ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2010. № 5
ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ФОЛЬКЛОРИСТОВ
С 1 по 5 февраля 2010 г. в Москве прошел Второй Всероссийский конгресс фольклористов. В нем приняли участие более 500 ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Кирова, Петрозаводска, Саратова, Челябинска, Екатеринбурга, Якутска, Архангельска, Омска, Новосибирска, Краснодара, Ижевска, Иркутска и других городов Российской Федерации, а также исследователи из стран ближнего (Белоруссия, Украина, Литва, Эстония, Азербайджан, Абхазия) и дальнего (Великобритания, Канада, Италия, Испания, Сербия, Польша, Болгария) зарубежья. На Конгрессе было проведено 13 секций, 14 круглых столов и два дискуссионных клуба, участники которых обращались к рассмотрению самых разных проблем фольклора и традиционной культуры.
Открытие Конгресса состоялось в Центральном доме ученых. С приветствиями к участникам Конгресса обратились представители Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, представители организаций и учреждений многих регионов России, зарубежные гости. С докладом «К вопросу о приоритетах в современной фольклористике» выступил генеральный директор Государственного республиканского центра русского фольклора, профессор А.С. Каргин. Он отметил, что в последние годы в России происходят процессы, весьма значимые как для науки, так и для фольклорной практики. Продолжается процесс формирования системы региональных научных фольклористических Центров, проявился вполне отчетливый интерес педагогической общественности к традиционной культуре, фольклору, декоративно-прикладному искусству, заметны и принципиальные изменения, произошедшие в отношении государства и общества к фольклору, к традиционной культуре. Оно стало не только терпимым, но и конструктивным. В то же время приходится признать, что мы имеем дело лишь с первичными признаками общественного интереса к национальной культуре, а следовательно, и с робкими, половинчатыми мерами по ее поддержке, подъему социального имиджа; внедрению в образовательный процесс. В докладе было отмечено, что в фольклористике усугубляются центробежные явления, приобретающие системный характер, нарастает дискретность фольклористической среды. Как отметил А.С. Каргин, ведущая роль в переосмыслении современного фольклорного процесса, его результатов и организации принадлежит науке, которая должна обеспечивать определенный интеллектуаль-
ный уровень и профессионализм тех, кто занимается фольклорным творчеством. В свою очередь это требует дальнейшего укрепления взаимосвязи звеньев цепочки - «наука-теория-методика (техноло-гия)-практика».
Ряд секций и круглых столов был посвящен теоретическим и практическим аспектам этномузыковедения, вопросам этноорганоло-гии и фольклорного исполнительства, проблемам изучения и сохранения декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, задачам изучения и воплощения хореографического фольклора, роли фольклора в деятельности массовых учреждений культуры. В рамках программы Конгресса были показаны документальные фильмы о фольклоре и традиционной культуре, выступили фольклорно-этног-рафические ансамбли. Однако большинство мероприятий Конгресса было посвящено различным направлениям в изучении фольклора как филологической дисциплины.
В рамках секции «Комплексная текстология и теория фольклора» был заслушан ряд докладов по проблемам хронологического приурочения русского фольклора (В.П. Аникин), изучения фольклорных констант (В.М. Гацак), локальной идентичности фольклорного текста (А.А. Иванова), модели вариативности в фольклористике (К.А. Маслинский). Были затронуты вопросы, связанные с методикой комплексной текстологии (Т.Б. Дианова, Ф.Х. Завгарова). Особый интерес вызвали доклады Г.А. Левинтона и С. Небжеговской-Барт-миньской. Г.А. Левинтон обратился в своем выступлении к рассмотрению использования таких терминов, как жанр, текст и традиция применительно к фольклорному произведению, а С. Небжеговская-Бартминьская обратилась к сложной проблеме универсальности и дифференцированности по жанрам ценностей в фольклоре.
Другие доклады носили более частный характер и были посвящены анализу отдельных фольклорных жанров, таких, как детский фольклор (И.Н. Райкова), фольклорная проза (Н.Е. Котельникова, С.Б. Адоньева), обрядовая лирика (Т. С. Канева), частушка (Е.А. Николаева), народная драма (С.П. Сорокина) и т.п. В ряде докладов были затронуты аспекты взаимодействия устных и письменных традиций, рассмотрена контекстология пограничных жанров устной народной традиции и письменной, прежде всего церковной культуры (А.Н. Розов).
Одна из самых больших секций была посвящена вопросам взаимодействия фольклора и литературы. Докладчики проанализировали симбиоз книжно-фольклорной и устной традиции (В.А. Бахтина, М.В. Антонова, Н.В. Кургузова, С.В. Алпатов, М.Г. Бабалык), обратились к особенностям фольклоризма в творчестве отдельных писателей (В В. Головин, В.А. Смирнов, А.Х. Гольденберг, О Б. Балашова, Э.Ф. Шафранская и др.), рассмотрели взаимосвязи и взаимовлияния
авторской изустной поэзии, фольклора и письменной литературы (С.Ш. Шарифова, А.В. Ващенко, М.Х. Идельбаев и др.). Выступавшие уделили особое внимание литературным источникам поздних жанров фольклора, роли фольклорных мифологем и микросюжетов в творчестве некоторых современных писателей (М.В. Строганов, Д.Н. Николашина, Л.В. Мамедова и др.).
Проблемы, которые стали предметом обсуждения на секции «Язык фольклора» можно разделить на несколько направлений. Курская школа лингвофольклористики представила ряд докладов, связанных с исследовательским инструментарием лингвофолькло-ристики, особенностями изучения слова в фольклорном тексте и в лексикографическом аспекте, а также было рассмотрено своеобразие языка отдельного фольклорного жанра (А.Т. Хроленко, М.А. Бобуно-ва, И.С. Климас, С.П. Праведников). Представители Воронежского университета остановились на аспектах и формах взаимодействия фольклора и языка, подробно рассмотрели эволюционно-генетиче-ские и лингвокультурологические аспекты исследования фольклорной концептосферы (Е.Б. Артеменко, СИ. Доброва). Последователи Московской школы этнолингвистики проанализировали вариативный потенциал этнолингвистической аттракции, системность и культурные смыслы некоторых элементов традиционной культуры (С.М. Толстая, Н.П. Антропов, В.Е. Добровольская, ТВ. Володина и др.). Целый ряд докладов был посвящен механизмам взаимодействия и функционирования в языке и фольклоре системных метафор, переносных значений, ступенчатому сужению образов и т.п. (Е.Л. Березович, Н.В. Каплина, Е.В. Колосько и др.). Особое внимание в некоторых выступлениях было посвящено символике цвета в фольклоре (О.В. Атрошенко, Ю.А. Крашенинникова, И.А. Швед). Нельзя не отметить доклады, связанные с проблемой перевода фольклорных текстов и посвященные вопросам соотношения языковых картин мира в фольклоре разных народов (Ю.В. Лиморенко, Э. Морони, Э.У. Омакаева, Н.А. Ковалько). Механизмы рефлексии и жанровой специфики фольклорного текста стали предметом обсуждения в докладах О.Е. Фроловой, Е.В. Павловой, Т.А. Голованевой.
Целый ряд докладов был посвящен истории фольклористики (секция «История науки»). Т.Г. Иванова представила проект библиографического словаря «Русские фольклористы» и предложила объединить усилия фольклористов разных регионов для работы в рамках данного исследовательского направления. В докладах также рассматривалась собирательская деятельность некоторых организаций (А.И. Васкул, Р.П. Биланчук, В.А. Семин). В то же время выступающие в своих выступлениях обратились и к судьбам отдельных собирателей, таких, как А.Н. Нечаев, С.Н. Дурылин, И.М. Дуров, Д.П. Ознобишена и др. (Е.А. Самоделова, Ю.А. Курдин, Е.А. Агее-
ва, И.Б. Теплова, Д.В. Абашева, В.П. Кузнецова, Я.В. Зверева и др.). С.Н. Азбелев в своем докладе проанализировал значение деятельности В.Ф. Миллера и роль всей исторической школы для судьбы отечественной фольклористики. Оживленное обсуждение вызвал доклад Н.Г. Комелиной, в котором были представлены подходы к изучению «репрессированных» архивных материалов, закрытых для исследователей по идеологическим и политическим причинам на протяжении многих десятилетий.
Активное обсуждение всех выступлений прошло на секции «Фольклор и этнография сегодня». Докладчики представили различные подходы в исследовании междисциплинарных взаимодействий фольклорного и этнографического материала. Они проанализировали различные аспекты свадебного обряда и место фольклорного текста в обрядовом контексте (Е.А. Шевченко, Н.А. Шевякова, О.А. Пашина, Ю.А. Крашенинникова, О.В. Селина и др.), роль песенного фольклора в традиционной празднично-обрядовой культуре (Д.Д. Абросимова, М.С. Антонова,Л.Ю. Громова,Н.А. Новоселова). Были рассмотрены семантика и функции гаданий и запретов в ритуальной практике (Ю.Н. Наумова, Ф.Ф. Гайсина), а также проблемы взаимодействия церковной и народной обрядности (А.Н.. Розов, Й. Мардоса).
В секции «Фольклор: мифология, народные верования, демонология» были представлены доклады по этнодиалектному картографированию мифологии отдельных регионов (Е.Е. Левкиевская), рассмотрены принципы формирования неомифологических представлений (И.К. Феоктистова) и современное состояние традиционных религиозно-мифологических представлений в современном фольклорном дискурсе (Г.Н. Шушакова). Несколько выступлений были посвящены отражению мифологических представлений в рукописных и печатных источниках (А.В. Пигин, С.Н. Амосова). Однако в большинстве докладов рассматривались отдельные мифологические сюжеты и образы как в русском фольклоре, так и в традиции других народов России.
В последнее время постоянно обсуждается проблема снижения интереса к изучению классических фольклорных жанров. Однако активное обсуждение современного состояния отдельных жанров фольклора, которое происходило в рамках нескольких круглых столов, свидетельствует об обратном.
На круглом столе, посвященном заговорно-заклинательным практикам, обсуждались самые разные аспекты в изучении заговорной традиции. Выступавшие обратились к проблеме современного состояния заговорной традиции (Т.В. Савельева, С.Ю. Королева, В.А. Москвина). Было рассмотрено место апокрифических текстов, выполняющих функцию заговора, в традиции и роль подобных текстов в религиозной и магической жизни России (А.Д. Соколова).
Обратились исследователи и к анализу формульности заговорных текстов (И.И. Хуснулина, М.В. Завьялова). В.Л. Кляус представил опыт создания видеобиблиотеки заговорно-заклинательных обрядов. Особый интерес вызвало выступление Д. Ропера, в котором английские заговоры сопоставлялись с заговорами других европейских народов.
Проблемы бытования и изучения эпоса народов России стали предметом обсуждения на круглом столе, посвященном фольклорному эпическому наследию. Выступавшие рассмотрели состояние сказительского искусства в настоящее время (РА. Султангареева, Л.В. Ангеловская, М.Б. Кунгаа). Были проанализированы жанровые и композиционные особенности, художественные приемы, поэтические константы, образная система, цветовая символика и лексика эпических произведений (Ю.А. Новиков, Т.В. Илларионова, Б.С. Дугаров, А.М. Петров, ТВ. Хлыбова, А.Г. Игумнов, А.Н. Розов). Своеобразию и локальным особенностям эпоса были посвящены доклады Л.Р. Сурметовой, Р.Р. Баязитовой и М.В. Станюкович. Особое внимание было уделено носителям эпической традиции (А.М. Гутов) и способам фиксации эпических песен (С.Д. Мухоплева, Н.А. Дьяконова, С.М. Орус-оол).
На круглом столе «Проблемы изучения жанров фольклора: игры» активно обсуждались проблемы бытования и методика записи, собирания и классификации традиционных игр, вопросы отражения в играх определенных языческих представлений (Г. С. Петкевич, Н.А. Мальцева, Л.Ш. Давлетшина). Было уделено внимание использованию в играх антропоморфных изображений; проанализирована символика и типические места в текстах игрового фольклора, а также региональная специфика жанра.
Особое внимание вызвало заседание круглого стола, посвященного изучению жанра сказки. Было отмечено, что в последние несколько лет появился ряд фундаментальных исследований, посвященных сказке, возрождается интерес к таким аспектам изучения сказок, как принципы классификации, генезис сюжетов и образов, вопросы стабилизации и вариативности сказочных текстов. Подробно были рассмотрены проблемы, связанные с реализацией отдельных мотивов, с трансформацией сказочных сюжетов в других эпических жанрах, с историческим и мифологическим аспектом функционирования сказочных образов, вариативностью жанровых разновидностей (Г.Р. Хусаинова, А.С. Джанумов, А.С. Лызлова, Р.Р. Зинурова, Н.В. Стекольникова). Докладчики обратились к особенностям формирования и локальной специфике сказочных традиций отдельных регионов (Р.П. Матвеева,Н.С. Коровина). Вопросы, связанные с передачей сказочной традиции, проанализировала в своем выступлении Е.П. Малахова. Г.З. Имаева продемонстрировала, как рифмованные
элементы древнерусской повести «О Ерше Ершовиче» трансформировались в русских народных сказках, а А.А. Власова на примере сценариев спектаклей к православным праздникам выделила элементы, заимствованные современными авторами из традиционных сказочных текстов.
Выступления участников еще одного круглого стола затрагивали различные аспекты изучения малых жанров фольклора. В докладах, посвященных изучению примет, было обращено внимание к выявлению лингвокультурного аспекта и использованию данных текстов в качестве риторического приема (И.Ю. Назарова, Т.И. Дрынкина). Прагматику паремий, образную систему календарных паремийных текстов и отражение в них определенных жизненных ценностей рассмотрели А.Б. Мороз, О Б. Абакумова, З.Я. Рахматуллина. Следы язычества в загадках и принципы классификации этого жанра были проанализированы Е.Н. Вагановой и Н.В. Шестеркиной. Общность речевой стереотипии в фольклорных текстах на примере детских и взрослых «приколок» была продемонстрирована О.Ю. Бойцовой.
Специфика изучения функционирования причитаний стали предметом обсуждения участников круглого стола «Проблемы изучения жанров фольклора: Причитания». Ряд выступавших обратились к анализу региональной специфики причитаний (М.Д. Алексеевский, Е.Б. Резниченко). Художественные приемы, образная система, мотивы и сюжеты причитаний были проанализированы С.М. Поз-деевой, Е.Ф. Югай, Ю.Н. Ильиной. Г.А. Мишарина обратилась к исследованию внутрижанровых взаимодействий похоронных и заклинательных причитаний. Использование духовных стихов в качестве причитаний, их рукописные и устные версии были описаны Е В. Рычковой, А.А. Пригариным. М. Дос Сантос рассмотрела похоронные причитания в междисциплинарном аспекте, а И.М. Ко-валь-Фучило проанализировала трансформацию функционирования и восприятия погребальных причитаний.
Междисциплинарные исследования фольклора всегда привлекают внимание исследователей. На II Конгрессе фольклористов в рамках работы двух круглых столов обсуждались различные аспекты данной проблематики. Круглый стол «Фольклор как предмет междисциплинарных исследований» носил более общий характер. Его участники обратились к роли традиционной культуры в контексте взаимоотношений общества и государства и проблемам функционирования фольклорного текста в бытовом дискурсе (В.В. Васильев, И.В. Тубалова). Выступавшие рассмотрели культурологические аспекты изучения традиционной культуры, обратили внимание на роль массовой культуры как ретранслятора фольклорной традиции; проанализировали бытование традиционной культуры в современном культурном пространстве, остановившись на функционировании
фольклора в мультимедийной среде, а также на его значении в развитии досуговой деятельности (О.Д. Баландина, Н.А. Джалилова, В.В. Метальникова, Е.Э. Гавриляченко, Э.В. Быкова). Докладчики обсудили также роль фольклорных исследований как источника изучения архаической ментальности, с одной стороны, и современных проявлений искусства - с другой (Д.И. Варламов, О.Н. Шелегина). Проблемы рефлексии и саморефлексии в традиционной культуре как объекта комплексного исследования стали предметом выступлений Е.Л. Антоновой, А.Н. Власова и Е.А. Дороховой. В нескольких докладах был рассмотрен опыт взаимодействия фольклора с другими дисциплинами, такими, как культурная география, краеведение и психология (В.А. Поздеев, В.Н. Калуцков, А.В. Топычканов). Как было отмечено, фольклорная традиция является самоорганизующейся системой, она должна активно использоваться в современных проектных формах (А.В. Панюков, Н.Г. Михайлова, Е.В. Александров).
Выступления на втором круглом столе были посвящены междисциплинарному изучению одного фольклорного жанра - народной песни. Докладчики прежде всегообратились к анализу песен литературного происхождения, закрепившихся в фольклорной традиции (Т.Н. Якунцева, В.В. Трубицина, ИВ. Пчеловодова). Своеобразие стиха русской песенной поэзии проанализировал А.А. Маточкин. Был рассмотрен характер взаимодействия песенных традиций различных этносов на иноэтничных территориях, а также отражение в песенном фольклоре исторических событий (Ф.Г. Галиева, Н.Н. Вохман, Е.М. Белецкая). На материале испанских нарративных песен Н.В. Во-зякова проследила роль повседневного языка в процессе воссоздания фольклорного текста. В то же время была исследована фольклорная составляющая в активном песенном репертуаре городских субкультур и микросоциумов, современная городская песенная традиция, фольклоризация авторских песенных тестов и т.п. (А.С. Башарин, В.Г. Богомолова, Ю.С. Костылев). Процессы исторических трансформаций в разбойничьей, тюремной и блатной песне стали предметом рассмотрения в докладе М.Л. Лурье. Изучению контекста бытования песен в традиционной культуре был посвящен доклад В.Е. Добровольской.
К междисциплинарным исследованиям фольклора можно отнести и выступление участников круглого стола «Этноботаника и проблемы изучения традиционной культуры». Были рассмотрены мифы и легенды, связанные с отдельными растениями, выявлены растения, выступающие атрибутом мифологического персонажа, проанализированы словари фитонимов, проанализированы этнобо-танико-культурологические аспекты поэтики некоторых писателей, проведен текстологический анализ рукописных травников и Интернет-порталов, использующих в своей деятельности традиционные
сюжеты, связанные с растениями (И.А. Седакова, К.И. Шарафадина, В.Б. Колосова, А.Б. Ипполитова и др.).
Отражению в фольклоре исторических событий был посвящен круглый стол «История страны в фольклоре». Его участники обсудили вопросы связанные со спецификой фольклорного сознания, проблемами фольклоризации событий местной истории, вопросы исторической памяти и саморепрезентации регионов и т.п. (И.А. Голованов, С В. Воробьева, С В. Голикова, М.Х. Идельбаев и др.). Автобиографический рассказ как источник изучения повседневной жизни рассмотрели Н.И. Серебряникова и С.А. Моисеева. Взаимоотношение фольклора и власти, использование традиционной культуры для пропаганды советского образа жизни, возникновение особых советских ритуалов были представлены в докладах С.Г. Леонтьевой, Р.Н. Сулеймановой, ИВ. Козловой, А.В. Ермишиной.
Одной из наиболее значимых проблем отечественной фольклористики является вопрос о принципах хранения и систематизации фольклора. Участники круглого стола, посвященного этой теме, рассмотрели различные аспекты собирания, публикации и изучения фольклора в регионах, систематику и архивацию фольклорных коллекций, базы данных, составленные в региональных архивах (К.Е. Корепова, Н.В. Дранникова, С.А. Меньшиков, М.В. Коляснико-ва, М.Л. Лурье, И.Ю. Назарова и др.). Выступающие представили различные системы сюжетно-мотивных указателей, рассмотрели вопросы, связанные с созданием цифровых компьютерных фондов (Ю.В. Приказчикова, А.И. Шилин, Ю.И. Шейкин, А. Корб, З.Д. Джа-пуа, А.В. Козьмин и др.). Были проанализированы принципы создания мультимедийных каталогов, медиапроекты электронных энциклопедий, проблемы формирования веб-сайтов по традиционной культуре и т.п. (А.В. Рафаева, С.А. Меньшиков, О.А. Абрамова, К.А. Федосова, И.А. Филиппова, С.Е. Васильев, В В. Илларионов и др.).
Особое внимание фольклористов в настоящее время привлекает проблема функционирования современных форм фольклора. Этой теме была посвящена секция с аналогичным названием, круглый стол «Фольклор и Интернет» и дискуссионный клуб «Фольклор в СМИ? Фольклор ли?». В рамках работы секции были заслушаны доклады, посвященные фольклору малых социальных групп и субкультур, фольклору и корпоративной культуре, антропологии профессий и т.п. (Т.Б. Щепанская, Е Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, М.М. Красиков и др.). Ряд исследователей обратился к проблемам, связанным с изучением религиозного фольклора и околомонастырской культуры (А.А. Панченко, Ж.В. Кормина, Ю.М. Шеваренкова, И.Ю. Рогатнев). Докладчики затронули и вопросы связей традиционной и массовой культуры, вопросы социализации и роль прессы в популяризации фольклора субкультур (Т.А. Золотова, А.А. Ситнова,
14 ВМУ, филология, № 5
НИ. Ефимова, С.А. Тихомиров, Д.Б. Писаревская и др.). Участники круглого стола подробно рассмотрели взаимоотношения современной фольклористики и виртуальной реальности. Особое внимание было уделено механизмам порождения фольклорного текста в Интернет-пространстве, использованию традиционных фольклорных жанров в комментариях на интернет-порталах (М.Д. Алексеевский, Н.В. Кургузова, Р. Ярв). Было отмечено, что Интернет можно рассматривать как поле для исследований таких традиционных жанров, как свадьба, анекдоты, девичьи альбомы, городские песни (М.Г. Мат-лин, Д.А. Радченко, Е.Н. Горшкова, А.С. Башарин). В то же время выступавшие говорили о том, что Интернет порождает новые жанры и соответственно новые формы фиксации текста (Н.В. Назаров). М.В. Ахметова обратила внимание на отражение региональной идентичности в фольклорных текстах, бытующих в Интернете.
Одним из самых ярких событий дискуссионного клуба «Фольклор в СМИ? Фольклор ли?» стало выступление Е. Бартмински, который на примере трансформации одной польской календарной песни показал, как меняется фольклорное произведение, когда его адаптируют для телепередач и эстрадных концертов. Различным типам адаптации фольклорного материала журналистами был посвящен и доклад М.Д. Алексеевского, который рассмотрел, какие жанры фольклора образуют рубрики в российских газетах. Широкое обсуждение вызвал доклад Н.С. Петровой, проанализировавшей специфику экранизации фольклора в диафильмах, мультфильмах и кинофильмах.
Участники секции «Фольклор в общеобразовательном процессе» обсуждали целый ряд проблем, связанных с использованием фольклора и традиционной культуры в образовательном процессе. Были рассмотрены подходы к формированию системы этнопросвещения в современном общем образовании, стратегии построения вузовских курсов, учебников, программ и методик, к перспективам развития преподавания традиционной культуры, программы дополнительного образования (Т.В. Шастина, В.В. Бакке, М.Ю. Новицкая, Т.Г. Владыкина, Т.Б. Дианова и др.). Выступавшие подробно остановились на деятельности учреждений дополнительного образования, семейных мастерских, ансамблей и т.п. в работе по изучению и преподаванию традиционной культуры (З.Б. Цаллагова, И.С. Попова, Т.Л. Голещи-хина и др.).
На круглом столе, посвященном межэтническим процессам в фольклоре, были проанализированы региональная общность и национальное своеобразие традиций в регионах с полиэтничным населением, развитие фольклорных традиций в условиях диаспоры, сохранение национальной культуры в иноэтничном окружении (А.В. Морозов, Б.Г. Ахметшин, М.М. Каспина и др.).
Дискуссия о проблемах и стратегии современных периодических изданий по фольклору и традиционной культуре стала предметом выступлений участников круглого стола, посвященного периодическим и непериодическим изданиям по фольклору, организаторами которой стали редакции трех ведущих журналов «Антропологический форум», «Живая старина» и «Традиционная культура», специализирующихся на исследованиях по фольклору и традиционной культуре.
Дискуссионный клуб «Что нужно фольклору: сохранение или пиар?» обозначил основные методологические подходы к деятельности работников культуры по сохранению и возрождению фольклорных традиций. Проблемное поле дискуссии обозначил М.Д. Магомедов, проанализировавший трансформации, которым подвергался народный танец и декоративно-прикладное искусство в советское и постсоветское время. Е.З. Соловьева, В.Ю. Багринцева и Т.М. Зенкова поделились опытом организации культурной работы по сохранению и пропаганде фольклора в различных регионах России, а А.А. Иванова в заключительном слове призвала собравшихся совмещать научную и просветительную деятельность, рассказав о проекте культурного туризма в Пинежье.
В.Е. Добровольская
Сведения об авторе: Добровольская Варвара Евгеньевна, канд. филол. наук, зав. фольклорно-этнографическим отделом Государственного республиканского центра русского фольклора. E-mail: [email protected]