98
Высшее образование в России • № 12, 2014
Л.С. ДОВГАЛЬ, профессор, первый проректор О.В. НЕПША, доцент, проректор по внеаудиторной работе
Международный инновационный университет как центр теоретических исследований и технологических инноваций
Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологической платформы, на которой базируется обучение и воспитание в Международном инновационном университете. В МИУ, который является образовательной площадкой для внедрения самых передовых образовательных технологий, выстроена целостная система организации учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.
Ключевые слова: Международный инновационный университет, теория образования, методология образования, инновации в образовании, гуманизация образования, теория сетевого образования
Образовательный процесс в МИУ строится на основе теории гуманизации образования и теории сетевого образования [1]. В его основе лежит реализация следующих принципов:
• интеграция традиционного и виртуального образовательного пространства;
• постепенный переход от традицион-ныхтехнологий обучения к электронным;
• преимущественное развитие практического и социального, а не только вербально-логического мышления;
• обучение через собственные научные исследования;
• развитие личности на основе максимального удовлетворения ее индивидуальных потребностей;
• становление личности не только через сферу рацио, но и через сферу бессознательного, на основе формирования когнитивных, коммуникативных, поведенческих и эмоциональных стереотипов психической активности, обеспечивающих ее продуктивную самореализацию;
• обучение на основе авторского наполнения студентами образовательного пространства сети Интернет (взаимообучение в сети);
• приоритет гуманистических качеств личности перед когнитивными;
• переход от системного подхода в
обучении к обучению на основе решения конкретных жизненных проблем, к кон-текстномуподходу в образовании через актуализацию всей сферы жизнедеятельности личности [2].
Разработанная теоретическая платформа новой психодидактики ориентирована на внедрение образовательных технологий, построенных на основе интеграции электронного и традиционного образовательного пространства и обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей личности в интересующей в данный момент информации, в приобретении профессиональных и личностных компетенций, в эмпатии, в реализации творческого потенциала, в повышении своего социального статуса, в самопрезентации, коммуникации, игровой деятельности и др. [3; 4].
Новая методология современной психодидактики, реализуемая в Международном инновационном университете, выстроена на основе следующих теоретических позиций:
■ исследование личности студента с целью ее развития должно включать в себя не только познание закономерного, общего, универсального, повторяющегося, но и случайного,отдельного, индивидуальнособытийного;
■ трансформационные процессы развития личности интерпретируются как от-
Из жизни вуза
99
На базе Международного инновационного университета регулярно проводят совещания Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации
крытые и самоорганизующиеся, что означает отказ от принудительной каузальности;
■ отказ от рассмотрения случайности в качестве только внешней по отношению к исследуемому процессу помехи, которой можно пренебречь, и придание ей статуса фундаментального фактора в механизме детерминации трансформирующихся систем;
■ развитие личности носит нелинейный, многомерный характер - оно многовариантно, альтернативно какв перспективном, так и ретроспективном плане, его темп и направленность не заданы однозначно и не сводимы к простой поэтапной поступательности;
■ нелинейный тип детерминизма исключает возможность любого однозначного описания и каузального прогнозирования будущего состояния развития личности;
■ разработка условий развития личности должна предполагать осознанный учет сущностных особенностей нелинейной динамики (неравновесность, неустойчивость, незапрограммированность и альтернативность в процессах развития) и, соответственно, допускать возможность существования сфер и ситуаций, не подвластных контролю и непредсказуемых [5; 6].
Ученые университета ведут плодотворную работу в межведомственных координационных советах, комитетах, комиссиях на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ректор Международного инновационного университета, академик РАО Г.А. Берулава является экспертом Комитета по образованию и науке при Председателе Совета Федерации России, а также членом экспертного совета по вопросам воспроизводства научнопедагогических кадров в системе образования при Комитете по образованию Государственной Думы Российской Федерации. В апреле 2008 г. решением Общего собрания РАО Г.А. Берулава избрана председателем Поволжско-Кавказского отделения Государственной академии наук «Российская академия образования ». Г.А. Берулава является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2010 г., а также награждена золотой медалью Российской академии образования.
Научный консультант Международного инновационного университета, академик
Научный консультант МИУ М.Н. Берулава возглавил российскую делегацию ученых в Китай
100
Высшее образование в России • № 12, 2014
РАО, доктор педагогических наук, профессор М.Н. Берулава за вклад в развитие высшего образования удостоен Государственной премии Правительства РФ в области образования (2007 г.), а Указом Президента РФ от 25.03.2008 г. за большой вклад в развитие отечественной науки, плодотворную научную деятельность и подготовку квалифицированных специалистов награжден орденом Дружбы. В 2012 г. М.Н. Берулава избран в состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и является заместителем председателя Комитета по образованию.
Студенты МИУ регулярно становятся лауреатами научных конкурсов, получают патенты на изобретения и полезные модели. Например, получены патенты на полезные модели «Грузовой манипулятор на автомобиле» и «Носилки для спасательных работ МЧС ». В настоящее время ведется работа по внедрению последней в практику Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аспирантка университета стала победительницей Всероссийского конкурса профессионального мастерства.
Университет ежегодно проводит ставший традиционным всероссийский научный форум «Неделя вузовской науки», в котором принимают участие руководство Российской академии образования, ведущие российские ученые, ректоры крупнейших
вузов, представители комитетов по образованию Совета Федерации и Государственной Думы России, ученые из Европы, США, Канады, Китая и других стран, послы европейских государств.
Многолетний опыт сотрудничества связывает МИУ с такими зарубежными партнёрами, как Магдебургский университет Отто фон Гюрике (Германия); Тихоокеанский университет (г. Сиэтл, США); Университет г. Летбриджа (Канада); Гуманитарный институт (г. Лунд, Швеция); Китайский национальный институт педагогических исследований (г. Гуанджау); Токийский христианский университет (Япония); Национальный институт спорта (Венесуэла); Институт психотерапии и психологической помощи (г. Люденшайд, Г ермания); Академия образования (г. Тайбэй, Тайвань) и др.
Фундаментальные исследования в университете проводятся на базе пяти научноисследовательских институтов(развития личности, экономики и управления, электронных информационных технологий, правовых исследований, технико-техноло-гическихинноваций), в структуре которых функционируют научные лаборатории.
Создан инновационно-технологический центр, осуществляющий разработку инновационных технологий в гуманитарной и технической сферах. В структуре центра функционируют: центр программных разработок; центр инновационных психологопедагогических разработок;патентно-ли-
Из жизни вуза
101
цензионный центр; центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.
К подразделениям Международного инновационного университета относится бизнес-инкубатор, основной целью деятельности которого является внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в социальную сферу общества. Участие студентов университета в его работе способствует построению их профессиональной карьеры, приобщению их к самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем [7; 8]. В рамках бизнес-инкубатора работают: консультационные центры; центр развития и самореализации личности; центр управленческих ресурсов; центр разработки мультимедиа- и веб-ресурсов; центр разработки массмедиа-ресурсов; центр социальнокультурного сервиса и туризма, включающий гостиничный комплекс и объекты общепита, расположенные в корпусах университета.
Издание научных статей, монографий и журналов - одно из важнейших направлений деятельности вуза, способствующее популяризации и внедрению результатов научных работ в практику образования. Университет издает международный научно-практический журнал «Гуманизация образования», является учредителем научнопрактических журналов «Патриот: наше время», «Экономика и управление в XXI веке», «Государство и право в XXI веке», «Новые исследования в разработке техники и технологий», «Литературное творчество ».
Сегодня Международный инновационный университет является крупным центром теоретических и технологических инноваций, проводимые здесь исследования
отличаютсяширотой и масштабностью проблем. К их числу относится прежде всего развернутое научное обоснование концепции развития личности в современном мире на всех уровнях: от разработки новой методологической платформы до внедрения новых образовательных технологий, построенных на основе интеграции традиционного и электронного образовательного пространства.
Литература
1. Берулава М.Н. Теоретические основы со-
временного образования. М.: Гуманитарная наука, 2011.
2. Берулава Г.А, Берулава М.Н. Поведенче-
ские стереотипы с позиций теории сетевого образования. Сочи: РИО МИУ, 2012.
3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая мето-
дология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. №4. С. 29-35.
4. Воробьев Г.А. Электронная образователь-
ная среда инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. №8-9. С. 59-64.
5. Концепция развития современного универ-
ситета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.
6. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сете-
вая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 45-49.
7. Зимовина О.А. Проблемы и направления
развития индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза // Гуманизация образования. 2013. № 3. С. 30-35.
8. Бордовская Н.В. Педагогические условия
эффективности исследовательской деятельности студентов // Педагогика. 2013. № 9. С. 36-41.
Авторы:
ДОВГАЛЬ Людмила Суреновна - канд. пед. наук, профессор, первый проректор, Международный инновационный университет, [email protected]
НЕПША Ольга Васильевна - канд. психол. наук, доцент, проректор по внеаудиторной работе, Международный инновационный университет, [email protected]
102
Высшее образование в России • № 12, 2014
DOVGAL LS, NEPSHA O.V. THE INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY AS A CENTER FOR THEORETICAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS
Abstract. The article considers the theoretical and methodological platform for development education and training process at the International Innovative University. An integrated system for organization of educational, scientific, research and educational activities at the University is an educational platform for implementation of the most advanced educational technologies.
Keywords: the International Innovative University, education theory, methodology of education, innovations in education, humanization of education, theory of network education
References
1. Berulava M.N. (2011) Teoreticheskie osnovy sovremennogo obrazovaniya [Theoretical foundations
of modern education]. Moscow: Gumanitarnaya nauka Publ.
2. Berulava G.A. (2012) Povedencheskie stereotipy spozitsiy teorii setevogo obrazovaniya [Behavioral
patterns from the perspective of the theory of network education]. Sochi: RIO MIU Publ.
3. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New methodology of personality development in the
information educational environment]. Pedagogika [Pedagogics]. No. 4, pp. 29-35. (In Russ., abstract in Eng.).
4. Vorob’ev G.A. (2013) [E-learning environment of innovative university]. Vysshee obrazovanie v
Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9, pp. 59-64. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Berulava M.N., Berulava G.A. (Eds) (2013) Kontseptsiya razvitiya sovremennogo universiteta [The
concept of modern university development]. Sochi: The International Innovative University Publ.
6. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New network theory of personality development in the
university information educational environment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. No. 1, pp.45-49. (In Russ.)
7. Zimovina O.A. (2013) [Problems and development trends of learning individualization in information
and educational environment of the university]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of education]. No. 3, pp. 30-35. (In Russ.)
8. Bordovskaya N.V. (2013) [Pedagogical conditions ofthe effectiveness of students’ research activities].
Pedagogika [Pedagogy]. No. 9, pp. 36-41 (in Russ., abstract in Eng.)
Authors:
DOVGAL’ Lyudmila S. - Cand. Sci. (Pedagogy), Prof., Vice-Rector, International Innovative University, Sochi, Russia, [email protected]
NEPSHA Olga V. - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Vice-Rector for extracurricular work, International Innovative University, Sochi, Russia, [email protected]