНУ ИОТ РАО, 2013. - 0,6 пл. - С. 5-10.
4. Берулава Г.А. Информационная управленческая и образовательная среда «Электронный ВУЗ»: научно-методическое пособие / Г.А. Берулава. - Изд. 2-е, доп. - Сочи:
НОУ ВПО МИУ, 2014.
5. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий: научная статья / Г.А. Берулава, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, В.Г. Малыш, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, Л.Р. Кадырова // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С.83-89.
6. Гулянова Л.П. Внедрение инновационных электронных образовательных технологий и их результативность с точки зрения системы качества в рамках сетевой образовательной парадигмы: научная статья / Л.П. Гулянова // Гуманизация образования.
- 2012. - № 4. - С. 40-43.
7. Довгаль Л.С. Технологии формирования электронного образовательного пространства: научная статья / Л.С. Довгаль // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 49-62.
8. Довгаль, Л.С. Международный инновационный университет как центр теоретических исследований и технологических инноваций: научная статья / Л.С. Довгаль, О.В. Непша // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 98-102.
9. Довгаль, Л.С. Внутривузовское электронное пространство как основа новых образовательных технологий университета: научная статья/ Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, В.П. Алексеев // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2014. - №12. - С. 21-25.
10. Дружинина А.В. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении: научная статья / А.В. Дружинина. // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 24-29.
11. Дружинина, А.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете: научная статья / А.В. Дружинина, Н.В. Сплавская // Вестник СевКавГТИ. - 2014.- №18. - С. 126-129.
12. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013. - 2,4 пл.