The second redaction of the life of Theodosius of Totma Bilanchuk R. Вторая редакция Жития Феодосия Тотемского Биланчук Р. П.
Биланчук Роман Павлович / Bilanchuk Roman — магистрант, кафедра теории, истории культуры и этнологии, факультет иностранных языков, культуры и искусств,
Педагогический институт Вологодский государственный университет, г. Вологда
Аннотация: в статье представлены основные результаты текстологического анализа второй редакции Жития Феодосия Тотемского, представленной целой группой списков XVIII -XIX вв. Литературная история памятника рассматривается в контексте с тематически близкими агиографическими сборниками, содержащими собрания чудес преп. Феодосия, и другими текстами, связанными с личностью и деятельностью тотемского святого. Abstract: the article presents the main results of the textual analysis the second edition of the life of Theodosius of Totma, presented a group of lists of the XVIII-XIX centuries, a Literary history of the monument is discussed in the context of a couple of similar hagiographic collections that contains the collection of miracles of St. Theodosius, and other texts related to the identity and activities of St. Theodosius.
Ключевые слова: северорусская агиография, текстология памятников древнерусской литературы, святые г. Тотьмы и Тотемского уезда.
Keywords: North Russian hagiography, textual criticism of ancient Russian literature, saints of Totma, Totma district.
Данная статья является продолжением наших исследований списков Жития Феодосия Тотемского [1]. Основное внимание уделяется рассмотрению поздней (второй, сокращенной) редакции жития. Эта редакция представлена целой группой списков XVIII-XIX вв. Наиболее ранние из них, четко датируемыми 1729 г., отражены в тексте двух рукописей: Вологодского областного музея-заповедника (ВОКМ, № 2011) и Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (ГПБ, собр. Михайловского, Q. 765). Характерно, что эти списки имеют сходные владельческие записи: «А сие житие и духовную писал Тотьмы града Богоявленскаго собору пономарь Иван Алексеев сын Кузнецов и подписал своею рукою 1729 году месяца ноемврия в 21 день» (ВОКМ, № 2011, л. 106 об.); ««Житие и духовную писал города Тотмы Богоявленского собору пономарь Иван Алексеев сын Кузнецов и подписал своею рукою 1729-го года ноемврия в 21 день» (ГПБ, Собр. Михайловского, Q. 765, л. 33.). Текст данной рукописи читается также в ряде других списков этой редакции середины XVIII - XIX вв.: ГАВО, ф. 883, оп. 1, д. 233, л. 25-40 (1745 г.); ВОКМ, № 11993, л. 42-75 (1760-е гг.); БАН, Устюжское собр., № 58, л. 18 об. - 25 (конец XVIII в.); ГПБ, собр. Михайловского, Q. 379 (XIX в.) и др. и состоит из введения (начало: ««Иже святое житие препроводившихъ и впру божественную сохраншихъ...»), Повести о житии преподобного Феодосия (начало: «Сий преподобный отецъ нашъ Феодосий...») и подборки из 25 или 26 чудес с включением двух датированных 1626 и 1634 гг. новелл о написании первой и второй надгробных икон преп. Феодосия. Житие святого в редакции, рассмотренной выше, к настоящему времени опубликовано по списку ВОКМ, № 2011 [2, с. 55-77].
Вторая редакция не сохранила авторского предисловия, но текст введения, вероятно, был составлен по списку первой редакции. В основе этого текста лежит широко распространенное в агиографической литературе Похвальное слово новым русским святым Григория Суздальского: «... Хощу помянути иже святое житие поживших и веру божественную сохранших и Российскую землю чюдесы просветивших и в постных подвизех просиявших святых преподобных и богоносных отец великих и неперестанными к богу молитвами велику победу на врагы показавших, красная ж и суетная мира сего отвергших будущая ради жизни, яже Бог уготова любящим Его» (ГБЛ, ф. 242, собр. Прянишникова, № 60, л. 243). Близкое по содержанию и речевым оборотам введение к житию читается, например, и в наиболее распространенной (минейной) редакции Жития Димитрия Прилуцкого [3, с. 25-26].
Собственно житие (Повести о житии) во второй редакции претерпело существенные изменения. Автором-составителем были максимально упрощены свидетельства о «вологодском» периоде жизни святого путем изъятия из повествования рассказа о явлении преп. Димитрия и Повести «о прихождении казанских татар». Автором также отмечается, что
святой был обучен грамоте («...и вданъ бываетъ в научение божественному писанию») и был женат («принуждениемъ родителей своихъ и браку сочетася»). Столь же лаконичны и лишены пространных рассуждений и «излишней» детализации обстоятельства прихода святого в Тотьму и организации монастыря. Близкое сходство текстов обеих редакций обнаруживается только в самом завершении житийной повести (указание точной даты кончины; чудеса исцелений «.многих приходящих» и пр.).
Основная группа житийных мотивов (топосов), вычленяемых в первой редакции, автором-составителем была сохранена, что свидетельствует о его знакомстве с основными принципами организации житийного текста. Очевидно, появление краткой редакции памятника, близкой к минейной версии житий, было обусловлено потребностями служебного характера и связано с распространением почитания преп. Феодосия в пределах города и округи.
О точном времени составления данной редакции ответить сложно. Отмеченная выше дата (1729 г.) фигурирующая в двух самых ранних списках, могла фиксировать лишь момент окончания копий с уже существовавшего протографа, а само изготовление этих копий могло быть приурочено к написанию Службы святому в том же 1729 г. В печатном указе из Св. Синода от 3 сентября 1798 г. сообщается, что преп. Феодосия Суморина «по происходящим чудотворениям вся тотемская округа и другие окрестные места почитают святым и изображают на иконах, почему и служба на память преставления его на 28 число генваря еще в 1729 году сочинена и по ней отправлялись ему в том Суморине монастыре молебствия» (ГАВО, ф. 526, оп. 1, д. 1, л. 56-56 об.).
Датировка чудес, сопутствующих ряду списков этой редакции, также дает информацию, связанную с концом XVII в.: чудо 25 об исцелении тотемского подьячего Григория датировано 1688/1689 г., а последнее, 26 чудо, об исцелении дьякона тотемской соборной церкви Иоанна Киприанова, показано под 25 февраля 1697 г. Но возможно и другое объяснение: Служба и новая редакция Жития Феодосия Тотемского были написаны одновременно в 1729 г., а чудеса взяты из первой редакции памятника.
Общероссийское прославление, канонизация преп. Феодосия (1798 г.) привели к широкому распространению в конце XVIII - XIX вв. списков жития и иных источников, касающихся его почитания, на территории Европейского Севера и Сибири. Один из списков Жития Феодосия Тотемского с тропарем и кондаком преподобному, составленный в 1798 г. (БАН, Пинеж., № 318, л. 15 - 26 об.), принадлежал пинежанам, представителям крестьянского рода Поповых [2, с. 349-350]. Известным советским археографом В. И. Малышевым был выявлен список Жития Феодосия Тотемского XIX в. в Тобольском районном архиве Тюменской обл. [4, с. 157] Ранее, в Иркутске в 1880-е гг. были обнаружены рукописи церемонии первого официального освидетельствования мощей преп. Феодосия в ноябре 1796 г. [5] Насколько нам известно, при копировании текста жития преимущественно использовалась именно вторая, сокращенная редакция. В одном из списков жития конца XVIII - начала XIX в. (ГПБ, Собр. Титова, № 3553), позднее включенным в сводный агиографический сборник, на л. 171 читается следующая владельческая запись: «Сия тетрадь жития преподобного Феодосия куплена в Тотемском Спасо-Суморине монастыре ис казны Устюжской округи Югской трети... крестьянской женой Марией Белозерцевой июля 8 числа на память Прокопия Праведного Устюжского чудотворца 1805 года». Текст краткой редакции также послужил образцом для составления второй редакции Жития Антония Дымского [6]. Чудеса первой и второй редакций памятника активно использовались составителем второй редакции жития местного тотемского святого -Вассиана Тиксненского [7, с. 22-25].
Характерной особенностью рукописно-книжного бытования некоторых списков поздней редакции Жития является сосуществование его с копиями текстов духовной грамоты (завещания) преп. Феодосия, «данной» грамоты старцу Феодосию на пустошь Симакинскую (БАН, Устюжское собр., № 58, л. 43 - 43 об.), царской грамоты 1554 г. Впрочем, данный историко-литературный контекст не нарушает жанровые особенности памятника и традицию древнерусских житий в целом. Тексты духовных грамот игуменов содержат, например, жития Антония Сийского, Кирилла Белозерского, Геннадия Костромского [8]. Особый интерес представляют краткие «записки» («описания») мемориального характера об обретении мощей преп. Феодосия. На основе данных «записок» в конце XVIII - начале XIX в. было составлено особое Сказание (Повесть) об обретении мощей Феодосия Тотемского. (см., напр.: ГПБ., Собр. Титова, № 4404, л. 1-2. (XIX в.)) и Слово похвальное на обретение мощей преп. Феодосия (см., напр.: ГПБ, Собр. Погодина, № 762, л. 40 об. - 42 (XIX в., перв. четв.). Таким образом, «феодосиевские» монографические сборники, традиция составления которых была заложена в первой четверти XVIII в., помимо документальных
данных могли включать молитву святому, Службу, Слово похвальное на обретение мощей преп. Феодосия, Сказание на обретение мощей преп. Феодосия.
В некоторые списки второй редакции (ГПБ, Собр. Колобова, № 517, ГПБ, Собр. Титова, № 4404) вносится минимальная правка: появляется упоминание о дочери святого -Марине, что, вероятно, было связано с обращением переписчиков к текстам поздних монастырских синодиков-помянников. Например, в синодиках-помянниках Тотемского Спасо-Суморина монастыря середины - конца XIX в. (Собрание Вологодского областного музея) записи, в которые были внесены из более раннего монастырского синодика (синодиков), читается следующий текст: «Род преподобнаго отца нашего Феодосия, Тотемского чудотворца: Иулиана, монаха Исайи, Андрея, Феодора, Еуфимии, Марина». (ВОКМ, № 11942, л. 1; ВОКМ, № 2016, л. 30).
Существование особой разновидности второй редакции может свидетельствовать о незначительном, но все же продолжении литературной истории памятника в конце XVIII -начале XIX в. Текст второго вида второй редакции Повести о житии преп. Феодосия, наряду со Службой святому, Сказанием о чудесах и Повестью об обретении чудотворных мощей вошел в печатное издание 1796 г., неоднократно переиздававшееся в первой половине XIX в. [9].
На основе указанного выше второго вида второй редакции в начале XIX в. была составлена виршевая редакция Жития Феодосия Тотемского, единственный известный список которой содержится в коллекции документов по истории Тотемского Спасо-Суморина монастыря, принадлежавшей П. И. Савваитову (ГПБ, Е. XVII, № 68). Житие читается на лл. 78 об. - 80 и находится в конвое с другими стихотворными произведениями, посвященными преподобному: «Указатель Святыя пещеры» (Л. 78 - 78 об.); «О обретении святых мощей преподобного отца нашего Феодосия, новоявленного чудотворца» (Л. 80-81). В этой редакции, между прочим, также указывается, что преп. Феодосий до пострига в браке «имел младую дщерь Марину». Безусловно, эти произведения также составляют единый «феодосиевский» цикл, нуждающийся в дополнительном изучении.
Виршевая редакция, по-видимому, послужила литературной основой для составления более поздних (вторая половина XIX в.) стихотворных произведений о преп. Феодосии, выходящих за рамки собственно агиографических текстов. Одно из таких произведений было написано мещанином г. Тотьмы Ф. А. Вахрушевым. В рукописи, датированной 1862 г., читается следующее: «...В счастливый час, как дочь Марину /Дал Феодосию Творец, / Заплакал радостный отец; / Пришла пора, вологжанину / Марина руку отдала, / И, верно, в счастии жила...» [10].
Самостоятельный исследовательский интерес представляют монографические сборники чудес препод. Феодосия Тотемского, составлявшиеся в конце XVIII - XIX вв. на основе житийных чудес XVII в., а также многочисленных «писем» и «объявлений», направляемых монастырским игуменам от разных лиц, получивших исцеления. Устные «объявления» и поступающие в монастырь «записки» аккуратно фиксировались (см.: ГАВО. Ф. 526. Оп. 1. Д. 9. Письма и объявления игумену монастыря от разных лиц, получивших исцеление от мощей Феодосия Суморина. Л. 1-138). Из числа сборников, содержащих подборки чудес отметим сборник Вологодского областного музея (ВОКМ, 11944, начало XIX в.), содержащий 171 чудо XVII - начала XIX в. и приписанные к ним 1 чудо под 1831 г., предваряющее ряд показаний об исцелениях 1881-1882 гг. Копией данного сборника (без позднейших приписок 1831, 1881-1882 гг.) является рукопись Российской Национальной библиотеки (ГПБ, Собр. Погодина, № 762, первая четверть XIX в.) также содержащая 171 чудо. Описание чудес в этих сборниках распределено по двум циклам, отражающим основные этапы почитания святого: раннее повествование о чудесах преп. Феодосия (чудо 1-26), «бывшее до прославления мощей его» отражает сформировавшийся комплекс чудес XVII в., остававшийся без изменений целое столетие. Его продолжает «Сказание о чудесах преподобного отца нашего Феодосия, явленных по обретении святых его мощей мироточащих...», содержащее тексты еще 145 чудес 1796-1802 гг.
Таким образом, выделяемая нами вторая редакция Жития Феодосия Тотемского по степени ее распространенности в церковно-народной традиции может быть признана в качестве основной, а рубеж XVIII-XIX вв. стал следующим (после второй половины -конца XVII в.) важнейшим периодом в практике почитания святого и трансляции памяти о нем в житийных и иных текстах.
Литература
1. Биланчук Р. П. О датировке ранней редакции Жития Феодосия Тотемского // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 14 (56). С. 81-84.
2. Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского / сост.: И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Р. П. Биланчук, Л. А. Захарова, К. Н. Лемешев; под ред. А. С. Герда. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2012. 176 с.
3. Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник Вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1990. С. 7-53.
4. Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - начала XX вв.: Опыт исследования. Источники. Т. 1.: Очерк истории формирования книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 728 с.
5. Малышев В. И. Заметки о рукописных собраниях Петрозаводска и Тобольска // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. V. М.; Л.: Наука, 1947. С. 149-158.
6. Старинные рукописи об освидетельствовании и открытии св. мощей препод. Феодосия, Тотемского чудотворца и о пожертвованиях Императора Павла I Тотемскому Спасо-Суморину монастырю, где сии мощи почивают // Вологодские епархиальные ведомости, 1887. № 10. (Прибавления). С. 177-192.
7. Белоброва О. А. Житие Антония Дымского: Время его составления // Новгород в культуре Древней Руси (Материалы Чтений по древнерусской литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 года). Новгород: НГУ, 1995. С. 128-135.
8. Биланчук Р. П. Житие Вассиана Тиксненского // Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского / сост.: И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Р. П. Биланчук, Л. А. Захарова, К. Н. Лемешев; под ред. А. С. Герда. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2012. С. 17-27.
9. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996. 365 с.
10. Служба преподобному отцу нашему Феодосию Тотемскому чудотворцу. СПб., 1798. 18 с.
11. Преподобный Феодосий Тотемский. Стихотворение Фомы Вахрушева // Вологодские епархиальные ведомости, 1896. № 19, 20. (Прибавления). С. 335-339. С. 343-349.